Во время Великой Отечественной войны великий лётчик-истребитель Александр Покрышкин (1913–1985) стал первым в истории трижды Героем Советского Союза.
См. фотоальбом
Пермь в его судьбе сыграла решающую роль — здесь он учился в авиационной школе авиатехников полтора года: с июня 1932 по декабрь 1933 года. Это было его первое, но не последнее образование в сфере авиации. Вообще-то он сразу хотел быть лётчиком и прибыл в Пермь по путёвке «Комсомолец, на самолёт!». Но в тот год лётное отделение было закрыто, пришлось стать авиатехником. Занятия проходили в трёхэтажном здании бывшей духовной семинарии на ул. Монастырской.
Александр Покрышкин стал вторым, после Ивана Кожедуба, пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции Второй мировой войны — на его счету 59 сбитых самолетов противника. В реальности их, наверное, больше — свои «трофеи» он с легкостью уступал «ведомым» летчикам, стимулируя их таким образом.
Он первым понял, что сбивать нужно сначала лидера, и полностью поменял тактику воздушного боя советских ВВС. Покрышкин активно воевал в 1941–42 годах — самый тяжёлый и страшный период войны. К 1944 году он уже стал знаменитым героем и символом, поэтому ему не разрешали много летать, он сосредоточился на командовании.
На Параде Победы 1945 года на Красной площади в Москве он нёс знамя фронта.
В «Википедии» написано: «После войны Покрышкин вступил в конфликт с Василием Сталиным, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В результате этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году и имевший в своём подчинении генералов, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года».
Тем не менее был он впоследствии и маршалом авиации, и главой ДОСААФ.
Любопытная деталь: книга Александра Покрышкина «Небо войны» была переведена на арабский язык и использовалась как учебное пособие для обучения лётчиков во время арабо-израильского конфликта.
Почему Покрышкина в Перми ждало горькое разочарование, из-за чего он не хотел учиться и как на свалке оказалась его памятная доска
111 лет Александру Ивановичу Покрышкину, нашему земляку, трижды Герою Советского Союза, Маршалу авиации. Он сбил 59 вражеских самолетов из 600 боевых вылетов, разработав современные тактики воздушного боя.
Знаменитый летчик по началу даже не мог мечтать о своей карьере, ведь он должен был стать авиатехником.
Александр Иванович заканчивает Пермское авиационное училище с отличием, и руководство активно рекомендует ему остаться здесь инструктором.
Покрышкин, скрыв от всех своё намерение, решает поступить в лётное училище и берёт отпуск. За 17 дней самостоятельно изучая двухгодичную теоретическую программу, с легкостью он сдает экзамены в знаменитый военный авиационный институт Мясникова. Покрышкин, преодолев большой скандал, получает разрешение учиться на истребителя. Он успешно оканчивает учебное заведение всего за год.
В списке результативных асов покрышкин всего лишь на седьмом месте среди известных летчиков - имеет 59 сбивания - 53 лично и 6 с группой, уступают ему, к примеру, В. Бобров и И. Кожедуб, которые сбили по 67 штук. Кроме того, он проигрывают также Г. Диденко, Г. Речкалов, А. Ворожейкин и Н.Гулаев, которые сбили по 60 и 65 раз соответственно.
Александр Иванович Покрышкин неразрывно связан с американским самолетом «Аэрокобра», который получал по программе ленд-лиза. Однако свою военную карьеру он начал на отечественном самолете МиГ-3, даже способствовал его модернизации. Благодаря своему образованию он заметил критический дефект в самолете, который он описал и предоставил рекомендации, что помогло избежать многих трагедий.
Первый самолет Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. К сожалению, это был советский бомбардировщик Су-2. Только неразбериха первых дней войны и то, что пилот бомбардировщика остался жив, спасло Александра Ивановича от очень серьезных последствий. Командование ограничилось строгим выговором. Уже на следующий день Покрышкин реабилитировался, сбив немецкий истребитель.
Николай Гулаев был бойцом, ищущим схватку, а Иван Кожедуб - стрелком, подстерегающим цель.
Однако, Александр Покрышкин - это истинный математик боев в воздухе!
Он победил, благодаря своему анализу. Благодаря своей способности понимать особенности своих и вражеских самолетов, он использовал сильные стороны каждого типа и знал их недостатки. Он даже изучал человеческий фактор, например, что большинство пилотов испытывает затруднения при выполнении правого разворота, особенно правой, так как это типичный вариант для правшей. Используя эту информацию, Покрышкин разработал свои собственные тактики, которые сделали его эффективным в бою. Уже на 4-й день войны он начал вести свою тетрадь "Тактика истребителей в бою", которая стала бесценным ресурсом для многих поколений пилотов. Из нее родились учебники по стратегии и тактике истребительного флота, а также руководства по борьбе с разными типами вражеских самолетов.
В 1942 годa Покрышкина первый раз выдвинули к Героя Советского Союза, но вскоре отозвали. Из-зa инцидента со старшими по званию его чуть не задержали. Это была ситуация, в которую сплелись нечестность и мужество.
В марте 1943 полк Покрышкина получил американские "Аэрокобры". Тяжело вооруженный самолет американцы признали неудачным, но наши летчики дали ему вторую жизнь. Под руководством А.И Покрышкина производились доработки, упрощающие управление машиной на аэродроме. В частности, на самолете были "связаны" все огневые точки на одну гашетку, усилена мощность двигателя. Нововведения быстро внедрили в серийное производство и "Аэрокобры" стали грозной боевой машиной!
Учитель Александр Иванович научил летать 30 Героев Советского Союза, три из которых были удостоены этого звания дважды.
Александр Покрышкин написал 5 книг. Это «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою» и «Тактика истребительной авиации».
Во время Великой Отечественной Войны только в трех случаях фашисты переходили на предупреждения открытом текстом, без всяких шифров и кодов, это: «Ахтунг, партизанен!», «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и «Ахтунг, Покрышкин!»...
Справочно
Прославленный летчик истребитель, первый в истории трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (21 февраля - по ст.ст.) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь - инструментальщик.
В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3-й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.
В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.
В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".
В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.
В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.
Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.
В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2-ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.
Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.
Покрышкин — автор книг "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".
Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская". В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.
Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.
В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.
Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.
PS
Легендарный летчик, трижды герой Советского Союза - выпускник Пермской школы авиатехников.
Первая же воздушная схватка Александра Покрышкина закончилась катастрофой. Он подбил советский самолёт, пилот которого выжил, но штурман погиб. Так бесславно, трибуналом и бесчестием, могла закончиться карьера бывшего выпускника Пермской школы авиатехников. Но судьба ему уготовила другое. Он стал легендой отечественной авиации.
На здании, где он учился, установлена памятная доска.
Обычно каждый год руководство Пермского краевого совета ветеранов, бывшие выпускники училища, представители авиабазы «Сокол», ДОСААФ собирались у этой памятной доски Александру Ивановичу (с 2012 года - ул. Монастырской, до этого - Орджоникидзе, 12). И с ней связана целая, можно сказать, почти детективная история.
Горькое разочарование в Перми
В Перми уроженец Новониколаевска (Новосибирска) Александр Покрышкин проучился с июня 1932-го по декабрь 1933 года. Сюда он приехал из Сибири учиться на лётчика.
Здесь Александра, как он сам пишет в мемуарах, ждало первое горькое разочарование.
В училище закрыли лётное отделение и стали готовить только авиационных техников. Об этом курсанты узнали только по прибытии на место.
Покрышкин вспоминает, как это было:
«– Тебе обязательно надо быть лётчиком? И, вероятно, таким, как Чкалов? – шутливо спросил меня начальник училища.
– Обязательно, – угрюмо ответил я.
– Что мне с вами делать?! – иронически усмехнулся начальник. – Все вы обязательно хотите быть Чкаловыми, хотите летать. А кто же займётся моторами? И меня оставили в технической школе».
В других источниках Покрышкин утверждает, что начальник училища пригрозил отобрать комсомольский билет в случае отказа от учёбы.
«Однако должен признаться, что учёба в школе принесла мне большую пользу. Я хорошо изучил материальную часть, приобрёл серьёзные технические знания и навыки. Всё это пригодилось на войне», – вспоминал Александр Иванович позже.
Доска на мусорной свалке
Школа авиатехников располагалась в здании на улице, которая не раз меняла название, Монастырская, Орджоникидзе... Сегодня эта улица снова называется Монастырская.
Это бывшее здание ВКИУ, рядом с художественной галереей. Учреждение не раз меняло своё название, тем не менее оставаясь военным учебным заведением.
В 1990 году на стене здания со стороны набережной установили каменную памятную доску. Покрышкин с неё смотрел на Каму.
В 2003-м здание училища (тогда здесь располагался Пермский военный институт ракетных войск) было передано коммерческим структурам. И в нём расположились офисы и кафе.
Во время переезда, передачи здания, ремонтов забегались, засуетились, а когда оглянулись, оказалось, что памятная доска Покрышкину куда-то бесследно исчезла.
Тревогу забил Сергей Остапенко, бывший директор музея ВКИУ: «Я выступил на телевидении с просьбой вернуть памятную доску или хотя бы сообщить, что с ней стало», – рассказывал он мне в 2011 году.
И ведь повезло! Нашёлся Покрышкин. Правда, не каменный. А его гипсовая копия. Аж на Гайве.
Есть две версии, как гипсовый слепок оказался на свалке. Одна из них гласит, что после смерти скульптора Владимира Дубровского, который выполнил памятную доску Покрышкину, часть его работ оказалась на свалке.
Здесь-то и нашёл слепок гайвинец Алексей Алтунин.
Сам Алтунин рассказал следующее: «Я в то время работал на насосной станции. Курсантам, по всей видимости, после того как закрыли головное здание на Орджоникидзе, дали задание очистить помещения от хлама. Они весь мусор привезли на Гайву. Там я и нашёл Покрышкина».
Алтунину стало жалко трижды Героя Советского Союза. Он не понаслышке знал, кто такой Александр Иванович Покрышкин, сам имел отношение к авиации.
«Нельзя так делать, нельзя историю выбрасывать на свалку. Тяжеленная такая доска, помнится, была, еле дотащил», – вспоминает он.
В его гараже гипсовая копия пролежала несколько лет. Пока совершенно случайно (он никогда раньше не смотрел этот канал) по какому-то странному, но, возможно, закономерному совпадению Алтунин не наткнулся на ту самую передачу.
И в мае 2008 года, перед самым Днём Победы, памятная доска, выполненная по той гипсовой копии и посвящённая легенде советской авиации, вновь была торжественно открыта на бывшем здании ВКИУ, только уже на другом месте. Теперь прославленный лётчик смотрит не на Каму, а на здание художественной галереи, бывшего кафедрального собора.
«Самолёты на аэродром как раз летают через галерею и училище, – отмечал Сергей Остапенко. – Покрышкин словно провожает их взглядом. А самолёты словно салютуют: «Ваш полёт продолжается».
(отрывок статьи в "Пермских новостях" за 2011 год)
См. наш выпуск «ШН»:
Урок мужества «Покрышкин в небе и на земле»
https://school135.ru/yunarmiya/urok-muzhestva-pokryshkin-v-nebe-i-na-zemle?ysclid=ltfzeel7tx374181738
(исп м-лы СМИ; Марина СИЗОВА; Светлана Федотова)