6 марта исполняется 110 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны А.И. ПОКРЫШКИНА, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации, летчика-аса. В целях воспитания патриотизма и укрепления у подрастающего поколения идеи гражданственности, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и ее героях 6 марта в «Музее истории Пермского кино и телевидения», МЦ МАОУ СОШ № 135 г. Перми прошел урок мужества «Покрышкин в небе и на земле». На мероприятии ребята узнали о жизненном пути и воинской доблести прославленного героя, о том, что в истории России есть имена, которые не только не забываются, но и с каждым годом ярче и светлее проявляются в памяти потомков. Присутствующим представлены факты из биографии А.И. Покрышкина, о его подвигах во время Великой Отечественной Войны, о жизни в плену, а также о послевоенных событиях.
К мероприятию представлен альбом о прибывании Александра Ивановича в Минске: «Рожденный летать».
«Он родился в Сибири, чтобы удивить весь мир»
Кирилл:
Александр Иванович Покрышкин. Произнесешь это имя, и все становится ясно. В более чем тысячелетней истории Отечества не так уж и много людей, о ком знают все – и стар и мал.
Арина:
В истории Сибири после Ермака Тимофеевича это, пожалуй, второй национальный герой такого масштаба. Но, если б мы даже и не знали, откуда Александр Иванович родом, а судили бы только об упорстве, с которым он шел к осуществлению своей мечты о небе, став в итоге лучшим летчиком Великой Отечественной Войны, то и тогда непременно бы понял, что это наш человек, настоящей сибирской закалки.
Даша:
Сегодня день особенный, удивительный. 6 марта исполнилось бы 110 лет со дня рождения выпускника 1932 года «Фабрично-Заводского училища» при заводе «Сибкомбайн», замечательному человеку, нашему земляку, маршалу авиации, Трижды Героя Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину.
Милана:
Мы хотим прикоснуться к страницам жизни человека, который прославил наше учебное заведение, наш город, нашу страну на весь мир, на все века.
Жизнь – это дорога, это путь длиною в 26 тысяч 250 дней. Таков «предел человеческой жизни», как считал Аристотель. Много это или мало? В рамках мироздания – ничтожно мало. Но жизнь исчисляется не только прожитыми годами, но и поступками, которые совершил человек, благими делами, которые он сделал.
«Жизнь – не те дни, что прошли, а что запомнились»
Кирилл:
Как сказал Козьма Прутков: «Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени», эти слова мы можем смело отнести к биографии Александра Ивановича Покрышкина. Он действительно не терял времени. Был одержим своей идеей – летать. Одержимость. Это слово нельзя не употребить, рассказывая об Александре Ивановиче. И даже, если бы он не стал трижды Героем, он все равно был бы незауряднейшим представителем своей профессии. Он хотел в авиацию – и попал в нее. В авиации он хотел летать – и полетел.
Даша:
Из воспоминаний боевого друга, ученика Покрышкина, полковника – Вениамина Березкина: «Покрышкина боялись смертельно. В нашем полку, которым командовал он в ту пору, хитрили. Механики рисовали на борту его самолета новые номера, в воздухе он не называл по рации своей фамилии, но его безошибочно узнавали по «почерку», и гитлеровские асы…»
Арина:
Так как же начинался Покрышкин? Какой у него был путь в небо?
Это было давно. Сибирский самородок Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта в 1913 г. в Новониколаевске, где на берегу притока Оби – речки Каменки, стоял домик Покрышкиных. Там он провел свое детство. Ходил в школу, играл с ребятами, бегал по тихим улицам и смотрел в высокое, чистое небо. И была заветная мечта – стать летчиком.
Из воспоминаний Александра Ивановича Покрышкина: «С удовольствием вспоминаю время учебы в ФЗУ; своих товарищей Мишу Сихворстова, Костю Лобастова, братьев Бовтручуков и других ребят. Вечерами для кого танцульки в клубе, а для меня – учеба в ФЗУ, потом авиационно-техническое училище…»
Милана:
По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнает о том, что летное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет.
За шесть лет до войны Степан Супрун сказал Покрышкину: «Ты будешь летать! Такие, на земле не застаиваются».
Все, кажется, шло хорошо. Он рос, как специалист продвигался по службе. Не было одного – неба. Множество рапортов написал и отправил Покрышкин наркому обороны Ворошилову «Почему инженеру нельзя стать пилотом? Разрешите переучиться на летчика!». Он терпеливо ждал своего часа. И событие, которого он ждал, пришло. Появился приказ Ворошилова, разрешающий переучивать лучших авиационных техников на летчиков.
К началу Великой Отечественной Войны в петлицах старшего лейтенанта Покрышкина были уже желанные «птички», полученные в Качинской авиационной школе. Оставались буквально дни до 22 июня (воспоминания из фильма).
Война застала лейтенанта Покрышкина в Бессарабии. Он был одним из первых, кому доверили осваивать Миг-3. На МИГе вечером 22 июня Александр Иванович поднялся в небо войны… И закончил ее в мае 1945 года, поставив свою роспись на колоне Рейхстага.
Отрывок и художественного фильма «В бой идут одни старики.» («…развалинами Рейхстага- удовлетворен.»)
Кирилл:
Особенную славу стяжал 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых же боев по прибытии на Кубань он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К.А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех летчик-новатор награжден орденом Красного Знамени. Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. Более того, как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910-1970», «советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин». А американские газеты «Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк геральд трибьюн», отмечали вручение советскому асу Золотой медали, высокой боевой награды США». 24 мая 1943 года А.И.Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Даша:
Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке «Хозяин неба - Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.
Арина:
Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
Кирилл:
На счету Александра Ивановича более 650 боевых вылетов, 116 уничтоженных фашистских самолетов из них 59 лично сбитых самолета. В одном из своих интервью Александр Иванович сказал: «Опыт набирался не по крупицам, как принято говорить, а по каплям крови своей и боевых друзей…».
Главный девиз Покрышкина: «Истребитель, ищи встречи с противником! Не спрашивай, сколько врагов, а спрашивай, где они».
Награды Покрышкина:
Звание героя Советского Союза присвоено 24.05.1943 г. (345 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника и 6 в группе).
Второй медалью «Золотая звезда» награжден 22.08.1943 г. № 10 (за 455 боевых вылетов и 30 сбитых самолетов).
Третьей медалью «Золотая звезда» награжден 24.08.1944 г. (за 550 боевых вылетов, 137 воздушных боях сбита 59 самолетов противника).
Жизнь – это долгая дорога под звездами, путь, на котором у каждого человека может быть путеводная звезда.
Мог ли сибирский паренек предположить, что пройдет время и в далеком созвездии, в честь его назовут планету и она вспыхнет на небосклоне – его звезда. Одна из немногих названа в честь военного человека Александра Ивановича Покрышкина.
Цветы… Флаги… Теплый майский день… Тысячи новосибирцев…До самых краев площади – великое многолюдье… Светлые, одухотворенные лица… И вот он, незабываемый момент, которого ждали несколько лет: опускается, причудливо изгибаясь от ветерка, просторное полотнище и взорам земляков предстает величественная фигура нашего народного Героя – Александра Ивановича Покрышкина.
Свершилось!
Первый трижды Герой Советского Союза, прославленный летчик Великой Отечественной войны, Почетный житель Новосибирска, «парень из нашего города» вернулся на родную землю. Вернулся, словно вышагнув из легенды, - мужественный, красивый, истинный богатырь, орел России.
Мы, военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, ежегодно 6 марта в День рождения легендарного летчика и 9 мая, приходим на Площадь Маркса, чтобы возложить цветы к мемориальной доске А.И.Покрышкина и отдать дань памяти. Этот памятник свидетельство тому, что народная память бессмертна. Ни чего не смогло развеять ее, как пыль по ветру. Мы верны этой памяти, а это значит, что живы духовно и можем надеяться на будущее.
В ходе урока мужества ребята узнали о жестоких боях в Таманском небе, которые фашисты назвали «воздушным Сталинградом». На Тамани Покрышкин воевал с бортовым номером 13, это число стало счастливым для Александра Ивановича. Несмотря на то, что немецко-фашистское командование бросило на Кубань лучшие авиационные соединения: истребительные эскадры «Удет», «Зелёное сердце», «Мельдерс», нашим лётчикам удалось завоевать военное превосходство в небе. Победы доставались ценой огромных моральных и физических перегрузок. У лётчиков даже в морозную пору гимнастёрки были белыми от солёного пота.
Ребята узнали о педагогических способностях Покрышкина: он сам умел воевать и учил лётному мастерству своих подчинённых. В 16-м гвардейском истребительном полку, где служил Покрышкин, насчитывалось 30 Героев Советского Союза – его учеников. Александр Покрышкин и его друзья сумели сохранить боевой дух и способность учиться и работать в военном аду. Летом 1943 года над полями Кубани, никому не известные до этого лётчики, оказались знаменитейшими на весь мир мастерами воздушного боя. Именно здесь, в небе Кубани, взошла героическая звезда простого русского парня Александра Покрышкина.
Во время Великой Отечественной Войны только в трех случаях фашисты переходили на предупреждения открытом текстом, без всяких шифров и кодов, это: «Ахтунг, партизанен!», «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и «Ахтунг, Покрышкин!»...
Прославленный летчик истребитель, первый в истории трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (21 февраля - по ст.ст.) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь-инструментальщик.
В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3-й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74-й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.
В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И-15 и И-153 на МиГ-3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.
В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ-3, И-16, Як-1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P-39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".
В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.
В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968-1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.
Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов от Новосибирской области. В 1979-1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.
В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.
Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.
Покрышкин — автор книг "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".
Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина.
В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская".
В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.
Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.
В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно-патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов-сибиряков, развитие авиации и космонавтики.
Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.
РИА Новости
См. фотоальбом
(исп м-лы СМИ;)