В СОШ №135 «уроки науки», посвящённые великому русскому просветителю М.В, Ломоносову. Что самое яркое в русской истории? - Над таким вопросом задумались юнармейцы юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «Музея истории Пермского кино и телевидения» СОШ №135.
Безусловно, пожалуй, только одно. В области наук и искусств Россия в XVIII веке сделала необыкновенный скачок, во многом догнав, а в чём-то и перегнав, цивилизованный Запад. И сразу же после констатации этого важнейшего факта, в памяти всплывает имя того, кто по праву является ярчайшим представителем Русского Просвещения – Михаила Васильевича Ломоносова (ноябрь 1711 - апрель 1765), ослепительно яркая и плодотворная жизнь первого русского академика и пиита .
19 ноября 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!
Всемирный день науки – профессиональный праздник работников, которые имеют отношение к научной деятельности, независимо от званий, занимаемых должностей и выслуги лет. В их числе – профессоры, академики, исследователи. В России в 2021 году Всемирный день науки отмечается 10 ноября.
Цель праздника: почтить и объединить труд ученых во всем мире.
В этот день традиционно проводят конференции и семинары. Выдающимся ученым вручают награды, дипломы, присваивают им почетные звания. Ученики нашей школы проводят под руководством О.А. Красных и А.С. Куляпина «урок науки».
Именно в фигуре Ломоносова, как в «фокусе», скрестились все лучи (и «светлые» и «тёмные») Русского Просвещения… «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка» (А.С.Пушкин).
«Ему выпала честь стать первым великим ученым среди тех, кто родился и творил в нашей стране, довелось познать Россию во всем ее многообразии — от крестьянской избы до императорского дворца, от рыбацких хижин и кабаков до церковных сводов Славяно-греко-латинской академии и вновь созданных университетов. Никто из его современников не изучил Родину так глубоко, подробно и всесторонне, как он, уроженец архангелогородской деревни», – отмечается в историческом очерке Евгения Тростина «Верный русскому уму».
Следующий, XIX век, Русская Мысль провела под знаком противостояния «западников» и «славянофилов», и мы, подчас, на все предшествующие времена склонны смотреть сквозь призму сей историософской контроверзы. А сие не всегда благополезно. Так, в XVIII веке подобного «деления» не было. Тогдашние «западники» были одновременно и «славянофилами» (при всей неточности сего термина). И «птенцы гнезда Петрова», и «Екатерининские Орлы» отнюдь не «грешили» низкопоклонством пред Западом и безродным космополитизмом… Будучи «европеистами», они всецело сохраняли и «русскость». Опять же, ярчайший пример – Михайло Ломоносов. По происхождению – природный русак, но по культуре он уж скорее, «немец». Учился в Марбурге, там же женился на немке, послужил (правда, недобровольно) в Прусской армии – эдакий «Немецкий Русский» (как были «Русские Немцы»). Для него (как, кстати, и для Пушкина) постпетровская «Русская Европия» не есть «псевдоморфоза», «отход от Русского Пути», а есть нечто «Своё», органичное, Русское и Европейское одновременно. Точно так же Ломоносов (как и прочие наши деятели XVIII в.) не знает конфликта меж «Империей» и «народностью»: они для него двуедины… Вообще, Русская духовная, имперская и интеллектуальная элита XVIII в. не мыслила в координатах «Восток-Запад», но в координатах «Север-Юг», где Русь, Российская Империя – была Север… Тут «мудрость» сего в чём-то и «безумного» Столетия… Многое было недостаточно чётко артикулировано, многое было «сработано» по-варварски – но возврат к Пушкину, к Чаадаеву, к Ломоносову – вообще «до-славянофильскому» периоду Русской Мысли – крайне плодотворен и необходим. Многое в сем отношении было сделано нашим феерическим Серебряным веком, культурной эпохой, коя была насильственно прервана революционными великими потрясениями… Не всё додумано, не всё досказано. Ныне – время и «додумать», и «досказать»…
Мы привыкли думать, что знаем о Ломоносове чуть ли не всё: и как любознательный юноша шёл за рыбным обозом в Москву, и как постигал европейский опыт в университетах Германии, и как оказался мыслителем-универсалом - и химиком, и физиком, и поэтом, и металлургом, и астрономом, и художником…
«ВЕРНЫЙ РУССКОМУ УМУ, ЗАВОЕВАЛ НАМ ПРОСВЕЩЕНЬЕ»
Михаил Васильевич Ломоносов, принадлежа всему человечеству, был и остаётся сыном своей страны. Жизнь России в «столетие безумное и мудрое»(1) отличалась небывалой стремительностью. Грандиозные начинания Петра I: новая армия, впервые созданный флот, строительство столицы, открытие Инженерной, Навигационной, Артиллерийской и Хирургической школ и горных школ в Карелии и на Урале, введение нового календаря и гражданского шрифта, появление издательств и музеев, учреждение Морской академии и Академии наук -явились воплощением коренных перемен в государстве. И всё это было впервые, внове...
Личные судьбы людей развивались так же стремительно, как и судьба всей страны. Многих в то революционное время позвала Россия, но избранником её стал Михаил Васильевич Ломоносов, сын архангельского крестьянина, великий человек, познавший Русь «от тёмной клети до светлых княжеских палат»(2) , - первый русский, завоевавший мировую славу. При этом личные его творческие устремления были связаны с общегосударственными, общенациональными потребностями развития культуры, хозяйства и политики России.
Истинная ценность научных трудов Ломоносова, смелость и оригинальность подхода к решению любых проблем, гениальность прозрений и многообразие видов культурной деятельности учёного может быть понята лишь с точки зрения современного развития нашего общества. Пытливая мысль учёного-энциклопедиста опережала на целое столетие его современников в разных странах. Формула, которой он руководствовался в своих исследованиях: «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды» (4, 163) - достаточно чётко характеризует диалектический метод Ломоносова.
В статье «Попытки русского сознания» Н. В. Шелгунов отмечает «большое сходство» между Ломоносовым и Петром Первым: «. тот и другой положили начало великому де-лу...»(3). «Историк, ритор, механик, химик, мнералог, художник и стихотворец, - писал А. Пушкин, - он всё испытал и всё проник»(4).
Литературное, философское, естественнонаучное и педагогическое наследие Ломоносова обладает не только исторической ценностью: педагогические взгляды его до сих пор не потеряли свою актуальность и прямо перекликаются с современностью. Педагогические произведения Ломоносова, ранее считавшиеся утраченными, стали известны сравнительно недавно и вошли в дополнительные 9 и 10 тома Полного собрания его сочинений. Открылась новая грань гениальной личности русского учёного: Ломоносов предстаёт перед нами как автор оригинальных педагогических трудов, наставник молодых преподавателей и учащейся молодёжи, организатор русского просвещения и науки. Им открыта новая страница в истории педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании.
Педагогические воззрения Ломоносова основаны на опыте разнообразной научно-педагогической деятельности и вытекают из его философских естественнонаучных взглядов, что позволяет анализировать и обобщать явления воспитания и образования.
Рекомендации учёного педагогам построены на изучении личности учащегося - и человека вообще - с позиций философии, физиологии и психологии.
В разработанной Ломоносовым теории познания связаны в единое целое такие её составляющие, как чувственное восприятие, с помощью которого отражаются в сознании внешние стороны явлений, обобщение, приводящее к формированию понятий, и практическая деятельность. Познание он связывает со сложными психофизиологическими процессами, происходящими в человеческом организме, но первоисточником знаний считает опыт, наблюдения, ощущения, так как «зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание» способствуют более правильному чувственному восприятию мира человеком (7, 103; см. также: с. 89-378). Учёный - как психолог-материалист, исходя из целостного понимания человека частью природы, выделяет ведущие, характерные для него «жизненные свойства», - это прежде всего «душевные дарования», в числе которых называет «понятие, память, совображение, рассуждение» (7, 103), и далее - страсти, добродетели, пороки, чувства, имеющие «своё основание на философском учении о нравах» (7, 204).
Философски осмысливая жизнь «в дивной разности», учёный в то же время воспринимал мир и человеческую культуру как органичное целое - в этом состояла прогрессивность методологии его мышления. Сущность различных процессов открывается, по его мнению, тому, кто «взирает просвещённым и проницающим оком в сокровенные внутренности многообразных тварей, видит взаимным союзом соединённые и стройным чином расположенные их части, таинства иным несведомые...» (1, 534-535).
По Ломоносову, всестороннее изучение человека позволяет в комплексе рассматривать вопросы теории и практики воспитания и обучения. Его научные исследования и теоретические обобщения, опираясь на экспериментальные данные, имели прямой выход в педагогическую практику.
Важной чертой педагогических взглядов Ломоносова была идея демократизации просвещения. Чтобы наука служила народу, необходимо распространение грамотности среди народных масс, ибо «где мало грамотных, весьма мало пользы будет» (6, 412). Но стремления учёного рассеять тьму «мрачной ночи невежества» (2, 351), передавать знания массам встречали непонимание и даже противодействие со стороны официальных лиц, ведавших вопросами образования и науки. Да и что, к примеру, мог сделать для русского просвещения 18-летний К. Г. Разумовский, по указу императрицы возглавивший (!) центр русской науки -Петербургскую Академию наук?
Правящие классы не были заинтересованы в просвещении народа, но эти социальные причины самому Ломоносову были не до конца ясны. Он считал врагами просвещения отдельных «наглых утеснителей наук», «немало препятствий чинивших приращению знания в России» (10, 249), и с присущей ему прямотой и бескомпромиссностью боролся против них. Свой нравственный долг учёный видел в конкретной помощи каждому русскому человеку, стремящемуся к науке. Крестьянский сын, знавший по личному опыту, как труден доступ в тесные «врата учёности» (8, 850), он упорно отстаивал идею бессословной школы - фактически пытался изменить социальные основы образования так, чтобы они отвечали интересам народа. В учебном заведении, говорил он, «тот почтённее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды» (10, 55). На основе многолетних наблюдений им был сделан вывод, что «к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих занятий» (10, 126-127), ибо тогда, по остроумному замечанию Белинского, «ещё не давали за знания чинов»(5).
Педагогические принципы учёного были реализованы в основанном в 1755 г. по рекомендации И. И. Шувалова - «по предначертанию Ломоносова»(6) Московском университете. В литературу прочно вошло утверждение графа Шувалова, будто бы Московский университет был по составу чисто дворянским. Чтобы установить истину, обратимся к архивам - протоколам университета и Академии наук (т. V), рапортам педагогов, материалам, вошедшим в 9 и 10 тома ПСС Ломоносова. Эти документы (их около 400 и более половины опубликованы впервые!) свидетельствуют о том, что Московский университет с первых же дней своего существования был демократическим учебным заведением. Знаменателен первый набор в университет: «восхотели учиться» дети солдат, садовников, матросов, живописцев, дьячков, купцов и «мелкоты служивой». О действительном положении дел узнаем из случайно сохранившегося рапорта М. М. Хераскова о том, что «за неимением обуви в классах не было» 15 учеников. Имущественное положение студентов было таково, что они «по своей бедности были не в состоянии купить» книги. В §22 Инструкции Шувалов приказывал: «Не дозволять ходить в классы в нагольных шубах и серых кафтанах, в лаптях и тому подобных подлых одеяниях» (5, 171-172; 9, 894-895). Из этих примеров, которые можно было бы продолжить, видно, что состав слушателей был далеко не аристократическим. Ломоносов настаивал на уничтожении сословных ограничений в приёме учащихся в учебные заведения всех типов, чтобы «ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был» (10, 55; 9, 543).
Педагогические труды учёного грандиозны по масштабам и глубоки по содержанию. Созданные им проекты «Регламента московских гимназий» (1755) и «Регламента академической гимназии» (1758), а также «Проект школьной системы», в 1760 г. представленный в Сенат, можно назвать выдающимися памятниками русской педагогики. В этих документах с наибольшей полнотой отражены прогрессивные мысли учёного-педагога о задачах, содержании, методах и формах организации учебно-воспитательной работы в начальной, средней и высшей школах. У него сложилась глубоко продуманная, передовая по тому времени система педагогических взглядов.
Школа, по мнению Ломоносова, выполняет две функции: воспитания и обучения. В гимназии «следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда были способны приступить к занятиям высшего порядка в университете» (10, 124).
(исп м-лы Северикова Н.М., к.ф.н. МГУ им. М.В. Ломоносова
«ВЕРНЫЙ РУССКОМУ УМУ, ЗАВОЕВАЛ НАМ ПРОСВЕЩЕНЬЕ»*;
Георгий Павленко. Российский Престол во времена Ломоносова. Факты и догадки. Художественно-биографический очерк. – М.: Самотёка, МИД «Осознание», 2021. – 72с., илл.)
Интересные факты
• В 1869 году русским ученым Д.И. Менделеевым была открыта периодическая таблица химических элементов. По легенде он увидел ее во сне, однако автор утверждает, что потратил на поиски решения около 20 лет работы.
• Среди католиков много ученых, которые совершали открытия, противоречащие религиозным законам. Наиболее известный пример – Николай Каперник. Он является автором теории гелиоцентрической системы мироздания. Его работы были подвержены цензуре и запрещены католической церковью.
• Длительное время шпинат считался рекордсменом среди овощей по содержанию железа. Этот миф появился из-за ошибки ученого, который при публикации своей работы, не поставил запятую. Вместо 2,9 мг получилось 29 мг. Независимо от него второй ученый из Швейцарии представил цифру 35 мг, однако не указал, что данные были получены при исследовании сухого шпината. Ошибка была выявлена только спустя 50 лет.
• Психологию в шутку называют «Наукой о студентах второкурсниках и белых крысах». Эта фраза появилась от того, что исследования чаще всего проводятся на этих двух контингентах.
• Ученые выяснили, что скорость света составляет 300000 километров в секунду. Чтобы добраться от Солнца до Земли ему потребуется 8 минут и 19 секунд.
См. фотоальбом