СОШ№135:   Виктор Астафьев — писатель, фронтовик, праведник

 Виктору Петровичу Астафьеву... 100-лет со дня рождения! - выдающемуся русскому писателю, одному из самых ярких представителей сибирской прозы.

Природа астафьевской музы - в сердечном отношении к миру, в сопричастности чужим страданиям.

Проза Виктора Астафьева - это свидетельство за человека перед Богом. Не адвокатура. Свидетельство.

         Как рассказал в своем официальном телеграм-канале губернатор Красноярского края Михаил Котюков, запись о рождении Виктора Астафьева, датированную 22 марта 1924 года, нашли ученые в архиве Красноярска. Официально днем рождения писателя, напомним, считается 1 мая 1924 года. "Указ Президента России о праздновании в 2024 году 100-летия Виктора Астафьева подписан в прошлом году именно 22 марта. Такое вот удивительное совпадение" 

* * *
Теплые Астафьевские встречи,
Маленький уютный Чусовой,
Тихо шепчет ласковая речка,
Сад шумит разбуженной листвой...

Что-то в этом искренне-родное:
В предрассветном шорохе берëз,
В травах, отдыхающих от зноя,
Сокровенной трепетности грëз...

Память возвращает неизменно
В давнее тернистое вчера,
А душа чиста и вдохновенна,
Ловит свет на кончике пера...

В скромно-обустроенном домишке
Плачет воском тонкая свеча,
И ещё неизданные книжки
Белыми страницами молчат,

Но уже волнующие строки
Эхом отзываются внутри...
Тает снег в сознании глубоком,
Звездопадом светят фонари,

Детские мечты за перевалом,
Радуется солнцу стародуб...
В доме том написано не мало,
Много добрых слов слетело с губ...

И поют, и здравствуют, и лечат,
В вечность окуная с головой...
Теплые Астафьевские встречи
Веру возвращают в Чусовой!

©Гумерова Наталия 

         Друг нашего школьного музея, пермская поэтесса Наталья Гумерова, прислала стихи. И мы решили посвятить  выпуск великому писателю, чья правда о войне взрывает сердце.

         В этом нам помогли известные люди и источники информации. 

         В год 100-летия В.П. Астафьева в знаменитой молодогвардейской серии «ЖЗЛ» вышла книга Олега Нехаева «Астафьев: Праведник из Овсянки».

См. фотоальбом

         Мир существует – значит, жив в нём хотя бы один праведник и кто-то ещё устремлён к истине. Как Виктор Астафьев. Ему, лауреату пяти Государственных премий, довелось претерпеть сиротство, пройти войну… Его книги будоражили читательские чувства, вызывали сотни вопросов, к нему приезжали беседовать президенты страны. Но он всегда оставался верен себе, своей изначальной простоте и правде, а литература стала его стезёй духовного возрастания. Личное общение автора с писателем, ознакомление с новыми архивными документами принципиально меняют представление о важных фактах его биографии.

Урал, город Чусовой, 1954 год. 

         Виктор Астафьев с женой Марией возвращались вечером домой. Было уже темно. Его окликнули двое. Он подошёл к ним. Те сразу стали его материть «за написанные им дерьмовые статейки в паршивой газетке». Он что-то ответил. Его ударили. Подло. Сзади. Ножом в спину. Под сердце. Лезвие рассекло лёгкое. Он сразу захрипел. Кровью. Если бы не подбежавшая и заголосившая жена, возможно бы его и добили. Но, увидев её, нападавшие отпрянули. Они не убегали. Уходили. Нагло и неспешно. Что-то крича ей из темноты. Она уже ничего не слышала. Нашла машину и повезла задыхавшегося мужа в больницу. Другое лёгкое у него было пробито немецким осколком ещё на войне. Уже после того ранения мало кто верил, что он выживет.

         В «Затесях», в своеобразных астафьевских «зарубках на память», этот чусовской эпизод упомянут коротко, единожды, в почти никому не известной зарисовке. На Урале, написал он, «получил я самый большой гонорар за газетные труды – нож в спину. Проникающее ранение лёгкого вызвало тяжкую эмфизему, и я отдавал уже Богу душу, но мой дружок по рыбалке, местный доктор, да и жена моя совсем ещё молодая, двое детишек детсадовского возраста, не захотели никуда меня, только что выпустившего свою первую книжку, отпускать, да и я был ещё крепок духом, горел желанием осчастливить мир своим пером, не пожелал сдаваться смерти…». Больше о произошедшем – ни строчки. Об этом случае прочитал у него, только когда самого Виктора Петровича Астафьева уже не стало. Примечательно, что в больнице мы с ним как раз и беседовали о жизни и смерти. И он много рассказывал о самом страшном, что ему довелось пережить. Но только не об этом. Почему?

         Многие его произведения откровенны, исповедальны, автобиографичны. Он детально описал самое важное, что происходило в его жизни. Астафьевские рассказы и повести можно выстраивать в хронологическом порядке, и в них явственно отразится судьба писателя от рождения до кончины со всеми важными моментами. Но о «ноже в спину» он никогда не будет распространяться. Ни на встречах с читателями, ни в своей прозе. В чём была причина?

         Уже будучи в статусе знаменитого писателя, лауреата Государственных премий, он напишет одному адресату: «Я в святые не прошусь и знаю, что недостоин веры в Бога, а хотелось бы, но столько лжи и «святой» гадости написал, работая в газете, на соврадио, да и в первых «взрослых» опусах, что меня тоже будут жарить на раскалённой сковороде в аду. И поделом!»

         В 1988 году он оказался в Греции. Там проводились «культурные мероприятия в честь 900-летнего юбилея Патмосского монастыря». Он был основан на месте, где находился в заточении великий пророк и мыслитель Иоанн Богослов. Здесь же, по преданию, в пещере, был написан его знаменитый Апокалипсис, что в переводе означает «Откровение». В этой книге содержится самое главное пророчество мира, которое открылось апостолу-затворнику – предсказание грядущей судьбы человечества. Кто-то из блаженных скажет об Апокалипсисе: «Всякая похвала сей книге будет ниже её достоинства».

            В монастыре он случайно заговорил с человеком, который неожиданно стал для него и покровителем, и экскурсоводом. Это был сербский священнослужитель отец Ириней, знавший русский язык. Несколько дней он везде сопровождал Астафьева, показывая все святыни и достопримечательности острова. Расставаясь, он вдруг спросил: «Вы иногда креститесь, но как-то стеснительно, зажато. Пробуете веровать?» – «Пробую, – ответил Астафьев. – Да ведь недостоин. Будучи голодным беспризорником в детстве, воровал хлеб, на войне стрелял в людей, работая в газете и на радио, поганил души человеческие и прежде всего свою, крал людское доверие к добру, осквернял слово». – «Все мы недостойны, но верить и надеяться надо», – произнёс в ответ отец Ириней.

       И для Виктора Астафьева это патмосское откровение было ключевым. Впоследствии он назовёт произошедшее Божьим промыслом. На это важно обратить внимание. Потому что, без всяких сомнений, Астафьев как писатель – самобытен и удивителен. Но главное в нём не созданные им произведения, а сотворение из себя человека. Духовное возвышение. И книга эта – прежде всего не о литературе. Она здесь только как зримое средство. Точно так же, как и дело каждого из нас, которым мы занимаемся. Как отражение соразмерности величины и величия. Как прикосновение к вечности.

         Виктор Астафьев. Из письма Елене Ягуновой. 21 декабря 1986 года: «Наказание талантом – это прежде всего взятие всякой боли на себя, десятикратное, а может, и миллионнократное (кто сочтёт, взвесит?) страдание за всех и вся. Талант возвышает, страдание очищает, но мир не терпит «выскочек», люди стягивают витию с небес за крылья и норовят натянуть на пророка такую же, как у них, телогрейку в рабочем мазуте. Надо терпеть и, мучаясь этим терпением, творить себя…»

         В его человеческой и творческой судьбе многое напоминает путь Максима Горького. Самоучка. Тяга к сочинительству проявилась в детстве. Астафьев вспоминал: "Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла врушей ... На фронте даже от дежурств освобождали ради этого".

         Бабушке и дедушке - поклон от обоих писателей! Как и Алеша Пешков, Витя Астафьев рос полусиротой (мать утонула в Енисее, когда мальчику было 6 лет), воспитывался в семье деда и бабки. Как и Пешков, подростком ушел "в люди", "университетов" не кончал, обучаясь в "своих". Оба начинали как провинциальные журналисты.

         Но есть в их судьбах важное различие. Горький, уже будучи знаменитым писателем, в Первой мировой войне не участвовал. Никому еще в стране не ведомый, кроме собственной, разбросанной по Сибири родне, Виктор Астафьев пошел на вторую русско-германскую добровольцем. Шоферил, служил связистом, артразведчиком, воевал на Курской дуге, в Польше. Был тяжело ранен.

         Астафьев - едва ли не единственный солдат (даже не лейтенант), поднявшийся на самую вершину литературного Олимпа. Но о войне долго молчал. Потом появилась повесть "Пастух и пастушка"- не о войне даже, а о любви на войне, с настолько загадочной метафизикой, что и сам писатель (его собственное высказывание) не до конца ее понимал. 

         И только последнее крупное произведение - роман "Прокляты и убиты" - замышлялось именно о войне.

В ней есть нечеловечески страшные страницы. И может быть, именно это стало причиной того, Астафьев не дошел до финала, и незаконченная книга рассыпалась на несколько повестей из послевоенного времени.

         Среди них - повесть "Веселый солдат". Шедевр, равный лучшим образцам астафьевской прозы. Отчего произошло так? Не оттого ли, что природа астафьевской музы - в сердечном отношении к миру, в сопричастности чужим страданиям, а не в обличении обстоятельств, вызывающих эти страдания, и плохих людей, создающих эти обстоятельства?

         В самом совершенном, на мой взгляд, произведении Астафьева, повествовании в рассказах "Царь-рыба" есть только один явно отрицательный персонаж - "сверхчеловек" Гога Герцев. Мелькают еще хамоватые рожи "хозяев тайги", насилующих природу ради шальных денег, и какие-то невнятные "туристы", которых писатель собирательно ненавидел, не признавая, что городской человек тоже имеет право на глоток чистого воздуха и что город коптит небо и отравляет воду не только для собственной услады, но и для развития деревни тоже. Однако и Герцев в итоге вышел какой-то несчастненький... Пожалеть его, из-за своего каприза едва не угробившего девушку Элю, может, и нельзя, но и ненавидеть нельзя. Не дает нам Астафьев этой возможности. Нет этого в его писательской природе.

         Что отличает его персонажей и автора как лирического героя своей прозы? Потрясающие такт и деликатность! И вместе с тем какое-то свойское, "коммунальное" отношение к персонажам. Да и какие они ему "персонажи", эти "братаны Коляны" с коричневыми обветренными лицами? У них и слова, и жесты такие же, как у их автора.

         Для Астафьева не существовало проблемы так называемой "национальной идеи". Какая еще, прости господи, "идея"? Вот заботы чалдонских ребятишек, выбравшихся из душной избы после нескончаемой зимы на свет Божий и собирающих на припеке дикий лук, щавель, а если повезет, то и яйца крякв и куликов, - это живое, трепетное, сердечное!

Поздние рассуждения Астафьева в слишком многочисленных интервью о русском характере, его отрицательных качествах, да простят меня поклонники Виктора Петровича, были... не то чтобы неверны, но отличались каким-то удручающим однообразием. Это была, допустим, правда. И пьют у нас по-свински, и воруют своё же, и работать без прямой нужды или без палки не хотят. Сложная страна, трудный народ! Только правду эту на хлеб не намажешь, и людям, в который раз обманутым и оттого сильно обозлившимся, делать с этой правдой решительно нечего.

         Трудиться? Да разве они не трудились? Разве сам же Астафьев не показал, каких трудов стоило нашему человеку выжить и вырастить детей, некоторые из которых потом становились великими учеными, артистами, писателями, нобелевскими лауреатами? Там, где Астафьев показывает, как солят капусту, копают картошку, ловят рыбу и варят уху "на Боганиде", то есть занимаются самым простым и самым Божеским делом (и оттого пусть и не часто, но озаряет этих людей, по словам писателя, "сердечное высветление"), - вот за это свидетельство, за этот бесценный опыт он и удостоился не одного благодарного читательского поклона. Потому что это и есть свидетельство за человека перед Богом. Не адвокатура. Свидетельство.

Да, человек в беде... Да, история человеческая все больше становится "печальным детективом", где уже нельзя различить жертв и преступников. И выхода из этой ситуации, если смотреть правде в глаза, пока нет.

         Однако история не шахматы, где либо выигрывают, либо проигрывают, либо смиряются на ничью. Она - бесконечно сложная сумма личных опытов, которые так великолепно умел изображать Астафьев, сам до конца не зная, как к этим людям относиться, но сердечно чувствуя неслучайность их бытия.

Человек не может быть просто "проклят и убит". Все творчество Виктора Петровича мудро возражало против этого.

 Дорогие наши читатели! Читайте произведения В.Астафьева! 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников; П.Басинский)

Над выпуском работали
военкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.