Иммануил Кант (22 апреля 1724 — 12 февраля 1804) — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Кант написал всесторонние и систематические работы в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики, что сделало его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени. В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время — это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт. Одна из самых известных работ Канта — «Критика чистого разума».
22 апреля 1724 года в нынешнем Калининграде, тогда известном как Кёнигсберг, родился немецкий философ Иммануил Кант. Он вошёл в историю как один из величайших европейских мыслителей, был не только философом, но и одним из последних Universalgelehrte, то есть универсальных учёных, энциклопедистов.
Учёный Кант занимался не только философией, но и астрономией, географией и многим другим, подобно Ломоносову, который родился на 13 лет раньше Канта и, как и Кант, являлся учеником немца Христиана Вольфа. Как и Ломоносов, Кант был, что называется, из простонародья. Он посвятил жизнь учёбе и интеллектуальному труду и ещё при жизни получил признание. В течение нескольких десятилетий, после публикации в 1781 году «Критики чистого разума», все европейские философы оказались в той или иной степени последователями Канта.
Такое значительное влияние Кант оказал прежде всего благодаря революционной теории познания. Сам Кант сравнивал свой подход (представлявший собой синтез английского эмпиризма и абстрактного рационализма, зародившегося у Декарта) с революцией Коперника. Согласно Канту пространство и время – это «формы нашего мышления», которые на самом деле только в нашем уме и существуют. «Вещь в себе», которую Кант называет ноуменом, непознаваема, недоступна нашим интеллектуальным способностям.
Родоначальник идеализма вернул человека, субъекта, в центр мироздания. Кант, как настоящий философ Просвещения, верил прежде всего в разум и не соглашался с дрейфами солипсистов – эпигонов, которые довели философию субъективного идеализма до абсурда.
Да, Кант вернул человека в центр мироздания, но мироздание для него (в отличие от многих экзальтированных романтиков) существует. По Канту, субъект – инструмент, позволяющий мироздание интерпретировать. Внешний мир для Канта существует, хотя человеку суждено быть неспособным познать его во всей глубине и сложности.
Кант не хотел быть просто скучным философом-теоретиком. В его философии три главных вопроса. Не только «Что я могу знать?», но также «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». По этой причине его философская система не могла быть полноценной без практического и этического аспектов.
На первый взгляд сама жизнь Канта может показаться неинтересной, с заурядным бытом профессора, повседневными привычками. Другой немецкий философ, Мартин Хайдеггер, твёрдо убеждённый, что изучение биографии философов не должно иметь ни малейшего значения, таким образом описал жизнь Аристотеля: «Родился, учил, умер». О Канте можно сказать то же самое. Но Кант был не только профессором, который проводил время, погрузившись в свои абстрактные размышления, он с удовольствием участвовал в жизни города, в общественных дискуссиях, любил провести время с друзьями. Для Канта важна связь теории и практики.
Философ более всего восхищался двумя вещами: «Звёздным небом над собой и моральным законом внутри себя». Кант был воспитан в традиции строгого пиетизма, стремящегося к деятельной любви, не принимающего лютеранского догматизма. Его моральный закон, который он назвал «категорическим императивом», гласил: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла рассматриваться как принцип всеобщего закона». Другими словами, «веди себя по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы другие вели себя по отношению к тебе».
На третий вопрос «На что я могу надеяться?» отвечает политическая концепция Канта. Здесь философ, активно участвующий в интеллектуальной жизни своего города, но не в политике, демонстрировал некий визионерский утопизм, весьма характерный для его эпохи. Этика не может существовать без политики, поскольку человек живёт в обществе. Чтобы быть свободным и разумным, обществу необходимо выбрать способ, как управлять собой. Политическая философия Канта, конечно, не имела такого огромного влияния, как философия других немецких мыслителей, пришедших после него, таких как Гегель и Маркс. Но она никак не имеет второстепенного значения.
В своей работе «Что такое Просвещение?» Кант призывал к противостоянию догматизму знаниями и просвещением: Sapere aude! – «Дерзай знать!». Когда в 1789 году разразилась Французская революция, Кант поначалу встретил её с большим энтузиазмом, хотя и с безопасного расстояния. Он был убеждён, что революция окажет благотворное влияние на человечество. Однако порядочный и законопослушный прусский профессор не имел в себе ничего бунтарского и потом осуждал ужасы якобинского террора. На фоне кровавых эксцессов революции Кант, казалось, искал убежища в утопических видениях. В своей работе «К вечному миру», появившейся в 1795 году, он представил себе мир без войны, как конфедерацию республик. Кстати, именно этот труд Канта оказал глубокое влияние на Устав Организации Объединённых Наций, написанный ровно 150 лет спустя.
По мнению Канта, человечеству суждено стать единым, таков закон «метафизики истории». Значит ли это, что космополит Кант, таким образом, являлся либеральным интернационалистом, предтечей глобализма? В каком-то смысле да, в другом – нет. Так называемый глобалистский «либеральный интернационализм», столь популярный сегодня, не предусматривает слияния различных культур в гармоничное единство, а скорее подталкивает к неизбежной вестернизации, «западнизации» мира. Другими словами, «либеральный интернационализм» такого рода – не настоящий интернационализм, и он даже не особо либеральный, поскольку нацелен на гомогенизацию, единообразие культур, а не на построение многополярного мира, где все равны.
Универсальное международное право, объединение человечества, которое под руководством разума после многих веков бессмысленных войн находит наконец-то общую цель в обретении свободы, – это, конечно, благородная цель. Но в реальном мире, к сожалению, конкуренция за роль гегемона неизбежна, каждому оркестру для достижения гармонии нужен дирижёр, а претендентов много. В таком мире стремление державы, претендующей на гегемонию, неизбежно вызывает сопротивление со стороны других государств. Поэтому война иногда становится необходимым злом. Конфедерация республик, своего рода глобальная демократия, как её представлял себе Кант, – это совсем другое дело, нежели сегодняшняя версия глобализма.
Трагедия человечества, препятствующая его единству, заключается в том, что, к сожалению, в мире недостаточно Кантов. Если для Канта разум и моральный закон были главным принципом, то в реальной жизни и в отношениях между странами часто доминирует не столько взаимное уважение, сколько воля к власти, которая часто маскируется, даже не слишком скрытно, за апелляциями к универсальным ценностям.
Мир между странами, каким бы желанным он ни был, не является, как полагал Кант, природным состоянием, он требует усилий и сотрудничества со стороны всех.
Кант в глубине души остался великим мечтателем. Как и Руссо, мыслитель, почти полностью противоположный Канту, но которым Кант, несмотря на это, а может, и благодаря этому, так восхищался. Да, Кант был мечтателем, но это не делает его менее достойным восхищения.
Сын шорника, он стал не только символом эпохи Просвещения, но и одной из самых заметных фигур в истории философии.
О философии
Философия — это рациональность. Философские идеи Канта — предел рациональности. За этим пределом начинается стихия иррационального. Средоточием иррациональности является сам способ существования человека посредством расширения реальности. Кризис идеи Просвещения, дополненный современным кризисом европейского человечества, поставил под вопрос идею человеческой разумности. Сегодня человечеству потребовалось новое понимание человека. Кант первым рискнул сделать шаг в этом направлении. У него человек стал пониматься не как то, что из него делает природа, а как то, что он сам делает из себя.
Философия уже перестала быть универсальной формой западной культуры. Она перестала отражать жизнь, мысли и чувства европейского человечества. Она стала универсальной формой самостояния всякого человека в мышлении.
Аскет
Кант — пиетист. Аскет. Его родители — протестанты. Мать набожна. Не образована, но мудра. Отец делал сёдла и нарезал ремни из кожи. У родителей Канта было много детей. Кант — четвёртый из девяти. Три ребёнка умерли, не достигнув совершеннолетия. Кант родился слабым, болезненным ребёнком с впалой грудью, большой головой. Его рост в зрелом возрасте — 1 метр 57 см. Одно плечо выше другого. "У меня, — говорил позднее Кант, — имелась склонность к ипохондрии, граничащая с пресыщением жизнью".
Всю жизнь Канта мучали ночные галлюцинации. Ему всюду виделись неизвестно кем подосланные убийцы. Днём Кант делал всё, чтобы не заболеть. Но не было такой болезни, которой бы мнительный Кант не находил у себя. Страх перед болезнью и защита от него составляли смысл его дневных антропологических практик.
В 13 лет Кант похоронил мать. Когда ему было 22 года, у него умер отец. Он, его брат и сёстры остались без средств к существованию. Кант пошёл работать домашним учителем. Сёстры стали служить горничными. Магистерскую диссертацию Кант смог защитить только в 31 год.
Дважды Кант пытался завести семью. Но всякий раз он долго думал. Пока он думал, одна дама успела переехать в другой город, другая — вышла замуж не за Канта.
Распорядок дня
Антропологические практики Канта связаны с распорядком его дня, который он сам придумал и строго соблюдал. По Канту можно было сверять часы. Свой день он начинал в 5 утра. Пил одну или две чашки чая, курил трубку и затем готовил лекции. Кант был знаменит не лекциями по метафизике, а лекциями по географии, в которых компилировал сведения из разных источников. На эти лекции собиралось много слушателей.
Без четверти час он шёл к себе в кабинет, пил бокал венгерского вина. На обед Кант обычно приглашал 9-10 человек. После обеда шёл гулять в одиночестве. В непогоду за ним шёл его слуга Лампе с зонтом. Вечером он читал газеты, журналы и книги. В 22 часа ложился спать. Засыпал он от монотонного повторения слова "Цицерон". В комнате температура была всегда 15 градусов. Окна в комнате никогда не открывались.
Свою жизнь Кант подчинял правилу "не потеть". Свои жидкости оставлять себе, чтобы не тратить напрасно энергию организма.
Коммуникации
"Я недостаточно хорошо понимаю себя", — писал Кант. И действительно, Кант ни с кем не был близок, он всем говорил "вы". В дружбе, говорил Кант, теряется свобода воли. Меньше всего он хотел вступать в контакт с обществом. Со своими сёстрами Кант не виделся больше 25 лет, хотя жил с ними вместе в одном городе. Одна из них сама пришла к нему в гости, он её не узнал. Кант стыдился необразованности своих сестёр. Брат упрашивал его о встрече с ним, Кант уклонился от неё. Невыраженные эмоции — это мёртвые эмоции. Возможно, это определило его отношение к искусству.
Искусство
Кант не любил и не понимал искусство. Он не интересовался живописью. Презрительно отзывался о музыке как о несносном искусстве, которое делает всех женственными. Один раз он был на концерте и понял, что музыка — это продолжительный стон.
Кант не советовал читать романы, полагая это пустым занятием, пригодным лишь для того, чтобы пересказывать содержание прочитанного своим знакомым. Чтение романов делает наш ум, говорил Кант, фрагментарным. Правда однажды Кант стал читать "Элоизу" Руссо, увлёкся, пропустил прогулку и очень сердился на себя за это.
Кант любил играть на бильярде. Ещё больше ему нравилась игра в карты на небольшие деньги. Достоинство этой игры он видел в быстрой смене настроения у игроков. Никакой театр не сможет достичь такого эффекта. А ещё он любил слушать пение птиц, которые после зимней разлуки весной возвращались в его сад.
Наука
Кант — учёный. Метафизик. Но английский философ Дэвид Юм высказал сомнение в самой возможности существования метафизики. Атака Юма на метафизику прервала догматический сон Канта, разбудила его и заставила создать новую трансцендентальную философию.
Ход рассуждения Юма был прост. Есть опыт, он — источник знания. Метафизика же утверждает, что причины и следствия связаны. Но где вы в опыте, говорил Юм, видели эту связь? Её нет. Есть последовательность впечатлений, но причинной связи между ними нет.
В "Критике практического разума" Кант пишет: "Юм с корнем вырывает нравственность в образе мысли". Вырывать нравственность означает лишить человека существования, ибо человек есть моральное существо, если даже он абсолютно аморален. Что нужно делать? Кант говорит: нужно "обнажить поверхностность эмпиризма Юма".
Что означает безнравственность в образе мыслей, открываемая эмпиризмом Юма? Она означает силу мнения большинства. Эмпиризм Юма открывает нам факт существования большинства. Трудно думать наперекор большинству. Если большинство так поступает и мыслит, то и ты должен так же поступать и мыслить. Если большинство ворует, то и ты должен воровать. Если большинство лжёт, то и ты должен лгать. Оно берёт взятки, и ты бери.
Юм говорит, что так устроена жизнь внутри опыта. Всякая мораль требует оправдания со стороны большинства. Но человек — это не животное, возражает Кант. Есть ещё то, что находится за пределами опыта. Это Бог, душа. За пределами опыта, возражает Юм, нет никаких существ, всё это только наши чувственные представления. Сверхчувственные существа невозможны, для них нет ни пространства, ни времени. И Кант вынужден с этим согласиться.
Действительно, за пределами опыта нет существ, но там есть трансцендентальные идеи. Хотя они за пределами опыта, здесь в мире от них для человека есть практическая польза. Например, человек свободен. Свобода есть, но за пределами естественной необходимости. Иными словами, Кант, чтобы спасти человека, рискнул разделить бытие на две части — на бытие-в-себе (само по себе) и бытие-для-нас. До Канта никто этого не сделал.
Бытие-для-нас он назвал явлениями, бытие-в-себе — ноуменами. Ноуменальны человек, его "я" и свобода. Человек, пишет Кант, "совершенно спонтанно создаёт себе собственный порядок, исходя из идей, приспособляя к ним эмпирические условия…". На самом деле существуют вещи в себе, но мы о них ничего не знаем, и наука их не изучает. Мы знаем явления. Их изучает естествознание. Но они не существуют, нам только кажется, что они есть. Умопостигаемое и чувственное соединяются всегда на границе дозволенного.
Мораль
Что такое мораль? Это метафизика. Но метафизика не для физики, а метафизика для человеческого восприятия. В этой метафизике нет главного закона, нет закона для всех. Восприятие человека подчиняется принципам: что кажется, то и есть; во что веришь, то и существует.
Свобода, говорит Кант, это произвол. Но если свобода — это произвол, то тогда свобода есть ещё и как право на неравенство. Не может быть одного закона для всех людей. Все люди различны. Равное для неравных — не справедливо. Чувство справедливости зеркально. Левое, конечно, совпадает с правым, но левую перчатку нельзя надеть на правую руку. Категорический императив Канта "поступай так, как хочешь, чтобы поступали все" — это просто левая перчатка, которую никто не может надеть на правую руку. Почему? Потому что мораль относится не к тому, что есть, а к тому, чего нет, но дано как то, что есть.
Человек — это его грёзы, а грёзы не объединяют всех, а разъединяют. Они причиняют принцип: мы — это не они. То, что является законом для меня, то является одновременно и пустым местом для другого в силу иллюзивности материи человеческого существования.
Было бы логично, если бы Кант сказал, что люди не существуют, а галлюцинируют. Если бы они существовали, то морали бы у них не было. А поскольку мы грезим, постольку мы моральны. Поступать в соответствии с долгом, как хотел того Кант, значит создавать трансцендентальную видимость. "Там, — говорит Кант, — где выступает нравственный закон, объективно нет свободного выбора в отношении того, что нужно делать". А это отвратительно. Долг требует чувства долга, долг без чувства — это социальная норма.
Мизантроп
Каждый человек, полагал Кант, ненавидит других, пытается возвыситься над товарищами, полон злости, коварства и других подлых недостатков. Человек — не Бог, а дьявол. У любого человека есть три порока: лень, трусость и лицемерие. Пороки, говорит Кант, — "чёрное" золото морали. Например, человек ленив и любит пассивный покой. И это хорошо, потому что если бы он не был ленив, то его неутомимая злоба причинила бы людям больше вреда, чем совершается в настоящее время.
Если бы человек написал и сказал всё, что он думает, на земле не было бы более ужасной вещи. Поэтому культура, согласно Канту, предшествует морали. Для чего? Для того "чтобы совершенствовать человека через развитие культуры, хотя бы ценой лишения его радостей жизни".
Дозволенная моральная видимость
Дозволенная моральная видимость — это симуляция. Кант верил в плодотворность симулирования. Он полагал, что чем более цивилизованны люди, тем более они актёры, тем более они лгут, то есть они, как призраки, показывают себя не такими, какие они есть. Злой показывает себя добрым, глупый — умным, нечестный — честным.
Пусть, говорит Кант, люди играют свои роли, пусть они симулируют. Мало-помалу злые и на самом деле станут добрыми, а глупые умными. Обманщик, который сидит в нас, будет обманут. К сожалению, Кант ошибался. Между по видимости добрым и добрым лежит пропасть. Злой не станет добрым, а глупый умным. Симулировать — это одно. Галлюцинировать — это другое. Первые обманывают. Вторые выдают желаемое за действительное.
Почему люди несчастны?
"Многие люди, — пишет Кант, — чувствуют себя несчастливыми оттого, что не умеют отвлекаться". Чувства тебе говорят одно, а ум — другое. Например, тебе надо жениться, и ум подсказал основания для выбора, ты нашёл подходящий вариант. Она всем хороша. Но чувства тебе говорят, что у неё зуб гнилой и дурно пахнет изо рта. Ты ищешь следующую партию и находишь её, но чувства тебе вновь говорят, что у неё бородавка на носу. И ты в ней ничего не видишь, кроме этой бородавки. И снова уклоняешься от брака.
Все эти метания обусловлены, говорит Кант, чувствами. Чтобы быть счастливым, нужно уметь отвлекаться от того, что они тебе говорят.
PS
Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2021 г. № 300
О праздновании 300-летия со дня рождения И.Канта
1. Провести в 2024 году мероприятия, посвященные празднованию 300-летия со дня рождения И.Канта.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным объединениям, заинтересованным научным и образовательным организациям принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения И.Канта.
(исп м-лы СМИ; Информация подготовлена по сведениям открытых источников; Стефано Ди Лоренцо)