СОШ№135: Россия отмечает День солидарности в борьбе с терроризмом

 

День солидарности в борьбе с терроризмом, отмечаемый 3 сентября, связан с трагическими событиями, которые произошли 1-3 сентября 2004 года в школе №1 города Беслана в Северной Осетии. Там террористы взяли в заложники более тысячи людей.

https://cdnstatic.rg.ru/uploads/videos/2023/09/03/43ek3434.mp4

         Тогда во время линейки в День знаний в школу ворвались боевики и три дня удерживали заложников в спортивном зале без еды и воды. 3 сентября в спортзале школы прогремели взрывы, после которых начался штурм здания спецназом групп "Альфа" и "Вымпел". Через проломы в стенах дети пытались бежать, но террористы стреляли по ним. К вечеру спасатели найдут под обломками спортивного зала тела более 100 детей и взрослых, расстрелянных боевиками и погибших от обрушения крыши.

         Тогда погибли 334 человека, 186 из них — дети.

         В День солидарности в борьбе с терроризмом уполномоченный по правам ребенка при президенте России Мария Львова-Белова в своем Telegram-канале написала: "Мы скорбим и вспоминаем уроки Беслана. Прошу вас почтить память погибших как в школе №1, так и всех, кто пострадал и продолжает страдать от рук террористов. Сходите к ближайшему памятнику жертв терактов или в церковь. Поставьте дома свечку за детей, спецназовцев и пожарных, которые погибли 19 лет назад".

ВНИМАНИЕ  -  КОНКУРС:

http://kultemr.ru/

https://vk.com/wall-79371742_7071

Успейте принять участие во Всероссийском конкурсе «Для чего я помню третье сентября».

 https://vk.com/club157203693

В рамках Всероссийской акции ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) запускает Всероссийский конкурс «Для чего я помню третье сентября!».

С 3 по 17 сентября 2024 года выкладывайте короткие видеоролики на личной странице в социальной сети "ВКонтакте", которые демонстрируют вашу точку зрения о том, для чего необходимо помнить события 1-3 сентября 2004 года в городе Беслан и противостоять распространению идеологии терроризма.

Возраст участников: от 18 до 35 лет, заявку на участие можно подать через ФГАИС «Молодёжь России» по ссылке  https://clck.ru/3CzKXa

Не забывайте добавлять хештеги к выложенному видеоролику:
#БудущееБЕЗтерроризма2024

#Япомню3сентября2024

Авторы лучших видеороликов получат ценные призы

А также участвуйте в одноименной онлайн-акции и размещайте в социальной сети «ВКонтакте» посты, сторис или короткие видеоролики на эту же тему, используя те же хэштеги. Покажи, что молодежь за жизнь без терроризма!
СМ.: Еще больше информации в положении конкурса.

PS – 1

Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта памятная дата России была установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы России» и связана с трагическими событиями в Беслане (Северная Осетия, 1—3 сентября 2004 года), когда боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе № 1 погибли более трехсот человек, среди них более 150 детей.

Обязательное условие терроризма — резонанс террористической акции в обществе. Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Но, с другой стороны, в настоящее время во всем мире активизируется антитеррористическое движение, повышается уровень знаний, чтобы решительно противостоять террору всех мастей и не допустить ни второго Беслана, ни второго 11 сентября, ни тех крупных терактов, которые произошли в декабре 2013 года в Волгограде.

Бдительность, ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической коалиции. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии. И уже традиционно к этому дню в разных городах страны приурочено проведение различных памятных акций, благотворительных концертов и просветительских мероприятий. Ведь важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение.

Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Ежегодно 3 сентября в Российской Федерации отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день призван символизировать объединение государства и общества в борьбе с общим врагом. Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его возникновение. Только объединившись, можно противостоять терроризму, не только национальному, но и международному.

Памятная дата 3 сентября была установлена в 2005 году Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Установление этой памятной даты непосредственно связано с трагическими событиями, произошедшими с 1 по 3 сентября 2004 года, когда в результате террористического акта в школе № 1 небольшого города Беслана в Северной Осетии погибли – 333 человека (в том числе 186 детей, 17 учителей и 11 работников силовых структур), получили ранения – более 700 жителей города и 55 сотрудников спецслужб. То, что произошло в Беслане, забыть невозможно, как нельзя забыть тех, кто отдал свои жизни ради спасения детей.

Россияне с горечью вспоминают также жертв и других терактов, происходивших в Москве, Волгограде, Будённовске, в Чечне, Дагестане и других городах и регионах нашей страны.

3 сентября по всей стране проводятся мероприятия, посвященные памяти жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга. В этот день традиционно проходят митинги, панихиды, возлагаются цветы к мемориалам погибших, проводится Всероссийская минута молчания.

Во время минуты молчания во многих российских городах в небо выпускают белых голубей (белые шары), которые призваны символизировать мир. В школах к этой дате приурочены специальные уроки, посвященные проблемам борьбы против терроризма и экстремизма.

Вспоминая невинные жертвы, мы едины в своем намерении всеми силами противостоять террору. Важно помнить, что терроризм можно побороть лишь сообща, всем вместе!

В ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом, следует учитывать, что среди глобальных угроз человечеству терроризм занимает одно из первых мест.

Тем не менее, в обществе прочно закрепилось мнение, что противодействие терроризму – это исключительно задача спецслужб и силовых структур государства. Вместе с тем, образовательные структуры, являющиеся органичной частью общества, имеют большой набор инструментов в вопросах профилактики терроризма, противодействия распространению его идеологии.

Формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритета общечеловеческих ценностей на фоне серьезной разъяснительной работы о сущности терроризма – идеологическая основа проводимых мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом. И в первую очередь такие мероприятия должны быть направлены именно на молодёжь, на подрастающее поколение. Именно молодые люди в силу ряда социально-психологических, физиологических, демографических особенностей более восприимчивы к идеологическому воздействию и подвержены максимализму и радикальным настроениям.

Для реализации поставленных задач могут использоваться различные виды и формы работы, позволяющие сформировать у детей, подростков и молодежи активное отношение к изучаемым событиям, умение анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.

Выбор видов и формата мероприятий, места проведения определяются возможностями взаимодействия с:

 учреждениями культуры,

 спортивными обществами,

 научными учреждениями,

 молодёжными, студенческими и профсоюзными организациями,

 общественными организациями и объединениями (в том числе организациями ветеранов военной службы, спецслужб, правоохранительных органов),

 благотворительными организациями и др.

Цели мероприятий позволяют использовать широкий перечень видов массовых мероприятий:

Уместно к мероприятиям привлекать родителей обучающихся с целью расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций и снижения конфликтных ситуаций в семьях.

В образовательных организациях ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом возможно оформить информационные стенды, плакаты, наглядный раздаточный материал (буклеты, листовки), агитирующие неприятие насилия, нетерпимость к идеологии терроризма и экстремизма.

Мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом, способствуют росту патриотизма, воспитанию уважения к закону, отрицанию терроризма как явления и как метода решения социальных проблем, формированию умений жить в поликультурном мире и развитию дружеских отношений среди обучающихся.

Рекомендуемые источники:
 Сборник типовых сценариев проведения общественно-политических массовых мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября. – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. – Москва, 2012.
 Информационно-аналитический портал Национального антитеррористического комитета – http://nac.gov.ru/
 Интернет-портал «Наука и образование против террора» – http://scienceport.ru/

Методические рекомендации по проведению тематического урока, посвящённого Дню солидарности в борьбе с терроризмом 1 сентября 2004 года группа боевиков захватила 1 128 заложников в школе № 1 города Беслана Республики Северная Осетия. В результате теракта погибли – 333 человека (в том числе 186 детей, 17 учителей и 11 работников спецслужб), ранения получили – более 700 жителей города и 55 сотрудников силовых структур.

Памятная дата 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом была установлена в 2005 году Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и связана с трагическими событиями в Беслане. В этот день во всех образовательных организациях России проводятся уроки, посвященные памяти всех, кто погиб от рук агрессоров и террористов (далее – Урок).

Время и место проведения Урока, ответственного педагога определяет администрация образовательной организации.

До начала Урока целесообразно провести совещание (установочное занятие) с педагогическим коллективом и обсудить особенности проведения занятий, с учетом особенностей образовательной программы, региона, в том числе и с точки зрения имевших место событий, связанных с террористической угрозой.

По завершении учебных занятий представляется целесообразным провести итоговое совещание, обратив внимание на педагогические результаты, уровень знаний и понимания детьми темы, их учет в дальнейшей учебной деятельности.

Итоги проведения Урока (лучшие работы, суждения, фотографии, видеосюжеты, рисунки) рекомендуется отразить на официальном сайте образовательной организации.

Цели Урока:

 формирование у обучающихся сострадания, общероссийской гражданской идентичности;

 воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;

 формирование неприятия идей ксенофобии, нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии.

Задачи Урока:

 содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях;

 сформировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем;

 научить молодых людей осознавать важность извлечения уроков истории для проектирования своей жизни и будущего своей страны – России.

Формы организации Урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся.

Урок может проводиться с участием учителей истории, географии, литературы, биологии, мировой художественной культуры. В подготовке и проведении Урока максимально использовать потенциал музеев, школьных библиотек (книги, иллюстрации, периодика и др.), официальных сайтов, технические средства обучения (мультимедийное оборудование, презентации, видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение и т. д.).

В зависимости от преподаваемого предмета каждый учитель актуализирует тот или иной аспект.

Во вступительном слове учителя необходимо подчеркнуть ключевые содержательные и воспитательные моменты урока.

XX век ознаменовался кровавыми событиями. Первая мировая война и трагедия геноцида армян. Вторая мировая война, составной часть которой стала Великая Отечественная война; преступная нацистская политика, принесшая миллионы жертв, трагедия Холокоста. До сих пор до нас доходят отголоски этих ужасных событий, и думалось, что эти события должны научить жить людей в мире, ценить его. Но, к великому сожалению, история повторяется.

Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральном центре на Дубровке, в Кизляре и в Беслане.

При изучении трагических событий в Беслане педагогам необходимо иметь в виду, что тема Беслана – сложная, трудная для изучения тема, которая не может не вызывать эмоциональных переживаний.

Учитель, в первую очередь, должен отобрать такое содержание учебного материала, формы и методы образовательной деятельности, которые позволят эмоционально раскрыть драматизм трагических событий в Беслане, связанных с захватом школы отрядом террористов, но в тоже время избежать психологического травмирования детей.

Предусмотрены модели для трех возрастных групп школьников: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы.

Тематический урок в 1-4 классах.

Урок можно эффективно провести в форме классного часа.

Основные задачи:

 содействовать развитию у обучающихся чувства сострадания и соучастия к жертвам терроризма;

 содействовать воспитанию чувства неприятия к насилию и терроризму.

Основными методами в начальной школе могут стать рассказ, беседа, конкурсы рисунков и плакатов.

При подготовке к Уроку важно создать эмоциональное настроение у обучающихся, подготовить классную комнату к проведению мероприятия.

Необходимо обеспечить визуальный ряд: вывесить фотографии памятников, посвященных трагедии в Беслане.

При проведении Урока учитель должен обратить внимании учащихся, что все они живут в большой, многонациональной стране, которая зовется Россией – Российская Федерация, где все люди стремятся жить в мире и согласии.

Но есть люди, которые не желают так жить, они стремятся разрушить этот мир. Эти люди приносят зло и горе.

Используя прием подводящего диалога, учитель на основе событий в Беслане может организовать беседу на тему «Что такое зло и добро?».

Очень важно, чтобы во время проведения беседы, дети осознали драматизм понятия терроризма, и как можно раньше поняли, что терроризм это зло, которому нет оправдания.

Учителю следует подчеркнуть, что конкретным проявлением зла стала трагедия в Беслане. Это невероятно страшное событие потрясло не только Россию, но и весь мир.

В ходе беседы обучающиеся могут ответить на вопросы:

 Могут такие дети как вы победить зло, чтобы никогда не было событий, похожих на драму в Беслане?

 Что нужно сделать для этого?

В заключение беседы будет полезно предложить детям нарисовать ответы на эти вопросы, объяснить, что означают их рисунки.

Тематический урок в 5-8 классах.

Основные задачи:

 содействовать формированию нравственной установки на отрицание терроризма и экстремизма как явления как способа решения конфликтов, проблем;

 содействовать формированию уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим и российским ценностям;

 содействовать воспитанию уважения к закону, праву как ключевым ценностям человека и общества, инструментам решения социальных проблем.

В основной школе надо говорить о том, что трагедия в Беслане – это трагедия всей России, всех народов и каждого конкретного человека.

Этот день (03 сентября 2004 года), когда произошла трагедия в Беслане, в России назван Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Это день сопереживания и поддержки людей, потерявших самое дорогое в жизни – своих детей, родных и близких.

Учителю следует подчеркнуть, что террористы начали войну без правил и нравственных норм. Свидетельством этого является преступление против детей и педагогов школы № 1 в городе Беслане.

Педагог должен ярко и убедительно на основе конкретных фактов раскрыть примеры героического поведения людей, которые подчас ценой своей жизни спасали школьников и педагогов в Беслане. Речь идет о бойцах специальных подразделений антитеррора «Вымпел» и «Альфа», которые уничтожили отряд террористов, захвативших школу. Педагогу следует назвать имена героев, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти детей и педагогов.

Среди этих героев подполковник Олег Ильин, прапорщик Денис Пудовкин, Роман Катасонов, подполковник Дмитрий Разумовский, майор Вячеслав Маляров, Олег Лоськов и др. Многие из этих героев были совсем молодыми людьми. Так, Олегу Лоськову было всего 23 года.

Родина не забыла имена героев. Олегу Ильину посмертно присвоено звание «Герой России». У него остались жена и трое детей. Денис Пудовкин посмертно награждён орденом «За Заслуги перед Отечеством». У него остались жена и сын. Подполковнику Дмитрию Разумовскому посмертно присвоено звание «Герой России». У него осталась жена и двое сыновей.

Обобщая нравственный смысл подвигов спецназовцев, которые ценой своей жизни спасали детей и педагогов в Беслане, учителю следует подчеркнуть ценность человеческой жизни, универсальную значимость права как регулятора поведения людей в обществе, необходимость следовать правовым нормам как условие нормального развития общества.

Логическим завершением Урока может стать обоснование вывода, что экстремизм и терроризм – это преступление против человечества в целом и каждого конкретного человека, каждого школьника. Поэтому в России разработан и применяется комплекс мер, включая законодательство, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Выполнение требований закона позволит избежать подобных преступлений против детства. 

Тематический урок в 9-11 классах.

Для обучающихся 9-11 классов предлагается Урок в форме круглого стола, дискуссионного клуба, семинара или конференции, выполнение исследовательских проектов на материале событий в Беслане.

Основные задачи:

 содействовать формированию способности выявлять глубинные причины террористических актов;

 содействовать формированию понимания способов предотвращения экстремизма и терроризма как антиобщественных явлений;

 содействовать развитию нравственного сознания, формированию способности кмежкультурному диалогу как способу преодоления противоречий, конфликтов.

Проведение Урока в старшей школе должно подвести обучающихся к пониманию внутренних причин подобных террористических актов, механизмов и способов предотвращения экстремизма и терроризма как антиобщественных явлений. Школьники должны прийти к пониманию абсолютной недопустимости, преступности террористических актов, направленных против человечества и детства.

Не менее важно развитие нравственного сознания старших школьников, способности к межкультурному диалогу как способу преодоления противоречий между людьми с разными культурными ценностями.

В ходе Урока, выполнения исследовательских проектов обучающиеся должны сформулировать и обосновать собственные ответы на следующие вопросы:

 Какова природа экстремизма и терроризма?

 Какими способами человечество может снизить вероятность террористических актов типа трагедии в Беслане?

 Каковы основные методы противодействия терроризму?

 Почему нравственные и правовые нормы в определенной степени предотвращают проявления экстремизма и терроризма?

 Каково значение Конституции Российской Федерации как правовой основы противодействия экстремизму и терроризму?

 Почему современный школьник в России должен обладать способностью и готовностью к межкультурному диалогу?

При проведении урока Памяти очень важно соблюсти максимальный такт в отношении освещения событий, связанных с геноцидом и террором.

Недопустимы трактовки событий, которые могут вызвать сомнения в нравственной ценности героической деятельности тех, кто подчас ценой своей жизни внес вклад в победу над террористами.

Завершая урок, учителю необходимо подчеркнуть, что средством против повторения трагических событий является сохранение, актуализация исторической памяти, исторического сознания и мышления россиян.

Вечная память жертвам Беслана! Вечная Слава героям Беслана! 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнкоры юнармейского отряда  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР», МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Сергеевич Ерохин - командир отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть II и III ст.»,  юнкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юннкор, зам.командира отряда, гл. редактор юнармейского медиацентра Пермского края «ЮНКОР»,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, зам.командира отряда, Юнкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  юнкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнкор    отряда  юнвоенкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
Селянина Виктория  - юнармеец,  юнкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  юнкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
координатор (руководитель) отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ «Юнкор», МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.