СОШ№135:  патриотизм – главный ориентир для духовного развития. Второй образовательный форум Пермского края в сфере патриотического воспитания

11 - 12 июня 2024 года, на Втором образовательном форуме в сфере патриотического воспитания, - юнвоенкоров (отряд  юнвоенкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР») - представил Александр Сергеевич Куляпин, учитель СОШ №135.

См. Наши новости («ШН»):

 ПЕРВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

https://school135.ru/yunarmiya/pervyj-obrazovatelnyj-forum-patrioticheskogo-vospitaniya-permskogo-kraya?ysclid=lxeojabtw3735038702

Руководитель ГБУ «Пермский краевой учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Руслан Викторович Шамсутдинов пригласил всех, кто не попал по квотам на очную «пленарку», присоединиться к активному участию в онлайн-формате.   

01. Церемония открытия второго образовательного форума в сфере патриотического воспитания Пермского края 

         Форум открыл Депутат Законодательного Собрания Пермского края — Герой России, заместитель председателя ЗС, полковник полиции, почётный гражданин Пермского края - С.Л. Яшкин, от имени Военного комиссара Пермского края, полковника А.В. Коковина выступил полковник С.Н. Ногин — помощник по патриотическому воспитанию.

         Офицеры запаса, а сегодня представители власти, подчеркнули - в России любовь к Родине всегда являлась основой службы в армии. Армия всегда была поддержкой и опорой своей страны, будь то РСФСР или Россия. Названия менялись – Родина оставалась прежней.

         Настал час, когда предельно необходимо создать стройную систему военно-патриотической работы в молодежной среде и использовать новые действенные формы, методы и средства. Все это должно помочь вырастить Патриотов, готовых служить на благо Отечеству и выполнять любые задачи для его защиты и процветания.

         Сегодня, как никогда, нужна правильная мотивация у молодёжи, с высокими моральными принципами, главное, в  отстаивании интересов государства и народа.

         Юнармейцев-юнвоенкоров они поощрили от ЗС П.к. и Военкомата П.к. за активное участие в Торжественной встрече «Эшелона Победы»/ «Сила в правде» — 2023-2024 МО и МПС РФ в рамках агитационно-пропагандистской акции, приуроченной к 78-79-й годовщине празднования Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне, в торжествах на военном параде г.Перми, Днях воинской славы РФ и П.к. (УДТК и Юнг СФ), экологических и историко-краеведческих акциях.

Первый день второго образовательного форума в сфере патриотического воспитания Пермского края

 

См. фотоальбом

         Участники форума встретились в Перми, посетили интересные образовательные площадки и приняли участие в пленарной дискуссии.

         Ярким событием прошедшего дня стала церемония открытия, где долгожданными наградами были награждены самые активные муниципальные образования и их представители.

         По нашему мнению, актуальной задачей для педагогов на современном этапе становится наполнение идеологического конструкта «патриотизм» живым содержанием.

         Описать все существующие сегодня практики патриотического воспитания невозможно, а стремиться выявить наиболее перспективные его направления, привлекательные для современных подростков и молодежи - необходимо.

         В «Год семьи» пленарное заседание отличалось особой палитрой экспертного состава. Законодательная и исполнительная власть от районного до столичного уровня, ведущие НКО, органы местного самоуправления, научное сообщество и сообщество героев – защитников Отечества, все собрались, все поддержали темы-лозунги  «Роль женщины в сохранении традиционных ценностей», «Крепкая семья – сильная страна», «Активная гражданская позиция – требование времени»...

         Мастер-классы, образовательные лекции и дискуссии по теме патриотического воспитания, культурная программа, новые знакомства с единомышленниками — все это имело место и было организовано для участников форума согласно имеющимся возможностям! Всех удивило, что организаторов власти поддержали!

         Одной из главных тем стала - подготовка наставников к «воспитывающим патриотическим событиям, посвященным «Году семьи».

         Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.

         А самое главное, что несёт наша работа – это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.

         Однако в современной социокультурной ситуации, характеризующейся разноплановостью, противоречивостью, многовекторностью развития общества и полистилистичностью культуры, необходим пересмотр его форм, с тем чтобы привести их в максимальное соответствие с потребностями и ментальными особенностями нового юного поколения – так называемого поколения Z, заметно отличающегося от предшествующих генераций сверстников.

         Форум обозначил перспективы и вектор, а пленарное заседание «Патриотическое воспитание в России - вызовы времени» объединило всех участников патриотического форума – и детей, и взрослых. Эксперты федерального и регионального уровней поразмышляли о рисковых факторах системы патриотического воспитания и дали рецепты преодоления этих рисков.        

         Известная «Программа патриотического воспитания 2021 года» направлена более на развитие личности, духовности, нравственности, обращение к традициям и истории, в то время как двадцать лет назад она стремилась к сохранению того, что осталось от страны, от патриотизма. На протяжении многих лет патриотизм – главный ориентир для духовного развития.

         Никто не предполагал, что выдержат такую «гонку событий» - два дня насыщенной программы, в ходе которой участники познакомились с наиболее успешными практиками патриотического воспитания в Пермском крае. Пленарные заседания, актовые лекции, практические занятия - это все было представлено в плане работы.

         Все говорили о воспитании. Напомним, что воспитывать человека надо с первого дня рождения. Но в чем заключается правильное воспитание? Об этом как-то заметил русский писатель Антон Павлович Чехов.

         Но на этом форуме лучше всех выступил, по нашему мнению, генерал Г.Н.Зайцев. Его воспитали — суровое детство, семья и родители, закалка, труд и НВП. А служба в армии помогла определить не только призвание — но и весь жизненный путь.

         И действительно, военно-патриотический аспект воспитания подразумевает прежде всего формирование качеств и навыков, которые нужны для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных сил Российской Федера-

ции; а также осмысление и осознание молодыми людьми своей роли и места в служении Отечеству. Данное направление включает воспитание на воинских традициях, музейную педагогику, участие в исторических реконструкциях и специальных компьютерных играх военно-патриотической тематики.

         Поэтому все погрузились в тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ».

         Тема оживила поиск и выбор тех практик, которые, с одной стороны, наполняют идеологический конструкт «патриотизм» живым содержанием, привлекательны для подростков и молодежи, а с другой стороны, отвечают запросам общества на воспитание социально ответственной личности с устойчивой ценностной системой.

         Одна из выступающих, из р/ц «Гайны», даже подробно рассказала, что означают слова — патриотизм; - патриот; - патриотическое воспитание; - духовное воспитание; - Отечество; - история; - национально-культурные традиции; и т.д.

         Но было ярко заметно, что ключевыми словами всех докладов стали: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, идентичность, формы и методы работы, гражданственность, медиаобразование, перспективные направления.

         Каждый из нас, слушателей, мог самостоятельно выбрать площадку, которая ему наиболее интересна: "Сохранение исторической памяти и увековечивание памяти о Защитниках Отечества", "НКО на защите интересов Отечества", Студенческие отряды - шаг в успешное будущее. От подростка до профессионала", "Жизнь в движении! Взаимодействие организаций на примере ВВПОД «Юнармии" («Движение первых»).

         Кроме того работал детский блок, ребята также посетили лектории, работали на практическом занятии "Создание медиаконтента в сфере патриотического воспитания".

         А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.

         Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.

         Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность.

         Проблема патриотического воспитания в науке отнюдь не является новой, она уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле эта проблема привлекала внимание государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

         Патриотическое воспитание детей и молодежи становится главным элементом внеклассной работы образовательных учреждений.

         В конце сентября 2022 года Владимир Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны. С 1 сентября 2023 года планируется скорректировать образовательные программы таким образом, чтобы главный акцент делался на патриотическом воспитании. Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

         Развитие детей и молодежи согласно стандартам должно включать в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Ставится задача сформировать у учащихся системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности. В этой связи особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.

         Основная цель патриотического воспитания

         — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

         Одна из важнейших задач

         - современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

         Организация тематических мероприятий.

В ОО мероприятия приурочены к государственным праздникам: День Победы, День народного единства, День защитника Отечества, День России, День Государственного флага в Российской Федерации и другим.

Важную роль в патриотическом воспитании, в любом возрасте,  играют беседы.

Разучивание пословиц, стихов и песен о Родине.

Пословицы и поговорки отражают традиции народа, поэтому являются важным элементом патриотического воспитания. Они в краткой и емкой форме выражают чувство любви к Отчизне и приобщают детей к истории России.

Патриотическое воспитание школьников

         С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Это получасовые классные часы, которые проводятся по понедельникам первым уроком во всех российских школах и СПО.

«Разговоры о важном» не должны повторять форму и содержание обычных уроков. Главная задача учителя — заинтересовать учеников, вовлечь их в обсуждение важных проблем, аргументировано ответить на вопросы детей. Сценарии классных часов включают в себя интерактивные задания, игры, работу с дополнительными материалами. Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи.

         Усилению патриотического воспитания будет также способствовать введение начальной военной подготовки в школе и профтехучилищах.

         Торжественное поднятие флага.

         Патриотическим ритуалом является поднятие флага России и исполнение Государственного гимна.

         Патриотическое воспитание молодежи.

         Патриотическое воспитание продолжается и в стенах вузов.

         Волонтерское движение.

         Волонтёрство - представляет собой необходимую составляющую гражданско-патриотического воспитания молодежи. Волонтерская деятельность студентов — это форма гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности и без расчета на денежное вознаграждение.

Поисковое движение.

         Поисковое движение — это общественная деятельность граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечиванию их имен.

Поисковое движение по своему содержанию является военно-патриотическим, культурно-историческим и благотворительным направлением.

Проведение специальных акций.

         На патриотическое воспитание студенческой молодежи направлена целая система специальных мероприятий. Например, общероссийская акция «Бессмертный полк», виртуальные музеи Памяти Великой Отечественной войны. Все чаще организуются различные виртуальные проекты, связанные с использованием современных информационных технологий.

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.

         Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям: – Пропаганда спорта и здорового образа жизни; – Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения; – Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну; – Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности; – Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины; Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.        

         Первый день ФОРУМА увенчался просмотром фильма "Командир" про знаменитое спецподразделение «Альфа» (Группа "А").

         Главным сюрпризом события — была, утром 12 июня в День России,  встреча с Геннадием Николаевичем Зайцевым, Героем Советского Союза, командиром  «Альфы» (Группы "А" КГБ СССР).

         Параллельные площадки рассказали об итогах деятельности за прошедший год.

         Активными выдались эти два дня, которые сопровождались чаепитием и даже обедом. 

         За обедом  было отмечено, что на высоком правительственном уровне не была осознана необходимость возрождения патриотического воспитания, теперь надо сделать «почти невозможное». «Рецепт» подсказал генерал Г.Зайцев, обозначив, что Патриотическое воспитание – это не разовая акция (например, приуроченная ко Дню Победы), а планомерная, разноформатная, разносторонняя, ежедневная работа. Патриотическое воспитание школьников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей , неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

Сегодня острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма даже дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и школьников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

         Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, главную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

         Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. 

Рассказываем о площадках форума

1. Передача опыта - это важная часть сферы патриотического воспитания, ведь только сообща мы можем достигнуть больших успехов в нашей деятельности.

На площадке «Трансляция передового опыта в сфере патриотического воспитания» свой опыт представят победители и призеры региональной премии за достижения в сфере патриотического воспитания граждан патриотического воспитания в 2023 году, а именно:

I -  Город Пермь;
 II -  Город Березники;
 III - Соликамский городской округ.

         Представители перечисленных муниципальных образований поделились опытом о системе организации патриотического воспитания в муниципалитетах.
         Далее в рамках площадки состоялась презентация опыта работы педагогов и специалистов муниципальных образований Пермского края, осуществляющих свою деятельность в сфере патриотического воспитания. Например, своими уникальными практиками поделились специалисты из Ординского муниципального округа.

         Было сказано о поиске «перспективных направлений патриотического воспитания», готовности делать сознательный выбор в пользу выработанных в культуре позитивных ценностей, обеспечивающей необходимую пластичность личности и  устойчивость, выдержку («толерантность») в социальных коммуникациях.

         Докладчики очень «обеспокоены» тем, что современный ребенок находится в поле самых разнородных и разнокачественных влияний и воздействий формальных и неформальных общественных институтов, которые предлагают, а чаще – навязывают свои смыслы, ценности, ориентиры. Соответственно, поиск путей формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, готового нести ответственность за свои действия, приобретает особую значимость.

         «Сверху» ещё мало сделано для решения кризиса современного образования в целом и воспитательных систем в частности, особенно в  «стирании»  «поколенческого разрыва» между педагогами, родителями и детьми. Его преодолению может способствовать знание особенностей и мировоззренческих установок различных возрастных групп.

         В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

В каждой семье необходим Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, которые необходимо отражать в календарном плане воспитательной работы.

Так же не стоит забывать и о русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.

Подводя итоги можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

         Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно-нравственной личности. В школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Необходимо расширять кругозор обучающихся, знакомить их с жизнью родного города, родного края, воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свой народ, воспитывать патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

         Для выступления 4 группы мы выбрали тему: «Гордимся прошлым и работаем для будущего», посвящённую патриотическому воспитанию школьников. Дети собирали пазлы с вопросами — искали «Завещание Татищева».

         Вывод игры: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и общеобразовательных учреждений нашей страны. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

2. На площадке «Экосистема патриотического воспитания: основные направления и возможности»

ведущие авторы экосистемы патриотического воспитания поделились своей экспертной оценкой направлений и возможностей. Ресурсы развития кроются в патриотических проектах и событиях, которые реализуются организациями.

         О своих проектах рассказали руководители Волонтеров Победы, Поискового движения России, Российского союза боевых искусств, Ассоциации участников СВО, высших учебных заведений, Пермского «Авангарда».

         Особое внимание эксперты уделили выстраиванию эффективного взаимодействия внутри экосистемы. Как не конкурировать за ресурсы, а объединить их?

         «Поколение Z», или «цифровое поколение» (рожденные после 2000 г.),

описать достаточно сложно в силу близкой временно́й дистанции – его представляют современные школьники, еще только становящиеся активной социально значимой группой. Их отличает многозадачность (умение сосредоточиться сразу на многих вещах и, как следствие, – неумение долго концентрироваться на чем-то одном), клиповость мышления (восприятие мира через короткие, быстро сменяемые образы и послания), амбициозность. Родившиеся в XXI веке привыкли, что любое их действие в Интернете получает мгновенный отклик – и ждут того же в реальной жизни. Они не любят «рамки» и поэтому стремятся туда, где есть свобода выбора, но при всей гибкости ждут четкости и определенности в постановке задач, выдвижении требований, получении результатов.

Работа с родителями

         Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников в условиях школьных библиотек посредством работы с семьями учащихся. Возможности библиотеки, формирование заинтересованности родителей, использование специальных форм и методов работы способствуют возникновению у школьников интереса к самостоятельной читательской деятельности, создают атмосферу творческой заинтересованности чтением.

         Взаимодействие с родителями должно быть в активе библиотечных методов приобщения детей к чтению.

         Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

         В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество.

3. Пленарное заседание «Патриотическое воспитание в России - вызовы времени»

объединило всех участников патриотического форума – и детей, и взрослых. Эксперты федерального и регионального уровней поразмышляли о рисковых факторах системы патриотического воспитания и дали рецепты преодоления этих рисков.

         В «Год семьи» пленарное заседание отличается широкой палитрой экспертного состава. Законодательная и исполнительная власть, ведущие НКО, органы местного самоуправления, научное сообщество и сообщество героев – защитников Отечества — изложили свои мнения, порой смелые, а порой робкие — у всех подходы – разнообразные. Было интересно!

         В воспитательных стратегиях существуют два прямо противоположных вектора: согласно первому, воспитание должно воспроизводить уже наработанные в истории педагогики формы и методы воздействия, согласно второму – нужно искать новые решения, создавая инновационные «воспитательные продукты». У сторонников каждого из этих подходов – своя правда. Задача состояла в том, чтобы установить ориентиры воспитательной деятельности, соединив в социокультурном пространстве новые тенденции и традиции, сформированные в прежние годы.

4. Основа развития российского общества – сохранение исторической памяти и противодействие попыткам фальсификации истории.

         Именно этой теме посвящена партнерская площадка от Общероссийского общественного Движения «Бессмертный полк России».

         Руководитель Исполкома Движения «Бессмертный полк России» Наталья Шадрина совместно с представителями аппарата Главного федерального инспектора по Пермскому краю Администрации Президента Российской Федерации, Администрации губернатора Пермского края, архива социально-политической истории, студенческого историко-патриотического клуба и научного сообщества обсудили современные форматы почтения памяти Героев Отечества.

         Отдельное внимание было уделено обсуждению полномочий органов власти и местного самоуправления, а также ресурсов общества и власти в части увековечения памяти погибших защитников Отечества и проектов, направленных на сохранение исторической памяти.

         И снова осмысление и поиск новых смыслов    Патриотизма, основой которого является понимание человеком себя как части культурного целого (культурная идентичность), – важного компонента ценностно-нормативной системы личности.

         Концепт «патриотизм» определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные ин-

тересы», что предполагает «гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа». В основе этого чувства лежит положительно окрашенное ценностное отношение к родной земле, ее языку, традициям, населяющим ее людям.

         В ФГОС основного общего образования среди приоритетных личностных результатов реализации образовательной программы обозначены воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной».

Эти же задачи указаны как наиболее значимые в реализации различных предметных областей.

И в России, и за рубежом оба компонента воспитания – гражданско-патриотический и военно-патриотический – обладают равной значимостью.  Главное сейчас - найти особенности их реализации в современных условиях.

5. На площадке «НКО на защите интересов Отечества» представители организаций некоммерческого сектора Пермского края рассказали о своей деятельности, направленной на оказание помощи участникам СВО, сопровождение ветеранов, вернувшихся с зоны боевых действий, и их семей, а также гуманитарных миссиях для оказания помощи военным и мирным жителям освобожденных территорий.

         Кроме этого, эксперты поделились опытом по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях взаимодействия государственных и общественных организаций.

         В соответствии с приведенными определениями к задачам духовно нравственного и патриотического воспитания относится формирование позитивной культурной идентичности. Согласно государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», такое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

         Поскольку патриотизм – это качество, присущее всем народам, вопросы его воспитания нельзя назвать сугубо российскими. Анализ соответствующих практик в разных странах позволяет выделить два основополагающих направления – гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание, которые можно рассматривать как взаимодополняющие компоненты целостной системы.

6. Актовая лекция «Формула успеха патриотического события»


         Приветственная лекция от дирекции Форума мотивирует участников на продуктивную работу в едином смысловом и понятийном поле. Участники актовой лекции познакомились с тенденциями развития системы патриотического воспитания.

         Конструктор подготовки патриотического события, презентованный на лекции, подготовил аудиторию к работе на практической части Форума – тренерских блоках «СОЗДАВАЙ» и «РЕАЛИЗУЙ».

         Образовательная задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы обеспечить возможность свободного обсуждения в школах (на уроках обществознания или в дискуссионных клубах) спорных и неоднозначных вопросов патриотизма, сохраняя «нейтралитет» по отношению к патриотическим проявлениям, не поощряя и не отрицая их. Такая форма обучения навыкам ведения дискуссий будет способствовать формированию самостоятельной позиции, наличие которой особенно необходимо в ситуациях, когда СМИ нагнетают атмосферу недоверия к другим народам  навязчивы в пропаганде «наших ценностей».

Важное место в сфере гражданско-патриотического воспитания отводится медиаобразованию, под которым понимается приобретение знаний, умений, навыков, опыта деятельности и формирование ценностных установок и компетенции в области современных медиа – печатных и электронных средств социальной коммуникации.

К актуальным трендам, связанным с развитием медиаактивной личности (термин Н. А. Симбирцевой), умеющей оперативно получать, систематизировать, воспринимать и оценивать информацию из различных медийных каналов, относится вырабатывание критического отношения к информационным потокам, а также способности организовывать контент (создавать тематические группы, анализировать медиасобытия, продвигать медиапроекты) и вступать в опосредованную информационными технологиями коммуникацию. Нужны медиа-ресурсы, например, (проекты «Живая история» (http://живаяистория-ургпу.рф/), «Проект 1917» (https://project1917.ru/), «Наш адрес: Урал. Россия» (http://www.ural-patrius.ru) и участие в медиапроектах (например, по созданию школьных медиагазет, журналов, ТВ-программ; виртуальных экскурсий и школьных музеев).

7. «НКО на защите интересов Отечества»

На площадке «НКО на защите интересов Отечества», на которой представители организаций некоммерческого сектора Пермского края рассказали о своей деятельности, направленной на оказание помощи участникам СВО, сопровождение ветеранов, вернувшихся с зоны боевых действий, и их семей.

         Кроме этого, они рассказали о гуманитарных миссиях для оказания помощи военным и мирным жителям освобожденных территорий.

         Патриотическая составляющая военной подготовки может рассматриваться как идеологическая основа деятельности, определяющая ценностные ориентиры отдельной личности и/или социальной группы. Она включает воспитание на воинских традициях (верность присяге, боевому знамени; знакомство с героическими страницами истории, с деятельностью славных воинских подразделений) и реализуется посредством как учебных дисциплин (история, обществоведение), так и внеучебных мероприятий (тематические встречи с ветеранами войн, действующими военнослужащими). Прикладной аспект военно-патриотического воспитания предусматривает знакомство подростков с особенностями службы и быта военнослужащих, с деятельностью военно-технических кружков. Особое внимание уделяется физической подготовке будущих воинов путем организации секций по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивных игр, военных лагерей.

         Наряду с общеизвестными и принятыми во всем мире практиками военно-патриотического воспитания (взаимодействие с ветеранскими организациями, военно-спортивные сборы, скаутинг) существует ряд воспитательных возможностей, не в полной мере реализуемых в современных российских условиях. Так, важным ресурсом, как и в сфере формирования гражданственности, сегодня становятся медиасредства. Использованию потенциала технологий «заражения» и «подражания» как социальнопсихологических механизмов воспитания.

8. Сохранение исторической памяти и увековечение памяти о Защитниках Отечества

         Руководитель Исполкома Движения «Бессмертный полк России» Наталья Шадрина совместно с представителями Администрации губернатора Пермского края, архива социально-политической истории, студенческого историко-патриотического клуба обсудили современные форматы почтения памяти Героев Отечества.

9. Пленарное заседание: «Патриотическое воспитание в России - вызовы времени»

         Пленарное заседание объединило всех участников патриотического форума – и детей, и взрослых. Эксперты федерального и регионального уровней поразмышляли о рисковых факторах системы патриотического воспитания и дали рецепты преодоления этих рисков.

Новый этап патриотического воспитания вобрал в себя лучший опыт прежних лет

         Все последние годы российское общество находилось в поиске общенациональной идеи, которая сплотила бы народ, определила общие цели на будущее. Исчерпывающе ее сформулировал президент России Владимир Путин в нескольких своих выступлениях: патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед. "Это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха", - подчеркнул президент.

         Важность такого подхода подтверждает вся история развития России: на разных ее этапах именно патриотизм россиян был одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества и государства. На протяжении многих столетий российское государство (Русь - Россия - СССР) подвергалось внешней опасности, поэтому общественное сознание всегда связывало патриотизм с защитой Отечества. Военно-патриотическое воспитание, связанное с долгом служения Родине, исторически было самым сильным направлением воспитания в советский период.

         В предвоенные годы милитаризованный характер приобрела физкультурно-массовая работа среди молодежи. Это позволяло государству влиять на формирование не только физически развитой, но и социально адекватной личности. Важную роль в этом играли организации военизированного типа "Общество содействия авиации и химической защите (Осоавиахим)", "Общество друзей воздушного флота". Был принят комплекс норм ГТО с приоритетом военно-прикладных видов спорта: преодоление препятствий, конный спорт, прыжки с парашютом, борьба, бокс и т.д. Все это формировало готовность с оружием в руках встать на защиту страны в случае военной опасности. И полностью оправдало себя в годы Великой Отечественной войны.

         В послевоенные годы патриотическое воспитание приобретало разные формы: молодежные фестивали и форумы молодежи, военно-спортивные соревнования, уроки начальной военной подготовки в школах и военные кафедры вузов. Позже важными направлениями стали забота о ветеранах, уроки мужества в школах, работа школьных и вузовских музеев боевой славы, поисковых отрядов, которые шли по местам боев и воздавали заслуженные почести останкам воинов.

         В 1990-е годы уровень военно-патриотического воспитания значительно снизился. Однако затем возникает понимание, что необходимо вновь выстраивать систему патриотического воспитания. В школах и вузах активизировалась общественная деятельность: посещение ветеранов и сбор их воспоминаний, оказание им адресной помощи, сбор средств для поддержки детских домов, волонтерство и многое другое.

         С конца 1990-х годов в школах начинают создавать кадетские, морские, пограничные кружки, которые в дальнейшем приобретали статус классов. Появились региональные планы и программы патриотического воспитания, к которым начали привлекать офицеров запаса. С началом 2000 годов связан выход России из экономического, политического и патриотического кризисов. Государство стало возрождать Вооруженные силы, повышать престиж воинской службы, укреплять имидж военнослужащих. Общество начало выходить из этапа неопределенности, выстраивая новые ориентиры. Государство сформулировало ориентиры патриотизма как синергию трех элементов: гражданин - нация - крепкая семья.

         В 2001 году правительство приняло программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", в которой были прописаны как конкретные мероприятия, так и роль общественных организаций в формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан, определялись источники финансирования.

         Вторая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" ввела патриотический элемент в преподавание гуманитарных предметов. В третью программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" вошли такие направления, как преодоление экстремистских проявлений некоторых групп граждан; социально-экономическая и политическая стабильность; укрепление национальной безопасности. В нее были включены мероприятия, связанные с воспитанием на традициях казачества.

         И это привело к важным результатам. По данным исследования ВЦИОМ 2016 года, 89 процентов россиян считали, что в случае возникновения реальной угрозы со стороны других стран армия сможет нас защитить. Среди 18-24-летних эта доля также превысила 80 процентов. 57 процентов ответивших хотели, чтобы их родственники прошли военную службу (в 2014 году таких было 36 процентов). 71 процент опрошенных в группе допризывной молодежи планировал пройти службу в армии, однако серьезно готовились к службе лишь 19 процентов. В связи с этим стало ясно, что требуется усиление целенаправленной работы по военно-патриотическому воспитанию граждан и прежде всего - школьников.

На разных этапах истории патриотизм россиян был одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства

         После реализации третьей программы была принята "Стратегия развития воспитания до 2025 года", в которой раскрывалось понятие и содержание работы по гражданскому, патриотическому, духовному и нравственному воспитанию. Четкие задачи и план мероприятий по их реализации содержались в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", под которую было выделено финансирование в объеме более 1,7 миллиарда рублей.

Конкретизированы цели и задачи патриотического воспитания детей в федеральном проекте "Патриотическое воспитание" Национального проекта "Образование", реализация которого рассчитана до конца 2026 года.

         С осложнением геополитической обстановки, расширением НАТО и началом специальной военной операции важность патриотического воспитания еще более возросла. Развернувшееся в стране добровольческое движение, а затем и частичная мобилизация показали, насколько важно для молодежи обладать боевыми навыками, хорошей физической формой и убежденностью в своих идеалах и целях.

         Вся Российская Федерация объединилась в стремлении помогать Вооруженным силам, бойцам на передовой в защите наших ценностей и безопасности Родины.

         В стране стали возникать различные патриотические инициативы. Одной из самых значимых стала инициатива по созданию Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи "ВОИН".

         1 декабря 2022 года президент Российской Федерации дал поручение о создании центров военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи в пилотных регионах. Филиалы центра открылись 11 мая 2023 года на базе 12 регионов Российской Федерации.

В них реализуются программы дополнительного образования для подростков 14-18 лет. Они обучаются прикладным навыкам, которые могут использовать при поступлении в спортивные или военные учебные заведения, в специализированные организации. Осваивают умение эффективно работать в команде, повышают свой коммуникативный опыт, скорость принятия решений. Улучшают свое здоровье и физические показатели: выносливость, силу, ловкость, быстроту, меткость и другие. А также приобретают близких по духу друзей, на которых можно положиться в сложные жизненные минуты.

         Программа центра для россиян 18-35 лет - призывников или пребывающих в запасе, но желающих поддерживать физическую форму, актуализировать свои навыки и знания о военном деле, предусматривает проведение учебно-тренировочных занятий по военно-спортивной подготовке и адаптации к службе в Вооруженных силах РФ. Она включает такие направления, как огневая, инженерная, тактическая и психологическая подготовка, организация связи, пилотирование БПЛА, тактическая медицина.

         В филиалах центра "ВОИН" работают более 200 опытных инструкторов, которые прошли подготовку в Российском университете спецназа, Молодежном многофункциональном патриотическом центре "Машук" и Московском педагогическом государственном университете. Многие из них имеют боевой опыт, в том числе и участия в СВО. В филиалах есть все необходимое оборудование, чтобы успешно обучать курсантов военно-прикладным навыкам. Вся деятельность центра направлена на достижение важной цели - формирование поколения истинных патриотов, готовых служить ей, а в случае необходимости встать на ее защиту, и овладевших необходимыми навыками для этого.

"С каждым годом все больше граждан воспринимают патриотизм не просто как любовь к Родине, а как непосредственные действия на благо своей страны, - обратился президент Российской Федерации Владимир Путин к участникам Всероссийского патриотического форума и лауреатам Национальной премии "Патриот-2022". - Они собираются в команды, создают новые проекты и вносят реальный вклад в развитие патриотизма. Ведь любовь к Родине, ее культуре и самобытности, деятельное участие в судьбе страны, сохранение исторической правды - это все то, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России".

          Еще одним компонентом системы военно-патриотического воспитания является деятельность военно-исторических и мемориальных музеев, в том числе расположенных в воинских подразделениях.

         Воспитание патриотизма основывается на исторической памяти жизни своего Отечества и формировании у молодого поколения чувства гордости за достойные дела предков, в конечном итоге - приобретении чувств преданности Родине и ответственности за её дальнейшую судьбу. Как неоднократно отмечал наш Президент, эта задача первостепенной важности, закладывающая перспективы дальнейшей жизни государства, должна быть в центре внимания всех российских органов власти, любого их уровня.

         Одним из самых знаменательных трагических и славных событий в жизни нашего народа, безусловно, является Великая отечественная война, в которой миллионы наших самых достойных людей, ставших воинами, положили свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, спасли её от унизительного фашистского ига и дали нам всем возможность жизни в суверенной стране.

         В память об этих бойцах, воинах калужской земли, в т.ч.  земляка маршала Г.К.Жукова, 53 года назад благодарные калужане создали в одном из центров культуры, ныне Городском досуговом центре, музей боевой славы, с множеством экспонатов, в т.ч. гимнастёрки Г.Жукова, личных вещей, оружия и документов воинов. Приказом министра культуры РСФСР от 11.04.1989 г.музею было присвоено звание народного. С тех пор и до 2017 г. музей посещали группы школьников, проводили свои встречи ветераны ВОВ и труда, посещали многие жители и гости города. На базе музея был создан отдел патриотического воспитания молодёжи. В 2015 году по инициативе начальника этого отдела П.Сузика и при поддержке общественности города. был создан в одном из небольших помещений музей советской эпохи, который на показе своих экспонатов отразил память о прошедшем этапе жизни государства и пользуется нескрываемым интересом у школьников и взрослых посетителей.

         Например, в Свердловском областном музее ВДВ «Крылатая гвардия» не только развернуты экспозиции, посвященные истории создания парашюта, развитию парашютного спорта в нашей стране, войскам специального назначения России, созданию и развитию воздушно-десантных войск с 1930 г. по настоящее время, и проводятся передвижные выставки, но и организуются разнообразные мероприятия для школьников (мастер-класс «Парашют своими руками» для начальной школы; квесты по поиску «секретных» документов о боевой машине десанта БМД-4 «Бахча»; путешествия по памятным местам, которые связаны с Великой Отечественной войной; видеоэкскурсии).

         К сожалению, сегодня мемориальные музейные экспозиции гораздо менее популярны, чем прежде. Существующие во многих военных частях музеи, комнаты (каюты) воинской славы востребованы, прежде всего, как пространства для культурно-досуговой деятельности внутри воинских подразделений. Однако в современных условиях могут использоваться экспозиции в виртуальном пространстве, показывающие не только особенности военной службы, но и героические страницы прошлого. Их создание совместно с подшефными школьниками может стать хорошим стимулом в деле военно-патриотической работы.    

         У нас, в СОШ №135 восстановлен музей «Истории Пермского кино и ТВ». Постоянно экспозиции обновляются.

10. Трансляция передового опыта в сфере патриотического воспитания

         Победители и призеры региональной премии за достижения в сфере патриотического воспитания граждан патриотического воспитания в 2023 году поделились своим опытом о системе организации патриотического воспитания в муниципалитетах.

Традиционные российские духовно-нравственные ценности - основа новой философии воспитания.

11. День России 

         На закрытии второго образовательного форума в сфере патриотического воспитания Пермского края его участники запустили флешмоб в честь Дня России.

12. Второй день второго образовательного форума в сфере патриотического воспитания Пермского края

         Второй день для участников форума прошел не менее насыщенно. Начался он со встречи Геннадием Николаевичем Зайцевым, Героем Советского Союза, командиром Группы «А».

 У участников форума была уникальная возможность лично пообщаться с Героем и задать ему вопросы.

          После встречи представители взрослого сообщества посетили образовательные площадки, а для детей была организована экскурсия на выставки «Оружие Победы» и «Мы защищаем СВОй родной дом».

         Завершился день подведением итогов тренерского блока «Реализуй». Участники продемонстрировали фрагменты воспитывающего патриотического события, подготовленные под руководством наставников из «Навигаторов детства».

PS

         Патриотическое воспитание молодежи, в том числе студентов и курсантов, формирование у них чувства принадлежности к своему народу, сохранение традиций и истории, взращивание в сердцах искренней и бескорыстной любви к Родине и ее многонациональному народу, готовности к служению своему Отечеству – это первоочередная, стратегически важная задача нашей страны, правительства, учебных заведений разных уровней, общественных организаций, а также семьи. Это всегда было важным направлением в воспитании, хотя в разные времена отмечались подъемы и спады патриотизма. Наивысший подъем патриотического единения в нашей стране людей всех национальностей и возрастов пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Мужество, самоотдача, самопожертвование, преодоление страха, трудностей, голода, многочисленные героические подвиги наших соотечественников – это величайший пример патриотизма.

         Изо дня в день мы наблюдаем, как против России ведется постоянная, многофронтовая информационная война. Не стесняясь откровенной лжи и наговоров, цинично и масштабно ее проводят в разных направлениях. Она ведется по многим каналам, таким как телевидение, печать, радио и особенно Интернет, и имеет определенную цель – переоценку значимых событий отечественной и мировой истории и изменение исторического сознания наших граждан, прежде всего молодежи, в выгодном для наших геополитических противников направлении. Искажение фактов, подмена героев, приписывание другим заслуг советских солдат, уменьшение вклада СССР в победу над фашизмом, стравливание между собой народов – это то, чего добиваются наши так называемые друзья. В этой историко-политической агрессии против России принимают участие не только США и европейские государства, но и ряд стран бывшего СССР, что особенно печально, так как эти страны вместе с Россией прошли страшный путь – выжили и победили в Великой Отечественной войне, с начала которой прошло 80 лет.

         На самом высоком уровне понимают, что нельзя допустить переписывание истории, и в связи с этим предпринимаются различные меры. Одним из первых документов на постсоветском пространстве является Федеральный закон № 80-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» [1]. 1 июля 2021 г., во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, в этот закон были внесены актуальные изменения. Для противодействия фальсификации истории и сохранения правды, не распространению заведомо исторически неверных, откровенно ложных сведений, депутаты Государственной думы в третьем чтении приняли поправки, которые «запрещают в Интернете и СМИ отождествлять цели, решения и действия руководства, командования, военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии и стран «оси», а также отрицать решающую роль советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы» [9].

         «В России существуют исторические и нравственные аксиомы. Мы защищали свою землю от агрессоров, оккупантов, нелюдей. Советская армия – освободитель, а значит благодетель Европы… Добро остается Добром, Зло – Злом» [10], – так пояснила инициативу создания закона Председатель Комитета ГД по культуре Елена Ямпольская, ставшая одним из авторов законопроекта.

         Все это дает отчетливое понимание того, как важно теперь уже не нашим предкам, а нам самим победить в современной войне. Эта тихая информационная, можно даже сказать, информационно-историческая война, ведется без бомб и снарядов, но в свете происходящих событий именно она выходит на первый план. Некоторые информационные «бомбы» могут повлечь за собой очень мощную взрывную волну и нанести огромный урон исторической памяти и историческому сознанию наших граждан и особенно молодежи.

         Необходимо жестко пресекать возникновение и останавливать распространение небылиц, ставить барьер вранью о Великой Отечественной войне. Поясняя необходимость внесения поправок, политолог Владимир Оленченко отмечает, что этот закон будет ориентиром для нашего молодого поколения. Главная цель – не допустить искажения фактов истории, забвения или уменьшения значимости подвигов во всех войнах, пережитых нашей многострадальной Родиной [10].

         Первоочередной задачей, которая стоит перед государством, родителями и педагогами, является необходимость вложить в умы наших детей, молодежи и особенно курсантов знания, которые будут давать им возможность отделить правду от лжи, воспитать граждан страны патриотами своего Отечества. Тема патриотического, духовного воспитания молодежи России не теряет свою актуальность уже много лет. Ее неоднократно поднимали и наш Президент, и ведущие политические деятели, представители экспертного сообщества, духовенство.

         Президент в своих выступлениях регулярно касается темы патриотизма, духа народа, служения России и, конечно, любви к Отечеству. На приеме в Кремле, который состоялся в 2018 году и был посвящен празднованию Дня народного единства, президент Российской Федерации сказал: «Для России высокие идеалы патриотизма имеют особую ценность. На них основана непобедимая сила духа нашего народа, которая не раз удивляла и восхищала весь мир. Чувство патриотизма – важнейшая часть общенациональной культуры, стержень нашей генетической памяти» [4].

         В интервью, которое взяли у президента в рамках эксклюзивного проекта телеканала "Россия 1" «Москва. Кремль. Путин» от 10 мая 2020 г. Владимир Владимирович четко обозначил, что патриотизм – это ни что иное, как служение развитию страны, и именно в этом заключается главная российская национальная идея [5].

         «Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд. А это совсем не значит, что нужно всё время хвататься только за наше героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха» [5] – из выступления В.В. Путина в день 75-летия Победы.

         Приведенные выше примеры показывают, насколько, по мнению нашего президента, большое значение имеет патриотическое воспитание в сохранении, развитии и благополучии страны.

         Хотелось бы отметить, что из года в год изменяется, расширяется и дополняется понятие патриотизма. Как помимо почитания и уважения к прошлому, трепетному отношению к настоящему, ставятся амбициозные планы о будущих свершениях на благо и во имя нашей Родины.

         Духовные лидеры также постоянно говорят о необходимости воспитания у детей любви к Родине, Богу, близкому.

         На приеме, организованном в честь приезда в Калининград Предстоятеля Русской Православной Церкви в 2019 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом  были определены задачи как церкви, так и власти. Основная суть этих задач в том, чтобы научиться общаться с нашим молодым поколением, воспитывать у них чувство патриотизма, любви к Отечеству, к православной вере. По мнению Патриарха, именно вера является стержнем нашего патриотизма. «Для того, чтобы Россия жила, чтобы она оставалась независимым, свободным, сильным государством, нужно, чтобы молодое поколение было проникнуто не просто идеей отвлеченного патриотизма, а реальной любовью к Отечеству» [11].

Не менее четкую позицию можно наблюдать и в исламском духовенстве. Так, на одной из встреч Талгат Сафа Таджуддин, Верховный муфтий России,  сказал:

         «Сегодня мы много говорим о том, какой должна быть наша национальная идеология. Я считаю, что она должна основываться на трех принципах: благодарности и любви к Богу, благодарности и любви к нашим предкам, сохранившим веру и создавшим наше Отечество, и, наконец, благодарности и любви к нашей Отчизне – Святой Руси!» [6].

         После распада СССР нравственные ориентиры в нашей стране были в значительной степени утрачены, так как изменение геополитического положения страны, смена гимна, дискредитация советских идеалов вызывали настоящую разруху в умах и сердцах. В это время патриотическое воспитание выпало из списка государственных приоритетов, а само слово «патриот» стало чуждым и даже ругательным. В обстановке идеологического вакуума все старое порицалось, а нового не было. Прошло почти 20 лет, пока на высоком правительственном уровне не была осознана необходимость возрождения патриотического воспитания, всю систему которого пришлось создавать практически заново. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» – это один из первых и очень важных шагов в сторону выхода из сложившейся очень непростой ситуации. Цели программы – помощь в сохранении стабильности, восстановлении экономических позиций и поддержании обороноспособности страны. Были прописаны основные направления развития новой системы патриотического воспитания граждан страны, основные компоненты, которые позволили бы с наибольшей эффективностью формировать готовность и стремление российских граждан к служению Отечеству. Данная программа разрабатывалась с учетом существующих на тот момент проблем, опираясь на знания, достижения, опыт прошедших лет. Ее главный приоритет – это развитие патриотического воспитания и общества в целом [3]. В последующие годы были созданы и реализованы программы патриотического воспитания 2006-2010 гг.; 2011-2015 гг.; 2016-2020 годов.

         С 1-го января 2021 г., в продолжение выполнения программ патриотического воспитания, начал свою реализацию федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2021-2025 гг.». Цель данного проекта – воспитание активного патриота своей страны, который знает и любит ее историю, переживает за ее будущее. Реализация данного проекта неразрывно связана с сохранением исторического наследия, продвижением в массы духовно-нравственных ценностей, повышением культуры. В систему патриотического воспитания запланировано вовлечь более 25% граждан Российской Федерации [8].

         Анализируя цели программ патриотического воспитания 2001 и 2021 гг. можно отметить их значительное различие. Программа 2021 года направлена более на развитие личности, духовности, нравственности, обращение к традициям и истории, в то время как двадцать лет назад она стремилась к сохранению того, что осталось от страны, от патриотизма. На протяжении многих лет патриотизм – главный ориентир для духовного развития.

         Важное значение для культурного, нравственного и патриотического воспитания имеет указ, который был подписан Президентом Российской Федерации 2 июля 2021 года. Это Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В тексте Стратегии есть пункты, в которых говорится о значении военно-патриотического воспитания, воспитании у граждан патриотизма, который будет способствовать развитию демократического устройства Российской Федерации и достижению целей обороны страны. «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2, п. 91]. Необходимо создавать и поддерживать национальные проекты, которые будут направлены и на защиту российских духовно-нравственных ценностей, и на патриотическое воспитание, и на развитие культуры, и сохранение исторической памяти.

         Патриотическое воспитание – это не разовая акция (например, приуроченная ко Дню Победы), а планомерная, разноформатная, разносторонняя, ежедневная работа. В Военном университете патриотическому воспитанию курсантов уделяется большое внимание. В течение всего учебного года курсанты привлекаются на различные форумы, семинары, круглые столы, посвященные Великой Отечественной войне, подвигам героев разных лет, историческим событиям и великим полководцам.

         Воспитание будущих офицеров в патриотическом ключе – это не только воспитание любящего свое Отечество воина, это воспитание воина, осознанно выполняющего свой долг по защите своей Страны, глубоко понимающего необходимость выполнения задач, поставленных командованием, и поддерживающего политику общенациональных государственных интересов. Только правильно мотивированный, с высокими моральными принципами офицер готов отстаивать интересы государства и народа.

         В России любовь к Родине всегда являлась основой службы в армии. Армия всегда была поддержкой и опорой своей страны, будь то РСФСР или Россия. Названия менялись – Родина оставалась прежней.

         Курсанты – это будущее нашей армии, оплот безопасности и стабильности. В ежедневном служении Отечеству очень важно, чтобы отношение к воинской службе было осознанное, построенное на высоких идеалах, героических примерах.

         Особое место в системе патриотического воспитания курсантов Военного университета занимает «Международный женский форум» (рис. 4), который начал свою работу в 2013 году. Это очень интересное, яркое и нужное международное мероприятие, способствующее как сохранению и изучению истории, так и патриотическому воспитанию молодежи, в особенности девушек-курсанток и воспитанниц пансионов. Он проходит каждый год в преддверии 8 марта.

         Когда-то все начиналось как круглый стол. Сегодня это – международный форум, в котором принимают участие многие военные ВУЗы. С каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества участников форума. В основном это девушки-курсанты учебных заведений Минобороны России, МВД, МЧС, ФСБ, воспитанницы пансионов и кадетских училищ. Также расширяется география участников.

         Цели форума достаточно широки и направлены не только на сохранение исторической памяти России и исторического наследия народов государств СНГ, осмысление роли женщин в победе в Великой Отечественной войне, в современной армии, воспитание патриотизма и милосердия, сохранения как семейных, так и государственных традиций, но и на повышение интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности, науке, установление дружеских связей между участниками и научными обществами образовательных учреждений.

         На форуме поднимаются такие актуальные темы, как духовность, здоровье, семья. Вот лишь некоторые из названий секций: «Роль женщины в сохранении традиционных ценностей», «Крепкая семья – сильная страна», «Активная гражданская позиция – требование времени». Участвующие в этом мероприятии женщины-офицеры, педагоги военных учебных заведений ярко демонстрируют образ женщины-патриота, своим примером показывают свою приверженность служению стране, выполнению долга перед Родиной, ведут за собой будущих защитников, направляют свои знания на сохранение истории и памяти о героях России.

         Воспитание любящего свою Родину, свое Отечество человека особенно актуально в условиях глобализации и информационной открытости государств, а также вступления человечества в новый этап борьбы за сферы влияния, рынки сбыта, сохранение независимости, а также выживание, где главным объектом уничтожения являются не сами люди, а их сознание, поражение которого влечет за собой разрушение общества, потерю индивидуальности, самобытности и независимости народов, исчезновение государств.

         Все вышесказанное говорит о несомненной необходимости проведения комплекса политических, идеологических, информационных, исторических и других мероприятий, которые направлены на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности и всего российского общества в целом, где патриотическое воспитание в приоритете.

         Проанализировав отечественный и зарубежный опыт, современные социально-политические, цифровые, экономические, информационные, военно-технические, правовые и другие условия современного мира, необходимо создать стройную систему военно-патриотической работы в молодежной среде и использовать новые действенные формы, методы и средства. Все это должно помочь вырастить Патриотов, готовых служить на благо Отечеству и выполнять любые задачи для его защиты и процветания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 19 июля 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов».
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"».
4. Выступление президента В. Путина в Кремле [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya (дата обращения: 10.09.2021).
5. Москва. Кремль. Путин [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=«Москва.%20Кремль.%20Путин»%2010%20мая%202020&path=wizard&parent-reqid=1638702918830176-2517526627405417434-vla1-4679-vla-l7-balancer-8080-BAL-9489&wiz_type=vital&filmId=82121273034455407 (дата обращения: 10.09.2021).
6. Национальная идеология зиждется на любви к Богу [Электронный ресурс]. URL: http://beta-press.ru/newsitem/5821 (дата обращения: 16.09.2021).
7. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.08.2021).
8. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2021-2025гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://adm-yeisk.ru/sites/default/files/pasport_federalnogo_proekta_ patrioticheskoe_vospitanie_grazhdan_rossiyskoy_federacii_2021_-_2024_gg.pdf. (дата обращения: 02.09.2021).
9. Принят во втором чтении законопроект, запрещающий публично отождествлять роли СССР и нацистской Германии \\ Государственная дума (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/51720/ (дата обращения: 26.08.2021).
10. Публично отождествлять роли СССР и Германии во Второй мировой войне запретят \\ Государственная дума (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/51413/ (дата обращения: 13.09.2021).
11. Святейший патриарх Кирилл. Патриотизм – это верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/patriarx-patriotizm-eto-prezhde-vsego-vernost-bozhestvennomu-zamyslu-o-tvoej-zemle-i-o-tvoem-narode/ (дата обращения: 16.09.2021).

Используемые д/источники:

https://moluch.ru/archive/181/46664/  (дата обращения: 20.02.2023).

https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/patrioticheskoe-vospitanie/ 

https://psychology.snauka.ru/2012/03/349

Для цитирования: Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные на-

правления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21.

№ 2. С. 155–175. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-155-175.

Список использованных источников

1. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future,

1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.

2. Исаева М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса

и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290–295 [Электрон.

ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/3/Isa-

eva_Crisis-and-Rise-Generations/index.php? sphrase_id=93366 (дата обраще-

ния: 20.09.2017)

3. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Миллениум и Z и что

станет их ценностями [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rugenerati->

ons.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/ (дата обраще-

ния: 20.09.2017)

4. Корм М. М. Сколько лет патриотизму? // Родина. 1994. № 10. С. 16–21.

5. Фан И. Б. Дискурс патриотизма: от многообразия к монополии //

Дискурс-Пи. 2013. Вып. 1–2 (Т. 10). С. 147–154.

6. Одинцов М. И. Православные воззрения на отечество и патриотизм

[Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rusoir.ru/president/president-

works/president-works-121 (дата обращения: 17.01.2017)

7. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 83–85.

8. Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. Москва: РИЦ ИСПИ РАН,

2005.

9. Монастырский Д. В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 9 (3/1). С. 87–91. DOI:10.17748/2075–9908–2017–9-3/1–87–91

10. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 140–147.

11. Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: Школьный формат, 2016.

12. Сафонова Т. М. Основы гражданского воспитания и образования // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 5. С. 204–205.

13. Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. 2014. № 1. С. 63–67.

14. Ланцева А. М. Философский смысл концепта патриотизм в России и Чехии // Вестник славянских культур. 2013. № 3 (29). С. 5–11.

(исп м-лы СМИ; Сазонов Александр Михайлович - адъюнкт ВА ГШ ВС РФ;  Сазонова Юлия Михайловна м.н.с ВУ МО РФ;  Назаренко О.И.; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

 Над выпуском работали 
Юнвоенкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.»,  Юнвоенкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юнвоенкор,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда, Юнвоенкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнвоенкор    отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.