СОШ№135:   Начало пути танка Победы

 

31 марта 1940 года в Советском Союзе принято постановление о начале производства танка Т-34... Т-34 назван танком, изменившим историю.

      

Безусловно, по комплексу всех показателей Т-34 является лучшим танком Второй мировой войны, оказавшим сильнейшее влияние на развитие танкостроения по всему миру. Но лучшим танком эта задуманная еще в 1937 году перспективная машина стала далеко не сразу. Ее конструкторам и производителям пришлось пройти нелегкий путь и решить немало технических трудностей.

Разработкой нового танка занималось конструкторское бюро Михаила Ильича Кошкина. Новая машина должна была стать дальнейшим развитием танков серии БТ, но с более мощными броней и вооружением. Несколько раз, руководствуясь опытом локальных войн 30-х годов XX века, военное руководство повышало требования к защите и вооружению конструируемой машины.

Два первых прототипа были созданы в мае 1939 года и до осени проходили испытания. В декабре того же года перспективная машина получила индекс Т-32, она оснащалась мощным дизельным мотором, 45-мм лобовой броней и длинноствольной 76-мм пушкой. На тот момент существующие танки СССР не имели такого серьезного бронирования, а настолько мощные пушки ставились лишь на отдельных экспериментальных машинах.

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года два опытных танка, которым был уже присвоен новый опытный индекс Т-34, своим ходом вышли из Харькова в Москву. Без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, они двинулись проселочными дорогами в путь длинной 750 км. Этот переход, по сути, стал финальным испытанием: ранее ни в СССР, ни где-либо в мире танки такой массы не совершали столь длительного пробега.

Танк № 1 преодолел путь до Москвы за шесть суток. Произошла лишь одна серьезная поломка у танка № 2, который догнал своего собрата позднее. 17 марта 1940 года обе машины въехали в Кремль, на древнюю Ивановскую площадь. Здесь их осмотрело высшее руководство СССР во главе со Сталиным.

В следующие дни танки подвергли обстрелу из артиллерийских орудий на полигоне в Подмосковье. По итогам всех испытаний 31 марта 1940 года появилось заключение военной комиссии: «Пробег был совершен отлично. Танки Т-34 соответствуют тактико-техническим требованиям и превосходят другие танки… Танк Т-34, прошедший госиспытания и пробег Харьков — Москва без каких-либо поломок и значительных дефектов, рекомендовать для немедленной постановки на производство».

В тот же день, 31 марта 1940 года, Комитет обороны при правительстве СССР утвердил приказ о начале серийного производства Т-34. Делать новый танк поручалось заводу № 183 в Харькове и Сталинградскому тракторному заводу.

Однако путь от конструкторского прототипа до серийного производства не был легким. Заводам было очень непросто освоить новую, куда более сложную машину. Правительство СССР спешило перевооружить армию новыми танками с противоснарядным бронированием, и, по планам Сталина, до конца 1940 года требовалось выпустить 600 новых Т-34. Но промышленность не успевала выполнить задание такого объема, и за этот срок удалось изготовить лишь 117 машин.

При этом в конструкцию Т-34 продолжали вноситься крупные изменения и усовершенствования — например, установили более мощную пушку Ф-34, а на Мариупольском металлургическом заводе разработали литую и штампованную башни, более устойчивые к попаданиям снарядов.

Все последующие годы, в том числе уже во время Великой Отечественной войны, танковая промышленность СССР продолжала наращивать выпуск танков Т-34, все более совершенствуя и удешевляя производство, сокращая трудозатраты и стоимость выпуска. Так, за четыре года войны трудоемкость изготовления одного танка Т-34 сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в пять раз!), а стоимость снизилась почти наполовину — с 270 тыс. руб. в 1941 году до 142 тыс. руб. в победном 1945-м.

К концу 1944 года общий годовой выпуск Т-34 составил до 86% от всего производства танков в СССР. Всего же все заводы Советского Союза к этому времени выпустили 35 467 единиц Т-34. С января 1944 года начался выпуск самой совершенной модификации этого танка, Т-34-85, получившего новое более мощное 85-мм орудие и усиленную бронировку башни. До конца 1945 года было выпущено 32 213 танков этого типа.

Уже после войны танки Т-34-85 выпускались не только в СССР, но по лицензии в Чехии и Польше. С учетом этих машин и всех модификаций Т-34, выпущенных в СССР с марта 1940 года, общее производство этой модели составило почти 66 тысяч единиц. Таким образом, именно Т-34 стал самым массовым танком в мире!

Помимо нашей страны, он состоял на вооружении более чем 40 стран в Европе, Азии, Африке и Америке. Как минимум до сих пор некоторое количество Т-34-85 состоит на вооружении армий Кубы, Вьетнама и Северной Кореи.

В русской же истории именно Т-34 стал одним из главных символов Победы 1945 года. И этот славный путь самого великого танка XX столетия начался именно 31 марта 1940 года.

PS

Советский Т-34 вошел в пятерку бронированных машин, по версии 19fortyfive изменивших историю. И дело не в их технологических достоинствах - хотя и они зачастую присутствуют, - каждая из попавших в рейтинг машин ассоциируется с определенным историческим событием.

Первая мировая война

Ее символом стал британский танк Mk. IV. Неуклюжий стальной ромб, ползавший медленнее пехотинца и вооруженный смешной по нынешним меркам 20-мм пушкой, смог преодолеть пулеметы и вывести Британию из тупика позиционной войны. В более широком смысле Mk. IV показал, как технология решает проблемы, созданные другой технологией.

Вторая мировая война

В 1940 году французские тяжелые танки были лучше немецких, а британскую "Матильду" брали только снаряды 88-мм немецких зениток, которые пришлось срочно переделывать в противотанковые орудия. Но стальным героем начала Второй Мировой стал легкий Pz.Kpfw II. В его экипаже был наводчик, в то время как командиру французского танка приходилось стрелять самому. Понятное дело, Pz.Kpfw II палил из своей 20-мм пушечки точнее. Что еще более важно, на немецком танке была радиостанция, позволявшая координировать действия в бою. И если причинами ошеломляющих танковых побед вермахта в начале войны стали хорошая подготовка, тактика и превосходство в воздухе, то их символом стал Pz.Kpfw II.

Т-34

Преодолевший военную машину Гитлера советский танк имел прочную наклонную броню, способную противостоять немецким противотанковым снарядам, широкие гусеницы и дизельный двигатель, позволявшие танку перемещаться по бездорожью со скоростью 30 км/ч, мощную пушку, пробивавшую борта "Тигров" и "Пантер".

Преимущество не было абсолютным, но осознание того, что "неполноценные" по меркам Третьего рейха славяне создали танк, превосходящий все, что имелось в арсенале вермахта, нанесло сильный удар по моральному духу немцев. Германия поняла, что вступила в смертельную схватку с врагом, гораздо более грозным, чем встречавшиеся раньше.

M4 "Шерман"

Эта машина может служить примером технологической мощи. "Шерман" не обладал выдающимися боевыми качествами, но был выпущен в количестве 49 тысяч и воевал в армиях пяти государств антигитлеровской коалиции: Австралии, Великобритании, Польши, США и Франции. Даже СССР получил 4000 этих танков по ленд-лизу. "Шерман" стал символом промышленной войны, где дорогие танки были таким же расходным материалом, как патроны.

Тип 59

Китайская копия Т-54, ранняя версия бестселлера Т-55, Тип 59 не участвовал в баталиях, в историю он вошел с площади Тяньаньмэнь. Машина до сих пор используется армиями Бирмы, Северной Кореи и Пакистана. 

См. наши выпуски «ШН»:

СОШ №135 на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2022». Танковый биатлон

https://school135.ru/news/sosh-135-na-mezhdunarodnom-voenno-tekhnicheskom-forume-armiya-2022-tankovyj-biatlon?highlight 

День воинской славы России. 79-я годовщина разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

 https://school135.ru/yunarmiya/den-voinskoj-slavy-rossii-79-ya-godovshchina-razgroma-sovetskimi-vojskami-nemetsko-fashistskikh-vojsk-v-kurskoj-bitve?highlight

 (исп м-лы СМИ; Русская Планета )

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР» - МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».