СОШ№135:   МУЗЕЙ-ДИОРАМА-2024 - «орнитология» (2-е образовательное путешествие)

Ученики СОШ №135 прибыли с отрядом юнвоенкоров по повестке   образовательного путешествия — на экологическую тропу-экскурсию «ЗЕЛЁНАЯ ВЫШКА» на территории Музея-диорамы в Мотовилихе Пермь. Мы поднялись на «плато Гора Вышка» — самое высокое место города  Перми, откуда открывается великолепный вид на город и Каму. Прошагав больше 300 ступенек мы оказались на вершине Мотовилихи и города Перми! Именно здесь находится Музей-диорама и мемориальный комплекс, посвященный событиям первой русской революции 1905 года в Мотовилихе. Здание музея построенное в 1970 и реконструированное в 1987 — яркое воплощение искусства архитектуры эпохи социалистического реализма.

См. Выпуск:

СОШ №135:  экопоход на Пермскую ДИОРАМУ

https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-ekopokhod-na-permskuyu-dioramu?highlight

         05.10.2024 года 5«Е» и 5«А» и 9 «Г» отправились на «экскурсию-образовательное путешествие» и квест в «Музей-Диорама» со своими замечательными педагогами Половниковой Анной Александровной, Кузяевой Эльвирой Николаевной, Пушкарёвой Ольгой Витальевной и Куляпиным Александром Сергеевичем.

         Именно здесь можно узнать о революционном прошлом Мотовилихи и повседневной жизни этого типичного заводского поселка Урала в начале ХХ века, об истории Пермских пушечных заводов и о том, как пермяки приближали Победу в Великой Отечественной войне, но в конкретной обстановке, что позволяет диорама.

         После экскурсии нас ждал увлекательный квест, посвященный животному и растительному миру, а значит и экологии Пермского края! Испытания напомнили нам о лесных птицах и породах деревьев Урала, которые можно увидеть или встретить на «ЗЕЛЁНОЙ ВЫШКЕ», мы узнали и запомнили новую информацию о птицах и растительности природы города Перми!        

         Нам было что посмотреть:

        Главным было, конечно — экология + орнитология!

         Но экскурсию провела сама директор музея Ирина Анатольевна Пятаева(!), мы очень много узнали из истории нашего города. Она провела нас по уличной выставке, обзорной площадке и у самого памятника - «МОЛОТА».    Царь-молот — особая достопримечательность нашего города.

См. фотоальбом

Много узнали: Памятник регионального значения «Мемориальный ансамбль, сооруженный на месте митингов рабочих в 1905 г.». Архитектор памятника – Василий Гомзиков, год постройки памятника – 1920.  В 1920 году в память об этом событии был объявлен конкурс на лучший проект памятника на Вышке в Мотовилихе. Первое место занял Мотовилихинский техник Василий Евлампиевич Гомзиков, участник революционных событий 1905 года. Памятник сооружали рабочие заводского строительного цеха, где в то время работал Гомзиков. 7 ноября 1920 года памятник был торжественно открыт. В верхней части монумента сделана надпись: «Слава павшим борцам!».

         Памятник посвящен борцам первой русской революции 1905 г. В основе мемориального комплекса символическая композиция: паровой молот с наковальней, над ней серп с колосьями.  Памятник установлен на постаменте из бетона, огорожен литыми чугунными цепями на четырех столбах.

         У подножия монумента борцам революции находятся могилы видных революционеров Мотовилихи. В центре площадки перед памятником расположен «Вечный огонь» (1963).

         22 апреля 1970 г. на Вышке был открыт музей-диорама «Декабрьское восстание 1905 года в Мотовилихе, построенное по проекту архитектора К. Э Кунофа. Главная достопримечательность музея – живописное полотно длиной 25 метров и высотой 6 метров, воссоздающее событие 1905 года. Оно выполнено Е. И. Данилевским и М. А. Ананьевым, художниками студии им. М. Б. Грекова.

         После  экологических мероприятий нам разрешили посмотреть и музей:

Диораму «Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Мотовилихе» — её художественное полотно 25 метров в длину и 6 в высоту!

Настоящие станки с пушечных заводов.

Интерьер мотовилихинского дома — деревенская изба с красивой мебелью, как у городских.

Выставочно-игровое пространство «Чайная-читальня Народного дома» — здесь можно полистать старые книги, сыграть в бирюльки и оказаться внутри старинной фотографии.

Истории пермяков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и приближавших Победу в тылу.

         Но вернёмся к экологической программе.

         Нас встречала команда Ассоциации экологов Пермского края, во главе с доцентом к.г.н. Кулаковой С.А., которая  не первый год реализует в долине малой реки Ива г. Перми социально-значимые проекты. А «Зелёная вышка» стала учебным центром по экологии.

         Мы, школа № 135, в свою очередь, в  2024г. - учебном году тоже стартовали с экологическим проектом.

         И, конечно, участвуем в городском и краевом конкурсе «Моя природная территория».

         Первое, что мы всегда планируем — ознакомление и изучение компонентов природной среды, но со специалистами ПГНИУ. Над этой работой трудились: геоботаник, гидролог, гидробиолог, орнитолог, почвовед, энтомолог.
         Наш школьный экологический клуб изучает разные экологические проблемы, участвуем в Дне экологических знаний, в рамках которого мы проводим уроки в школе и на природе. После  таких эко-походов дети начинают стараться относится осознанно к поступкам, которые они делают каждый день, но порой неправильные. Дети задавали себе вопрос - «Какие отрицательные и положительные изменения возникают вокруг меня и других после того, как я буду экономить воду, сортировать мусор, посажу дерево или, наоборот, стану мусорить на улице, использовать одноразовую посуду, мыть машину в реке, в мороз вывешивать кормушки, к весне — птичьи домики и пр.?».

         Какие проблемы очень важны? 

         Например, из-за программы благоустройства гнезда овсянок и трясогузок становятся открытыми для хищников. В Перми погибли жабы. На Липовой горе произошла экологическая катастрофа. Ученые ПГНИУ рекомендуют не косить траву в городе до конца июня. Это поможет спасти птиц от голода, а так же сохранить их гнезда. По информации пресс-службы университета, гнезда овсянок, коньков и трясогузок уничтожаются во время скашивания травы. Они становятся доступны для собак, ворон и чаек, которые охотятся на этих птиц.

         Александр Шепель, орнитолог ПГНИУ:— Именно в это время начинается период выкармливания птенцов. Скошенные участки травы подвергаются усиленному воздействию солнечной радиации, а это приводит к гибели беспозвоночных животных, которые служат кормом для птиц.

Ученый отмечает, что нужно ограничить скашивание травы в Саду камней, саду им. Миндовского, на склонах вдоль улицы Петропавловская и др.

            Биологи ПГНИУ предлагают властям краевой столицы не спешить со скашиванием травы в городе. В траве часто располагаются гнезда овсянок, коньков и трясогузок. Газоны служат пернатым кормовой базой.

         Не зря 19 февраля в России ежегодно отмечается День орнитолога.

         В последнее время мы видим, как птицы очень активно заселяют города и адаптируются к невероятным условиям мегаполисов, к таким, как большое количество людей, шум транспорта и улиц. Неизменной остается защитная миссия птиц, — они поедают вредных насекомых и вредителей сельского хозяйства.

         На сегодняшний день орнитологией интересуется большое количество молодежи. Об этом свидетельствуют регулярные фотографии, посты и видеозарисовки в интернете о встречах с пернатыми.

         Сегодня эти учёные вновь упоминают систематику птиц — раздел биологии, изучающий родственные отношения, а также межвидовые и межгрупповые связи.

         Необычным примером в адаптации к жизни в большом городе, например, является утка-кряква. Это совершенно дикий вид, который практически полностью превратился в синантропный.

         Отмечено и неравнодушное отношение к пернатым со стороны горожан — многие люди подкармливают птиц зимой и сохраняют им жизнь в суровое зимнее время, главное при этом важно знать правила, согласно которым и помогать пернатым.

         Нам в этом очень помогает географический факультет ПГНИУ:  этот проект направлен на формирование комфортной среды в городе, создание природного и историко-культурного центра притяжения и развития населения г. Перми, сохранения природного и историко-культурного потенциала.

         С учёными мы погружаемся в темы «Роль горы Вышки в городском пространстве» и «Развитие горы Вышки с учетом уникальности территории и потребности молодежи». На территории горы Вышка, в Мотовилихинском районе г. Перми проходят субботники, мастер-классы по благоустройству квазиприродной территории и формирование комфортной среды в городе; эколого-ботаническая и эколого-зоологическая экскурсии. Но и под деревьями  размещены искусственные гнездовья и кормушки для птиц, домики для насекомых!

         Начали этот поход  - с  представителей фауны — птиц, но и про растительность не забыли (Золотая осень на дворе!): ботаническое описание выполнила Евгения Гатина, кандидат биологических наук, доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ , зоологическое.

         Сегодня с нами был и проводил эко-квест Роман Харин — главный орнитолог в орнитологическом сообществе.

         Роман Харин – профессиональный орнитолог, ассистент кафедры зоологии позвоночных и экологии ПГНИУ, с 2005 г. занимается изучением птиц Пермского края. Особое внимание уделяет изучению орнитофауны на территории Верхнекамья.  «Наблюдения любителей за птицами оказывается не только интересным занятием в свободное время, но и полезным». – отмечает Роман Харин.

         Напомним: Орнитолог — это учёный или специалист, специализирующийся на изучении птиц и их поведения, экологии, анатомии, физиологии, систематики и миграций. Орнитологи стремятся понять разнообразие, поведение и адаптации птиц к различным условиям среды обитания. Они проводят исследования в природных условиях, музеях, лабораториях и учебных учреждениях.

         Сейчас ученым известно почти десять тысяч видов птиц. Но периодически из разных стран приходят сообщения, что открыт какой-то новый вид. Выявление неизвестных видов птиц — одна из задач орнитологов. Кроме того, они наблюдают за уже открытыми видами, систематизируют данные о птицах, изучают их биологию, образ жизни, ареалы обитания, рацион и многое другое. Именно орнитологи собирают данные для различных государственных и международных программ, направленных на охрану редких видов птиц.

         Для нас был представлен рассказ про орнитологическое разнообразие птиц, проведена экскурсия-наблюдение сотрудниками ПГНИУ и представителем пермского регионального отделения «Союз охраны птиц России». Для экскурсии - «зелёный класс» выбран  зелёный участок Перми. Есть для этого и особо охраняемые территории «Черняевский лес», «Андроновский лес», «Липовая гора» и «Закамский бор» долины малых рек города и территории урочища «Красава», где в весенний и осенний периоды можно застать наибольшее число птиц.

         Мы, пермяки, должны разбираться в вопросах видового состава, особенностей биологии и распространения городских птиц, а также и обратить внимание на формирование компетенций, связанных с наблюдениями за птицами в природе и их видовой идентификацией.

         В Пермском крае обитает огромное количество птиц. Многих из них мы можем наблюдать ежедневно: у дома, в парках, на даче или в лесу. А есть пернатые, которых видели лишь единицы. Речь о птицах, которые на грани исчезновения.

         Как восстановить  популяцию редких птиц? Кто занимается такой работой? Почему важно, чтобы птицы жили рядом с нами? - нам рассказал Роман Харин.

См. выпуски «Школьных Новостей»:

Проект "Зеленая Вышка. Вид на город".

https://school135.ru/news/proekt-zelenaya-vyshka-vid-na-gorod?ysclid=m1w2nttvny864914157 

         Каждый житель города Перми хотя бы один раз в жизни посещал Музей-Диораму. Информация, которую можно получить в этом музее о  истории Мотовилихи и города Перми - важна и нужна для патриотического воспитания молодежи. Жители и гости города должны не только знакомиться в музеях с наследием человечества, но именно здесь общество получает бесценный опыт для будущего, чтобы избегать ошибки, которые оно когда-то уже совершало.

         Гора Вышка со сквером, памятником, и Музеем-Диорамой – очень притягательное с точки зрения природного и исторического потенциала место. Но это место не использует потенциал историко-культурного и природного объекта, и его благоустройство как комплексного объекта не скоординировано, так часть территории находится в ведомстве городской, а часть – в краевой (музея), коренной склон является бесхозной территорией.

         В пойме реки Б. Мотовилиха произрастают сероольховник таволговый и ивняки разнотравные. На обустроенной части набережной пруда отмечены сорно-рудеральные травяные растительные группировки. Древесная растительность «Райского сада» представлена посадками липы сердцелистной (Tilia cordata), ивы ломкой (Salix fragilis), черемухи Маака (Padus maakii), яблони лесной (Malus sylvestris), лиственницы сибирской (Larix sibirica). В целом выявлено порядка 50 видов сосудистых растений. В зарослях погруженной высшей водной растительности доминирует рдест узколистный (Potamogeton angustifolium). Ему сопутствуют рдест пронзеннолистный (Potamogeton perfoliatus L.) и рдест гребенчатый (Potamogeton pectinatus).

См. выпуск «Школьных Новостей»:

СОШ №135: экопоход на Пермскую ДИОРАМУ

https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-ekopokhod-na-permskuyu-dioramu?highlight

         Наша школа №135 — участник XXI городского конкурса проектов по организации летних трудовых и образовательных экологических отрядов «Эколето-2024».   Эколого-просветительская деятельность, пермским малым рекам – чистые берега, соблюдение экологической культуры и этики при взаимодействии с окружающей средой — приоритетные темы. Организатором Конкурса выступает управление по экологии и природопользованию администрации города Перми.

         Цель Конкурса - организация экологического воспитания и просвещения детей и подростков в условиях летнего организованного отдыха через привлечение
к практическим природоохранным мероприятиям, пропаганду экологической культуры среди населения.

                   Наши задачи:

         проведение мероприятий по экологической пропаганде и просвещению населения;

популяризация идей охраны природы;

участие общественности в решении проблем в сфере рекреационного природопользования как формы взаимодействия общества и природы;

сохранение биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях местного значения города Перми и в городских лесах.

                            PS

         Роман Харин рассказал о себе и ответил на вопросы.

                   - В начальной школе я мечтал стать космонавтом, а после крупного пожара в нашем посёлке (Кебраты Гайнского округа) – огнеборцем. Но это быстро прошло. У нас в семье немало педагогов. Мама была преподавателем биологии и химии, успела поработать завучем и директором школы. Её сестра – воспитатель в детском саду. Бабушка по маминой линии – учитель начальных классов. С папиной стороны тоже много педагогов. Видимо, это у меня на генетическом уровне заложено. А природой я был увлечён с детства. В юности меня часто ругали за то, что я отвлекался от работы, чтобы рассмотреть лягушку или какое-нибудь насекомое. У нас, как и у многих в сельской местности, было своё хозяйство. Лето начиналось с работы на грядках, затем шёл сенокос. В это время целый день находишься на свежем воздухе, очень активно взаимодействуешь с природой.

                   - Естественно, и литература в доме была в основном по биологии, так как мама преподавала этот предмет. Видимо, всё это подкрепило моё увлечение природой и существенно повлияло на выбор профессии. В школе мне легко давались математика и информатика. Понимание, что меня увлекают естественные науки, пришло в старших классах – перед поступлением в вуз. В то время ещё не было интернета для подготовки к экзаменам. А вот мамины учебники по биологии для первого-второго курсов университета оказались под рукой. В 2002 г. я поступил в классический университет на биологический факультет.

                   – Обычно студентам-биологам лучше всего запоминаются первые два года учёбы, потому что они связаны с летней полевой практикой. Первая у нас была в Троицке (Челябинская область), а вторая – на р. Сылве, около Усть-Кишерти, на территории заказника «Пред­уралье». Очень живописные места. На третьем курсе нужно было определиться со специализацией и научным руководителем. Я не хотел сидеть летом в лаборатории. Навёл справки и выяснил, что студенты, которые занимаются у доктора биологических наук, профессора университета, орнитолога Александра Шепеля, ездят в экспедиции. Мне хотелось путешествовать. Я выбрал орнитологию. После окончания вуза поступил в аспирантуру. Нужно было написать и защитить диссертацию. Я изучал пернатых Верхнекамья (Коми-Пермяцкий округ и небольшой участок Кировской области). Работа была готова примерно на 80 % и уже состояла более чем из 200 страниц (я составил видовой очерк на каждую из изученных птиц), но сломался жёсткий диск компьютера. В то время не было никаких облачных хранилищ, а флешки встречались редко. Вся работа пропала. Я потратил две стипендии на восстановление жёсткого диска, но ничего не вышло. Так плачевно закончилась моя первая аспирантура.

                   – Общежитие пришлось покинуть. На съёмную квартиру нужны были деньги. В университете вакансий не было. Ещё на четвёртом курсе я увлёкся программированием, сам научился делать сайты. Хобби стало приносить деньги. Этим я занимался около пяти лет. В то же время поддерживал связь с научным руководителем, ездил в экспедиции, чтобы не потерять навыки. В 2014 г. с помощью Александра Шепеля я вернулся в орнитологию. Он порекомендовал меня, когда искали специалиста для изучения орнитофауны в аэропорту Красноярского края.

                   – Каждый аэропорт раз в четыре года должен проводить с помощью независимых экспертов эколого-орнитологическое обследование. Это необходимо, чтобы обезопасить полёты. Я увлёкся этой работой. К настоящему времени я обследовал около 15 аэропортов.

                   – Выполнив работу в аэропорту Красноярского края, вернулся на родную кафедру. Решил снова поступить в аспирантуру, чтобы всё-таки стать кандидатом наук. Скорее всего, диссертацию я буду писать на основе эколого-орнитологических обследований аэропортов. Материалы у меня сейчас хранятся во всех возможных местах: на трёх флешках, двух дисках, в «облаках».

                   – Мне нравятся все пернатые. Люблю наблюдать за птицами, их поведением, изучать их биологию и экологию.

                  – Насколько птицы нужны городу?

         – Они предоставляют нам так называемые экологические услуги. К примеру, период выращивания птенцов у мелких воробьинообразных совпадает со временем массового появления личинок насекомых. Птицы поедают их в большом количестве, регулируя численность. Если бы этого не происходило, насекомые бы расплодились за два-три года и съели бы все растения. А мы ведь хотим жить среди зелени. Если посчитаем, сколько тратят аграрии на уничтожение вредителей и создание новых безопасных для человека и природы препаратов для этих нужд, то выйдет огромная сумма. Птицы делают эту работу в городе бесплатно.

                  – Почему в Прикамье сокращается популяция некоторых птиц?

         – В ХХ в. на больших территориях края проводились сплошные вырубки. Это сильно отразилось на лесных обитателях. Те, что находятся на вершине пищевой пирамиды (хищники), страдают в таких случаях в первую очередь. Это, к примеру, беркуты, филины. Какое-то время была критическая ситуация с орланом-белохвостом, но сейчас его численность восстанавливается. Он адаптировался к сложившимся условиям. Беркут обитает в глухих местах, возле болот, очень плохо реагирует даже на однократное появление человека вблизи гнезда. Может бросить кладку. Кроме того, наблюдается нехватка мест для строительства гнёзд, которые у беркутов огромные (около метра в диаметре). Ему нужны крупные старые деревья. Поэтому мы в рамках проекта Пермской дирекции ООПТ установили гнездовые платформы для этих птиц. Есть и другие представители пернатых, которые занесены в Красную книгу по разным причинам. Это связано не только с ситуацией в крае, а с происходящим во всём ареале их обитания. Ещё один пример – дубровник. Некогда самый обычный вид. Основной гнездовой ареал находится в России. А зимует птица в Азии. Вид очень сильно пострадал в последние десятилетия. Дело в том, что в Китае (там дубровник массово зимует) принято было держать чучело этой ярко окрашенной птицы на удачу. Массовый отлов сильно подорвал численность. После того, как были приняты меры охраны в России и Китае, мы надеемся на восстановление численности.

Повысить грамотность

                   – Какие фильмы и книги в числе ваших любимых?

         – Я особо не люблю читать. Мне нравится получать информацию визуально. С детства любил документальные фильмы о природе, в первую очередь – о путешествиях Жак-Ива Кусто. Если я, будучи школьником, пропускал передачу, то это была настоящая трагедия. Из художественных картин люблю практически всю фантастику. Она помогает отвлечься от реальности, попытаться спрогнозировать, что нас ожидает в будущем. Могу смотреть мелодрамы, комедии.

                   – Как проводите свободное время?

         – Если ты занимаешься биологией, то твой отдых превращается в работу. Когда уезжаю в отпуск на юг, я большую часть времени трачу на то, чтобы наблюдать за птицами. Когда отправляюсь в деревню, то делаю что-то по дому, а потом иду считать пернатых. Чем бы я хотел заниматься в свободное время? Путешествовать ещё больше.

                   – Какие цели ставите на ближайшие два-три года? 

         – Главная цель – защитить кандидатскую диссертацию. Кроме того, хотелось бы поспособствовать повышению экологической грамотности жителей Прикамья. Часто люди не задумываются о происходящих в природе процессах. Мы привыкли, что тема экологии связана с какими-то негативными событиями, а когда всё хорошо – ничего делать не надо. На самом деле всё сложнее и интереснее. 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнкоры юнармейского отряда  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР», МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Сергеевич Ерохин - командир отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть II и III ст.»,  юнкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юннкор, зам.командира отряда, гл. редактор юнармейского медиацентра Пермского края «ЮНКОР»,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, зам.командира отряда, Юнкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  юнкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнкор    отряда  юнвоенкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
координатор (руководитель) отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ «Юнкор», МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.