СОШ№135: «Кто служит делу, а не лицам...»

В 2024 году исполнится 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. По указу Владимира Путина, наступивший год был назван годом великого русского поэта. Указ Президента РФ "О 225-летии со дня рождения А.С. Пушкина".

См. фотоальбом

         225 лет со дня рождения А.С. Пушкина". А 6 июня 2024 года во всех федеральных детских центрах состоится День единых действий, в том числе будут представлены постановки, посвященные творчеству А.С. Пушкина», — сказал С.С. Кравцов. Министр просвещения обратил внимание на то, что изучение в школе произведений великого русского поэта играет значительную роль в воспитании подрастающего поколения, поскольку А.С. Пушкин обращался к вечным нравственным ценностям.

         https://yandex.ru/video/preview/14297595524429239747

Урок «Русский язык.Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина».

         В 1997 году вышел Указ президента России об установлении Пушкинского дня — с тех пор писателя и поэта ежегодно чествуют в день его рождения, 6 июня.

         Александр Сергеевич Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 год, в пятницу, в 2:45 дня. В момент его кончины были остановлены часы, которые как реликт эпохи хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.

         11 февраля 1829 года в Тегеране был убит российский посол и поэт Александр Сергеевич Грибоедов. Хрестоматийная комедия в стихах «Горе от ума» известна в большей или меньшей степени каждому нашему соотечественнику, она разошлась на цитаты и крылатые выражения, весьма актуальные и в наши дни...

Юрий Шевчук о жизни и смерти Александра Сергеевича Пушкина

 

Пушкин. Последние годы жизни поэта, травля обществом и трагический финал

День Российского Дипломата

Сердечно поздравляем всех сотрудников и ветеранов Министерства иностранных дел России с профессиональным праздником - днем Дипломатического работника России!

Впитав многовековой опыт работы Министерства иностранных дел Российской империи и Советского Союза, развивая и оттачивая мастерство дипломатов современной России, Вы с достоинством и честью служите благу нашего Отечества, являя пример настоящего патриотизма и верности служебному долгу.

В условиях открытой враждебной политики многих западных государств против России, Вам сегодня особенно необходимы высочайшее хладнокровие, взвешенная реакция, мужество и стойкость.

Дорогие наши Дипломаты! Желаем вам крепкого здравия, благополучия в семьях, мира, добра, веры и и уверенных побед на всех дипломатических фронтах во благо нашей любимой России!

военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ №135 - отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова

См. наш выпуск «ШН»

День Российского Дипломата

https://school135.ru/yunarmiya/den-rossijskogo-diplomata?highlight=

 

Грибоедов Александр. Биография Грибоедова. Интересные Факты о Грибоедове. Жизнь Грибоедова

 

Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829) — русский писатель, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор. Статский советник (1828).

 

 

КОМЕДИЯ А-ЛЯ ФРАНСЕ

         Уместно вспомнить, что после войны 1812 года жанр пьесы был особенно популярен - в завоеванном Париже русские дворяне с интересом посещали театр и по возвращении на родину многие сюжеты французских комедий воплотили на российской сцене. Театры охотно ставили, например, пьесы курирующего их чиновника Н.И.Хмельницкого, ставшего впоследствии губернатором на Смоленщине.

         «Горю от ума» Александра Грибоедова предшествовали комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие. В 1823 году в Москве, пополнив наблюдения нравов московского дворянства, Грибоедов завершил первый вариант комедии - «Горе уму», но в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума».

         В Петербурге Грибоедов был приглашён в салон Николая Хмельницкого прочесть свою новую пьесу в кругу актеров и писателей. Правда, закончилось это ссорой с одним из гостей - конкурентом-драматургом. В 1825 году были напечатаны отрывки комедии, однако разрешения на её постановку получить не удалось. Однако, комедия получила известность в светских кругах, распространяясь в списках. Так И.И. Пущин, лицейский друг А.С. Пушкина, привёз её поэту в Михайловское.

         Первая публикация, в сокращении, состоялась лишь после смерти Грибоедова, в 1833 году. Полный же текст был напечатан только в 1862 году.

         Дату 10 февраля (29 января по старому стилю) нельзя считать праздничной. Наоборот, эта памятная дата трагична, ведь в этот день в 1837 году скончался А. С. Пушкин - величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире. Было ему всего 37 лет, и скончался Пушкин от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом.

         Печальная дата в Российской истории. В этот день, 187 лет назад, завершилось земное бытие Великого поэта земли русской Александра Сергеевича Пушкина, но его поэтический гений, его слава бессмертны. Его имя навсегда впечатано золотыми буквами в историю мировой литературы.

         День памяти Александра Сергеевича Пушкина отмечается 10 февраля. Пушкин - величайший поэт, внесший колоссальный вклад в литературу, в русский язык и культуру. Такие люди, как он, имеют в жизни две значимые даты - мы не оставляем без внимания и день рождения, и день смерти Александра Сергеевича. Тем более что смерть поэта была трагичной и несвоевременной.

         Пушкин был страстной и не всегда сдержанной натурой. А еще он жил в такое время, когда дуэли случались очень часто. Неудивительно, что наш любимый герой участвовал в них постоянно. В его жизни было не менее двадцати одного вызова на дуэль - так подсчитали историки. Двадцать первый случай стал для поэта роковым. Большинство ситуаций заканчивались благополучно: друзья Александра Сергеевича улаживали споры еще до того, как приходилось в кого-то стрелять.

         Но последняя история была принципиальной. В ней была замешана жена Пушкина - Наталья Гончарова. Их семьи коснулось немало сплетен, которые рассказывали о неверности супруги Натальи и о том, что она ответила взаимностью Дантесу. История обрастала все новыми подробностями, и в итоге вылилась в поединок, который состоялся 27 января 1837 года.

         Пушкин был смертельно ранен в живот, тогда как Дантес получил менее серьезные ранения в грудь и руку. Через два дня Александр Сергеевич скончался от полученных ран. Условия дуэли были таковы, что кто-то из противников все равно должен был погибнуть. Соглашаясь на составленное соглашение, оба участника подписывали смертный приговор.

         Поэт умер 10 февраля 1837 года (29 января по старому стилю) в Санкт-Петербурге, в своей последней квартире на Мойке, дом 12 после трагической дуэли с Дантесом на Черной речке. С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране.

Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре.

За свою недолгую жизнь Пушкин создал большое количество литературных произведений, ставших классикой российской литературы. Они стали неотъемлемой частью школьной программы. Творчество Пушкина очень многопланово. Он создавал не только стихи и поэмы, но также стал автором произведений в прозе. Можно сказать, что Пушкин поднял отечественную словесность на уровень мировой. Все его произведения обрели широчайшую известность. Самыми известными из них можно назвать:
«Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Цыгане», «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Пиковая дама», «Полтава»,«Медный всадник», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», сказки в стихах и так далее...

Искусство празднования:

В этот день принято собирать литературные кружки, разговаривать о жизни поэта, зачитывать его стихи. В школах и университетах этой дате посвящаются отдельные вечера - правда, проходят они обычно позже, поскольку на 10 февраля приходятся каникулы. На телевидении и радио показывают документальные фильмы, посвященные этому великому человеку. Это одновременно печальный и светлый день.

В Центральной детской библиотеке с раннего утра звучат пушкинские стихи. Дети и взрослые читают любимые строки. Звучат они и на месте роковой дуэли Пушкина и Дантеса на Черной речке. Там чтят память поэта минутой молчания.

Кстати, точное место дуэли неизвестно. Памятник установлен примерно в том месте, где мог состояться поединок. А в Пушкинском доме к памятной дате готовят специальную экспозицию, на которой представлены архивные документы, автографы поэта.

Вспоминают поэта и в Москве. В Музее Пушкина на Пречистенке в 14:45 - именно в это время перестало биться сердце поэта, - проходит минута молчания. Затем собравшиеся говорят об обстоятельствах трагической дуэли Пушкина и Дантеса, размышляют о судьбе поэта, вспоминают его стихи. Некоторые из них читают вслух стихи гениального поэта.

«Не мстить за меня! Я все простил!»

Ко дню смерти Александра Пушкина

Мария Красникова

Источник: Московский Сретенский монастырь

         10 февраля 1837 года, получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, умер Пушкин. Как это было? Что увидели его друзья в последние дни жизни великого поэта? Ведь смерть человека очень многое может сказать о его жизни. У нас есть счастливая возможность узнать это из воспоминаний многих близких семье Пушкина людей. Но самые обширные и фактологически точные отчеты о последних днях поэта мы находим у Василия Андреевича Жуковского, человека, который неотступно находился у постели умирающего. В его записях и, конечно, в последнем письме Сергею Львовичу Пушкину отразилось многое: и отношения Александра Сергеевича с императором Николаем I, и преображение умершего в смерти, и отношение самого Жуковского к дорогому другу.

         Влияние Василия Андреевича Жуковского на формирование Александра Сергеевича Пушкина как поэта велико и признано всеми. Виссарион Белинский сказал когда-то, что без Жуковского мы бы не имели и Пушкина. Их дружба была вполне закономерна, как закономерно притяжение двух гениев-современников. Много работ написано о заимствованиях традиций Жуковского в творчестве Пушкина. Много исследований по вопросу отношений Пушкина и царской власти, где непременно рассматривается личность Жуковского-придворного и его непрестанная помощь молодому поэту. Однако ничтожно мало написано о роли Василия Андреевича в печально известной последней пушкинской дуэли. А ведь он – единственный человек, писавший конспективные заметки о ходе этого дела (от самого начала – 4 ноября 1836 года, до самого конца – посмертного обыска в квартире поэта) непосредственно во время событий. Он оставил точные сведения, пошаговое развитие конфликта Пушкина с Геккернами, голые факты без оглядки на цензуру. Оставшиеся записки и письма свидетельствуют о фактической точности этих конспективных заметок. Важен не только событийный ряд, но и чуткие заметки Жуковского о душевном состоянии Пушкина. Оттуда мы узнаем: раненого Пушкина принесли в дом и сразу послали за Жуковским. Он два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта.

         Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

         Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром»[1]. После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. «...Мы насилу довели его до смерти христианской», – сказал тот в ответ[2]. Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Жуковский точно описывает состояние священника: ​​«Выйдя после исповеди от Пушкина, он явно был растроган, сказав: “Я стар, мне уже недолго жить... И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел”. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта».

         В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта.

         Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о (явной) глубине горя императора и всей России.

         Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением.

         Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься (покаяться), готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия.

         Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827–28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же – надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение.

         Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Однако при описании предсмертных часов жизни Пушкина Жуковский отмечает: «он как будто подслушивал идущую к нему смерть», «сделался иной; буря, которая за несколько часов волновала его душу яростною страстию, исчезла, не оставив на нем никакого следа», «однажды только, когда Данзас упомянул о Геккерне, он сказал: “Не мстить за меня! Я все простил!”, он сделался послушным, как ребенок… сделался гораздо спокойнее»[3].

         Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти».

         Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

         Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью.

         Такая трактовка смерти находит свое отражение и в концепции «чуда» философии Алексея Лосева: «Это такое положение души, когда шум и гам бытия, порочность и гнусность самого принципа существования “слетает пушинкой”. Когда личность, ведущая “полутемное бессильное и болезненное существование”, вдруг приходит к событию, в котором выявляется исконная и первичная, светлая ее предназначенность»[4].

         Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя.

         Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу.

         Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы». Исследование пушкинистов доказывает, что не только мнение Жуковского об императоре изменило первоначальный образ царя, но и что сам Николай не желал предстать перед читателями в роли покровителя Пушкина[5].

         Кроме того, именно здесь имеют место первые обличения светского общества, равнодушного к гибели великого поэта: «Там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, все в обыкновенном порядке, все на своем месте, а он пропал, и навсегда – непостижимо», – заключает Жуковский[6]. Этот образ непонятого обществом, «оклеветанного молвой» Поэта, который трагически гибнет по «воле рока» среди «злобно гнавших» его «стоящих у трона», отразится и в знаменитых строках стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта».

         Интересно, какой увидели смерть Пушкина современники, как менялось отношение общества к этим событиям в последующие годы, как менял свое отношение к другу и к императору сам Жуковский. Но остается неизменным факт: какими бы ни были отношения Пушкина и Николая I, умирающий поэт примирился со своими обидчиками и умер настоящим христианином.

(исп м-лы СМИ;) 

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».