2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Это стало началом системы отечественного профессионально-технического образования. Благодаря этому нашей стране удалось максимально быстро восстановить народное хозяйство после Великой Отечественной войны.
2 октября в России отмечается День среднего профессионального
образования, установленный Указом Президента Российской Федерации № 496 от 25.07.2022 «О Дне среднего профессионального образования» в целях
развития и популяризации среднего профессионального образования.
В День СПО Владимир Путин посетил первую площадку практической подготовки колледжей Москвы в индустриальном парке «Руднево»
Президент России Владимир Путин принял участие в открытии первой площадки практической подготовки колледжей Москвы, созданной на территории индустриального парка «Руднево». Мероприятие приурочено ко Дню среднего профессионального образования, который отмечается 2 октября.
Главу государства сопровождали заместитель Руководителя Администрации Президента Максим Орешкин, мэр Москвы Сергей Собянин и Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Сергей Кравцов представил Владимиру Путину план развития системы среднего профессионального образования в России.
«Уважаемый Владимир Владимирович, ваше поручение к 2028 году подготовить 1 миллион квалифицированных специалистов для ключевых отраслей экономики будет перевыполнено. Мы уже видим, что подготовим 1 миллион 350 тысяч, а к 2030 году – порядка 2 миллионов. И ставим своей задачей доведение занятости выпускников до 85%», – сказал Министр просвещения РФ.
Глава Минпросвещения России отметил, что за четыре года показатель трудоустройства выпускников вырос с 58 до 81%. Он подчеркнул, что только 6,5% ребят после выпуска продолжают обучение в высших учебных заведениях и не выходят на рынок труда, остальные трудоустраиваются на предприятия.
Министр просвещения РФ добавил, что динамично развиваются флагманский федеральный проект «Профессионалитет», чемпионатное движение. Так, в проекте принимают участие все колледжи Москвы. Большое внимание уделяется практико-ориентированности программ – порядка 80% обучения составляет практика.
Глава ведомства обратил внимание, что за последние два года в колледжи пришло более 10 тысяч новых педагогов. Для подготовки педагогов и мастеров в Калуге открыт Федеральный технопарк профессионального образования и готовится к открытию аналогичный технопарк в Нижнем Новгороде. Он отметил, что в прошлом году в колледжи было зачислено 1 миллион 250 тысяч абитуриентов. Конкурс составил в среднем три человека на место.
Индустриальный парк «Руднево» – один из шести производственных кластеров особой экономической зоны «Технополис Москва».
Площадка практической подготовки на базе «Руднево» представляет собой 21 мастерскую и лабораторию, в которых студенты смогут осваивать компетенции под адресный запрос резидентов индустриального парка и других московских предприятий. Отработка профессиональных навыков будет проходить по таким направлениям, как машиностроение, электроника, автоматизация производства, авиационная промышленность, включая беспилотные летательные аппараты.
В текущем учебном году подготовку в «Руднево» смогут пройти три тысячи студентов из 15 колледжей Москвы. Занятия будут вести 42 мастера производственного обучения и 40 сотрудников предприятий – резидентов индустриального парка.
В День среднего профобразования вице-премьер Дмитрий Чернышенко напомнил: рабочие специальности снова становятся все более востребованными и престижными. "Выпускники технических профессий, айтишники, средний медицинский персонал, педагоги, аграрии и многие другие помогают достигать технологического лидерства России. Это национальная цель, определенная нашим президентом”. Сегодня локомотивом перезагрузки СПО стал федеральный проект "Профессионалитет", где студенты колледжей осваивают современные и нужные стране профессии, а обучение идет в неразрывной связке с предприятиями.
"Это позволяет готовить кадры под запросы конкретных партнеров-работодателей - их сегодня уже порядка 2 тысяч. В 79 российских регионах открыто 370 кластеров "Профессионалитета", их число продолжает расти, а через два года программа объединит уже все субъекты", - добавил вице-премьер.
PS
Одна из основных целей ГТР(государственные Трудовые Резервы) СССР — планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа учебных заведений:
1. Ремесленные училища с 2-х годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;
2. Железнодорожные училища с 2-х годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;
3. Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.
Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения ГТР. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, ж.-д. транспорта.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение ГТР. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий.
Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения.
В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе ГТР были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.
В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал.
Училища и школы ГТР готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др.
По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы ГТР прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.
Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему ГТР, так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В том же году учебные заведения ГТР были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
от 2 октября 1940 года
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР
Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.
Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.
Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.
Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.
Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.
Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.
Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.
Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.
Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
PS – 2 (bcnjhbxtcrfz cghfdrf)
Появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Во время Великого посольства 1697-1698 годов русский царь, увидев уровень развития ремесел Европы, сделал выводы о необходимости внедрения в России профильных учебных заведений. Первые учреждения, предлагавшие профессиональную подготовку, были открыты в начале XVIII века: Навигацкая школа (1701), Артиллерийская школа (1701), Инженерная школа (1712) и др. Цель создания таких заведений заключалась в том, чтобы дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих. В созданные училища отбирались талантливые молодые люди из числа детей мастеровых и крестьян, солдат. Завершившие полный курс обучения получали квалификацию ученого мастера.
В последующие годы, уже по указанию императрицы Екатерины II, был разработан еще ряд проектов о развитии профессионального образования в России. Основным являлся "Устав народным училищам Российской империи" 1786 года. Согласно этому документу в городах открывались малые и главные народные училища. Эти учебные заведения готовили грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения людей (в малых училищах на протяжении двух лет, в главных – в течение пяти лет по более широкой программе подготовки).
В первой половине XIX века среднее профессиональное образование как система только начало складываться. К середине века в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища. В 1820-х годах открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения.
Со второй половины XIX века в российской промышленности произошли серьезные изменения: вслед за Европой в стране получило развитие крупное машинное производство. Россия вступила в период промышленной революции. Данные изменения поставили перед рабочим классом новые требования – возник запрос на самые передовые знания и профессиональные умения. Существовавшие в тот период училища не могли полноценно справиться с новыми вызовами, поэтому Министерство финансов совместно с Министерством народного просвещения в начале 1880-х годов приступило к разработке плана промышленного образования в России и созданию сети специальных учебных заведений различного типа.
Главным идеологом развития профессионального образования в России стал Иван Вышнеградский. Предложенный им в 1884 году "Общий нормальный план промышленного образования в России" был принят правительством как программа развития профессионального образования. Под его руководством были разработаны утвержденные в 1888 году "Основные положения о промышленных училищах", которые впервые в России законодательно установили единую систему разрозненных прежде профессионально-технических учебных заведений: средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других руководителей промышленного дела; низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства; ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей. Продолжительность обучения для первого типа заведений определялась в четыре года, для второго и третьего – три года. Важными явлениями в Положениях стали доступность профессионального образования для всех сословий российского общества, а также преемственность общеобразовательной и специальной школ – все ступени профессионального образования требовали от учеников определенного уровня образованности и начальной грамотности.
Для того, чтобы открыть доступ к ремесленному образованию крестьянским детям, не отрывая их от села, в 1895 году был разработан закон о низшей ремесленной школе. Заведения этого типа учреждались в деревнях для обучения одному или нескольким ремеслам (преимущественно, находящимся в связи с местными кустарными промыслами) в течение четырех лет. Перед Первой мировой войной (1914-1918) возник новый тип средних специальных учебных заведений – техникум. Срок обучения в них составлял три-четыре года. В уставе каждого техникума говорилось о том, что он давал образование в объеме, превышающем курс средних специальных технических учебных заведений, для исполнения обязанностей помощников инженеров.
В СССР развитая система среднего профессионального образования начала складываться только к 1930-м годам. В 1932-1933 годах была осуществлена реформа среднего профессионального образования, целью которой являлось создание системы средних специальных учебных заведений для обеспечения интенсивно развивавшейся промышленности кадрами. После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) во многом именно благодаря слаженной работе системы среднего профессионального образования страна смогла в максимально сжатые сроки восстановить народное хозяйство и выйти на передовые рубежи мировой науки и техники.
В 1954 году в связи с наметившимся отставанием технического образования от темпов промышленного роста, связанного с мировым научно-техническим прогрессом, ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили постановление "Об улучшении подготовки, распределении и использовании специалистов с высшим и средним специальным образованием", в котором давались указания расширить подготовку специалистов со средним образованием и повысить их профессиональную квалификацию. С середины 1950-х годов система среднего профессионального образования в СССР вступила в новый этап своего формирования, который характеризовался ее количественным увеличением и качественным совершенствованием, повышением уровня учебно-методической подготовки обучающихся. Выпускники средних профессиональных учебных заведений в массовом порядке направлялись на промышленное производство и в сферу сельского хозяйства, активно и эффективно участвуя в развитии отечественной экономики.
В период с 1970-х годов до первой половины 1980-х годов уровень среднего специального образования также продолжал расти. Были освоены новые специальные дисциплины, уровень техникумов по некоторым направлениям приблизился к уровню вузов, возросло количество выпускников, которое формально было достаточным для производства.
В 1970-х годах произошел рост количества средних профессиональных учебных заведений по отраслевым группам. Министерством высшего образования совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами была разработана и реализована программа стандартизации и унификации квалификационных характеристик более чем для 500 специальностей, что повысило общий уровень среднего специального образования в стране. В этот период сложились основные виды средних специальных учебных заведений: техникумы (промышленные, строительные, сельскохозяйственные и др.), училища (педагогические, медицинские, театральные), а также военно-учебные заведения и новый тип среднего профессионального учебного заведения – совхоз-техникум, адаптированный к нуждам сельского хозяйства.
С конца 1980-х годов быстро меняющийся темп жизни требовал новых нестандартных подходов в профессиональном образовании. Начали развиваться идеи непрерывного образования. В этот период стали возникать профессиональные лицеи – новый тип профессиональных образовательных учреждений, подготовка в которых осуществлялась по базовым учебным планам и профессиональным образовательным программам повышенного уровня.
В 1991 году в России произошли серьезные изменения – поменялся политический строй, стала формироваться рыночная экономика, что привело к изменению запроса на квалификации и появлению новых профессий. Эти изменения затронули в том числе и систему профессионального образования.
В 1991-2000 годах в среде средних профессиональных учебных заведений проявилась тенденция к многоуровневости образования, внедрению в учебный процесс новейших наукоемких технологий, приведению учебных программ в соответствие с международными стандартами, развивался процесс интеграции учреждений среднего образования в структуру крупных институтов и университетов. В этот период возник новый тип среднего учебного заведения с повышенным уровнем подготовки – колледж.
В настоящее время среднее профессиональное образование – одно из самых популярных и престижных. По словам главы Министерства просвещения РФ Сергея Кравцова, колледжи обогнали высшие учебные заведения по количеству поступающих, общее число обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования составляет 3,5 миллиона человек.
В последние годы в стране происходит глубокая трансформация экономики, ведется активная работа по обеспечению технологического суверенитета. В этих условиях возрастает потребность в квалифицированных кадрах. Для решения важных государственных задач был разработан федеральный проект "Профессионалитет", стартовавший в 2022 году. Благодаря этой программе в разных регионах страны открыты образовательно-производственные кластеры, где осуществляется подготовка специалистов для нужд определенного сектора экономики – металлургии и машиностроения, химической, фармацевтической и транспортной отраслей, атомной и легкой промышленности.
Для повышения мастерства и ознакомления с лучшими практиками в рамках федерального проекта "Профессионалитет" действует ряд профессиональных конкурсов: Всероссийский конкурс для мастеров производственного обучения "Мастер года", Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству "Профессионалы", Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters, Чемпионат высоких технологий, конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".
В 2020 году было создано Агентство развития профессий и навыков, основными направлениями деятельности которого являются формирование на основе лучших мировых практик передовых стандартов профессий, переподготовка граждан по стандартам профессий и навыков.
(исп м-лы СМИ; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)