СОШ №135: в ПАРКЕ ГОРЬКОГО — на фестивале "Автомат и гитара - Сила в братстве!"

 В Перми прошел гала-концерт фестиваля «Автомат и гитара — сила в братстве!» Нас пригласили главные организаторы концерта фестиваля в Перми - Пермское краевое отделение "Боевого братства"и Пермский городской совет ветеранов при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края и братских ветеранских организаций.

         Жители и гости Перми, ветераны и молодёжь, юнармейцы  18 августа 2023 года, не пропустили концерт X Международного патриотического фестиваля "Автомат и гитара - Сила в братстве!". Место встречи изменить нельзя! Это - Парк Горького - с 17.00 до 21.30. Все кто пришёл - не пожалел!

Пермское краевое отделение «Боевого братства» пригласило жителей и гостей Перми на главный концерт X Международного патриотического фестиваля «Автомат и гитара - Сила в братстве!».
В концертной программе:
- группа «Каскад», г.Ярославль;
- Владимир Мазур, г.Москва;
- группа «Купола», г.Омск;
- Алексей Аносов, г.Донецк, ДНР;
- Сергей Лукьяненко, г.Зимогорье, ЛНР;
- Владимир Усталов, г.Алматы, Республика Казахстан;
- ансамбль «Консонанс» - студия «Солдаты России», г.Екатеринбург;
- Александр Маркелов, г.Мичуринск, Тамбовская область;
- Надежда Кандакова (группа «Неслужебное задание»), г.Курган;
- Алла Ланецкая, г.Тюмень;
- Экстремальное силовое шоу «Титаны», г.Ижевск;
- Александр Тыщик, г.Пермь;
- дуэт «Визави», г.Пермь;
- Артём Агафонов (жестовая песня), г.Пермь;
- Мирослав Филимонов, г.Пермь;
- Игорь Рязанов, г.Пермь;
- Леонид Лабырин, г.Верещагино, силовое шоу;
- «Лига любителей бокса» – спортклуб «Пересвет» - бокс-номер.


См. фотоальбом

         Кроме музыки и спортивных номеров, в программе фестиваля  работали различные выставки – автостарины, макетов оружия и военной амуниции, железной скульптуры Донецка и другие.

         Организаторы фестиваля: Пермское краевое отделение «Боевого братства» при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края, Пермского городского совета ветеранов и братских ветеранских организаций.

         Следующий концерт  -  в городе Чайковском Пермского края 19 августа — на площади П. И. Чайковского!

         Деятели культуры играли огромную роль в победе в Великой Отечественной войне. Они были на передовой борьбы, взывали к патриотизму в своих произведениях и помогали поддерживать боевой дух населения.

         Писатели, поэты, актеры, художники и другие деятели культуры создавали произведения, которые мотивировали народ на подвиги и героизм. Их песни, стихи и картины находили отклик в сердцах людей и помогали им не терять надежды на победу.

         Маршал Победы Г.К. Жуков  сказал: «Мы на фронте очень ценили патриотическую поэзию!» Поэзия, в первую очередь и приходила в армию во всех видах. Особую роль сыграли писатели и журналисты, работавшие в газетах всех уровней, от центральной прессы до боевых листков.
Рядом с этим была «большая поэзия», была огневая проза, которые и создавали, прорезали, выжигали образ войны, поднимали из глубин народного сознания образы Родины, Воина, Богатыря, Героя, Мстителя.
         Идею врага, идею расового превосходства фашизма можно было победить только другой высокой, вдохновенной, понятной для всех идей. Такой идеей стала идея Родины, Союза.

         Вдруг в полный рост, без указующего перста вырисовывался образ России, высвечивалась необходимость воспитания национального самосознания, обобщения опыта великих побед и учительных поражений («Слово о полку Игореве», «Варяг»). Требовалось новое осмысление литературой и искусством всех национальных культурных традиций. В. Вишневский в 1943 году записал в своём «Дневнике»: «В войне мы быстро познали себя с национальной стороны. Проснулись все чувства, мысли, инстинкты, воскресли старые традиции». По нынешним временам такой подход можно было бы осудить за «нетолерантность» и ксенофобию. Тогда же, как и всегда, это было спасение для русских людей, для представителей всех национальностей.
         Трагедия 22 июня, жесточайшая из войн, взывала к глубинам народного сознания, вызывала новый подход к Слову, Русской речи, к памяти.
         И.В. Сталин, учившийся в православной семинарии, уловил новую мировоззренческую суть войны и обратился к народу с невозможными ранее словами: «Братья и сестры! » А закончил словами, которые уже были сказаны в храме народными пастырями: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! »

         До победы было, правда, ещё очень и очень далеко, впереди были дороги отступления, миллионы жертв, сожжённых городов и деревень.
Однако стало ясно, что Слово выходит на первое место в душевном и духовном ободрении, в призыве, в разъяснении, в том, что было истиной, что порождало у бойца-труженика тыла самоотверженность, ограждало от паники, от бессилия, уныния, хотя причин для всего этого было достаточно.
Ну а что литература? Поэзия, проза, публицистика? Было ли им место в строю, в бою, в рядах сражающихся?

         В то время можно было сформулировать её задачу просто: помогать фронту. Писатели слились с народной судьбой — ушли на фронт. Почти все писатели Ленинграда и Ростова записались в добровольцы. В боях за Родину погибло более 300 членов Союза писателей, десять из них получили звание Героя Советского Союза. Но нужно было обращаться с творческим Словом к чувству тысяч и миллионов людей. Подлинно былинным явлением стала в первые дни войны песня В. Лебедева-Кумача (музыка А. Александрова) «Священная война». Казалось, откуда-то свыше появились эти чеканные, грозные и провидческие слова:

Вставай, страна огромная.
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

И далее, как грозная молитва-заклинание, в ответ на вероломство:
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

         Это был новый язык, новый символ, это было раскрытие сути войны, её сакральный смысл: священная война. И какой мерзостью отдают сегодня опусы либерал-демократов, обсешников, исторических фальсификаторов, объявляющих, что наша война была всего-навсего войной двух тоталитарных систем, войной двух тиранов, Гитлера и Сталина, а, следовательно, никакая она не отечественная и не священная! Большего поругания памяти наших отцов и дедов даже придумать нельзя.

         Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей.

Гимн защиты Отечества

         Больше всего военному времени в СССР была подчинена музыка и музыкальная жизнь. Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, став частью фронта и тыла. Чего стоит только известная всем «Вставай, страна огромная».

         Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.

         Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.

Но не только песня вошла в тогдашнюю военную жизнь. Немало в военное время появилось и симфоний. Так, в годы войны были написаны 22-я, 23-я и 24-я симфонии композитора Н. Я. Мясковского, 2-я симфония А. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), а также известная всем «Ленинградская симфония» Шостаковича.

         Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия. Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.

         Под всеобщим лозунгом «всё для фронта, всё для победы» работал и театр. В созданные фронтовые бригады творческих работников входили лучшие актёры, которые выезжали с концертными программами на фронт. В тяжёлые будни войны такие встречи солдатов с актёрами и их общение с искусством становились праздником для бойцов, помогали им жить, сражаться и верить в победу.

         Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.        

         Сегодня концерт X Международного патриотического фестиваля "Автомат и гитара - Сила в братстве!" как и советское искусство военного времени носиит пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.

         После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

         Сегодня эти традиции сохраняет и торжественно исполняет на сцене - X Международный патриотический фестиваль "Автомат и гитара - Сила в братстве!"

         Вернулись многие жанры, которые считались почти утраченными. Еще недавно многие говорили, что авторская песня постепенно вымирает, что ее место замещается поп-культурой, которая звучит на радио и телевидении.

         В зоне специальной военной операции, во-первых, популярны совершенно другие песни, которые раньше в эфире никогда не звучали, а распространялись среди народа иными путями. Во-вторых, появились новые песни, рожденные на фронте. Душевные, отражающие все те настроения, которые есть на передовой и здесь, внутри страны. Например, совершенно потрясающая песня "Тыловая": "Я сижу в тылу, я вяжу носки...". Или стихотворение священника Владимира Русина "Позывной "Теркин".

         Но как же солдату быть без связи с тылом, с домом? Никак нельзя! И вот уже дети со всех концов страны, как во время Великой Отечественной, снова пишут на передовую письма незнакомым бойцам, и те читают их со слезами на глазах, бережно хранят, носят у сердца. Эти письма становятся талисманами, оберегами. Люди верят, что письмо от мамы или от любимой может отвести пулю.

         Одну историю передают из уст в уста. Незнакомая девочка прислала бойцу своего любимого плюшевого мишку, он во время боя случайно игрушку обронил, нагнулся, чтобы поднять, и осколок, который был ему предназначен, просвистел над ним, лишь слегка задев каску. Маленький мишка спас ему жизнь. Обрастая народными подробностями, история становится фольклором.

Есть и анекдоты на современные, актуальные темы, с действующими политическими персонажами, которые бойцы рассказывают друг другу в окопах.

         Специальная военная операция пронизывает собой все виды искусства, которые существуют в зоне боевых действий и в прифронтовых районах. Например, в Донецке скульптор-кузнец Виктор Михалев из гильз и осколков делает композиции цветов. Роза, которая растет из убивающего все живое железа войны... Жизнь и красота, побеждающие смерть...

         Из поколения в поколение оружие меняется, а человеческая природа остается неизменной. Сегодня в зоне СВО мы видим, что бойцы совершают точно такие же подвиги, как их деды и прадеды. Преемственность поколений совершенно очевидна. И исторические параллели сегодняшних событий прослеживаются не с какой-то одной конкретной войной. Хотя Великая Отечественная наиболее ярко высвечивает проблемы борьбы против нацизма, с современным вариантом которого наша армия столкнулась сейчас.

         В новой ситуации - экстремальной, на грани жизни и смерти - просыпаются все те лучшие качества наших людей, которые проявлялись и в Великую Отечественную. Так уже был совершен аналог подвига Николая Гастелло, когда 2 декабря 2022 года в районе Клещеевки российские летчики подбитого СУ-24М - командир экипажа Александр Антонов и штурман Владимир Никишин - направили свой горящий самолет на колонну вражеской бронетехники. Посмертно им присвоено звание Героев Российской Федерации.

         Блокадники из Донецка,   например, знают, что боевые действия в Донбассе страшнее Великой Отечественной войны.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу в конце 2022 года сообщил, что более 20 тысяч человек поступили на службу добровольцами во время призыва.

         Среди добровольцев больше всего "воинов по призванию", тех, кто связал свою жизнь с военной профессией. Битва для них - именно та стихия, где, по их представлениям, открывается возможность для наиболее полной самореализации, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

         "Воины по долгу" - это люди, которые независимо от своего субъективного отношения к боевым действиям, часто негативного, оказавшись перед необходимостью защищать свою страну, сами добровольно идут на фронт. В данном случае даже ненависть к оружию не мешает их готовности взяться за него, чтобы отстоять свободу Родины и собственное право на жизнь.

         Такие герои на концерте вышли на сцену и их приветствовали ведущий фестиваля Ирик Шигабутдинов и полковник Олег Радостев в сопровождении всех собравшихся жителей Перми, гостей фестиваля.

         Наша беда в том, что перед началом специальной военной операции у нас считалось, что по ту сторону границы живет наш народ, которого обманули или запугали западные марионетки и экстремисты. И когда мы придем этому народу на помощь, нас встретят с радостью. Не учли, что пока мы пребывали в этом благодушном состоянии и воспринимали другую сторону, как родных, 30 лет западные идеологи и взращенные ими местные националисты превращали Украину в анти-Россию и создавали для своего населения образ врага из нас. Вспомните жуткие ролики про крохотных детишек, которые зигуют и кричат, что будут "резать русню".

         Книжка "Падение Берлина. 1945" английского историка Энтони Бивора - это миф, который активно муссируется в российской либеральной прессе и в русскоязычном интернете. Он психологически готовил в том числе и украинское сознание к расчеловечиванию россиян: красноармейцы и их потомки - это дикие азиатские орды, орки. Почему-то в украинской пропаганде фэнтезийные образы мира Толкина получили наибольшее распространение. Здесь нет ничего нового: вслед за Геббельсом после окончания Второй мировой войны его расистские наработки о жестоких варварах-красноармейцах подхватили союзники по антигитлеровской коалиции. В англосаксонской литературе этот миф был распространен. Но пыль с него стряхнули именно после развала СССР.

         В новой ситуации - экстремальной, на грани жизни и смерти - просыпаются все те лучшие качества наших людей, которые проявлялись и в Великую Отечественную. Так, уже был совершен аналог подвига Николая Гастелло!

         Наши ребята, наши герои, не почувствовали себя отверженными среди в большей своей части не воевавшего общества, сегодня они заняли достойное место в мирной жизни, потеснив собой тыловых бюрократов, которые относятся и к специальной военной операции, и к собственной стране недостаточно патриотично.

Позывной "Теркин"

Автор стихотворения - священник Владимир Русин

Не в потертой гимнастерке -
Он одет в бронежилет.
Бог для верующих в Бога
Воскресит и батальон.
Полк, дивизия, бригада
Десантирует с небес,
Если будет очень надо.
А ведь было очень надо,
Чтобы Теркин наш воскрес.
***
Годен в прадеды (не в деды)
Предок Теркин для ребят.
С ним вести политбеседы
На привале все хотят.
Смотрит Теркин непредвзято,
Чужд корысти и интриг.
Удивляются ребята:
Вник во все проблемы вмиг.
В прошлом был печник и плотник.
Раз в избе часы чинил.
Тут освоил беспилотник,
Тепловизор изучил.
- Да, военная наука,
Вижу, сделала скачок.
Ну-ка, что это за штука?
- Это, дядя, "Солнцепек".
- Нам таких под Сталинград бы
Пару штук… Да хоть одну!
Наша армия смогла бы
Сократить в пять раз войну.
- А еще у нас в запасе
Есть таинственный "Сармат".
Но, по правде, дядя Вася,
Все о нем лишь говорят.
Прячут этого "Сармата",
Как царевну, от людей.
- Что ж хотели вы, ребята?
Кто ж заходит с козырей?
Дяде Васе сообщили:
"Крым в Россию вновь приплыл".
Удивляется Василий:
"Разве он нерусским был?".
"Ох, пока Вы посещали
Тот небесный дивный свет,
В этом свете раздавали
Бесам суверенитет.
Заложили босы мину,
На груди пригрев змею".
"То-то ж, братцы, Украину
Я в упор не узнаю".
"Как узнать ее, когда там
Скачут все: и стар, и млад?
Уподобились приматам.
Только матом говорят.
То в Россию целят пушки.
То Европе лижут зад.
Им мешает даже Пушкин".
"Чем же Пушкин виноват?"
"Тем, что выпорол Мазепу
Стихотворною строкой…
Словом, рвет за скрепой скрепу
Украинец удалой".
"С кем теперь танцует танцы
Политический хохол?"
"Ляхи, немцы и британцы,
И другие иностранцы
Там играют рок-н-ролл.
Присылают помощь галлы.
Мутит Балтику прибалт.
Набирают янки баллы
И что делать говорят".
"Их душа чернее ваксы.
Их в аду давненько ждут.
Ведь за баксы англосакс
Мать родную продадут".
И вопрос один Василий
Не задать никак не мог:
"Кто союзник у России?"
"Из надежных - только Бог…"
Стал опять наш Теркин весел,
Разминает кулаки.
"Факт последний перевесил.
Все другие - пустяки.
И моя душа повинна.
Зря я встал на полпути.
Долго тянется резина.
Надо бы не до Берлина -
До Америки идти
В том победном сорок пятом.
Я ж попятился назад.
Уж простите вы, ребята.
Не допетрил. Виноват".
***
Ни парома, ни моторки,
Все разрушены мосты.
На Днепре Василий Теркин
Был, да след его простыл.
Не отправился ли часом
Он обратно в мир иной?
Вызываем раз за разом -
Безответен позывной.
Он ушел вчера за ленту.
Он нырнул в туман и грязь.
Чтобы не привлечь ракету,
Только с Богом держит связь.
Теркин жив. В строю дед Вася.
Теркин наш неистребим.
С ним не только на Донбассе,
С ним повсюду победим.
10.02.2023 г.
Только в том, что это Теркин,
Никаких сомнений нет.
Воротился с того света,
Взял у смерти выходной.
А о том, что Теркин это,
Говорит и позывной.
Хоть его поэт Твардовский
В райских кущах поселил,
Вася Теркин не таковский,
От призыва не косил.
Как услышал, что в Отчизне
Нужен опыт боевой,
Взял отгул у райской жизни
И с небес помчался в бой.
Ну, не мог спокойно Вася
Оставаться в стороне.
Плачут дети на Донбассе,
Слышен плач и в вышине.
Что с того, что заслужил он
Славу, почести, покой;
Что свое уже отжил он;
Что немножко неживой?
Живы, знаем мы, у Бога
Все, кто был одушевлен.
Раз родным нужна подмога,
Раз работы ратной много,
 

PS (наша справка)

         Песня родилась в городе Кемерово 7 декабря 2022 года. Автор слов, Наталья Мурзина, написала небольшое стихотворение (как волонтер вручную она вяжет носки для российских солдат) и опубликовала его в социальной сети "ВКонтакте". В тот же вечер ей поступило сообщение от незнакомого человека: "Наталья, давайте свяжемся, я музыку написал". Этим человеком оказался композитор Максим Шампоров…

Песня моментально разлетелась по социальным сетям, вызвав горячий отклик у людей, для которых помощь фронту - не пустой звук. В адрес авторов и исполнителей поступило множество благодарных писем. Песня стала мостиком между теми, кто находится в тылу, и теми, кто на передовой, - как во времена Великой Отечественной "Синий платочек".

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ; )

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отрядавоенкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».