1 ноября 2024 года учитель СОШ №135 принял участие в выездном заседании постоянно действующей рабочей группы ветеранов «Чернобыль» по вопросам патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пермского края и в г.Очёр; ветераны провели «Урок мужества с темой: «Подразделения особого риска». Делегацию возглавил Тимофеев Дмитрий Павлович, в настоящее время председатель правления Пермской краевой общественной организации инвалидов «Чернобыль» Союза «Чернобыль» России, член ЦС, член комиссии по делам инвалидов Пермского края при губернаторе П.к.
Николай Павлович Юхименко (председатель общественной организации чернобыльцев г. Очер), подробно рассказал о земляках, участвовавших в ликвидации, той страшной катастрофы. Минутой молчания и возложением цветов участники встречи почтили память о тех, кого уже нет сегодня с нами…
Далее наша группа совершила прогулку по центру города, а Николай Павлович, как настоящий экскурсовод нас сопровождал и рассказывал о главных достопримечательностях города.
Погода радовала и программа экскурсионного дня была разнообразной и насыщенной. Знаменательно и то, что встреча активистов чернобыльского движения началась в парке Победы у памятника, посвященного участникам - ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Потом посетили музея, где была замечательная экскурсия, посвящённая рыбакам и рыбалке.
Представитель юнвоенкоров, координатор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР» Александр Куляпин встретился с юнармейцами и известными гостями г.Очёр.
См. фотоальбом
Т.Попова, историк, журналист:
- это цикл военно-патриотических мероприятий, которые успешно проводятся в Очерском краеведческом музее для молодёжи и школьников нашего города.
Одна из встреч этого цикла состоялась 1 ноября с темой «Подразделения особого риска», в которой приняли участие ребята из ОСОШ № 2, члены военно-патриотических объединений «Скиф» (6-11 кл.) и «Юнармия» (6б кл.)
Подразделения особого риска — это общее наименование различных воинских формирований, служб, войск и органов, личный состав которых при выполнении служебных обязанностей подвергся радиоактивному облучению. Многие десятилетия служба в этих подразделениях была засекречена.
Гостями встречи стали ветераны-очёрцы, которые в разные годы несли воинскую службу, связанную с ядерной энергетикой на различных военных объектах. Это Полтихин Валентин Павлович, Лузин Владимир Вениаминович, Бояршинов Игорь Фёдорович, члены ветеранской организации «Чернобылец», а также представительные гости из г.Перми и г.Оханска.
Для понимания темы молодым поколением вниманию присутствующих был предложен видеоролик об использовании атомной энергии в мирных и военных целях, об ядерных катастрофах и ликвидации их последствий.
Гости поделились воспоминаниями, рассказами о военной срочной службе на ядерном полигоне г. Семипалатинск, а также на атомных подводных лодках.
Например, Валентин Павлович Полтихин прослужил на АПЛ 15 лет, из них 5 лет находился в морских глубинах мирового океана. На встрече прозвучали слова напутствия юношам о будущей военной срочной службе в рядах Вооружённых сил России, которые как никогда актуальны в настоящее время. Встреча сопровождалась музыкальными номерами, вручением заслуженных наград и подарками для гостей, а также многочисленными фотографиями.
См. наши выпуски «Школьных Новостей»:
СОШ №135: Почётный гость на «Уроках мира» и мужества - капитан I ранга Валентин Полтихин
https://school135.ru/news/sosh-no135-pochjotnyj-gost-na-urokakh-mira-i-muzhestva-kapitan-i-ranga-valentin-poltikhin?highlight
СОШ №135: школьный музей представляет АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»; «Кефаль»; «Океанский призрак»; Ядерное небо.
https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-shkolnyj-muzej-predstavlyaet-apl-k-3-leninskij-komsomol-kefal-okeanskij-prizrak-yadernoe-nebo?highlight
ТРАГЕДИЯ на ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
https://school135.ru/yunarmiya/tragediya-na-chernobylskoj-aes?highlight
СОШ №135 на презентации книги «Пермский край и ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС»
https://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-na-prezentatsii-knigi-permskij-kraj-i-likvidatsiya-avarii-na-chernobylskoj-aes?highlight
СОШ№135: Тридцать восемь лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС
https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-tridtsat-vosem-let-nazad-proizoshla-avariya-na-chernobylskoj-aes?highlight
Напомним:
Термоядерная «Царь-бомба»
30 октября 1961 года Советский Союз испытал на полигоне Новая Земля (Архангельская область) самое мощное в мире термоядерное устройство - экспериментальную авиационную водородную бомбу мощностью около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте («изделие 602»; неофициальные названия: «Царь-бомба», «Кузькина мать»). Термоядерный заряд был сброшен с переоборудованного стратегического бомбардировщика Ту-95 и подорван на высоте 3,7 тыс. м над землей.
ЯДЕРНОЕ И ТЕРМОЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ
В основу ядерного (атомного) оружия положена неуправляемая цепная реакция деления тяжелых ядер атомов.
Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239 (реже - уран-233). Термоядерное оружие (водородные бомбы) предусматривает использование энергии неуправляемой реакции ядерного синтеза, то есть преобразования легких элементов в более тяжелые (например, двух атомов "тяжелого водорода", дейтерия, в один атом гелия). Термоядерное оружие имеет большую возможную мощность взрыва по сравнению с обычными ядерными бомбами.
РАЗРАБОТКА ТЕРМОЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В СССР
В СССР разработка термоядерного оружия началась в конце 1940-х гг. Андреем Сахаровым, Юлием Харитоном, Игорем Таммом и другими учеными в Конструкторском бюро №11 (КБ-11, известен как Арзамас-16; ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ; город Саров, Нижегородская обл.). В 1949 г. был разработан первый проект термоядерного оружия. Первая советская водородная бомба РДС-6с мощностью 400 килотонн, была испытана 12 августа 1953 г. на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР, ныне - Казахстан). В отличие от США, испытавших первое термоядерное взрывное устройство Ivy Mike 1 ноября 1952 г., РДС-6с была полноценной бомбой, пригодной к доставке бомбардировщиком. Ivy Mike весило 73,8 т и по своим габаритам больше напоминало небольшой завод, однако мощность его взрыва составила на тот момент рекордные 10,4 мегатонны.
"ЦАРЬ-ТОРПЕДА"
В начале 1950-х гг., когда стало ясно, что наиболее перспективным по мощности энергии взрыва является термоядерный заряд, в СССР началась дискуссия о способе его доставки. Ракетное вооружение на тот момент было несовершенным; бомбардировщиками, способными доставлять тяжелые заряды, ВВС СССР не располагали.
Поэтому 12 сентября 1952 г. председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление "О проектировании и строительстве объекта 627" - подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Первоначально предполагалось, что она будет носителем торпеды с термоядерным зарядом Т-15 мощностью до 100 мегатонн, основной целью которой будут базы ВМС и портовые города противника. Главным разработчиком торпеды был Андрей Сахаров.
Впоследствии в своей книге "Воспоминания" ученый писал, что контр-адмирал Петр Фомин, который отвечал за проект 627 со стороны флота, был шокирован "людоедским характером" Т-15. По словам Сахарова, Фомин говорил ему, "что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою" и что для него "отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве". Впоследствии этот разговор повлиял на решение Сахарова заняться правозащитной деятельностью. Т-15 так и не была принята на вооружение из-за неудачных испытаний в середине 1950-х гг., а подводная лодка проекта 627 получила обычные, неядерные торпеды.
ПРОЕКТЫ СВЕРХМОЩНЫХ ЗАРЯДОВ
Решение о создании авиационного сверхмощного термоядерного заряда было принято правительством СССР в ноябре 1955 г. Первоначально разработкой бомбы занимался Научно-исследовательский институт №1011 (НИИ-1011; известен как Челябинск-70; ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ-ВНИИТФ; город Снежинск Челябинской области).
С конца 1955 г. под руководством главного конструктора института Кирилла Щёлкина велись работы по "изделию 202" (расчетная мощность - примерно 30 мегатонн). Однако в 1958 г. высшее руководство страны закрыло работы по этому направлению.
Спустя два года, 10 июля 1961 г., на совещании с разработчиками и создателями ядерного оружия первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев объявил о решении руководства страны начать разработку и провести испытание водородной бомбы в 100 мегатонн. Работы были поручены сотрудникам КБ-11. Под руководством Андрея Сахарова группой физиков-теоретиков было разработано "изделие 602" (АН-602). Для него был использован корпус, уже изготовленный в НИИ-1011.
ХАРАКТЕРИСТИКИ "ЦАРЬ-БОМБЫ"
Бомба представляла собой баллистическое тело обтекаемой формы с хвостовым оперением.
Габариты "изделия 602" были такими же, как и у "изделия 202". Длина - 8 м, диаметр - 2,1 м, масса - 26,5 т.
Расчетная мощность заряда составляла 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Но после оценки экспертами влияния такого взрыва на экологию было решено испытывать бомбу с уменьшенным зарядом.
Для транспортировки авиабомбы был переоборудован тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95, получивший индекс "В". Из-за невозможности ее размещения в бомбовом отсеке машины было разработано специальное устройство на подвеске, обеспечивавшее подъем бомбы к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.
Безопасность экипажа самолета-носителя обеспечивала специально разработанная система из нескольких парашютов у бомбы: вытяжных, тормозных и основного площадью 1,6 тыс. кв. м. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса один за другим, замедляя падение бомбы (до скорости примерно 20-25 м/с). За это время Ту-95В успевал отлететь от места взрыва на безопасное расстояние.
Руководство СССР не скрывало намерение провести испытание мощного термоядерного устройства. О предстоящем испытании Никита Хрущев объявил 17 октября 1961 г. на открытии XX съезда КПСС: хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем".
Генеральная ассамблея ООН приняла 27 октября 1961 г. резолюцию, в которой призвала СССР воздержаться от проведения испытания сверхмощной бомбы.
ИСПЫТАНИЕ
Испытание экспериментального "изделия 602" состоялось 30 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля. Ту-95В с экипажем из девяти человек (ведущий летчик - Андрей Дурновцев, ведущий штурман - Иван Клещ) вылетел с военного аэродрома Оленья на Кольском полуострове. Сброс авиабомбы был осуществлен с высоты 10,5 км на площадку Северного острова архипелага, в районе пролива Маточкин Шар. Взрыв произошел на высоте 3,7 км от земли и 4,2 км над уровнем моря, на 188 сек. после отделения бомбы от бомбардировщика.
Вспышка длилась 65-70 сек. "Ядерный гриб" поднялся на высоту 67 км, диаметр раскаленного купола достиг 20 км. Облако долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии нескольких сотен километров. Несмотря на сплошную облачность, световая вспышка наблюдалась на расстоянии более 1 тыс. км. Ударная волна трижды обогнула земной шар, из-за электромагнитного излучения на 40-50 мин. прервалась радиосвязь на многие сотни километров от полигона. Радиоактивное загрязнение в районе эпицентра оказалось небольшим (1 миллирентген в час) поэтому исследовательский персонал смог работать там без опасности для здоровья через 2 часа после взрыва.
По оценкам специалистов, мощность супербомбы составила около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это примерно в три тысячи раз мощнее атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 г. (13 килотонн).
Съемка испытания велась как с земли, так и с борта Ту-95В, который на момент взрыва успел отойти на расстояние более 45 км, а также с самолета Ил-14 (на момент взрыва был на расстоянии 55 км). На последнем за испытаниями наблюдали маршал Советского Союза Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения СССР Ефим Славский.
РЕАКЦИЯ В МИРЕ НА СОВЕТСКУЮ СУПЕРБОМБУ
Демонстрация Советским Союзом возможности создания неограниченных по мощности термоядерных зарядов преследовала цель установления паритета в ядерных испытаниях, прежде всего с США.
После продолжительных переговоров 5 августа 1963 г. в Москве представители США, СССР и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в космическом пространстве, под водой и на поверхности Земли. С момента его вступления в силу СССР производил только подземные ядерные испытания. Последний взрыв был проведен 24 октября 1990 г. на Новой Земле, после чего Советский Союз объявил об одностороннем моратории на испытания ядерного оружия. В настоящее время этого моратория придерживается и Россия.
НАГРАДЫ СОЗДАТЕЛЯМ
В 1962 г. за успешное испытание самой мощной термоядерной бомбы члены экипажа самолета-носителя Андрей Дурновцев и Иван Клещ были удостоены звания Героя Советского Союза. Восьми сотрудникам КБ-11 присвоено звание Героя Социалистического Труда (из них Андрей Сахаров получил его в третий раз), 40 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии.
"ЦАРЬ-БОМБА" В МУЗЕЯХ
Полноразмерные макеты "Царь-бомбы" (без систем управления и боевых частей) хранятся в музеях РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове (первый отечественный музей ядерного оружия; открылся в 1992 г.) и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске.
В сентябре 2015 г. саровская бомба экспонировалась на московской выставке "70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха" в Центральном Манеже.
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Р-36 С РГЧ
Постановлением правительства Советского Союза от 26 октября 1970 года стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой тяжёлого класса 8К67П с разделяющейся головной частью 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО, был принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил СССР. Главный конструктор — М. К. Янгель.
Разработка нового стратегического ракетного комплекса Р-36 была начата в СССР 12 мая 1962. Постановлением Правительства Советского Союза конструкторскому бюро «Южное» было поручено создать стратегический ракетный комплекс Р-36, оснащённый ракетой второго поколения 8К67. Система управления разрабатывалась харьковским НПО «Электроприбор». При проектировании использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и технологии.
Изначально разработка велась в двух вариантах: с комбинированной системой управления с каналом радиокоррекции и с чисто инерциальной системой управления. Но в ходе лётных испытаний от комбинированной СУ отказались, так как инерциальная СУ обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развёртывание комплекса.
Новая ракета второго поколения 8К67 предназначалась для поражения объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с наземным (от которого в дальнейшем отказались) и с шахтным стартами. При проектировании широко использовались отработанные на ракете 8К64 (Р-16) конструктивные решения и технологии.
Разработка 8К67 велась ускоренными темпами и уже в конце мая 1966 года был завершен весь цикл испытаний, а 21 июля 1967 ракетный комплекс Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966 года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа.
Практически сразу после завершения испытаний ракеты 8К67 (в декабре 1967г.) КБ "Южное" приступило к разработке на базе 8К67 ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ).
Первая в стране РГЧ() В середине 60-х гг. в США начались работы по созданию нового класса ракет — с разделяющимися головными частями. Первой ракетой с РГЧ стала американская БРПЛ "Поларис". Она могла оснащаться разделяющейся головной частью, состоящей из трех неуправляемых боевых блоков. Следующим шагом стала разработка межконтинентальной ракеты "Минитмен-3" с прицельным разведением трех боевых блоков. Это существенно повышало эффективность ракетных комплексов, и естественно, что в Советском Союзе обратили на это самое серьезное внимание. Отечественные военно-технические исследования того времени уже показывали перспективность и преимущества РГЧ по сравнению с моноблочными ГЧ при поражении площадных, а при достаточной точности стрельбы — и защищенных малоразмерных целей в условиях преодоления ПРО. КБ "Южное" принимало участие в этих исследованиях.
Проводились собственные проектно-конструкторские разработки по созданию трехблочной ядерной РГЧ применительно к ракете 8К64 и по многоблочной фугасно-зажигательной РГЧ ракеты 8К67 для применения в локальных конфликтах. Поэтому поставленная перед КБ "Южное" приказом министра С. А Афанасьева № 484 от 8 декабря 1967 г. задача срочно разработать, изготовить и испытать разделяющуюся головную часть не стала особой неожиданностью. Было очевидно, что при существовавших технических возможностях второго поколения ракет реализовать в полной мере необходимые тактико-технические требования к РГЧ не удастся. Главными были политические цели: нужно было продемонстрировать наличие РГЧ на вооружении РВСН одновременно с созданием первой американской ракеты с РГЧ — "Минитмен-3".
Опытную РГЧ было решено испытывать на самой мощной ракете — Р-36 (8К67), энергетические возможности которой позволяли использовать в качестве блока РГЧ уже разработанный и проверенный в летных условиях боевой блок 8Ф673 от ракеты 8К69 мощностью 2,3 Мт.
Разработка РГЧ была поручена только что организованному проектно-конструкторскому отделу 111 боевого оснащения ракет во главе с В. А Пащенко. Первоначальные задержки в разработке были связаны с поиском конструктивной идеи отделения боевых блоков от ракеты со строго определенной боковой скоростью, чтобы ББ к моменту приближения к цели разошлись относительно друг друга на требуемые расстояния. Многочисленные варианты, перепробованные проектантами, использовавшими в основном традиционные "ракетные" способы решения задачи, оказались неэффективными. Блестящая идея, пришедшая "со стороны" — от начальника отдела прочности В. А. Серенко — использовать тягу маршевого двигателя ступени для скатывания ББ по наклонным направляющим — была принята к реализации и утверждена на совещании у Главного конструктора.
Для отработки принятого варианта создавалась опытная конструкция РГЧ под индексом ОК-6500, причем для сокращения сроков в обход обычному порядку было принято нестандартное решение — все работы по РГЧ поручить одному подразделению — отделу 111, а в нем — сектору В. Г. Гудима, который, кроме проектной документации, выпустил рабочую КД, согласовав её с заводскими технологическими службами, осуществил авторский надзор за изготовлением её в производстве, организовал необходимую экспериментальную отработку, а также подготовку и проведение летных испытаний.
Немало сложностей было и с аэродинамическим обтекателем. Первоначально предполагалось им защитить всю РГЧ. Но в результате детальных проработок выяснилось, что это чрезвычайно невыгодно в массовом отношении. В конечном счете, учитывая мощную теплозащиту на ББ, рассчитанную на прохождение плотных слоев атмосферы при спуске на пассивном участке полета, было принято решение закрыть лишь центральную часть РГЧ местным "зонтиком", опирающимся на центральную стойку, а также на наконечники ББ через специальные резиновые прокладки.
Проведенные аэродинамические продувки окончательного варианта компоновки РГЧ показали, что срыв потока с выступающих за диаметр ракеты торцов ББ может возбуждать интенсивные вибрации оболочки приборного отсека ракеты, что могло быть опасным для приборов СУ. Аэродинамики нашли способ парирования этого явления путем установки под задними торцами ББ цилиндрических перфорированных экранов.
Конструкция РГЧ состояла из трех боевых блоков, размещенных на силовой платформе, которая крепилась к приборному отсеку ракеты. В наклонных направляющих швеллерах размещались на направляющих каретках установочные кольца для боевых блоков. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ББ наклонялись к продольной оси РГЧ под небольшим углом, закрываясь местным коническим обтекателем.
В полете по достижении заданной скорости подрывались болты крепления установочных колец к платформе, и боевые блоки под действием силы ускорения на каретках скатывались по направляющим, получая необходимую боковую скорость для разведения. После схода блоков с платформы по срабатыванию концевого датчика двигатель второй ступени ракеты выключался и через гибкий кабель-фал подрывались болты крепления ББ к установочным кольцам, которые затем отделялись при помощи пружинных толкателей.
С самого начала конструкция РГЧ разрабатывалась с учетом возможности переоснащения штатных ракет 8К67, находящихся на боевом дежурстве, без извлечения их из шахтных ПУ и с минимумом доработок ШПУ и наземного проверочно-пускового оборудования.
Первый пуск ракеты 8К67 с опытной конструкцией РГЧ (ОК-6500) был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12.
Свидетельствует очевидец: "Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, "звездочка", стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем по-другому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ "Южное", так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения".
После этого последовали ещё три успешных экспериментальных пуска, и 18 декабря 1968 г. было принято постановление правительства о создании по образцу ОК-6500 штатной РГЧ, получившей индекс 8Ф676.
Эскизный проект ракеты 8К67 с РГЧ, получившей индекс 8К67П, был разработан в марте 1969 г. В конструкцию разделяющейся головной части по результатам экспериментальных пусков были внесены некоторые улучшения. В частности, коническая форма головного обтекателя была заменена трехволновым обводом с поверхностями двойной кривизны. Боевой блок 8Ф673 был упрочнен к воздействию механического импульса ядерного взрыва, получив новый индекс 8Ф677. В дополнение к штатной системе "Лист" в состав самой РГЧ были введены элементы комплекса средств преодоления ПРО, а установочные кольца под боевые блоки были превращены в дополнительные ложные цели. Отработка улучшенной конструкции РГЧ проводилась на площадках Павлоградского механического завода (скатывание ББ, отстрел ложных целей, отделение колец и т. д.).
Полетные испытания штатной РГЧ 8Ф676 проводились в 1969-1970 гг. под руководством Государственной комиссии, председателем которой был назначен инженер-полковник Александр Сергеевич Матренин, начальник испытательного управления НИИП-5. Техническим руководителем испытаний был В. А. Пащенко. Летные испытания, включая пуски ракет на предельную дальность в акваторию Тихого океана, прошли успешно.
Постановлением правительства от 26 октября 1970 г. ракета 8К67П с РГЧ 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677 была принята на вооружение РВСН.
Ракета 8К67П с первой в стране РГЧ еще не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков. Прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы противоракетной обороны повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно вдвое.
Развертывание МБР 8К67П началось в 1971 г. К 1977 г. на боевом дежурстве находилось около 100 МБР 8К67П. Последние ракеты этого типа сняты с боевого дежурства в 1979 г. [2]
В 1964 году МБР Р-36 вместе с другой техникой демонстрировалась высшему руководству страны. Ракета Р-36 впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года, но без рулевых двигателей второй ступени и с нестандартной головной частью.
Ракета Р-36 была впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года.
МБР Р-36 - первая отечественная ракета тяжелого класса. Р-36 и 8К84 являются первыми ампулизированными ракетами, оснащенными комплексами средств преодоления ПРО и размещенными в ШПУ ОС.
Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевым двигателсм РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четы¬рех камерным рулевым ЖРД РД-69М. Маршевые двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством В. Глушко. Компоненты топлива -горючее НДМГ и окислитель - азотный тетраоксид.
Автономная инициальная СУ с гиростабилизированиой плат¬формой спроектирована под руководством В.Т. Сергеева. Гироскопические командные приборы созданы в НИИ-944 под руко¬водством В.И. Кузнецова. Комплекс бортового электрооборудования разработан под руководством Н. Лидоренко. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского заво¬да «Арсенал» С.П. Марнякова. Прицеливание осуществлялось с помо¬щью наземных оптических приборов.
Комплекс средств преодоления ПРО разработан в КБ «Южное» и в НИИ-108 под руководством Н. Пономарева. Ракета имела моно¬блочную ядерную отделяемую в полете головную часть (8Ф675 тя¬желая, термоядерная) или легкую со средствами преодоления ПРО.() ШПУ ОС разработана в ЦКБ-34 под руководством EX. Рудяка. Способ старта - газодинамический. Наземный стартовый комплекс создан в КБТМ под руководством В. Петрова и В. Соловьева Стационарный установщик разработан в ЦКБ тяжелого машиностроения под руково¬дством НА. Кривошеина.
Серийное производство ракет и двигателей развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске в декабре 1965 года. Двухступенчатая 8К67 выполнена по схеме «тандем» с последо¬вательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состояла из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. В хвостовом отсеке установлены четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабаты¬вающих при отделении второй ступени.
Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состояла из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имели совмещенное днище и выполнялись по несущей схеме. Двигатели второй ступени имели высокую сте¬пень унификации с двигателями первой ступени. Наддув всех баков в по¬лете осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. Отделение головной части происходило за счет тормозных пороховых ракетных двигателей, установленных на 2-й ступени.
Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.
Однако в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались, поскольку иперциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.
Ракета стартовала с пускового стола, установленного в ШНУ. Старт ракеты из шахтной ПУ - газодинамический с запуском ДУ 1-й ступени непосредственно в пусковой установке. Безударный выход ракеты из ПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим в одной диаметральной плоскости пускового стакана. Скольжение ракеты по направляющим обеспечивались бугелями, закрепленными на 1-й ступени ракеты. После выхода ракеты из ШПУ бугели сбрасывались. Пусковой стол- неповоротный, не имел устройств и механизмов азимутального наведения.
Газовый поток от работающей ДУ 1-й ступени отводился с помощью рассекателя газовых потоков, установленного в нижней части ПУ, в газоотводяшие устройства, размещенные вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.
В состав БРК входило шесть рассредоточенных боевых стартовых позиций, на каждой из которых размешались одиночные шахтные ПУ. Расстояние между соседними ШПУ - 8-10 км.
Вблизи одной из них размешался командный пункт БРК, связанный линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. Уровень защищенности БРК от ударной волны ЯВ составлял: ШПУ - 2 кгс/см2, КП - 10 кгс/см2.
ШПУ состояла из оголовка и вертикального ствола с нижней частью шахты. ПУ перекрывалась специальным защитным устройством (крышей) сдвижного типа, обеспечивающим герметизацию ствола шахты и защиту ракеты от поражающих факторов ЯВ. В оголовке размешались источники электропитания, аппаратура и оборудование технологических и технических систем. Состав оборудования обеспечивал длительное хранение ракеты в заправленном состоянии, а также дистанционное с КН БРК или автономное - с каждой стартовой позиции из оголовка ПУ - проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты.
Боевое оснащение ракеты 8К67:
- моноблочная ГЧ с БЧ «тяжелого» класса с зарядом мощностью 20 Мт;
- моноблочная ГЧ с БЧ «легкого» класса с зарядом мощностью 8 Мт. - система радиотехнической защиты ГЧ (система «Лист»).
Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК. Для строительства ШПУ ОС МБР Р-36 было выбрано шесть новых позиционных районов. По данным РВСН, 5 ноября 1966 года неподалеку от города Ужур Красноярского края первые ракетные комплексы Р-36 поставлены на боевое дежурство. 21 июля 1967 года новый боевой ракетный комплекс был принят на вооружение в ШПУ одиночного старта. По западным данным развертывание ракет Р-36 началось в 1965 году, последние ракеты сняты с боевого дежурства в 1979 году. Максимальное число развернутых ШПУ с МБР Р-36 - около 260, было в 1971 году.
В 1967 году под руководством М.К. Янгеля на основе МБР Р-36 была разработана двухступенчатая космическая ракета-носитель «Циклон-2А» 11К67. С 1967 года по 1969 год было произведено 8 пусков.
«ЦИКЛОН» — двухступенчатая (11К69 «Циклон-2» , «Циклон-2А») или трёхступенчатая (11К68 «Циклон-3») жидкостная ракета-носитель лёгкого класса для вывода космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Её прототипом является боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-36. Первый запуск «Циклона» состоялся в 1969 году, а в 1975 году ракета была принята на вооружение. Конструкция носителя позволяет выводить космические аппараты на энергетически оптимальные круговые и эллиптические траектории.
Спроектирована конструкторским бюро «Южное» (Украина). Изготавливалась Южным машиностроительным заводом им. А. М. Макарова (НПО «Южмаш») в Днепропетровске. Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор».
Модификации:
ЦИКЛОН-2. Последний запуск ракеты-носителя «Циклон-2» состоялся 25 июня 2006 года. За время эксплуатации было осуществлено 106 пусков данного варианта ракеты, все успешные. Единственная ракета-носитель в мире с подобным результатом при более чем ста пусках.
ЦИКЛОН-3. Первый запуск осуществлён в июне 1977 года. Последний, 122-й был выполнен с космодрома «Плесецк» 30 января 2009 года. 7 пусков РН «Циклон-3» были неудачными. Стартовая масса: 187 т. Масса выводимой полезной нагрузки: Нкр = 200 км — 3,6 т.; Нкр = 1000 км — 2,5 т.
ЦИКЛОН-4. РН «Циклон-4» является улучшенным вариантом трёхступенчатой ракеты-носителя Циклон-3. Из-за ряда проблем, в том числе с финансированием проекта, первый старт ракеты неоднократно откладывался. Сначала он намечался на 2010 год, позже перенесён на 2013 год, затем на 2014 год, но в итоге до сих пор не состоялся. В результате президентом Бразилии Дилмой Русефф в январе 2015 года было принято решение о прекращении участия латиноамериканской стороны в проекте.
Ракета-носитель использовалась в рамках испытаний по программе ПРО (истребитель спутников).
Всего в период с 1969 по 1982 год в интересах противодействия космическим объектам ракетами-носителями 11К69 были выведены три КА — мишени и 18 КА — перехватчиков. Перехват объектов обеспечивался на высоте до 1000 км.
Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения а 1978 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Р-36.
ОБЩИЕ:
Максимальная дальность стрельбы, км:
- ГЧ "тяжелого" класса - 10200;
- ГЧ "легкого" класса - 15200.
Точность стрельбы, км - ±5.
Обобщенный показатель надежности - 0.95.
Время пуска из полной боевой готовности, мин - 4.
Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве при регламенте 1 раз в 2 года - 7 лет.
РАКЕТА 8К67:
Стартовый вес ракеты,тс:
- с ГЧ "тяжелого" класса - 183.9;
- с ГЧ "легкого" класса - 182.0
Вес головной части (ГЧ "тяжелого" класса/ ГЧ "легкого" класса),кгс - 5825/3950.
Вес боевого блока (ГЧ "тяжелого" класса/ ГЧ "легкого" класса),кгс - 4560/2852.
Вес средств преодоления ПРО, кгс - 272.
Вес топлива,тс:
- I ступени - 118.9;
- II ступени - 48.5.
Длина с ГЧ "тяжелого" класса, м - 32.2.
Диаметр - 3 м.
Характеристики ДУ I ступени :
- тяга (на земле/в пустоте), тс - 270.3/303.2;
- удельный импульс (на земле/в пустоте), с - 267.8/300.3;
- давление в камере сгорания, кгс/см2 - 85.
Характеристики ДУ II ступени:
- тяга в пустоте, тс - 101.5;
- удельный импульс в пустоте, с - 315.3;
- давление в камере сгорания, кгс/см2 - 91.
Полетная надежность - 0.956.
Коэффициент энерговесового совершенства (с ГЧ "тяжелого" класса) Gпг/Gо, кгс/тс - 31.8.
РАКЕТА 8К67П:
Стартовый вес ракеты,тс - 183.45.
Вес головной части,кгс - 5440.
Вес боевого оснащения,кгс - 3х1425.
Вес средств преодоления ПРО, кгс - 401.
Полетная надежность - 0.954.
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Gо, кгс/тс - 29.5.
ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Отработка БРК и ракеты 8К67 проводилась на 5 НИИП. Первый пуск ракеты был проведен 28 сентября 1963 г., а закончились ЛКИ в мае 1966 г. За этот период проведено 85 пусков, из них -14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Первые три пуска ракеты проводились со стартового стола открытой стартовой позиции, последующие - из ШПУ. Пуск первой летной ракеты не состоялся из-за возгорания ракеты на стартовом столе по причине неправильно спроектированных газоотводящих каналов стартового стола.
Отработка БРК с ракетами 8К67П с РГЧ также проводилась на 5 НИИП. Первый пуск экспериментальной РГЧ - август 1968 г., еще 4 успешных экспериментальных пуска - до конца 1968 г. СЛИ усовершенствованной штатной РГЧ 8Ф676 с ББ 8Ф677 начались в 1969 г. и завершились в 1970 г., включая пуски в район "Акватория".
Первый воздушный ядерный взрыв в СССР
Ядерные испытания атомной бомбы РДС-3 были назначены на 18 октября. Выполнение полета со сбросом атомной бомбы в первом воздушном испытании было доверено опытному экипажу самолета-носителя Ту-4 в составе:
ᅳ командир экипажа Герой Советского Союза подполковник Уржунцев Константин Исаакович;
ᅳ штурман-навигатор капитан Суворов Владимир Семенович;
ᅳ щтурман-бомбардир капитан Давыдов Борис Дмитриевич;
ᅳ 2-й летчик старший лейтенант Кошкаров Иван Михайлович;
ᅳ штурман-оператор старший лейтенант Кирюшкин Николай Дмитриевич;
ᅳ радист младший лейтенант Яковлев Владимир Владимирович;
ᅳ бортинженер майор АТС Трофимов Василий Николаевич;
ᅳ командир огневых установок рядовой Евгодашин Аркадий Федорович;
ᅳ борттехник старший техник лейтенант Кузнецов Аркадий Фёдорович;
ᅳ инженер-оператор по работе с пультом управления изделием инженер-испытатель от НИЧ старший техник лейтенант Стебельков Альвиан Николаевич.
Для надежности выполнения задания полет осуществлялся парой самолетов: в строю с самолетом-носителем находился самолет-дублер. В экипаж само лета-дублера Ту-4 входили:
ᅳ командир экипажа капитан Усачев Константин Иванович;
ᅳ штурман-навигатор капитан Пастунин Алексей Алексеевич;
ᅳ штурман-бомбардир старший лейтенант Саблин Георгий Алексеевич;
ᅳ 2-й летчик старший лейтенант Куреев Василий Игнатович;
ᅳ штурман-оператор старший лейтенант Свечников Никита Иванович;
ᅳ радист старший сержант Золотарев Владимир Борисович;
ᅳ бортинженер старший техник лейтенант Черепанов Петр Порфирьевич;
ᅳ командир огневых установок старший сержант Борздов Николай Дмитриевич;
ᅳ борттехник старший техник лейтенант Золотухин Филарет Иванович;
ᅳ техник-испытатель старший техник лейтенант Благов Леонид Андреевич.
Началась окончательная подготовка к вылету на задание. Изделие РДС-3, накануне проверенное, снаряженное и окончательно подготовленное к подвеске на самолет на транспортировочной тележке, укрытое брезентовым чехлом, было вывезено из сборочного сооружения (ДАФа) и на малой скорости доставлено тягачом на рядом расположенную бетонную стоянку самолета-носителя. Стоянка самолета-носителя, огражденная высоким забором, имела КПП на охраняемом въезде, совмещенном с рулежной дорожкой.
К этому времени самолет-носитель Ту-4, проверенный и заправленный необходимыми компонентами и горючим, уже был расположен над бетонированным котлованом («ямой»), из которого могла производиться подвеска изделия. (Необходимость котлована диктовалась несоответствием высоты изделия на тележке клиренсу самолета — без этого нельзя было подвезти изделие под самолет.)
К моменту закатывания изделия в котлован створки бомболюка были открыты, на них были смонтированы механические лебедки для подъема изделия. По режимным соображениям бомбоотсек самолета был огражден защитной брезентовой палаткой. После закатывания изделия в котлован, снятия с него чехла и крепежных приспособлений оно с помощью четырех лебедок было медленно поднято и закреплено на бомбардировочной установке самолета.
Следующей была операция сочленения самолетной и объектовой части электрического разъема и фиксирование его цанговым замком. В соответствии с утвержденными режимами бомбометания и высотой взрыва в изделие были введены уставки временного датчика и барометрических датчиков критической высоты с помощью приборов самолетного пульта управления. Фидер антенны РТС от хвостовой части изделия выведен под фюзеляж самолета и закреплен на специальной стойке. Подготовка изделия на самолете закончена. Началась сдача изделия экипажу самолета.
Командир экипажа и штурман осмотрели бомбоотсек, закрепление изделия и стыковку разъемов. Совместно с представителем КБ-41 включили электрозамки изделия, проверили загорание на них сигнальных лампочек. Ключи от электрозамков изделия были переданы командиру экипажа на случай использования их при вынужденной посадке вне аэродрома вылета. После проверки соответствия показаний приборов пульта управления записям в журнале была дана команда на закрытие бомболю-ков, которые затем были опечатаны представителем службы КГБ.
Окончательная передача изделия экипажу была закреплена в журнале подписями командира корабля и штурмана. Командир корабля подполковник Уржунцев К.И., построив экипаж перед самолетом, доложил начальнику полигона генерал-майору Комарову Г.О. и ответственному представителю КБ-11 о приемке изделия и готовности к выполнению задания.
Получив разрешение, члены экипажа заняли свои места, и самолет-носитель Ту-4 18 октября 1951 г. с атомной бомбой вырулил на взлетную полосу. Связавшись по радио с ЦКП и доложив о полной готовности, командир экипажа получил команду на взлет. В 7 ч 00 мин по московскому времени с аэродрома Жана-Семей произведен первый взлет самолета-носителя Ту-4 с атомной бомбой на борту. Взлет выполнен безупречно.
Вслед за ним взлетел самолет-дублер Ту-4 с командиром корабля капитаном Усачевым К.И. Самолет-дублер имел на борту инертную фугасную бомбу ФАБ-1500. В случае отказа на основном носителе прицельных средств дублер в строю должен занять положение ведущего, продолжать выполнять полет в соответствии с заданием вплоть до бомбометания в назначенное время по цели опытного поля с передачей по радио серии тонально-модулированных сигналов. Сигналы и факт отрыва ФАБ-1500 от самолета-дублера в этом случае являлись для носителя командой на сбрасывания изделия. При этом взаимодействие с опытным полем полигона соответствовало заданным условиям проведения испытания.
В полете самолет-носитель с изделием на борту сопровождался и охранялся сменяемыми в полете парами самолетов-истребителей Ла-11. Управление полетом самолета-носителя осуществлялось с ЦКП, на котором находилось руководство испытаниями во главе с И.В. Курчатовым: Харитон Ю.Б., Зельдович Я.Б., Ванников Б.Л., Зернов П.М., Неделин М.И., Болятко В.А., а от ВВС — генерал Комаров Г.О. и инженер-майор Куликов С.М. Непосредственную связь с группой самолета-носителя было поручено вести мне.
Взлет, набор заданной высоты 10000 м, выход на цель осуществлялись по утвержденному плану-графику. Основные этапы полета отображались на планшете-макете. Радиообмен с носителем выполнялся по двум каналам КВ и УКВ с использованием кодированных радиообменных таблиц. Основные команды для надежного приема службой опытного поля дублировались. Погода была благоприятной, материальная часть самолетов работала безупречно, и в назначенное время самолету-носителю был разрешен холостой заход на цель с передачей тонально-модулированных сигналов для окончательной настройки аппарата автоматики поля.
Настало время выполнения боевого захода. С КП опытного поля доложили о готовности. Боевой заход разрешен. По каналам КВ и УКВ связи до сброса передаются предварительные сигналы — за 60 с и 15 с и третий сигнал в момент сброса — в 9 ч 52 мин 38 с.
На планшете, отображающем траекторию падения изделия, стали появляться световые отметки, подтверждающие срабатывание контролируемых цепей автоматики: подачу питания на каналы автоматики, снятие ступеней предохранения, взведение блока подрыва и выдачу барометрическими датчиками исполнительного сигнала на срабатывание.
Это было первой информацией о нормальной работе изделия. Приход сейсмической волны, вызвавшей перемещение грунта под ногами, а затем громовой грохот снаружи помещения ЦКП окончательно подтвердил, что первое воздушное испытание атомной бомбы в СССР состоялось успешно. Бомба взорвалась на высоте 380 м над целью с мощностью 42 кт.
Посадка самолета-носителя прошла благополучно. В докладе о выполнении задания Уржунцев К.И. сообщил об ощущениях, испытанных экипажем, при воздействии взрыва на самолет. Он также доложил, что при выполнении в полете рекомендаций ЦАГИ и генерального конструктора самолета (с переходом на ручное управление самолетом к моменту прихода ударной волны при полете без изменения курса и режима) затруднений в пилотировании самолета не ощущалось. Отказов в работе оборудования самолета от воздействия взрыва не было.
Бомбометание в этом полете было выполнено штурманом-бомбардиром майором Давыдовым Борисом Дмитриевичем. В своих воспоминаниях об этом испытании он отмечает: «Метеорологические условия в этот день позволили мне своевременно увидеть мишень на полигоне, выполнять прицеливание и бомбометание с высокой точностью. Все оборудование, система передачи радиосигналов для включения наземной аппаратуры сработали без замечаний.
После сброса и закрытия бомболюков экипаж приготовился к приходу светового излучения и ударной волны: отключили автопилот и перешли на ручное управление, зашторили кабину в самолете, подтянули привязные ремни, надели темные светозащитные очки, разгерметизировали кабины и перешли на питание чистым кислородом. Контроль за приближением момента взрыва осуществляли по секундомеру.
Вначале ощутили очень яркую вспышку, затем пришла первая сильная ударная волна, немного слабее — вторая и более слабая — третья. Стрелки аэродинамических приборов, высотомеров, указателей скорости стали вращаться. В самолете появилась пыль, хотя перед этим полетом проводилась тщательная уборка в кабинах с применением пылесоса.
Визуально наблюдал за развитием облака — шлейф от взрыва быстро поднялся на высоту полета и стал образовываться и разрастаться «гриб». Цвета облака были самые разнообразные. Трудно передать то состояние, которое овладело мною после сброса. Весь мир, все окружающее вокруг воспринималось по-иному — как будто все это я увидел заново. По-видимому, это было потому, что многие дни все мысли и дела были сосредоточены на выполнении ответственного задания, которое заслонило все вокруг.
После посадки зарулили на спецплощадку. Из самолета вышли с надетыми парашютами и кислородными масками — дышали чистым кислородом от парашютных кислородных баллончиков. Обследовали нас и самолет на радиационное заражение. Здесь же был оборудован обмывочный пункт, где мы обмылись и сменили одежду и после этого поехали в штаб для оформления донесений и отчетов». Его воспоминания ясны без комментариев.
По самолету-носителю было сделано заключение о том, что самолет Ту-4, дооборудованный по бомбардировочной установке и оснащенный системой обогрева бомбового отсека и комплексом добавочного специального оборудования, обеспечивает безопасную и безотказную эксплуатацию изделия РДС-3 и прицельное бомбометание им.
Все члены экипажа самолета-носителя Ту-4 и экипажа самолета-дублера Ту-4 были награждены орденами Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1951 г. подполковник Уржунцев Константин Исаакович был награжден орденом Ленина, а майор Давыдов Борис Дмитриевич и капитан Усачев Константин Иванович, старший техник лейтенант Стебельков Альвиан Николаевич и старший техник лейтенант Блотов Леонид Андреевич — орденом Красного Знамени. Члены летных экипажей самолетов Ту-4, а также группа инженеров-испытателей, технического состава и служб обеспечения также были удостоены правительственных наград, в числе которых и я получил высшую награду — орден Ленина.
Результаты успешно проведенного первого воздушного испытания атомной бомбы при ее сбрасывании с самолета-носителя 18 октября 1951 г. по существу явились основой для принятия решений об оснащении ВВС ядерным оружием — было организовано серийное производство атомных бомб РДС-3 и самолетов-носителей Ту-4. Уже в 1952 г. на 71-м полигоне были проведены наземные и контрольно-летные испытания серийно изготовленного самолета-носителя Ту-4, а также изделия РДС-3 от их первых серийных партий.
(Куликов Серафим Михайлович, технический руководитель авиационной группы ядерных испытаний на Семипалатинском и Новоземельском полигонах).
(исп м-лы СМИ; Куликов С.М.; Военное обозрение; Информагентство «Оружие России»; Написано на основе информации из интернет-СМИ.)