Посвящается 225-летию А.С.Пушкина и Наталье Гончаровой
Состоялось очередное заседание городского методического объединения учителей ОРКСЭ (14.11.24) в Доме Учителя.
Очередное заседание методического объединения учителей ОРКСЭ вновь посвящено семье. Был всем и подарок — книга проф. А.Осипова «Любовь, брак и семья». «Любовь, брак и семья» — тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, „горизонтальной“ стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту.
Книга Алексея Осипова «Любовь, брак, семья» посвящена теме любви, брака и семьи.
Автор рассуждает об источнике человеческой жизни — любви, её православном понимании и искажениях, которые приводят человека и общество к духовным и моральным кризисам.
В книге рассматриваются такие вопросы, как любовь и влюблённость, брак и сожительство, воспитание детей и их отношения с родителями. Всё это автор делает в ключе православного жизнепонимания.
«Пора роковая»
Все мы помним своё детство, игры, друзей. Но в юношеский период жизни приходят совсем иные, новые чувства. Изменяются наши отношения с друзьями и товарищами, незнакомыми людьми, меняется самооценка, оценка своего поведения, своего внешнего облика, одежды; особенно меняются, внутренне и внешне, отношения с лицами другого пола, и прежде всего со сверстниками.
Все эти психологические изменения происходят на фоне нового переживания двух взаимоисключающих чувств, возникающих в тайниках души: ощущения, с одной стороны, чего-то влекущего, таинственного, обещающего счастье, с другой – вызывающего боязнь, отталкивание, стыд. Что это такое? И как к этому относиться?
То и другое – естественные явления человеческой природы. Однако о том, как относиться к ним, древнее мудрое правило, постоянно повторяемое, например, древнегреческими философами, гласит: «Всё хорошо в меру». Православные подвижники-мыслители сказали ещё сильнее: «Всё без меры – от дьявола». Соблюдение меры во всём – правило естественное, поскольку выражает один из основных законов человеческой жизни.
Жизнь человека принципиально отличается от жизни животных, для которых безусловным законом является следование своим инстинктам. Человек, имея свойства животной природы, в то же время обладает другими, уникальными, только ему присущими высшими свойствами: разумом, совестью, сердцем, способным переживать особые духовные состояния. Именно этим он бесконечно возвышается над чисто инстинктивным миром всех прочих существ. Человек, таким образом, является двусоставным существом, в котором идёт постоянная борьба этих двух начал за главенство в его самосознании, его личности. Это очень точно выразил Гёте устами доктора Фауста:
И поэтому исполнение инстинктивных требований своей природы лишь тогда может быть для человека естественным, необходимым и оправданным, когда оно находится под руководством его разума и совести.
В таком случае человек поступает именно как человек, а не просто биологическое существо, и не приносит вреда ни себе, ни окружающим. Простой пример: пища необходима человеку, но сколько болезней от злоупотребления ею! Поэтому справедлива мысль: «Нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить». Это непосредственно относится и к тем новым импульсам, которые возникают как в теле, так и в душе юного человека.
Для Натальи Гончаровой дети были произнесенной формулой счастья
У Натальи Николаевны Гончаровой есть загадка, но не та, о которой вы подумали. Не тайна - любила или нет, кого и когда. Пусть ее веками раскапывают пушкинисты. Но есть тайна очевидная - как ей удалось вырастить своих семерых детей и никого не потерять? И еще - нескольких приемных. Как это она сделала в век ужасный - в век детской смертности, которая сейчас нам кажется невозможной, нетерпимой, когда даже императорская семья могла терять маленьких детей? В 1841-1845 годах до возраста в один год доживали только двое из трех родившихся детей ("Демографическая модернизация России", ред. - А. Вишневский).
У нее было, как известно, четверо детей от Пушкина и трое от Ланского. Она их родила в 19, 20 лет, в 22, 23 и 32 года, в 35 лет. В доме - два сына, пять дочерей плюс три племянницы и два племянника Ланского, плюс племянник Пушкина, плюс сын Нащокина, друга Пушкина. По странному стечению обстоятельств шесть из семерых ее детей родились весной. И все дожили до самого почтенного возраста, 65 - 80+, притом что ожидаемая продолжительность жизни в Европейской России в конце XIX века была 29,4 года у мужчин и 31,7 года у женщин ("Демографическая модернизация России 1900-2000"). И даже смогли дать общее потомство Пушкина и Николая I. Что еще? Там случился счастливый брак. Сын Пушкина, сын старший, тоже Александр, женился на Софье, племяннице Ланского, одной из тех, кто рос под ее крылом.
Так что это за секрет? Как можно было выкормить всю эту радостную ораву, не потеряв ни одного? Что это - вдруг - за предназначение чистейшей прелести, по словам первого мужа? "Положительно, мое призвание - быть директрисой детского приюта: бог посылает мне детей со всех сторон, и это мне нисколько не мешает, их веселость меня отвлекает и забавляет" (12 сентября 1849 г., Наталья Гончарова - второму мужу, Петру Ланскому). Ей - 37 лет. "Ты знаешь, это мое призвание, и чем больше я окружена детьми, тем больше я довольна" (Ободовская И., Дементьев М. "После смерти Пушкина").
Великая немая - заговорила! И как! Ее писем к Пушкину не осталось, только несколько строчек. Но зато есть письма к родным, ко второму мужу. Чистый, ясный, приятный язык думающей женщины, все понимающей, многое испытавшей, с глубокой внутренней жизнью и еще - с бесконечной преданностью и любовью к детям.
Кстати, не родить ли еще? Н. Гончарова - П. Ланскому: "Я тебе очень благодарна за то, что ты обещаешь мне и желаешь еще много детей. Я их очень люблю, это правда, но нахожу, что у меня их достаточно, чтобы удовлетворить мою страсть быть матерью многодетной семьи... Кроме моих семерых, ты видишь, что я умею раздобыть себе детей, не утруждая себя носить их девять месяцев и думать впоследствии о будущности каждого из них, потому что, любя их всех так, как я люблю, благосостояние и счастье их - одна из самых главных моих забот. Дай бог, чтобы мы могли обеспечить каждому из них независимое существование. Ограничимся благоразумно теми, что у нас есть, и пусть Бог поможет нам всех их сохранить" (20 июля 1849 года) (Ободовская И., Дементьев М.).
Пусть Бог поможет их сохранить! Она их и сохранила. До второго замужества это было тягостное, безденежное существование, с вечными долгами, просьбами родным о деньгах, даже если они полагались по праву, с невозможностью сделать то, что нужно для детей, потому что денег - нет. Доходы (пенсии от государства, доходы от имущества, помощь родных), по оценке, были в 1,5-2 раза ниже того, что требовалось, чтобы - без посторонней помощи - дать воспитание и прокормить себя и четверых детей, пока они не станут взрослыми, так, как ожидалось от дворянской семьи, с ее челядью и домочадцами.
Вот письмо Таши (так ее называли в семье) из деревни, из Михайловского, где она проводила лето, а потом и осень, потому что не было денег, чтобы добраться на зимовку в город. 3 сентября 1841 года. "Отчаявшись получить ответ на мое июльское письмо и видя, что ты не едешь, дорогой брат, я снова берусь за перо, чтобы надоедать тебе со своими вечными мольбами. Что поделаешь, я дошла до того, что не знаю к кому обратиться. 3000 рублей - это не пустяки для того, кто имеет всего лишь 14 000, чтобы содержать и давать какое-то воспитание четверым детям. Клянусь всем, что есть для меня самого святого, что без твоих денег мне неоткуда их ждать до января, и, следственно, если ты не сжалишься над нами, мне не на что будет выехать из деревни. Я рискую здоровьем всех своих детей, они не выдержат холода, мы замерзнем в нашей убогой лачуге.
Я просила тебя прислать мне по крайней мере 2000 рублей не позднее сентября, и очень опасаюсь, что и этот месяц пройдет вслед за другими, не принеся мне ничего. Милый, дорогой, добрый мой брат, пусть тебя тронут мои мольбы, не думаешь же ты, что я решаюсь без всякой необходимости надоедать тебе и что, не испытывая никакой нужды, я доставляю себе жестокое удовольствие тебя мучить. Если бы ты знал, что мне стоит обращаться к кому бы то ни было с просьбой о деньгах, и я думаю, право, что Бог, чтобы наказать меня за мою гордость или самолюбие, как хочешь это назови, ставит меня в такое положение, что я вынуждена делать это" (Ободовская И., Дементьев М.).
А что поклонники - до брака с Ланским? Вот одна из причин ее отказа: "Кому мои дети в тягость, тот мне не муж!"
Денег брат так и не прислал, хотя обязан был это сделать по внутрисемейным раскладам (сам был в долгах), так что Наталья Гончарова, 27 лет, в полном расцвете сил, но без средств, смогла выехать со своими чадами (их четверо, будет семь) и домочадцами в Петербург только поздним октябрем, за счет графа Строганова, своего родственника, великодушно, как она писала, приславшего ей деньги на дорогу.
Как жаль, что интимнейшие семейные вещи выносятся на всеобщее обозрение! Но как еще понять, кто перед нами? Ее старший сын, Александр Пушкин: "Мы любили нашу мать, чтили память отца и уважали Ланского" (из письма правнучки Пушкина С.П. Вельяминовой. Русаков В. "Рассказы о потомках А.С. Пушкина").
Александра Арапова, старшая дочь Гончаровой от Ланского: "ангельская кротость с собственными детьми", "беспредельная нежность, постоянно проявляемая", "сосредоточенная, скромная до застенчивости, кротости и доброты необычайных". "Напрасно страдала она мыслью уничижения перед нами, зная, что часто нет судей строже собственных детей. Ни одна мрачная тень не подкралась к ее светлому облику, и частые, обидные нападки вызывали в нас лишь острую негодующую боль, равную той, с которой видишь, как святотатственная рука дерзко посягает на высокочтимую, дорогую святыню" (Арапова А. "Наталья Николаевна Пушкина-Ланская").
Неплохо быть святыней для собственных детей. А что поклонники - до брака с Ланским? Вот одна из причин отказа: "Кому мои дети в тягость, тот мне не муж!" (Арапова А.). Некий поклонник хотел сдать ее детей на жительство в казенные учреждения (там учиться).
Где же она, истинная? Где, сложно думающая, всю жизнь после Пушкина - тихая, никогда не смеющаяся, если радость - то неявная, с неизменной темнотой за ней. Где она? Наверное, вот в этом: "Если бы ты знал, что за шум и гам меня окружают. Это бесконечные взрывы смеха, от которых дрожат стены дома. Саша проделывает опыты над Пашей, который попадается в ловушку, к великому удовольствию всего общества. Я только что отправила младших спать, и, слава богу, стало немного потише" (21 июня 1849 г.). "Я очень довольна своим маленьким пансионом, им легко руководить. Я никогда не могла понять, как могут надоедать шум и шалости детей, как бы ты ни была печальна, невольно забываешь об этом, видя их счастливыми и довольными" (29 июня 1849 г.). "Я поехала в Пажеский корпус и была бесконечно счастлива узнать, что Саша сегодня утром был объявлен одним из лучших учеников... Что касается Гриши, он также имел свою долю похвал... Ты представляешь, как я была счастлива, я благословляю Бога за то, что у меня такие сыновья..." (29 сентября 1849 г.) (Ободовская И., Дементьев М.).
Вот так - я была счастлива. Бесконечно. Дети - счастье. Она притягивает их, своих и чужих. Благословляет Бога за то, что они - такие. Их шум, и гам, и смех - радость. Она - любит. Семь детей плюс не меньше приемных и приходящих. Все смогли стать взрослыми в век, когда до 20 лет доживали только четверо из десяти ("Демографическая модернизация России 1900-2000"). Ей, когда это писала, было 37 лет, дети - ее опека, дети - произнесенная формула счастья. Пушкину было 37, когда он ушел. "Горячая голова, добрейшая душа". Так она однажды сказала о нем в письме, вдруг приоткрывшись.
PS
Образно сказал Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»3. И в этой борьбе приобретает огромное значение влияние извне, которое может способствовать развитию той или другой силы в молодом человеке. Это прекрасно понимают идеологи всех направлений. Поэтому всегда, и особенно сейчас, в нашу эпоху, так напряжённо ведётся борьба за характер нравственного воспитания молодёжи, за школу, за средства массовой информации.
Современное состояние культуры так называемого «цивилизованного мира» свидетельствует с полной очевидностью, какая сила является в ней господствующей. Через СМИ всех видов идёт открытое внедрение в сознание, прежде всего, молодых людей самых отрицательных качеств человеческой природы: гордыни, алчности, властолюбия, развращённости, лживости и т.п. Совершенно очевидно, чтό сделает такое воспитание с человеком, будучи им усвоено. Он станет бездумным рабом своих страстей и страстишек, послушным орудием тех, кто насаждает «Содом и Гоморру» в души человеческие. Человек перестанет быть Человеком.
В качестве иллюстрации того, какими средствами достигается эта цель, можно привести фрагмент из приписываемой американскому политику А. Даллесу идеологической доктрины США: «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание людей культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её».
Очевидное воплощение этих идей в жизни современных обществ, в том числе и нашего, является самым убедительным доказательством реальности этой дьявольской доктрины, кто бы ни был её автором.
А вот не менее откровенное выступление известного миллиардера Дж. Рокфеллера в воскресной школе: «Рост деловой активности – это просто выживание сильнейших... Американскую розу можно вырастить во всём великолепии её красоты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих её, лишь беспощадно обрезая слабые ростки вокруг неё. Это всего лишь претворение в жизнь закона природы и Божьего закона»4. Вот, оказывается, какого бога, какую веру и какие моральные нормы насаждают в мире господа даллесы, рокфеллеры и им подобные. Неужели не ясно, каким будет человек, воспитанный на подобной идеологии, какие плоды принесёт такое древо?!
Но есть и другой принцип жизни, о котором читаем у древних мудрецов – апостолов Христовых: Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не мстите за себя. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 16–17.19.21). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1Ин. 3, 18).
Вот два пути, перед которыми оказывается каждый человек, вступающий в сознательную жизнь. Первый путь есть не что иное, как откровенное попрание достоинства человеческой личности, нравственных норм жизни, пропаганда дьявольской «свободы от совести», уродующей человека и превращающей его в инфернальное существо. Один из крупнейших психоаналитиков XX века К. Юнг предупреждал поэтому: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые тёмные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям»5.
Только в христианстве человек приобретает свободу от страстей, от людских мнений, от обстоятельств. И эта свобода несёт в себе самое ценное в жизни – любовь к человеку, к правде и истине. Этот путь свидетельствует человеку о красоте души, освободившейся от эгоизма, от всякой безнравственности и гордыни, от порабощения низменным инстинктам. Он призывает к чистой совести и любви к человеку и всему сотворённому. И не просто призывает, но и указывает средства для достижения этой цели. Они – в Евангелии и в учении тех, кто достиг этой цели, – тех, кого Церковь называет святыми.
И хотя любовь заложена в самой природе человека, её можно не только развить, но и погубить – в зависимости от того, по какому духовному пути пойдёт человек уже в своей юности.
Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов, †1867) горячо призывает: «Юноша! Повторяю тебе совет спасительный: доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков, как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода».
(исп м-лы СМИ; Яков Миркин;Написано на основе информации из интернет-СМИ.)
Яков Миркин
https://rg.ru/2024/11/13/formula-liubvi-natali-goncha...