28.02.2023г. военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова прибыли по повестке на церемонию награждения участников и победителей конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых. Пермский край».
В конференц-зале корпуса № 1 Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь, ул.Букирева, д. 15) прошла церемония награждения участников и победителей конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых. Пермский край».
На церемонию приехали победители и участники всероссийского конкурса "Дорогами первых. Пермский край" - это школьники и студенты Перми и Пермского края.
Наша работа была представлена в специальной номинации «За вклад в гражданско-патриотическое воспитание»:
«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО или "День Арктики" в СОШ №135» (МАОУ «СОШ № 135 с углублённым изучением предметов образовательной области «Технология» г.Пермь).
#вместемыможембольше
Кроме того мы выполнили «ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ»:
- «РЕПОРТАЖ с ОТКРЫТИЯ НАУЧНОГО и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОНКУРСА «ДОРОГАМИ ПЕРВЫХ В ПАРКЕ «РОССИЯ — МОЯ ИСТОРИЯ»;
- представили презентацию об открытии научного и исследовательского конкурса «Дорогами первых», который проходил в замечательном месте – парке «Россия – Моя история». Этот конкурс посвящен большому историческому событию – Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции, значимому как в масштабах страны, так и особенно в Пермском крае. Ведущим и организатором этой замечательной встречи был российский издатель и путешественник Маматов Ильдар Юнусович. Арсений Овчинников, юнармейский военкор, представил свой взгляд на выставку «Как Беринг в Осе зиму ожидал и куда путь держал», в которой каждому участнику довелось вспомнить — впечатления после осмотра данной экспозиции.
См. фотоальбом
Елена Паламарчук:
Вот и завершилась церемония награждения участников и победителей конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых. Пермский край».
На церемонии присутствовали школьники и кадеты, их наставники-руководители проектов из Перми, Осы, Кунгура, Чусового, Лысьвы.
Организатор конкурса и ведущий его торжественной части Ильдар Маматов приветствовал ребят в зале.
Галина Ивановна Клыкова, заведующая отделом истории Осинского краеведческого музея, высказала своё экспертное мнение о работах победителей, призёров конкурса и проанализировала допущенные ошибки. Участники церемонии ознакомились с оценками экспертов, услышали их рекомендации и пожелания.
Победители конкурса представили свои работы на суд зрителей.
Всем ребятам были вручены сертификаты за участие в конкурсе, победители награждены подарками и дипломами.
Наша команда желает вам новых интересных проектов!
Верим, что участие в конкурсе открыло для вас новые возможности и желание продолжить исследовательскую деятельность.
Это только проба пера, и впереди вас ещё ждёт огромное количество потрясающих открытий в изучении истории родного края, родной страны.
Быть может Беринг станет отправной точкой в вашей дальнейшей исследовательской деятельности. Возможно, что именно вы когда-нибудь откроете новые, неизвестные факты из истории Камчатских экспедиций.
Желаем вам новых конкурсов и новых побед!
Посмотреть церемонию можно, присоединившись по ссылке:
https://jazz.sber.ru/zrddwy?psw=OAdUCQZTFBtdF1MfWUcDC..
Напомним, что в памяти потомков две Камчатские экспедиции под руководством Витуса Беринга остались экспедициями, совершившими великие географические открытия. Они проложили морские пути к берегам Америки и Японии, обследовали и положили на карту все побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов. Но если посмотреть внимательнее, оказывается, что перед руководителем обеих Камчатских экспедиций В. Берингом ставились значительно более обширные задачи политического, экономического, социального, научного и культурного свойства.
Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова провели «Всероссийский урок Арктики» посвящённый Дню полярника в России и 100 летию Первой русской арктической экспедиции.
После окончания Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.
Проект капитан-командора В. Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.
Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский.
Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки.
См.:
СОШ №135: "Морским судам быть..."; Как царь Пётр начал создавать флот. http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-morskim-sudam-byt-kak-tsar-pjotr-nachal-sozdavat-flot
Три столетия назад в 1731 году Московское царство государем Петром Великим было преобразовано в Российскую империю.
И при императоре Петре Великом движение государства Российского на Восток, освоение Урала и Сибири было стратегической целью Российского государства. И неслучайно глубоко почитавший Петра Великого Михаил Васильевич Ломоносов произносит свои пророческие слова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».
В XVI-XVII веках русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Осваивалась территория современного Ямала. Казачьему атаману Семену Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.
В XVIII веке в России появился Военно-Морской Флот, вооруженный мощными кораблями, это значительно расширило возможности плавания по северным морям.
Мореплаватели Витус Беринг, братья Лаптевы и Семен Челюскин составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.
Ботаника – особая наука. Основа ее знания – гербарий. На Земле одних только цветковых растений около 250 тыс. видов, и название каждого из них обязательно связано с конкретным гербарным листом, «типом». Случись его потерять, и растение останется безымянным. Чтобы собрать гербарии, сотни ботаников отправляются в далекие и порой опасные путешествия.
Их влечет не нажива, не слава, а надежда найти такое растение, которое еще неизвестно науке, составить о нем первое описание и дать название. Сибирь, занимая около 10 млн км2, долгое время была «ботаническим эльдорадо». Только в середине XVIII в., спустя полтора столетия после ее завоевания Ермаком, ученые обнаружили, что рядом находится огромная неисследованная территория с неизвестными растениями. Ботаническое изучение Сибири совпало с двумя важнейшими событиями: открытием Петербургской Академии наук, учрежденной Петром Великим, и деятельным освоением Сибири. Первая и особенно Вторая Камчатские экспедиции стали одними из самых значимых событий XVIII в. Успех этих предприятий обеспечили первые российские академики, а растения, привезенные ими, вызвали восхищение у европейских ботаников и садоводов и обогатили мировой ассортимент культурных растений.
Те, кто совершал настоящий научный подвиг, открывая ботанические сокровища Сибири, не забыты, и одно из первых имен в этом списке – российский академик немецкого происхождения Иоганн Георг Гмелин, «отец ботаники», как называл его другой великий современник – реформатор биологии Карл Линней.
Активнейшее участие в становлении Православия на Камчатке принял великий мореплаватель Витус Й. Беринг. Вернувшись из Первой Камчатской экспедиции в 1730 г., Беринг докладывал императрице Анне Иоанновне, что на Камчатке есть всего одна церковь в Нижне-Камчатском остроге и один священник. В процессе подготовки следующей Второй экспедиции все яснее становилось, что не только в обязанности местной администрации, но и в обязанности Беринга вменяются заботы о строительстве церквей, о присылке священников для окормления русского населения и для крещения аборигенов. Беринг первым ставит вопрос перед Правительствующими Сенатом и Синодом о необходимости укрепления Русской Церкви на Северо-Востоке России, об увеличении духовенства, об открытии школ для «тамошних жителей».
Моряки Второй Камчатской научной экспедиции оставляют в гавани святых апостолов Петра и Павла корабельную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и корабельного дьячка, «экспедицкие» иеромонахи окрестили около тысячи камчадалов. Начало открытия школ на полуострове связано с именем легендарного ученого экспедиции Георга В. Стеллера, который в своих письмах в Сенат и Синод обосновал необходимость параллельно с просвещением душ просвещать умы «инородцев» светом грамотности.
Первый Нижнекамчатский храм во имя Николая Чудотворца был построен на р. Ключевке Иваном Енисейским в 1713 г. Освящена церковь была только в 1725 году иеромонахом Иосифом Лазаревым. Это был первый храм на недавно присоединенной к России Камчатке. В те времена Нижне-Камчатский острог был центром жизни полуострова. Отсюда в 1728 году ушла в плавание Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. Именно здесь в 1737-1740 гг. периодически жил и работал участник Второй Камчатской экспедиции С.П. Крашенинников – автор фундаментального труда «Описание земли Камчатки». С 1740 года здесь строились суда, на которых русские промышленники осваивали Алеутские острова и Аляску.
В 1725 году Синод дал разрешение на строительство двухпридельной церкви во имя Успения Божией Матери. Однако строительство церкви не состоялось. Находясь вдали от центра России, а значит и от какого-либо контроля, казаки и ясачные сборщики вели себя весьма нагло и безнравственно. Коренным жителям полуострова постоянно приходилось менять место жительства. Наконец их терпение кончилось и в 1731 году вспыхнуло восстание. Сами камчадалы церковь пожалели, но в результате подавления восстания храм во имя Николая Чудотворца сгорел.
Особое место в истории Камчатки занимает Нижнекамчатская церковь во имя Успения Божией Матери. 1737 году она была выстроена около слияния рек Камчатки и Радуги. Из-за нехватки церковной утвари, храм был освящен только июне 1741 года. Освятил ее 15 июня 1741 г. священник Ермолай Иванов. Это - единственный памятник деревянной архитектуры, дошедший до нас через столетия.
В августе 2020 г. к зданию Церкви Успения Божией Матери был прикреплён Памятный знак Хабаровского краевого отделения РГО с изображением маршрута Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга и текстом:
__________________________________
«По Указу Петра I из Охотска были отправлены Первая и Вторая Камчатские экспедиции для обследования Америки и северо-восточного побережья Азии. Суда экспедиций: «Св. Гавриил», «Св. Пётр» и «Св. Павел» базировались в Нижнекамчатске в 1728-1743 гг. Хабаровское краевое отделение Русского географического общества. 18 августа 2020 г.»
«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
Как мы видим, вся история Российского государства – Московского Царства, Российской империи, Советского Союза – связана с движением на
Восток, «встречь солнцу». Сегодня ось экономического развития смещается из Северной Атлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Благодаря подвигу русских людей, осваивающих Дальний Восток, Россия твердо закрепилась на берегах Тихого океана. Британия, а затем и США принимали упорные попытки вытеснить русских из этого региона. Так было в ХIХ веке во время Крымской войны и в ХХ веке во время гибели Российской империи и гражданской войны в нашей стране. Важнейшей задачей считают англосаксы ослабление позиций России в Тихоокеанском регионе и сегодня. Созданный недавно в Тихоокеанском регионе США, Великобританией и Австралией альянс под названием AUKUS направлен не только против Китая, но и России.
Армия России — основной источник идеологии служения Отечеству, центр формирования и воспитания новых национально ориентированных управленцев для государства (образование, медицина, наука и др.) и, в том числе, для возрождения России через Большие проекты.
Ну что же, и в этом мы видим преемство русской истории. Кто строил империю Петра Великого? «Птенцы гнезда Петрова», преображенцы и семеновцы шли в огонь сражений со шведами и турками, становились государственными мужами, управляя страной. В Российской империи землями и краями управляли генерал-губернаторы. Будущее России зависит от того, удастся ли преодолеть последствия культа «золотого тельца» и возродить в стране идеологию служения Отечеству, идеалы чести, доблести и долга.
Арктика представляет собой уникальный историко-географический регион, который вызывает огромный экономический и научный интерес у многих ученых, бизнесменов, политических элит.
В ранние времена он привлекал промышленников, купцов и даже настоящих авантюристов, готовых отправиться в неизведанное плавание ради богатств Арктики.
Начало сухопутного пути. Пребывание II Камчатской экспедиции под началом Витуса Беринга в Осе
Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) - (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.). Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле. После школы поступил в Морской кадетский корпус.
См.:
«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО или "День Арктики" в СОШ №135
http://school135.ru/news/vstrech-solntsu-strategiya-gosudarstva-rossijskogo-ili-den-arktiki-v-sosh-135
После сложных приготовлений и сборов «команда» Беринга в начале марта 1733 года, разделившись на несколько отрядов, по санному пути выехала из Петербурга и двинулась в далекие края. Маршрут экспедиции был определен заранее обширной инструкцией Адмиралтейств-коллегии – высшего органа управления морским ведомством.
Оса явилась для экспедиции важным пунктом в подготовке к дальнейшей дороге, а для осинцев её прибытие стало значимой датой в истории города.
Из документов выясняется, что «команда» Беринга прибыла по Каме в Осу на шести судах 19 сентября 1733 г. и пробыла здесь до конца октября – начала ноября .
Путь следования Основного отряда Камчатской экспедиции.
В конце января 1733 г. Витус Беринг подает предложение в Адмиралтейств-коллегию о трёх вариантах следования экспедиции от Санкт-Петербурга до Тобольска:
1 вариант – следовать сухим путём через «Вологду, Тотму, Устюг, Соль Вычугоцкую, Кайгород, Соль Камскую, Верхотурья до Таболска»;
2 вариант – через «Ерославль, Вятку, Кайгород, Соль Камскую, Верхотурья до Тоболска»;
3 вариант – от «Питербурха до Твери сухим путем, а от Твери водою до Казани, а от Казани Камаю рекою до Соли Камской, а от Соли Камской сухим путем до Тоболска».
Адмиралтейств-коллегия в ответ на предложения Беринга уже 2 февраля издаёт указ о следовании экспедиции по третьему варианту, как менее затратному.
И в марте 1733 года Основной отряд экспедиции под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова выдвинулся из Санкт-Петербурга.
Добравшись до Твери отряд, ждал вскрытия реки, и построили 7 речных судов. Затем отправились дальше по Волге с остановкой в Казани.
Находясь здесь, Витус Беринг, видимо, получает дополнительную информацию о более оптимальном пути следования экспедиции. Так, 8 мая 1733 года из Твери Беринг пишет Сенату «покорное доношение» о том, что «бутто путь в Камчатскую экспедицию лутче чрез Екатеринбургские медные заводы, нежели что чрез Соль Камскую» и просит, если эта информация подтвердится, разрешить следовать новой дорогой.
18 мая Сенат отправляет Берингу указ, «чтобы он в тое экспедицию ехал, как разсудит и где свободнее». Этот указ развял руки Берингу при выборе дальнейшего маршрута. Поэтому он принимает решение двигаться не до Соли-Камской, а через Осу, Кунгур в Екатеринбург.
В Твери отряд погрузился на речные суда, которые следовали по Волге с остановкой в Казани.
В дневнике штурмана Свена Вакселя осталась запись о пути от Твери до Осы: «Немедленно после вскрытия реки, в 1733 году, мы двинулись из Твери вниз по Волге до Казани, где подготовились к путешествию вверх по Каме. На это ушло всё лето, и лишь осенью мы прибыли в местечко Осу».
По пути отряд проплывал мимо сёл Николо-Березовка, Каракулино, Ершовка, Вознесенское (ныне город Сарапул).
19 сентября 1733 года прибыли в село Оса. О дате прибытия экспедиции в Осу точно известно из письма В. Беринга В.Г. де Геннину, руководившему в то время Сибирским обербергамтом и так называемыми Екатеринбургскими железоделательными заводами. В письме от 21 сентября 1733 года Беринг сообщает, что «сего сентября 19 дня прибыли мы с командою рекою Камою до села Осы».
Это была одна из самых продолжительных остановок на его пути до Якутска. Это связано было с необходимостью дождаться установления санного пути.
ОТКРЫТИЕ СИБИРИ
Вторая Камчатская экспедиция 1733–1743 гг. под общим командованием капитан-командора В. Беринга до сих пор остается одним из самых грандиозных научно-исследовательских предприятий в истории, недаром другое ее название – Великая Северная экспедиция.
В состав экспедиционных отрядов входило более 500 ученых, офицеров, матросов, солдат, геодезистов и других участников, а вспомогательный персонал, задействованный по ходу работ, насчитывал несколько тысяч человек. Для выяснения возможностей Северного морского пути, изучения Северного Ледовитого океана и арктического побережья Азии было организовано четыре северных отряда. Используя крошечные суда, включая обычные весельные лодки, оленьи и собачьи упряжки, а также собственные ноги, участники северных отрядов описали и картографировали более 13 тыс. км берега Северного Ледовитого океана, участки нижнего и частично среднего течения всех крупных рек: от Печеры до Колымы, собрали данные о ледовой обстановке и приливах, а также о климате и населении Севера и Северо-Востока.
Первый тихоокеанский отряд совершил плавание к берегам Северной Америки лишь спустя восемь лет после отъезда из Петербурга: это время ушло на подготовку экспедиции и строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел». Почти одновременно оба судна, потерявшие друг друга в тумане, достигли берегов Америки и открыли ряд островов. В задачу второго тихоокеанского отряда входило картографирование Курильских островов и установление связей с Японией.
Изучение природы и естественных богатств внутренних районов Сибири, ее экономики, истории и этнографии коренных народов было целью академического отряда, в который первоначально вошли профессора Академии наук: историк Г. Ф. Миллер, натуралист И. Г. Гмелин и астроном Л. Делиль де ла Кройер; студенты: С. П. Крашенинников, А. Горланов, В. Третьяков, Л. Иванов и Ф. Попов, а также переводчик, художники и геодезисты. Уже в ходе экспедиции отряд пополнился, в том числе адъюнктами Академии Г. В. Стеллером и И. Э. Фишером. Фактическое руководство отрядом осуществляли близкие друзья Миллер и Гмелин при несомненном лидерстве более старшего, опытного и властного Миллера.
Академический отряд отправился из Петербурга 8 августа 1733 г., а вернулся 15 февраля 1743 г.; некоторые из его участников остались в Сибири еще на три-четыре года. Маршруты охватили огромную территорию от Южного и Среднего Урала до Якутии и Забайкалья, от южных границ Сибири до низовьев Иртыша, Оби, Енисея и среднего течения Лены. Весь отряд не смог достичь Камчатки, поэтому туда был направлен Крашенинников, к которому позже присоединился Стеллер.
Научное наследие участников академического отряда настолько масштабно, что по достоинству оценить его невозможно даже сейчас, когда об этом уже написано множество книг и статей. Колоссальный объем ценнейшей информации содержится в дневниках и путевых описаниях, многие из которых проиллюстрированы художниками отряда. В ходе экспедиции фиксировались магнитные, барометрические и температурные показатели, а в ряде городов были созданы первые метеорологические станции. Участники экспедиции весьма точно определили координаты огромного числа географических объектов, которые послужили опорными пунктами при составлении десятков региональных карт Сибири, карт географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а позднее и «генеральных». Важнейшей стороной деятельности участников экспедиции явилась и выработка проектов, направленных на развитие Сибири (проекты Миллера и Гмелина по организации медицинского обслуживания, использованию лекарственных ресурсов Сибири и др.).
Вторая Камчатская экспедиция, потребовавшая мобилизации огромных финансовых, материальных и людских ресурсов, явилась важным этапом в освоении огромного зауральского региона. И благодаря подвижнической деятельности участников ее академического отряда научное открытие Сибири стало свершившимся фактом.
ИТОГИ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ #ДОРОГАМИПЕРВЫХ
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1 место, Победитель
• «Личные письма Анны и Витуса Беринг» (г. Оса, МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»)
2 место, Призеры
• «Маршрут и транспорт Академического отряда Великой Северной экспедиции до достижения Сибирских земель» (г. Нижний Новгород, Нижегородское ордена «Знак Почёта» речное училище им. И.П.Кулибина)
• «Тюмень на карте Великой Северной экспедиции» (г. Тюмень, МАОУ СОШ №25)
• «Этнический состав Кунгурской губернии в XVIII веке: численность, образ жизни, традиции» (г. Кунгур, МАОУ СОШ № 21)
3 место, Призеры
• «Пешеходное путешествие “Бырминский волок: по следам экспедиции Беринга”» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
• «Флаги и штандарты России первой половины XVIII века» (г. Чусовой, МАОУ «Гимназия»)
Специальная номинация
За интеллектуальный вклад в развитие концепции Конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых»
• «Родословная Витуса Беринга, семейное древо» (г. Оса, МБОУ «СОШ № 3 г. Осы»)
• «Естественные ресурсы профилактики и лечения цинги по маршруту Второй Камчатской экспедиции В. Беринга» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
• «Кухня Беринга» (г. Оса, МБОУ «СОШ № 3 г. Осы»)
За лучшую идею для туристического маршрута
• «Детские игры, игрушки в XVIII веке (Кунгур)» (г. Кунгур, МАОУ СОШ № 21)
За лучшую краеведческую работу о малой Родине
• «Медведь в жизни пермяков» (г. Пермь, МАОУ Пермская кадетская школа №1)
• «Арт-объекты города Перми» (г. Пермь, МАОУ Пермская кадетская школа №1)
• «Хохловка - архитектурно-этнографический музей Пермский край» (г. Пермь, МАОУ Пермская кадетская школа №1)
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1 место, Победитель
• «Туристский маршрут «По стопам натуралистов Великой Северной экспедиции»» (г. Кунгур, МАОУ СОШ № 21)
2 место, Призеры
• «Эколого-демографическая история песца на острове Беринга» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
3 место, Призеры
• «Эколого-демографическая история калана на острове Беринга» (г. Москва, ГБОУ Школа № 1811, ГБОУ Школа № 1391)
• «Эколого-демографическая история коровы Стеллера» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
Специальная номинация за интеллектуальный вклад в развитие концепции Конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых»
• «Дорогами Таймыра - дорогами немеркнущей славы» (г. Дудинка, ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»)
• «Ископаемая фауна обнажения «Стена»» (г.Губаха, МБОУ «СОШ №14» НОЦ)
• «В поисках лютика И.Гмелина» (г. Кунгур, МАОУ СОШ № 21)
ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1 место, Победители
• «Камчатские экспедиции Витуса Беринга. Путь лошади» (г. Санкт-Петербург, Киновидеотехнический колледж)
2 место, Призеры
• «Роль Алексея Чирикова во Второй Камчатской экспедиции (видео)» (г. Оса, МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»)
3 место, Призеры
• Аудиогид «От берега до берега корабль Витуса Беринга» (г. Усть-Илимск , МАОУ «СОШ №5»)
• Видеорепортаж «Дорогу осилит идущий» (г. Дудинка, ТМК ОУ «ДСШ №3»)
Специальная номинация
За творческий вклад в развитие концепции Конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых»
• «Историческая реконструкция: «Хлебное ушко» в жизни экспедиции Витуса Беринга (видеофильм)» (г. Пермь, МАОУ «СОШ №9 им. А.С.Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла»), самый младший участник (5 класс)
• «Бот-экскурсовод по Междуреченску» (г. Междуречинск, МБОУ «Лицей № 20»), самый младший участник (3 класс)
• «Детские игры, игрушки в XVIII веке (видеоролик)» (г. Чусовой, МАОУ «Гимназия»)
• «Завьяловская больница. Лекарь, доктор, врач!» – аудиогид (с. Завьялово, Удмуртия, МБОУ "Завьяловская СОШ с УИОП")
• «Пластилиновый мультфильм «Страницы истории села Италмас»» (с. Италмас, Удмуртия, МБОУ "Италмасовская СОШ")
• «Аудиогид по достопримечательностям деревни Пальники Завьяловского района Удмуртской Республики» (д. Пальники, Завьяловский р-он, Удмуртия, МБОУ «Пальниковская ООШ»)
«Лысьвенские кружевницы (аудиогид)» (г. Лысьва, МБОУ «СОШ №6»/ коллектив НОУ «География и краеведение» МБУ ДО «ДД(Ю)Т»)
• «Гора. Завод. Мастер: сохранить и преумножить (разработка и описание историко-экскурсионного маршрута по объектам, связанным с сохранением тагильской лаковой росписи по металлу)» (г. Нижний Тагил, МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов)
Специальная номинация (вне тематического конкурса)
За творческий вклад в гражданско-патриотическое воспитание
• «Завтра была война (ЗD-макет центральной части г. Воронежа до ВОВ)» (г. Воронеж, МБОУ гимназия им. И.А.Бунина)
• AR-викторина «Сталинградская битва» (г. Липецк, Инженерно-технологическая школа №27)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1 место, Победители
• «Платформа кастомизации вещей «IDICLO»» (г. Липецк, МАОУ СШ № 55, г. Липецк, МБОУ СШ №72, г. Липецк, МАОУ СОШ № 29, г. Липецк, МБОУ "Гимназия №1", г. Екатеринбург, МБОУ Гимназия 5, ГАУДПО ЛО ИРО Детский технопарк «Кванториум», г.Липецк)
2 место, Призеры
• «Творческий бизнес-проект Фото-зона «САНИ-РОЗВАЛЬНИ»» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
Специальная номинация за творческий вклад
• «Буквы в Зазеркалье» (г. Воронеж , МБОУ СОШ № 102)
НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ НАСТАВНИКОВ, образовательные практики
1 место, Победители
• «Учебные научно-туристские экспедиции по маршрутам первооткрывателей как практический формат профориентации обучающихся кадетских классов в партнерстве с представителями образования, науки и туризма» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
2 место, Призеры
• «Проектный офис как модель организации предпрофессионального образования, формирующая психолого-педагогические процессы освоения проектных методов обучения в партнерстве с представителями образования, науки и бизнеса» (г. Москва, ГБОУ Школа № 709)
3 место, Призеры
• «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕДИЦИИ «ДОРОГАМИ ПЕРВЫХ. П.С. ПАЛЛАС»» (ФГБОУ ВО Курганский государственный университет)
• «Методические рекомендации к организации экспедиции «Дорогами первых. Г.Ф. Миллер»» (ФГБОУ ВО Курганский государственный университет)
Специальная номинация за вклад в гражданско-патриотическое воспитание
««ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО или "День Арктики" в СОШ №135» (МАОУ «СОШ № 135 с углублённым изучением предметов образовательной области «Технология» г.Пермь)
Благодарим участников, наставников и волонтеров Конкурса за участие! #вместемыможембольше
В конкурсе приняли участие 159 человек из разных регионов РФ. В качестве волонтеров в продвижении инициатив Конкурса приняли участие 167 волонтеров.
Победители и призеры определены по итогам заочного этапа.
28 февраля 2023 Победители и Призеры исторического, эколого-географического и предпринимательского направлений приглашаются к очной презентации работ в целях демонстрации образцов деятельности для широкого круга участников Конкурса.
Итоговая конференция пройдет в онлайн и оффлайн форматах на двух площадках:
г. Москва, ул. Фортунатовская, 14, Коворкинг НКО, презентационный зал № 2 (12.00-15.00 по мск)
г. Пермь, ул. Букирева, 15, конференц-зал корпуса № 1 Пермского государственного национального исследовательского университета
Участникам в онлайн формате будут направлены ссылки на подключение к конференции.
Исследовательские и проектные работы участников заключительного этапа будут опубликованы в сборнике Конкурса исследовательских и творческих работ «Дорогами первых».
Лучшие творческие работы планируем разместить на публичных страницах и каналах организаторов Конкурса.
Всем участникам заключительного этапа, победителям, призерам и номинантам оформляем сертификаты участников Конкурса. Победителям и Призерам – вручаем Дипломы Конкурса! Наставникам исследовательских, творческих и проектных работ– вручаем Благодарность! Экспертам – сертификат Эксперта и Благодарность!
ПРИЗ конкурса - КУКЛА
И. В. Люрсениус, мастер «рисования трав и натуральных вещей»
- военкорам юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова
«отец ботаники» Иоганн Георг Гмелин
https://scfh.ru/papers/v-perepletenii-vremen-i-sudeb-otets-botaniki-gmelin/
Иога́нн Гео́рг Гме́лин старший (нем. Johann Georg Gmelin; 1709—1755) — немецкий естествоиспытатель на русской службе, врач, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Урала, адъюнкт химии и натуральной истории Петербургской Академии наук (30 августа 1727 года), профессор c 22 января 1731 года по 1 января 1748 года, действительный член Петербургской Академии наук. Натуралист Академического отряда Великой Северной экспедиции.
По результатам исследований в Сибири им, в 1747—1769 годах, были изданы 4 тома книги «Флора Сибири», где даны описания 1178 видов произрастающих в Сибири растений. В 1751—1752 годах вышло «Путешествие по Сибири» в четырёх томах на немецком языке.
Иоганн Георг Гмелин — сын аптекаря Иоганна Гмелина (нем. Johann Georg Gmelin), родился на юго-западе Германии. Получив домашнее образование, в 13 лет становится студентом Тюбингенского университета. В 1725 году 16-летний Иоганн окончил медицинский факультет со степенью доктора медицины.
По совету отца, профессора университета, и друга семьи, учёного Г. Бюльфингера, Иоганн Гмелин летом 1727 года переехал в Россию. С рекомендательным письмом и коллекцией природных окаменелостей, которые были переданы в Петербургскую Академию наук, он прибыл в Петербург, где начал заниматься естественной историей.
В августе 1727 года он стажируется при Петербургской Академии наук. Пока решался вопрос о его утверждении профессором, он получал на расходы по 10 рублей в месяц.
Этот год был знаменателен для Петербургской академии. За два месяца до Гмелина в Санкт-Петербург по рекомендации Даниила Бернулли, которому самому было 25 лет, прибывает девятнадцатилетний Леонард Эйлер. В том же году в Академию прибыл недоучившийся студент Герард Фридрих Миллер, которому исполнилось 22 года. Впоследствии он станет старшим товарищем Гмелину в многотрудном путешествии по Сибири. Ещё до приезда Гмелина по предложению Президента Академии Лаврентия Блюментроста на профессорские должности рекомендовали Эйлера, Гмелина, Крафта, Миллера. Случай беспрецедентный для науки всех времён. Старшему — Крафту — было 26 лет.
Первые три года жизни в России Гмелин посвятил работе в Кунсткамере и кабинете натуральной истории. Он составил каталог минералов, приступил к составлению каталога древних окаменелостей вместе с академиком Иоганном Амманом (но эту работу он не окончил, а заканчивал её в 1741 году М. В. Ломоносов).
30 августа 1727 года Гмелин был утверждён в должности адъюнкта по химии и естественной истории.
По предложению президента Академии, 27 июля 1727 г. Эйлера и Крафта рекомендовали на профессорские должности. Случай беспрецедентный для науки всех времен, ведь самому старшему из них – физику Георгу Вольфгангу Крафту – было всего 26 лет.
Гмелин приехал за свой счет, намереваясь служить вольноопределяющимся до тех пор, пока не откроется подходящая профессорская вакансия. 31 августа того же года Гмелин был утвержден в должности адъюнкта и последующие три года посвятил работе в Кунсткамере и «кабинете редкостей и истории натуральной». К этому времени в них был накоплен огромный фактический материал, который еще по указу Петра I поступал туда со всего света. Гмелин занимался составлением каталогов минералов и древних окаменелостей – работа была кропотливой и долгой.
Пока решался вопрос об его утверждении профессором, он получал на расходы по 10 рублей в месяц, не считая квартиру, дрова и свечи. В правление Екатерины I это были не такие и малые деньги (за 1 рубль можно было купить бычка, зато одна пара шелковых чулок стоила 4 рубля), при этом штатным профессорам платили от 50 рублей.
Нужно сказать, что Гмелин прибыл в Россию не в лучшие времена. 28 января 1725 г. умер Петр I. Еще некоторое время после этого благодаря силе инерции и памяти соратников императора, а также воле его вдовы, Екатерины I, совершались действия, направленные на собирательство и строительство государства Российского. Но 6 мая 1727 г. не стало и Екатерины. Наступила черная полоса правления Анны Иоанновны.
Петербургская Академия – детище Петра – стала ненужной обществу, но продолжала жить, поскольку академики не вмешивались в политику, а их постоянные споры между собой, переходящие нередко в потасовки, веселили вельмож. Да и сумма в 24 912 рублей «из таможенных и лицентных доходов, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга», выделенная на ее содержание, была не очень обременительна для бюджета. Ну и, кроме всего прочего, в Академию приглашались не чопорные англичане и суетливые итальянцы, а немцы – все же свои, с точки зрения фаворита императрицы и курляндского дворянина Э. И. Бирона.
Не имея прямого указа, запрещавшего ее деятельность, Академия существовала волею Петра. И во исполнение этой воли капитан Витус Беринг вместе с лейтенантами Алексеем Чириковым и Мартыном Шпанбергом в феврале 1725 г. отправился в первую Камчатскую экспедицию.
В краткой инструкции, написанной самим императором, Берингу было сказано: «1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами. 2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки. 3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать у него, как оной кюйст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды» (цит. по: Труды Архива…, 1940).
Беринг путешествовал вплоть до 1730 г., но благодаря его письмам сведения об огромной территории Сибири и Камчатки доходили до Академии, где активно обсуждались. Одно это уже воодушевляло и заставляло переносить тяжести жизни в России. Так, 9 января 1729 г. академик И. Н. Делиль писал президенту Академии Л. Л. Блюментросту о необходимости дальнейшего изучения восточных районов России и о значении первого путешествия Беринга.
Наконец, в январе 1731 г. – через три с половиной года после приезда в Россию – Гмелин избирается членом Петербургской Академии в звании профессора химии и натуральной истории.
К этому времени Карл Линней под началом профессора Улофа Рудбека-младшего прочитал свою первую лекцию в Упсальском университете. На его лекциях, по свидетельству самого Линнея, в то время скромного демонстратора ботанического сада при университете, собиралось до 400 студентов, тогда как на лекциях штатных профессоров – обычно не более 80.
По совету все того же Рудбека Линней обратился к Упсальскому научному обществу с проектом путешествия в Лапландию. Он должен был одолеть 1500 миль, затратив только 400 талеров. В мае 1732 г. он отправился из Лунда в беспрецедентное одиночное путешествие.
Тем же летом в России Академия получает Указ «Ея императорского величества самодержицы», где ей предписывалось послать с капитан-командором Берингом профессора и двух студентов для научных изысканий. В Академии рассмотрели Указ и быстро подготовили ответ, в пункте 6 которого было записано: «…профессоры к сему потребны суть: Иван Георгий Гмелин, химии и истории натуральная профессор, и Делиль де ла Кройер Людовик, астрономии профессор. Сих весьма способных быти и сему делу признаваем и не сумнимся, что исполнять по учиненному по их совету, ежели прочие кондиции, особливо до их персон надлежащие, такие с ними поставлены будут, которые бы бедства, труды и трудности, толикого пути наградили» (цит. по: Труды Архива…, 1940).
Начался тяжелый период подготовки к экспедиции. И здесь происходит несколько непонятных вещей. Вместо Гмелина в дальнейшей переписке Академии и Сената участвует Герард Фридрих Миллер. Сам Миллер писал об этом так: «Капитан-командор Беринг, с которым я был хорошо знаком, возбудил во мне охоту к путешествию еще тогда, когда к тому не представлялось для меня никакой вероятности. Обер-секретарь Кирилов, которому Беринг передал о том, желал, чтобы я предложил себя в Академии вместо Гмелина.
Гмелин на это время тактично заболел. Очевидно, и его затрагивали «неурядицы», вызванные подлой политикой тогдашнего секретаря Академии И. Д. Шумахера. А возможно, друзьям хотелось совершить путешествие вместе, поскольку в дальнейшем никаких трений между ними не возникало. Довольно лукавое воспоминание об этих временах можно найти в дневнике Миллера, который писал, что Гмелин вылечился, потребляя в большом количестве старое доброе рейнское вино.
Согласно указу Сената, за участниками экспедиции сохранялось место и жалование, дополнительно выдавались «командировочные» средства. Последние частью получали из Канцелярии, частично – из Сибирской губернии. Для каждого академика в качестве сопровождающихся полагались портной, столяр, рисовальщик и чучельщик. Так и получилось, что вместо одного профессора, как требовал своенравный Беринг, образовалась Великая северная экспедиция – едва ли не главная научная экспедиция XVIII в.
«Почти все, что мы видели, новое было»
8 августа 1733 г. научный отряд в составе академиков Гмелина, Миллера, де ля Кройера, а также шести студентов, включая будущего первого русского академика, ботаника и географа С. Крашенинникова, двух художников, двух охотников, двух минералогов и двенадцати солдат выехал из Петербурга в неизвестную Сибирь. 3 марта они не спеша прибыли в Тобольск. Именно здесь были собраны прежде неизвестные науке растения и животные.
В мае будущего года академики направились вверх по Иртышу, 27 июня они достигли Омска, а затем продвинулись еще вверх по реке, повторяя путь Ермака.
Для молодых людей (Гмелину было в то время 24 года, Миллеру – на 5 лет больше) дорога была в радость. Миллер так писал об этом путешествии: «Путешествие по р. Иртышу и после оного перед прочего в Сибири ездою самое приятнейшее было. В то время еще в первом жару, ибо неспокойствия, недостачи и опастности утрудить нас еще не могли. Мы заехали в такие страны, которые с натуры своими преимуществами многие другие весьма превосходят, и для нас почти все, что мы видели, новое было. Мы подлино зашли в наполненный цветами ветроград, где по большей части растут незнаемые травы; в зверинец, где мы самых редких азиатских зверей в великом множестве перед собою видели; в кабинет древних языческих кладбищ и там хранящихся разных достопамятных монументов. Словом мы находились в такой стране, где прежде нас никто не бывал, который бы об этих местах известие сообщить мог. А сей повод к произведению новых испытаний и изобретений в науке служил нам неинако как с крайней приятностью».
Первый год не принес путешественникам разочарования. Ботанические впечатления Гмелина от юга Сибири были так велики и разнообразны, что целое столетие ботаники совершали паломничество по маршруту Омск – Барнаул – Усть-Каменогорск – Колывань.
Гмелин был восхищен Западной Сибирью, ее потенциальной хозяйственной мощью. Позже в «Флоре Сибири» он напишет: «Места, меж Обью и Иртышом лежащие и от Железинской крепости на восток и север простирающиеся, состоят из пространных степей, которыя от живущих на оных барабинских татар Барабинскими называются. Сии степи по большей части ровныя, от частых и больше рыбных озер болотны, однакож во многих местах жирною землею покрыты, на которых хлеб свободно родиться мог, ежелиб живущим там татарам оной нужен был» (цит. по: Соколов, Парнес, 1993).
Интересно, что почти сто лет спустя, в 1829 г. этот путь проделает знаменитый немецкий натуралист и путешественник Александр фон Гумбольдт, но у него от Барабинских степей останутся совсем иные впечатления.
Зима 1734–1735 гг. случилась суровой, что значительно усложнило путешествие. 5 января в Енисейске Гмелин зафиксировал самую низкую известную в то время науке температуру – 120 градусов ниже нуля по Фаренгейту, т. е. почти 49 °С. Очевидно, именно с его легкой руки Сибирь на три столетия стала «страной холода» для всей Европы. Для современного климата эта температура тоже является запредельной, но следует учитывать, что путешествие Гмелина совпало с периодом, который климатологи называют «малый ледниковый период» (Замолодчиков, 2013).
Путешествие Гмелина продолжалось десять долгих лет. Его маршрут можно представить по зимовкам: 1735 г. – Томск, Селенгинск; 1736 г. – Иркутск, Верхоленск; 1737 г. – Якутск; 1738 г. – Киренск, Иркутск; 1739 г. – Енисейск; 1740 г. – Красноярск; 1741 г. – Томск; 1742 г. – Тобольск, Туринск. Это беспримерное путешествие без натяжки можно назвать научным подвигом. Несмотря на то что часть материала погибла при пожаре в Якутске, а Гмелин так и не добрался до океана, собранные им материалы были, очевидно, самыми объемными по количеству и качеству.
Равнины Западной Сибири с их безбрежными ковыльными степями сменились сначала небольшими увалами, а потом и горами. Достигнув станицы Усть-Каменогорской, посетили Колыванские заводы. А потом прямиком через невысокие горы отправились в Кузнецк, куда прибыли 17 сентября.
В 1733 году началась Вторая Камчатская экспедиция (1733—43) под началом В. Беринга. Число участников доходило до 2 000 человек: морские офицеры, учёные, художники, переводчики, административные и технические работники. Из натуралистов в экспедиции участвовали — И. Г. Гмелин, Г. В. Стеллер, С. П. Крашенинников.
25-летний И. Г. Гмелин избрал маршрут через Тверь, Ярославль, Казань, Тобольск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Томск, Енисейск и Иркутск на Якутск, откуда вернулся в Петербург через Иркутск, Томск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Верхотурье, Соликамск, Великий Устюг, Вологду и Шлиссельбург.
Он обследовал северо-западную часть Алтая, Салаирский кряж, от Кузнецка спустился по реке Томи до Томска, прошёл по долине Чулыма до Енисея, по реке поднялся до Красноярска, оттуда прибыл в Иркутск. Изучал Забайкалье от Селенги до Шилки и Аргуни. Затем проехал по Ангаре до Братского острога, прошёл через Илимск в Усть-Кут на Лене и, свернув на юг, добрался до устья Илги, далее на речном судне прибыл в Якутск. Здесь пожар уничтожил большую часть собранных им материалов. Для восстановления утраченного и дополнительных исследований прошёл по Витиму до Мамы. Впервые исследовал Северо-Байкальское нагорье. Двигаясь по Лене, описал её берега до Олёкмы, рассказал о прибрежных утёсах — «щёках». В 1736—37 годах открыл ряд месторождений полезных ископаемых в Якутском крае. В следующем году спустился на лодках по Ангаре и Енисею до Туруханска, описал северные отроги Енисейского кряжа. Несколько лет путешествовал по югу Западной Сибири и восточному склону Урала, описал месторождение горы Магнитной. В 1741—42 годах изучал Барабинскую степь и восточные склоны Урала.
Весной 1737 года Гмелин и Миллер подали прошение об отставке, но не получили никакого ответа.
Гмелин писал: "Мне уже было много радости от новых растений, которые случалось встречать ежедневно, и я, прежде отправки моего прошения, часто помышлял о том, чтобы взять его обратно, потому что при виде нового растения у меня тотчас являлось опасение, что эта радость может быть легко сокращена скорым разрешением моего ходатайства…"
Учёный-энциклопедист и великолепный художник, он за 10 лет проехал по Сибири около 34 000 км, положив начало её научному исследованию.
Вернувшись в Петербург, начал заниматься обработкой привезённых коллекций и дневников.
Ботанические коллекции послужили основой его многотомного труда «Флора Сибири», изданного в течение 1747—1769 годов, содержавшего описание почти 1178 видов сибирских растений, причём 500 новых видов флоры, до путешествия Гмелина почти совершенно неизвестных в Европе, 300 их изображений. Первые два тома редактировал сам Гмелин, третий и четвёртый тома вышли под редакцией С. Г. Гмелина—младшего, племянника автора, пятый том (споровые растения) остался в рукописи.
Одним из первых Гмелин обосновал разделение Сибири на две естественно-исторические провинции: Западную и Восточную Сибирь, широко использовав для этого ботанические и зоологические коллекции экспедиции.
После того как Академии наук был представлен оконченный первый том, Гмелин подписал новый контракт на четыре года. В соответствии с этим контрактом он был вновь принят в члены Академии наук в должности профессора ботаники и естественной истории с жалованьем в 1 000 рублей в год. Гмелин попросил на академическом заседании разрешения уехать в Германию сроком на один год, с условием, что за это время он будет получать жалованье и выполнять работу. Такое разрешение им было получено 1 июня 1747 года.
5 августа 1747 года Гмелин уехал в Тюбинген, где с 1749 года до своей смерти в 1755 году был профессором ботаники и химии местного университета. В 1748 и 1749 годах поручители Гмелина — М. В. Ломоносов и Г. Ф. Миллер — уплатили 715 рублей за не вернувшегося Гмелина. Позднее Гмелин вернул поручителям эти деньги.
С 1751 по 1755 годы в Гёттингене он опубликовал свои экспедиционные дневники под названием «Путешествие по Сибири с 1733 по 1743 годы» в 4 томах. У российского правительства книга вызвала раздражение. В ней Гмелин опубликовал свои записи о закрытой Камчатской экспедиции и неодобрительно отзывался о деятельности российских властей в Сибири. Академия Наук приняла решение выступить с опровержением И. Г. Гмелина. Писать опровержение было поручено Г. Ф. Миллеру и М. В. Ломоносову, но они отказались. По цензурным соображениям книга не переводилась на русский язык.
После смерти рукописи и гербарий учёного были доставлены в Петербург и проданы Петербургской Академии наук.
Так как первые два тома «Флоры Сибири» вышли до систематической реформы в ботанике Карла Линнея, а в остальных Гмелин-младший не привёл ботанические материалы Гмелина в соответствии с систематикой Линнея, большинство описанных Гмелином новых для Сибири видов растений не сохранили авторства И. Г. Гмелина.
Без труда художников результаты деятельности академического отряда Второй Камчатской экспедиции не могли быть столь успешны. В каждой посылке в Санкт-Петербург вместе с высушенными травами, семенами и корнями растений, чучелами птиц и животных отправлялись рисунки. К примеру, в 1734 г. выслано 10 рисунков новых трав, 216 высушенных трав; в 1738 г. – 100 рисунков новых трав на 81 листе; в 1740 г. с Иркутска, Ангары, Тунгуски и Енисея – «85 рисунков разных, прежде не описанных трав на 72 листах». Среди этих живописцев был И. Х. Беркхан, автор многих сотен акварельных листов, включая виды городов, а также И. В. Люрсениус, который впоследствии работал мастером «рисования трав и натуральных вещей» в Кунсткамере.
Гмелин вернулся в Москву в 1743 г. уже великим «отцом ботаники», как позднее назовет его Линней. Сам Линней еще в 1733 г. сформировал программу всей своей жизни, в ней он наметил написание книг, определивших развитие ботаники на последующие столетия. Среди них – Biblioteca Botanica, в которой должны были быть проанализированы все книги по этой тематике; Philosophia Botanica, посвященная принципам новой ботаники; Harmonymia Botanica – учение о стройности ботанических названий; Species Plantarum – описание всех известных растений с использованием бинарной номенклатуры. Всего в перечне 26‑летнего Линнея было 13 тем, которые он успешно разрабатывал всю жизнь (Бобров, 1970).
К 1741 г. Карл Линней – уже признанный, состоявшийся гений, высоко ценимый врач и ботаник, первый президент Шведской академии наук – возвращается из Стокгольма в Упсалу. После смерти своего учителя Рудбекка его выбрали профессором кафедры ботаники Упсальского университета. Он уже написал свой самый известный труд «Система природы» (1735).
За предыдущие 10 лет Линней объехал всю Европу, рекламируя свои идеи. Его мысли о новых принципах систематики были обогащены блистательным Г. Бургаве, нидерландским врачом, ботаником и химиком, который первым оценил гениальность молодого шведа. В Голландии Линней познакомился с огромными коллекциями живых растений, составленными бургомистром Амстердама Г. Клиффордом, а во Франции – с гербарием, собранным ботаником Ж. П. де Турнефором в Малой Азии, и великолепными растительными коллекциями Б. де Жюссьё в садах Малого Трианона в Версале. В Англии ученый полемизировал с британскими ботаниками Г. Слоаном и О. Диллениусом, которые высказали первую суровую критику его «Системы природы».
Что до Гмелина, то после длительного путешествия он вернулся в Москву, но его место профессора химии в Академии оказалось занято. Его преемником стал Михаил Ломоносов. Новый академик не отличался изысканностью манер и, мягко говоря, недолюбливал большинство своих коллег по Академии, особенно немецкого происхождения. Ко времени приезда Гмелина из экспедиции яркий талант Ломоносова уже раскрылся и заблистал всеми гранями. Он создал химическую лабораторию, проводил там опыты и занятия со студентами. Уже одного этого было достаточно, чтобы понять, что профессором химии он стал и по призванию, и по праву.
Между учеными сразу установились хорошие отношения. Гмелин, уступивший Ломоносову кафедру химии, мог «отъехать в отечество» со спокойной душою за состояние академических дел, а Ломоносов ценил Гмелина как специалиста и труженика.
Возвращение на родину
Гмелин вернулся в Санкт-Петербург в феврале 1743 г. и стал активно обрабатывать привезенные коллекции, но уже с 1744 г. подал прошение об увольнении из Академии наук, объясняя причины плохим состоянием здоровья, подорванного в сибирской экспедиции. Но его хлопоты об отставке были безуспешными.
В 1746 г. Гмелин представил Академии наук первый том своего труда Flora Sibirica, а потом очень короткое (меньше года) время руководил Ботаническим садом Академии. Когда 27 января 1747 г. истек его контракт, Гмелин был освобожден от должности профессора химии, ранее фактически уже занятой Ломоносовым. Впрочем, 1 июля того же года он заключил новый контракт сроком на пять лет в качестве профессора ботаники.
Однако по истечении отпуска в Россию он не вернулся, а в письме президенту Академии К. Г. Разумовскому сообщил, что остается в Германии и назначен профессором ботаники Тюбингенского университета. С Ломоносова и Миллера начали удерживать половину их жалованья как с поручителей за Гмелина.
Не понимали русские переселенцы, забитые нуждой, проблем высокомерного немецкого ботаника. Эта неприязнь к русскому народу у Гмелина осталась навсегда. В своих экспедиционных дневниках, опубликованных в Геттингене, он добросовестно описал неприглядные стороны российской жизни. И вот уже 250 лет российские власти разного калибра боятся перевести горькие, но правдивые слова Гмелина о России – о бытующих в ней пьянстве, разврате, мздоимстве, беззаконии…
Другой причиной стремления покинуть Россию были академические дрязги. После его первого прошения об отставке обострились отношения с Шумахером – «серым кардиналом» Академии, который начал всячески мешать его работе. Да и здоровье Гмелина действительно было подорвано: он не смог, подобно своему коллеге Миллеру, адаптироваться к реалиям российского общества. К тому же ему удалось получить кафедру в родном университете, что было его потаенной мечтой.
Добившись европейской славы, Гмелин считал, что заслужил покой и отдых. Ему уже было почти сорок лет, здесь, в Германии, он встретил женщину, которая стала его женой. Очевидно, возвратиться в постылую для него Россию у него просто не хватало сил.
Так или иначе, Гмелин остался в Германии, где продолжил работу с гербарием и другими материалами, вывезенными из Сибири. В 1754 г. у него резко ухудшилось здоровье. Он еще успел закончить третий том «Флоры Сибири», который будет опубликован только через 13 лет под редакцией его племянника Самуила Георга Гмелина.
Гмелин скончался вечером 20 мая 1755 г. Его гербарий вдова передала в Петербургскую Академию наук, получив за него 600 рублей. Четвертый том «Флоры Сибири» вышел из печати в 1769 г., вслед за третьим. А пятый том, посвященный споровым растениям, в XVIII в. так и остался в рукописи: Гмелин-младший опубликовал из него только несколько новых папоротников. Он считался безвозвратно утерянным и был найден много десятилетий спустя.
«Никто больше не достоин в ботанике, чем ты»
За год до смерти Гмелина Карл Линней становится членом Петербургской Академии наук. К этому времени он уже опубликовал свои труды «Философия ботаники» (1751) и «Виды растений» (1753) – именно эти произведения произвели переворот в систематике растительного мира.
С этого момента начался новый отсчет времени, и Гмелин за ним не поспевал. Сам он был последователем английского натуралиста Джона Рея, который первым разделил растения на тайнобрачные (споровые) и явнобрачные (цветковые), причем последние – еще и на однодольные и двудольные по количеству семядолей в семени. Это была прогрессивная система живых организмов, из которой впоследствии родилась естественная система Б. де Жюссьё. Но названия растениям Гмелин давал не бинарные (род и вид), а полиномиальные, многословные (к примеру, полиномиальное название пижмы обыкновенной звучит так: «есть трава именем парамон, собою волосатая, как черный волос, растет возле болота кустиками, а наверху будто шапочки желтые»).
Великий реформатор биологии Карл Линней впервые предложил понятие «вид» и ввел четкое разделение живых существ по разным таксономическим группам. Он разработал бинарную номенклатуру наименования каждого вида, которой ученые пользуются по сей день. Названия эти и в наши дни пишутся на латыни и курсивом – точно так, как предложил сам Линней. Его самый известный труд – «Система природы» (Systema naturae), впервые опубликованная в 1735 г., – выдержал 12 прижизненных изданий. В год публикации этой книги И. Г. Гмелин уже путешествовал по Сибири.
Гмелин и не мог знать новых принципов бинарного названия растений, так как они появились тогда, когда он путешествовал по Сибири. Он так и остался на устаревших позициях систематики, прогрессивных еще какие-то 10–15 лет назад.
Линней был знаком с великим сибирским гербарием Гмелина. Не исключено, что он знакомился с сибирскими растениями и непосредственно, получая их от своих учеников – известных промышленников братьев Демидовых. Еще один русский ученик Линнея, ботаник А. М. Карамышев, упоминал о 118 растениях сибирской флоры, которые росли в ботаническом саду Линнея.
Несмотря на идейные расхождения, Линней и Гмелин находились в постоянной переписке и в каждом письме заверяли друг друга в дружбе и уважении. Всего известно 16 писем Линнея к Гмелину. Текст их показывает, что Линней очень ценил ботанические знания Гмелина и обсуждал с ним вопросы систематики и даже эволюции растений. В одном из писем 1744 г. Линней писал, что Гмелин открыл столько растений, сколько другие ботаники вместе взятые. О многом говорит и другая его знаменательная фраза: «Долго читал этой ночью твое сибирское путешествие, никто больше не достоин в ботанике, чем ты, проведший среди варваров десять лет из-за флоры» (цит. по: Пекарский 1870).
Иоганн Георг Гмелин одним из первых открыл растительные богатства Сибири. Вместе с Д. Г. Мессершмидтом, С. П. Крашенинниковым и Г. В. Стеллером он вошел в число первых натуралистов, изучавших этот огромный регион Российской империи.
Двигал ли его в этом долг перед Академией, высокое жалованье, научное честолюбие или свойственное всему человечеству стремление к открытию нового? Вряд ли мы это когда - нибудь узнаем.
Измученный произволом чиновников, трудностью путешествий, он послал прошение о разрешении вернуться в Санкт-Петербург еще в 1738 г. Но превыше всего для него была жажда новых открытий: «Мне уже было много радости от новых растений, которые случалось встречать ежедневно, и я, прежде отправки моего прошения, часто помышлял о том, чтобы взять его обратно, потому что при виде нового растения у меня тотчас явилось опасение, что эта радость может быть легко сокращена скорым разрешением моего ходатайства».
Литература
В статье использованы иллюстрации из публикации Г. В. Стеллера «Трактат о народной медицине», «НАУКА из первых рук», №6 (30), 2010
PS
Российский ботаник, академик Ф. И. Рупрехт (1865) на годичном собрании Петербургской Академии так охарактеризовал труды Иоганна Георга Гмелина: «…крайности холода и зноя, которые в состоянии переносить человек и животные и которые далеко превышали назначенные Бургавом меру, понижение изотермических линий к востоку, никогда не оттаивающая почва в Якутии и на Аргуне, распространение чернозема в Сибири, понижение Каспийского моря, барометрические описания высот и еще много других наблюдений и открытий были отчасти впервые отмечены Гмелиным. Но здесь мы ограничимся только оценкой единственного ботанического труда Гмелина, посвященного сибирской флоре. Это поистине классическое творение заключает в себе 1178 растений с приложением 300 чертежей. В нем первый раз определено и изображено чрезвычайное для тогдашнего времени множество растений… В его Flora Sibirica мы находим первые шаткие попытки растительной географии Сибири, основанной на обширной наглядности; граница обыкновенных европейских растений отодвинута до Енисея, и уже подмечено сходство азиатских и американских пород. Всякий раз, когда мне случалось… советоваться с этим творением, я не мог не воздать дань искреннего удивления отличному дару наблюдательности и изложения специальных данных, а вместе с тем таланту и основательности Гмелина»
прил.:
«Сия карта сочинися в Сибирской экспедиции при команде от флота капитана Беринга от Тобольска до Чукоцкого угла» (173?). Показаны населенные пункты по рекам, расселение народностей; подробная речная сеть; местами – леса. Масштаб 1 : 10 500 000. Вторая половина XIX в. Фоторепродукция. Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург);
Swertia (шверция). Рис. И. Х. Беркхана к 4-му тому Flora Sibirica И. Г. Гмелина (1769). Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 22 ;
Слева – Paeonia (пион уклоняющийся, или марьин корень). Рис. И. В. Люрсениуса к 4-му тому Flora Sibirica И. Г. Гмелина (1769). Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 19. Справа – Caragana sibirica (карагана сибирская). Рис. И. Деккера к 4-му тому Flora Sibirica И. Г. Гмелина (1769). Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 16;
Слева – Rubus (малина, малинник). Рис. И. В. Люрсениуса. Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 67. Справа – Hypericum asciron (зверобой большой). Рис. И. Х. Беркхана к 4-му тому Flora Sibirica И. Г. Гмелина (1769). Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 23;
Spiraea Sorbifolia (рябинник). И. Г. Гмелин прислал семена рябинника в Петербург, где их высеяли в Ботаническом саду. Впоследствии кустарник был распространен по всей России. Рис. И. Х. Беркхана к 3-му тому Flora Sibirica И. Г. Гмелина (1769). Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 12 ;
Ботанические наблюдения И. Г. Гмелина обобщены в четырехтомном труде «Флора Сибири, или История сибирских растений» (Flora Sibirica sive Historia plantarum Sibiriae), изданном в 1747–1769 гг. Вверху – титульный лист 1-го тома ;
Gentiana (горечавка). Рис. И. Х. Беркхана к 4-му тому Flora Sibirica И. Г. Гмелина (1769). Акварель, карандаш. СПФ АРАН. Р. I. Оп. 105. Д. 22. Л. 24. В 1751–1752 гг. И. Г. Гмелин опубликовал в четырех томах свои полевые дневники: «Путешествия по Сибири в 1733–1743 гг.», куда вошли сведения об обстоятельствах десятилетнего путешествия академического отряда, характеристики различных регионов Сибири, зарисовки быта и культуры аборигенных народов и русских поселенцев, данные о торговле и других промыслах, естественно-научные наблюдения и археологические материалы. Дневники переведены на многие европейские языки, но на русском до сих были изданы лишь фрагменты этого труда;
(фото: 6-8-9-10)
По хештегу #отрядыВСЭ читайте все материалы данной тематики.
Посетите наш раздел, посвящённый Академическому отряду на выставке "Экспедиции Беринга" по ссылкам
//vk.com/@bering_expo-stend-7">Академический отряд. Часть 1
//vk.com/@bering_expo-stend-8">Академический отряд. Часть 2
Читайте статьи об Иоганне Гмелине по ссылкам
В переплетении времен и судеб: «отец ботаники» Иоганн Георг Гмелин. Куприянов Андрей Николаевич, д.б.н., профессор, главный научный сотрудник Кузбасского ботанического сада Института экологии человека Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН (Кемерово)
https://scfh.ru/papers/v-perepletenii-vremen-i-sudeb-..
Невозвращенец. История одного побега. Панфилов Александр Михайлович
к.ф.н. ,главный редактор ИГ "КОНТЭНТ"
https://scfh.ru/papers/nevozvrashchenets-istoriya-odn..
#отрядыВСЭ
#АкадемическийотрядВСЭ #Академическийотряд
#ИоганнГмелин
#Дорогамипервых
(исп м-лы СМИ;)