Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 прибыли, по приглашению фотостудии “Мамонт” и Дома учителя, на открытие фотовыставки “Байкал для каждого”, 29 марта 2023 г.
Сразу скажем, что поход посвящается 100-летию Дома Учителя (18 марта 1923 года был открыт Пермский Дом Учителя (Дом работников просвещения). В этом году мы все празднуем знаменательный юбилей!
Дом учителя и сегодня сохранил, в числе немногих в России, традиции культурно-досугового учреждения для работников образования. Интеллектуальная и творческая жизнь педагогов г. Перми продолжается.
Дом Учителя постоянно открывает выставки художественного творчества, проводит концерты и встречи с знаменитыми людьми для воспитания видеть красоту — а нам, молодому поколению, это очень важно! На этот раз — фотовыставки посвящены экологии.
Участники фотопленера от Пермского края Родион Балков, Мария Киндеркнехт представили всероссийскую фотовыставку ”Байкал для каждого”.
Кадры сняты в Иркутской области и окрестностях озера Байкал в мае 2022 года в рамках VI-го всероссийского фотопленера “Байкал для каждого”.
На выставке представлена 61 фотография размером А3 и А2, напечатанные на фотобумаге с матовой ламинацией.
Практически мы совершили образовательное путешествие на Байкал! Организаторы представили ещё и свои ролики.
Наш второй выпуск посвящён этнографическому музею.
Баяндай
См. фотоальбом
Бурятская и белорусская история в этномузее Баяндая
В селе Баяндай есть уникальная достопримечательность, о которой не знают даже многие опытные экскурсоводы. По пути следования на Ольхон, прямо перед поворотом на выезде из села у заправки, расположен этнографический Баяндаевский музей. На данный момент он представляет собой две усадьбы — белорусскую и бурятскую. На территории каждой находится несколько исторических построек — их перенесли сюда в первозданном виде из разных мест района. Примечательно, что дома этнокомплекса не реставрировали, они действительно из прошлого — когда-то в их стенах жили местные люди.
Этнографический музей под открытым небом в Баяндаевском районе открылся 2014 году. Включает в себя три типа традиционных усадеб: бурятскую, русскую, белорусскую.
«Бурятская усадьба»
Памятник архитектурного зодчества XIX века: традиционная деревянная юрта, шаманский дом, амбар и надворные постройки. Дом краеведы вывезли из улуса Шардай. В экспозиции «Бурятской усадьбы» размещены предметы мебели, домашней утвари, обувь, одежда, орудия сельскохозяйственного труда, старинные предметы быта. Кровати, расположенные по традиции в северной стороне дома, застелены шкурами, а одежда хранится в сундуках. Все вещи, вплоть до фотографий на стенах, были найдены создателями музея во время научных экспедиций по району.
Белорусская усадьба
В соседней усадьбе, огражденной собственным забором, расположилась белорусская традиционная изба. Как она оказалась на территории Усть-Ордынского Бурятского округа? Дело в том, что на территории Баяндаевского района есть поселение Тургеневка, основанное в 1909 году белорусами, пришедшими на бурятскую землю благодаря Столыпинской реформе. Как рассказывают местные, пришлые белорусы обжились здесь мгновенно — они выбрали место для поселения весной, а уже осенью их дети пошли в отстроенную с нуля школу. Благодаря ним и местное население потянулось к знаниям — педагоги учили бурятских детей. Потомки тех белорусов живут в Тургеневке по сей день. Там ежегодно проводятся любимые среднерусские праздники — день Ивана Купала, Масленица и другие.
А потому и старая изба на территории этнокомплекса возникла не случайно. Внешне она мало примечательна — такие же срубы до сих пор повсеместно стоят в деревнях по всему Центру России. Зато оказавшись внутри словно попадаешь в деревушку на Двине начала 20 века. Плетеные домотканые ковры, икона в углу, украшенная белым кружевным ситцем, подвесная люлька, белорусская вышиванка на стенах, веретено, печь с полатями.
В этнокомлексе гостям предлагают принять участие в уникальном действе — местный ансамбль проводит обряды, готовит национальные блюда, рассказывает о наречиях, распространенных только в Усть-Орде и учит танцевать Ёхор — священный бурятский танец.
В 2022 году в августе месяце рядом с территорией этнографического музея села Баяндай прошел первый областной фестиваль деревянной скульптуры «Тэнгэриин оёдол». Участники воссоздали из дерева мифологических существ, героев легенд и бурятского эпоса.
Над созданием скульптур трудились мастера из Иркутска, Усолья-Сибирского, Свирска, Шелехова, Уфы и поселка Баяндай. Они постарались отразить в своих работах всю самобытность бурятской культуры.
Шаманизм западных бурятов. Духи как часть среды
Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской области — это место, где обитают духи. Шаманы, ритуальные столбы, священные горы и реки — все это находится в нескольких десятках километров от Иркутска, где в противовес — пробки, аэропорт, дорогая недвижимость, мегамаркеты и прочие достижения западной цивилизации. Всего пара часов езды и вы оказываетесь в мире кардинально ином, ваши законы физики здесь — не законы вовсе.
Буряты разделяют себя на восточных и западных. Первые живут на территории Бурятии и исповедуют в большинстве своем буддизм с элементами поклонения духам местности и рода. Западные же буряты, в частности жители Приангарья, буддизм не приняли и остались шаманистами по сей день. Усть-Ордынский округ делится на Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский и Эрихит-Булагарский районы. В каждом районе почитают собственных духов местности, и по-своему — традиции могут существенно отличаться, найти строгих правил и законов невозможно — никакой шаманской «Библии» ведь не существует. Поэтому рассказывать о том или ином обряде нельзя общо, можно говорить только о сиюсекундном опыте.
Екатерина:
Знакомиться с шаманским обрядом мы поехали в Осу — село, расположенное в 140 километрах севернее Иркутска. Эксперт в этнокультурных особенностях западных бурятов Татьяна Швыдченко рассказывала легенды осинских бурятов. Так, в деревне Улей девушки никогда не поют на улицах. А все потому, что верят в легенду:
… Много веков назад прекрасную юную деву насильно отдали замуж за нелюбимого. Он бил ее, издевался, держал в кандалах. Однажды ей удалось сбежать от изверга, но забыть его зверства женщина не смогла и утопилась. С тех самых пор она ходит по окрестностям и забирает в свою “армию” души творческих, молодых и счастливых людей…
Человеку пишущему и увлекающемуся этнографией с детства обидно — верования западных бурятов невозможно структурировать, подсобрать и поставить в строй. Они живут, меняются и умирают вместе с носителями веры. Зато именно здесь, всего в паре сотен километров от Иркутска, можно прикоснуться к истинному устному народному творчеству. Творчеству, которое хоть и меняется, но переживает тысячи лет. Эти сказки, легенды, приметы завораживают, в них чувствуется прошлое на расстоянии вытянутой руки. Прошлое, которое становится настоящим и будущим естественно, потому что так устроен этот мир.
(исп м-лы СМИ; Е.Волгарёвой )