Международный день Матери-Земли, который отмечают 22 апреля, был учрежден, чтобы привлечь внимание людей к экологическим, климатическим и другим проблемам нашей планеты.
Как живется сегодня в этом общем доме всех землян нам, россиянам? Ответ на этот вопрос можно найти в региональных СМИ.
См. фотоальбом
Мусор нам не нужен, мы с природой дружим!
На территории нашей школы №135 прошёл субботник и все классы вышли на свои территории.
22 апреля субботник завершился все классы проявили инициативу и вышли на субботник. Навели порядок собственными руками, мётлами и граблями на закреплённой территории. В этот день наша школа поддержала общегородской субботник Перми, прибралась и на берегу реки Ивы и Егошихи. Не зря говорят, что чистота природы начинается с каждого из нас. В нашей школе многолетняя традиция — участие в экологических проектах и мероприятиях. Это важное напраление направление воспитательной работы и повышение уровня экологической культуры коллектива школы и жителей нашего мк «Садовый», «зелёного кольца» города Перми.
Мы пришли к пониманию: живая природа - главное достояние Земли. Человек - часть природы, не существующий вне ее и подчиняющийся всем ее фундаментальным законам. Раньше считалось, что человек - высшее существо, покоряющее природу. Теперь мы поняли, что покорять ее больше нельзя. С ней надо плодотворно взаимодействовать.
"Экология - дело каждого"
В четверг, 20 апреля в 18 часов ТОС "Садовый" пригласил всех принять участие в обсуждении проекта благоустройства по улице Старцева на реке Ива. На встрече присутствовали представители администрации района, города, края и профильных управлений. А так же застройщик. Что именно нужно нашему микрорайону? Зелёный сквер, парк вдоль берега реки, удобная улица, благоустроенный двор.
Вера Родыгина, основатель экотропы «Ивинская»:
КАК ПОЮТ СОЛОВЬИ... Экотропа "Ивинская" в уникальном парке парке "Долина реки Ива". Малая река - настоящее богатство Перми. Единственная река города которая менее убитая, чем Егошиха и Данилиха. Инициатива жителей ТОС "Садовый" с 2012 года сделать природную территорию, где можно будет прогуляться, отдохнуть, полюбоваться цветением деревьев и трав, насладиться пением птиц не только жителям района, но и города. Это действительно тот ресурс, который нужно ценить и беречь. И есть распоряжение правительства Перми от 19.04.2020 г. за номером 108-рп о создании ООПТ. Однако, который год на конкурс проектов не выставляют. Берега Ивы могут превратиться с лёгкой руки администрации города в крутые овраги, как и другие реки. Инициатива нашего президента - формирование комфортной городской среды, упорно игнорируется. 20 апреля на встречу пришло более 100 жителей и жёстко заявили «Нет!» - точечной высотной застройке. https://vk.com/wall276614242_736
Международный день Земли принято отмечать 22 апреля, и 2023 год не стал исключением. Это самый полезный и гуманный праздник, который посвящен защите окружающей среды, озеленению планеты и пропаганде бережного обращения с природой.
Это праздник чистой воды, земли и воздуха. Он призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Природа Земли – нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания.
В СОШ №135 мы провели занятия с воспитанниками, рассказали об истории праздника, о защите окружающей среды. Педагоги подчеркнули, что бережное отношение к окружающей среде напрямую связано с нашим здоровьем. И как мы заботимся о своем здоровье, точно так же мы должны ежедневно заботиться о природе.
Наша справка:
22 апреля 2023 года отмечается самый глобальный из всех праздников — Всемирный день Земли (символом праздника является греческая буква тета — Θ), нашей прекрасной и хрупкой планеты, общего дома всех людей. Традиция отмечать День Земли 22 апреля появилась в США в 1970-х годах (английское название праздника — Earth Day), а с 1990 года такие акции стали международными.
В России эти акции проходят с 1992 года. День Земли отмечается с 2010 года, решение об учреждении праздника было принято на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году.
Основной целью этого праздника является привлечение внимания общества и каждого человека к проблемам планеты и окружающей среды.
Что мы знаем о нашей планете? Земле примерно 4,5 миллиарда лет, это третья планета от Солнца, у неё существует один естественный спутник — Луна. Больше 70% земной поверхности занимает Мировой океан. Длина экватора составляет 40 010 километров, расстояние от поверхности планеты до центра в среднем равно 6378 километрам. Самым холодным местом на Земле считается Антарктика — в 1983 году был зарегистрирован температурный рекорд -89°С. К самым жарким местами на планете относятся Долина Смерти в Калифорнии и Эль Азизия в Ливии, температурные рекорды которых 55,8°С и 57,8°С соответственно.
Земля богата минералами — на сегодняшний день ученые классифицировали около 4000 их видов, каждый год этот список пополняется 50–100 новыми видами. В биосфере Земли обитает несколько миллионов видов растений, животных и других организмов.
В этот день и проводятся различные мероприятия и акции среди взрослого населения и школьников, которые направлены на бережное и рациональное использование земельных, лесных и водных ресурсов.
В школах проходят классные часы, викторины, экологические праздники, конкурсы, познавательные игры. Во время экологических акций, школьники убирают «мусор на планете Земля», читают стихи о природе, делятся своими впечатлениями о красоте родного города, мк...
Главной задачей проведения мероприятий, посвящённых Дню Земли является привлечение внимания обучающихся к проблемам окружающей среды и формирования у них экологической культуры и осознанное отношение к природным богатствам нашей планете — Земля.
Важная экологическая проблема – загрязнение водных ресурсов.
Задачи «экопроблем»
Одной из задач «экопроблем» является активное взаимодействие ведомств и вовлечение высших и средних учебных заведений, общеобразовательных школ, научных и общественных организаций в дело экологического образования и воспитания подрастающего поколения – поколения с экологическим мировоззрением.
Когда мы формируем свой ежегодный экопроект, предусматриваем следующее:
Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.
Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.
Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Камском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.
Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
Проект всегда направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Таким образом, тема «Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.
В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.
Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем музее отсутствуют цветной ксерокс - принтер, есть только простой, один стационарный компьютер, только два цифровых фотоаппарата, видеокамера и нет комплексной лаборатории по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.
Важно сформировать не только знания, но и эко - практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.
Цель : Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.
Задачи :
- Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
- Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
- Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
- Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
- Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
- Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
- Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
- Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
- Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.
Участники:
- Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация школы;
Реализация и основные направления:
- Организация деятельности школьного экоклуба
- Исследовательская работа по следующим направлениям:
- Климат и человек
- Химия и окружающая среда
- Полевая экология
- Лесной мониторинг
- Окружающая среда и человек
- Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем
- Эколого-просветительская деятельность:
- Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).
- Организация и участие в проведении городских акций
- Создание информационных «Э/листков, газет, буклетов»
- Разработка и реализация школьных экологических проектов.
- Эколого-практическая деятельность:
- Озеленение территории школы и города
- Благоустройство на экотропах
- Экологический десант
- Экологический мониторинг
- Экскурсии на предприятия
- Забота о птицах.
- Организация работы по формированию здорового образа жизни
- Школьный туризм
- Тематические классные часы.
Формы деятельности:
- Беседы и наблюдения.
- Викторины эколого-биологического содержания.
- Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.
- Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.
- Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.
- Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.
- Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.
- Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.
- Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.
- Посещение экологического и гидрометеорологического центров
- Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.
- Операция «Ива», «Егошиха»;
- Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.
- Экскурсии на предприятия с целью изучения влияния деятельности человека на природу.
- Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.
- Озеленение и благоустройство школы и города.
Информационное обеспечение включает в себя:
- библиотечные ресурсы,
- интернет-ресурсы,
- информационные ресурсы экологических ведомств
- экскурсии на предприятия
- встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.
Техническое оснащение:
- Кабинет, музей
- Черно белый принтер - ксерокс
- Компьютер
Подключение к сети Интернет.
Результаты
целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:
- Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей нашего города.
- Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
- Повысить уровень экологической культуры.
- Развивать творческие и организаторские способности.
- Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
- Благоустройство
- Выращивание рассады
- Озеленение школьной территории и т. д.
- Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
- Повысить эффективность работы экоклуба за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.
- Повышать познавательную активность учащихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.
- Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
- Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.
Литература.
- Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г .
- Красная Книга
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е . Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. - 204с.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г
- Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.
- Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.
- Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.
- Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.
- Фонды эколого-гидрометеорологического центра
- Интернет ресурсы содержащие:
- Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
- Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);
- Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
- Образовательный портал
(исп м-лы СМИ;)