СОШ№135:   В поисках  духовно-нравственного становления личности

Учитель СОШ №135 Куляпин Александр Сергеевич - принял участие в работе педагогического факультета РИНО ПГНИУ, который провёл XIV краевую научно-практическую конференцию «Возрождение семейных традиций как основа духовно-нравственного становления личности в образовательном процессе» ( 07 июня 2024 г.).

         Конференция организована в целях научно-методического и организационно-педагогического сопровождения педагогов в области духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся детских садов и школ.

Участники конференции:
• педагоги дошкольных образовательных организаций
• учителя, преподающие курс «ОРКСЭ
• учителя любых других школьных предметов
• педагоги, осуществляющие реализацию программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
• родители
• руководители школьных музеев
• муниципальные координаторы и методисты

Главные доклады сделали:

          Калинчикова Лариса Николаевна, начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, Габдурафикова Анна Сергеевна, проректор по учебной работе ПГНИУ, кандидат физико-математических наук, Мухин Михаил Александрович, и.о. директора РИНО ПГНИУ, Мясников Александр Михайлович, движение Первых, председатель регионального отделения (Пермский край), Горбацевич Наталья Петровна, декан Педагогического факультета РИНО ПГНИУ.

См. фотоальбом

         Практически мы осваивали логосное мышление с его онтологизмом, персонализмом, религиозностью, примирением индивидуального и универсального — что и  определяет в своих главных чертах становление и развитие мысли о мире и человеке на русской почве.

         В органическом единстве культурных явлений раскрывается "внутреннее метафизическое единство" рода людского. Оно обращает к Божественному истоку мира и одновременно задаёт землянам перспективу "восстановления родства", собирания народов земли в симфоническое, соборное целое, которое не имеет ничего общего с "неолиберальной глобализацией". Об этом императиве соборования человечества по Христовой заповеди "Да будут все едино" (Ин. 17:21), движения вперёд и вверх, а не постыдного падения в "антропофагию", необходимо особенно помнить сегодня, когда налицо катастрофическая ценностная девальвация, когда внешне "упакованный", благополучный индивид оказывается лишён, по выражению Ф.М. Достоевского, "высшей идеи существования" и всё меньше способен осознать, что человек не только дан, но и задан. И не только помнить, но и выстраивать новую модель будущего, в которой живая Вселенная, ждущая от человека, как писал П.А. Флоренский, "заботы, ласки и оплодотворения духом", не редуцируется до глобальной иллюзии на экране гаджета. Будущего "со всеми и для всех", как сказал бы Н.Ф. Фёдоров, философ общего дела и всечеловеческого родства. Светлого будущего для каждого рождённого на планете Земля.        

         Для построения новой футурологической модели, уходящей корнями в логосную традицию, опирающейся на новозаветный императив "…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48), необходим творческий синтез идей. Идеал соборности, выработанный в лоне славянофильско-почвенной мысли, соединяется здесь с идеалом общества по типу Троицы, выдвинутым Н.Ф. Фёдоровым, с прозвучавшей у Достоевского идеей обращения государства и общества в Церковь, с концепцией "нашего русского социализма" как "всесветного единения во имя Христово" в его "Дневнике писателя" 1881 года, с "христианским социализмом" С.Н. Булгакова, идеей "религиозной общественности" Н.А. Бердяева и Е.Н. Трубецкого, с примиряющей личность и общность философией богостроительства, с концепцией "симфонической личности" в философии евразийства и идеалами новоградства в религиозно-философской мысли русского зарубежья 1930-х годов. Каждая из этих моделей построена на принципе соборности, имеющем своим прообразом и образцом то "единство без слияния, различие без розни" (Н.Ф. Фёдоров), которым соединены ипостаси Троицы — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог — Святой Дух.

         Рядом с идеалом соборности, лежащем в основании той проективной социальной модели, которую выстраивала русская мысль, встают концепции всеединства и богочеловечества. Всеединство, как и соборность, восходит к неслиянно-нераздельному единству Божественных ипостасей и является должным принципом устроения уже не просто социума, но бытия. Оно выдвигается в противоположность наличному состоянию мира с его взаимной непроницаемостью, пространственно-временной раздробленностью. Достижение всеединства "составляет смысл и цель мирового процесса", в котором действует не только Божественный Логос, но и носитель этого Логоса — человек.

         Человек значим для русских мыслителей не как самовлюблённый индивид, не как обособленный подпольный герой, гордо бросающий граду и миру свою "гениальную" максиму: "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?", а как любящий сын, которому Господь ещё в начале времён доверил дело возделывания и хранения мира как Божьего сада и которому теперь, в новозаветную эру, доверяет труд "восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения". "Сыновство" онтологично, укоренённо, конкретно: каждый рождён, каждый — сын или дочь, у каждого есть исток, есть "причина" — его отец и мать, деды и прадеды, пращуры, вплоть до Адама и Евы. Саркастически характеризуя тип "общечеловека", безродного космополита, который провозглашает себя "гражданином мира", но при этом мира как целого не ощущает, тем более не чувствует ответственности за него, Достоевский противопоставляет ему иной, "всечеловеческий" тип, обладающий даром всемирной отзывчивости, "всемирного боления за всех", душа которого связана крепкими узами со своим народом и одновременно со всем человечеством в прошлом, настоящем и будущем: "Да и с детьми, и с потомками, и с предками, и со всем человечеством человек единый целокупный организм".

         Тема совершенного социума и человека, возрастающего к совершенству, стремящегося "преобразиться в Христа как в свой идеал", неразрывно связана в проектировании будущего с историей, историософией. Русская религиозно-философская мысль ставит историю под софиты христианской идеи, видя её назначение в том, чтобы стать полем соработничества Бога и человека. Вера в то, что наличная, исполненная смертоносных противоречий история, оборачивающаяся "взаимным истреблением друг друга и самих себя", может переменить своё русло, претвориться в "работу спасения", объединяет разные лагери русской мысли — от русского европейца П.Я. Чаадаева до А.С. Хомякова и И.С. Аксакова, от Ф.И. Тютчева до Ф.М. Достоевского.

         Современный мир легко расправляется с христианством, считая его косным, стреноживающим, не отвечающим стремительно меняющейся реальности, тормозящим развитие науки, техники, практики. А для русской ментальности именно христианство даёт этому развитию мощный духовный импульс. История, понятая как "работа спасения", позволяет проявиться всем творческим потенциям рода людского, которые поистине беспредельны, коль скоро действуют они в потоке Божественной благодати, — недаром же спасительные чудеса совершались Христом "в нераздельном и неслиянном единстве Его божеского и человеческого естества", и действие второго было столь же равномощно, сколь и действие первого.

         В свете идеи истории как работы спасения все сферы человеческой практики: экономика и политика, культура и педагогика, медицина и техника — предстают как орудия христианского служения, включаются во "внехрамовую литургию". Последнее понятие, как и понятие истории как "работы спасения", было введено Н.Ф. Фёдоровым и подхвачено русскими христианскими мыслителями XX века. "Литургия" в переводе с греческого означает "общее дело" и, с точки зрения сторонников идеи оправдания истории, никак не может ограничиться только храмовым действом. Она должна расшириться за стены храма, охватить христианским заданием все сферы человеческой практики. "Наука, искусство, государство и хозяйство суть как бы те духовные руки, которыми человечество берёт мир. И задача христианства не в том, чтобы изуверски отсечь эти руки, а в том, чтобы пронизать их труд изнутри живым духом, воспринятым от Христа".

         Экономика в русской мысли возведена к идее христианской икономии, предстаёт частью Божественного домостроительства. Хозяйство софийно, по своему заданию оно есть мироустроение, восстановляющее в падшем бытии первоначальную Божественную красоту. Философия хозяйства неразрывна с философией культуры как творческого возделывания бытия и одновременно религиозного служения в нём. Культура есть "дело богочеловечества, то есть очеловечение мира и обожение человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно".

         Помимо экономики и культуры в "работу спасения" включается и политика, призванная стать инструментом преображения международной жизни, преодолеть "несовершеннолетие". В своём стремлении к высветлению бытия, к преображению человеческой активности в мире русская мысль оправдывала знание и науку, ставя их на службу жизни, и выдвигала идеал веры, не боящейся союза с разумом. Критикуя всеобъемлющий рационализм философского мышления, шедший рука об руку с нарастанием секулярных тенденций в миросознании человека Нового времени, И.В. Киреевский и А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Фёдоров и В.С. Соловьёв, Н.О. Лосский и С.Л. Франк указывали на редукцию смыслового и творческого горизонта цивилизации, не просто теряющей опору в Боге, но сознательно дистанцирующейся от Него. Они подчёркивали внутреннюю раздробленность современного человека, углубляющийся разрыв между отвлечённой мыслью, пребывающей в плену теоретических схем, и реальностью человеческого страдания, болезни и смерти, предупреждая, что односторонность "материального просвещения", основанного на "науке без чувства религиозной любви" (по выражению В.Ф. Одоевского), чревата растлением духа, эгоистическим окостенением личности и в конечном итоге ставит цивилизацию, озабоченную лишь комфортом и наслаждением, на грань естественной катастрофы. Они утверждали идеал "истинного просвещения" как "разумного просветления всего духовного состава в человеке или народе", идею "цельного знания", которое опирается на веру, неразрывную с усилием "деятельной любви".

         Сама система мышления, выработанная в лоне отечественной философии, оперировала не столько дуальностями и антиномиями, взаимоисключающим принципом "или — или", сколько тринитарной логикой, в глубине которой — идеал всеединства, не отрицание другого, но утверждение его как собеседника и соработника в деле Божием. Дуалистический подход в высшей степени соответствует бытию, каково оно есть, — утратившему райское состояние, уязвлённому жалом смерти. Для субъект-субъектного мироотношения "нет других в смысле чужих", но "все — …родные", человечество предстаёт как живое многоединство, "собор лиц". М.М. Пришвин назовёт это природняющее, субъект-субъектное знание-зрение "родственным вниманием" и "любовью различающей", полагая его в основу "будущего мира, в котором мудро хозяйствует человек".

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

06 июня 2024

         Пушкин, безусловно, один из создателей русской цивилизации, категория сознания. Именно поэтому он будет с нами всегда. И тропа к его памятнику не никогда не зарастёт. А все покушения на великого Пушкина будут отбиты. Ведь Пушкин — стратегический ресурс России. Оружие массового преображения.

         Библиотека ПГНИУ подготовила интересную выствку -  «По — прежнему модный А.С. Пушкин».

         Нынешний год — год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на столь внушительную дату, Пушкин — это не только день вчерашний, но и день сегодняшний, и — это и наше светлое завтра.

         Исходя из беседы очень известных людей (А.Фефелов — Г.Павленко) Тема нашей встречи — Пушкин как категория русского сознания. Древнегреческий философ-софист Протагор некогда заявил, что "человек есть мера всех вещей". А мы говорим, что Пушкин — это мера нашей культуры. Некоторые смельчаки утверждают, что Пушкин — это русский Конфуций. В Китае — Конфуций, в России — Пушкин. Такое сравнение вполне допустимо, поскольку оба они были людьми светскими, а не религиозными деятелями, и оба создали определённые матрицы, в которых до сих пор существуют китайское и российское общества.

         В очередном номере журнала "Свой" №5, 2024. Журнал Никиты Михалкова «Свой» — ежемесячное приложение к газете «Культура» (
номер посвящен 225-летию со дня рождения Пушкина и ежегодному Дню русского языка) Анна Александрова в историко-искусствоведческом материале «На прижизненных портретах»  утверждает:

         «До распространения фотографии Александр Сергеевич не дожил несколько лет, и мы, к сожалению или к счастью, можем видеть его лицо лишь на произведениях искусства — картинах, рисунках, гравюрах. Наиболее известные среди них стали уникальными, чрезвычайно важными свидетельствами лично знавших великого поэта, а то и друживших с ним художников. При жизни Пушкина было создано сравнительно немного портретов, и каждый из них имеет огромную ценность».

         Вот как выглядит А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: «Арапский профиль, заимствованный от поколения матери... ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти,» — так описывает поэта одна из его муз Анна Оленина. Но таким ли он предстает на прижизненных портретах?

         Мелодии любви

         Однажды Пушкин записал в альбом польской пианистки Марии Шимановской совсем не альбомные строки: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». В поэзии Пушкина эта мелодия звучит во всех регистрах, со всеми оттенками и обертонами. Поэт оставил нам свой огромный и уникальный душевный опыт, воплощённый в совершенной художественной форме.

         Любовная лирика – самая личная, интимная и, может быть, самая любимая читателями часть его творчества. Кажется, что эти стихи Пушкина мы знаем лучше всего: на их тексты написаны знаменитые романсы, их читают со сцены, они разошлись на цитаты. Кто не помнит: «Я вас люблю, хоть я бешусь», «Я вас любил… как дай вам Бог любимой быть другим», «Пора, красавица, проснись». Между тем в известных стихах открываются порой совершенно неожиданные смыслы.

         Зададимся вопросом: кто этот «я», от имени которого написаны пушкинские стихотворения? И кто эта «она», к которой они обращены? На первый взгляд всё ясно. «Он» – это Александр Сергеевич Пушкин, «она» – одна из его возлюбленных. В научной и в особенности научно-популярной литературе мы найдём массу сведений о любимых женщинах поэта и о сюжетах, связанных с тем или иным стихотворением. При ближайшем рассмотрении часто оказывается, что сведения эти очень неточны.

         Его знаменитые возлюбленные – Амалия Ризнич, Елизавета Воронцова, Анна Керн были зрелыми замужними женщинами с непростыми характерами. Но в конце 1820-х гг., когда Пушкин задумывается о женитьбе, внимание его всё чаще привлекает другой женский тип, именно тот, что не раз возникал в его стихах, – «Татьяны милый идеал». Ему мерещился такой идеал то в Софье Пушкиной, то в Екатерине Ушаковой, то в Анне Олениной. Его он нашёл в Наталье Гончаровой, которой суждено было стать его женой.

         Он познакомится с Гончаровой уже очень скоро, зимой 1828 г., но прежде, осенью, напишет стихотворение «Наперсник» – об искушении, перед которым он устоял.

         Хрестоматийное стихотворение «Зимнее утро» («Мороз и солнце; день чудесный!..») таит в себе некий скрытый сюжет.

         Это стихотворение стало самым ярким в пушкинской лирике выражением праздничного, радостного восприятия русской зимы. Солнечный зимний пейзаж, уютный светлый дом, жарко натопленная печь – всё создаёт бодрое и ясное расположение духа, настраивает на весёлый лад. После вьюжного зимнего вечера наступает ослепительное зимнее утро, мгла сменяется солнечным светом, а печаль радостью.

         В русском фольклоре огонь в печи – символ радости, отсутствие его – знак печали. «Затопленная печь» в «Зимнем утре» – не просто бытовая деталь, а образ дома, домашнего уюта. Стихотворение построено как односторонний диалог (при наличии двух собеседников звучит речь только одного из них), также характерный для народной лирической песни. Картина предполагаемой поездки в санях с «милым другом», завершающая стихотворение, – ситуация, типичная для обрядовых свадебных песен. Обычная прогулка в ореоле фольклорных ассоциаций обретает определённый оттенок: поездка «молодых».

         Очевидно, что герой заглядывает в спальню «красавицы»: «Ещё ты дремлешь, друг прелестный?» Такая интимность в то время была допустима лишь между мужем и женой. Стихотворение написано за три с половиной месяца до женитьбы Пушкина, но, скорее всего, «друг милый» в «Зимнем утре» – это Наталья Гончарова, в воображении поэта уже ставшая его женой. Постоянная перекличка поэтического текста со свадебной обрядовой лирикой наверняка не является намеренной. Но эти неосознанные ассоциации убедительнее любых прямых признаний свидетельствуют о состоянии души поэта: радостном ожидании счастья.

         Таким образом, любовная лирика Пушкина, несомненно, связана с его жизнью, его внутренним состоянием, его мечтами и тревогами. Однако связь эта не прямая, а сложно опосредованная. Выявлять её – всякий раз непростая, но увлекательная задача.

PS

    На ПМЭФ обсудили роль единых учебников истории в освещении государственной исторической политики России

         На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась дискуссия «Государственная историческая политика Российской Федерации на примере единых учебников истории и обществознания». В мероприятии приняли участие помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов, ректор Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО) Анатолий Торкунов.

         Помощник Президента России Владимир Мединский отметил, что задача нового единого учебника – заинтересовать историей, чтобы ребенок полюбил этот предмет, который станет для него окном в мир. Он рассказал о новом едином учебнике по истории для 5–9-х классов, над которым работал коллектив известных историков, докторов наук и который должен быть внедрен в учебный процесс в 2025/26 учебном году.

         Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов сообщил, что единый учебник по истории уже используется старшеклассниками начиная с этого учебного года.

«Самое главное, учебник стал интерактивным и интересным. Он содержит и QR-коды и интерактивные ссылки, возможность доступа к Президентской библиотеке. По сути своей учебник – это основной инструмент для образовательной и воспитательной работы в образовательной организации. С одной стороны – это главный инструмент для педагога, с другой – один из основных источников получения информации для молодого человека», – подчеркнул Денис Грибов.

Он обратил внимание, что история – особенный предмет, который учит школьников критически мыслить и оказывает влияние на воспитание подрастающего поколения.

         Также заместитель Министра просвещения России информировал, что продолжается работа над другими едиными учебниками, которые будут применяться в образовательном процессе в школах по всей стране.

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов отметил, что родители и учителя положительно оценивают новый единый учебник истории, они выражали благодарность его авторам и Минпросвещения России за внедрение этого пособия в образовательный процесс. По словам Анатолия Торкунова, благодаря новому учебнику, где есть QR-коды, значительно увеличилось количество посещений сайта Президентской библиотеки по различным историческим фактам. Это свидетельствует о возросшем интересе старшеклассников к истории.

Справочно

Петербургский международный экономический форум – уникальное событие в мире экономики и бизнеса. В 2024 году он проходит с 5 по 8 июня.

ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года форум организуется под патронатом и при участии Президента Российской Федерации. В 2023 году в очном и дистанционном форматах мероприятие объединило более 17 000 участников из 130 стран мира. 

(исп м-лы СМИ; А.Гачева; Ольга Муравьёва, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнвоенкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.»,  Юнвоенкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юнвоенкор,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда, Юнвоенкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнвоенкор    отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.