В СОШ №135 школьник освоили конструктор Bigo и стали первопроходцами школьных коридоров на своих изобретениях. Юные изобретатели нашей школы уже собрали свои первые конструкции из деревянного конструктора Bigo. Каждую субботу четвероклассники нашей школы собираются в кабинете технологии, чтобы в компании друзей конструировать и изобретать. Занятия проводит учитель технологии Ю.Демиденко. Каждое занятие приближает ребят к заветной цели - испытать модель в действии.
На протяжении 3 недель изобретатели усердно трудились и наконец смогли покататься на собранных своими руками мини твистеркатах. Совместная деятельность по созданию технических конструкций не только развивает навыки учащихся в области конструирования, но и способствует сплочению команды. Ребята совсем не собираются останавливаться на достигнутом. К счастью, конструктор Bigo позволяет собрать более 50 различных моделей и открывает большой простор для творчества и экспериментов.
См. фотоальбом
Ю.Якимова, А.Филяев, А.Терёхин в технопарках и лабораториях СОШ №135 поставили задачу расширить представление об инженерных профессиях; формировать позитивную оценку умственного труда, таких нравственных качеств, как целеустремлённость, трудолюбие, скромность; воспитывать уважение к труду людей, занятых в материальном производстве; формировать потребность в успешной самореализации; побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению.
Недавно Министр просвещения РФ Сергей Кравцов вместе с председателем Комитета Государственной Думы по просвещению Ольгой Казаковой принял участие в проведении урока труда.
См. наш выпуск «ШН» :
СОШ№135: ПАРК ТЕХНИЧЕСКИХ ЧУДЕС
https://school135.ru/news/soshno135-park-tekhnicheskikh-chudes
Сергей Кравцов встретился с учениками школы и участниками местного отделения Движения Первых. Он побеседовал с ребятами о значимости трудового воспитания и профориентации, рассказал о том, что войдет в программу предмета «Труд».
«С 1 сентября во все школы возвращается урок труда. Мы сохраняем все лучшие наработки в рамках этого предмета и усиливаем практическую направленность. С 1-го по 4-й класс, а также в 8–9-х классах урок труда будет проходить раз в неделю, в 5–7-х классах – дважды в неделю. Дополнительно 10 часов будут предусмотрены на практические занятия. Уже внесены изменения в федеральный образовательный стандарт, организована подготовка учителей», – сказал Министр просвещения РФ.
Он добавил, что предметом предусмотрен комплексный подход, при этом у школ есть возможность самостоятельно определить, каким образом ученики будут разделены по группам. В предмете есть обязательные и вариативные модули – в зависимости от социально-экономических потребностей региона. По словам главы Минпросвещения России, в рамках предмета «Труд» ребята будут учиться основам конструирования, робототехники, работы с беспилотными авиационными системами, изучать компьютерную графику и черчение, а также практиковаться в кулинарии, кройке и шитье.
«Возвращение урока труда в школы – очень важное решение. Труд необходим, чтобы хорошо учиться, работать как физически, так и умственно. Мы абсолютно точно понимаем, что нужно детей научить всему, что им может пригодиться в жизни», – отметила председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Законопроект об обязательном трудовом воспитании. Документ разрешает привлекать школьника к труду с согласия ученика или его родителя. До сих пор в законе была запретительная мера: "запрещается привлекать без согласия".
Вроде недавно речь шла об общественно полезном труде. В первую очередь, имеются в виду традиционные дежурства в классе, столовой или раздевалке, субботники.
Также обсуждался вопрос возвращения в школы уроков труда.
Согласно изменениям в закон «Об образовании в Российской Федерации» урок труда вернется в российские школы с 1 сентября 2024 года.
«Время инженеров» - такова тема каждой встречи - каждого часа.
Время -это драгоценный дар Божий, дар жизни для творения добрых дел, совершенствования своей души, соединения с Богом.
У инженеров — каждый день — праздник.
На базе нашей школы №135 все желающие с 5 по 11 класс принимают участие в мастер-классах учителей Ю.Якимовой, А.Филяева, Ю. Демиденко, а также от сотрудников регионального отделения «Федерации гонок дронов».
Занятия проводятся каждую субботу с 14.00 до 16.30.
«Пилоты будущего» – это возможность освоить новую профессию!
Лет сто назад девушки мечтали выйти замуж за инженера. Это была престижная, востребованная профессия. А как сейчас девушки относятся к этой профессии? А как вы относитесь к тому, чтобы стать женой маркетолога или менеджера? Менеджер и маркетолог – это всего лишь продавец и «рынковед». Именно таков смысл этих слов. Спросим у юношей, хотели бы они всю жизнь заниматься продажей, например, утюгов? Или интереснее было бы изобретать новые модели утюгов, других машин? Конечно, каждому своё, но всё же изобретать интереснее. Россия всегда была кузницей великих математиков, физиков, инженеров. Выпускники многих российских вузов работают в самых престижных научных лабораториях мира. А нужны ли инженерные кадры в современной России?
Настало время инженеров.
В одном из интернет-чатов 40-летний инженер с удовольствием отметил, что в России наконец-то наступило время инженеров:
… Вот, наконец, и закончилось время, когда экономисты, юристы, и психологи и другие гуманитарии правили бал. Вакханалия гуманитарных специальностей закончилась, и все поняли, что нужно что-то производить. И тут из подземелий вышли мы – злые технари.
Это мы в молодые годы, стиснув зубы и пожирая дешёвые макароны, поступали с упорством дебилов в «технарские вузы». Это мы постоянно искали заработка, жили впроголодь, но не бросали учёбу. В то время как менеджеры, мерчандайзеры, коммерческие агенты и прочие психологи изображали бурную деятельность, делая деньги из воздуха. Но теперь халява закончилась, наступает время производства, а значит и наше время – время инженеров.
Только где они? Нет их. Вернее, нет молодых технарей. Нет инженеров, технологов, проектировщиков, электриков, автоматчиков. В стране осталось всего 5-6 компаний, которые могут построить плотину. И теперь эти компании диктуют условия, командуют парадом. Технари набирают силу, и это только радует. Конкурсы в технические вузы уже больше, чем в университеты. Но время сегодняшних студентов настанет лет через 10, поэтому сейчас наш звёздный час, чуваков в 30-40 лет. Не зря мы сидели впроголодь, когда жировали менеджеры. Теперь мы имеем стабильное ремесло, которое передадим потомкам. Поэтому мы уважаемы, мы востребованы, и теперь так будет всегда.
Прошлый опыт был хорошей практикой: ребята приучались ценить как свой, так и родительский труд.
В деревне, как правило, люди к физическому труду привыкают с детства. Детей надо учить трудиться — мнение, которое сегодня не оспаривается никем. Практика, на наш взгляд, просто жизненно необходима, чтобы не выросло общество исключительно потребителей.
Понятие волонтерство — тоже все сегодня понимают! И мы, школьники, охотно идём добровольцами выполнять те или иные работы. Нам нравится что-то самим организовывать, делать. И мы сами рады что-то сделать, как-то и кому-то помочь. Главное, не делать это обязаловкой, а использовать принцип добровольности.
В одном интервью наш земляк ответил: дети должны с малых лет привыкать к работе: "В наше время мы в классах сами убирали после занятий, дежурили. А сейчас какие-то клининговые компании, уборщицы это делают. Я полагаю, что надо привлекать детей к труду, конечно, пусть они делают то, что им по силам".
Урок труда или технологии, - это такой же предмет как математика и физкультура.
Наша справка:
Впервые уроки труда в школьной программе образовательных учреждений нашей страны появились в конце XIX века. В рамках реализации масштабной программы подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, коммерчески образованных руководителей и инженеров для детей и подростков проводили занятия, задачей которых было помочь ребятам овладеть практико-ориентированными навыками. Для педагогов важно было познакомить учеников с физическим трудом.
После Октябрьской революции случилась переоценка роли труда в школьном образовании. Учеников погрузили в процесс производства. Началось сближение общего и профессионального образования.
С появлением привычной средней школы в 30-х годах в программу включили уже знакомые нам уроки труда — с рукоделием, обработкой дерева и металла, изучением домоводства, животноводства, электромонтажа. С 1984 года идеи профессионализации общеобразовательной школы вновь стали актуальны. Начиная с младших классов, детвору стали систематически включать в организованный, посильный для их здоровья и возраста, полезный производительный труд.
Психологи рекомендуют с первых шагов малыша приучать его к самостоятельности, прививать ребёнку чувство ответственности и любовь к деятельности в принципе. Конечно, наибольшая ответственность в воспитании у ребёнка трудовых навыков ложится на родителей, которые своим примером часто показывают необходимость какой-либо деятельности.
Сегодня на уроках труда в начальной школе ребят учат обращаться с подручными материалами. Изготовление поделок развивает творческое мышление. В ход давно идут не только привычные картон и цветная бумага, но и природные материалы, ткани, нитки и другие элементы из ассортимента швейного магазина. Умение обращаться с этими предметами надолго остаётся в памяти, поэтому пришить пуговицу сможет, пожалуй, каждый школьник.
В средней школе занятия по технологии чаще всего проходят раздельно для мальчиков и девочек. Мальчишки строгают и выпиливают предметы быта и декора в мастерской, девчонки шьют, а чуть позже начинают и готовить, осваивать секреты домашнего хозяйства. На этих уроках школьники получают навыки, которые помогут им обслужить себя в быту и выполнить какие-то элементарные задачи: убраться в квартире, прибить гвоздь, сварить рассольник.
В последние несколько лет стандарты школьного образования изменились, поэтому теперь в некоторых образовательных учреждениях полезные бытовые навыки ребята осваивают с помощью современных технологий. В частности, в связи с обновлением ФГОС, в курс предмета «Технология» включены такие направления, как автоматизированные системы, 3D-моделирование, прототипирование, макетирование, компьютерная графика, робототехника, технологии умного дома и интернета вещей и другие.
Цель обновлённого подхода — сформировать техническое, инженерное мышление школьников. Это поможет им в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами. При этом учителя убеждены, что полученные знания должны пригодиться и при решении бытовых вопросов.
Как и два века назад, урок труда, пусть называющийся теперь иначе, играет очень важную роль в процессе воспитания школьников. Он раскрывает перед детьми все грани человеческого труда и тем самым даёт полезный в быту опыт. А сегодня ещё и демонстрирует ребятам колоссальные профессиональные возможности с использованием современных технологий.
Прописанные модули актуальны для средних и старших классов школы. На «труд» выделят два часа в неделю в 5–7-х классах и один — в 8–9-х. Учебные программы составят с учетом востребованных на рынке труда профессий. Мальчики.
В начальных классах предмет «труд» включает четыре модуля: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов», где школьники будут работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном и т.д. В начальной школе «труд» будет проходить один раз в неделю. Ранг-манипулятор: насколько объективны рейтинги школ.
Ветераны вспоминают:
С самого первого класса нас в пятидесятые годы приучали к труду. В начальных классах мы вырезали ножницами какие-нибудь безделушки в подарок своим мамам на 8 Марта. Затем девочек и мальчиков учили вышивать на пяльцах листочки и цветочки цветными нитками мулине. Потом, помню, учили штопать носки, пришивать пуговицы, делать игольницы . Кроме того мы мастерили поделки из природных материалов, лепили из пластилина, учились делать аппликации. Занятия проходили в том же классе, где мы изучали и другие предметы.
Но вот с пятого класса урок труда у девочек и мальчиков проходил отдельно. Девочки занимались домоводством: учились шить, готовить. А мы мальчишки ходили на урок труда в настоящие мастерские при школе.
Сначала это были столярные мастерские. У каждого ученика был верстак. Учитель труда учил нас пилить, строгать, сверлить деревяшки, фанеру. Первыми настоящими изделиями были разделочные доски. Нам их даже разрешили забрать себе домой. Затем делали скворечники.
У моего отца была столярная мастерская в сарае. И у меня к тому времени были навыки работы по дереву. Поэтому учитель труда вскоре мне предложил, чтобы я под его руководством сделал табуретку. И я ее сделал. А потом мне доверили работать на токарном станке по дереву.
В более старших классах урок труда у мальчиков проходил в слесарных мастерских. Первым делом нас обучали технике безопасности. Затем учили работать слесарными инструментами. Учили, как держать молоток, ножовку, зубило, напильники. Как ими правильно пользоваться. Как и чем правильно делать замеры.
Работать с металлом конечно труднее, чем с деревом. Как сейчас помню, отрубить зубилом кусочек от полоски металла давалось не просто. А затем мы учились изготавливать вручную стограммовые молоточки. Очень трудоемкая работа. Но еще труднее было научиться делать оконные петли. Отверстия делали на сверлильном станке. А вот на токарном и фрезерном станках поработать так и не дали.
Кроме уроков труда в школе мы проходили «летнюю практику». Длилась она 2 недели летом. В нашей школе она обычно проходила на пришкольном участке. Ухаживали за различными растениями. Щипали травку, поливали, рыхлили, собирали урожай. Некоторым доверяли вместе с учителями около школы продавать выращенное на школьном участке.
Мне такая работа не нравилась. Но вот одна практика мне очень запомнилась. Шел ремонт школы. И меня прикрепили в помощь к малярам. Я почему-то приглянулся одной женщине. И она стала меня учить правильно разводить краску, правильно красить. Мне доверили красить парты. А это я вам скажу тоже не простое дело – просто так мазюкать не получится. Тогда все это мне очень понравилось. И теперь каждый раз, когда начинаю что-нибудь красить, вспоминаю эту женщину и ее уроки.
Сегодня уроки труда будут очень полезны. Пусть большинство из нас не стали ни столярами, ни слесарями, ни токарями, ни малярами, ни швеями. Но полученные навыки труда в жизни моего поколения очень всем пригодились и на работе, и в быту. Особенно в эпоху тотального дефицита. Умение своими руками что-то сделать, отремонтировать, пошить или даже перекроить из старой вещи было просто необходимостью. Ну а умение приготовить вкусную пищу и сейчас очень актуально.
Уроки труда, теперь технологии, стоит сохранить потому, что эти уроки тренируют мышление, воображение, память, самостоятельность, творческие и технические способности. Уроки труда приучают к аккуратности, бережливости и опрятности. А в будущем это не раз пригодится. Дети начинают понимать, как зарабатываются деньги.
Доклады и выступления:
А сейчас небольшой информационный блок об инженерных профессиях.
Российские корифеи инженерного дела.
Миша: История техники хранит имена учёных, изобретателей, инженеров, давших небывалый толчок научно-техническому прогрессу. Среди них были и высокообразованные учёные, и гениальные самоучки. Всему миру известны имена выдающихся русских изобретателей. Талантливый механик Андрей Константинович Нартов (1698-1756). Соратник М.В.Ломоносова, он создал приспособление, которое закрепляло и направляло резец токарного станка. С этого изобретения начался переход от ручной техники к машинной. Нартов создал всевозможные станки и подъёмные механизмы (с помощью одного из них удалось поднять царь-колокол на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле). Он изобрёл новый эффективный способ отливки пушек, оптический прицел и многое другое.
Выдающийся механик Иван Петрович Кулибин (1735-1818) был самоучкой. Он изобрёл множество механизмов, среди которых был и семафорный телеграф, и шарнирные протезы, которые он называл «механические ноги», и речное судно с «вододействующим» двигателем. Кулибин проектировал чудо-мосты и мастерил механические диковинки. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся уникальные карманные часы Кулибина, сделанные в виде яйца. Внутри часов есть музыкальный автомат с подвижными фигурками, воспроизводящий несколько мелодий.
Изобретатели отец и сын Черепановы – Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) – построили больше 20 паровых машин различной мощности, несколько уникальных станков (токарные, сверлильные, гвоздильные, винторезные, строгальные). Но самое замечательно изобретение Черепановых – первые в России паровозы и железная дорога. С этой дороги началось развитие железнодорожного транспорта в России.
Арсений: Замечательные русские электротехники Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) и Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) были изобретателями электричества. А физик и электротехник Александр Степанович Попов (1859-1906) стал изобретателем радиосвязи.
Все открытия в авиации базируются на идеях выдающегося русского инженера и учёного Николая Егоровича Жуковского (1847-1921), который был создателем аэродинамики. А самый близкий соратник Н.Е.Жуковского авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1887-1972) стал одним из основателей отечественного самолётостроения. Под руководством Туполева разработано более 100 типов самолётов. Самолёты с маркой «АНТ» и «Ту» побили около 80 мировых рекордов.
Человеком уникального дарования был выдающийся инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939). 60 лет жизни он отдал инженерному делу, оставил сотни изобретений. Среди них – новый способ переработки нефти и резервуары для хранения нефтепродуктов. По формулам Шухова и сейчас почти во всём мире рассчитывают нефтепроводы. Инженер Шухов оставил свой след и в строительстве: 500 мостов, сетчатых и арочных перекрытий и знаменитая гиперболоидная телебашня на Шаболовке высотой 148,3 метра.
Выдающимся инженером-строителем был Николай Васильевич Никитин (1907-1977). Он участвовал в возведении Московского университета на Ленинских горах, других уникальных сооружений. Но главное его творение – Останкинская радиотелевизионная башня, построенная в Москве в 1976 году. Это самое высокое свободностоящее сооружение в Европе. А ещё это пример невиданных для такой высоты прочности, устойчивости и равновесия. При строительстве телебашни было использовано много уникальных инженерных идей.
Инженеры – это люди, которые умеют воплощать в жизнь замыслы фантастов, умеют делать открытия, облегчающие нашу жизнь. Каким бы был мир без инженеров?
Ашот: Слово «инженер» произошло от латинского «инжениум» - способность, изобретательность. Инженер – это человек, который способен к работе с техникой, к техническому творчеству. Эта профессия сформировалась к концу 19 века. До революции инженеры были богатыми, обеспеченными людьми, имели прислугу, отдыхали за границей. Но «золотой век» инженеров продлился недолго. Техника усложнялась, и новые проекты были под силу только крупным коллективам, внутри которых было разделение труда между инженерами. Всё больше становилось инженерных специальностей. Первый самолёт братья Райт создали вдвоём, а уже через 40 лет в создании самолёта В-29 на фирме Боинг принимало участие более 400 только инженеров-проектировщиков. Мы расскажем лишь о некоторых инженерных специальностях.
Миша: Инженер-геодезист. Проводит съёмку на местности и составляет планы и карты, осуществляет геодезический контроль за взаиморасположением важных промышленных, жилых сооружений; ведёт научно-исследовательскую работу, связанную с разработкой новых методов измерений на местности.
Даша: Инженер-мелиоратор. Организует работу по мелиорации (улучшению) земель, эксплуатации необходимой техники, осуществляет мероприятия по осушению и орошению земель, участвует в приёмке земель, контролирует выполнение природоохранных мероприятий в процессе мелиорации.
Милана: Инженер-машиностроитель. Разрабатывает, планирует и организует технологические процессы обработки деталей и сборки машин; выбирает оптимальные условия их проведения и управляет ими с помощью средств автоматики; проектирует технологическое оборудование, машины, станки и механизмы, производя необходимые расчёты и осуществляя надзор за реализацией проектных решений; рассчитывает экономическую эффективность решений.
Кирилл: Инженер-механик. Осуществляет комплексную механизацию, электрификацию и автоматизацию производственных процессов, обеспечивает рациональное использование сельхозтехники; рассчитывает режим работы сельхозмашин в соответствии с заданными условиями; конструирует отдельные узлы и агрегаты; испытывает средства механизации; организует хранение, ремонт и обслуживание сельхозтехники; оценивает качество ремонтных работ.
Арина: Инженер-строитель. (Автомобильных дорог) Ставит и решает задачи, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог, организацией их эффективной эксплуатации; разрабатывает и ведёт документацию.
Вика: Инженер-технолог пищевого производства. Планирует и организует производство продуктов питания, выбирает оптимальные режимы технологических процессов, определяет основные характеристики выпускаемой продукции, используя современные методы контроля качества.
Миша: Инженер-электрик. Проектирует системы электроснабжения промышленных предприятий и населённых пунктов, включая наружные и внутренние электроустановки всех номинальных напряжений и назначений; производит монтаж и наладку электрических подстанций.
Ашот: Инженер по кадастру. Организует работу по эффективному использованию земель, контролирует соблюдение земельного законодательства; внедряет проекты землеустройства и освоения новых земель; ведёт кадастровые книги; даёт заключения об использовании территории.
Арсений: Инженер-конструктор. Руководит выполнением проектно-конструкторских работ, участвует в конструировании изделий; разрабатывает проектную и рабочую документацию, выполняет технические расчёты по проектам; составляет схемы и экономическое обоснование; участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче опытных образцов.
Арина: Инженер связи. Проектирует станции и узлы связи; системы передачи аналоговой и дискретной информации; разрабатывает структурные и принципиальные схемы сетей связи; осуществляет контроль и диагностику оборудования; рассчитывает эффективность внедряемых решений.
Кирилл: Инженерных специальностей – сотни. Спрос на них в России с каждым годом растёт. По прогнозам ведущих кадровых агентств, в ближайшие годы перспективы для инженеров вырастут.
Инженеры – люди очень серьёзные, но далеко не скучные. У них прекрасно развито чувство юмора. Вот, что они рассказывают о себе.
Даша: Для настоящих инженеров все существующие в природе предметы делятся на две категории: те, которые требуют ремонта и те, которые потребуют ремонта, как только кто-нибудь до них дотронется.
Инженеры любят решать проблемы. Если нет никаких проблем, будьте уверены: инженер обязательно создаст их сам. Обычные люди придерживаются такой точки зрения: «Если вещь работает, её не нужно ремонтировать». Инженеры же думают так: «Если вещь работает, её работа может быть улучшена».
Мода и внешний вид. Одежда – это то, что меньше всего заботит инженера, для него главное – чтобы поддерживалась нормальная температура тела и соблюдались элементарные нормы приличия. Если ни одна конечность не мёрзнет, одежда считается удовлетворяющей требованиям. Всё остальное – не более чем предрассудки.
Любовь. Инженеры хорошо известны как высококачественный материал для создания семьи. Они умные, честные, внушают доверие, у них всегда есть работа, они без труда заменят лампочку.
Экономия. Замечено, что инженеры тратят мало, но не из жадности или бедности, а потому, что каждую ситуацию, в которой нужно потратить деньги, они рассматривают как задачу: каким образом можно выйти из создавшейся ситуации с наименьшими затратами?
Самоощущение. Для инженеров больше всего важны две вещи: собственный интеллект и умение применять свои знания.
Лучший способ добиться от инженера решения задачи – объявить её неразрешимой. Ни один инженер не успокоится, пока не решит эту задачу.
Ничто так не угнетает инженера, как сознание того, что кто-то лучше технически подготовлен. Хитрые руководители умело используют эту слабость. Если инженеру не хочется решать какую-то задачу, начальник уныло заявляет: «Ну ладно, я обращусь в другое место, уж там-то умеют решать сложные проблемы». Вот тут-то инженер набросится на проблему, как голодный пёс на кость.
(исп м-лы СМИ;)