СОШ№135:   Летний лагерь «Город мастеров» на Экофесте-2024

В Перми - экологический фестиваль «Природа города». 

Наше образовательное путешествие с командой летнего лагеря СОШ №135 «Город мастеров» - мы назвали «Взлёт на «ЭКОФЕСТ-24» - командный эко-поход за  экознаниями!». Почему взлёт? — в нашей школе в технопарке делают ребята и  сказочные «ковры-самолёты» БПЛА. Они доставили анс прямо эколого-интерактивный павильон "Природа города Перми", где мы поставили задачу  узнать интересные факты о природе и принять участие в интерактивных мероприятиях для всей семьи (к сожалению, родители не подтянулись).

         Но с юнвоенкорами отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»  группа летнего лагеря прибыла по повестке 07.06.24г. на «уличную зелёную тропу городской эспланады» с названием: 

ЭКОФЕСТ «Природа города»

(Ознакомиться с программой можно по ссылке:

 https://disk.yandex.ru/i/FHLeFgULCjzQEA).

         Наша школа №135 — участник XXI городского конкурса проектов по организации летних трудовых и образовательных экологических отрядов «Эколето-2024».   Эколого-просветительская деятельность, соблюдение экологической культуры и этики при взаимодействии с окружающей средой — приоритетные темы. Организатором Конкурса выступает управление по экологии и природопользованию администрации города Перми.

         Цель Конкурса - организация экологического воспитания и просвещения детей и подростков. Эковоспитание молодёжи – значимая составляющая в решении вопросов экологии.

         Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин всегда отмечает, что Пермь и Пермский край – лидеры в Приволжском федеральном округе по количеству особо охраняемых природных территорий, и мы намерены сохранить этот статус. Большое спасибо нашим индустриальным партнерам за поддержку экологических проектов и инициатив. Только совместными усилиями с краевыми, городскими властями, промышленниками и общественниками – можно добиться качественных изменений и улучшения жизни в наших городах. Желаю всем плодотворной работы!

         Проведение "Экофеста" стало уже традицией нашего города. Отметим, что из года в год подготавливается новая программа и разнообразные эко-активности для нас, юнвоенкоров, юннатов, жителей Перми и Прикамья!

         В этом году фестиваль проходит в рамках года семьи и  стал незабываемым мероприятием для всех поколений.

В нашем городе 7 июня состоялся экологический фестиваль с названием «Природа города». Данное мероприятие проводилось на городской эспланаде у театра драмы, и было направленно на изучение и сохранение окружающей среды. Мы с педагогами и ребятами из школьного лагеря отправились в увлекательное путешествие на это удивительное событие.

Для гостей Экофеста были организованы экологические практикумы, игры, викторины и квесты, которые позволили участникам узнать больше об окружающем мире и его проблемах. Участники фестиваля смогли узнать о вторичной переработке, сборке скворечников и домиков для пернатых друзей.

Для посетителей работала выставка «Природа города Перми», где можно было узнать интересные факты о природе и принять участие в интерактивных мероприятиях.

Больше всего ребят из впечатлила интерактивная площадка «Лес», где одевались наушники с лесными звуками и вокруг тебя деревья, кустарники, а под ногами травка, мох, шишки, песок, и действительно создавалось впечатление, что находишься в настоящем лесу. При входе все снимали обувь и ходили босиком, эти ощущения помогали ребятам более «глубоко» погрузиться и слиться (воссоединиться) с природой.

Всех желающих гостей Экофеста угощали вкусным и ароматным травяным чаем с вареньем. Мы с большим удовольствием его отведали и остались в полном восторге.

На мой взгляд, этот экологический фестиваль «Природа города» стал одним из самых масштабных мероприятий по экологическому просвещению для ребят из лагеря. Подобное событие позволило детям: развить любовь к природе, осознать, что она нуждается в заботе, и расширить кругозор и знания в сфере экологии.

         Творческие мастер-классы проводились для каждой семьи, которые не упустили возможность поучаствовать в экопразднике: погрузиться в мир творчества и создать красивые экологические поделки, вдохновленные природой. Провести время вместе и научить детей бережно относиться к природе не так просто, а на «Экофесте» все участники стали экологами (как по «волшебной палочке») незаметно!  Ведь на экопрактикумах и в эколабораториях каждый участник смог поисследовать тайны природы в интерактивных лабораториях и узнать, как можно ее сохранить и защитить. Совместные открытия сделали «своё доброе дело»: все стали ближе друг к другу.

         Впереди нас ждут экскурсионные программы: с юнвоенкорами отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова отряды летнего лагеря отправятся в образовательные путешествия по красивейшим уголкам нашего города, чтобы увидеть его природное богатство и разнообразие.

         "Экофест" — это действительно прекрасная возможность провести время с семьей, узнать много нового и внести свой вклад в охрану окружающей среды. Нам всем надо не упустить  шанс стать частью этого уникального события!

         К фестивалю «Природа города»  приготовлена специальная интерактивная карта с 20 природными городскими локациями! Мы узнали про все охраняемые территории!        

         В этом году мы насладились вступлениями различных музыкальных коллективов!

         У посетителей экологического фестиваля была возможность посетить сразу 3 интерактивные площадки, нацеленные на взаимодействие с природными материалами и погружение в природу в самом центре города!

Нашли

- «Босоногую тропу» - возможность заземлиться и быть ближе к природе. Теперь мы знаем, что ходить босиком приятно и очень полезно. На тропе присутствует разное покрытие: мох, галька, песок. Все это части природы, как и сам человек.

- «Лес в городе» - возможность остаться наедине с собой, погрузиться в свои мысли и насладиться спокойствием леса прямо в центре города.

- «Послание на Гальке» - возможность стать волшебником для незнакомца. Мы все - частичка чего-то большего. Каждый из нас проводник для другого. На Экофесте всем предложено передать послание, которое для кого-то станет важным!

На экологическом квесте "Я – натуралист" мы вместе с ведущим погрузились в атмосферу "Экофеста" и проверили свои знания о городских природных территориях и правилах поведения на них!

Узнали о живых обитателях – растениях, животных, грибах, о малых реках и экотропах, а также об осознанном потреблении и раздельном сборе отходов.

На каждой станции квеста нас  ждали загадочные и интересные материалы, с которыми и связаны вопросы. Было нескучно!

См. фотоальбом

PS 

         «Сибур-Химпром» выступил генеральным партнёром по устойчивому развитию экологического фестиваля «Природа города», на который мы пришли.

         Круглый стол «Особенности реализации проектов по экономике замкнутого цикла в России: вызовы и основные тренды» в Пермской краевой библиотеке им. А. М. Горького будет посвящен региональным программам экономики замкнутого цикла, опыту СИБУРа, FMCG-компаний, переработчиков, а также барьерам, мешающим продвижению решений в этой сфере. В круглом столе примут участие сотрудники «Сибур-Химпрома», приглашены специалисты Министерства ЖКХ и благоустройства Пермского края, представители торговой сети «Лента», компании-переработчика «Буматика», НКО «Раздельный сбор» и др.

         На стенде «Сибур-Химпрома»  узнали как предприятие снижает экологическое воздействие, очищает сточные воды и контролирует качество атмосферного воздуха. А на фотозоне «имели дело» с полным комплектом спецодежды, заглянули в микроскоп и потрогать вспенивающийся полистирол, познакомились с производственными процессами СИБУРа в Перми и системой экологического мониторинга.

         Передвижная экологическая лаборатория СИБУРа прямо на площадке фестиваля исследует состав пермского воздуха — автоматическая система анализа сразу же выдаст результат.

         Также компания СИБУР в рамках мероприятия провела диджитал-фестиваль экологичного человека - «Экочелла 2.0». Мы смогли поучаствовать в эковикторине и проверить свои знания об экологии.

         Потом ждали диджитал-приз — авторский экологичный стикерпак от СИБУРа. Но по времени не смогли выиграть еще и крутые подарки: экологичные игрушки с фабрики «Весна» с брендом Laika, шопперы и сувениры.

         Еще одной точкой притяжения для горожан всех возрастов стала фотозона в экостиле с брендом Laika. Это экологичный пластификатор и один из компонентов в составе товаров для дома и игрушек. В отличие от пластификаторов старого поколения Laika полностью безопасна для человека и окружающей среды.

         Максим Леньков, генеральный директор АО «Сибур-Химпром»:

         — Экологическая ответственность предприятия — это не только набор технологий, которые помогают нам снижать воздействие на окружающую среду, например, наши уникальные биологические очистные сооружения или реализованный климатический проект. Это ещё поддержка НКО и активных городских сообществ, которые заботятся о развитии города как экосистемы, и просвещение в области повседневных экопрактик, например, сортировки мусора. Мы уже много достигли по всем направлениям, и сейчас хотим поделиться своим опытом, а также найти новые варианты взаимодействия с городскими и краевыми властями, экоактивистами и обычными горожанами всех возрастов.

         Специалисты предприятия рассказали об экологических проектах, которые холдинг поддерживает в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел», экологии промышленных предприятий и концепции устойчивого развития, подходах к сохранению окружающей среды, цифровых решениях и регулярном мониторинге.

В шатре «Уралхима» проходили мастер-классы «Посадка семян зелени», «Декорирование горшочка и высадка комнатного томата» и «Роспись сумки-шоппера». Дети узнали, как правильно использовать удобрения «Уралхима», чтобы помочь растениям хорошо развиваться в городской среде, дома и на даче. Все желающие смогли поучаствовать в викторине и выиграть призы, а также раскрасить большой баннер на тему «Потому что еда нужна каждому». 

         Вот уже больше 18 лет Камская ГЭС (филиал ПАО «РусГидро») реализует свою «Зеленую программу», направленную на экологическое воспитание и просвещение подрастающего поколения жителей Орджоникидзевского района.

         В 2006 году по инициативе гидроэнергетиков в районе было создано движение «Камская волна», объединившее экологические отряды всех образовательных учреждений.

         В 2019 года в долине реки Гайва была открыта экологическая тропа «Тайны реки Гайва», которая стала местом притяжения тысяч пермяков. Там ежегодно проходят лаборатории на водоеме, субботники, экскурсии.

В 2023 году впервые прошел фестиваль экологической песни «ГайваФест».

                   Были и экологические игры на фестивале !

         (Игры включают как самые простые игровые задания для самых маленьких (3+) (например, рассортировать в разные корзинки шишки и жёлуди; собрать мусор в ведро палкой-хваталкой и т.п.), так и посложнее (например, запомнить, к каким видам деревьев относятся шишки, а далее запомнить и найти свою шишку наощупь; восстановить последовательность расположения природных объектов; найти природные объекты с заданными свойствами и т.п.) и самые сложные, требующие наличия знаний, логики, сообразительности (например, объяснить, как связаны представленные природные артефакты; найти связь между природными явлениями и т.п.). 

         В рамках ЭКОФЕСТА «Природа города» в Зале совещаний Библиотеки им. Горького прошёл круглый стол.

         Круглый стол  посвящен раздельному сбору отходов на особо охраняемых природных территориях;  мотивационный семинар «Развитие добровольчества на природных территориях»;  дискуссия «Роль промышленных предприятий в устойчивом развитии города»;  круглый стол, посвященный актуальным вопросам озеленения столицы Прикамья  (в рамках круглого стола спикеры затронули темы грамотного преобразования и применения элементов озеления в городе, сложностей городского озеленения, использования экологичных подходов при создании зеленых территорий и последующем уходе за ними, кадровой политики и мн. др.);

         На круглом столе с докладом о преобразовании в системе озеленения города Перми выступила заместитель начальника департамента дорог и благоустройства администрации города г. Перми Ольга Яковлева. Директор МКУ «Городское зеленое строительство» г.Пермь Екатерина Овчинникова - Макушина свое выступление посвятила развитию МКУ «ГорЗеленСтрой». Об особенностях уходных работ за растениями на больших городских территориях рассказала ландшафтный дизайнер, проектировщик озеленения городской эспланады, г. Пермь Галина Пашковская. Защите зеленых насаждений в Перми было посвящено выступление начальника отдела защиты зеленых насаждений МКУ «ГорЗеленСтрой» Наиля Харисова.

Одним из актуальных вопросов круглого стола стала тема подготовки кадров в сфере озеленения города. Этому вопросу посвятила свой доклад заведующая кафедры лесоводства и ландшафтной архитектуры ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет» Илюса Збруева. Директор по развитию компании «Здоровое Дерево» Евгений Ястребов рассказал о таком современном способе, как стволовые инъекции, которые помогают растениям успешно справляться от многочисленных недугов. В рамках мастер-класса «Лечение деревьев. Технология стволовых микроинъекций Mauget» специалист компании наглядно показал технику проведения инъекций от насекомых вредителей и лечения болезней деревьев.

Будущее со всеми  и  для  всех!

         С пониманием хозяйственной деятельности человека как проявления заповеди обладания землёй связано и понятие регуляции природы, выработанное в лоне русского космизма, одного из особенно мировоззренчески значимых и актуальных течений отечественной философии. Представители естественнонаучной ветви космизма Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный, В.Ф. Купревич выдвигают идею направленности эволюции, рассматривая жизнь, сознание, творческую деятельность человека как ключевой фактор развития Земли и Вселенной. Человек становится у руля мирового развития, проявляет сознательно, свободно и целенаправленно тот импульс восхождения, самоорганизации, совершенствования, который содержится внутри самой жизни.

         Деятели религиозно-философской ветви течения русского космизма, такие как П.А. Флоренский, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьёв, равно как и родоначальник космизма Н.Ф. Фёдоров, подчёркивают, что в триаде "Бог, человек и природа" человек выступает "орудием божественного разума и сам становится разумом вселенной". Природа через человека переходит "из бессознательного состояния в сознательное" — и это тяготение бытия к совершенству, импульс восхождения от разрушения, слепоты, смерти к тому состоянию, образ которого дан в неслиянно-нераздельном бытии Пресвятой Троицы, есть действие Божьего промысла.

         Противостоя хищническому природопользованию, регуляция не уводит в пассивность, не умаляет активности человека в природе, но выстраивает её на основаниях, продемонстрированных в делах Иисуса Христа, который исцелял больных, воскрешал умерших, утишал бури и заповедал ученикам: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14:12). Со стороны человека она предполагает полноту знания природных процессов, достигаемого при помощи развития науки, и полноту любви и заботы, пестования в себе родственного миросознания, для которого нет деления на своих и чужих.

         Полноту регуляции Фёдоров видел в победе над смертью, мысля её радикально — не просто как достижение бессмертия человеческим родом, а как воскрешение всех когда-либо живших, как преображение природного порядка существования, основанного на борьбе существ, пожирании, вытеснении, смерти. Для Фёдорова смертность — это "отживающее" состояние природы, а если воспользоваться христианской системой координат, в которой выстраивал свои рассуждения философ общего дела, — послегрехопадное, искажённое, ибо Бог "не сотворил смерти и не радуется погибели живущих" (Прем. 1:13). Новое, совершенное состояние, в которое через человека входит природа, предполагает полноту бытия, где ничто уже не умаляется, не исчезает, не проваливается в пропасть беспамятства, но расцветает для вечности.

         Регулятивное действие человечества, с точки зрения представителей русского космизма, не может быть ограничено только планетой Земля. Они строят образ космического будущего человечества и говорят о регуляции в масштабах Вселенной. Это характерная черта космизма, выделяющая его в ряду других философских течений. Будучи сознающей, мыслящей частью природы, человек и должен действовать во всей природе, быть деятелем не только земного, но и космического процесса. Связывая будущее действие человечества во Вселенной с исполнением Божественной заповеди об "обладании землёй", Фёдоров побуждает понимать её расширительно — как завет существу, созданному по образу и подобию Божию, быть добрым управителем всего мироздания.

         Идеалом русского космизма в его религиозно-философской ветви является Царствие Божие, а в естественнонаучном — ноосфера, новое, творчески организованное состояние биосферы. В первом случае идеальное состояние связывается с образом бессмертия, всеединства, любви, полноты взаимодействия Бога и человечества. Во втором случае совершенство связано с тем, что физик Н.А. Умов называл "стройностью", упорядоченностью сил и элементов мира, а В.И. Вернадский — "перестройкой биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого". И для космистов-учёных, и для космистов — религиозных мыслителей совершенное состояние не статично. Это динамическая, творческая вечность. Развитие здесь осуществляется не через смену поколений, не через вытеснение последующим предыдущего, а через приращение бытия, через возвращение утраченного, через расширение знаний, творческих возможностей человечества. Оно предполагает участие всех, собор лиц.

         Образ совершенного состояния относится в русском космизме как к миру, преображаемому человеком, так и к самому человеку, одновременно преображающему себя самого. Совершенный человек будущего предстаёт в русском космизме как существо, преодолевшее смерть, способное к бесконечному самовозобновлению, к безграничному перемещению на далёкие расстояния без помощи техники, способное жить в разных природных средах. Он является автотрофным существом, строящим свои ткани подобно тому, как это делают зелёные растения, не пожирающие чужой жизни, накапливающие энергию солнца. Одновременно это личность, максимально развившая в себе способность к любви, эмпатии, сочувственному вниманию к другому "я", к людям и всем живым существам. Человек будущего утверждает на новом уровне античный идеал калокагатии. В нём преодолевается разрыв между безграничностью духовной природы и ограниченностью физического естества. Преобразив свой организм, достигнув "полноорганности", человек, как пишет Фёдоров, сможет "осуществлять не по нужде, а по избытку душевной мощи бесконечную мысль в неограниченных средствах материи".

         Идея полноорганности по-новому заставляет взглянуть на современные дискуссии о соотношении искусственного и природного, техники и органики. Подчёркивая, что техника и технические возможности расширяют творческий горизонт человечества, ареал его действия в мире, дают ощущение "планетарности земли", философы-космисты в то же время указывали, что технический тип развития доводит до предела орудийный принцип отношения человека к миру, обратной стороной которого является отчуждение, распад интимной связи человека и мира. Стремясь найти выход из противоречия, они оригинальным образом использовали идею органопроекции, согласно которой технические орудия суть искусственное продолжение органов человека. Размышляя о феномене органопроекции, П.А. Флоренский указывал на то, что технические орудия действуют проективно, воспроизводя в законченном виде те непроявленные органы и возможности, которые есть в человеческом организме. Тем самым не только биология служит для техники источником вдохновения, но и "техника может и должна провоцировать биологию… Линия техники и линия жизни идут параллельно друг к другу".

         Из последнего тезиса вытекает тот поворот от техники к органике, который декларируют представители русского космизма как перспективу будущего, обозначая вектор постепенного перехода с путей технического прогресса, усовершенствующего мощь человека фабрикацией внешних приставок к его органам, на путь органического прогресса, основанного на том, чтобы раскрыть и развить скрытые возможности самого человеческого организма, ещё дремлющие потенции живого. Этим подход космизма радикально отличается от постулатов современного трансгуманизма, всецело ориентированного именно на технический путь, вторгающийся в природу и уже в саму "генетическую карту" природы со скальпелем хирурга. Если русский космизм нацеливает на то, чтобы развивать биологическое, рассматривая искусственное, техническое как подпору, но не как замену, то трансгуманизм фактически отказывается от биологического в пользу технологического, говорит о переносе сознания в компьютер, о создании искусственного тела человека, то есть фактически о замене человеческого организма протезом. Между тем, с точки зрения космизма, разум не должен конфликтовать с живой материей: она — его колыбель, его мать, а от матери не отрекаются.

         В теоретической и прикладной науке, с точки зрения идей космизма, поддержки требует всё то, что работает на жизнь и на человека как средоточие жизни чувствующей, сознающей, творящей. При этом действие человека в природе должно быть основано на доскональном и глубоком изучении земных и космических процессов, законов функционирования биосферы, а не на непросчитываемом "блицкриге", "хакинге" природы или человеческого организма. Природное целое — не компьютерная программа, которую можно "взломать". Взлом, как, впрочем, и в кибернетических объектах, обернётся нарушением системы, её ослаблением, деструкцией, неизбежно ведущей к гибели.

         Развитие научного знания требует и соответствующей общественной практики, и высокой системы нравственных ценностей. Во всём мире ведутся интенсивные разработки в области борьбы с болезнями, провоцирующими инвалидность и смертность, изучаются механизмы старения, разрабатываются методики долголетия. Но у этих разработок нет аксиологической перспективы. Мы, земляне, не понимаем, что, преодолевая старение, борясь с болезнью и смертью, исполняем наше эволюционное предназначение, работаем на будущее биосферы, Земли, человека. Внимание к проблеме продления жизни ослабляет наша собственная духовная шаткость, зыбкость нравственных основ, скрепляющих общественное и державное целое, социальный эгоизм, ориентированность всего строя жизни на постоянную сменяемость поколений. Для цивилизации потребления с её жёсткой формулой "товар — деньги — товар" неинтересны ни пенсионеры, ни малоимущие: они не являются эффективными потребителями услуг, в том числе тех, что непосредственно связаны с обеспечением здоровья и качества жизни. Для ноосферного миропонимания подобное неприемлемо в принципе. Оно утверждает абсолютную ценность каждой человеческой личности вне зависимости от возраста, талантов, социального статуса, пресловутой платёжеспособности, подчёркивает невозможность какой бы то ни было сортировки людей, декларирует равенство доступа к знанию и технологиям.

         Экономика сотрудничества, экономика общего дела, которую выдвигали Н.Ф. Фёдоров, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, неразрывно соединённая с персонализмом, с этикой соборности, способна обеспечить развитие прорывных отраслей и вывести в сферу общедоступности высокотехнологичную медицинскую помощь и те достижения в сфере продления жизни и практического бессмертия, которые ныне являются дорогостоящими и принципиально недостижимыми для всех.

         Наука идёт вперёд — это объективный процесс. Достаточно вспомнить Вернадского, называвшего научную мысль планетным явлением, "новым геологическим фактором" и подчёркивавшего, что процесс развития и расширения научного знания закономерен, "как закономерен в ходе времени палеонтологический процесс, создавший мозг". Ставить заслон этой силе — занятие бесполезное. Но важно сделать так, чтобы разум не стал холодным, безжалостным, эгоистическим, а для этого, как подчёркивал Н.А. Умов, его вечным спутником должна стать агапе — любовь.

         Мы уже приводили афоризм Фёдорова, выражающий его этику соборности, общего дела: "Нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех". Отсюда следует перекинуть смысловой мост к другой капитальной идее, характерной не только для русских космистов, но и для других представителей русской мысли, разделявших идею оправдания истории, — к идее апокатастасиса. Эта идея основана на признании абсолютной благости Божией и в то же время полноты человеческой любви. Для Фёдорова, Соловьёва, Бердяева, Булгакова, для христианских космистов 1920–1930-х годов не существует фатально проклятых и отверженных людей и народов: у каждого, подобно блудному сыну евангельской притчи, есть шанс на покаяние и спасение. И потому борьбе Востока и Запада, составляющей, по Фёдорову, смысл и содержание всемирной истории, философ противопоставляет проект их союза в общем воскресительном деле.

         2024 год в нашей стране объявлен годом семьи. Семья влияет на многие аспекты жизни человека – его самоощущение, привычки, компетенции, мировоззрение.
         Нам бы очень хотелось, чтобы именно с семьи начиналось и экологическое воспитание. С помощью родных и близких дети учились видеть в природе друга, с которым можно и нужно строить здоровые, взаимоподдерживающие и взаимовыгодные отношения. 

(исп м-лы СМИ; Анастасия Гачёва; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнвоенкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.»,  Юнвоенкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юнвоенкор,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда, Юнвоенкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнвоенкор    отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев —  Юнвоенкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян —  Юнвоенкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.