СОШ№135:   «Эколето-2024». Наш проект «Река Ива наша малая Родина. Сбережем ее!» - Итоги

МАОУ СОШ №135 участвует в городском конкурсе проектов по организации летних трудовых и образовательных экологических отрядов «Эколето-2024». Наш проект «Река Ива наша малая Родина. Сбережем ее!».

         Воздействие человека на природную среду особенно сильно сказывается в урбанизированных территориях, таких как г.Пермь, где с каждым годом становится меньше естественных природных территорий. Люди, обладая большим объемом информации, перестают ощущать, осмысливать и понимать природу.

         Для сохранения нашего уникального уголка природы мы предложили осуществить эколого-просветительскую деятельность в особо охраняемой природной территории Мотовилихинского района, откуда и образовался наш замечательный город.

         При обсуждении положительных примеров очистки природных территорий принято очень важное природоохранное решение для Перми - создать особо охраняемую природную территорию в долине реки Ива, включая Сад Соловьев на её притоке - реке Уинка. Подготовка обосновывающих материалов началась прошлой осенью.

https://www.permkrai.ru/news/gubernator-prikamya-poruchil-sozdat-osobo-okhranyaemuyu-prirodnuyu-territoriyu-v-doline-reki-iva-v-p/

            Поэтому и целью проекта является организация экологического воспитания и привлечение к практическим природоохранным мероприятиям детей и подростков г.Перми, обучающихся МАОУ “СОШ №135” и их родителей.

            Формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе общественно - полезной деятельности по улучшению и восстановлению         окружающей природной среды своей малой Родины; пропаганда экологических  знаний среди всех слоев населения.

         Первой задачей стала деятельность по экологическому воспитанию и просвещению детей и подростков в условиях летнего отдыха; популяризация идей охраны природы, через привлечение к практическим природоохранным мероприятиям по экологической пропаганде и просвещению населения;

         Второй - организовать комплекс природоохранных, познавательных и игровых экологических мероприятий;

         Третьей - провести наблюдение и экологические мероприятия по сохранению экотропы по маршруту «Тропа Ивинская».

         Наши маршруты были разнообразными, но все послужили тому, чтобы лучше понимать, что необходимо видет на нашей «Ивинской», принимать решения и участвовать в экологических акциях.

         Место проведения проекта: долина реки Ива и территория школы № 135:

  • создание и организация работы детских экологических трудовых и образовательных отрядов;
  • по маршруту на тропе «Ивинская» наведение порядка и сбора мусора в игровой форме;
  • проведение конкурсов, викторин, экологических флешмобов для младших классов школьного летнего лагеря;
  • экомастерская полезное из бесполезного. Мусору – вторую жизнь!
  • наблюдение состояния Ивинской экологической тропы;
  • разработка станций на экотропе с последующими природоохранными мероприятиями для учащихся;
  • квест-игра по раздельному сбору мусора;
  • сбор и подготовка материала о растениях, произрастающих на Ивинской тропе;
  • привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях (5 июня – День эколога), экологическая акция «Мы за чистую речку!», «Побели дерево - защити от болезни!»;
  • Учебная экскурсия «Флора и фауна долины реки Ива»
  • проведение акции по высадке и дальнейшему уходу саженцев деревьев, цветов и кустарников на пришкольном участке;
  • работа школьной кино - видеостудии «Династия» фото и видеосъемка всех этапов работы по реализации проекта;
  • организация экологической странички на сайте школы, посвященной реализации проекта. 

 См. фотоальбом

            На входной площадке всегда стараемся пояснить детям важность изучения и мониторинга экологического состояния зоны отдыха  «Ивинская тропа», организуем встречу с наставником проекта экотропа  «Ивинская» Родыгиной Верой Аркадьевной, уточненяем план работы, сроки реализации  и участников проекта. 

С Верой Аркадьевной обсуждаем: 

 Содержание экологического воспитания и просвещения 

           Экологическое образование и воспитание школьников - настоятельное         требование времени. Вместе занимаемся практической природоохранной         деятельностью, продолжать охранять экологические территории долины реки        Ива, с привлечением всех слоёв населения. Река Ива это малая Родина -        “открытый класс природы” где можно эффективно понимать и как “мы изучаем   природу” и как “природа нас учит”. А это значит, что цель организации       экообразования на базе экологической тропы «Ивенская» заключается, прежде всего, в обучении и воспитании граждан г. Перми. С одной стороны, задачей         тропы является своеобразный природоведческий ликбез - расширение у      посетителей элементарного объёма знаний об объектах, процессах и явлениях         окружающей природы в самой природе. С другой стороны, вырастить патриотов - научить пермяков замечать различные проявления воздействия антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь их оценивать. Третья, и, в конечном итоге, главная задача тропы «Ивенская» - способствовать воспитанию экологической культуры поведения    человека - его отношения к природе.

 Как я стал юным натуралистом, юным экологом

Школа юного эколога I История вещей и экономика будущего

Фильм «Становление юных экологов»

 

Задачи экологических походов:

- проведение школьной экскурсии (образовательного путешествия) для  смены лагеря дневного пребывания в школе №135 по экологической тропе у малой реки Ивы;

-  очистка тропы от мусора и занятие «Беседа «Лес в жизни человека»;

«Лес в жизни человека».

         Пермь — город  уникальный с лесными массивами и островками в долинах малых рек.

         Цель:

- обобщить представление детей о разностороннем значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Лес насыщает воздух кислородом, служит местом отдыха людей, радует тишиной, лесными запахами, красотой. От леса человек получает грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, древесину, из которой строят дома, делают мебель, бумагу и много других предметов. Человек должен заботится о лесе: не разрушать условий жизни лесных обитателей, собирая дары леса, - часть оставлять самому лесу, беречь деревянные изделия и чистую бумагу.

         Материал: экологическая экспозиция школьного музея: «Дары леса» (орехи, шишки, банка варенья, сушеные ягоды и др.); «Зелёная аптека» (лекарственные травы и лекарства); «Что делают из древесины» (предметы и иллюстрации); «Бумажно-картонные изделия» (виды бумаги, картон и др.);  «Лес глазами художника» (репродукции картин и пр.); «Кто заботится о лесе?» (фото лесничих, пожарных, авиаохрана и др.); правила поведения в лесу.

         О лесе говорят: «Лес — богатство страны»;

         Лес - «шумовой барьер»;

         Лес - «добрый врачеватель»

- Почему так говорят?

После осмотра экспозиции музея детям задается вопрос: «Почему книга, тетрадь, салфетки, картон и т. д. лежат вместе?

Дети дают обобщённые ответы (Почему лес — богатство страны?)

         Кто заботится о лесе?

         Как должен вести себя человек, который пришёл отдохнуть, собрать дары леса?

         Какие правила он должен помнить и выполнять?

         Бережно надо относится не только к растениям и животным в лесу, но и к предметам, сделанным из древесины. Прежде чем выбросить предмет, следует подумать, нельзя ли его ещё использовать.

         Завершение: «Мусорная корзина». В корзину собираются разные предметы (деревянные, бумажно-картонные). Детям предлагается подумать — как их ещё можно использовать?

         Что делать с отходами? Детей и родителей необходимо познакомить.

         1 га леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек; начинает страдать от 4-10 человек; при 10-15 посетителях необходимо принять меры по упорядочиванию прогулок; пребывание 16-20 человек существенно влияет на почву и древостой (снижается продуктивность, уходят звери и птицы, гибнет молодняк, сохнут вершины деревьев).

         Кострище не зарастает в течение 5-7 лет.

         Одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200л сока.

         Раны на стволе дерева - «двери» для проникновения целой армии болезнетворных организмов:грибков, вирусов, бактерий.

         Путешествие по тропе — это знакомство с флорой и фауной. Мы живем в таёжной зоне, а самый верный спутник таежных лесов — мхи. Они зависят от воды, не имеют корней, а значит не могут высасывать воду из глубоких слоёв почвы. Они быстро и чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и быстро погибают при загрязнении. Поэтому состояние мхов является показателем (индикатором) загрязнения окружающей среды. На Иве не везде можно их найти. «Кладовые солнца» - так называл писатель М.Пришвин торфяные болота, а торф ценное топливо и удобрение. Пока сфагнум мы не нашли. Лишайники живут долго - до 100 лет, но очнь-очень медленно, - они тоже индикаторы природной среды. Тоже редко встречаются на коре деревьев.

         На тропе очень много осота, репейника, куртины иван-чая, ястрибинки, цикория. Можно встретить колокольчик, золотарник, лютики, полынь, пижму, клевер, малину, сныть, чину(горошек), таволгу-лобазник, кровохлёбку, тысячалистник, дягиль, дудник,вьюнок, копытень, крапиву (жгучую и двудомную), герань, васильковые, землянику, мятлик, тимофеевку, костер безостый, ежу сборную и заросли донника. Проник сюда и борщевик, расположился уже куртинами.

         Растения помогают человеку ориентироваться в пространстве и во времени. Мхи и лишайники выбирают северную сторону. В четыре часа утра разворачивает лазурно-голубые лепестки луговой цикорий, а одуванчик в шесть часов. Ночная фиалка раскротся в девять вечера.

         Есть на тропе и лекарственные растения, например пустырник, шиповник, мята, пижма, чистотел, боярышник, тасячалистник обыкновенный, крапива двудомная.

         На Ивинской тропе можно попасть и в  «Зелёную столовую»: съедобные растения встречаются или их ягоды — малина, земляника, вишня, рябина, ирга и др.

         Растительный мир не безопасен, нужно знать ядовитые грибы и ягоды, не трогать те растения с которыми не знаком.

Занятие: «Через добрые дела можно стать юным экологом» 

         Цель:

         познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активизировать  и  обогатить словарь. Познакомить с отличительными особенностями птиц- зимующих и кочующих, тренировать в отгадывании загадок о птицах.

         Задачи:

         Формировать у детей основы экологической культуры.Расширять представление детей о природе, лесных обитателях, правилах поведения в лесу.

         Провести  эксперимент – наблюдение: что происходит с растением когда –за ним ухаживают и когда не заботятся о нем ( не поливают, не рыхлят, находится в тени, не привлекают насекомых и птиц).  Просмотр презентации :  « Правила поведения в лесу».  Знакомство с Красной книгой. Отгадывание загадок о птицах.

         Ход занятия:

1. Вводная беседа о поступках героев из сказки, например, «Лиса,  заяц и петух».  Вопрос детям: в каких еще сказках встречаются добрые и злые герои? Объяснить   детям, почему нужно делать  добро друг другу, природе.

2. Работа с моделью  «Сухое  (несчастное) дерево».    На большом листе нарисовано коричневой краской дерево (без листьев) и сделаны прорези, в которые будем вставлять зеленые листочки после того, как дети  назовут, какой добрый  поступок  они сделали по отношению к дереву.

3. Познакомить с термином «юный эколог».

4. Повторить правила  поведения в лесу (не жечь костров, не ломать деревьев, не вырывать с корнем  ягоды,  грибы). Так поступают юные экологи.

5. Аппликация «Кормушка» на ватмане нарисована  кормушка,  детям раздаются иллюстрации  зимующих  и кочующих  птиц, которые они вырежут и наклеят на ватман, где уже нарисована кормушка.

Физминутка:

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

6. Викторина «Птичка - сестричка».

В гости приходит игрушка- ворона каркуша,  приносит  медальоны со своим изображением - для награждения.

1-е задание: Назвать  как можно больше птиц.

2-е задание: Отгадать большее количество загадок о птицах.

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

До чего нарядный хвост -

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица -

Оперением гордится. (Павлин)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ:

Лес — богатство и краса: береги свои леса.

Лес да вода — родные брат и сестра.

Лес да вода — поле красят.

Что в лесу родится, в доме пригодится. 

В ходе реализации проекта в деятельности экологических отрядов лагеря cделано следующее:

  1. собраны материалы о растениях и животных, встречающихся на данной территории, с их фотографиями и описанием.
  2. собраны материалы об истории охраны природы города Перми, заботы о малых реках и биоресурсах в водоемах Пермского края.
  3. проведена эколого просветительская деятельность.
  4. проведены различные экологические акции и экскурсии: ботанические, орнитологические, ихтеологические;
  5. проведены трудовые экологические десанты и практикумы.
  6. участие в конкурсах «Мусорный король», «Цветочный вальс», «Живая изгородь», конкурс на создание логотипа и клумбы в честь празднования 300-летия Перми;
  7. Организована экомастерская «Полезное из безполезного. Мусору – вторую жизнь!». Проведено образовательное мероприятие ZERO WASTE (сокращение образования отходов);
  8. проведены экосубботники «Разделый сбор мусора». Обрезка кустарников, посадка деревьев, цветов и последующий уход за ними;
  9. Отснят фото и видео материал, который в дальнейшем будет использован для учебных фильмов о зонах отдыха Мотовилихинского района; Разработана программа и сценарий образовательных экскурсий на Экологических тропах «Ивинская», «Егошиха», «Сад соловьев» при малых реках.

В ходе реализации проекта использованы разнообразные формы природоохранной деятельности:

  • Экологические занятия «Встреча с природой» и уроки доброты;
  • научно-познавательный блок- теоретические, практические занятия, экскурсии, исследовательские работы по определению видового разнообразия растений и животных на территории экологических троп»;
  • природоохранные мероприятия трудовые и экологические десанты по очистке территории, установление и ремонт указателей для экскурсии по экологической тропе «Ивинская»;
  • совместный труд учащихся в природе: сбор семян цветов, саженцев деревьев и кустарников с последующей их высадкой, участие в конкурсе «Цветочный вальс»;
  • проектирование «живой изгороди», клумбы и реализация данных проектов;
  • видеосъемка и фотографирование всех этапов работы по реализации проекта;
  • проведение конкурсов, опросов, викторин, конференций, экологических праздников, кинофестивалей и акций среди экологических трудовых и         образовательных отрядов. Показаны мультфильмы и фильмы о профессиях  лесника, эколога, (созданные первыми юнармейцами – экологами).         Организованы игры, квесты и обсуждения с целью повышения уровня их знаний о зоне отдыха экологической тропы «Ивинская». 

       Кроме того использованы ресурсы эко-походов на р.Данилиха, р.Яйва,         «Голубые озёра» Александровского района, видеодорожки ДЦДО «РОСТОК»         и другие мероприятия. Юнкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС»         им. Адмирала П.С. Нахимова, добровольцы «МС ДИНАСТИЯ», МЦ МАОУ         СОШ 135 выходят на «Егошихинскую тропу»,  «сад Соловьёв» и другие         территории.

           В наше время проблема «человек и природа» для многих художников, как         и писателей, - сделалась предметом глубоких философских раздумий и         обобщений,
        М. Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей         проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает та мечта, что         живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый         ученый.

Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чем задача. А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет как мечту.

         Например, в наших встречах с нами была выпускница нашей СОШ №135, а теперь сотрудница Центра защиты леса, Елизавета Блинова. Она провела очень интересную экскурсию по экотропе р. Данилихи.

 

Юнкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 отправились туда, как оказалось - к насекомым, паукам, птицам... и выяснили, что  пауки не насекомые, а среди них даже в Пермском крае могут быть встречены довольно крупные представители, например, тарантул южно-русский (Южнорусский тарантул  - в простонародье мизгирь; лат. Lycosa singoriensis) — вид пауков из семейства пауков-волков (Lycosidae).

Таким образом и пауки, и люди и личинки бабочек - всё это животные. Пауки  относятся к  типу членистоногих (Arthropoda), класс паукообразных (Arachnida), отряд Araneae. Паук это не насекомое поскольку у всех насекомых по 6 ножек а у паука 8 ножек. Пауки НЕ насекомые и НЕ животные. Пауки это паукообразные!

 Образовательное путешествие — это и экопрактика.

 Определять и изучать растения на «ЗЕЛЁНОМ КЛАССЕ» помогали на «Экофесте» ботаник, профессор ПГНИУ Лариса Новосёлова и  руководители краевого общества охраны природы Юрий и Юлия Хохловы.

         Помогло и участие в соревновании «ТРАВОЗНАЙ».        

         Зеленый класс был организован Обществом охраны природы Пермь в рамках проекта "ТРАВОЗНАЙ" и "ДРЕВОВЕД": научно-популярная ботаническая школа" при поддержке Фонда президентских грантов.

         Конечно нам очень хотелось узнать много нового: о деревьях и кустарниках, цветах и травах.

      Знакомясь с растениями, ничего уже  «прививать» не надо, любовь  к природе приходит сама: как же она мудра и прекрасна. Знания  о растениях — это наш собственный опыт взаимодействия с ними, наши собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы о растениях профессора Л.Нвосёловой — это не только интересный диалог но и — открытия. 

      Мы открыли важные закономерности во взаимосвязях из жизни растений, узнали интересные и занимательные факты: как они приспосабливаются к среде обитания, почему у разных растений разные стебли и листья, как растений защищаются от врагов, что такое «живые камни», откуда произошли необычные названия растений.

         Важно и то, что мы увидели лес другими глазами. Он был перед нами. Мы шли тропой и всматривались.

         Теперь мы уже осознанно говорим научные слова, понятные нам: лес – это экосистема, которая состоит из нескольких компонентов. Что касается флоры, то в лесах имеется огромное количество видов. Прежде всего, это деревья и кустарники, а также однолетние и многолетние травянистые растения, мох и лишайники. Нам даже стал понятен такой важный биохимический процесс под известным названием - фотосинтез. Лесные растения играют ключевую роль в процессе фотосинтеза, а именно они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

         Растения в лесу

         Лес, прежде всего, образовывают деревья. В хвойных лесах произрастают сосны и пихты, ели и лиственницы. Они занимают северные полосы страны. Чем дальше на юг, тем разнообразнее становится растительность, и кроме хвойных пород деревьев иногда встречаются некоторые широколиственные виды, такие как липа, клен, береза... В тех природных зонах, где лес полностью становится широколиственным, никаких хвойных растений не встречается. Здесь повсюду растет дуб и ясень, липа и ольха, лесная яблоня и каштан и др.

         В различных лесах есть широкое многообразие кустарников. Это шиповник и лещина, жимолость лесная и рябина, можжевельник и боярышник, малина и бересклет бородавчатый, черемуха и брусника, калина и бузина.

         Наша тропа «В гостях у Липанюшки» пролегала в липовом лесу. Главной древесной породой была липа.

         Огромное видовое разнообразие представляют собой однолетние и многолетние травы в лесу: болиголов, нивяник обыкновенный,  чистотел большой, крапива, кислица обыкновенная, лопух, осот болотный, медуница,  грушанка круглолистная, сныть, лобазник, дудник, борец, зеленчук жёлтый, кипрей, бодяк болотный, хвощ, папортник и др.       

         Кроме трав, в лесу встречаются цветы. Это фиалка холмовая и подснежник, роза и колокольчик персиколистный, анемона и герань лесная, ветреница и хохлатка, волдушка золотистая и глициния, сцила и саранка, купальница и дубровник, горицвет кукушкин и душица обыкновенная, незабудка болотная и сурепка обыкновенная.

         Лес является ценным природным ресурсом для людей испокон веков. Древесина используется как строительный материал, сырье для изготовления мебели, посуды, инструментов, предметов быта и культуры. Плоды кустарников, а именно орехи и ягоды, используются в еду, для пополнения витаминного запаса, протеинов, жиров и других ценных веществ. Среди трав и цветов встречается много лекарственных растений. Они используются в традиционной и народной медицине для изготовления мазей, отваров, настоек и различных лекарственных средства. Таким образом, лес – это ценнейший природный объект, который дает человеку много ресурсов для жизни.

         Наш педагог, Александр Сергеевич, уделяет огромное внимание экологическому воспитанию детей.  Но начинать эту работу необходимо с регионального и местного материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения  за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо  общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения - богатейший познавательный материал, возможность для реализации полноценного экологического воспитания.

         В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

         Очень важно «прокладывать» экологические тропы. После такой экскурсии можно разработать маршрут и тему экскурсии, экологическую прогулку; оформить календарь природы.

      Однако ничто не заменит  «наглядные пособия», которыми располагает сама природа. Поэтому важно наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке.

 Проблемные вопросы

         Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?
— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
— Как растения защищаются от врагов?
— Как растения защищаются от зимней стужи?
— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
— Почему береза не боится весенних заморозков?
— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
— Почему облетают листья?
— Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?
— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
— Почему растения весной быстро растут?
— Почему нельзя сжигать старую траву?
— Растет ли дерево зимой?
— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?
— Что случится, если не будет растений?
— Что случится, если на лугах не будет насекомых?
— Почему растения называют «детьми солнца»?
— Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?
— Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

Пословицы и поговорки о растениях

  • Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади.
  • Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
  • Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.

Загадка

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

КИПРЕЙ (ИВАН-ЧАЙ)

Загадка

Вырос Ивашка:
Красная рубашка,
Зеленые ладошки,
Зеленые сапожки.
В гости приглашает,
Чаем угощает. 

КРАПИВА

Загадки о крапиве
  • Не огонь, а жжется.
  • Не шмель, не пчела, а жалит.
  • Без костра обжигает.
  • Растет зеленый кустик.
    Дотронешься — укусит.

ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

         Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет «гореть». Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Загадки
  • И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут — через стеночку.
  • На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки —
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

      В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением. 

«Сад СОЛОВЬЁВ» 

Мы с большим энтузиазмом всегда отправляемся в красивый наш «Сад СОЛОВЬЁВ». Там много чего посажено. Например, древесные кустарники ивы  из «брикетов» с саженцами. Высажено более трёхсот саженцев, которые теперь  украшают сад, и жители нашего города смогут приходить сюда и любоваться ими. И мы будем надеяться, что это сохранит наш любимый сад Соловьёв, а птицам и многим другим обитателям будет где жить да «радоваться».

Считаем, что такие мероприятия очень важны и полезны для нашей природы, ведь именно так мы можем сделать нашу планету более красивой и сохранить «зелёные места» для отдыха в черте города. Думаем, что люди, которые приходят на такие мероприятия большие «молодца» и осознано мыслящие люди, которые беспокоятся о будущем нашей малой родины, планеты Земли и нашего любимого города! А остальные смогут задуматься, и понять, что многим горожанам «Сад Соловьев» очень дорог и мы хотим, чтобы он существовал на долгие годы и постепенно превращался в парк — будущую ООПТ!

 PS

Лес лесу рознь

         До сих пор, говоря о гидрометеорологической роли леса, мы умышленно старались не усложнять и без того сложную проблему. Поэтому пользовались таким обобщенным, несколько абстрактным понятием: «лес».

В подавляющем большинстве исследований, ученые не говорят прямо, о каком лесе идет речь: лес и все. Возможно, происходит это потому, что исследования, касающиеся влияния леса на климат и воды, выполнены главным образом гидрологами и метеорологами.

         Иначе смотрят на проблему гидроклиматической роли леса лесоводы. Для них лес — это сложное растительное сообщество, которое развивается по своим физиологическим законам. Лес может быть разного видового состава: хвойным, лиственным, смешанным. Хвойный лес может быть еловым, сосновым; в лиственном лесу может преобладать береза, осина, дуб, граб и т. д. Лес может произрастать на глинистых, песчаных, супесчаных и других почвах. По возрасту он может быть молодым, спелым или перестойным, по густоте — различным в зависимости от степени сомкнутости крон.

Общеизвестно, что лесные сообщества различны в каждой природной зоне. Гидрологическая роль леса, как справедливо считают лесоводы, в значительной мере определяется видовым составом, возрастом и полнотой лесонасаждений. Вот как излагает эту мысль известный ученый-лесовод А. А. Молчанов, в течение многих лет возглавляющий гидрологические исследования в Институте леса АН СССР: «Накопленный лесоведением большой фактический материал свидетельствует о наличии различных стадий в жизни леса. В каждом из них рост и развитие древостоев происходит по-разному, что в свою очередь должно вызвать различие гидрологических процессов в почвах . Одновременное изучение водного режима почв в древостоях одного и того же типа леса, но различных возрастов позволяет установить развитие гидрологического процесса в почве в связи с ростом и развитием насаждений. При таком подходе становится возможным разобраться во взаимоотношениях между ростом леса и влажностью почвы. Вполне понятно, что совершенно неправильно решать вопрос о гидрологической роли леса без участия компонентов леса — древостоев различного возраста, состава и полноты, изменяющихся во времени».

         Водоохранная роль насаждения за время его жизни не остается постоянной: она положительная — в молодом возрасте, отрицательная — в зрелом и вновь положительная — в старом лесу, потребляющем мало влаги.

Вот как, например, представляет себе изменение водного баланса лесного участка после сведения леса в ходе лесовозобновления О. И. Крестовский, под руководством которого в течение последних лет (1975—1980 гг.) проводились детальные воднобалансовые исследования в бассейне р. Вятки на открытых и залесенных водосборах (участках леса) разного возраста и полноты насаждений. В первые годы после сведения леса на вырубке резко уменьшается испарение и за счет этого возрастает сток. Через 5—6 лет наступает максимум стока и минимум испарения и начинается обратный процесс — уменьшение стока и увеличение испарения. Примерно к 20-летнему возрасту леса сток и испарение достигают исходных значений. Затем в жизни леса начинается период постепенного повышения водопотребления и соответственно повышение испарения и сокращение стока. Максимум водопотребления (и соответственно минимум стока) наблюдается в зрелом возрасте — 40—60 лет. Далее по мере старения леса и уменьшения его продуктивности начинается период сокращения водопотребления — уменьшение испарения и увеличение стока.

Примерно к 100-летнему возрасту леса все возвращается «на круги своя», к тому, с чего началось.

Столь же существенно, по данным лесоводов, меняется водоохранная роль леса в зависимости от его типа. Приняв за единицу водоохранные свойства 65-летнего бора-брусничника, Молчанов для других типов леса того же возраста приводит следующие показатели: сосняк мшистый 1,4, сосняк-черничник 0,5, сосняк-долгомошник 0,2, сосняк сфагновый 0,5. Таким образом, наибольшая водоохранная роль принадлежит сосновым древостоям на сухих почвах и наименьшая — на влажных.

Детальное изучение водного баланса леса в процессе его роста позволяет, по мнению Молчанова, в перспективе научиться управлять водным режимом почв, не истощая запасов влаги под лесом. Можно увеличивать или уменьшать запасы влаги под пологом леса по сравнению с полями и лугами, варьируя по своему усмотрению состав, полноту и возраст древостоя.

Исследования, выполненные Валдайской гидрологической лабораторией Государственного гидрологического института, позволили разрешить это кажущееся противоречие. Дело в том, что в залесенных бассейнах и на залесенных стоковых площадках уменьшается не сток вообще, а только поверхностный сток.

Задержанные лесом талые и дождевые воды расходуются не на увеличение испарения, которое с леса и других угодий в общем различается незначительно (во всяком случае, в лесной зоне), а просачиваются вглубь и идут на питание грунтовых вод. Уменьшая поверхностный сток и за этот счет увеличивая подземный сток в реки, лес оказывает большое водорегулирующее влияние. Не в поддержании общей водоносности рек, а в уменьшении неравномерности внутригодового распределения стока проявляется главная водоохранная роль леса. В залесенных бассейнах реки более полноводны в меженный период, чем в безлесных.

Вырубка лесов, уменьшая подземное питание рек, делает реки более маловодными в межень. Если говорить о реках европейской части России, применительно к которым шла дискуссия о влиянии вырубки лесов на их водоносность, то это относится к летнему периоду. Сказанное полностью согласуется с представлениями, сложившимися в народе о положительной роли леса, так как, говоря об обмелении рек, люди, конечно, имели в виду летний, меженный период.

Лес наше национальное богатство, важнейший вид природных ресурсов. Использовать его надо разумно, чтобы не обеднить нашу землю. Не оставить ее опустошенной для будущих поколений.

В нашей стране разработана и осуществляется целая система природоохранных мероприятий, включающая и охрану леса как неотъемлемого элемента природы. Важным звеном в этой системе являются государственные заповедники, представляющие собой территории, типичные для определенных природных зон, имеющие особую хозяйственную, научную и культурную ценность. Практическое использование лесов в заповедниках запрещается, и они исключаются из хозяйственного оборота. Природа и лес здесь сохраняются, насколько это возможно, в первозданном виде.

В последние годы создано значительное число заказников, учреждены памятники природы.

Заказники — это лесные и водные участки, находящиеся под особой охраной, в пределах которых использование леса строго ограничено. Заказниками, например, объявлены многие леса, прилегающие к Москве, Ленинграду и другим крупным городам.

Памятниками природы объявляются природные объекты, в том числе и леса, представляющие особую историческую или культурную ценность. К их числу, например, относятся озера Валдайское, Селигер, болото Ламмин-Суо, в районе которых рубка леса, так же как и в заказниках, строго регламентирована.

Наконец, в последние годы широко пропагандируется создание обширных национальных парков с использованием леса для рекреационных целей. Такой парк предлагается создать, например, вокруг озера Байкал. В интересах охраны этого уникального водоема рубку леса здесь предлагается также практически запретить. Аналогичный национальный парк предлагается учредить на Валдайской возвышенности, где берут начало главные русские реки.

Особое место среди природоохранных мероприятий занимают водоохранные леса. О них следует рассказать подробнее, поскольку вопрос о их назначении и эффективности с точки зрения охраны водных ресурсов непосредственно связан с проблемой гидроклиматической роли леса.

По замыслу, водоохранные леса — это леса, основным назначением которых является поддержание естественного режима водных объектов — рек, озер. Действие их на водный режим проявляется главным образом в том, что лес ослабляет интенсивность весеннего снеготаяния, растягивает период половодья и снижает высоту подъема уровня, предохраняет почву от эрозии. Вода, проникающая в лесу в глубь почвы, служит источником питания рек в межень, предотвращает их летнее обмеление.

Введение системы водоохранных лесов, разумеется, следует всячески приветствовать. Однако возникает вопрос, почему в общем, очень небольшая часть лесов признана имеющими водоохранное значение, а подавляющей части лесов в этой природоохранной функции отказано.

Впервые на отмеченное противоречие обратил внимание Львович в своей книге «Человек и воды», где он пишет: «В лесах I группы и полосах вдоль рек, занимающих 4%, водоохранные свойства лесов сохраняются, но ценой невыгодного для народного хозяйства выключения этих лесов из эксплуатации и перестоя, а на 96% площади лесов водоохранные мероприятия, по существу, не проводятся Иначе говоря, на ничтожной площади лесов водоохранные меры осуществляются в условиях почти полного отказа от их использования, а на огромной площади, где ведется промышленная эксплуатация, эффективные водоохранные меры не принимаются» (с. 448).

Одним из основных аргументов для обоснования создания запретных водоохранных полос послужило представление о том, что леса, примыкающие к рекам, обладают более высокой водорегулирующей способностью, чем леса, расположенные вдали от рек. В качестве другого аргумента выдвигалось более высокое их противоэрозионное значение.

Элементарные соображения и расчеты показывают, что эти аргументы не выдерживают серьезной критики. В формировании речного стока и развитии эрозионных процессов участвует весь речной бассейн, а не только его прирусловая часть. Водоохранные полосы вдоль рек не обладают какими-то особыми водорегулирующими свойствами в сравнении с другими лесами в пределах речного водосбора. Занимая незначительную часть его площади, они не имеют особых преимуществ в сравнении с любыми другими лесами.

Нельзя не согласиться с выводом Львовича, что все леса в пределах речного водосбора имеют водоохранное значение для данной реки и что система запретных водоохранных лесов, занимающих небольшую часть речных бассейнов, при недостаточном внимании всем остальным лесам, с гидрологической точки зрения, т. е. с точки зрения тех задач, для решения которых эта система была создана, не имеет достаточного смысла.

Охранять природу, это не значит прекратить использование природных ресурсов.

Применительно к лесным ресурсам задача охраны леса заключается в том, чтобы его использование строго сообразовалось с естественным и искусственным возобновлением и сохранением водоохранных, почвоохранных и других свойств леса.

Чем дальше ученые углубляются в изучение проблемы гидроклиматической роли леса, тем больше возникает вопросов. Возможно, вообще нет однозначного окончательного ответа на этот вопрос. Но это, вероятно, относится не только к рассматриваемой проблеме. Это относится к науке вообще. Разгадывая все новые и новые загадки природы, наука никогда не достигает абсолютной истины. Только приближается к ней, а она все более отдаляется.

В связи с этим вспоминаются слова президента Академии наук СССР С. И. Вавилова, всю жизнь посвятившего изучению света: «Итак, природу света мы не знаем, но на пути ее познания мы создали телескопы, фотоаппараты и множество других сложных приборов». Так и с проблемой гидроклиматической роли леса. Мы говорили о влиянии леса. Но ведь лес бывает разный — хвойный, лиственный, смешанный, старый, молодой, зрелый, густой, редкий. Он может расти на глинистых, суглинистых, песчаных почвах, на равнине, в горах и т. д. Настало время конкретизировать постановку проблемы. Надо говорить конкретно: о влиянии какого леса, в каких случаях и о каких природных условиях идет речь. Исследования продолжаются. По мере их развития открываются новые приемы практического использования водоохранной роли леса и пути улучшения водного баланса сельскохозяйственных полей с помощью агролесомелиоративных мероприятий для обеспечения высоких и устойчивых урожаев. 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнкоры юнармейского отряда  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР», МЦ МАОУ СОШ 135  :
Кирилл Сергеевич Ерохин - командир отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть II и III ст.»,  юнкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юннкор, зам.командира отряда, гл. редактор юнармейского медиацентра Пермского края «ЮНКОР»,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, зам.командира отряда, Юнкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  юнкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнкор    отряда  юнвоенкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
координатор (руководитель) отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ «Юнкор», МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.