СОШ №135: участвуем в  стратегическом семинаре МТА «МТА: стратегический вектор развития сообщества»

Стратегический семинар МТА-2024 состоялся с 1 по 7 августа 2024 года в городе Чайковском Пермского края. В нём участвовал директор СОШ №135 Куляпин Алексей Сергеевич.

Цель семинара — разработка стратегии МТА в современных условиях деятельности.

Задачи семинара:

  1. Провести совместный анализ ситуации деятельности сообщества.
  2. Обсудить результаты реализации текущих стратегических проектов МТА в контексте темы семинара.
  3. Организовать общее первичное стратегирование развития сообщества МТА с учётом воспроизводства ценностей и принципов сообщества в новой ситуации.

         К участию в стратегическом семинаре приглашались руководители региональных отделений МТА, федеральные и региональные эксперты МТА, а также активные члены сообщества, готовые к ответственному осмыслению деятельности ассоциации и себя в ней.

         01 августа в Арт-центре "Шкатулка композитора" состоялось открытие семинара «МТА – стратегический вектор развития сообщества»!!! Гости города из 13 регионов нашей страны приняли  участие в открытии семинара. В течении творческой встречи своим талантом радовали всех присутствующих студент 3-го курса Чайковского музыкального училища Леонид Созонтов и ансамбль ложкарей "КАЛИНА" СОСНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ, Чайковский центр развития культуры, руководитель Наталья Шагалова.

День 1.

  1. О замысле (В. Е. Карастелев)

  2. Анализ ситуации в тьюторском сообществе (Т. М. Ковалева, Тюмина М.В,, Дьяконова Н.Л..)

День 2.

1. Постановка задач

2. Групповая работа: анализ ситуации в тьюторском сообществе, в т.ч. в ходе реализации существующих проектов МТА 

День 3.

  1. Групповая рефлексия: участникам предлагается поделиться тем, что важного было в предыдущем дне, что нужно взять в работу в качестве идей, принципов и т.д.

  2. Введение представлений о стратегировании (В. Е. Карастелев)

  3. Индивидуальная работа “Биографическая инициатива”

  1. Групповая работа по результатам индивидуальной работы с выделением актуальных вопросов, на которые МТА нужно искать ответы

День 4.

  1. Групповая рефлексия: участникам предлагается поделиться тем, что важного было в предыдущем дне, что нужно взять в работу в качестве идей, принципов и т.д.

  2. Позиционное вопрошание: “Я”, “Дух тьюторства”, “Сообщество” и др. по отношению к развитию МТА

  3. Обсуждение результатов

День 5.

  1. Групповая рефлексия: участникам предлагается поделиться тем, что важного было в предыдущем дне, что нужно взять в работу в качестве идей, принципов и т.д.

  2. Заявление проектов и распределение участников по рабочим группам

  3. Групповая работа: на какую программу работает проект; на решение какой проблемы он направлен

  4. Обсуждение результатов работы групп

День 6.

  1. Групповая рефлексия: участникам предлагается поделиться тем, что важного было в предыдущем дне, что нужно взять в работу в качестве идей, принципов и т.д.

  2. Постановка задач

  3. Групповая работа проектных команд: ближайшие и перспективные планы реализации проекта

  4. Обсуждение результатов работы групп

 – «Тьюторский арбузник»

День 7.

Итоговая рефлексия

  1. Индивидуальная и групповая рефлексия

  2. Выступление от групп

  3. Закрытие

 Открытое заседание правления МТА

 Планируемые результаты семинара

1.Стратегические вопросы МТА

2.Набор программ и их лидеры

3.Темы тьюторских конференций и других мероприятий МТА на 3-5 лет

4.Обновленные и новые проекты, проектные команды

PS

         МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» создана в 2007 году для объединения деятельности педагогов-экспериментаторов, научных сотрудников, родителей, проектировщиков инновационных процессов в образовании. Cтратегический семинар в городе Чайковском Пермского края  направлен на проработку темы: «МТА – стратегический вектор развития сообщества» Цель семинара: разработка стратегии МТА в современных условиях деятельности.

«Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь»

Межрегиональной тьюторской ассоциации - 35 лет. И хотя профессия тьютора уже не первый год существует в нашей системе образования, но до сих пор многие отождествляют этого специалиста с репетитором или с педагогом, который работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. О том, какие задачи у современного тьютора, а они гораздо сложнее и разнообразнее, рассказала профессор МГПУ, президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Татьяна Ковалева.

Опека или сопровождение?

Интерактивный опрос участников семинара, большинство которых – родители, показал, что одно из главных качеств, которое они хотят видеть в своих детях – это самостоятельность, а в числе способов достижения этой цели – партнерские, дружеские отношения с ребенком, поддержка его интересов. В научной терминологии применительно к тьюторству закрепилось понятие «сопровождение» ребенка на пути к его образовательным и жизненным целям.

         Татьяна Ковалева  разъяснила и подчеркнула, что процесс сопровождения можно организовать по-разному. Например, можно опекать ребенка, контролируя его действия или даже совершая их за него, а можно идти рядом, обеспечивая его безопасность, позволяя ребенку быть самостоятельным, даже если он совершает ошибки.

         Татьяна Ковалева: «Одна из самых распространенных ошибок состоит в том, что понятие «индивидуализация» часто путают с индивидуальным подходом, с индивидуальной работой и даже с индивидуализмом. Это однокоренные слова, но совсем не тождественные понятия».

         И разъяснила различия между ними: «Индивидуальный подход – это когда вы из мира взрослых видите, что дети разные, и к каждому находите свой индивидуальный подход. Индивидуальная работа – это один из форматов деятельности тьютора, педагога, психолога, социолога – словом, антропопрактика, который взаимодействует с другими людьми. Что касается индивидуализма, то его часто противопоставляют коллективизму и даже приравнивают к эгоизму, когда человек может идти по головам других ради каких-то своих целей. И индивидуализм – это тоже совсем не индивидуализация».

         Так что же такое индивидуализация? В качестве примера Татьяна Ковалева привела футбольную команду, где есть вратарь, нападающий, защитник, и каждый знает своё место. И если тренер обладает тьюторской компетентностью, то он не сам назначает ребят на эти роли, а даёт им возможность попробовать быть нападающим, защитником, вратарём, и он согласует с ними, в какой позиции им интересно попробовать себя. И вот когда каждый видит свою позицию в коллективе, понимает свои ресурсы и дефициты для выполнения той или иной задачи – это и есть процесс индивидуализации.

         «Но если пустить этот процесс на самотек, то человек набьет себе шишки и рискует даже сбиться с пути, а вот если его будет сопровождать человек с тьюторской компетентностью, который поможет ему обустроить этот процесс, то он проходит свой путь гораздо интенсивнее, интереснее, человек больше про себя понимает, то есть, он становится более самоопределённым».

         Участники семинара выделили «самостоятельность» и «самоопределение» как основные характеристики успешного развития ребенка, и это очень важно.

         Если же и дальше углубляться в понятия «индивидуального подхода» и «индивидуализации», то окажется, что в первом случае для каждого ребенка в зависимости от его возраста и потребностей подбирается определенное содержание, а во втором – специально создаются такие условия и такая среда, которые позволят каждому, независимо от возраста и жизненного опыта, выйти на важное для него содержание.

         Тьютор выступает в роли навигатора детских интересов, он обсуждает с тьюторантом (так называют ребенка, с которым встретился тьютор), преимущества и «подводные камни» на пути движения к той или иной образовательной цели.

         Если даже часто родители или учителя говорят: «Он ничем не интересуется, ему ничего не хочется», мы возражаем: «Интересы есть, другое дело, что вы их не можете «поймать»».

         Поэтому выявление интересов ребенка – это один из важнейших этапов тьюторской работы. В начальной школе у ребенка часто наблюдаются стихийные интересы, и задача тьютора – перевести их в область устойчивых. В основной школе под руководством тьютора происходит «окультуривание» познавательных интересов за счет проектирования, исследовательской и творческой деятельности, а в старшей – их социальная реализация, когда на основе приоритетных интересов подростков организуются стажировки, пробы, которые потом могут обсуждаться с тьюторами.

         Тьютор – особая профессия

Понятно, что когда появились разные форматы работы, то появились и группы тьюторов, которые специализируются в том или ином формате. Но, как подчеркнула Татьяна Ковалева, «тьютор – это особая педагогическая позиция, и здесь очень важно не переходить за границы своих компетенций».

         «Мы не физиологи, не психологи, не дефектологи, мы работаем с интересами ребенка, но, если мы видим другие проблемы, мы можем их обсудить с этими специалистами», – пояснила она.

         Часто возникают вопросы об отличиях учительской и тьюторской профессий.  По мнению Татьяны Ковалевой, у тех и у других – совершенно разные задачи: учитель передает знания и опыт, тьютор – сопровождает человека на пути к его образовательным и жизненным целям через процесс индивидуализации.

         Под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом.

         В России первые тьюторы появились позже – в начале XIX века. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, наряду с профессорами и гувернерами, были так называемые «дядьки», которые сопровождали лицеистов после уроков. Свой тьютор был и у цесаревича Алексея – его звали Чарльз Сидней Гибсон, выпускник Оксфорда.

         Но по-настоящему тьюторское движение начало формироваться в России в 1989–1990 годах, когда появился проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики Петра Щедровицкого, и в 1991 году, когда была создана первая тьюторская группа в школе «Эврика-развитие» г.Томска под научным руководством Татьяны Ковалевой.