30 октября в МАОУ «Гимназия № 33» г. Перми состоялся 1-й городской «Единый методический день»: прошло совещание ЦРСО г.Перми во главе с директором Светланой Валерьевной Малининой.
Участников приветствовали директор Центра развития системы образования г. Перми Малинина Светлана Валерьевна, директор МАОУ «Гимназия №33» Мельчакова Нина Яковлевна.
См. фотоальбом
Работало 8 площадок, 428 педагогов, более 25 спикеров стали участниками методического события.
Пленарную часть открыла Тамара Евгеньевна Фадеева, заместитель начальника департамента образования, начальник управления содержания образования г. Перми.
В рамках единого методического дня начали работу три новых городских проблемных группы: руководителей школьных театров, руководителей школьных музеев, классных руководителей.
Старт дан! Пожелания и предложения собраны. Команда Центра развития системы образования уже планирует следующую встречу и делится презентациями с первого единого методического дня. Участники «взяли материалы» в работу!
В работе секции-площадки ГПГ «руководителей школьных музеев» приняли участие педагоги образовательных учреждений и педагоги дополнительного образования. Военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР» учитель Александр Куляпин был там среди известных участников. Руководитель секции Ярина Хатмуллина предложила выступить учителям, возглавляющим школьные музеи для обмена опытом. Свой доклад она посвятила актуальным вопросам деятельности музеев ОО.
Александр Куляпин рассказал о некоторых экспозициях, в которых постоянно идёт работа по поиску новых информационных материалов.
Например, юбилейная дата - 225 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Герои сказок Пушкина хорошо знакомы с самого детства, стихи и произведения великого русского поэта изучают в школе.
В честь юбилея Александра Сергеевича Пушкина юные корреспонденты из медиацентра ЮНКОР школы № 135 узнали у пермяков, помнят ли они стихи поэта.
https://vk.com/video-79371742_456239588
Александр Сергеевич Пушкин можно назвать профессиональным историком, поскольку наряду с литературными он пользовался и научными методами, не только художественно осмысливая, но и открывая ранее неизвестные факты и пласты материалов.
Единственным оконченным и опубликованным при жизни историческим трудом Пушкина стала «История Пугачёвского бунта» — о событиях крестьянского восстания 1773–75 годов. При его подготовке Александр Сергеевич изучил не только архивные документы, но и свидетельства очевидцев и участников событий.
Также Пушкин задумывал и другие серьёзные научные работы, например, хотел написать об истории Малороссии и Камчатки, Французской революции. К сожалению, эти замыслы остались нереализованными.
Роль Пушкина в развитии исторической науки и в повышении общественного интереса к отечественной истории невозможно переоценить.
«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть», - сказал драматург Александр Островский на открытии памятника Александру Пушкину в 1880 году, и он абсолютно прав. Пушкин – это не только поэзия, проза, чувства и грёзы; это ещё и тонкое ощущение исторических эпох, которых он касался в своём творчестве. Как изящно Пушкин обрисовал XVIII век: «Ловласов обветшала слава / Со славой красных каблуков / И величавых париков»! В этих строчках – вся сладость и гадость галантного столетия, его гордость и роскошество. Ловлас – Lovelace – центральный персонаж романа Самюэля Ричардсона «Кларисса» - ветреный, коварный красавец, но при том – разумник, типичное порождение эры Вольтера. Красные каблуки – отличительный признак французской аристократии, а пышный парик – атрибут старины, казавшийся забавным в то время, когда поэт писал своего «Евгения Онегина». Одним росчерком пера Пушкин высмеял очаровательное и – гнусное поколение ловласов, доживающих свои дни в сентиментальном XIX столетии. Александр Сергеевич изумляюще верен в своих определениях.
В Государственном Историческом Музее сейчас проходит выставка «Пушкин. Страницы истории», где пиит и прозаик представлен ещё и как историк. Благо, тут есть, о чём поговорить – «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» - всё это пронизано ощущениями былого. Кстати, история, как наука, была тогда в зачаточном состоянии, и даже фундаментальный труд Николая Карамзина грешит неточностями, упрощениями и легковесными выводами. История казалась частью легенды, где присутствовали дивящие артефакты, не имевшие ничего общего с реальностью. Пушкинские изыскания – в том числе его «История пугачёвского бунта» - ценны, прежде всего, как литературно-художественные шедевры.
Экспозиция оформлена весьма лаконично – гладкие, тёмно-синие поверхности, но всё освещает люстра, намекающая на магический кристалл, упоминаемый Пушкиным в восьмой главе «Евгения Онегина». Там говорится: «И даль свободного романа / Я сквозь магический кристалл / Еще неясно различал». На входе – упоминание об астероиде 2208 Pushkin, открытом 22 августа 1977 года советским астрономом Николаем Черныхом в Крымской астрофизической обсерватории. Мы попадаем на край вселенной – глубокий синий цвет, отблески, ощущение безграничного пространства. Пушкин – это русский космос! Романтика - и преодоление – это столь созвучно поэту с его «чудным мгновеньем» и тут же - с «глубиной сибирских руд».
Но сегодня Пушкин – не возлюбленный своих многочисленных муз и не дерзкий борец, но исследователь прошлого. Реплики из пьесы «Борис Годунов» знает даже тот, кто никогда её не читал: «Народ безмолвствует» и «Мальчики кровавые в глазах». Это - ушло в массы. Повествование о жестокости, властолюбии, страхе, подлости – обо всём том, что присуще человечеству, как виду. Пушкин при написании вдохновлялся карамзинской историей – популярным чтением интеллектуалов его круга. Помимо этого, его давно волновали хроники Уильяма Шекспира, в частности «Ричард III». Явился замысел – написать нечто серьёзное, основанное на труде историка, но и остро-увлекательное.
Что характерно, создавался «Борис Годунов» в михайловской ссылке, откуда Пушкина вызволил новый царь Николай I – тот не в пример своему старшему брату Александру умел видеть сущность людей и доверял не поверхностному взгляду, а глубокому чутью. Состоялась знаковая встреча в Москве, где поэт и монарх беседовали по душам, а Пушкин читал Николаю отрывки из «Бориса Годунова». Правда, лишённый гуманитарной жилки, государь посоветовал переделать это в прозе, на манер романов Вальтера Скотта, который был невероятно актуален в европейском и русском обществе.
К своему герою Пушкин относился сложно. Устами Василия Шуйского звучит приговор: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, / Зять палача и сам в душе палач…», но, тем не менее, мы наблюдаем за терзаниями Годунова, его мучительной рефлексией. На выставке представлена парсуна (от «персона») Бориса Годунова и раритетный предмет – шапочка убиенного царевича Дмитрия.
https://zavtra.ru/blogs/pushkin_-_istorik?ysclid=m31nv27nyo960987659
Выставка – обширна. Здесь масса интереснейших предметов и документов, связанных с дружбой Пушкина и Гоголя, с путешествием в Арзрум, с домашним бытом – например, имеется диван эпохи ампир и столик для дамского рукоделия, по мнению исследователей принадлежащий бабушке поэта – Марии Ганнибал. Показаны личные вещи императоров – мундир Александра I и шинель его брата Николая I. Словно бы не Пушкин был при государях, а они – при нём. Экспозиция являет выражение «Пушкин – это наше всё!» в её зримой вещественности. Пушкин – во всём. Пушкин – всегда.
А вот – моменты славы и поэма «Полтава»! Александр Сергеевич восторгался Петром Великим, и, обращаясь к Николаю I в «Стансах» он писал: «Семейным сходством будь же горд; / Во всем будь пращуру подобен: / Как он, неутомим и тверд, / И памятью, как он, незлобен». Николай держал на рабочем столе бюст знаменитого предка, стараясь во всём походить на царя-труженика, хотя, недоброжелатели подшучивали, что нынешний самодержец похож на Петра лишь высоким ростом. Однако всем не угодишь, а, если говорить по чести, Николай вникал во всякое дело и ни секунды не сидел в праздности.
В экспозиции есть и сюжет «Триумф Полтавы», написанный неизвестным художником. Вещь не самая искусная, и вместе с тем, она отражает дух времени. Пётр - в доспехе, конь попирает слабенького шведского льва – символ Карла XII и всей династии, над головой царя – трубящая богиня славы в античном одеянии: «Но близок, близок миг победы. / Ура! мы ломим; гнутся шведы. / О славный час! о славный вид! / Ещё напор — и враг бежит».
Первоначальное название поэмы и вовсе – «Мазепа», и только затем пришла на ум «Полтава». Речь идёт о парадоксальной любви Марии к старику-гетману, его предательстве и торжестве русского оружия. Перед нами – портрет Ивана Степановича Мазепы, крепкого гетмана, много сделавшего для процветания края, но - злосчастного подлеца, перешедшего на сторону Карла. Показательно, что рыцарственный швед, хоть и воспользовался той ситуацией, а всё же никогда не ценил Мазепу. Гадов никто не любит, даже, если те приносят пользу. Об этом стоит помнить современным украинцам, пришедшим на поклон к всесильному НАТО.
Конечно же «Полтава» — это хвалебная речь Петру, чью натуру Пушкин чувствовал невероятно точно: «Выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. / Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза». Резвым, практически телеграфным стилем поэт перечисляет всё, что хочет молвить о Петре. То был человек-вихрь. Всё – быстро. За год – построить. За минуту – выполнить. Если отстанем – будем биты. Человек контрастов – прекрасен и ужасен, как в стихах. Мнения современников разнятся – одни утверждают, что царь был красив, другие констатируют, что чудовищен и пугающ.
См. Наши выпуски:
СОШ №135: готовимся к праздничным мероприятиям 6 июня в честь 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина
https://school135.ru/news/sosh-no135-gotovimsya-k-prazdnichnym-meropriyatiyam-6-iyunya-v-chest-225-letiya-so-dnya-rozhdeniya-a-s-pushkina?highlight
СОШ№135: «Кто служит делу, а не лицам...»
https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-kto-sluzhit-delu-a-ne-litsam?highlight
СОШ№135: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
https://school135.ru/news/soshno135-chto-za-prelest-eti-skazki?highlight
СОШ№135: Летний лагерь на спектакле «Каменная сказка седого Урала»
https://school135.ru/news/soshno135-letnij-lager-na-spektakle-kamennaya-skazka-sedogo-urala?highlight=
«Великая Северная экспедиция: открывай страну!»
Не забываем, что 300 лет назад началась 1-я Первая Камчатская экспедиция В.Беринга.
https://vk.com/video-133762819_456239997
26 октября, в МОБУ СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина г. Якутска состоялась Российская научно-исследовательская конференция школьников «Великая Северная экспедиция: открывай страну!», одним из соорганизаторов которой стал Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр СО РАН».
Конференция была проведена в год 300-летия со дня создания Российской Академии наук и 300-летия со дня Указа Петра Великого о создании Камчатской экспедиции, давшей начало освоению и изучению новых земель Российской империи, в первую очередь, Сибири, Дальнего Востока и русской Аляски.
К участникам с приветственным словом обратился руководитель проекта «Великая Северная экспедиция», издатель и путешественник, член РГО Ильдар Юнусович Маматов.
https://prez.ysn.ru/novosti/velikaya-severnaya-ekspedicziya-otkryvaj-stranu/
300 лет назад началась Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга
https://rg.ru/2024/11/01/shagi-komandora.html?ysclid=m31pab7q7690857576
В поэме "Петр Великий" Ломоносов писал:
Один из этих "росских" - Витус Беринг. Если генуэзец Колумб открыл Америку, двигаясь с востока под испанским флагом, то датчанин Беринг, служивший России, достиг Америки с запада. Первая из прославивших его экспедиций началась 300 лет назад.
Незадолго до ухода из жизни, 23 декабря 1724 года, Петр приказал готовить экспедицию, которая вошла в историю как Первая Камчатская. Руководителем император видел именно "Ивана Ивановича":
"...понеже Беринг в Ост-Индии был и обхождение знает". Возможно, Петр и раньше имел на Беринга особые виды, чем и объясняется восстановление последнего на службе.
Академик, механик Андрей Нартов вспоминал: "В начале генваря 1725 года Петр Великий, за несколько недель до смерти, сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции, которая долженствовала проведывать и отыскивать мореходством того, не соединяется ли Азия к северо-востоку с Америкою". Наказ Петра стал его невольным геополитическим завещанием: 28 января (8 февраля) император скончался.
Считающийся западником, он успел прорубить и другое окно - на восток...
См. Наши выпуски:
СОШ №135: участвуем в IV-й научно-практической конференции «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ», г.Оса
https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-uchastvuem-v-iv-j-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-akademicheskij-lager-g-osa?highlight
СОШ №135 в «Академическом лагере» в г.Оса Пермского края
https://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-v-akademicheskom-lagere-v-g-osa-permskogo-kraya?highlight
СОШ №135: «ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» в ПГНИУ. ИТОГИ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ #ДОРОГАМИПЕРВЫХ
https://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-vstrech-solntsu-v-pgniu?highlight=
Русские первопроходцы повторили подвиг Колумба, заново открыв Америку с ее противоположной, западной стороны.
На обратном пути в отряде Беринга началась цинга, запасы воды и продуктов подошли к концу. "Святой Петр" бросил якорь у неизвестной земли, моряки перебрались на берег. Вскоре шторм выбросил пакетбот на камни и разбил. 8 (19) декабря 1741 года тяжелобольной 60-летний Беринг скончался. Его похоронили здесь же - на крупнейшем острове Командорского архипелага (ныне - остров Беринга). В следующем году выжившие моряки сумели построить из обломков "Святого Петра" небольшое судно - гукор и добрались на нем до Камчатки.
Вектор на столетия
Итоги Второй Камчатской подвели без Беринга. Ее значение трудно переоценить: ревизия северных и восточных рубежей империи и начало их научного исследования, разрешение вопроса о проливе между Азией и Америкой, создание административной и экономической инфраструктуры в Охотском крае и на Камчатке.
В 1746 году появилась "Карта генеральная Российской империи северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона". В 1763 году Ломоносов, обосновывая возможность и необходимость открытия Северного морского пути, сказал знаменитые слова: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и Америке". Узнав, что Аляска изобилует "морскими бобрами" (каланами), русские промышленники начали освоение новых земель. В 1799 году для управления Русской Америкой Павел I основал Российско-американскую компанию.
Участник экспедиции натуралист Георг Стеллер писал, что Беринг "не был рожден принимать быстрые решения и осуществлять стремительные предприятия". Но тут же добавлял: "...Смог ли бы другой, более нетерпеливый, сделать больше?"
Беринг задал восточный вектор развития нашей страны на столетия вперед. Сегодняшняя конфигурация России от океана до океана - во многом его заслуга. Ход русской истории определили гигантские и вместе с тем неторопливые шаги командора Беринга, нашедшего в своем последнем походе гибель и бессмертие.
Моряков, именами которых названы целые материки или страны, немного: Колумб, Веспуччи... В этом ряду - и Беринг. Его имя носят не только пролив, остров и море, ранее называвшееся Бобровым, но и огромная биогеографическая область, объединяющая Евразию и Америку, - Берингия.
PS
Одна из загадок Беринга прояснилась сравнительно недавно. Прижизненных изображений командора, к сожалению, не сохранилось. Как оказалось, на портрете, известном всем советским школьникам, изображен не мореплаватель, а его двоюродный дед - датский историк и поэт Витус Педерсен Беринг. Лишь в самом конце XX века после исследования останков командора профессор, доктор медицинских наук Виктор Звягин сумел реконструировать его подлинный облик.
Обветренный крепкий моряк не слишком похож на своего родственника - городского полнолицего господина.
(исп м-лы СМИ; Г.Иванкина; Написано на основе информации из интернет-СМИ.)