В последние дни февраля (17-20.02) состоялась традиционная литературная гостиная с темой «Зимняя сказка». Настроение задали «Времена года. Зима» П.И. Чайковского. Затем по приглашению Елены Владимировны Рябовой ученики 5-9 классов читали Пастернака, Фета, Есенина, Пушкина… «Разноликая гитара» разбавляла поэтический день музыкальными композициями. Все присутствующие еще раз прониклись этим волшебным временем года: Мело, мело по всей земле Во все пределы…»
Благодарные русской литературе учителя Шмыкова Е.И., Рябова Е.В., Журавлева Е.С. и идейный вдохновитель Эльвира Николаевна Кузяева подготовили и провели литературную гостиную!
Писательский труд - это тоже духовная битва. В гостиной собрались те, кто — возможно — желают стать народными писателями. Все мы копошимся у подножия пушкинской прозы.
Сегодня можно сказать, что единственный предмет школьной программы, который сейчас говорит о любви к Родине, о патриотизме — это литература.
Писать надо о душе
Когда писателя Владимира Николаевича Крупина спросили (о том, что из нашей жизни исчезает настоящая русская литература) - что нужно современным писателям, чтобы сохранить литературу?
Он ответил:
Приехать на Байкал, где родился Валентин Распутин, и напитаться здешними соками. А если серьёзно - прежде всего, нужно любить Россию. Если писатель не любит свою страну, то что бы он ни сочинял, и какие бы премии ни получал - всё будет бесполезно.
Раз умеет писать - значит, он одарённый человек, но важно именно то, на что он тратит своё дарование. Вот, к примеру, ещё не так давно очень много говорили о романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», называли его великим произведением. А по моему мнению - ни пены, ни пузырей. Почему? Потому что тот, кто не любит Россию, никогда ничего хорошего не напишет. А вот книги Астафьева, Белова, Распутина перемололи ситуацию и показали, что такое русское слово, русская проза, потому что эти писатели по- настоящему любили свою родину, бились за неё.
Более того, скажу, что сейчас начинает появляться русская духовная литература. Конечно, здесь впереди идут и задают хороший настрой пишущие священнослужители. Например, Владыка Тихон Шевкунов (он, кстати, регулярно приезжает в Иркутск на литературные вечера «Этим летом в Иркутске». - Прим. автора), отец Александр Шаргунов, Максим Козлов, отец Виктор Кузнецов. Из светских писателей - это Николай Коняев, Александр Сегень, Виталий Богомолов и ваш земляк - иркутянин Анатолий Байбородин. Много тех, кто ощущает необходимость говорить и писать о духовной жизни человека, потому что это - первооснова. Зачем писать о другом?
Читающих людей тоже много, потому что тяга к чтению никуда не исчезла.
Как вернуть читательскую культуру в массы?
- Она постепенно сама вернётся. Потому что не может насытиться душа и сердце двухмерной плоскостью электронных приспособлений. Они ведь даже для зрения вредны. Но не только из-за этого. Всё-таки в книге есть тайна, которую нам никогда не разгадать. Читающий человек на много голов выше нечитающего. Несомненно, мы воспринимаем мир процентов на 80 через зрительные образы, но они быстро гаснут в нашем сознании. Как бы не были прекрасны Феллини или Антониони, они всё равно не победят книгу. Потому что книга - стратегия, а все остальные искусства - это тактика. Ведь даже радиослушатели сильнее зрителя, потому что рисуют образы услышанного в своём воображении. А читающий человек живёт вместе с героями книги. Когда мы читаем Распутина, Белова - мы вбираем вместе с ними и боль, и горечь их героев. И в этом великая тайна литературы, и она неуничтожима электроникой.
Нового Пушкина не будет никогда
- 2015 год был в России Годом литературы. На ваш профессиональный взгляд, это как-то отразилось на самой литературе?
- Все эти Года - обычная кампанейщина. Год русского языка закончился сокращением уроков русского языка в школах, Год литературы закончился сокращением числа библиотек в стране. А библиотеки - это культура. И это - аксиома. Вот я, например, как писатель только и жив библиотеками и учителями литературы. Лучше бы средства, которые власть «ухает» на подобные непонятные мероприятия, направили непосредственно на формирование библиотек, выпуск книг для школ и домов престарелых.
- Но ведь сейчас так много огромных книжных магазинов…
- А какие книги там продаются? Много печатается вещей мерзких, безнравственных, и это считается нормой и продаётся. А наши люди доверчивы, и эта христианская доверчивость уже не раз нас подводила. Нам сказали, что рынок спасёт нашу экономику, мы поверили, но ведь он её погубил!
- Зато в школах вернули сочинение, повлияет ли это на подрастающее поколение в лучшую сторону?
- Вернуть-то вернули, и это даже была большая победа общественной мысли. Но в итоге, на мой взгляд, всё равно получилось нелогично. При написании сочинения есть много допустимого: например, допускается столько-то ошибок грамматических, столько-то синтаксических. Ну когда такое было в нашем образовании? И ставятся какие-то рамки, ограничивающие творчество и размышления ребят. Я иногда пребываю в унынии от таких половинчатых решений.
- Владимир Николаевич, а у вас есть надежда, что появится ещё один Распутин?
- Наверное, так ставить вопрос не совсем правильно: Распутин уже никогда не появится, потому что он уже был. Как никогда не будет нового Пушкина. Здесь вот в чём есть тревога: что уходит не русский язык, а питательная среда для русского языка. Вот я составлял книгу «Подарок православному ребёнку» и включал туда пословицы, поговорки, загадки. И вы знаете, выяснил, что две трети из них уже ушло в небытие: нет уже крестьянского двора, нет той жизни, того уклада, обихода. Это горестно, потому что это - питательная среда для языка. А не будет языка - не будет и литературы. Сейчас все шпарят тексты на компьютере, на нём править текст легко, и время он экономит. Хотя я, в принципе, не против компьютеров: сейчас ни в одном в издательстве не примут ни машинописный текст, ни тем более рукопись. Но уже столько на них «настучали», что хочется иногда спросить: «Вася, ну кто прочтёт твои 12 томов, а самое главное, кто их купит? А если прочтёт, что толку?» И всё же мы ждём появления новой прозы и новых имён - но не через количество, а через качество. Ведь величие «Капитанской дочки» не в объёме, а мне этот роман говорит больше, чем «Война и мир», который в десять раз больше.
(исп м-лы СМИ;)