К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с тремя баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. Решение о создании такого корабля было принято советским правительством в середине 50-х годов в разгар "холодного" противостоянии между двумя политическими системами. Он должен был стать решающим аргументом против развязывания третьей мировой ядерной войны и гарантией мирного сосуществования при непрекращающейся гонке вооружений. Вследствие первостепенной важности поставленной задачи на создание К-19 были брошены все возможности и средства оборонных предприятий, а также конструкторских бюро страны.
Закладка АПЛ К-19 состоялась 17 октября 1958 года. Она была построена в рекордно короткие сроки и стала ответом Советского Союза на появление у американцев атомной субмарины «Джордж Вашингтон».
По своим тактико-техническим характеристикам АПЛ К-19 была прекрасным подводным боевым кораблем.
Основные характеристики АПЛ К-19
- · Длина наибольшая — 114,0 м
- · Ширина наибольшая — 9,2 м
- · Осадка средняя — 7,5 м
- · Водоизмещение:
- · — нормальное — 4030 м?
- · — полное — 5300 м?
- · Рабочая глубина погружения — 240 м
- · Предельная глубина погружения — 300 м
- · Полная скорость подводного хода 26 уз.
- · Надводная скорость— 18 уз.
- · Автономность — 50 суток
- · Экипаж лодки - 104 человека. В состав экипажа отбирали самых крепких, идейно надежных. Средний возраст матросов - 20 лет.
Спуск на воду состоялся 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний и АПЛ К-19 вступила в строй.
В условиях невероятной спешки при создании такого сложного корабля был допущен ряд серьезных технических просчетов и недоработок, что привело к несовершенству ее конструкции и, в дальнейшем, к авариям, уносившим жизни экипажа и представлявшим угрозу всему человечеству.
Но каждый раз советские моряки, не щадя свои жизни, проявляя небывалое мужество и героизм, самоотверженно боролись за живучесть корабля. В результате лодка оставалась в строю вплоть до 1990 года.
Вот некоторые из инцидентов, аварий и катастроф на К-19:
- в 1959 г., ещё до спуска подлодки на воду, при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
- в 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб;
- 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
- 4 июля 1961 года в водах Северной Атлантики, примерно в 100 километрах от военно-морской базы США, произошла авария кормового атомного реактора на «К-19»: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
- 15 ноября 1969 года произошло столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
- 24 февраля 1972 года вспыхнул пожар в 8 и 9 отсеках. Лодка отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух .
- 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
В 1979 году АПЛ К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Переименована в КС-19.
В 1990 году была выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992).
Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.
Вывод лодки из строя ВМФ СССР состоялся 19 апреля 1990 года.
Последний командир АПЛ К-19 – капитан 1-го ранга Олег Евстахиевич Адамов (15 августа 1987 — 22 сентября 1997 г.г.).