Православие отмечает праздник Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Отчего-то сейчас название "Вход Господень в Иерусалим" чаще услышишь в церкви - видимо, для многих имя праздника и его суть пока еще непонятны. Хотя ничего сложного тут нет, объяснение ниже. Зато народное наименование дня - Вербное воскресенье - сегодня на главных страницах всех СМИ.
Вербное воскресенье: Как провести праздник, что надо делать с вербой, а что делать нельзя
Какие только заголовки не встретишь! "Что надо обязательно сделать с ветками вербы в Вербное воскресенье, а что делать нельзя - грех", "Зачем ветками вербы хлестать родственников на Вербное воскресенье", "От каких болезней из освященных в Вербное воскресенье веток вербы заваривают чай?", "Как и когда надо срезать вербу к Вербному воскресенью, чтобы не было беды", "Что делать, если позабыл освятить вербу к Вербному воскресенью" и даже совсем дикое: "Почему в Вербное воскресенье нельзя покупать вербу в магазинах".
И наконец, с самого утра воскресенья соцсети наводняют картинки с поздравлениями на фоне тоненьких прутиков, украшенных пушистыми комочками. И такое ощущение, что праздник про нее, про вербу, что верба - главная.
Но все не так!
Праздник Вход Господень в Иерусалим установлен в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въезжал в столицу Иудеи. Иисус избрал для входа в Иерусалим осленка - символ мира на Востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель. Народ встречал Иисуса ликованием, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Пройдет всего несколько дней, и та же толпа будет требовать от Пилата, указывая на Христа: "Распни Его!". Через несколько дней произойдет другое шествие, шествие Христа на Голгофу. И именно это - вступление Господа на путь крестных страданий - вспоминают на Вербное воскресенье в храмах.
Всенощное бдение, или всенощная - это богослужение, объединяющее сразу три службы, совершают его перед праздниками, и происходит оно вечером, а иногда - например, на Рождество и на Пасху - ночью. Всенощная Вербного воскресенья отличается необыкновенной красотой. Храм будто расцветает - тут и зеленое праздничное облачение духовенства, и необычные резные ветви пальмы (вайи) в руках у патриарха, и огромные сияющие чаши с пушистыми ветками вербы. Впрочем, ветки вербы, уже зацветающие, не только в чашах, они и в руках у прихожан.
После чтения Евангелия патриарх освящает их, произнося молитву, в которой просит, чтобы Господь благословил и освятил эти ветви Своей благодатью, а после этого окропляет вербочки святой водой.
Освящение вербы и пальмовых ветвей - традиция, связанная с тем, что именно пальмовыми ветвями почти две тысячи лет назад жители Иерусалима торжественно встречали Иисуса, въезжавшего в город за шесть дней до иудейской Пасхи, до Своего Распятия. С пальмой понятно, но почему освящают вербу? У нас в России пальма - редкость, а вот упрямые прутики вербы, первыми поверившие весне, начинают цвести в наших широтах раньше всех. Удивительное дело - поздняя будет Пасха или ранняя, верба все равно зацветет за неделю до нее, к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому и дал народ ему второе название - Вербное воскресенье.
28 апреля в день самого праздника верующие принесут на утреннюю службу ветки вербы, которые как раз и освящали накануне, во время вечерней службы в субботу, на всенощном бдении. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, мы символически встречаем Христа, добровольно грядущего на искупительные страдания. После богослужения освященные веточки забирают домой - как святыню, символизирующую Вход Господень в Иерусалим. Потом их целый год хранят дома, ими украшают иконы, их приносят на могилы родственников. А если ветки иссохли, сломались, с ними и поступают как со святыней: освященные ветки вербы нельзя выбрасывать просто так, их принято сжигать.
Что ж, на вопрос, что надо сделать с ветками вербы в Вербное воскресенье, а что делать нельзя, мы ответили. Перейдем к другим. Срезать вербу к празднику лучше заранее. Причем надо именно срезать, а не ломать - давайте беречь природу! Покупать вербу в магазине можно - такая верба выросла в питомнике, и там точно никто не нанесет вред молодым деревцам. Что делать, если вы не сумели освятить вербу к Вербному воскресенью? Ничего страшного, освященные прутики можно попросить у верующих в храме, никто не откажет, все с радостью поделятся. Ну и наконец: зачем ветками вербы хлестать родственников? Такая традиция существовала в некоторых деревнях Малороссии, никакого богословского или религиозного смысла она не имела, чистейшей воды суеверие - считалось, что таким образом тем, кого хлестали, прибавляли здоровья. Таким же суеверием является и традиция заваривать почки освященной вербы, причем живет сей рецепт только в интернете, ничего подобного в церковной литературе не найти.
Вербочкам, таким на вид скромным и непритязательным, поэты посвящали стихи. Фет, Блок, Брюсов, Пастернак, Солодовников… Для поэтического воображения вербы не только воплощение весны, но и символ порыва, веры - черный прутик, даже в самую раннюю весну, в самое распутье упрямо взметающийся вверх.
Борис Пастернак писал:
- И тех же верб сквозные прутья.
- И тех же белых почек вздутья
- И на окне, и на распутье,
- На улице и в мастерской...
Вербы зацвели, и снова вечность врывается в повседневность. Позади сорок дней Великого поста, впереди Страстная неделя. Но 28 апреля - праздник, и даже пост в Вербное воскресенье не такой строгий: на праздничный стол обязательно поставят рыбу.
Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его "стольный град царский", Его столицу, во святой град Иерусалим.
Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии - Спасителя мира.
Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: "Осанна, благословен Грядый во Имя Господне". Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования.
Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того - как говорит Св. Евангелист Лука - когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, - заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…"
Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его", и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это - чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: "Осанна Сыну Давидову". Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, - как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.
Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется "Вербное Воскресение" или "Вход Господень в Иерусалим", то в следующий воскресный день будет праздников Праздник - Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно.
А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями - находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий.
Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, - в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме.
Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые - поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь.
Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, - встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь.
Проповедь святителя Филарета (Вознесенского)
Накануне Вербного воскресения патриарх Кирилл освятил вербы
Традиционно вербы в храмах начинают освящать во время всенощного бдения после чтения Евангелия.
В храмах собралось много людей. Ветви вербы, принесенные с собой прихожанами ( ими перед Вербным воскресением торгуют и возле храмов и у метро), совершив молитвы, окропляют святой водой.
Вербное воскресение - большой православный праздник, в который вспоминается торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед его крестными страданиями и смертью.
Верующие в этот день приходят в храмы с ветвями вербы в память о том, как по-царски люди встречали Спасителя, постилая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси пальмы заменили вербой - одним из первых растений, которые зацветают весной.
PS
Первомай принесет россиянам четыре дня отдыха - с 28 апреля по 1 мая. Для этого выходной перенесли с субботы, 27 апреля, на понедельник, 29 апреля, чтобы отдыхать можно было четыре дня подряд. В честь Дня Победы россияне будут отдыхать еще четыре дня - с 9 по 12 мая. При этом среда, 8 мая, официально будет считаться сокращенным рабочим днем. А пятницу, 10 мая, объявили нерабочим за счет переноса выходного дня с субботы, 6 января. И еще один выходной "родом" из осени - он перенесен с субботы 2 ноября на вторник, 30 апреля.
Таким образом, следующая рабочая неделя начнется в четверг, 2 мая, и закончится в пятницу, 3 мая - два дня россиянам придется трудиться после первомайского отдыха. Потом нас ждут два выходных, три рабочих и еще четыре выходных дня.
(исп м-лы СМИ; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)