СОШ№135:   Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

Православие отмечает праздник Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Отчего-то сейчас название "Вход Господень в Иерусалим" чаще услышишь в церкви - видимо, для многих имя праздника и его суть пока еще непонятны. Хотя ничего сложного тут нет, объяснение ниже. Зато народное наименование дня - Вербное воскресенье - сегодня на главных страницах всех СМИ.

Вербное воскресенье: Как провести праздник, что надо делать с вербой, а что делать нельзя

         Какие только заголовки не встретишь! "Что надо обязательно сделать с ветками вербы в Вербное воскресенье, а что делать нельзя - грех", "Зачем ветками вербы хлестать родственников на Вербное воскресенье", "От каких болезней из освященных в Вербное воскресенье веток вербы заваривают чай?", "Как и когда надо срезать вербу к Вербному воскресенью, чтобы не было беды", "Что делать, если позабыл освятить вербу к Вербному воскресенью" и даже совсем дикое: "Почему в Вербное воскресенье нельзя покупать вербу в магазинах".

         И наконец, с самого утра воскресенья соцсети наводняют картинки с поздравлениями на фоне тоненьких прутиков, украшенных пушистыми комочками. И такое ощущение, что праздник про нее, про вербу, что верба - главная.

         Но все не так!

         Праздник Вход Господень в Иерусалим установлен в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въезжал в столицу Иудеи. Иисус избрал для входа в Иерусалим осленка - символ мира на Востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель. Народ встречал Иисуса ликованием, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Пройдет всего несколько дней, и та же толпа будет требовать от Пилата, указывая на Христа: "Распни Его!". Через несколько дней произойдет другое шествие, шествие Христа на Голгофу. И именно это - вступление Господа на путь крестных страданий - вспоминают на Вербное воскресенье в храмах.

         Всенощное бдение, или всенощная - это богослужение, объединяющее сразу три службы, совершают его перед праздниками, и происходит оно вечером, а иногда - например, на Рождество и на Пасху - ночью. Всенощная Вербного воскресенья отличается необыкновенной красотой. Храм будто расцветает - тут и зеленое праздничное облачение духовенства, и необычные резные ветви пальмы (вайи) в руках у патриарха, и огромные сияющие чаши с пушистыми ветками вербы. Впрочем, ветки вербы, уже зацветающие, не только в чашах, они и в руках у прихожан.

После чтения Евангелия патриарх освящает их, произнося молитву, в которой просит, чтобы Господь благословил и освятил эти ветви Своей благодатью, а после этого окропляет вербочки святой водой.

         Освящение вербы и пальмовых ветвей - традиция, связанная с тем, что именно пальмовыми ветвями почти две тысячи лет назад жители Иерусалима торжественно встречали Иисуса, въезжавшего в город за шесть дней до иудейской Пасхи, до Своего Распятия. С пальмой понятно, но почему освящают вербу? У нас в России пальма - редкость, а вот упрямые прутики вербы, первыми поверившие весне, начинают цвести в наших широтах раньше всех. Удивительное дело - поздняя будет Пасха или ранняя, верба все равно зацветет за неделю до нее, к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому и дал народ ему второе название - Вербное воскресенье.

         28 апреля в день самого праздника верующие принесут на утреннюю службу ветки вербы, которые как раз и освящали накануне, во время вечерней службы в субботу, на всенощном бдении. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, мы символически встречаем Христа, добровольно грядущего на искупительные страдания. После богослужения освященные веточки забирают домой - как святыню, символизирующую Вход Господень в Иерусалим. Потом их целый год хранят дома, ими украшают иконы, их приносят на могилы родственников. А если ветки иссохли, сломались, с ними и поступают как со святыней: освященные ветки вербы нельзя выбрасывать просто так, их принято сжигать.

Что ж, на вопрос, что надо сделать с ветками вербы в Вербное воскресенье, а что делать нельзя, мы ответили. Перейдем к другим. Срезать вербу к празднику лучше заранее. Причем надо именно срезать, а не ломать - давайте беречь природу! Покупать вербу в магазине можно - такая верба выросла в питомнике, и там точно никто не нанесет вред молодым деревцам. Что делать, если вы не сумели освятить вербу к Вербному воскресенью? Ничего страшного, освященные прутики можно попросить у верующих в храме, никто не откажет, все с радостью поделятся. Ну и наконец: зачем ветками вербы хлестать родственников? Такая традиция существовала в некоторых деревнях Малороссии, никакого богословского или религиозного смысла она не имела, чистейшей воды суеверие - считалось, что таким образом тем, кого хлестали, прибавляли здоровья. Таким же суеверием является и традиция заваривать почки освященной вербы, причем живет сей рецепт только в интернете, ничего подобного в церковной литературе не найти.

         Вербочкам, таким на вид скромным и непритязательным, поэты посвящали стихи. Фет, Блок, Брюсов, Пастернак, Солодовников… Для поэтического воображения вербы не только воплощение весны, но и символ порыва, веры - черный прутик, даже в самую раннюю весну, в самое распутье упрямо взметающийся вверх.

Борис Пастернак писал:

  • И тех же верб сквозные прутья.
  • И тех же белых почек вздутья
  • И на окне, и на распутье,
  • На улице и в мастерской...

Вербы зацвели, и снова вечность врывается в повседневность. Позади сорок дней Великого поста, впереди Страстная неделя. Но 28 апреля - праздник, и даже пост в Вербное воскресенье не такой строгий: на праздничный стол обязательно поставят рыбу.

          Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его "стольный град царский", Его столицу, во святой град Иерусалим.

         Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии - Спасителя мира.

Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: "Осанна, благословен Грядый во Имя Господне". Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования.

Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того - как говорит Св. Евангелист Лука - когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, - заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…"

Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его", и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это - чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: "Осанна Сыну Давидову". Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, - как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.

Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется "Вербное Воскресение" или "Вход Господень в Иерусалим", то в следующий воскресный день будет праздников Праздник - Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно.

А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями - находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий.

Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, - в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме.

Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые - поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь.

Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, - встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь.

Проповедь святителя Филарета (Вознесенского)

Накануне Вербного воскресения патриарх Кирилл освятил вербы

         Традиционно вербы в храмах начинают освящать во время всенощного бдения после чтения Евангелия.

В храмах собралось много людей. Ветви вербы, принесенные с собой прихожанами ( ими перед Вербным воскресением торгуют и возле храмов и у метро), совершив молитвы, окропляют святой водой.

Вербное воскресение - большой православный праздник, в который вспоминается торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед его крестными страданиями и смертью.

Верующие в этот день приходят в храмы с ветвями вербы в память о том, как по-царски люди встречали Спасителя, постилая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси пальмы заменили вербой - одним из первых растений, которые зацветают весной.

PS

         Первомай принесет россиянам четыре дня отдыха - с 28 апреля по 1 мая. Для этого выходной перенесли с субботы, 27 апреля, на понедельник, 29 апреля, чтобы отдыхать можно было четыре дня подряд. В честь Дня Победы россияне будут отдыхать еще четыре дня - с 9 по 12 мая. При этом среда, 8 мая, официально будет считаться сокращенным рабочим днем. А пятницу, 10 мая, объявили нерабочим за счет переноса выходного дня с субботы, 6 января. И еще один выходной "родом" из осени - он перенесен с субботы 2 ноября на вторник, 30 апреля.

         Таким образом, следующая рабочая неделя начнется в четверг, 2 мая, и закончится в пятницу, 3 мая - два дня россиянам придется трудиться после первомайского отдыха. Потом нас ждут два выходных, три рабочих и еще четыре выходных дня.

 (исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
военкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.