СОШ№135:  Великая Суббота страстной седмицы Великого Поста

 

4 мая 2024 года православные верующие отмечают Великую субботу, последний день Страстной недели, день накануне Пасхи, Светлого Воскресения Христова.

Великая суббота 4 мая 2024: как правильно подготовиться к Пасхе и что делать нельзя

         4 мая 2024 года православные верующие отмечают Великую субботу, последний день Страстной недели, день накануне Пасхи, Светлого Воскресения Христова (5 мая 2024 года). Великую субботу в Церкви называют днем тишины и покоя. Но как тогда правильно подготовиться к Пасхе? Как совместить хлопоты по поводу праздничного угощения, освящению куличей, крашенных яиц с внутренней подготовкой к встрече Воскрешения Христова? Что надо обязательно сделать в Великую субботу, а чего делать нельзя? Чтобы суета и хозяйственные заботы не отвлекали от главного - от внутреннего переживания событий последнего дня Страстной недели, надо понимать, что происходило в это время две тысячи лет назад. И что происходит в храмах сегодня, в Великую субботу 4 мая 2024 года.

         1. Что происходило в Страстную субботу две тысячи лет назад? Почему Великая Страстная суббота - день тишины и покоя?

В Великую пятницу в храмах вспоминали распятие Христа и Его смерть на Кресте, которая произошла примерно около трех часов дня по нашему времени. В Великую субботу Церковь напоминает нам, как Иисус Христос телом был погребен, а душой сошел во ад (так и говорят: не "сошествие в ад", а "сошествие во ад"). Поэтому, вспоминая погребение Христа, христиане считают Великую субботу днем тишины и покоя.

         О том, как происходило погребение Иисуса после распятия и крестной смерти, мы узнаем от евангелистов, и на нескольких важных моментах стоит остановиться отдельно. После того, как распятый Иисус испустил дух, Его тайный ученик по имени Иосиф Аримафейский попросил у Пилата снять тело Иисуса с Креста, и Пилат позволил. К Иосифу Аримафейскому присоединился некто Никодим, принесший благовонные травы, чтобы умастить тело распятого Иисуса.

         Сам факт погребения был очень значим у евреев. По-видимому, и Иосиф Аримафейский, и Никодим были преданы Иисусу, раз, несмотря на риск, решились на погребение Того, Кого власти осудили на такую позорную смерть, как распятие.

         Сняв тело Христа с Креста и обвив Его по обычаю иудеев пеленами с благовониями, Иосиф и Никодим отнесли Иисуса в новую гробницу, высеченную в скале, стоящей в саду недалеко от Голгофы. К дверям гробницы привалили большой камень.

         Иудейская знать - фарисеи и первосвященники, все еще боявшиеся Иисуса, даже распятого, помнили Его слова о том, что Он воскреснет. Поэтому они решили просить Пилата выставить к гробнице с телом Христа стражу - из опасения, что ученики Христа могут похитить Его тело с тем, чтобы представить народу все так, будто Иисус воскрес. Охрану выставили.

         Таким образом, гробница, где было захоронено тело распятого Христа, была привалена большим камнем, на камень поставили печать, и сам вход охранялся стражниками. Но тщетны были все человеческие предосторожности - ни камень, ни печать на нем, ни охрана не остановили воскресшего Христа. Когда на следующий за субботой день к месту погребения пришла Мария Магдалина, она увидела отваленный от входа в гробницу камень. Гробница была пуста. Христос Воскрес!

         Но это приветствие: "Христос Воскресе!" будет звучать в храмах в ночь с субботы на воскресенье (ночное богослужение обычно начинается за полчаса до полуночи), в сам Светлый день Пасхи, а пока в день Великой субботы Церковь вспоминает погребение Иисуса и сошествие Его во ад. Именно в аду, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается во ад и выводит оттуда души праведников.

 

2. Что происходит в храмах в Великую субботу?

В знак того, что в Великую субботу Христос телом пребывает в гробу, в центре храмов в этот день находится Плащаница - шитое изображение погребенного Иисуса, икона на ткани. Плащаницу вынесли в центр храма накануне, в Страстную пятницу, и выставлена она там будет до полуночи воскресенья, напоминая нам, что Иисус все это время телом был во гробе. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед Плащаницей читаются библейские пророчества.

Как известно, задолго до рождения Богочеловека пророки предсказывали и пришествие Спасителя в наш мир, и то, что Своею крестной смертью и Своим Воскресением Он искупит нас от власти греха и смерти. В ходе Божественной литургии Великой субботы есть удивительный момент - переоблачение священников из черных одежд в белые.

Это символ того, что "Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Смысл этого песнопения, исполняемого на Пасху в храмах, следующий: Своим крестным подвигом и смертью, а затем последовавшим за смертью Воскресением, Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. А значит, отныне в мире нет места трауру.

3. Как правильно подготовиться к Пасхе?

Все дни Страстной недели параллельно с напряженными богослужениями идет и подготовка к встрече праздника Пасхи. Великая суббота - день, когда мы приносим продукты в храм, как принято говорить, "для освящения". На самом деле речь идет о благословении пищи: ни яйца, ни куличи с пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. Освящение праздничной пасхальное снеди - это не Таинство Церкви, а благочестивая традиция. Тем, кто не успел выстоять длиннющие очереди к столам освящения в Великую субботу, советуем не отчаиваться: после ночной Пасхальной службы освящение крашеных яиц, куличей и прочей снеди продолжится.

4. Что делать нельзя в Великую субботу 2024 года?

Но чего же делать не стоит? Вся Страстная неделя - время нашего духовного рывка навстречу Господу, время напряженной молитвы. И это наше движение навстречу Христу гораздо важнее любых куличей, крашеных яиц и уборки дома.

"Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость…", - учил cвятитель Феофан Затворник. А многозаботливость - это и есть чрезмерное попечение о земном. Поэтому священники советуют сосредоточиться на богослужении, на молитве, на чтении Евангелия. Главное, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас молитвы. "Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Это бесовское состояние", - объяснял преподобный Паисий Святогорец.

Кроме того, надо помнить, что Великая суббота - это еще день поста. "Пост есть не в воздержании от пищи, но в отчуждении от злого, в удержании языка от празднословия и пересудов, в охранении от раздражительности, в отложении от похоти и от лжи, в удалении от лести", - объяснял святой Антоний Оптинский.

         "На Страстной, среди предпраздничных хлопот сугубо постились, - читаем у Ивана Бунина в "Жизни Арсеньева". - К вечеру Великой cубботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, - ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею".

         Праздничное пасхальное богослужение начнется в субботу поздно вечером, за полчаса до полуночи. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит его в Храме Христа Спасителя, праздничное богослужение включает в себя крестный ход, пасхальную заутреню, с чтением знаменитого "Слова на Пасху святого Иоанна Златоуста" и Божественную литургию.

         Ждать немного, скоро праздник праздников - Пасха, Светлое Воскресение Христово.

Пасха 2024: когда и где освящать яйца, куличи, пасхи и что с ними делать нельзя

         Накануне Пасхи, праздника светлого Воскресения Христова, который православные отмечают 5 мая 2024 года, самые популярные запросы интернета содержат слова "пасха, куличи, крашенные яйца, освящать". Когда и где можно освятить к празднику Пасхи крашеные яйца, куличи, творожные пасхи, а также колбасу с бужениной и прочую непостную снедь? Как происходит освящение крашеных яиц, куличей, творожных пасох, других непостных продуктов, которые мы поставим на стол в день Светлого Воскресения Христова? Когда все эти непостные продукты можно будет есть и что при этом надо помнить? Что категорически нельзя делать с освященными продуктами? Откуда пошла традиция освящать крашеные яйца, творожные пасхи и куличи к празднику Пасхи? Что означает слово "кулич"? Что символизируют кулич, творожная пасха и крашеные яйца на праздничном пасхальном столе? Почему наши предки полюбили традицию освящения этих продуктов?

         1. Когда святить, освящать к Пасхе яйца, куличи, творожные пасхи, а также колбасу с бужениной и прочую непостную снедь?

         Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, после богослужения, начиная с 11-12 часов дня и до 17-18, а где-то и до 20 часов вечера. Для тех, кто не успел освятить еду в Великую субботу, в некоторых храмах ее освящают после ночной пасхальной службы. Именно так и происходило освящение пищи раньше: непостную пищу освящали после ночного праздничного богослужения, с тем чтобы потом всей общиной разговеться - то есть впервые после семи недель Великого поста приступить к непостной пище.

         Малознакомое еще многим слово "разговеться", за десятилетия атеизма сохраненное для нас русской классической литературой, означает то, что верующие могут по прошествии поста впервые поесть скоромную, то есть непостную пищу. Скоромными называются продукты от теплокровных животных (птиц и млекопитающих), то есть мясо, молоко, их производные, яйца.

         2. Как происходит освящение крашеных яиц, мясного, творожных пасох, куличей?

         Освящение происходит таким образом, что разложенную на специальных столах еду священник окропляет святой водой, исполняя при этом главное пасхальное песнопение, которое расшифровывает суть праздника Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав", что переводится так: "Христос восстал из мертвых, Своею смертью победив смерть и пребывающим в могилах подарив жизнь".

         Песнопение периодически прерывается восклицанием "Христос воскресе!". Верующие в ответ должны креститься и подтверждать: "Воистину воскресе!" Многие думают, что это своего рода приветствие христиан, такое, например, как "Здравствуйте!" или даже "Привет! Как дела!". Но на самом деле это краткое исповедание нашей веры. Слова "Христос воскресе! Воистину воскресе!" постоянно звучат все 40 дней празднования Пасхи.

         3. Зачем освящают непостные продукты перед Пасхой? Что значит освящение пасхальных яиц, куличей, творожной пасхи?

         Это только принято говорить, что пасхальные продукты освящаются, или их святят. На самом деле, речь идет о благословении пищи: ни яйца, ни куличи с творожной пасхой, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными и уж тем более священными, святыми.

         Гораздо важнее молитва в храме или, для больных, молитва во время богослужения онлайн, которое сейчас можно посмотреть в интернете или по ТВ. Если по каким-то причинам вам не удалось освятить еду, не беда, главное, чтобы в сердце была пасхальная радость.

         4. Когда можно начинать есть освященные к Пасхе куличи, крашеные яйца, творожные пасхи, другие непостные продукты?

         В Страстную, или Великую, субботу у верующих продолжается строгий пост Страстной недели. Значит, если человек держит пост, то от мясного, молочного, рыбы, яиц, сдобы, которая содержит все это, он воздерживается. Праздничное богослужение Пасхи, Светлого Воскресения Христова начинается около 23 часов вечера, а заканчивается около 2-3 часов ночи. То есть формально непостную пищу можно есть уже в это время.

         Но верующие с большим опытом поста понимают, что наедаться в это время не стоит. Во-первых, это может оказаться стрессом для желудка, но, главное - радость Пасхи не в том, что мы наконец-то можем съесть продукты, от которых воздерживались 48 дней. Радость Пасхи - явление духовное, она в том, что мы знаем, что Христос Воскрес, и Своим воскресением из мертвых Он даровал и нам, людям, победу над смертью, шанс на бессмертие.

         Поэтому много есть в пасхальную ночь не надо. "Переход к животной пище должен быть плавным, постепенным. У здорового человека он занимает одну неделю, у больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта около двух недель, - объясняет врач-гастроэнтеролог, к.м.н., заместитель главного врача по терапевтической и амбулаторно-поликлинической помощи ФМБЦ им. Бурназяна Ольга Касымова. - Не надо стараться съесть за один присест все, что вы наготовили к празднику. У вас будет достаточно времени, чтобы все поесть, все попробовать - и Светлая неделя (6-12 мая 2024 года), и все сорок дней празднования Пасхи. Дело в том, что за время поста организм отвык от животной пищи, от пищевых излишеств и может наступить сбой. Особенно опасно это для людей с желчекаменной болезнью, заболеваниями печени и поджелудочной железы. Поэтому объедаться в сам день (и особенно в ночь!) не стоит. Тем более, что это искажает духовную суть праздника Светлого Воскресения Христова", - заключила доктор Ольга Касымова.

         "Вводить животные продукты в рацион надо постепенно. Начинаем с кисломолочных продуктов, можно в первый день съесть одно яйцо, небольшой кусочек (около 30-40 г) творожной пасхи", - советует доктор.

         5. Что категорически нельзя делать с освященными продуктами?

         Поскольку при освящении еда не становится святыней, скорлупу от крашеных яиц, шкурки от буженины и хвостики от колбасы можно потом выбрасывать в мусорное ведро. В отличие от таких действительно освященных предметов, как кусочки просфоры, огарки свечей и ветхие части пришедших в негодность икон. Вот эти освященные предметы принято уничтожать специальным образом: сжигать в церковной печи или закапывать в чистом месте. Хотя если на скорлупу яиц были нанесены изображение Христа, Крест или слова "Христос Воскресе", выбрасывать их в мусор нельзя. Именно поэтому священники выступают против новомодной манеры наносить изображения Спасителя, Креста и слова пасхального приветствия на яичную скорлупу или обертку пасхальных продуктов.

         6. Откуда пошла традиция освящать крашеные яйца, творожные пасхи и куличи к празднику Пасхи? Что означает слово "кулич"? Что символизируют кулич, творожная пасха и крашеные яйца на праздничном пасхальном столе? Почему наши предки полюбили традицию освящения этих продуктов?

         Начнем с яиц. По преданию, одна из учениц Иисуса, которую Он, согласно Евангелию, исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, Мария Магдалина после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: "Христос Воскрес!".

         Почему в подарок яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой. Богословы трактуют образ скорлупы по-разному: это и гроб, и гробница нашей греховности. Но почему яйцо красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Повторюсь, Евангелие ничего не сообщает об отважном поступке Марии из Магдалы. Отважном, потому что Тиберий был императором, в правление которого распяли Христа, Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал бесстрашное исповедование веры: "Христос Воскресе!". Правда, историки о событии молчат.

         Молчат о традиции красить яйца и святые отцы - святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, иные христианские духовные авторитеты того времени. Хотя, похоже, в V-VI веках яйца к Пасхе уже красили. И почему-то душа народная так охотно подхватила этот обычай и несет его сквозь века. Почему? Может, дело в том, что нам хочется, чтобы Светлое Воскресение Христово было отмечено и в бытовой части нашей жизни? Мы жаждем освятить благой вестью все пространство своей жизни, лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире!

         Теперь про куличи. У хлеба особая роль в христианстве. Хлебом, сошедшим с небес и дающим жизнь миру, назвал Себя Сам Спаситель. Подобно тому, как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наследуют вечную жизнь. В главном Таинстве христиан - Таинстве Евхаристии (Причащения) хлеб незримо, таинственным образом (отсюда слово "таинство") прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово. Сохраняя внешний вид хлеба, это уже Тело Христово, не символ Тела, а именно Само Тело. Так что хлеб в христианстве - это больше, чем основной продукт питания.

         По преданию, после Своего воскресения Христос приходил к апостолам во время их трапез. Подчеркивая, что Христа ждут, центральное место за столом оставляли незанятым, а на столе выкладывали хлеб, предназначенный для Спасителя. Со временем возникла традиция в праздник Воскресения Христова оставлять хлеб в храме - по-гречески такой хлеб назывался "артос". Оставляли артос на особом столе - так, как это делали апостолы. В течение всей Светлой недели - недели, следующей за Пасхой, артос берут с собой во время крестного хода и обносят его вокруг храма, а в субботу Светлой недели после благословения кусочки артоса раздаются верующим.

         Постепенно появился обычай иметь свой артос и дома. Таким хлебом стал кулич, это слово тоже имеет греческое происхождение - от слова kollikion, в переводе "круглый хлеб". Сейчас кулич - это высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Кстати, греческий kollikion вошел и в европейские языки: есть и испанский kulich, и французский koulitch. Священники учат: "Ставя на пасхальный стол кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь".

         Творожная пасха. В Требнике - в церковной книге, где записаны правила богослужения, упоминается "млеко огустевшее", то есть творог, которому на Пасху придают форму усеченной пирамиды. Пирамида символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христа. Поэтому на верхней стороне творожной пасхи есть буквы "ХВ", означающие приветствие "Христос Воскрес!". На боковых сторонах специальной формы для творожной пасхи, пасочницы, по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

         Так что всем нам знакомые пасхальные угощения - крашеные яйца, куличи и творожные пасхи несут в себе главную новость мироздания - "Христос Воскрес!". И именно эта весть - основная в праздник Пасхи.

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен.

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

         Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

         На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

         В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

         Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

         Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.

         «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».

         Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

         «Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»

         Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.

         «Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея:

         По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

         Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

         Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

         Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф. 28, 1-20

         Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Рим. 6, 8

         Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

         Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

         Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

         Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

         Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

         Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

         Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

         Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев) 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
военкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.