СОШ№135: Рождество Пресвятой Богородицы

  

Юнкоры юнармейского отряда  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова сердечно поздравляют всех православных христиан с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Великая радость дана нам по рождении Богоизбранной Отроковицы - нашей скорой Заступницы и Покровительницы.

https://vk.com/video-16056379_456246948?ref_domain=yandex-video.naydex.net

https://yandex.ru/video/preview/7968477144012462936

 https://rutube.ru/video/59678ced0f47d993cd15788c1a41383e/?&utm_source

         Матерь Божию почитают все силы небесные и весь род человеческий. Попробуем и мы, грешные, со смирением и трепетом, восхвалить Пресвятую Богородицу, воспоминая малый Назарет, где воссияла в мире великая радость.

         Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое!

См.выпуски :

Рождество Пресвятой Богородицы

https://school135.ru/dukhovnaya-kultura/rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy?highlight=

Рождество Пресвятой Богородицы

https://school135.ru/dukhovnaya-kultura/rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy-2023?highlight=

Православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы

         День Рождества, то есть Рождения Богородицы, в народном сознании всегда считался великим праздником - в России почитали Мать Христа.

И простой люд, в доме которого всегда находился красный угол для икон Богородице, и интеллигенция, часто в своих исканиях уходившая слишком далеко от христианства. Но куда бы последних ни бросало, "теплое заступничество" Богородицы они оставляли с собой. У Иннокентия Анненского есть проясняющий многое стих:

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(3 апреля 1909 года, Царское Село)
 

         Удивительно музыкальный стих стал основой для как минимум трех романсов: музыку к нему писали и эмигрант Александр Вертинский, и советский композитор Юрий Шапорин, и популярный бард Александр Суханов. А уж исполнителей было не счесть - от самого Вертинского до Высоцкого, от Сличенко и Ободзинского до Погудина и Анны Широченко… Стих очень точно отражал чувство благоговения перед небесной высотой, и неважно, что не все догадывались: он посвящен отнюдь не земной женщине. Хотя нет, Богородица была рождена здесь, на земле, и в одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо.

         И тоску по такой неземной чистоте и святости, такой неземной теплоте и всеобъемлющей любви человек испытывал всегда, даже в годы глухого атеизма, разве популярность романса "Среди миров, в мерцании светил" это не доказывает?

Богородица – Мать всех людей

         Божия Матерь – Мать всех людей. Если утвердить такое восприятие Богородицы в уме и сердце, то насколько легче нам станет претворять в жизнь заповедь о любви к ближним!

Если ты любишь Божию Матерь, то не сможешь причинить боль ни одному из тех, кто именуется Ее детьми, так ведь?

Святитель Николай Сербский говорит:

«Если плюнуть на младенца, он не почувствует всей скорби. Всю скорбь в полной мере ощутит мать».

Если бы помнить это!

Оглянемся – сколько за спиной рассеяно по дням нашей жизни мелких, но придирок, крохотных, но предательств, малозаметных, но жестокостей?

Все, кто обижены мной, – дороги Божией Матери.

Если запомню это, если стану хоть немного добрее и заботливее, внимательнее и снисходительнее, – то и это тоже станет моим подарком для Нее.

«Даруй мне быть Твоим чистым чадом»

И еще что-то есть, что мы можем подарить Ей, – свою любовь.

«Божия Матерь, даруй мне быть Твоим чистым сыном (Твоей дочерью)», – такой молитвой наставлял молиться своих чад святой преподобный старец Алексий (Мечев).

Мы усыновлены Божией Матери при Кресте Ее Сына. Для Нее мы – дети. Безобразие творящие, часто больше похожие на поросят, но Она не отрекается от нас.

«Богородица никогда не оставляет, несет нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети», – замечает святой Паисий Афонский.

«Сродства Твоего не забудь», – просим мы Ее в одной из Успенских стихир.

И Она не забудет.

А мы помним ли?

Стараемся ли это родство, которое мы получили в купели Крещения, то единение с Богом, в которое вступаем теснейшим образом в таинстве Причащения, сохранить, не продать, не разменять, не предать?

         А один из церковных писателей конца XVIII века так объяснял чувства к Божьей Матери: бывают минуты в нашей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. Когда наша душа истерзана неутешным страданием, когда нам близко чувство ропота и вера наша колеблется, мы не можем и не смеем молиться Господу так, как молимся в часы сознательной, спокойной веры. И вот в эти моменты тоски, сомнения и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она ("Ее тихая святыня", как о ней говорит писатель) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы бы к Ней ни пришли.

         C каким почитанием и благоговением наши предки относились к Матери Христа. Прошли века, но это чувство жажды всепрощающей и всеобъемлющей материнской любви по-прежнему знакомо каждому из нас. Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы существуем. Мы нуждаемся в том, чтобы нашлось сердце, которое было бы способно сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, материнской ласке и материнской заботе. И, наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал Ее присутствия в нашем мире и не ощущал существования Ее заступничества за нас. Поэтому Богородицу называют в молитвах  "Всемилостивая Заступница, Утешительница, Милосердная, Покровительница, Ходатаица (т. е. ходатайствующая за нас перед Господом), Предстательница (т. е. предстающая за нас перед Богом), Исцелительница,  Царица Преблагая, Небесная Царица". Поэтому Церковь считала день, когда чествовали Рождество Богородицы, важным праздником.

         Священное предание Церкви  бережно доносит до нас сведения о земной жизни Богородицы. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, и именно из этого рода, по пророчествам, должен был придти в наш мир Спаситель, Мессия. Но Иоаким и Анна были женаты уже двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, снедаемый стыдом и горечью праведный Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой.

         Он решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, стала молить Бога, чтобы Он даровал им ребенка и дала обет, пообещала, что посвятит дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией".

         Мария на древнееврейском означает "возвышенная", "превознесенная", но, одновременно, имя одного корня с выражением "горькая вода", то есть слезами. Согласно данному обету, святые праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Она была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет -  мы говорим: "Пресвятая Дева Мария", "Всенепорочная". А праздник Рождества Пресвятой Богородицы - праздник вселенской радости, неслучайно в этот день в храмах поют:

"Рождение Твоё, Богородица Дева,
радость возвестило всей Вселенной:
ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш.
Он снял проклятие и дал благословение;
Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь".
 

         Вера в заступничество Пресвятой Богородицы в России всегда была так крепка, что ни одно важное дело не начинали без молитв к Царице Небесной. Почти любой богородичный праздник или праздник конкретной иконы Божьей Матери связан с фактами спасения народа -  от смут, голода, эпидемий, вражеских нашествий, пожаров. Так и праздник Рождества Пресвятой Богородицы: именно 21 сентября, более шести веков назад, русские войска одержали историческую победу на Куликовском поле, которая положила начало освобождению от ордынского ига. А святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне бесплодные пары издревле молятся о даровании ребенка.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

            Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

         Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

         Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

         В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа.

Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.

Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, даровал нам живот вечный.

Рождество Богородицы: что нужно сделать в день праздника, а что делать не стоит

         21 сентября православие отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, то есть праздник в честь Рождения Богородицы. В России этот день всегда считался великим праздником и проводили его по-особенному. "РГ" выяснила, как правильно провести праздник Рождества Пресвятой Богородицы, что можно делать, а что делать не стоит, как произошло событие Рождества Божьей Матери, почему в этот день бездетные пары стараются прийти в храм, почему в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы в Российской империи отмечался день России и отчего в атеистическом Советском Союзе миллионными тиражами расходились пластинки с песней, которая, по сути, была молитвой Пресвятой Богородице?

Как происходило рождение Божьей Матери? Почему в день праздника бездетные пары стараются прийти в храм и помолиться там?

Согласно священному преданию, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, и именно из этого рода, по пророчествам, должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия. Но Иоаким и Анна были женаты уже двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, снедаемый стыдом и горечью праведный Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой.

Он решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, стала молить Бога, чтобы Он даровал им ребенка и дала обет, пообещала, что посвятит дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией".

Мария на древнееврейском означает "возвышенная", "превознесенная", но, одновременно, имя одного корня с выражением "горькая вода", то есть со слезами. Согласно данному обету, святые праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Именно поэтому святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне бесплодные пары издревле молятся о даровании ребенка. И в день праздника молодожены стараются прийти на богослужение в храм.

Как провести праздник Рождества Пресвятой Богородицы правильно? Что надо сделать, а что делать не стоит?

Начнем с того, что в Российской империи 21 сентября был днем особых торжеств, причем не только церковных, но и сугубо государственных. В праздник Рождества Богородицы отмечался день России. Например, газеты 21 сентября (по новому стилю) 1862 года сообщали о том, как торжественно отмечалось 1000-летие России. Такой выбор даты празднования был неслучайным, ведь именно 21 сентября (по новому стилю) 1380 года войска князя Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле.

День великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы наши предки начинали в храме. А вот после праздничного богослужения было принято принимать гостей или самим ходить в гости. Поскольку в сам день праздника старались не работать, угощение для праздничного стола готовили заранее, причем к столу приглашали не только родственников, друзей, соседей, людей своего сословия, но и тех, кто стоял в социальной лестнице ниже - нищих, убогих. Для них накрывались особые столы, а еще посылали заранее приготовленную снедь в приюты, больницы, тюрьмы. То есть праздник становился не днем обжорства, а днем благотворительности и милосердия: в народе бытовала поговорка: "Не оскудевает рука дающего".

Поэтому, когда спрашивают, как провести праздник Рождества Пресвятой Богородицы правильно в наши дни, что можно делать, а что делать нельзя, ответ будет прост: начать день надо с богослужения в храме, а после этого стоит попробовать последовать примеру предков - отпраздновать день делами милосердия. И, конечно, не стоит серьезно относиться к советам некоторых сайтов и СМИ, запрещающих на праздник Рождества Пресвятой Богородицы "что-либо резать, касаться ножниц и острых предметов, стричься, бриться а также делать маникюр/педикюр". Откуда авторы сих советов берут весь этот бред, никому, кроме них самих, неведомо.

Отчего в атеистическом Советском Союзе миллионными тиражами расходились пластинки с песней, которая, по сути, была молитвой Пресвятой Богородице?

Праздник в честь Рождения Богородицы, в народном сознании всегда считался великим праздником - в России почитали Мать Христа. И простые люди, в домах которых всегда находился красный угол для икон Богородицы, и интеллигенция, часто в своих исканиях уходившая слишком далеко от христианства.

Рождество Богоматери и святые Богоотцы Иоаким и Анна

Размышления к празднику

https://pravoslavie.ru/163499.html?ysclid=m1cb1lefeb513770946

 (исп м-лы СМИ; М.Городова; В.Шишкин; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнкоры юнармейского отряда  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР», МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Сергеевич Ерохин - командир отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть II и III ст.»,  юнкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юннкор, зам.командира отряда, гл. редактор юнармейского медиацентра Пермского края «ЮНКОР»,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, зам.командира отряда, Юнкор   клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  юнкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, Юнкор    отряда  юнвоенкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
координатор (руководитель) отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ «Юнкор», МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.