СОШ№135:  Христос Воскресе!

Путин: В условиях серьезных вызовов Церковь помогает людям находить прочную духовную опору

  Христос Воскресе!

Поздравляем всех православных христиан со светлым Христовым Воскресением, праздником Пасхи Господней!

         Сегодня наши сердца исполнены радостью и самыми добрыми чувствами.          Господь наш Иисус Христос победил смерть и открыл людям путь к обретению вечного единства с Богом.

         Небеса торжествуют, земля радуется, веселится весь мир видимый и невидимый, ибо восстал Христос, вечная всем радость!

         Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, Еди́ному Безгре́шному, Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, Имя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. Всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́!

         Главный праздник Православной Церкви называется Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. В 2024 году праздник приходится на 5 мая. В этот день совершается также память преподобного Феодора Сикеота, апостолов Варфоломея, Луки и Климента, мученика Епиподия Лионского, преподобного Виталия Александрийского, благоверного князя Всеволода, Новгородского, Псковского чудотворца, а также святых ХХ века — священномучеников Платона, епископа Банялукского, Евстафия Малаховского и мученика Димитрия Власенкова.

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный пасхальный день 5 мая.

         Светлое Христово Воскресение, Пасха, 5 мая 2024 года

         Празднованием Пасхи 5 мая завершаются Великий пост и Страстная седмица в 2024 году. Это переходящий праздник, его дата зависит от лунно-солнечного календаря и приходится на период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

         Воскресение Христово занимает центральное место в Священной истории, о нем повествуют все четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А в Деяниях апостолов рассказывается о том, как христиане собирались в первый день после субботы для благодарения и преломления хлеба, то есть совершения заповеданного Спасителем Таинства Евхаристии.

         Пасха — главное событие всего церковного года, именно поэтому мы вспоминаем его каждые семь дней, что отразилось в нашем языке. Последний день недели так и называется — воскресенье.

О СВЯТОЙ ПАСХЕ

         Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. /Святой Григорий Богослов/

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу. /Святой Амвросий Медиоланский/

         Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных./Святой Григорий Нисский/

         Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном. /Святитель Иоанн Златоуст/

         Пасха - праздник всемирный и величайший... Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо... На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь - столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее... Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла... На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников... Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь - земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви. /Святитель Макарий, митрополит Московский/

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством.

Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего.

Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду.

Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение.

Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет.

Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения.

Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит.

Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте.

Воздержаные и нерадивые день почтите!

Постившиеся и непостившиеся - возвеселитесь сегодня!

Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все!

Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным!

Все пользуйтесь богатством благости!

Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство!

Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба!

Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя!

Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его.

Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55)

Воскрес Христос, и ты низвержена!

Воскрес Христос, и пали демоны!

Воскрес Христос, и радуются Ангелы!

Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе!

Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших.

Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

«Будем же жить в этом свете и тянуться к нему», — эту проповедь святитель Лука сказал на Пасху

6 мая 1945 года

         Святой апостол Петр сказал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1: 3).

         Тяжко и скорбно было апостолам, когда закатилось Солнце их, когда страшной смертью на Кресте умер их Учитель, всем сердцем ими любимый, Тот, Кого они исповедовали Мессией, Сыном Божиим, Христом. Им казалось, что все погибло с этой смертью, все рушилось: вся надежда, вся вера их. Как не восторжествовало Величайшее Добро, как не победила зло Сама Святая Любовь, сошедшая с небес?

         Когда святые апостолы Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Еммаус, их встретил на пути воскресший Господь Иисус Христос. Но, как сказано в Священном Писании, глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24: 16). Они вступили с Ним в разговор как с простым спутником. Когда Господь спросил их, почему они так печальны, они с удивлением ответили: «Ты один только в Иерусалиме не знаешь, что случилось в эти дни. Разве не знаешь, что распяли нашего Господа, Учителя нашего, Того, в Кого мы верили? Мы же надеялись, что Он Тот, Кто должен избавить народ израильский. Но вот уже третий день ныне, как это свершилось» (см. Лк. 24: 17–21).

         Они забыли слова Христовы о том, что в третий день после Своей смерти Он воскреснет. Если бы они помнили это, если бы без остатка вместили в свои сердца полное прекрасной надежды обетование великой радости, то не были бы печальны, а ждали бы Воскресения Христова. Но отчаяние апостолов было столь безграничным, что, когда Христос воскрес, когда святая Мария Магдалина увидела Его, когда другие жены-мироносицы, узрев пустой гроб и ангела, сидящего на отваленном камне, побежали к ним в великом страхе, трепете и радости, чтобы возвестить им об этом, — даже тогда они сочли слова их ложью и не поверили им (см. Лк. 24: 4–11).

         Когда потом в течение сорока дней Господь являлся Своим ученикам, они встречали Его по-разному. Иногда они смотрели на Него в страхе и смущении, думая, будто это призрак, дух Христа. И Господу приходилось убеждать их в том, что они ошибаются. Он показывал им Свои руки и ноги, пронзенные гвоздями, ел перед ними рыбу и мед (см. Лк. 24: 39–40; 42–43).

         Вот что говорит о Воскресении Христовом святой апостол Павел: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец — Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15: 12–14; 20–23).

         Безумно сомневаться в истинности Воскресения Христова, ибо если мы не верим в то, что Господь Иисус Христос воскрес и воскреснем все мы, значит, мы отвергаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру. Проповедь Его была проповедью о вечной жизни в Царстве Божием, указанием пути к спасению. Как же не верить, что Христос воскрес?

         Что может лучше убедить людей в этом изумительном чуде — Воскресении Господа Иисуса Христа, — как не смерть Его? Неужели кто-нибудь смеет думать, что Святейший святых, Величайший Чудотворец и Учитель, Какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, в Котором, по словам апостола, не было никакого греха (см. 1 Петр. 2: 22), — Сын Божий мог быть навеки поглощен темной смертью? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду. Тот, кто отвергает чудо Воскресения Христа, низко падает в нравственном достоинстве, ибо не верит в безусловное добро, в святую истину.

         А теперь вдумаемся в то, почему Господь в течение сорока дней по Воскресении являлся только Своим ученикам, а не всем людям. По нашему, человеческому, разумению кажется более естественным, чтобы Он в блеске Воскресения и величии славы явился как Победитель всему миру. Так кажется нам, но Господь судил иначе. Он знал, что величайшего чуда Воскресения Его не смогут вместить сердца людей, слышавших Его речи, постоянно видевших Его ходящим по улицам и площадям их городов. Такова человеческая природа: великие исторические события никогда не могут быть постигнуты во всей полноте и оценены их современниками. Нужны долгие годы, десятки, иногда даже сотни лет для того, чтобы, помышляя об этих событиях, смотря на них в далекой исторической перспективе, люди смогли понять их значение и сопоставить их со всеми условиями жизни, при которых они произошли.

         И величайшее из всех событий мира, Воскресение Господа Иисуса Христа, конечно, не могло быть постигнуто современниками. Поэтому тщетно было бы Господу являться им: они бы все равно не поверили своим глазам, не узнали бы Его, как не узнавали даже Его ученики. Они бы сомневались и спорили об имени Его. Одни, может быть, поверили бы в то, что Он воскресший Христос, а другие со злобой стали бы оспаривать возможность Воскресения.

         Господь знал, что только просвещенные Божией благодатью, горячо Его любившие ученики могли поверить увиденному и стать истинными свидетелями Его Воскресения, и предоставил им свидетельствовать о Себе всему миру, ибо проповедь апостолов была проповедью о Воскресении Христовом, о Царстве Небесном и о грядущем воскресении всех христиан. На их глазах воссиял из Гроба Господня небесный свет, который постепенно проникал в сердца способных его воспринять. И ныне свет Христов воссиял из Гроба Господня и озаряет наши сердца. Будем же жить в этом свете и тянуться к нему всем своим существом! Будем же лобызать ноги воскресшего ныне Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.

PS

Русисты рассказали, как правильно: "Христос воскрес!" или "Христос воскресе!"

         Авторы портала "Современный русский" Тамара Скок и Елена Подгорная рассказали, как правильно пишется и произносится слово "Пасха":

         Итак, само слово "Пасха" возникло из старославянского языка, куда в свою очередь попало из греческого (pascha) через древнееврейское pēsah - "выходить, миновать, переходить".

         Такое наименование, объясняют специалисты, связано с тем, что первоначально Пасха была иудейским праздником, символизирующим исход евреев из Египта и освобождение их от мучительного рабства. Намного позднее, в христианской религии, Пасхой стали называть день, в который случилось воскрешение Иисуса Христа.

А вот в русском языке "Пасха", помимо двух основных значений (иудейский и христианский весенние праздники), имеет еще третье: "пасха" - сладкое творожное кушанье в виде четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню христианского праздника. Соответственно и написание будет различным: название праздника - с прописной, а лакомство из творога - со строчной, подчеркивают специалисты.

Еще филологи рекомендуют не путать пасху с пасхальным куличом (от греческого kollíx - "круглый хлеб", сдобным высоким хлебом в форме цилиндра. Хотя отмечают, что в южных областях России паской как раз выпечку и называют. "Паску" также можно обнаружить в речи жителей Беларуси и Украины (украинское - сирна паска, где сир — "творог").

         Однако, пишут русисты, в русском языке общепринятое название одно - пасха, а слово "паска" зафиксировано в словарях лишь как областное, просторечное.

         Тамара Скок и Елена Подгорная обращают внимание и на то, как грамотно приветствовать друг друга в этот торжественный весенний день, а также во многие дни после него. Есть два варианта: "Христос воскрес!" и "Христос воскресе!". Оба они являются правильными и употребляются на равных условиях. "Воскрес" - форма прошедшего времени в современном русском языке, а "воскресе" - форма прошедшего времени (аорист) в старославянском. Следовательно, ответное приветствие тоже может быть вариативным: "Воистину воскрес!" и "Воистину воскресе!"

         При составлении письменных поздравлений, по мнению русистов, корректными будут считаться следующие формулировки: "С Пасхой!", "со Святой Пасхой!", "со Светлым Христовым Воскресением!" (если подразумевается праздник) и "со Светлым воскресеньем!"(если речь идет о дне недели), "с праздником Светлой Пасхи!", "со светлым праздником Пасхи!".

  • Патриарх Кирилл призвал не произносить "Христос воскресе" по привычке

         Патриарх Кирилл призвал верующих не произносить традиционное пасхальное приветствие "Христос воскрес" формально, а вкладывать в эти слова "исповедание веры" и осознавать, что и жить нужно по-христиански.

"Мы произносим как бы почти что по привычке такие слова, как "Христос воскрес" и "Воистину воскрес". Но что означает первая фраза? Она означает то, что те, кто провозглашают эту фразу, обращают к людям великое свидетельство о том, что Христос воскрес. А когда отвечают "Воистину воскрес", это не просто ответ, часть некоего исторического обряда - в этих словах исповедание веры", - цитирует ТАСС слова Святейшего после совершения праздничной литургии в Успенском соборе Кремля.

         Предстоятель напомнил, что открытое проявление веры на протяжении всей истории христианства, и особенно в период Римской империи, сопровождалось "исповеданием самой жизнью", из-за которого христиане претерпевали страшные гонения от правителей. "И мы ни в коем случае не должны произносить эти слова, опять-таки, как по некоторой привычке, как некоторые обрядовые слова, связанные с праздником Воскресения Христова", - отметил предстоятель РПЦ.

         Он пояснил, что слова "Христос воскрес" и "Воистину воскрес" означают исповедание произносящим их человеком того, что Иисус Христос реально пришел в мир - "не мифически, не сказочно", и так же "мучительно страдал, как и любой человек, когда претерпевал смерть на кресте". "И исповедовать веру - значит и жить по-христиански, божьи заповеди исполнять", - подчеркнул патриарх.

Что было бы с нашей цивилизацией, если бы Христос не воскрес?

         Христиане верят, что Христос, явившись в наш поврежденный грехом мир, не мог не умереть, а умерев, не мог не воскреснуть. Для того Он — Бог — и стал Человеком. Представить, что Он не воскресал — это все равно, что представить, будто Он и не рождался.

         Вообразить такое возможно лишь в рамках фантастики. И, кстати, некоторые фантасты действительно обращались к этой теме. Для большинства из них, как людей нецерковных, отсутствие факта Воскресения Христова означает, прежде всего, отсутствие Церкви. Парадоксально, но это умозаключение делали не только писатели-фантасты, пытающиеся представить нашу цивилизацию без Воскресения. Именно на «христианстве» без Церкви, без «посредников» между Богом и человеком настаивают все люди, отрицающие Чудо Пасхи и видящие во Христе не Бога, а лишь одного из «величайших учителей человечества».

         Действительно, Церковь — это реальный опыт жизни с Богом, опыт вхождения в жизнь вечную уже здесь, на земле. Но чтобы преодолеть смерть и войти в Вечность, нужен Тот, Кто способен дать человеку нечто большее, чем уроки нравственности, Тот, Кто способен явить Себя как Путь через смерть к Воскресению. Поэтому без Христа не было бы и общины Его учеников (всех эпох), следующих этим путем.

Да, без Воскресения не было бы христианства.

         Именно к этому сводится самая логичная, на взгляд обывателя, интерпретация вопроса, вынесенного в заглавие. «Что было бы с нашей цивилизацией без христианства?» — этот вопрос содержит вполне меркантильный подтекст: «Что христианство дало миру? Нашему, падшему миру? Чем полезно оно было для нашей цивилизации грешных людей?»

         Это богатая почва для фантазии и — для фантастики тоже.

         Фантазируя на эту тему, нередко говорят, что не было бы науки. Действительно, наука в современном понимании появилась, расцвела и принесла обильные плоды прогресса именно в странах христианской традиции. Чего-то принципиально не хватало иным цивилизациям — древнего Египта, Индии, Китая, арабского Востока, чтобы аккумулировать и переплавить преднаучные наблюдения и определенные достижения в целостную объективизированную систему познания тварного мира. Именно произведенная христианством «демифологизация мира и сознания» повлияла на возникновение полноценной науки, способной воспринимать мир как таковой, а не как систему «магических взаимодействий».

         Впрочем, здесь нужно избегать крайностей. Например, включая электрическую лампу или открывая кран с горячей водой, не нужно каждый раз с благодарностью думать о них, как о «дарах христианства». Многое из того, на что практически направлена современная наука, лишь обеспечивает человеку более комфортное существование. А к этому человечество стремилось всегда. Например, уже в городах древних римлян действовали канализация и водопровод, древним грекам было известно статическое электричество. Так что за две тысячи лет в нашем гипотетическом «мире без Христа» очередной Архимед вполне мог бы создать аналогичные «предметы быта».

         Порох и бумагу дала миру нехристианская цивилизация Китая. Так что наша цивилизация «без христианства» наверняка имела бы литературу, библиотеки, еженедельные газеты, и, конечно, бомбы, пушки, винтовки, пистолеты, противопехотные мины и гранаты.

         Конечно, не было бы христианской живописи, литературы, архитектуры... Не было бы целых направлений и жанров искусства. Не было бы шедевров как западной, так и восточной христианской архитектуры, таких как Кёльнский или Миланский соборы, или храм Покрова на Нерли. Не было бы готики, не было бы византийского стиля. Вероятно, не было бы кинематографа и фотографии. Думаю, что без научного всплеска не было бы и высоких технологий, а с ними — компьютеров и Интернета.

         Хотя, безусловно, оставались бы нехристианская живопись, литература, музыка и архитектура.

         Куда больше отличий от современности мы увидели бы в социальной сфере.

         Весьма вероятно, оставалось бы рабство — языческое наследие, преодоленное христианством. Для сравнения: в буддийском Тибете рабство было законодательно отменено в 1950 году, в мусульманской Мавритании — в 1980 году, а в Индии кастовое деление не преодолено до сих пор.

         Далее — сословность. Достижения бытового комфорта, а также искусства и культуры были бы доступны гораздо более узкому кругу привилегированного класса. Включать в него низшие классы было бы просто бессмысленно. Именно нехристианские цивилизации выработали принцип общественного благополучия: «народ должен быть сер».

         Еще бо́льшие изменения коснулись бы  каждого человека в отдельности. Дело в том, что само понятие личности принесло именно христианство. Именно из патристического богословия о соотношении ипостаси и природы в Боге утвердилось и представление о личности человека, созданной по образу Божиему. Именно учением о равном богообразии каждого, о выборе, который каждый должен сделать самостоятельно, и о взрослой ответственности, которую он несет за этот свободный выбор, христианство много поспособствовало поднятию ценности человеческой личности на невиданную прежде высоту. Именно в христианском мире заговорили о правах и свободах личности, и сам человек, осознаваемый как «венец творения», стал в собственных глазах и в восприятии общества драгоценной самостоятельной личностью.

         Такой свободы и таких возможностей для каждого не было в древнем мире и, я думаю, не было бы и в «цивилизации без Христа». Человек, как и прежде, был бы спеленат родовыми узами и накрепко привязан к своему роду, племени, народу. И жизнь его ценилась бы не сама по себе, а в строгой зависимости от «котируемости» приобретенных им навыков и умений. Человек оставался бы, прежде всего, функцией — а не личностью.

         В цивилизации же, где человек — это функция, а не личность, не было бы бесплатных больниц, домов престарелых, детских домов и госпиталей. Во внехристианских цивилизациях забота о собственном здоровье всегда ложилась на плечи самого человека или его близких. Не было бы всеобщих пенсий и пособий для инвалидов, а также пособий по безработице, не было бы благотворительных фондов, бесплатных всеобщих школ, гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий... Вообще очень многие услуги социальной сферы, к которым мы привыкли, выросли исключительно из идей христианского милосердия, воплощаемых отдельными подвижниками, на пример которых со временем стало ориентироваться и общество в целом.

         В целом «общество без Воскресения» было бы менее добросердечно и более жестоко. Именно благодаря евангельскому идеалу добра, целомудрия, верности и милосердия сегодня даже отъявленный злодей пытается скрыть свои преступления, тогда как злодеи древности не только их не скрывали — они гордились ими. Каннибализм, человеческие жертвоприношения, ритуальное распутство и прочие традиции некоторых дохристианских европейских народов, скорее всего, сохранились бы и в этой гипотетической цивилизации — к слову, с «цивилизованностью» и культурой они вполне уживались, например, у ацтеков или тех же древних римлян.

         Кстати, неизвестно, ушла ли бы в небытие древняя европейская норма, в соответствии с которой мужчины того или иного племени каждый год должны были совершать грабительские набеги на соседей. А ведь это также было обуздано именно христианской нравственностью и сознанием родства всех людей.

         Да, может быть, современному чело-веку это покажется неожиданным, но представление о том, что все люди произошли от единого предка, а значит, находятся в кровном и сущностном родстве, принесло в мир именно христианство. Подавляющее большинство древних народов собственно полноценными людьми признавали только членов своего народа или родственных ему, тогда как других даже мифологически выводили от принципиально иного предка.

         Но на самом деле всё, что мы перечислили — вещи второстепенные.

         А важно совсем не это.

         Один из персонажей романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» говорит: «Представь, что Бог тебя не любит...» На самом деле, это тот же вопрос, который был вынесен в заглавие статьи. Представить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы Христос не воскрес — это то же самое, что попытаться представить мир, который не любит Бог, человечество, которое безразлично Творцу, и человека, который стремится к небу, вечности и истине, но вновь и вновь наталкивается на каменную плиту. Цивилизация без Воскресения Христова — это безысходные и бес-смысленные страдания сотен поколений, живущих и  умирающих под могильной плитой безразличного неба. 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
военкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.