СОШ№135:   икону "Спас Нерукотворный" в России считают чудотворной

29 августа Церковь отмечает праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Господа Иисуса Христа, праздник в честь иконы наших побед. На первый взгляд все это звучит длинно и малопонятно, но на деле все просто. И сейчас мы в этом убедимся. Приступим.

1

Слово "Спас" в названии иконы "Спас Нерукотворный" - это сокращение от одного из имен Иисуса Христа - "Спаситель". И поскольку это имя Бога, его всегда пишут с заглавной буквы, как и определение в названии образа - "Нерукотворный". Причем эпитет "Нерукотворный" используется здесь в прямом смысле, то есть сделанный не руками. А как тогда?

Конечно, все списки с первоначального образа "Спас Нерукотворный" сделаны руками талантливых иконописцев, но вот исходный образ как раз и был нерукотворным, отсюда название.

По преданию, изображение Лика Христа "Спас Нерукотворный" возникло в результате того, что Спаситель, умывшись, приложил к Своему Лицу полотенце, и на полотне отпечатался, проявился Лик Бога. На древнерусском полотенце - это "убрус", поэтому полное название иконы - "Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа".

2

Факт нерукотворного появления изображения Лика Христа мы знаем благодаря трудам авторитетного историка Евсевия Кессарийского. Книги были написаны в первой половине IV века, а сама история произошла тремя столетиями раньше, во время земной жизни Спасителя. В те дни царь Едессы (современная Турция) Авгарь V страдал от мучительной "черной проказы". Медицина не смогла помочь правителю, и он, прослышав, что в Иудее больные исцеляются по одному слову Христа, решил умолять Спасителя приехать в Едессу и укротить страшную болезнь. Евсевий сообщает, что Иисус "не внял тогда просьбе царя, но удостоил его особым письмом", в котором обещал прислать на помощь больному царю Своего ученика.

Икона "Спас Нерукотоворный", объединяя народ, всегда даровала нам не только благодатную мощь в битвах против сил зла, но и саму победу

Обещание было вскоре выполнено. До Едессы добрался один из апостолов Христа, с собой он вез плат, которым Иисус отер Свое Лицо. Уверовавший в Бога царь Авгарь V от "черной проказы" излечился, а сам плат с нерукотворным изображением Лика Спасителя стал святыней. С появлением слова "Едесса" в названии праздника разобрались. Стоит отметить, что, рассказывая о произошедшем, Евсевий Кессарийский, будучи добросовестным историком, ссылается на два документа-письма из архивов Едессы: просьбу царя Авгаря и ответ Иисуса. Упоминание об этой переписке есть и в других источниках того периода, но сами письма не сохранились.

Долгое время нерукотворный образ открыто хранился в Едессе, по молитвам у иконы происходили исцеления, но когда внук царя Авгаря V впал в идолопоклонство, христиане спрятали святыню, замуровав ее в стене. Вспомнили про святыню только в 545 году, когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города стало совсем безнадежным. Вот тут-то молитва перед "Спасом Нерукотворным" и спасла город.

3

С тех пор слава о чудотворном образе, подкрепляемая многочисленными чудесами, распространилась по миру. И когда перед христианами встал вопрос, нужны ли в принципе иконы, то есть изображения Бога, Богородицы, Ангелов, Святых, допустимо ли это, сам факт существования Нерукотворного Образа Спасителя решил этот крайне острый и болезненный спор в пользу икон. Вердикт был принят на Седьмом Вселенском соборе в 787 году. А в 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести святыню в Константинополь. Именно это событие и отмечает наша Церковь 29 августа как праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Господа Иисуса Христа.

Теперь, когда мы расшифровали все название праздника, пора ответить на вопрос: "Почему мы празднуем событие, отдаленное от нас больше чем на тысячелетие?". Да потому, что это для нас перенос образа в Константинополь - событие глубокой древности, а для наших предков - то, что случилось недавно. Ведь копии святыни завезли на наши земли еще до Крещения Руси. Есть свидетельства того, что в первом христианском храме древнерусского Киева (IX век) уже был один из списков образа "Спас Нерукотворный". А старейший из сохранившихся в России образов - Новгородский "Спас Нерукотворный" ученые датируют второй половиной XII века.

4

Образ "Спас Нерукотворный" издавна называют иконой наших побед и не зря. Начиная с X века наши предки поднимали "Спас Нерукотворный" над княжьими дружинами, а потом и над войсками: как стяг - что-то, что собирает и способствует сплоченности. У Руси всегда хватало врагов, а битвы с ними воспринимались как борьба за веру и основы народной жизни. Например, описывая Грюнвальдскую битву (1410 г.), которая определила пути исторического развития Восточной Европы, западные летописцы перечисляют польские и тевтонские войска по названию местности, а русские войска, которые и внесли решающий вклад в победу над немцами, - исключительно по хоругвям.

И чаще всего на хоругвях было изображение "Спаса Нерукотворного". К XIII-XIV векам "Спас Нерукотворный" становится несомненным знаком, символом объединения. Святыня, перед которой преклоняет колени великий Дмитрий Донской накануне битвы на Куликовом поле в 1380-м. Стяг "Спас Нерукотворный" - официальное знамя царя Ивана Грозного, когда тот берет Казань в 1552-м.

С иконы пишут списки, они есть в каждом храме, в каждом доме. Среди них множество чудотворных. Например, для царя Алексея Михайловича образ написал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Царица Наталья Кирилловна передала икону своему сыну Петру I, тот ценил материнский подарок - брал его с собой в военные походы. И чудотворная святыня не раз спасла царю жизнь, была она с Петром и при закладке Петербурга.

5

Но, пожалуй, самая удивительная история спасения произошла с императором Александром III. 17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут недалеко от станции Борки под Харьковом потерпел крушение императорский поезд, в котором находилось все августейшее семейство и сопровождавшая его свита. Произошедшее тут же назовут чудом. Событием хоть и невероятно трагическим, но и удивительно удесным.

"Столовый вагон, в котором перед взрывом находилась царская семья, разорвался как консервная банка. Тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. После взрыва все находившиеся в столовом вагоне оказались лежавшими на толстом ковре, находившемся на железнодорожном полотне: взрывом отрезало колеса и пол вагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона". При крушении пострадало 68 человек, из них 22 человека скончались. Спасение царской семьи сам Александр III и вся Россия связывали с милостью Божьей и образом "Спаса Нерукотворного", находившегося в вагоне рядом с царской семьей. Икона не только осталась цела, но даже стекло в киоте не разбилось!

Сейчас образ "Спас Нерукотворный" можно увидеть не только в каждой православной церкви страны. Есть он и в передвижных храмах зоны СВО, и в полевых молитвенных комнатах, и на флагах наших бойцов. Знамя многовековой истории наших побед.

         Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

         Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой.

         Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.

Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.
Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.

         Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило...

         Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь[i] жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.

         В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя[ii].

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.

В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа[iii], отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.

Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон[iv], был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ[v].

________________

Авгарь V Уккама (13–50 Р.Х.), царь Осроены, страны, расположенной между Тигром и Евфратом, столицей которой была Едесса.

Едесское царство действительно было первым государством, которое в результате обращения царя Авгаря VIII (177–212) официально стало христианским.

Эта вторая нерукотворная икона была впоследствии перенесена в сирийский город Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь около 965 года. Другие нерукотворные образы упоминаются в «Синаксаре» св. Никодима под 9 и 11 августа. Согласно другому преданию, Керамион (Керамида), или Спас на чрепии, то есть отпечаток с Мандилия на черепице, чудесным образом возник тогда, когда Анания, боясь по пути язычников, спрятал последний в груде черепицы.

В православном храме изображение святого Мандилиона обычно находится или над триумфальной аркой (над алтарем), или над царскими вратами (между храмом и притвором).

Следы святого Мандилия теряются после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Согласно некоторым источникам, он был среди реликвий, приобретенных Людовиком IX в 1247 г. Они были положены в Сен-Шапель в Париже и уничтожены во время революции. С другой стороны, считают возможным отождествлять его с Туринской плащаницей, на негативном отпечатке которой видно изображение, обладающее поразительным сходством с этим иконографическим типом святого лика. Но это привлекательное предположение является спорным.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский 

(исп м-лы СМИ; М.Городова; Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
Юнкоры юнармейского отряда  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР», МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Сергеевич Ерохин - командир отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть II и III ст.»,  юнкор   отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  —  Юннкор, зам.командира отряда, гл. редактор юнармейского медиацентра Пермского края «ЮНКОР»,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», юнкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
координатор (руководитель) отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ «Юнкор», МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.