Сегодня мы совершаем память святых праотец — всех святых Ветхого Завета. Следующее воскресенье — Неделя святых отец, то есть тех, кто входит в родословную Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Что мы можем сказать о ветхозаветных святых? Самое главное то, о чем говорит апостол Павел в Послании к Евреям, — это облако свидетелей Божиих (Евр. 12, 1), которые до того, как Христос явился в мир, не зная еще Христа, жизнь свою положили ради грядущего Мессии, всецело были устремлены к Его ожиданию. Они дают нам образ того, как мы, христиане, знающие Христа, должны жить — если мы христиане, если мы слышали слова Спасителя: «И знаю Моих, и Мои знают Меня, как знает Меня Отец и Я знаю Отца» (Ин. 10, 14—15).
Если бы не было этих людей, то не было бы и нас здесь, потому что пришествие Христа в мир зависит от способности рода человеческого принять эту тайну. Именно ветхозаветная святость дала Пречистую Деву Марию, Которая была способна принять Бога Духа Святого совершенной святостью, совершенной чистотой, совершенной любовью. Она — плод всей ветхозаветной святости.
Одновременно этот праздник говорит нам о том отвержении Христа, которое произошло в богоизбранном народе. И притча о званых на пир, которую мы слышим сегодня, читается в церкви за две недели до Рождества Христова, чтобы показать нам, как исполнилось пророческое слово о том, что произойдет с богоизбранным народом. Вся история, весь смысл жизни этого народа был в ожидании Христа Мессии, Спасителя, а когда пришел Спаситель, они отвергли Его и предали Его смерти.
Как же это произошло? В сегодняшней притче Христос не говорит ни о каких особых преступлениях, ни о каких страшных грехах этого народа. Он говорит только о том, что люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем всему остальному. Один из приглашенных на пир купил поле — ему нужно потрудиться. Другой пять пар волов приобрел — нужно испытать их. У третьего личная радость — любовь у него, в брак вступил, и ему уже не нужно никакой другой радости.
Христос говорит об одном: что бывает, когда люди ограничивают себя только земной жизнью — земным трудом, земным творчеством, земной радостью, земной любовью. В результате раскрывается вся «тайна беззакония» — тайна числа 666, ибо в шесть дней Господь сотворил мир как мир совершенный, о котором сказано, что все, сотворенное«добро зело» (Быт. 1, 31). Так же как и поля сами по себе прекрасны, и всякий труд замечателен, и брак по любви — это чудо.
Но число 6 — это совершенство без Бога — оно не достигает своей полноты, пока не вступит в седьмой день — день благословения Богом, когда Бог почиет от трудов Своих и все сотворенное Им освящается (Быт. 2, 2—3).
Поэтому когда человечество будет искать своего тройного самосовершенства — в личности, в обществе, в самой Церкви — будет раскрываться «тайна беззакония». Жизнь без Бога естественно становится подвластной смерти — потому что лишена связи с источником жизни, и подвластна всякому греху — потому что человек уже под властью не Бога, а врага Божия, сатаны. И беззаконие, расцветающее в полноте, которое мы наблюдаем сегодня в мире, имеет причиной то, что сказано в притче. В жизни каждого человека, в жизни каждого народа и всего человечества неумолимо является эта закономерность.
Вначале Бог становится не главным, затем это переходит в атеизм, а атеизм переходит в сатанизм, потому что середины не существует. Не может быть в человеке ничего, что не отдано Богу до конца. Не может быть такой любви, которая только половиной сердца, потому что Господь отдает нам всего Себя. Это тайна числа 666 — «тайна беззакония», тайна ада уже здесь на земле. Обратим внимание, что Господь говорит в притче дальше. Господин посылает своего слугу, чтобы тот звал на торжество «нищих, увечных, хромых и слепых». А тех, кто отверг приглашение, Он предал суровым казням, «и град их зажже», как сказано в другом Евангелии (Мф. 22, 7).
Эти слова становятся понятными именно в свете того, что означает отказ человека придти к Богу, когда он, получивший от Бога все дары, считает, что это его заслуга. И соответственно те наказания Божии, которые следуют богоизбранному израильскому народу за богоотступничество — это происходит со всяким другим народом, и с нашим народом, как все мы хорошо знаем.
Святые отцы говорят, что слова «град их зажже» — пророчество о разрушении Иерусалима, когда императоры Веспасиан и Тит один за другим приступили к Иерусалиму и не оставили камня на камне от этого города — даже распахали его в назидание потомкам. Мы удивляемся долготерпению Божию. Это событие произошло только через сорок лет после Крестной смерти Спасителя. Святые отцы говорят, что подобно тому как Господь сорок дней постился прежде чем выйти на служение роду человеческому, Он после Крестной смерти Своей, после Воскресения, после дарования человечеству новой жизни, на пир которой призываются все люди, сорок лет терпел и ждал — не покается ли этот любимый Им избранный народ, не обратится ли к Нему. И только после этого, не дождавшись, предал их город уничтожению.
Почему в Евангелии сказано: «Царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их»? Разве римская армия была армией Христа? Конечно, она была армией Христа, говорят святые отцы, — точно так же, как и армии Вавилона, Ассирии, Египта, которые в свои исторические эпохи были посланы Господом к избранному народу, чтобы вразумить его, привести к покаянию. Эти язычники были бичом Божиим. Так же все, что происходило в истории нашего народа — татаро-монгольское иго, Смутное время, коммунистическое нашествие и новое иго утверждения греха как нормы. Все послано Богом, чтобы мы покаялись в том, что мы, отвергая приглашение Божие к Его вечной радости, участвуем в «тайне беззакония», в написании числа 666.
Господь посылает пригласить на пир всех нищих, хромых, убогих и слепых. Да, конечно, если народ израильский считал себя единственно достойным народом, то все остальные народы были нищие, увечные, хромые и слепые. И вот мы присутствуем на этом пиру в Церкви Божией. Все мы — убогие, хромые, бедные и слепые, как сказано в Евангелии. И оттого что мы приходим на этот пир, оттого что Бог дает нам радость новой жизни, благодать Духа Святого, купленную ценой Крови Его, мы начинаем ходить и скакать от радости, когда получаем это исцеление. Мы обретаем богатство, которое никто никогда от нас не отнимет. Мы начинаем видеть глубину всех вещей — всего, что совершается в мире, в истории, в судьбе каждого человека.
Далее мы видим, что господин пира радостно обходит пришедших к Нему, и вдруг видит среди них человека, одетого не в брачную одежду. Он говорит: «Друг, как ты сюда попал? Почему ты пришел сюда не в брачной одежде?» Господь говорит нам, что до времени всех принимает в Царство Божие. Плевелы заповедано не выдергивать, а сохранять. Пусть они растут вместе с пшеницей — когда придет последний час, Господь отделит одно от другого (Мф. 12, 25—30). Мы знаем и другой образ, когда Царство Божие уподобляется сетям, в которые попадает множество рыб, самых разных, и всех выносят на берег, а потом отделяют хороших рыб от плохих (Мф. 13, 47, 48).
Итак, Господь видит человека, одетого не в брачные одежды. Что такое брачная одежда? Мы слышали слова апостола: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3; 12, 14). Вот наша брачная одежда. Преподобный Макарий Великий говорит, что это благодать Духа Святаго. Кто не облачен в эту пресветлую одежду, тот не может присутствовать на пиру вечной радости Христовой.
«Друг, для чего ты здесь?» — спрашивает Христос этого человека. «А почему Он другом его называет? — восклицает святой Николай (Велимирович). — Потому что хочет показать, как высоко Он ценит достоинство человека. Он называет его другом, чтобы показать, что всякий без исключения человек — Его друг». «Вы друзья Мои, — говорит Христос на Тайной Вечери, — если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15, 14). Он говорит это апостолам, Своим ученикам, — и всем нам. А этот человек не исполнял то, что говорил Бог. Почему же Он называет его другом, почему же другом назовет Христос того, кто не исполняет Его повеление, заповеди Его? Потому что этот человек крещеный, потому что он облечен в благодать — в пресветлую, от Господа дарованную одежду. Он записан в Книгу Жизни, потому что он крещен, он среди тех, кто должен быть на пиру Царства Божия. И Господь называет его другом, чтобы сказать ему, что он предал Его. Не Господь отступил от дружбы с ним, а он отступил от Господа. Может быть, он увидит и поймет, что он наделал?
Об этом человеке сказано: «Он же молчал». А что ему было сказать? Что он не мог купить брачную одежду? А ему и не надо было ее покупать. Она уже была приготовлена Спасителем — та самая одежда, о которой Церковь воспевает как об одежде спасения, златотканой брачной ризе, которую Господь дарует каждому человеку, приходящему с покаянием, с осознанием этой тайны, возвещаемой ныне для всех.
Много званых, говорит Господь, а мало избранных. Все мы званые и все мы крещеные, а кто же из нас избранный? Каждый раз, когда мы причащаемся Пречистых Страшных Христовых Таин, мы причащаемся этой тайне, о которой говорит сегодня Христос. И каждый раз Он говорит кому-то из приступающих к Святым Христовым Тайнам: «Друг, для чего ты здесь? Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И может быть, Он говорит это кому-то уже в последний раз.
Господь долготерпелив — в течение долгих лет Он ждал покаяния богоотступнического народа. Но никто из смертных не может гарантировать, что сегодняшний день не станет решающим его судьбу днем, что не призовет его Господь к Себе сегодня, и не встанет он пред Престолом Божиим, и Господь перед ангелами и святыми скажет: «Друг, почему ты вошел сюда не в брачных одеждах?»
Будем дорожить тем, что дает нам Господь, и не откладывать наше обращение к Нему и наше покаяние. Вспомним двух разбойников, которые были распяты рядом с Господом — рядом с тайной нашего спасения. Один из них пошел во тьму вечную, облеченный в одежду греха и позора, и отвержения дара Божия. А другой исповедовал Христа Господом, Спасителем и сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42). И в тот же самый миг грязная одежда — скверна всей его жизни — спала с него, и он был облечен в ризу спасения.
Остаются последние дни до Рождества Христова, остается немного времени, прежде чем Господь посетит нас Своим испытанием. Будем делать все от нас зависящее, чтобы покаянием, состраданием к тем, кто не знает Христа, противостоянием всякой лжи, всякому растлению, готовиться к встрече с нашим Господом! Сделаем то немногое, что от нас зависит, а все остальное Он завершит Сам. Он уготовал нам этот пир, чтобы мы были на самом деле Его друзьями в вечной нескончаемой жизни, в радости Царства Его и нашего.
(исп м-лы СМИ; Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России )