6 февраля верующие чтут память любимой народной святой - блаженной Ксении Петербургской. Вот уже более двух столетий верующие молятся Ксеньюшке, прося у нее заступничества в бедности и нужде, помощи, если болеют дети, обращаясь с просьбой об устройстве семейного счастья, за близких, которые могут оказаться в беде. Еще при жизни блаженная Ксения почиталась в Петербурге как чудотворница, целительница и провидица.
Что известно о любимой народной святой, откуда у блаженной Ксении Петербургской дары чудотворения и прозорливости, и как правильно ей молиться?
Cвятая Церковь совершает память блаженной Ксении — одной из самых любимых православным народом святых. Она подвизалась подвигом юродства Христа ради в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Главное событие в ее жизни, как и в жизни всех святых, как в жизни каждого человека — смерть. Задумаемся об этой тайне.
"Мир ловил меня, но не поймал", - было высечено на могиле странствующего философа и поэта Григория Сковороды. Но еще больше эти слова можно отнести к другой бездомной скиталице XVIII века - Ксении Петербургской, чью память мы отмечаем 6 февраля. Вот уж кого мир с его радостями, соблазнами и часто такими призрачными надеждами не то что не уловил, даже не коснулся.
Все началось у блаженной Ксении с внезапной смерти ее супруга — придворного певца, полковника Андрея Феодоровича Петрова. Смерть мужа она восприняла буквально как свою собственную смерть. Облачившись в его одежду, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал — умерла его супруга Ксения Григорьевна. Если ее называли Ксенией Григорьевной, она не отзывалась. А отзывалась только тогда, когда к ней обращались как к Андрею Феодоровичу. Казалось, она сошла с ума. А ведь и вправду, можно лишиться рассудка, когда умирает родной, близкий нам человек. Более следовало бы удивляться, что этого не происходит с нами. Был этот человек, и нет его. И теперь уже никогда не будет. Что значит без него все остальное? Для чего все заботы, все труды, все, что есть в этом мире?
Почему же апостол говорит, что смерть для него — приобретение? Блаженная Ксения много молилась, и Господь посетил ее благодатью в ее безутешном горе. Ей открылся смысл жизни и смерти. Самое главное, в чем мы нуждаемся, чтобы и нам этот смысл открылся. Мы знаем из Евангелия, что пшеничное зерно умирает, не потому что у него есть изъяны, оно умирает, чтобы не остаться одному. Оно умирает, чтобы стать колосом. Оно умирает из-за необходимости роста и преображения. Оно умирает, потому что невозможно для него одновременно быть зерном и колосом, а надо перейти из одного состояния в другое. Смерть это переход. Он совершился в Самом Христе. Господь переходит от зерна к колосу, не потому что Он был причастен греху, а потому что только так Он мог совершить сеяние Своего Божественного величия в нашем мире, потому что только так надлежало Ему обрести Свою жатву. Это абсолютная необходимость умереть, чтобы стать тем, чем должно стать, которую символизирует смерть зерна, была необходима для Господа, потому что она необходима для нас. Господь соединяет нас с Собою в этом символе и говорит обо всех нас: кто слишком привязан к своей жизни, тот погубит ее, а кто освободится от привязанности к ней в этом мире, тот сохранит ее для жизни вечной. Блаженная Ксения ясно увидела, что нам надлежит умереть, чтобы обрести новую потрясающую жизнь. На самом деле, это не так легко и просто, как может показаться. Предстоя перед этой тайной, Сам Господь трепещет. Но Он трепещет не один, Он трепещет с нами, Он трепещет ради нас. И мы тоже трепещем в Нем. Говоря, что Он с нами и в смерти, и во всей нашей жизни, Он заповедует: «Кто хочет быть Моим учеником, Мне да последует». Это сравнение с пшеничным зерном условно, потому что человек действует не бессознательно, как зерно, он должен сделать свободный и сознательный выбор там, где открывается бездна смерти. Поистине, смерть это совершенно другое состояние, это разрыв, это вычеркивание себя, лишение себя всего и предельная отдача себя. Она кажется полным отсутствием жизни в исчезновении мира и себя самого. Все наши силы и способности отнимаются, остается только это исчезновение и полная оставленность. Как сметь помыслить, что может взойти заря среди ночи, которая охватывает все? Как узнать, что отчаяние не есть высшее постижение жизни? Чтобы принять путь смерти, надо чтобы с нами был Христос. Но для этого надо, чтобы и мы были с Ним.
Мы говорим об этом, чтобы немного понятней нам стал тяжелый путь юродства Христа ради, который избрала блаженная Ксения. Путь постоянного и каждодневного умирания для себя ради жизни в Господе. Чтобы увидели мы, откуда берется у нее этот отказ от самого дорогого, что ценят все люди, от своего ума, ради приобретения, как говорит апостол, ума Христова. И как сподобляется она дара прозрения сердец и будущего. Где обретает она мужество, превосходящее всякое человеческое терпение, когда в нее с руганью бросаются камнями и грязью? Почему блаженная Ксения ни за что не соглашается променять свои лохмотья на теплую одежду, которую ей предлагают, и всю свою жизнь ходит в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот в зеленой кофточке и красной юбке, поскольку это были цвета военного обмундирования ее мужа? Почему при строительстве новой каменной церкви на Смоленском кладбище, как бы торопя его завершение, ночью, во время отсутствия рабочих, она натаскивает наверх по крутой лестнице целые горы кирпича? Почему, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле и простаивает в коленопреклоненной молитве до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны? Это молитва за всех, кто нуждался в заступничестве Божием и, несомненно, за всех нас.
После завершения ее перехода ко Господу, блаженная Ксения была погребена на Смоленском кладбище. Паломничество к ней православного народа никогда не прекращалось. После революции большевики закрывали ее часовню, долгое время она была окружена глухим дощатым забором, но люди продолжали приходить к ней. От могилы ее постоянно исходит незримый светоносный столп, достигающий неба. И сейчас каждый день приходят к ней множество верующих с великими и малыми бедами, с записочками: «Ксения, исцели моего мужа от рака»,«Ксения, помоги мне завтра хорошо сдать экзамен»,«Ксения, спаси мою дочь-наркоманку!» И мы, если приведет нас случай быть в Петербурге, постараемся среди других святынь этого города не забыть часовенку на Смоленском кладбище. Принесем ей свои беды и нужды, и она непременно поможет нам. Но при непременном условии, чтобы мы никогда не забывали, что в мире существует смерть, и понимали, что она значит. Самое главное, надо узнать, что здесь Бог, Который учит нас, как надо жить и умирать. Вслед за Господом, блаженная Ксения проходила через эту узкую дверь, чтобы сражаться в течение всей жизни со смертью, чтобы встретить ее в последний час лицом к лицу, а не отвернуться от нее. Потому что Сам Христос получил от этой смерти удары и заплевания, и заушения, прежде чем нанес ей сокрушительный удар в свой черед. Господь дает нам то, что Его, только после того как принимает то, что наше. Никогда мы не смогли бы отказаться от себя в бесконечности, которую Он нам открывает, если бы не знали этого. Потому пусть самой нашей первой молитвой всегда и сегодня будет: святая блаженная Ксения, помоги нам, чтобы из сердец наших, из всей нашей жизни могло исходить Христово — «да будет воля Твоя», которое упраздняет смерть и дарует нам воскресение.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Ксения Петербургская: прозрения и пророчества святой, как ей молиться
Начнем с того, что точно не известно, когда родилась святая, когда отошла в мир иной. И это при том, что жила Ксения Григорьевна Петрова в столице Российской империи - городе, устроенном по немецкому образцу, городе с отлаженной полицейской бюрократией. Но нет, ни одного зафиксированного этой бюрократией следа - родилась, вступила в брак, приобрела дом или какое еще имущество, продала что-то… Ничего! Только благодарная народная молва, полная удивления и любви.
Архивисты оправдываются: всему виной страшное наводнение 7 ноября 1824 года, когда разъяренная Нева сносила все на своем пути. Смоленское кладбище, где была захоронена блаженная, оказалось под водой, кладбищенские книги с регистрационными записями были смыты, стихия унесла даже крест с могилы святой.
Если вдуматься, в этом глубочайший смысл: блаженная юродивая уже при земной жизни принадлежавшая вечности, и свой след оставила в вечности. Там, где не важны даты и казенные бумажки. След незримый, но с годами только крепнущий.
Поразительно, но первое свидетельство, фиксирующее существование Ксении Петербургской, рассказывает о ней, как о провидице. Не менее удивительно и то, что это официальный документ, вовсе не предназначенный для описания чудес. В 1797 году, через несколько лет после кончины юродивой, надворный советник Думашев, дворянин, пишет прошение на имя Павла I, в котором благодарит императора за проявленные к нему милости - пожалование средств на оплату долгов. И дальше, подчеркну, в официальной бумаге Думашев сообщает, что произошедшее было предсказано ему юродивой еще в январе 1766 года. По словам Думашева, святая тогда сказала, что в день его именин - 11 января - вся его семья будет "плакать и молиться". А на вопрос: "Отчего и за что?", Ксения ответила: "Царь заставит вас плакать от радости, и после еще много слез будет у вас". Все должно было случиться, когда "запоют "Христос Воскресе"". Судя по всему, к 1766 году жители Санкт-Петербурга уже прислушивались к словам юродивой, запоминали их. И надолго.
Император Павел I был коронован в 1797 году, в 1-й день Пасхи - когда начинают петь "Христос Воскресе". Понятно, что, получив от Павла I спасительную и нежданную милость, избавившую его семью от долгов, Думашев однозначно толкует сказанное юродивой 30 лет назад как дар провидения. Понятно, что вторая часть предсказания - про слезы - в 1797 году была от всех скрыта: Павел I был убит в 1801-м.
Следующий след святой находим уже в 1847 году. "Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции" № 264. "Лет сорок или несколько более назад скончалась здесь, в Петербурге, вдова придворного певчего Андрея Феодоровича Ксения Григорьевна, известная в свое время под именем Андрей Феодорович. Имея множество знакомых, большею частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостынею и ничего более не брала, как "царя на коне": так называла она копейки, на которых было изображение всадника на лошади...
Одни называли ее сумасшедшею, другие - прокаженною или юродивою, третьи - предсказательницею, потому что она предсказывала счастие или несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова... Предсказания ее не всегда заключали в себе какой-нибудь сокровенный смысл, а иногда они служили как бы только удостоверением в том, что эта странная женщина точно наделена даром прорицания. Так, например, приходя куда-нибудь, она вдруг требовала, чтобы дали ей пирога с рыбою, и когда ей нарочно отвечали, что такого пирога в этот день не пекли, то она с уверенностью говорила: "Нет, пекли, а не хотите дать...". Иногда она предсказывала что-нибудь дурное, но не прямо, а косвенно, намеками, как бы не желая смущать того, с кем говорила. Так, посетив один раз дом купчихи Крапивиной, выходя из него, она взглянула на окно дома, сказав: "Зелена крапива, а скоро завянет". Крапивина вскоре после этого умерла".
Накануне праздника Рождества Христова, - продолжала рассказ газета - 24 декабря 1761 года, блаженную Ксению можно было увидеть бегающей по улицам с криками: "Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!" Люди недоумевали, но все прояснилось уже на следующий день, когда по Петербургу разнеслась пугающая весть: императрица Елизавета Петровна неожиданно скончалась. Тогда и стало ясно, что словами "вся Россия будет печь блины" блаженная предсказывала смерть императрицы: блины - обязательное блюдо на поминках.
В другой раз горожане обратили внимание на то, что обычно кроткая юродивая уже несколько дней подряд ходит и горько плачет, причитая: "Кровь! Реки налились кровью! Каналы кровавые!" Смысл слов стал понятен три недели спустя, когда поползли слухи о неудавшемся перевороте и убийстве Шлиссельбургского узника императора Иоанна VI Антоновича.
Рассказ о блаженной Ксении в "Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции" за № 264 1847-го года получил широкий отклик, и уже в № 272 тех же "Ведомостей" читаем: "С 26 лет начались ее страдания и известность, первоначально приобретенная тем, что Ксения Григорьевна тотчас после внезапной смерти своего мужа надела белье, камзол, кафтан и все платье покойника и, бросивши дом, плакала и расхаживала по грязным улицам тогда совершенно убогой Петербургской стороны, уверяя всех и каждого, что она Андрей Феодорович, придворный певчий, ее муж".
Внезапность смерти любимого супруга означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался тем, что муж отошел в мир иной, не успев перед кончиной исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно - она отвергает наш мир, такой непрочный, и оставшуюся часть жизни посвящает служению миру иному. Блаженная раздает вещи бедным, дом дарит знакомой, взяв с нее обещание, что та будет пускать туда нищих, и начинает скитаться по улицам столицы.
Народная память подробно хранит то, что происходило дальше. В день похорон молодая вдова надела на себя одежду мужа и на соболезнование близких отвечала, что Андрей Феодорович не умер, а вот она, Ксения Григорьевна, умерла. С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Феодоровичем. Родные вдовы подумали, что у нее от горя помутился рассудок, их подозрения усилились, когда на следующий день она раздала свои вещи бедным, отнесла все деньги в храм на помин души "рабы Божьей Ксении", а дом подарила знакомой, взяв с нее слово, что та будет пускать туда нищих. Все это не могло не показаться родственникам странным, и они настояли на том, чтобы вдова прошла медицинское освидетельствование. Однако комиссия пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, вдова двадцати шести лет, психически здорова и вправе распоряжаться своим имуществом. Ее не стали задерживать, так началось сорокапятилетнее скитание блаженной Ксении по улицам Петербурга.
В любую погоду, одетая в обветшавший костюм своего мужа, она с удивительной стойкостью и кротостью переносила холод, ветер и зной, все превратности жизни под открытым небом. Только однажды ее видели в гневе - в тот раз жестокость мальчишек, закидывавших ее камнями и комьями грязи, перешла все пределы, и бедная женщина не выдержала. Свидетели безобразной сцены, сначала безучастно наблюдавшие за происходящим, были так потрясены видом разгневанной Ксении, которую привыкли видеть безропотной, что немедленно прекратили издевательства.
Блаженная отказывалась брать милостыню вещами, одеждой, деньгами, входя к кому-нибудь в дом, она обычно говорила: "Вся я тут". Если она что-то и брала, то только от людей праведных, чаще всего это был какой-нибудь пустяк: пряник, пуговица, копейка, все это она тут же отдавала.
С годами жители Петербурга стали обращать внимание не только на странности Ксеньюшки, но и на ее прозорливость, и даже дар чудотворения. Горожане заметили: удача начинала сопутствовать и тому, у кого Ксения брала, и тому, кому она это передавала. Поэтому, когда скиталица появлялась на рынке, торговцы, испытывая себя, наперебой пытались ей что-нибудь дать, боясь при этом, что блаженная может и не взять. Женщины знали: святой достаточно просто погладить по головке заболевшего ребенка, и он выздоравливал. В молитве к блаженной Ксении это названо "сиянием благодати".
Полиция не могла не заинтересоваться, где ночует бездомная: проследив за ней, увидели - ночи напролет в любую погоду Христа ради юродивая проводит в поле, в коленопреклоненной молитве.
Но в чем смысл такой жизни? Ради чего? И тут стоит вспомнить, что слово "блаженная" означает: святая прославилась подвигом юродства Христа ради - самым необычным из всех видов святости. Подвиг юродства Христа ради заключается не просто в добровольном отказе от всех благ цивилизации, в отречении от своего дома и любой собственности, вплоть до одежды, но даже и от постоянных человеческих отношений, то есть от всего, что привязывает человека к миру земному. Но и это еще не все.
Трудно даже представить, что человек может добровольно отречься от разума - той его части, которая отвечает за житейское благополучие. Юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Не личное счастье, не здоровье, не материальное благополучие, а Царствие Небесное становится центром устремления человека, поэтому все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены. Кстати, сосредоточенность всей личности на Боге и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным причинам. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя осуждение, насмешки, издевательства.
Но, терпеливо перенося все, он преодолевает в себе главный грех, корень всех грехов - гордыню, победить которую труднее всего. Как объяснял Серафим Саровский, юродство Христа ради требует особой силы духа, на такой подвиг нельзя вызываться самому, сорвешься, это всегда призванность Богом. Юродство - феномен именно русской святости.
Дары предвидения и чудотворения - следствия того, что блаженная уже при жизни принадлежала миру иному. Это кажется невероятным, но сорок пять лет скиталась по улицам Петербурга блаженная Ксения, как сказано в молитве, "безумием мнимым безумие мира обличившая" и "град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая". Кстати, в той же молитве святой блаженной Ксении ее называют верной спасительницей "в бездне отчаяния погибающих".
Как молиться блаженной Ксении Петербургской, чтобы твоя просьба была услышана?
"Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия", - учил святитель Тихон Задонский. Молиться надо от чистого, искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева, памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте и во всякое время. Податель жизни - Бог, святые - наши заступники, ходатаи перед Богом. В молитве, обращенной к святой, мы просим ее, "как живую, как сущую с нами", "принять наши прошения и принести их ко престолу милосердного Отца Небесного". Мы просим об этом Ксеньюшку как "имеющую к Богу дерзновение". "Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наши щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных".
См.: Православный календарь с Марией Городовой
(исп м-лы СМИ; Протоиерея Александра Шаргунова; М. Городовой)