Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 поздравляют всех, кто любит кино. Особенно поздравляем нашего руководителя  студии «ДИНАСТИЯ» Александра Сергеевича Куляпина, на последней «Видеодорожке» он награжден почетным знаком «За верность детскому кино».

См. фотоальбом

         27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник — День российского кино. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени вся фото и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, во главе Анатолия Луначарского.

         День российского кино стал напоминанием о силе киноиндустрии, которая влияет на культуру и жизнь не только в России, но и за рубежом, заявила министр культуры Ольга Любимова.

         Министр культуры РФ в своем Telegram-канале поздравила всех с праздником, а также поблагодарила за вклад в киноиндустрию.

         После Октябрьской революции 1917 года российские кинопредприятия еще около двух лет продолжали находиться в частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились к большевикам. В первые дни Советской власти они отказывались выдавать камеры и пленку кинооператорам, желавшим запечатлеть для истории революционные события - у владельцев частных компаний были другие приоритеты.

         В одном только 1918 году частные кинофирмы поставили около 150 фильмов. Основную массу среди них составляли мистические ленты о торжестве на земле злых сил, любовные мелодрамы, исторические и другие картины.

         Во время Гражданской войны, по мере нарастания голода и разрухи, множество русских кинематографистов покинули Москву и Петроград и переехали на юг страны в Одессу и Крым, откуда нередко эмигрировали на запад, увозя с собой фильмы и съемочную аппаратуру. В то же время лидер большевиков Владимир Ленин отмечал, что кино является важнейшим искусством, мощнейшим пропагандистским инструментом, а другие руководители Советского государства прямо призывали «взять кинематограф в свои руки».

         Кинематографисты, поддерживавшие Советскую власть, снимали в это время в основном хроникальные фильмы о революции и Гражданской войне или художественные киноленты. Декрет Совета Народных комиссаров Совнаркома о национализации кинодела был издан 27 августа 1919 года. Отныне вся фото и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавлявшегося Анатолием Луначарским.

         В память об этом событии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1979 года было установлено, что 27 августа является Днем Советского кино. Позднее эта дата стала считаться Днем российского кино.

ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
от 27 августа 1919 года
О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИНОДЕЛА
 

1. Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории Р.С.Ф.С.Р. в ведение Народного комиссариата по просвещению.

2. Для этой цели Народному комиссариату по просвещению предоставляется право:

а) национализации по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства как отдельных фотокинопредприятий,так и всей фотокинопромышленности;

б) реквизиции предприятий и фотокинотоваров, материалов и инструментов;

в) установления твердых и предельных цен на фотокиносырье и фабрикаты;

г) производства учета и контроля фотокиноторговли и промышленности и

д) регулирования всей фотокиноторговли и промышленности путем издания всякого рода постановлений, обязательных для предприятий и частных лиц, а равно и для советских учреждений, поскольку они имеют отношение к фотокиноделу.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами Правительства
В.БОНЧ-БРУЕВИЧ

 

(справочно) 

         «Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок.

         В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. А одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала советская лента «Броненосец Потемкин». Этот знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна вышел на экраны в 1926 году.

         Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.

         С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от кинопленок до цифрового кинематографа.

         С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза В.И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

         Как известно, фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные, анимационные. В последние десятилетия по всему миру проводится много кинофестивалей: Московский Международный кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, Венецианский международный кинофестиваль, «Берлинале», «Оскар» и другие.

         Ещё недавно было совершенно непонятно, что делать с полученной творческой свободой, однако те, кто поняли, впоследствии стали первым поколением российских режиссеров, которых мы сейчас называем столпами отечественного кинематографа: Валерий Тодоровский, Тимур Бекмамбетов, Павел Лунгин и другие.

         К 2000-м российское кино, сформировавшееся, скорее, вопреки, нежели благодаря внешним обстоятельствам, получило более-менее оформленный вид, хотя и не стало полноценной индустрией. Пожалуй, это была совокупность чрезвычайно активной творческой самодеятельности. Из этой же самодеятельности родились и первые, не стихийные, как «Брат» Балабанова, а вполне закономерные, коммерчески успешные фильмы, определившие облик российского кино на долгие годы. Тогда еще было много свободы самовыражения: это и мюзикл «Стиляги» Валерия Тодоровского про застойные 1970-е, и фильм-катастрофа «72 метра» Владимира Хотиненко, осмыслявший трагедию подлодки «Курск», и первый российский блокбастер «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Именно с последнего принято отсчитывать новую историю российского кино — как с точки зарождения конкурентного кинорынка.

         Впоследствии многие из режиссеров, начавших карьеры в 2000-х, войдут в 2010-е уже как режиссеры коммерческого кино и сериалов.

         Значительные деньги на рекламу тратились и тратятся, как правило, на фильмы, опирающиеся на традиционные для России ценности и имеющие значительную поддержку государства — это и «Т-34» (победа в Великой Отечественной войне), и «Последний богатырь» (российский фольклор), и франшиза «Ёлки» (Новый Год — главный государственный праздник наравне с 9 мая).

         В последние несколько лет сформировался устойчивый интерес к российскому продукту, до этого бывшему, скорее, исключением на зарубежных конкурсах, выраженным в нескольких именах (Звягинцев, Серебренников, Сокуров). Пример победы «Нууччи» также фиксирует интерес зарубежной публики в 2020-х к региональному кинематографу — в частности, к якутскому — который громко заявил о себе в 2010-х и к сегодняшнему дню стал своеобразной «кинематографией внутри кинематографии». Авторы из Республики Саха делают альтернативное кино, значительно отличающееся от того, что происходит в сильно централизованном российском кинематографе. Это выражается и в быту героев, и в языке (как правило, герои говорят на саха тыла), и в национальном колорите. Киновед Сергей Анашкин даже отнес якутское кино к азиатской традиции наравне с Китаем, Южной Кореей и Японией, видимо, из-за характерной внешности людей в кадре — что, конечно, не совсем верно.

         Выпускники режиссерской мастерской Александра Сокурова «Пример интонации», тоже постоянного участника зарубежных кинофестивалей — кроме Балагова, это Кира Коваленко, Владимир Битоков, Александр Золотухин — уже становились героями зарубежных изданий, где их называют не иначе как «новые лица российского кино». Если попробовать очертить их территориальную принадлежность, это будет Кабардино-Балкария, но уже очевидно, что их успех давно вышел за пределы родного региона.

         И это дарит надежды, несмотря на кризис, что именно молодые (большинству режиссеров едва больше 30-ти лет) кинематографии регионов России в будущем станут движущим механизмом, который запустит новую эволюцию в отечественной индустрии. На очереди другие регионы, уже заявившие о себе ранее — например, Бурятия, где локальными кассовыми хитами стали фильмы криминальной трилогии «Решала». Давно говорят о чеченском кинематографе — правда, пока что ощутимых успехов в этой области нет. Одна из удач — отмеченная фестивалями короткометражка «Любовь Тамерлана», снятая под патронажем Алексея Учителя. Ее режиссер, Владлена Санду, после этого сняла успешный сериал «Идентификация», тоже затрагивающий вопросы национального уклада. Фильм «Китобой» Филиппа Юрьева, снятый на Чукотке и также спродюсированный Алексеем Учителем, получил престижную награду на Венецианском кинофестивале в 2020 году. Фильм «Белой дороги!» Эллы Манжеевой, поставленный в Калмыкии, попал в программу молодых мастеров Cinefondation Каннского кинофестиваля в 2021 году.

         Короче говоря, если российское кино хочет попасть на мировой рынок сейчас, в условиях изоляции, нет лучше вариантов, чем сделать это, выйдя за пределы «фасадной» Москвы/Питера, а лучше — за пределы Центральной России и сменив язык. Например, на татарский.

По состоянию на 2022-й год, российское кино переживает сильнейший кризис за всю историю — первый со времен 1990-х и очень напоминающий те времена: кинотеатры простаивают, контента не хватает, коммерческие перспективы туманны. Но можно провести сравнение с периодом в истории другой страны — с Великобританией. В конце 1950-х поколение молодых кинематографистов, недовольных состоянием коммерческого кино того времени, которое больше смотрело в прошлое или выдуманное, а не в настоящее (см. «Лоуренс Аравийский» и отвлеченные от реальности шпионские фильмы про Шерлока Холмса и Джеймса Бонда), организовало движение «Свободное кино». Они снимали документальные фильмы, в основном короткометражные, и сами показывали их в киноклубах, которые устраивали в библиотеках, институтах, школах и даже пабах. Многие из них стали впоследствии крупнейшими режиссерами Британии — Тони Ричардсон, Линдсей Андерсон и другие.

         Современные молодые кинематографисты России всё чаще желают независимости и свободы в выборе тем — их не привлекает стилистика «ура-патриотизма» в российских блокбастерах, им не интересны пышные костюмные постановки и они не хотят зависеть от государства. Отсюда идет появление всё большего числа молодых документалистов, снимающих кино, что называется, на коленке. Они сами выбирают своих героев, а съемочная группа часто насчитывает не больше трех-четырех человек, включая режиссера и оператора. Пример — фильм «Бездомный с киноаппаратом» режиссеров Владислава Бахановича и Максима Лукьянца. Достаточно просто взглянуть на документальные программы российских кинофестивалей — от Beat Film Festival до «Флаэртианы». Там много совсем молодых и свежих имен, а их герои — самые обычные люди, часто тоже молодые. Их фильмы демонстрируются в различных киноклубах, которые они часто сами же и устраивают — в библиотеках, например.

         Возможно, из этих молодых документалистов и проступит новое, «кризисное» российское кино, как это было в 2000-х с такими современными кинематографистами, как Валерия Гай Германика и Борис Хлебников. Одно можно сказать точно — у российского кинематографа, оказавшегося будто бы в тупике, есть шанс на новый виток эволюции, которая произойдет вне зависимости от того, что будет в России и за ее пределами. Вопрос лишь в том, когда российское кино сможет снова оказаться в авангарде — хочется надеяться, что все мы до этого доживем.

Иван Афанасьев
Мария Лемешева:

"Уникальность нашего кино - в успешном сочетании драмы и технологий".

         Главными в российском прокате в 2020 и 2021 годах по кассовым сборам стали наши фильмы - "Последний богатырь: Корень зла" ($28,7 млн) и "Лёд 2" ($19,9 млн). Высокие позиции заняли "Конёк-Горбунок" ($15,5 млн), "Непосредственно Каха!" ($7,8 млн), "Пара из будущего" ($7,1 млн).

         Особенно отмечу фильм-катастрофу "Огонь": за весь срок проката он собрал $12,7 млн, что немногим меньше, чем зрители отдали "Доводу" ($13,2 млн). А ведь боевик Кристофера Нолана - это первый большой посткарантинный голливудский релиз, которого ждали зрители по всему миру, в том числе и в России.

         И тут мы как раз возвращаемся к сложности и организации. В "Огне" минимум компьютерной графики, но фильм абсолютно технологически уникален. Из спиленных деревьев построили огромную декорацию, которую в течение 70 дней с помощью 300 газовых баллонов сжигали, тушили, снова сжигали и т. д.

         Такой масштабный огонь раньше в кино никто не снимал. Актерам приходилось играть в окружении пламени, что добавило в их работу реального героизма. В итоге для компьютерных спецэффектов в фильме почти не осталось места. Важно было, чтобы зритель поверил в то, что в фильме-катастрофе действительно показано стихийное бедствие, поэтому актеры исполняли роли пожарных спасателей в окружении настоящего огня, а не на хромакее.

         Кто не смотрел "Конька-Горбунка" и "Последнего богатыря"? Почему так много зрителей сходили на них?

         Не только потому, что на этих сказках выросли поколения. Конечно, сначала тебе читают их родители, потом ты читаешь их своим детям и представляешь, как могли бы выглядеть сказочные персонажи и сюжеты. Но это еще и высококлассная работа всех, кто работал над лентами.

         Люди отправились в кинозалы, чтобы на большом экране оценить, как новые технологии позволяют увидеть все то, о чем раньше можно было только фантазировать. Причем некоторые из этих технологий были отечественными.

         Например, для производства второй части "Последнего богатыря" была разработана программа, создавшая целый сказочный город, - множество объектов, ни один из которых не повторяется! Искусственный интеллект "нарисовал" и многих персонажей.

         В "Коньке-Горбунке" была использована новая производственная технология ViewGA, призванная облегчить процесс продакшена и постпродакшена. Она работает одновременно в кадре и за кадром.

         Если попытаться ее описать, то это система дополненной реальности, с помощью которой режиссер и оператор уже во время съемок видят финальный кадр с компьютерной графикой и реальными актерами. Технология избавляет от дополнительных затрат, которые приходилось закладывать на исправление ошибок.

         Какой российский фильм произвел на Вас впечатление именно в техническом плане?

         Это, без сомнения, "Сахаров. Две жизни" и его виртуальные декорации. Сюжет основан на жизни и научной работе выдающегося советского ученого Андрея Сахарова. Картина стала самым технологически сложным в производстве российским кинопроектом за последнее десятилетие. При этом весь мир всплеснул руками: русские крейзи, отказались от хромакея, что они будут делать. Но у авторов все получилось блестяще.

         Когда при съемке двигалась камера, виртуальная декорация подчинялась этому движению. Актер Алексей Усольцев знал, в какой точке возникают визуальные эффекты, например взрыв водородной бомбы. Поэтому его игра выглядит такой правдоподобной. С хромакеем, думаю, так не было бы.

         Какие технологии будут востребованы российским кино в будущем?

         Если говорить о закадровых инновациях, то в последнее время существует тенденция перехода кинопроизводственных процессов в онлайн. К этому в своих проектах стремится уже упоминавшийся режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов.

         То есть профессионалы, обычно работающие за кадром, а именно режиссер-постановщик, его ассистенты, режиссер монтажа, оператор-постановщик, звукорежиссер, смогут участвовать в съемках дистанционно, находясь за тысячи километров от площадки. Эти перемены происходят уже сейчас, а в ближайшие годы станут нормой. Хотя, конечно, некоторые профессии не перевести в онлайн.

         А вот VR и AR уже стали частью съемочного процесса, но в кадр эти технологии попадут не скоро. Виртуальная реальность пока что с трудом соотносится с теми сюжетами, к которым зритель привык в фильмах и сериалах. Ежегодно проводятся фестивали VR-кино, есть даже специализирующиеся на таком контенте режиссеры и продюсеры, но масштабировать его до уровня отдельной отрасли внутри киноиндустрии пока не удается.

         Безусловно, дипфейк найдет широкое применение в кино. Пока что кинопродюсеры не рискуют внедрять ее из-за юридических барьеров, но их преодоление - лишь вопрос времени.

         Над развитием нашего кино постоянно работают российские продюсеры, программисты, юристы, художники, специалисты по звуку. Так что через небольшое время другие государства будут покупать у нас не только фильмы, но и технологии для их изготовления.

Нет ни героев, ни идей... Эксперты выявили главные беды российского кино

По мнению аналитиков, российское кино не выйдет на высокий международный уровень до тех пор, пока в стране не появятся внятная идеология и средний класс.

 Иван Зубов

За 30 с лишним лет, прошедших после распада СССР, приходится горестно констатировать, что «важнейшее из искусств», как определял кино Ленин, в России не выдержало конкуренции с зарубежным, и в первую очередь, американским кинематографом, и, что особенно обидно, деградировало даже по сравнению с советским кино. И причины этого отнюдь не только финансовые, но в первую очередь – идеологические. Вернее, деградация произошла из-за полнейшего отсутствия какой-либо внятной и привлекательной идеологии, которая способна порождать своих героев, чтобы те становились в свою очередь, героями произведений искусства, в том числе, и кино.

Михаил Кондратович:

«Есть ещё одна проблема - практически отсутствие профессиональных продюсеров, хорошо разбирающихся в кинематографе и обладающих хорошим вкусом. Сельянов - это исключение, да и массовый развлекательный кинематограф - не его тема. Роднянский (признан иноагентом в РФ - Ред.) больше не будет работать с Россией. Бекмамбетов давно не работает в России, да и со вкусом у него большие проблемы. Ада Ставиская - это вообще смешно; дамочку близко нельзя подпускать к кино. Кто ещё? Алишер Усманов, который "продюсирует" фильмы Кончаловского? Всем бы такого продюсера - денег дал, сам ничего в кино не смыслит, но в производство не лезет. Но ведь продюсер - это не только про получение денег, но и про понимание кинематографа как вида искусства. Он и бабло умеет достать, и с прокатчиками договориться, может читать лекции по кино не хуже киноведа. А то видел я нескольких российских продюсеров... Рука-лицо, словом.

Когда я во второй половине 90-х учился на киноведческом, думал, вот сейчас, уже скоро... вот же они - эти молодые, прогрессивные продюсеры! Куда же они все делись? При той госполитике в области кино, которая была тогда и есть сейчас, развитие института продюсерства здорового человека (а не курильщика) невозможно. Это только кажется, что мы сейчас находимся в условиях послевоенной Италии, где возник неореализм, а вместе с ним и целое поколение продюсеров. У нас всё развивается не так, как в ту эпоху развивалось в Италии…»

Анатолий Ясинский

- дело в том, что у страны нет никакого образа будущего:

«Я по опыту работы в Газпром медиа КИТ усвоил, что кина не будет. Типа поставил крест на теме. Я даже думаю, проблема не в герое, а в отсутствии концепции будущего. Герой, он же стартовая точка. И ему куда-то надо двигать. А двигать-то некуда. Даже и метаться особо не выйдет - для этого альтернативы нужны, которые понятны, ну хотя бы частично. А про то, как в армии "Масло съели - день прошел. Да и хрен с ним!"- особо не разбежишься.

Зацепила тема... как ни странно, настоящее и прошлое определяется концепцией будущего. А концепция будущего, как это ни странно, результат работы культуры. Причем, как мне кажется, тут важна не та "большая культура" страны, а культура отдельной страты, которая является элитой. Собственно, конфликт зарождающейся культуры этой страты с культурой страты уходящей и поиск своего места в "большой культуре" страны и есть сюжет, формирующий героя. Когда у дворянства пропало будущее, появились "лишние люди" - молодые дворяне, не имеющие будущего. Интеллигенция свой тупик ещё в советский период прошла. На финале. А носителя нового будущего не появилось. Некому о вере спорить и старушек-процентщиц крошить в поисках своей повестки. А креативный класс как-то не стремится выстраивать концепцию будущего и тестировать ее в киношном или литературном формате. Но герои-то как раз в этой группе...

А про систему с госфинансированием, и говорить не хочется... Тут беседовал с интервалом с двумя режиссерами, у которых вполне актуальное кино за спиной. Предлагают снимать патриотические или военные картины. Не хотят. Хотят про людей. А про людей не нужно...»

 Федор Щербаков:

енеральный директор старейшей российской киностудии «Ленфильм»)

-  никакого катастрофического кризиса в отрасли нет.

«Государство создало необходимые институты развития. Несмотря на отток западных кинокомпаний и сложную ситуацию, у кинотеатров отрасль не встала. А может быть, даже процесс кинопроизводства пошел активнее. Продюсеров точно хватает, проектов больше, чем специалистов, способных их произвести. Это и есть главная проблема индустрии на сегодняшний день.

Новые институции (ИРИ, ПФКИ и др), появившись всего пару лет назад, уже активно заявили о себе на рынке, и большинство студий с ними сотрудничает, и вполне успешно.

Успехи, в том числе и кассовые, российских картин пока сложно воспринимать как систему, но то, что резко повышаются и требование к продукту у тех, кто дает на это деньги, и качество этого продукта растет - абсолютный факт. Процент «кино для начальства/спонсора» сокращается, и все большую важность приобретают именно зрительские картины.

Индустрия переживала многочисленные кризисы, и всегда кажется, что апокалипсис неминуем. Но особенность российской кинематографии в умении быстро адаптироваться к новым условиям. Это сейчас и происходит. Процесс не без издержек, конечно. Но катастрофы в отрасли точно нет."

Читайте также:

Федор Бондарчук: киностудия «Ленфильм» вышла из кризиса

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ; )

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».