СОШ№135:    Урок мужества «День памяти погибших подводников»

 

Военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова МАОУ СОШ 135, «МС ДИНАСТИЯ» - юнармейский медиацентр «ЮНКОР», вместе с наставниками — членами Совета ВОО ПРО ДПФ, ветеранами-наставниками Совета ветеранов Мотовилихи  провели «Урок мужества «День памяти погибших подводников». Там же состоялась встреча с председателем ВОО  ДПФ по Пермскому краю бывшим командиром АПЛ, капитаном I ранга А.С. Гониченко, капитаном III ранга А.В. Кукушкиным и другими ветеранами.

         7 апреля - День памяти погибших подводников. Накануне ветераны Мотовилихинского Совета ветеранов и ветераны Движения поддержки флота (ДПФ) посетили Храм Святых Царственных Страстотерпцев, где Отец Сергий провёл  панихиду в память о моряках-подводниках, погибших 35 лет назад на АПЛ "Комсомолец". Ветераны вспомнили мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству.

         Моряки-ветераны напомнили нам о трагических событиях, унёсших жизни десятков и сотен защитников Отечества, их имена  не должны быть забыты. Более того, трагические даты должны быть увековечены, как была увековечена дата 7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец» - как День памяти погибших подводников.

По этому поводу в Совете ветеранов Мотовилихи собираются ветераны-моряки подводного флота России, c которыми встречаются ветераны Мотовилихи, юнармейцы, курсанты, кадеты, суворовцы.

         6.04.2024г. ветераны Мотовилихинского района г. Перми и участники ДПФ побывали на экскурсии в музее "ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ" (Завод Шпагина). Экспозиции музея рассказывают об истории оборонных предприятий Пермского края, об их достижениях и огромной роли в укреплении обороноспособности нашей страны.

         Посещение завода им. Шпагина организовали Александр КУЛЯПИН и Денис ДУМЛЕР, историк-краевед, экскурсию для ветеранов провели экскурсоводы  - за что им большое спасибо! 

  См. фотоальбом

         На встрече всегда делаются доклады членов совета ПРООВ Флота и ДПФ, посвящённые АПЛ «Комсомолец», на которой более 30 лет назад случилась авария. Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, моряки отмечают большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, в ходе учения «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

Мы, юнармейцы проводим заседание морского клуба отряда, посвящённого этой дате. 

         Накануне Дня памяти моряков -подводников ветераны Мотовилихинского района г. Перми и участники ДПФ побывали на заводе ШПАГИНА, где возложили цветы к мемориальной доске, посвящённой памяти Героя Советского Союза Вице-адмирала СТАРИКОВА ВАЛЕНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА, участника ВОВ, командира подводной лодки, который в 1931 году начинал свой трудовой путь в Перми на заводе им. ШПАГИНА .
         Лариса Дмитриевна КЕККОНЕН, зам. председателя комиссии по патриотической работе СВ МР, рассказала присутствующим о жизненном пути Вице-адмирала СТАРИКОВА Валентина Георгиевна.

Валентин Георгиевич Стариков — вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Родился 8 июня 1913 года в Сарапуле Удмуртской АССР.

Более 40 лет прослужил в частях Военно-Морского Флота. В 1948 году окончил военно-морскую ордена Ленина академию им. К. Е. Ворошилова, в 1953 году — Военную академию Генштаба.

С 1965 по 1972 год работал начальником Тихоокеанского высшего военно-морского училища.

В 1972 году Валентин Георгиевич вышел в отставку и жил в Ленинграде.

Автор книг: «На боевом курсе», «Четыре похода. Записки подводника», «На грани жизни и смерти».

Скончался 26 июня 1979 года, похоронен в Санкт-Петербурге.

Дата и место рождения СТАРИКОВА ВАЛЕНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА
08.06.1913
г. Сарапул Удмуртской АССР
Дата и место призыва
июнь 1941 г.
Воинская специальность Командир подводной лодки
Род войск ВМФ, подводный флот
Воинское звание и должность
Вице-адмирал
Командир подводной лодки «М-171», "К-1"
Воинская часть 3-й дивизион отдельной бригады подводных лодок Северного флота
Участие в сражениях
Великая Отечественная война
Советско-финляндская война
Титул и документ о присвоении
Герой Советского Союза
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 г.
Иные государственные награды
Медаль «Золотая Звезда»;
Орден Ленина (08.11.1941), Орден Красной Звезды (05.11.1946), Орден Красного Знамени (20.06.1942|02.06.1942),
Орден Отечественной Войны I степени (29.01.1943),
Орден Ушакова II степени (25.07.1945),
медаль « За боевые заслуги» ( 03.11.1944),Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
( 09.05.1945)
Место проживания г.Пермь, г.Ленинград
Дата и место выбытия / смерти
 26.06.1979
г.Ленинград
Первичное место захоронения Ново-Волковское кладбище, г. Санкт-Петербург

         7 апреля в Российской Федерации отмечается День памяти погибших подводников. Конечно, в первую очередь – это памятная дата Военно-морского флота Российской Федерации. Ведь именно в его состав входят и подводные силы, где служили и служат десятки тысяч моряков-подводников.
Дата 7 апреля в качестве памятного дня была установлена приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели подводной лодки «Комсомолец». Напомним, что атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года. В этом году исполняется тридцать лет со дня гибели «Комсомольца».

См. наш выпуск «ШН»:

 День памяти погибших подводников

https://school135.ru/yunarmiya/den-pamyati-pogibshikh-podvodnikov?highlight=

 На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами. В 1984 г. К-278 включили в состав Северного флота, а в феврале 1989 года, за два месяца до гибели, приказом главкома ВМФ СССР АПЛ К-278 получила наименование «Комсомолец».

День памяти погибших подводников отмечается в России 7 апреля.

В апреле 1989 года атомная подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. 7 апреля в одном из отсеков субмарины начался пожар, отсек выгорел полностью, вследствие чего разгерметизировались системы сжатого воздуха. Экипаж «Комсомольца» сражался за жизнь свою и лодки в течение шести часов после всплытия. Но спастись морякам так и не удалось. Разгерметизация корпуса подводной лодки и поступление забортной воды привели к затоплению отсеков и, в конечном итоге, к затоплению самой лодки. Подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1680 метров в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий.

В результате катастрофы погибло 42 моряка — большая часть экипажа субмарины, состоявшего из 69 человек. Среди погибших был и командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Тридцать три подводника упокоились на дне Норвежского моря, лишь девять тел удалось поднять и похоронить на берегу. Еще 27 подводников были спасены прибывшей к месту крушения лодки плавучей базой рыбопромыслового флота «А.Хлобыстов». И погибшие (посмертно), и спасшиеся моряки были удостоены ордена Красного Знамени за проявленные в критической ситуации мужество и героизм.

Имена моряков, погибших в результате катастрофы на «Комсомольце», увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование. Российский военно-морской флот за историю его подводных сил потерял немало субмарин. Одни подводные лодки погибли в годы Великой Отечественной войны от действий противника, другие затонули по разным причинам уже в мирное время.

За более чем сто лет существования российского подводного флота можно назвать немало катастроф, в которых российские и советские субмарины гибли, часто вместе с экипажами. Первая в отечественной истории катастрофа подводной лодки произошла 29 июня 1904 года. Во время учебного погружения затонула боевая подводная лодка «Дельфин». Тогда погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира подводной лодки лейтенант Анатолий Черкасов. Еще 12 членам экипажа удалось спастись.

Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны, в которых российские и советские подводники принимали самое активное участие. Уже во время Первой мировой войны подводный флот участвовал в морских сражениях, погибло 29 подводных лодок (вместе с данными по Гражданской войне).

В годы Великой Отечественной войны советский подводный флот лишился 101 подводной лодки. В послевоенный период отечественной истории главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.

         Подводник – это та профессия, представители которой и в мирное время ходят в боевые походы и ежедневно, находясь в море, рискуют своими жизнями. Не счесть, сколько матросов и старшин, мичманов и офицеров советского и российского подводного флота уже в мирное время не вернулись из походов. Так, 8 марта 1968 года, более пятидесяти лет назад, погибла советская дизельная подводная лодка К-129, входившая в состав Тихоокеанского флота СССР. Погиб весь экипаж субмарины – 98 человек, в том числе и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь.

49 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Атлантическом океане, а если быть точным – в Бискайском заливе, на глубине более 4500 метров затонула советская атомная подводная лодка К-8, возвращавшаяся на базу с учений «Океан». Катастрофа с К-8 стала первой потерей молодого советского атомного подводного флота. Субмарина погибла в результате пожара, который вспыхнул одновременно в нескольких отсеках подводной лодки.

По счастливой случайности, несмотря на сильный шторм, на помощь подводникам подоспел болгарский теплоход «Авиор». В результате спасательной операции удалось спасти менее половины экипажа. Тогда, в катастрофе К-8, погибли 52 подводника, включая и командира субмарины. Командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Экипажу атомной подводной лодки К-219, входившей в состав Краснознаменного Северного флота, повезло больше. 4 сентября 1986 года К-219 вышла из порта Гаджиево, к которому была приписана, в сторону побережья США. Там лодке предстояло нести патрульную службу. На борту субмарины находилось 15 ядерных ракет. Командовал подводной лодкой в ее последнем походе капитан 2-го ранга Игорь Британов.

Вскоре после погружения в ракетном отсеке открылась течь, но офицер по ракетному вооружению не доложил об этом командиру лодки, боясь понести ответственность за возвращение субмарины на базу. 3 октября 1986 года на подводной лодке К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Матрос Сергей Преминин смог вручную опустить компенсирующие решетки в помещении реактора, ценой собственной жизни предотвратив масштабную ядерную катастрофу.

Атомная подводная лодка К-219 затонула 6 октября 1986 года. Большую часть экипажа субмарины удалось спасти. Погибли четыре человека – капитан 3-го ранга Александр Петрачков, командовавший БЧ-2 субмарины, матросы Сергей Преминин, Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Уже после возвращения в Советский Союз умерли еще четыре человека – капитан 3-го ранга В. Марков, капитан-лейтенант В.Карпачев, капитан 2-го ранга И.Красильников, старшина 1-й статьи Р. Садаускас. Командира подводной лодки капитана 2-го ранга Игоря Британова уволили из рядов Военно-морского флота СССР без права ношения военно-морской формы.

Куда более масштабной катастрофой была гибель подводной лодки «Комсомолец», в честь о которой и отмечается 7 апреля День памяти погибших подводников.

12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла новая страшная катастрофа – погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота ВМФ России. За два дня до гибели, 10 августа 2000 года, субмарина вышла в море для выполнения своего последнего, как оказалось, учебно-боевого задания.

Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин – опытнейший моряк, принявший свою первую подводную лодку еще в 1988 году – за двенадцать лет до трагедии «Курска». Впоследствии, уже после катастрофы, Геннадий Петрович посмертно был награжден высоким званием Героя Российской Федерации.

Во время нахождения в море 12 августа на атомной подводной лодке прогремел взрыв, после чего начался пожар. Он привел к детонации боезапаса и разрушению нескольких отсеков субмарины, вследствие чего «Курск» затонул. Весь экипаж «Курска» — 118 человек – погиб. Не спасся никто!

Курск могилой рваною дернулся, застыл.
На прощение разрубил канаты ржавых жил.
Над водою пасморно, чайки, корабли.
На земле подлодка спит, но как далеко до земли,

— эти слова песни «Капитан Колесников» известного российского музыканта, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука посвящены именно гибели подводной лодки «Курск».

27-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников служил на «Курске» командиром турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК). Когда затонула подводная лодка «Курск», он написал записку своей жене Ольге. И именно эта записка опровергла официальную версию о том, что весь экипаж субмарины погиб в результате взрыва. Люди оставались на затопленном «Курске» и некоторое время еще были живы, но их никто не спас.

23 августа 2000 года в России был объявлен День общенационального траура в память о трагедии на подводной лодке «Курск». Гибель атомной субмарины со всем экипажем стала одной из самых страшных катастроф в истории российского подводного флота. Даже во время гибели «Комсомольца», в честь которого отмечается День памяти погибших подводников, трети личного состава экипажа удалось спастись, с «Курска» же не спасся никто.

По официальной версии, главной причиной катастрофы на «Курске» стал взрыв торпеды в носовом отсеке атомной подводной лодки. Причиной взрыва, согласно результатам расследования, проведенного специалистами Главной военной прокуратуры РФ, стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Стоит отметить, что еще до катастрофы «Курска» торпеды, использовавшиеся на субмарине, считались опасными, но командование ВМФ не спешило снимать их с вооружения.

Гибель «Курска» породила множество вопросов общественности и экспертов к командованию ВМФ и руководству страны, был выдвинут целый ряд самых разнообразных версий. Но какое это имеет значение, когда из боевого похода не вернулись 118 молодых и здоровых мужчин – гордость российского Военно-морского флота.

Подводный флот – один из важнейших компонентов обороны нашей страны. Советские, а затем и российские подводные лодки, особенно атомные субмарины, всегда вызывали уважение и трепет у вероятного противника. Но главное на флоте, как и в армии – человеческий фактор. А подводники – это люди особые, особого класса, которые не просто отличаются самоотверженностью, смелостью, презрением к опасности, но и имеют превосходное образование, являются специалистами самого высокого уровня в сложнейших областях техники.

Служба на подводных лодках – опасна и сопряжена с регулярным риском, с возможностью страшной, мученической смерти под водой. Тем не менее, конкурс в военно-морские учебные заведения, где готовят офицеров-подводников, остается стабильно высоким. Многие молодые люди мечтают попасть служить по контракту в экипажи подводных лодок. Это связано не только с высокой оплатой – моряки-подводники остаются элитой ВМФ России и отношение к ним в обществе соответствующее.

В День памяти моряков-подводников вспомним еще раз всех мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству. Вечная им память, героям прошлого и настоящего!

День памяти погибших подводников

Он установлен Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» Краснознаменного Северного флота.

Точку на карте у острова Медвежий в Норвежском море и Николо-Богоявленский морской собор в Петербурге сегодня свяжет поминальная молитва. Двадцать лет назад в этот день Северный флот потерял единственную в своем роде глубоководную АПЛ "Комсомолец" и 42 моряка из ее экипажа.

У бронзовых плит с именами погибших подводников, что укреплены на стенах храма, соберутся матери, вдовы, дети, утратившие близких, придут оставшиеся в живых члены экипажа, представители Ленинградской военно-морской базы и Главного штаба ВМФ, курсанты военно-морских училищ и ветераны подплава. В этот скорбный день в городе на Неве ожидают старых знакомых из Украины и Беларуси, Севастополя и Омска, Ленинградской и Мурманской областей, из многих других регионов России.

Строился "Комсомолец" на "Рубине", где проектировали уникальный боевой корабль, способный погружаться на глубину до 1000 метров.

         В августе 1985 года первый экипаж "Комсомольца" под командованием капитана первого ранга Юрия Зеленского эту глубину покорил, что до сих пор остается непревзойденным результатом для боевых подводных лодок. В том походе были и моряки, влившиеся затем во второй экипаж под командованием Евгения Ванина, когда опытный корабль приказали отправить на боевую службу.

За несколько дней до ее окончания, 7 апреля 1989 года, в кормовых отсеках подлодки случился пожар, она всплыла в надводное положение, но через несколько часов, потеряв запас плавучести, опрокинулась на корму и затонула на глубине 1800 метров у острова Медвежий в Норвежском море. Ушли на дно вместе с кораблем, погибли от переохлаждения в ледяной воде и умерли от гипотермии на подошедшей раньше других плавбазе "Хлобыстов" 42 члена экипажа, в том числе его командир капитан первого ранга Евгений Ванин. В живых остались 27 подводников.

О причинах и обстоятельствах той катастрофы было написано и сказано ничуть не меньше, чем потом напишут о "Курске". Гласность и демократия, провозглашенные тогда в СССР, дали возможность, с одной стороны, высказать наболевшее, вскрыть острейшие проблемы, а с другой - вынесли на поверхность много словесной пены, чиновничьей демагогии и безответственного популизма.

Сначала, как известно, подводную лодку намеревались поднять. Ведь затонула она в зоне активного рыболовства, а на ее борту - ядерный реактор и две торпеды с ядерными боеголовками в носовых аппаратах. В конструкторском бюро "Рубин" при участии голландского консорциума глубоководных операций был разработан проект подъема, но воплотить его не смогли. Ограничились тем, что с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные места на погибшем корабле.

А поскольку основной "вещдок" на поверхность не подняли, расследование этой морской катастрофы, что вела Главная военная прокуратура, так и осталось незавершенным. Был выдан на-гора лишь промежуточный документ с грифом "Для служебного пользования" - почти 100-страничное постановление о приостановке расследования. Но и его, как теперь выясняется, задним числом отменили и переиначили...

В день памяти не время ворошить старые споры или кого-то в чем-то обвинять. Куда важнее присмотреться, а что изменилось на флоте и во всей нашей жизни после той всколыхнувшей страну беды. "Людские улягутся страсти, / Безусый совсем морячок /Сломает на карте фломастер, /Особый рисуя значок..." Слова этой песни посвящались погибшим на "Комсомольце". А кроме песни были выпущены мемориальные сборники, сняты документальные фильмы и телепрограммы, подготовлены книги с детальным анализом того, как и где строилась эта уникальная подводная лодка, для чего она предназначалась и как ее эксплуатировали. В результате было расписано практически по минутам все, что происходило на "Комсомольце" и вне корабля в роковой день 7 апреля. Такой открытостью мы гордились, считая, что она - залог выздоровления нашего общества и укрепления флота.

У трагедий в море причины - на берегу, говорили мы тогда с надеждой, что будут приняты исчерпывающие меры и впредь таких трагедий удастся избежать. Увы, в августе 2000 года во время учений в Баренцевом море погибает "Курск" со всем экипажем - 118 человек.

Бронзовые плиты с их именами теперь на стенах того же Николо-Богоявленского морского собора. И на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге мемориал погибшим на "Курске" совсем неподалеку от символического знака подводникам с "Комсомольца", у которых нет своих могил - их погребло море.

- В министерстве обороны существует положение, согласно которому кто-то один из семьи погибшего может раз в год побывать на месте захоронения, - Роза Алексеевна Маркова не жалуется, она просто рассказывает, какие проблемы порой приходится решать. - А куда податься тем, чьи близкие навсегда остались в море? Вот и едут сюда, к нам - вспомнить ушедших и поддержать живых.

Чтобы разместить в Петербурге всех приезжающих и помочь с оплатой проезда, Роза Алексеевна и ее помощники стучались во многие двери. О тех, что обещали помочь да ничего не сделали, говорить не хочет. А вот добрые слова в адрес заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Федора Смуглина просила непременно передать. И тех отзывчивых людей из Фонда Николая Чудотворца, что создан людьми с флотской закваской, семьи погибших искренне благодарят за поддержку.

Герой Советского Союза Вице-адмирал СТАРИКОВ ВАЛЕНТИН ГЕОРГИЕВИЧ

ГЕРОИ И ПОДВИГИ

         Стариков Валентин Георгиевич – командир подводной лодки.
Валентин Георгиевич Стариков родился 8 июня 1913 года в городе Сарапуле Вятской губернии в семье служащего. Родители его были мещанами и в революционное время всей семье Стариковых приходилось испытывать большую нужду.

         О годах жизни в Сарапуле Стариков пишет в своей книге «На грани жизни смерти», из которой можно узнать, что в 9 лет вся семья Стариковых покинула Сарапул и переехала жить в Пермь. Узнав, что в Перми создается военно-морская секция, Валентин Георгиевич чуть ли не первым записывается в нее и получает право носить бескозырку с ленточкой «Дом обороны», но бескозырок не было и они ее не носили.

         В возрасте 14 лет Валентин зачисляется в школу фабрично-заводского обучения при Шпатинском паровозоремонтном заводе. В сентябре 1931 года комсомольская организация города вручает Валентину Старикову путевку в Ленинградское Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, которое он закончил через пять лет, и ему было присвоено гордое звание «лейтенант».

С января по ноябрь 1938 года Валентин Стариков посещал специальные курсы для командующего состава подводного плавания при Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова.

         В июле 1936 года молодой лейтенант флота Валентин Георгиевич Стариков был назначен командиром торпедной группы подводной лодки Балтийского флота. С 31 октября 1939 является командиром подводной лодки «М-171», входящей в состав Северного флота.

         Лодки этого типа были водоизмещением более 200 тонн, плавали в надводном положении до 800 миль, в подводном, после полной зарядки аккумуляторной батареи, — до 80 миль. Подводные лодки типа «М» были вооружены двумя торпедными аппаратами, заряженными двумя торпедами и 45-миллиметровым артиллерийским полуавтоматом.        

         С первых дней Великой Отечественной войны «М-171» начала боевые походы. В поиске противника Стариков был активен и отважен. В 1941 году Старикову присвоено звание «капитан-лейтенант». К концу января 1942 года на счету «Малютки» было пять затопленных транспортных средств, общим водоизмещением 24 тысячи тонн. В апреле 1942 года Старикову было присвоено звание «капитан 3 ранга».

         Боевой подвиг «Малютки» и ее экипажа описывал командующий Северным флотом в 1940-1946 годах адмирал Арсений Григорьевич Головко в своей книге «Вместе с флотом»: «….Лодка вошла в гавань беспрепятственно, по счастливой случайности не задев противолодочной сети. Два больших транспорта у причала привлекло внимание Старикова.

         Он удачно атаковал их, торпедировал, зарегистрировал два взрыва и, совершив поворот на обратный курс, направил «М-171» к выходу в море, однако несколько в сторону от места, где лодка вошла в гавань. Это и послужило причиной задержки, которая могла стать роковой для «Малютки» и для всего экипажа. На полном ходу, следуя на глубине 18 метров, лодка врезалась в противолодочную сеть и застряла на месте в то время, когда за ней гнался катер с глубинными бомбами. Попытки вырваться с места переменными ходами из ловушки оказались безуспешными. А вражеские катера уже находились над «Малюткой» сбрасывая неподалеку от нее свой смертельный груз.

                   Положение «М-171» было губительным: не имея возможности двигаться, она представляла мишень для глубинных бомб.

         Внезапно катера прекратили бомбометание: гитлеровцы определили, что «Малютка» запуталась в противолодочной сети, и собирались либо захватить ее вместе с экипажем, когда она всплывет, либо в случае сопротивления – расстрелять.

         Тут и проявились качества настоящего командира, присущие Старикову. Его поведение в первые критические минуты и последующие часы, пока лодка, освободившись из сети оставалась в Петсамо, все время преследуемая вражескими катерами, было правильным и соответствующим образом действовало на экипаж, служило примером для каждого».

         «М-171» удалось вырваться из сети, когда Стариков еще раз дал команду полный ход назад, рискуя создать аварийную ситуацию на борту. И это решение капитана оказалось верным — «Малютка» вышла сети, однако осталась внутри фиорда. Путь в море оставался закрытым. Лодка пыталась пройти под сетью, но и там наткнулась на заграждение.

         Экипажу уже начинало не хватать кислорода, а подлодке — заряда батарей. Командир корабля продумал хитрый план действий, связанный с риском для жизни всего экипажа. Но, как пишет Головко: «На помощь пришла природа». Стоило «Малютке» подвсплыть на ходу, и она, еще не достигнув поверхности, оставалась незамеченной вражеским наблюдателям, свободно прошла над сетью. Такую возможность создал океанский прилив, уровень которого достаточно высок.

         На фашистских кораблях спохватились слишком поздно: полным ходом «М-171» ушла от них в море, а затем благополучно возвратилась на базу, известив двумя выстрелами о двойной победе».

         За проявленные мужество, смелость и геройство, за примерное выполнение боевых заданий командиру подводной лодки «М-171» Валентину Георгиевичу Старикову 3 апреля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза, а ее славному экипажу – звание Гвардейского экипажа, то есть избранного, привилегированного. Этот подвиг стал гордостью и примером для всех моряков Военно-Морского Флота нашей державы.

         К марту 1942 года «М-171» имела на своем боевом счету восемь потопленных кораблей противника, затем было совершено еще несколько успешных походов, и к первой годовщине войны счет возрос до двенадцати. Такого количества потопленных вражеских кораблей не имела на своем счету ни одна подводная лодка.

         В июле 1942 года комсомольский экипаж подводной лодки «М-171» во главе с командиром Стариковым завоевал переходящие Красное знамя ЦК ВЛКМС, учрежденное для лучшей подводной лодки страны. Это знамя экипаж удержал до конца войны, доведя свой экипаж до четырнадцати побед.

         Весной 1943 года Валентин Георгиевич Стариков назначен командиром подводной лодки К-1. Это уже настоящий подводный крейсер с водоизмещением более 2100 тонн, с десятью торпедными аппаратами и командой в 66 человек. Здесь командирский талант Валентин Георгиевич не успел проявиться в полной мере, так как в октябре этого же года он был назначен начальником штаба дивизиона подводных лодок на Черноморском флоте. На Черном море Валентин Георгиевич и встретил Победу.

         Подвиги подводника в годы Великой Отечественной войны страна отметила двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного знамени, орденами Ушакова II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

         Наступила мирная жизнь, но и в ней Валентин Георгиевич Стариков остался верен своему делу. А в июле 1972 года вице-адмирал Стариков выходит в отставку. Последние годы жизни он вел активную патриотическую работу среди молодёжи.  

(исп м-лы СМИ;)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР» - МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».