СОШ№135:   Подводным Силам ВМФ России – 118 лет!

«Урок мужества с ветеранами флота»

22 марта в честь праздника Дня подводного флота ВМФ России, который прошел 19 марта, в нашем отряде состоялось торжественная церемония принятия школьников в ряды юношеского военно - патриотического общественного движения  ВВПОД "Юнармия". В юнармейский отряд приняты Бугреева Екатерина и Дружинина Маргарита.

В начале прозвучала патриотистическая музыка Гимнов России и «ЮНАРМИИ», после чего все услышали фанфары и вышел командир нашего отряда Ерохин Кирилл. Он предложил слово члену городского штаба ВВПОД «Юнармия» Куляпину Александру Сергеевичу. Он сказал новобранцам:

         - Катя и Рита! Вы даете слово хранить верность юнармейскому братству. Это очень волнующее событие, оно останется в вашем сердце на всю жизнь. Поздравляем вас с этим серьезным шагом – с этого момента  вы становитесь частью масштабного патриотического движения. И это не только большая честь, но и огромная ответственность.

         Кирилл:

         - Я уверен, что слова клятвы навсегда останутся в вашей памяти и станут руководством для исполнения своего долга. Вы настоящие патриоты своего Отечества, и именно вам по праву суждено быть защитниками нашей Родины, ее интересов, культурных и духовных традиций.

         Милана:

         - Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить Отечеству. Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя – это значит быть готовым отдать стране свои знания, своё умение и завтра, и уже сегодня. Патриотизм – это не просто и не только красивые слова. Это, прежде всего дело, служение Родине, стране, своему народу.

         Арина:

         - Сегодня девочки из 2 класса смотрят на вас и ждут, когда они смогут вступить в ряды юнармейцев. И все это ко многому обязывает вас. Мы надеемся, что юнармейское движение в  СОШ №135, в г.Перми и крае будет расти и крепнуть, привлекая в свои ряды активных и энергичных молодых мотовилихинцев. И это будет, во многом, зависеть от вас!

С честью несите принятое сегодня гордое звание юнармейца. Всегда будьте патриотами нашего родного города, региона и великой страны!

От всей души желаю вам счастья, здоровья, крепкой дружбы, взаимовыручки и успехов во всех добрых делах!

         В добрый путь, дорогие юнармейцы!

См. фотоальбом

         Кирилл рассказал историю создания движения "Юнармия" новобранцам, они же внимательно слушали и запоминали. После того как будующим юнармейцам поведали о создании этого замечательного движения, церемония принятия новобранцев была открыта. Затем ребята просмотрели фильм "Что такое юнармия". В этом фильме описывается само движение юнармия, что в нём делают дети и о важности данного направления. После увлекательного фильма, мы все вместе его обсудили и включили следующий фильм" Что такое Юнармейский флот". В этом же фильме описывалось именно наше направление, ведь мы отряд военкоров и морской клуб одновременно. Дети узнали много нового и полезного о данном направлении Юнармии. И после этого познавательного фильма детям был показан последний завершающий фильм "Что такое Родина". В этом фильме нам поведали о значимости Родины, какая она прекрасная и чудесная, ведь прежде всего каждый человек должен любить и ценить место где он родился, а юнармеец и подавно.

         Затем церемония вступления наших школьников в ряды Всероссийского Движения "Юнармия" продолжилась в музее «З-д Шпагина».

         Там был просмотр и обсуждение фильма «Возвращение. Корнилов». Ребята разных ОУ г. ПЕРМИ увидели фильм в рамках тематического «Урока мужества и истории» в рамках проекта «Историческое значение Крыма для России. Люди и судьбы».

         В своей присяге они пообещали быть верными Отечеству, помнить Героев и чтить их память, быть патриотами своей Родины.

         Закончилось мероприятие исполнением гимна «Юнармии» и совместным фото.
         Поздравляем новых юнармейцев с этим значимым событием и желаем мальчишкам и девчонкам быть надежными защитниками своей страны, трудиться во славу России.

         И в заключении новобранцы произнесли «клятву юнармейца» и по традиции подержали в руках  макет АПЛ К-19, первого атомного крейсера с баллистическими ракетами, передавая её друг другу.

         В «музее им.Шпагина » прошло мероприятие, посвящённое возвращению Крыма.

         18 марта 2014 года в результате референдума, прошедшего на полуострове, подписан Договор о принятии Республики Крым и Севастополя в состав России. Свободным волеизъявлением абсолютное большинство жителей полуострова выразили желание вернуться в состав России, обозначили свое стремление жить во взаимном уважении и согласии.

         22 марта на заводе Шпагина «Урок мужества и истории» был проведен совместно с региональным отделением Российского военно-исторического общества Пермского края. Тема: Крымская война 1853-1856гг.  и  возвращение Республики Крым и Севастополя в состав России.

Фильм "Возвращение. Корнилов" — ВКонтакте

vk.com›kornilov_movie

         Мы говорили о героической обороне Севастополя и о выдающихся личностях того времени - Вице-адмирале Владимире Алексеевиче Корнилове, Адмирале Павле Степановиче Нахимове, Контр-адмирале Владимире Ивановиче Истомине, Генерал- инженере Эдуарде Ивановиче Тотлебене, хирурге Николае Ивановиче Пирогове и др.

         Просмотрели фильм с участием Димитрия Корнилова – прямого потомка вице-адмирала В. Корнилова погибшего во время боя в той войне. Такое завершение «Урока» стало символичной связью времен и поколений. На показе присутствовал режиссер фильма Юрий Торохов и его супруга Яна, продюссер. Они рассказали о том как зародился замысел фильма, о личности героя фильма, о съемках. Ребята имели возможность задать вопросы режиссеру.

         В 2021 году Указом Президента РФ Димитрию Корнилову пожаловано российское гражданство, что стало одной из отправных точек создания проекта.

         Производство фильма «Возвращение. Корнилов» завершено. Фильм  со зрителем состоялся в музее «Истории Пермского кино и ТВ» ИАОУ СОШ №135 г.Перми в музейном киноклубе РВИО ПРО – его можно увидеть и в сети Интернет.
         Особенностью проекта является повествование от первого лица, что позволяет главному герою показать свой внутренний мир, свое видение мира и передать настоящий спектр эмоций.

         Фильм также будет показан школьникам в рамках тематических уроков «Историческое значение Крыма для России. Люди и судьбы».

https://vk.com/kornilov_movie?ysclid=lu2xi8fqkj489491436

         19 МАРТА 2024 года военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова в составе Совета ветеранов Мотовилихинского района г. Перми совместно с региональным отделением общественного движения поддержки флота (ДПФ) посетили ООО "Пермские судоверфи". Встреча с ветеранами судостроительного предприятия была приурочена ко ДНЮ ПОДВОДНИКА.

         Возле памятника "БРОНЕКАТЕР АК-454" ветераны предприятия и гости провели митинг, на котором выступили: заслуженный ветеран ООО "Пермские верфи" СУББОТИН Николай Александрович, председатель пермского отделения ДПФ капитан I ранга ГОНИЧЕНКО Андрей Савельевич, председатель Совета ветеранов Мотовилихинского района г. Перми, капитан III ранга КУКУШКИН Александр Викторович. Ветераны почтили минутой молчания заводчан, погибших в годы ВОВ и возложили цветы к мемориалу.
         Затем была проведена экскурсия по цехам и музею предприятия, на которой гости узнали много интересного об истории предприятия ООО "Пермские верфи".

         После экскурсии встреча продолжилась "за чаем", которую организовали заводчане. На встрече коллеги по общественной работе договорились о дальнейшем сотрудничестве и об участии в совместных мероприятиях. Гости и хозяева встречи обменялись сувенирами.

         Участники встречи выразили благодарность Генеральному директору ООО "Пермская судоверфь" БАГАРИНОВУ Сергею Александровичу и АНЯНОВОЙ Ангеле Валентиновне за организацию и проведение встречи ветеранов.

         Участники  торжественной церемонии и праздника поздравили члена Совета ветеранов Мотовилихи и ПРО ДПФ Куляпина Александра Сергеевича с Днём рождения (18 марта ему исполнилось 70 лет) и вручили ему «Памятный адрес», в котором указаны некоторые награды и заслуги юбиляра:

         Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример». участник (65+ лет) народно-патриотического эстафетного заплыва «Арктический десант Памяти и Славы «Диксон – 2021-22», I и II-го Кубка Арктики по зимнему плаванию, посвященных 90-летию полярной авиации. 80-ю годовщины Обороны посёлка Диксон в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в реализации Года Антарктики – 2020 программы президента Российской Федерации,  Международной программы «Арктика – настоящее и будущее — 2030», национальных общественных спортивных проектов Заплыв памяти и славы «Черноморская Эстафета» - «Доплыть до Победы - 2022» по местам боевой Славы к 77 - й годовщины Великой Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне (15-25 октября 2022 года, Сочи – Туапсе – Геленджик – Новороссийск); в подготовке сборной команды России для участия в патриотическом эстафетном заплыве по маршруту освобождения острова Шумшу и курильских островов в августе 1945 года (1-5 сентября 2022 года Второй Курильский пролив); «Сибирский рубикон — 2023» - эстафетный заплыв 700км в Енисее (Красноярск /Бор/-Дудинка); в работе по развитию и популяризации спортивного ледяного и зимнего плавания, как нового Олимпийского вида спорта. Награждён Благодарственными письмами и Дипломами Минспорта РФ (В.Л.Мутко), Зампреда оргкома РФ ПОБЕДЫ, президента МОО «Ассоциации полярников» (АСПОЛ), Депутата ГД ФС РФ Героя СССР и Героя России А.Н.Челингарова, Ассоциации холодового плавания России, почётного полярника А.В.Брылина.

         Куляпин Александр Сергеевич занесен в список Всемирного Зала Славы пловцов на открытой воде; кавалер почетного знака «100 лет подводному флоту России», 2006г. - за участие в марафонском заплыве (100 км в проруби) с рекордными результатами 7000м, 3часа 42мин.; Дипломы Книги Рекордов Гиннесса — 2013, России, СНГ, Европы; Номинант Строгановской премии Пермского края - 2014г. в области спорта; Кавалер Почетного знака РО ДОСААФ Хабаровского края и Амурского РОО «Федерация «АКВАЙС-СПОРТ» - 65-летия Великой Победы, - 1-й экспедиции адмирала Г.И.Невельского, - 160—летия Николаевска –на-Амуре — 2012г.;

         Он награждён Грамотой «за вклад в развитие исторических традиций Пермского края и патриотическое воспитание граждан» — от Зам. Министра обороны РФ — Нач. Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковника А.Картаполова; — 15.02.2019г.; имеет Грамоты от военного комиссара  Пермского края;

Имеет БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО Губернатора Пермского края; 2014 год; БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА Министров образования и науки, физической культуры и спорта РФ и Пермского края (2014 – 2015-2016-2017гг.; 2020-21-22гг.); Благодарственные письма Председателя Городской Думы; Кавалер Медали «Потомкам в пример» Российского Совета ветеранов ВМФ –адмирала флота СССР — 2018г.

Фотография Куляпина Александра занесена на доску Почёта ветеранов г.Перми и «Спортивной элиты Прикамья — 2023». Он номинант Строгановской премии 2014г. 

Совет ветеранов г.Перми:

           АЛЕКСАНДРУ КУЛЯПИНУ - 70 ЛЕТ, ПОЗДРАВЛЯЕМ!

         18 марта 2024 года, пермскому ветерану Александру Куляпину исполняется 70 лет.

Ветеран Военно-морского флота, лесного хозяйства, заслуженный "морж", рекордсмен Книги рекордов Гиннесса (переплыл Берингов пролив), предводитель юнкоров, заядлый фотограф, настоящий патриот России - это всё о нём!

         Ну а самое главное - хороший, добрый человек.

         Уважаемый Александр Сергеевич!

         Ваш оптимизм и прекрасная физическая форма - предмет уважения и подражания для многих. Вы из тех, кто доказывает, что в 70 лет жизнь только начинается и в ней ещё много достигаемых целей! Продолжайте в том же духе!
         С юбилеем! Здоровья и удачи на всех фронтах!

ПРО РВИО, председатель И.А.Гладнев:

Троекратно! Ура, ура, ураааааа! Куляпин АС и он для нас, как ориентир вершина и награда! Герой который среди нас! И нам таких как он бы надо! Красив, могуч как исполин! Для женщин лучший из мужчин! А для друзей широк душой, и добротой своей большой! Здоровым будь друг дорогой! Хранитель Ангел будь с тобой!!!

         Дорогие моряки-подводники!

         Примите от военкоров отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова самые добрые пожелания в честь 118-й годовщины со дня рождения Подводных Сил Военно-Морского Флота России!

         Желаем здравия, стойкости, мужества, благополучия в семьях, мира, добра и веры. Успехов вам в боевой и политической подготовке, во всех праведных трудах на благо нашего Отечества!

         19 (6) марта 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок. Первая отечественная подлодка «Дельфин» была построена в 1904 году.

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. В октябре 1904 года четыре подводные лодки были доставлены по железной дороге во Владивосток, что позволило уже к концу лета 1905 года сформировать из них отряд численностью в 10 единиц под командованием лейтенанта А.В. Плотто.

Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве и состояла из 11 подлодок, плавучих баз «Хабаровск» и «Европа».

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род Флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

С 1930 по 1939 год флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. В начале Великой Отечественной войны четыре флота включали 212 подводных лодок. Все подводные лодки были сведены в бригады, дивизионы и группы. Управление ими возлагалось на командующего флота, руководство же боевой и повседневной деятельностью осуществлялось подводным отделом флота. Военный совет флота определял задачи подводных лодок и районы их боевых действий.

Процесс внедрения на подлодки в 50-е годы прошлого столетия ядерных энергетических установок стал важным переломным событием в истории советского ВМФ — была достигнута неограниченная автономность плавания.

17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъема Военно-морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке К-3, а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками.

В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в состав ВМФ в 1967 году.

В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырех подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе.

Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подледные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря.

Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, в ходе учения «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.

Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России.

Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня.

Пять героев, изменивших историю подводного флота

         19 марта отмечается день моряка-подводника. 108 лет назад по указу царя Николая II в состав российского флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки. А в составе Балтийского флота появилось 20 (по другим данным - 10) подлодок. Вместе с новым подразделением был учрежден и день подводника. После революции 1917 года про него забыли, а возродили вновь в 1996 году.

                            PS

1. Иван Бурмистров

         В День рождения подводного флота вспомним пятерых героев-подводников, изменивших морскую историю страны.

         Иван Бурмистров стал первым подводником, получившим звание Героя Советского Союза - в 1938 году, за участие в гражданской войне в Испании. В наградном листе Бурмистрова содержится лишь общая формулировка "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Правительства". В чем же именно заключался героизм командира испанской подводный лодкой С-1 Ивана Бурмистрова?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, что представлял собой подводный флот к концу 1930-х годов. Подводные лодки были сравнительно "молодым" родом войск, не имевшим большого опыта ведения боевых действий. Субмарины были задействованы в Первой мировой войне, однако считались "оружием" тактическим, предназначенным не столько для активных атак кораблей противника на море, сколько для обороны берега. К концу Первой мировой успешные атаки подводных лодок, как русских, так и иностранных, можно было пересчитать по пальцам. Отчасти это было связано с несовершенством главного оружия подлодок - торпед.

Но вернемся в Испанию. Идея помочь республиканским подводным силам, которые в 1936 году насчитывали 12 субмарин, принадлежит военному атташе при советском посольстве Николаю Кузнецову. По его инициативе в командировку в Испанию были отправлены шесть лучших командиров-подводников, среди которых был и Иван Бурмистров. Правда, когда Бурмистров в 1937 году прибыл в Картахену, на рейде оставалось лишь четыре субмарины. Официально Бурмистров на испанской подлодке С-1 был "советником", но, по сути, взял командование на себя. Экипаж окрестил его "команданте Луисом Мартинесом".

"Луис Мартинес" занимался буквально всеми вопросами: от обеспечения ремонта боевой машины до обучения команды. Но самое главное, он показал, что во время военных действий подводная лодка может быть активным, эффективным и действенным оружием. Официально задача стояла - обеспечить безопасность транспортных коммуникаций. Но он предпринимал активные и действенные вылазки в море, проводил рейды под самым носом у эсминцев и миноносцев противника.

Самый яркий эпизод "испанского похода" Бурмистрова - бросок через Гибралтарский пролив, который патрулировали большие силы армии франкистов. Самая узкая часть пролива просвечивалась прожекторами насквозь - там и рыбы-то не проплыли. Но Бурмистров на С-1 сумел пройти пролив незамеченным, причем в шторм, в надводном положении. В водах Атлантики вооружение кораблей уже не доставало лодку. Бурмистров радировал: "Гибралтар пройден!" Это было новое слово в военной науке. Собственно, за этот подвиг его и наградили.

         Однако в конце жизни Иван Бурмистров вспоминал, что самым значимым в той войне считает охранение транспортов, перевозивших испанских детей в Советский Союз через порты Ленинграда, Одессы, Севастополя.

2. Александр Маринеско

         Александр Маринеско продолжил дело Ивана Бурмистрова. У них обоих была главная черта - оба стремились использовать отданную под их командование машину как можно активнее. Маринеско, кроме того, стремился атаковать противника как можно чаще.

         Талантливый подводник, Александр Маринеско первый вражеский корабль водоизмещением семь тысяч тонн потопил на лодке "Малютке" еще в начале войны. Затем его перевели служить на подводную лодку С-13. Но, несмотря на несчастливый номер, она принесла своему командиру славу. Именно на С-13 экипаж под командованием Маринеско потопил немецкий транспорт "Вильгельм Густлов". Несколько лет спустя советские газеты назовут этот подвиг "атакой века", а самого Маринеско "подводником номер один".

         "Вильгельм Густлов" до войны был огромным круизным лайнером, а в военные годы немецкое командование использовало его как транспортный корабль. По одним данным, он перевозил 1300 курсантов-подводников. По другим, большого числа моряков на нем не было, а были флотские вспомогательные подразделения. А также беженцы - старики, женщины, дети. Подлодка Маринеско потопила транспорт выстрелами трех торпед. Различные источники называют различное число погибших, от трех до десяти тысяч человек. Немецкий офицер Гейнц Шен в книге «Гибель «Вильгельма Густлова» указывает цифру в пять тысяч человек. В некоторых статьях говорится, что три тысячи было только погибших детей.

         Исследователи до сих пор по-разному оценивают это событие. Одни, учитывая большое количество утонувших мирных жителей, называют, чуть ли не гуманитарной катастрофой. Другие - что Маринеско потопил немецкую "плавучую казарму". Третьи пишут о том, что именно после триумфа с "Вильгельмом Густловом" советское командование по-настоящему оценило преимущества подводных лодок: впервые в военной истории соотношение числа атакующих и числа погибших со стороны противника было столь велико. Тем более что через месяц после "Вильгельма Густлова" экипаж под командованием Маринеско повторил успех и потопил еще один крупный немецкий транспорт - "Генерал фон Штойбен" с тремя тысячами немецких солдат и офицеров на борту. "Балтийский хулиган", за годы Великой Отечественный войны совершивший лишь шесть боевых походов (подлодки чаще стояли в доках на ремонте, чем находились на боевом дежурстве), Маринеско вообще был рекордсменом среди советских подводников - он больше всех потопил вражеских судов по суммарному тоннажу. Но самое главное - советские военачальники именно после его "вылазок" осознали, что подводный флот имеет стратегическое значение.

         Кроме того, исследователи отмечают "дьявольский" талант Маринеско, "нюх" на вражеские корабли, умение действовать неожиданно для противника. Его "логикой" было отсутствие логики, после атаки он "прятался" там, где его не ждали, иногда даже на месте гибели корабля.

         За успешную атаку "Вильгельма Густлова" Александр Маринеско был награжден орденом Красной Звезды. Звание Героя СССР ему присвоил только в 1990 году президент Михаил Горбачов, за год до развала Советского Союза.

3. Николай Затеев

          Командир подлодки кавторанг Николай Затеев.

         Благодаря американскому фильму "К-19" с Гаррисоном Фордом в главной роли о подвиге экипажа этой подводной лодки знает весь мир. Эта подлодка печально знаменита тем, что на ней произошла первая в истории СССР авария ядерной установки. Но благодаря подвигу экипажа лодки удалось предотвратить гораздо большую катастрофу.

         К-19 с самого начала была "несчастливой подлодкой", которую преследовала цепь неудач и аварий. И даже бутылка шампанского, которую по традиции разбивают о судно при спуске его на воду, при ударе о корпус К-19 не разбилась. Символическое совпадение - лодка тут же и затонула. Как оказалось, она приклеилась днищем к спусковым механизмам, которые забыли как следует смазать. В конце концов, лодка всплыла. Но злоключения только начинались.

Первая авария произошла при первом же пуске реактора: к нему забыли подключить приборы, показывающие давление в первом контуре. В результате давление превысило допустимые нормы, и трубы просто разорвало. После этого контур залатали, манометры подключили, но к подлодке уже приклеилось прозвище, данное ей морскими острословами - "Хиросима". "Как вы судно назовете..." К-19 действительно чуть было не стала подводной Хиросимой.

Потом, К-19 чуть не разбилась о дно при ходовых испытаниях (были неверно установлены рули глубины). Затем погибли два матроса... Тем не менее, К-19 все же выпустили в море для участия в учениях ВМФ "Полярный круг".


         Авария произошла 4 июля 1961 года. На трубопроводе, ведущим первый контур реактора к датчику давления, появилась трещина, в которую ударила тонкая струя пара. Приборы показали нулевое давление. Поднять его не удавалось, температура реактора быстро росла. Командир подлодки кавторанг Николай Затеев объявляет экипажу по громкой связи, что случилось, и собирает офицеров на совещание. Выход один - охлаждать реактор водой. Но аварийной системы проливки реактора на К-19 не было. А значит, это нужно было делать вручную. В противном случае подводники опасались ядерного взрыва. «В Обнинске, при подготовке экипажа преподаватели знакомили офицеров с физической картиной подобной аварии, - вспоминал позднее командир второго дивизиона К-19 Погорелов. - На заводе, командир БЧ-5 Козырев и командир первого дивизиона Юрий Повстьев предложили смонтировать аварийную систему проливки реактора. Строители согласились: «Да, действительно, такая система необходима. Но в рабочих чертежах такой системы нет, а самовольно менять рабочие чертежи никто не имеет права».

         В результате офицерам-подводникам в аварийной ситуации пришлось изобретать эту систему самим. Схему придумали. Вопрос был, кто спустится в реакторный отсек. Подводники понимали, эти люди получат смертельную дозу облучения. Вызвался лейтенант Борис Корчилов и несколько человек, служивших в реакторном отсеке. В реакторном отсеке работало несколько групп по два - три человека. "Борис Корчилов, как хозяин отсека, присутствовал все время. Очки масок быстро запотевали и ребята их стаскивали. Чем они дышали? Эту дьявольскую смесь уже и воздухом не назовешь - сверхрадиоактивная аэрозоль», - вспоминал командир второго дивизиона Погорелов. С огромным трудом подводникам удалось стабилизировать температуру реактора.

         Командир К-19 отправил шифрованную радиограмму с информацией об аварии на реакторе и с просьбой о помощи. На призыв откликнулся командир дизельной подлодки С-270 Жан Свербилов, который также участвовал в учениях. С-270 забрала на свой борт 11 человек, облученных при работе с реактором, а также обеспечивал К-19 связь. Позже на С-270 перешли все, чье присутствие на аварийной подлодке не было необходимым - люди шли голыми, одежду пришлось выбросить, т.к. она сильно "фонила". Затем командование флота на помощь К-19 направило еще две подлодки, которые также участвовали в учениях, а к 10 часам вечера поступил приказ: «Всем находящимся поблизости от места аварии кораблям идти на помощь К-19». Последние члены экипажа покинули атомную подлодку через сутки после начала аварии.

         Командование ВМФ приняло решение отбуксировать К-19 в бухту Алдан, поставить на стенд, отмыть от радиации и переоборудовать. Реакторный отсек вырезали целиком, залили цементом и затопили в бухте Амбросимова на архипелаге Новая Земля.

         После этой катастрофы К-19 прослужила на флоте еще 30 лет, подлодку списали только в 1991 году.

Восемь человек экипажа К-19, первыми спустившиеся в реакторный отсек после аварии, умерли в течение последующих трех дней. Погибли Евгений Кашенков, Борис Корчилов, Юрий Ордочкин, Семён Пеньков, Борис Рыжиков, Николай Савкин, Валерий Харитонов. Последним умер командир первого дивизиона Юрий Николаевич Повстьев. Многие члены экипажа получили лучевую болезнь и стали инвалидами.

         5 августа 1961 года был подписан приказ о награждении членов экипажа К-19.

         49 человек получили ордена и медали, но на ступень ниже тех, о которых ходатайствовал командир. Самого Затеева командование ВМФ представляло к ордену Ленина, но получил он орден Красного Знамени. Троих погибших подводников подавали на звание Героя, но Героя так никто и не получил.

4. Всеволод Бессонов

                    Командир К-8 Всеволод Бессонов

         Когда произошла авария на К-19, подлодка находилась недалеко от острова Ян Майен. "Шла Холодная война, и высадку на остров я расценивал как сдачу в плен, как прямую измену Родине, которая вручила нам свой единственный ракетный подводный крейсер", - рассказывал потом командир Николай Затеев.

Всеволод Бессонов, командир атомной подводной лодки К-8, получил звание Героя за то, что принял прямо противоположное решение – спасал в первую очередь экипаж, пусть даже в ущерб «рассекречиванию» лодки. Затеев, заметим, Героем так и не стал.

         Катастрофа с К-8 произошла во время крупнейших учений «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов. Во время всплытия в Бискайском заливе севернее побережья Испании на перископную глубину в рубке гидроакустиков пожар, который стал быстро распространяться на все кормовые отсеки. Подлодка осталась без связи. Командир К-8 Всеволод Бессонов сразу же принял решение всплывать на поверхность. Это был рискованный шаг, чреватый «рассекречиванием» – атомная советская подлодка находилась в водах Северной Атлантики! Более того, оставшись без связи и без энергии, экипаж К-8 пытался подать сигнал бедствия красными ракетами проходившему неподалеку канадскому судну, но, описав дугу, оно прошло мимо.

         Оказавшись на поверхности, экипаж К-8 изо всех сил боролся с огнем. Взрыва ядерного реактора удалось избежать ценой жизней первой смены главной энергетической установки - капитан третьего ранга Хославский, капитан-лейтенант Чудинов и старшие мичманы Шостаковский и Чугунов, видя, что пламя вот-вот ворвется в отсек ГЭУ, наглухо задраили дверь, понимая, что выхода для них уже не будет, и заглушили реактор. Борьба за «живучесть» лодки длилась трое суток. К терпящим бедствие советским морякам подошло болгарское торговое судно «Авиор», через Варну в Москву ушла телеграмма. Командование ВМФ начало спасательную операцию – в район нахождения К-8 направили все советские суда, что были поблизости. Ситуация осложнялось начавшимся штормом. К этому времени Бессонов переправил на «Авиор» и подошедший советский теплоход «Касимов» две большие группы подводников. На борту атомохода оставалось 22 человека во главе с командиром. Бессонов надеялся удержаться на плаву, но лодка кренилась на корму все сильнее – выгоревшие отсеки заполнялись водой. 12 апреля 1970 года лодка исчезла с радаров, а находившиеся недалеко от нее суда почувствовали два гидравлических удара. Людей пытались спасти с вельботов, но мощные волны не позволили это сделать.

         Правительственная комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что действия Всеволода Бессонова были единственно верными. Всю команду представили к наградам. Погибшие моряки посмертно были награждены орденами Красной Звезды, оставшиеся в живых матросы – медалью Ушакова. Всеволоду Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Но вся информация о катастрофе была засекречена.

5. Вячеслав Виноградов и Лев Столяров

                   Вячеслав Виноградов и Лев Столяров

         Однако советские подводники становились Героями, не только совершая подвиги во время катастроф и аварий. Командиры атомных подводных лодок К-116 Вячеслав Виноградов и К-133 получили звание Героев за уникальный трансатлантический переход, совершенный в 1966 году.

         В переходе участвовали две подводных лодки – К-116 и К-133. Руководил плаванием контр-адмирал Сорокин, чей штаб разместился именно на подлодке Виноградова. Задача стояла – перебазировать советские субмарины с Северного флота на Тихоокеанский, пройдя через Атлантику и обогнув Южную Америку через пролив Дрейка. Подобное плавание в истории флота было совершено впервые. Каждая из подлодок прошла почти 20 тысяч морских миль под водой. Переход занял почти два месяца – он длился с 1 февраля по 26 марта.

         После перехода К-116 и К-133 были зачислены в дивизию подлодок Камчатской военной флотилии.

         Звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина подводником присвоили «за успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и отвагу», а подлодка стала гвардейской. Кроме командиров, Героями также стали руководитель перехода контр-адмирал Сорокин, замполит Николай Усенко, инженер-механик Иван Федоров.

Первые подлодки: почему День моряка-подводника отмечают 19 марта

         19 марта 1906 года по указу императора России Николая II в классификацию судов военного флота были включены подводные лодки. В состав российского флота вошли подлодки "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". В том же году был учрежден праздник - День моряка-подводника. Впоследствии его отменили пришедшие к власти большевики, а в 1996 году этот праздник восстановили.

         О событии 19 марта 1906 года свидетельствовал и приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, который подписал морской министр адмирал Алексей Бирилев. 9 апреля учредили Учебный отряд подводного плавания при порте в Либаве.

         В 1907 году вышли руководящие документы по отбору личного состава, в том числе и по состоянию здоровья. Особые требования предъявлялись к офицерам. Они должны были полностью знать устройство лодки, уметь обслуживать все механизмы, управлять электрическими станциями гребных электродвигателей, двигателями внутреннего сгорания, рулями, клапанами балластных цистерн.

         Предъявляли к офицерам и особые требования в части личных качеств. В "Положении о прохождении службы в подводном плавании" указывалось: "Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с нее".

         Брали в подводники в основном добровольцев. Матросы шли из-за повышенного денежного содержания, специалисты кораблей 1 ранга хотели добиться повышения. А еще привлекало и качество питания. В паек входили мясные и рыбные консервы, сгущенное молоко, сухофрукты.

         К тому же на подлодках поддерживались чистота, порядок, дисциплина. С особым отношением относился к подводникам и император. Так, в 1909 году при проведении смотра подводников-черноморцев Николай II объявил "высочайшее благоволение" офицерам и "царское спасибо" с денежным вознаграждением нижним чинам. Такие смотры проводились регулярно.

         А в 1911 году сформировали первое соединение - бригаду подводных лодок. Она входила в состав Балтийского флота и базировалось в Либаве. Здесь были 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

         Активно использовали субмарины в годы Первой мировой войны. А к ее окончанию они сформировались в отдельный род войск ВМФ. К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе в четырех флотах насчитывалось более 200 подводных лодок.

         Современный подводный флот России - это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты, знающие и гордящиеся своей профессией.

         С 2003 по 2019 годы ВМФ России получил на вооружение 15 подводных лодок. На Черноморском и Северном флоте служат по шесть новых субмарин, на Тихоокеанском - три.

См. письмо друга музея:

Л. Синкевич:

Сегодня у моряков подводников 120 лет со дня постройки 1-й подводной лодки "Дельфин".

Поздравляю!

Более подробно написала в своём авторском кабинете российского национального Интернет портала "Проза.ру" современной прозы под эгидой Российского союза писателей

- https://proza.ru/2024/03/19/1186

 (исп м-лы СМИ; По материалам Минобороны РФ)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».