Сочельник перед Крещением Господним

18 и 19 января православные верующие ежегодно отмечают два важных события. На первый день приходится Крещенский сочельник, на второй - Крещение Господне.

Освящение воды, или водосвятие - одна из основных составляющих праздника. Причем чин освящения воды проводится в оба дня - в день Крещенского сочельника - с утра 18 января - и продолжается уже весь праздник Крещения - 19 января.

Вторым важным моментом празднования Крещения выступает погружение в освященные иордани в ночь на 19 января.

День в церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения верующие начинают отмечать с вечера 18 января, отправляясь на богослужение в храмы и принимая участие в купаниях.

Крещенские иордани вырубают во льду в виде креста, либо крест ставят рядом. Перед купаниями проходит молебен, в ходе которого освящают воду в проруби. Купания в крещение не являются обязательными. Церковный устав не настаивает на их проведении.

Медики же рекомендуют с особой осторожностью подходить к этому процессу.

18 января - Крещенский сочельник: как правильно прожить этот день и не нажить себе неприятностей. 

Крещение Господне для прихожан православной церкви представляет собой особый и значимый праздник. В Крещенский сочельник многие занятия подлежат строгим ограничениям.

Верующие в этот день соблюдают пост и воздерживаются от приема пищи до того момента, пока не появится первая звезда на небесах. После проведения богослужения трапеза начинается с постной кути.

Этот день традиционно является последним для колядования и гаданий, а также временем строгого поста и первым в году освящения воды. Особенно важно проявлять добрые поступки и оказывать помощь нуждающимся.

Что можно делать в Крещенский сочельник

Верующие в день Крещенского сочельника прибегают к молитвам, стремясь обрести душевное равновесие.

Традиционно осуществляется освящение воды, которую затем используют для окропления жилища и лечения при болезнях. Предполагается, что даже в водопроводных кранах вода приобретает священные свойства. Её запасают и используют в течение года, храня в так называемом Красном углу, рядом с иконами. Считается, что она способна защитить семью от зла. Верующие употребляют её натощак с кусочком просфоры, сопровождая этот ритуал молитвой. В случае болезни детей, им по дозировке дается вода каждый час. Крещенской водой также проводится окропление постели..

В этот день проводится тщательная уборка в домах, при этом осуществляется выметание сора из углов, что считается эффективным способом избавления от негативных энергий. После завершения уборки необходимо пройтись по всем комнатам и окропить их святой водой.

Также в этот день снег обладает особыми свойствами. Его используют для защиты от болезней, снятия порчи, а также для поддержания красоты и молодости.

Что нельзя делать в Крещенский сочельник 18 января

Традиционно, в сочельник избегали организации шумных гуляний. Церковь рекомендует верующим провести этот день в молитвах, чтобы встретить предстоящий праздник с чистыми мыслями.

Также принято воздерживаться от распития спиртных напитков и употребления продуктов животного происхождения. На праздничный стол хозяйки готовят сочиво, приготовленное из крупы с мёдом и орехами.

- Избегайте предоставления денег в долг. Женщинам в критические дни не следует употреблять святую воду.

- Гадание 18 января не рекомендуется, поскольку церковь не одобряет подобные практики.

- В преддверии праздника важно воздерживаться от конфликтов, нецензурной брани и отрицательных мыслей.

- Православные верующие тщательно готовятся к Крещению Господнему, стараясь избегать проявлений гнева

         Итак, праздник, который мы отмечаем 19 января, посвящен не воде, а событию Крещения Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. Во время Крещения Иисуса миру впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух - отсюда и название: Богоявление Господне.

Но праздник Святого Богоявления наступит только завтра, и для того, чтобы мы смогли духовно приобщиться к центральному событию дня, смогли пережить его как реальность, Церковь готовит нас к празднику постом. Ведь пост помогает уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Празднику Богоявления предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до "первой звезды", и после этого едят только сочиво - отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как верующие в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения "первую звезду" символизирует выносимая после литургии свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды - водосвятия. Понятно, что такие строгости не касаются больных, беременных, детей, тех, кто много и тяжело работает.

Последние годы, не без влияния СМИ, в обыденном сознании сложилось впечатление, что и Крещенский сочельник, и праздник Крещения - это некий диковинны

         Уже давно святая Церковь призывает верующих чад своих «идти к водам», почерпать «из источников спасения» (Ис. 55, 1; 12, 3). Чтобы приготовить людей к великому таинству, каким называется освящение воды в праздник Богоявления, святая Церковь уже с начала января оглашает чад своих, «питомцев благочестия», дивными песнями и словами пророческими. Она хочет умилить души их зрелищем, которому с трепетом дивятся и ангельские силы: как Держащий «превыспреннюю на воздусе воду... приемлется струями речными», как Одевающий небо облаками одевается водами Иордана, как обнажается Сам Творец человека, чтобы прикрыть наготу Адама, облечь его в новую светлую одежду духовного возрождения, согреть этою одеждою охладевшую от зимы страстей душу человека падшего.

         Святая Церковь хочет тронуть души наши указанием на то, как «море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» от лица Бога, вступившего в воды, как вострепетали горы и холмы, моря, озера, источники, видя Творца всякой твари, уничижившегося до образа раба, - как же должны были бы сотрястись сердца людей при виде чудного зрелища: ибо ведь не Ангелов и не бездушную природу пришел спасти Христос, а род человеческий! Святая Церковь, желая, чтобы мы с большим разумением отнеслись к таинству спасительного возрождения от воды и Духа, изъясняет разными образами самое чудо возрождения, вспоминая, как, по слову Исайи, пустыня, земля сухая, необитаемая, заросшая терновником и колючим кустарником, обращается в цветущий сад от благодатного дождя, ее орошающего, _ это образ того, как неплодное для добра естество человеческое, орошаемое токами благодати Христовой, может сделаться плодоносным, как купель крещения делается «многочадною Божественным Духом». И сколько еще мыслей самых высоких, трогательных, прекрасных содержат в изобилии песни церковные предпразднственные!

         Но для большинства это приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: Жаждущие! идите все к водам (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, угасив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечениями суетными. Даже если бы они зашли в церковь, мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если придут, для них, не приготовившихся почерпать воды «из источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что почерпнутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради главным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болезни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, забывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься душа? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда всколыхнется она) или если вода освященная подействует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут произойти в душе чудные изменения?

         Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами и священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они - только покров и одеяние души.

         Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, - тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь вечную».

         Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников спасения», причаститься Христова дара святости, который подает Господь в нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная, что уже очень близко дом, куда он направляется, где он должен встретиться с почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу, привести себя в порядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни святок и накопляло во время этих блужданий сор суеты, теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся, согреть свою холодную для Христа душу, дабы можно было Ему обитать и оставаться в ней. Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: Жаждущие! Идите все к водам. . . для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает"? Послушайте Меня внимательно... и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша (Ис. 55, 1-3)!

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Православие.Ru

PS

         19 января православные христиане отмечают один из двенадцати главных церковных праздников — Крещение Господне, или Богоявление. С этим праздником связано много вопросов и народных традиций. Правда ли, что нельзя стирать, становится ли святой вода из-под крана, обязательно ли нырять в прорубь и действительно ли четные числа в этот день — «плохая примета»?

  • Сила воды

         Ни убираться, ни гладить, ни подметать пол, ни выносить мусор нельзя. А вот стоять в очередях с пустыми бутылками, чтобы набрать воду с особыми свойствами — нужно. Именно такие суждения часто можно услышать по поводу христианского праздника Крещение. Однако священники Русской Православной Церкви не раз объясняли, что расхожие народные представления не совсем точно отражают религиозный смысл происходящего в праздник.

         Существует представление о том, что в день Крещения любая вода становится святой, даже из-под крана. И с этим связывают, например, народный запрет на стирку — вроде бы стирать святой водой не принято. А некоторые даже решают, что в этот день можно пить любую воду, хоть из-под крана, хоть из водоемов.

         Действительно, в церковной традиции предполагается, что в Крещение освящается любое «водное естество». Но между водой, освященной в храме, и водой в водоеме или водопроводе разница все же есть. Вода в какой-нибудь реке становится святой в переносном смысле, как знак того, что с приходом Христа вся окружающая природа наполнилась новым смыслом. Но эта вода не становится другой с точки зрения биологических и химических свойств, объясняют служители Церкви. Даже в царские времена во время эпидемии постановили кипятить крещенскую воду.

         То есть пить воду ни из освященных водоемов, ни из крана, если она грязная, не стоит никому. А в храмах для освящения выбирают лучшую доступную воду.

         В день Крещения и накануне в храмах освящают воду особым чином, который совершается только раз в году. Именно эту воду набирают прихожане и относятся к ней крайне трепетно, как к святыне. Но некоторые люди уверены, что «вечерняя» и «утренняя» вода имеют различную «энергетику». Такие заявления глубоко чужды церковному вероучению. Чин освящения воды 18-го и 19 января одинаковый. А два их установили, потому что со временем прихожан стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить.

Кроме того, простаивание в очередях за святой водой без религиозного смысла, без участия в литургии (так называется главное христианское богослужение), исповеди и причащения называют не более чем верой в магизм и шаманство — в церковной традиции это считается язычеством.

Важные дела

Запрет на стирку и уборку тоже не связан с особыми свойствами воды. В раннем христианстве в этот день крестили новообращенных. К этому празднику верующие готовились заранее и до Крещения спешили завершить важные дела. И сегодня перед важными праздниками верующие стараются закончить или отложить бытовые дела, чтобы посвятить это день богообщению.

Но служители РПЦ объясняли, что никаких «запретов» на те или иные дела в обычный или праздничный день не существует. Просто предполагается, что верующие в этот день найдут время для молитвы и посещения богослужения. Ни стирка, ни уборка, ни работа не помешают человеку, особенно если это делается из любви к семье и ближним.

Еще народные приметы говорят, что в Крещенский сочельник и в день Крещения Господня запрещено ругаться, ссориться и допускать плохие мысли. Для православных людей этот «запрет» звучит несколько абсурдно, посколько верующие стремятся быть миролюбивыми и доброжелательными друг к другу все время, независимо от календаря. А ссора в праздник не является никакой «приметой» того, что должно случиться нечто плохое.

Четное — плохой знак

Многочисленные обсуждения перед Крещением посвящены правильному меню для праздничного стола. Нередко даже встречается совет не только готовить особые блюда, но и учитывать, чтобы на столе было нечетное количество тарелок, — четное в этот день считается очень плохой приметой. Подобные суждения относятся исключительно к суевериям, которые противоречат самой сути христианства.

В церковной традиции Крещенский сочельник — день строгого однодневного поста. Он длится с вечера 17 января и до конца молебна на освящение воды — водосвятия. После этого придерживающиеся традиций верующие едят только сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник еще называют «голодной кутьей».

Но сегодня в Крещенский сочельник православные едят любые постные блюда. А неверующим людям на Крещение, как и в любой другой день, можно есть что угодно, а количество тарелок на столе — четных или нечетных — никак не сможет повлиять на их жизнь.

Окунуться разумно

         Самой известной традицией на Крещение, которая дошла до наших дней, является купание в проруби.

Обычай окунаться в ледяную прорубь — исключительно народная традиция, а не установление Церкви. Но и против этого действа РПЦ не выступает. Однако стоит помнить, что эта традиция не является ни церковным таинством, ни обрядом, она вовсе не обязательна.

         Для людей православных погружение в купель — это только символическое действие, которое связано с покаянием и в переносном смысле отражает перемену внутреннего мира и очищение от греха.

         Никакого «здоровья на весь год» окунание в крещенскую воду не обещает. Более того, тем, у кого есть хронические заболевания, проблемы с сердцем или давлением, окунаться противопоказано. Купания могут завершиться плачевно и для людей с пороками сердца и аритмией, хроническими болезнями легких, неврологическими патологиями. Ледяная вода — большой стресс для организма.

         Тем, кто решится на купание в проруби, лучше делать это разумно. Не стоит опускать голову под воду — может проявиться очень сильная реакция организма, в частности, сужение сосудов. Находиться в воде нельзя более минуты. После купания обязательно нужно пойти в теплое помещение, быстро вытереться насухо и переодеться. А вот растираться не стоит. Хорошо также выпить горячий чай.

         Во время крещенских купаний следует пользоваться официально организованными купелями, где дежурят сотрудники МЧС. А вот «стихийные» опасны для жизни. Организованные купели делаются на безопасной глубине с необходимыми сходнями, рядом часто находятся пункты обогрева. Крайне опасны подледные течения, которые могут затянуть человека. Организованные проруби делают рядом с берегом, также проверяется их дно.

А зачем вообще нужно было Крещение?

         В праздник Крещения верующие вспоминают одно из евангельских событий: Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Считается, что таинство крещения очищает человека от греха. Но у людей часто возникает вопрос: а зачем вообще крестился Иисус Христос, если верующие говорят, что он был безгрешен?

         Такой же вопрос и даже удивление возникли и у самого Иоанна Предтечи, который должен был крестить Иисуса. Согласно Евангелию, он даже переспросил пришедшего Христа: точно ли Тебе надо креститься от меня, а не наоборот?

         Религиозный смысл этого события в том, что Иисус должен был сам полностью исполнить весь закон, данный человеку от Бога, то есть своим примером показать людям, как во всем следовать воле Божьей. Кроме того, православная религия предполагает и другой аллегорический смысл этого события: не имея ни одного греха, Христос берет на себя все грехи мира, а Крещение становится символическим началом этого пути.

Ко всем традициям, связанным с праздником Крещения, верующие люди во многом подходят именно с аллегорическим пониманием. Окунание в купель в этот день для православных христиан, если и совершается, то не как экстремальный жест или бездумный ритуал, а как своего рода аллегорическое соприкосновение с евангельской историей.

         18 января (5 января по старому стилю) — в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Что значит слово «сочельник»

         Это народное именование дня, который церковно именуется «Навечерием Богоявления» (другое название праздника Крещения Господня). Оно происходит от названия кушанья – сочива, вареной пшеницы с медом и сухофруктами (сейчас многие заменяют пшеницу другими доступными крупами, например, перловой, рисовой). Это – единственная пища, которую Устав благословляет вкушать в этот строго постный день.

         Крещенский сочельник – древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II – начале III века длился два дня или 40 часов.

         Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Что надо делать накануне Крещения Господня

         Прежде всего – по возможности (если день не рабочий) посетить службы в храме. Побывать на Всенощном бдении можно после трудового дня. Кроме того, христианам предписывается строгое воздержание, подобный тому, которое соблюдается в Сочельник Рождества Христова.

О посте

         Устав предполагает, что накануне Крещения христиане соблюдают строгий пост:

  • до освящения воды не вкушают ничего; разумеется, исключение здесь составляют немощные, больные, которым пост, конечно, послабляется;
  • после этого и до вечера можно есть сочиво.

А вот в сам праздник — 19 января  Устав  отменяет пост даже, если дата выпадает на среду или пятницу.

Когда светят воду

         Водосвятный молебен служат после литургии, которая оканчивается обычно около полудня. После этого и следует освящение вод Великим чином – с которым оканчивается и полное воздержание от пищи и питья.

Как 18 января поститься, чтобы причаститься

         Как известно, во все время Святок – дней от Рождества до Крещенского Сочельника – Пост Церковь не благословляет. Поэтому многие христиане несколько смущаются: как же без пощения (как правило, оно длится 3 дня) готовиться к Причастию, например, ночью 19 января. Вот как отвечает на такой вопрос протоиерей Андрей Ефанов в интервью журналу «Фома»:

«Касаемо поста перед Причастием, то перед причащением в праздник Богоявления достаточно поститься один день накануне».

Сказанное относится также и к супружеской близости.

В ночь с 18 на 19 января

         Если христианин желает приступить к Причастию ночью на 19 января, лучше всего:

прийти на утреннее богослужение Сочельника – оно готовит душу к предстоящему Таинству;

днем, после службы, найти время, чтобы прочитать покаянные каноны, готовясь к Исповеди;

прийти на само это Таинство, которое проходит во время праздничного всенощного бдения; при этом есть храмы, где бдение служат в обычное время – например, с 17 и ли 18 ч., а есть такие церкви и монастыри, где оно начинается непосредственно перед ночной литургией, то есть около 22 ч.; в первом случае после бдения можно пойти домой, отдохнуть перед ночным богослужением, во втором – литургия начнется сразу после бдения, в полночь.

(исп м-лы СМИ;) 

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Миша Бусырев — юнармеец, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».