Празднику Благовещения Пресвятой Богородице, который каждый год отмечают в один и тот же день, 7 апреля, в России повезло. Благовещение настолько полюбилось народу, что в честь праздника слагались стихи, пословицы, легенды. Благовещенье по значимости сравнивали с Рождеством и Пасхой - "три раза в год солнце играет - на Рождество, Благовещенье и Пасху". Приговаривали, что "на Благовещенье и Пасху даже грешников в аду не мучают, выходит им на Благовещение с Пасхой отдохновение и свобода от мук". Освобождали в честь праздника и должников, сидящих в тюрьме, об этом сообщает знаменитый этнограф Дмитрий Зеленин.

В праздничный день не принято было работать, говорили: "на Благовещение девица косу не плетет, а птица гнезда не вьет". Запрет на работу и начало новых дел был строгим - в народе объясняли: у кукушки нет своего гнезда, и она вынуждена подбрасывает яйца в чужие, потому что осмелилась "завить себе гнездо на Благовещение". С птицами связан и красивый обычай праздника.

"Благовещенье - птиц на волю отпущенье", - читаем у Владимира Даля. Этнограф Зеленин так рассказывал о происхождении народной традиции: "Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!"

Обычай красивый, но, к сожалению, не для всех птиц он заканчивался радостно. Уже в XIX веке раздаются голоса публицистов, требующих остановить алчных торговцев, массово отлавливающих птиц и содержащих их в тесных клетках до самого Благовещения. Измученные птахи, выпущенные в праздник на волю, часто потом сразу гибли. Поэтому сегодня к возрождению народной традиции журналисты призывают относиться без фанатизма, понимая, что главное в празднике Благовещения не птицы, и не народные обычаи.

Но что тогда? Специальным словом "Благовещение" называется благая весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил - поэтому правильное написание названия праздника "Благовещение Пресвятой Богородице", с окончанием "е" в имени Девы Марии. Благая весть кому? Дательный падеж - "Благовещение Пресвятой Богородице", а не "Благовещение Пресвятой Богородицы". Слова этой благой вести христиане всего мира повторяют каждый день не единожды. Православные в молитве, названной "Богородица, Дево радуйся…!", католики - в "Ave Maria" ("Радуйся, Мария").

Подробности узнаем, перечитав Евангелие от Луки. Евангелист Лука рассказывает, как Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы тот сообщил Ей благую весть. "Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Мария же, увидев архангела, смутилась от слов его и размышляла, что бы означало это приветствие. И сказал Ей ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего"". Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у ангела: "Как это будет, когда я мужа не знаю?" Ангел говорит Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

И тут важный момент, удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (то есть вот - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по глаголу твоему". Это слова полной отдачи Себя в руки Божьи.

Святой Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей. А имя Иисус, нареченное архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". Поэтому в праздник Благовещения в храмах звучат такие слова: "Сегодня - начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

И когда мы молимся: "Богородице Дево, радуйся...", мы, фактически, повторяем слова Архангела Гавриила, слова, пришедшие к нам из мира горнего, и каждый раз, произнося их, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были нам ниспосланы. Вот это событие Благовещения и отмечают сегодня православные христиане.

В народе это был всегда любимейший праздник, герой Ивана Шмелева сравнивал его с Пасхой - первое весеннее солнце как предвестник праздника Воскресения Христова. Но почему птиц выпускали в этот день на волю? Кто-то объясняет это тем, что птицы, как и ангелы крылаты. И древний обычай выпускать птиц на волю в праздник Благовещения символизирует ту свободу, которая дарована пришествием в наш мир Христа. Свободу от рабства смерти и греха.

На Благовещение выпускает голубей в синь неба и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (в этот день он служит Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля).

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.  

Митрополит Антоний Сурожский

Беседа на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии святителя Прокла, Патриарха Константинопольского.

Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, какую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. «Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» ( Рим. 5, 20). Нас собрала здесь Святая Богородица и Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай Второго Адама, – место, где совершилось соединение естеств, где утвердился Совет о спасительном примирении.

Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве Беспредельный Бог, Которого не вмещают Небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!? Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только Человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием: где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил чуждой всякого повреждения. Если бы эта Матерь не пребыла Девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла Девой, то Кто же – Рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: «Господь мой, и Бог мой!» ( Ин. 20, 28).

Апостол Павел говорит, что Христос «иудеем убо соблазн, еллином же безумие» ( 1 Кор. 1, 23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму: «аще бы быша разумели, не быша Господа Славы распяли» ( 1 Кор. 2, 8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на Божественном Престоле; если бы для Бога было оскорбительно войти в утробу, которую Он создал, то и Ангелы оскорблялись бы служением человеку.

Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: «человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в Матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца, и без матери, по слову Апостола ( Евр. 7, 3)? Если Он – только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть Мать. Если Он – только Бог, то Он не без Отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как Человек.

Убедись в этом самым именем Архангела, благовестившего Марии: ему имя – Гавриил. Что значит это имя? – оно значит: «Бог и человек». Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и Человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства.

Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в Спасителе: «вся бо, – говорит святой Павел, – согрешиша, и лишени суть Славы Божия» ( Рим. 3, 23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с Небес призывали Врача; один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» ( Пс. 143, 5); другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелею» ( Иер. 17, 14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» ( Пс. 79, 3). Иной: «Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли» ( 3 Цар. 8, 27). «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» ( Пс. 78, 8). Другие говорили: «О люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть» ( Мих. 7, 2). «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» ( Пс. 69, 1). «Аще умедлит, потерпи ему, яко Идый приидет, и не умедлит» ( Авв. 2, 3). «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя» ( Пс. 118, 176). «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» ( Пс. 49, 3). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола, благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола, Присносущий пришел и дал в уплату Свою Кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое Тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. «Христос ны искупил есть от клятвы законныя», – восклицает святой Павел ( Гал. 3, 13).

Так знай, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху, но Он также и не Бог только, непричастный естества человеческого. Он имел тело, потому что если бы Он не облекся в меня, то и не спас бы меня. Но, вселившись во чрево Девы, Он облекся в меня осужденного, и в нем – в том чреве совершил чудную перемену: дал Духа и принял тело, Один и Тот же (пребывая) с Девою и (рождаясь) от Девы. Итак, Кто же Он, явившийся нам? Пророк Давид указывает тебе в сих словах: «Благословен Грядый во Имя Господне» ( Пс. 117, 26). Но яснее скажи нам, пророк, Кто Он? Господь Бог воинств, говорит пророк: «Бог Господь, и явися нам» ( Пс. 117, 27). «Слово плоть бысть» ( Ин. 1, 14): соединились два естества, и соединение пребыло неслитным.

Он пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти; а Бог в одном только Своем естестве не мог страдать. Каким же образом совершилось то и другое? Так, что Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком; и то, чем Он был, спасло, – а то, чем Он соделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что иудейское сонмище увенчало Его тернием, оплакивая буйство сонмища, – говорила: «Дщери Сиони, изыдите и видите венец, имже венча Его мати Его» ( Песн. 3, 11). Он носил терновый венец, и разрушил осуждение на страдание от терния. Он Один и Тот же был и в лоне Отца и во чреве Девы; Один и Тот же – на руках Матери и на крыльях ветров (Пс. 103, 3); Он, Которому поклонялись Ангелы, в то же время возлежал за столом с мытарями. На Него Серафимы не смели взирать, и в то же время Пилат делал Ему допрос. Он – Один и Тот же, Которого заушал раб и пред Которым трепетала вся тварь. Он пригвождался ко Кресту и восседал на Престоле Славы, – полагался во гроб и простирал небо яко кожу ( Пс. 103, 2), – причислен был к мертвым и упразднил ад; здесь, на земле, клеветали на Него, как обманщика, – там, на Небе, воздавали Ему славу, как Всесвятому. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповедую, что Он – Бог; вижу страдания, и не могу отрицать, что Он – Человек. Еммануил отверз двери природы, как человек, и сохранил невредимыми ключи девства, как Бог: исшел из утробы так же, как вошел чрез слух; одинаково и родился и зачался: бесстрастно вошел, без истления вышел, как об этом говорит пророк Иезекииль: «Обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сыне человечь, сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев, Он един, внидет и изыдет и будут заключенна» ( Иез. 44, 1, 2).

Вот – ясное указание на Святую Деву и Богородицу Марию. Да прекратится всякое противоречие, и Священное Писание да просветит наше разумение, дабы нам получить и Царство Небесное во веки веков. Аминь.

(исп м-лы СМИ; РГ. Православие.ру )

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».