В преддверии Дня защитника Отечества в школах Мотовилихинского района проходят уроки мужества. Основной темой для разговоров с учащимися являются памятные даты в истории России и герои нашей страны.

Очередной урок прошёл в школе №135. Старшеклассникам школы №135 рассказали о Днях воинской славы России. О том, что такое Родина, о Днях воинской славы России и о подвигах наших соотечественников со старшеклассниками побеседовал председатель Пермской региональной общественной организации ветеранов и инвалидов подразделений особого риска Игорь Кощеев. Во время встречи вспомнили самые знаменательные даты в истории нашего государства: от Ледового побоища до современности.

«Даже между очень удалёнными во времени событиями всегда можно провести исторические параллели. Нам есть чем гордиться. Любите свою Родину!» - отметил Игорь Кощеев.

         Особое внимание было уделено теме Великой Отечественной войны и юным Героям Советского Союза. Школьникам продемонстрировали несколько роликов о подвигах молодых бойцов, удостоенных самого высокого звания СССР, а также небольшой фильм об Екатерине Дёминой – молодой женщине, прошедшей с батальоном морской пехоты боевой путь от Кавказа до Австрии. Наравне с мужчинами в годы Второй мировой войны она ходила в разведку, отбивала атаки врага, перевязывала раненых. Звание Героя Советского Союза Екатерина Дёмина получила только в 1990 году.

«Мне интересна история, много читала о Великой Отечественной войне, в том числе дневники жителей блокадного Ленинграда, узников концлагерей. Урок мне очень понравился. Я считаю, что такие мероприятия нужно проводить, потому что многие подростки даже не задумываются о прошлом, о том, сколько героев вокруг нас сейчас», - считает ученица 10 класса Алина Саляхова.

         Отметим, в Мотовилихинском районе уроки мужества проходят при поддержке местного отделения партии «Единая Россия».

         В школьном  «Музее истории Пермского кино и телевидения» Игорь Кощеев продолжил разговор с руководителем  МС «ДИНАСТИЯ» - юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова и военкорами.

         Речь зашла о СМИ и корреспондентах.

         В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журналистов и сотрудников СМИ, пишет в ежегодном докладе нью-йоркский Комитет по защите журналистов (CPJ). Это самый высокий показатель как минимум с 2018 года, и почти наполовину выше, чем в 2021-м.

Ожидаемо журналисты чаще гибнут в зоне военных действий: на Украине 15 жертв. Среди них сотрудники французского BFMTV, американских Time и Fox News, признанных в РФ иностранными агентами Радио Свобода и The Insider. Второе по смертоносности место – Мексика, где криминал, наркоторговля и коррупция делают работу журналистов экстремальной: погибло 13 человек. И ряд других стран Латинской Америки множат траурный список.

Столь же ожидаемо американский Комитет по защите журналистов не упомянул российских журналистов, погибших на Украине. Профессиональная солидарность исчезает, когда идёт такое противостояние. Журналисты становятся «солдатами» по разные стороны баррикады, а информационная война и связанная с ней психологическая становятся частью военного конфликта.

Мы назовём наших погибших коллег: журналист и продюсер телеканала «Таврия» Олег Клоков, журналист калининградского издания RuBaltic.Ru Алексей Ильяшевич, военный журналист полковник Сергей Постнов. Их имена пополнили скорбный ряд сотрудников медиа, начатый в 2014-м: тогда погибли фотокорреспондент Андрей Стенин, журналист Игорь Корнелюк, звукорежиссёр Антон Волошин, оператор Анатолий Клян.

Все они в пантеоне героев профессии. Честь и память им, ценой жизни приносившим правду с Донбасса!

Гибель при выполнении профессионального долга – высшая жертва, которую может принести человек. А многие журналисты – и, шире, те, кто задавал острые вопросы и помогал обрести на них ответы, – заперты в тюрьмах.

В Латвии в конце декабря был задержан шеф-редактор издания Sputnik-Литва Марат Касем – он сейчас в центральной тюрьме Риги. Третий из шести назначенных лет проводит в застенках литовский журналист и политик Альгирдас Палецкис – он задался вопросами о событиях января 1991-го у Вильнюсской телебашни, предположив, что «свои стреляли в своих». И подверг сомнению устойчивый миф, на котором стоит литовский режим. Только что вышла книга Альгирдаса «Наручники на мысль»: её стоит прочесть, чтобы восхититься силой человеческого духа. Можно засадить человека в одиночку, сковать наручниками, но нельзя задушить его мысли.

C 2010 года в заключении создатель Викиликс Джулиан Ассанж – за то, что осмелился открыть миру преступления американского режима. В 2020-м его сторонники создали Трибунал Белмарш, по названию тюрьмы, где заключён Ассанж, – «британского Гуантанамо». США приговорили его к 175 годам строгого режима и настаивают на экстрадиции.

Несмотря на риски, многие журналисты в России и в мире продолжают добывать новости в зонах конфликтов, раскрывать преступность властей и капитала во всех проявлениях. Мы не будем уподобляться Западу и не станем «отменять» мужественных журналистов всех стран мира, которые борются за достойную жизнь и справедливость для своих народов, за правду, как бы изощрённо ни скрывали её политики и владельцы капитала.

Воздавая должное памяти погибших журналистов и со

         Также поговорили и о Сталинградской битве.

80 лет назад завершилась Сталинградская битва - самое грандиозное сражение Второй мировой войны. Ее немым свидетелем стал легендарный Сталинград, где в 1942-1943 гг. "земля тонула в ярости огня". Город-герой на Волге, олицетворявший успехи сталинской индустриализации и являвшийся одним из крупнейших промышленных центров страны, был превращен в руины.

Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень - памятник героям.

Вот на фасаде надпись: "Отстоим".

А сверху "р" добавлена: "Отстроим".

Самуил Маршак, 1952

В ходе бомбардировок и ожесточенных уличных боев было уничтожено 41 685 жилых домов - сохранившийся жилой фонд составлял менее 9 % от довоенного. Война сравняла с землей 4 вуза, 124 школы, 120 детсадов, 68 яслей, 14 театров и кинотеатров, 60 библиотек, 7 ремесленных училищ, 30 лечебно-профилактических учреждений, 12 больниц. Все 126 промышленных предприятий города были выведены из строя, практически полностью оказались разрушены инженерные и транспортные коммуникации: 127 км водопроводных и 25 км канализационных сетей, 425 км железнодорожных и 234 км трамвайных путей.

Город и его окрестности превратились в безжизненный, покрытый воронками от взрывов пустырь. В этом аду уцелел всего лишь 32 181 житель - женщины, дети, старики. Предстояла колоссальная по своим масштабам работа, связанная с возрождением из пепла "волжской твердыни". Восстановление Сталинграда практически сразу после освобождения стало первоочередной задачей для советского руководства. Уже 4 апреля 1943 г. постановление Государственного комитета обороны (ГКО) наметило первоочередные мероприятия по восстановлению разрушенного города ускоренными темпами.

Место решающей битвы Второй мировой войны сразу воспринималось как священное, сакральное пространство. Сталинград неизбежно должен был превратиться в город - памятник великому подвигу. И то, что он был практически стерт с лица земли, открывало уникальные возможности для архитекторов и градостроителей.

Местные власти позаботились о санитарной очистке и разминировании Мамаева кургана, пропитанного кровью. На каждом квадратном метре земли здесь было собрано от 500 до 1250 пуль и осколков, найдены и перезахоронены останки 34 505 погибших советских солдат. Но неожиданно возникли новые проблемы: новый советский лидер Н.С. Хрущев отличался резко негативным отношением к гигантомании и "архитектурным излишествам".

И тогда в ситуацию вмешался Георгий Константинович Жуков.

14 июня 1955 г. министр обороны СССР, маршал Победы направил в ЦК записку с предложением открыть памятники-монументы в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе. Для сталинградского мемориала Жуков предложил проект, разработанный группой художников во главе со скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем.

Еще одним вдохновителем стал маршал Андрей Иванович Еременко: в записке от 30 декабря 1955 г. он предложил ЦК КПСС построить на Мамаевом кургане стелу и панораму Сталинградской битвы с пристройкой-диорамой боев. Маршал настаивал и на необходимости открытия в городе музея, специально посвященного событиям Сталинградской битвы.

Веяния "оттепели" дали о себе знать неожиданной общественной дискуссией. Известный советский писатель Борис Полевой в статье "Таким ли должен быть памятник героям Сталинграда?", опубликованной в "Комсомольской правде" 7 февраля 1960 г., подверг жесточайшей критике проект Вучетича, назвав его "отрыжкой гигантомании", и предложил провести новый, открытый конкурс проектов. В ответ на статью Полевого в "Комсомольскую правду", "Литературную газету" и другие издания посыпались отклики от маршала А.И. Еременко, героя Сталинградской битвы А.И. Родимцева, писателей В.П. Некрасова, М.К. Луконина, К.М. Симонова и многих других. Некрасов выступал за сохранение "некрасивых, но дорогих всем нам окопов". Симонов писал: "Вовсе не обязательно самый громадный подвиг увенчивать самым громадным по размерам памятником". Луконин вовсе выступил против "распространения", как он выразился, "мраморной слизи"

Последнее слово было за Хрущевым. Он не отверг проект Вучетича, но вынудил его пойти на компромисс: мемориал на Мамаевом кургане стал железобетонным, а не мраморным, бронзовым или гранитным. Музей-панорама Сталинградской битвы был выделен в отдельный проект и открылся только к 1980-м гг. возле знаменитого дома Павлова.

Торжественное открытие мемориала на Мамаевом кургане состоялось 15 октября 1967 г. Новый генсек Л.И. Брежнев произнес на торжественной церемонии яркую речь, обращенную к современникам - и к потомкам:

"Если бы в окопах Сталинграда не стояли плечом к плечу сыны России и Украины, Белоруссии и Прибалтики, Кавказа и Сибири, Казахстана и Средней Азии - не было бы сталинградской победы. Если бы не работали дни и ночи заводы Урала и Сибири, если бы труженики колхозных полей не совершали ежедневно своего внешне как будто незаметного подвига - не было бы сталинградской победы. Родина сделала все, чтобы герои Сталинграда с честью выполнили свой долг".

Писатель Владимир ЕРЁМЕНКО:

У истока великой реки Волги я размышлял о том, что именно она отделила нашу страну от гибели в годы Великой Отечественной войны. Сталинград стал тем рубежом, на котором был сломан хребет фашистской машине.

Отдав Украину в лапы мирового фашизма, мы снова допустили врага до «Волги». Сегодняшнее сражение за Донбасс видится современным Сталинградом. Сломав здесь хребет мировой гидре, мы освободим Украину от нацистов. И это будет началом освобождения цивилизации от гнета англосаксонской колониальной политики.

В Париже есть площадь Сталинград. По всему миру можно найти улицы и проспекты, названные этим именем. Так человечество откликнулось на нашу победу на Волге. И сегодня люди всего мира, затаив дыхание, с надеждой смотрят на Россию. 

Выступление на Первом антифашистском конгрессе на форуме «Армия - 2022» в парке «Патриот» 21 августа 2022 г.

Уважаемые коллеги!

         Заявленная тема моего выступления – «Что такое «русский человек»? Но феномен русскости, русской цивилизации – это необъятная проблема. Его постигали и постигают мыслители не мне чета, гиганты! Даже конспективно рассмотреть данную проблему в рамках нашего «круглого стола» невозможно. Скажу лишь, что я тоже внес посильный вклад, выпустив книгу «Желание быть русским», которая выдержала несколько изданий, вызвав неоднозначные отклики. Я благодарен Алле Викторовне Кирилиной за то, что она не забыланаше рискованное сотрудничество. Тогда, в нулевые годы, мы не раз в «Литературной газете» поднимали проблему русского языка, русскости и Русского мира. Должен сказать, недовольные окрики доносились из самого чувствилища нашей власти. Но я хочу напомнить, что одна из задач специальной военной операции, в ходе которой кладут головы наши герои, – это защита Русского мира на Украине. А так ли мы хорошо знаем и защищаем Русский мир здесь, в России? С этим у нас, увы, не все благополучно. Приведу только один, но характерный пример. Все вы знаете о многострадальном документе под названием «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», его подготовка вроде бы вступила в заключительную фазу. Что же произошло на этой заключительной фазе? Юристы Министерства культуры из фразы про государствообразующий русский народ убрали слово «русский». Почему? «Чтобы гусей не дразнить»… На Украине 30 лет старались «не дразнить гусей». И чем закончилось?

Хочу также напомнить, что антифашистские конгрессы и комитеты не раз собирались и работали в СССР. Всегда самыми активными участниками этих форумов были деятели культуры. Достаточно вспомнить Эренбурга, Михоэлса, Чаковского, Симонова, Тихонова… Но озирая ряды собравшихся сегодня, заметного присутствия творческой интеллигенции я не заметил. Случайно? Едва ли… Скажу более: значительная часть «творцов» встретила спецоперацию в штыки, а другие заняли выжидательную позицию, устранившись от решения тех задач, которые всегда встают в духовной сфере, когда гремят пушки. Вспомните, в 1942 году уже выходит на экраны фильм «Парень из нашего города» по мотивам патриотической пьесы Симонова, шедшей, кстати, по всей стране. Война только началась, тяжелое положение на фронтах, но уже снятамобилизующая и вдохновляющая на борьбу лента (да не одна!), а ведь в ту пору даже технически кинопроцесс был гораздо сложнее и длиннее. А поди ж ты! Мы воюем полгода. Где хотя бы телевизионные спектакли? Где хотя бы сценарии, ушедшие в производство? Где современные антифашистские пьесы на наших сценах? А между тем, у нас шесть армейских и флотских театров, включая Центральный академический театр армии, даже построенный в форме звезды. Уж эти-то коллективы должны, вроде бы, первыми отреагировать на запросы спецоперации, вспомнив хотя бы опыт легендарных фронтовых агитбригад. Где актуальные постановки, пусть для начала эскизные? Их нет… Почему? Ответ на этот вопрос уходит вглубь государственной культурной политики, отсутствующей у нас в принципе…

         Подтверждение тому ситуация с театрами юного зрителя, созданными когда-то прежде всего в воспитательных целях, под задачи формирования патриотического мировоззрения подрастающего поколения. Они до сих пор щедро финансируются государством. А что на выходе? Загляните в любой ТЮЗ, но прежде всего в московский, проанализируйте их репертуар, там, если и воспитывают, то антиграждан и антипатриотов. Туда иной раз просто стыдно вести детей или внуков. Театры, созданные для воспитания, используются для самовыражения людьми с очевидными нравственными и психическими отклонениями. Ни в одном российском ТЮЗе вы не найдете спектаклей, посвященных героическим судьбам юных антифашистов. Скажу больше, наше театральное искусство сегодня находится по преимуществу в цепких руках таких вот «самовыраженцев», и Минкульт взирает на эту ситуацию с хладнокровием сфинкса.

А вот еще пример – знаковый! 5 марта исполнилось 100 лет со дня рождения одного из лучших поэтов-фронтовиков Семена Гудзенко, автора бессмертных .строк:

Когда на смерь идут - поют,
А перед этим можно плакать,
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки…

Сто лет замечательному поэту-фронтовику, стихи которого могут воевать и сегодня. Вспомнил про этот юбилей хоть один канал? А, между прочим, Гудзенко родился в Киеве, освобождал Украину от фашистов, в его стихах мелькают те же названия сел и городов, что в нынешних фронтовых сводках. Никто не отменял наш долг перед фронтовиками, но не воспользоваться таким «информационным поводом» - это преступление перед теми, кто освобождает Украину и Юг России от нацистов. В сущности, если бы не издательство «Вече» и Союз писателей России, выпустившие за счет президентских грантов несколько сборников стихов, посвященных спецоперации и нашей армии, всю современную отечественную литературу во главе с недавно созданной стараниями Старой площади Ассоциации писателей и издателей (АСПИ) можно записать в лагерь выжидающих пацифистов.

         Патриотическое воспитание молодого поколения является одной из важнейших задач, ведь именно в детстве прививается любовь к своей стране, её традициям и культуре. Чтобы рассказать ребятам больше об истории России и её героях, партия «Единая Россия» начала реализацию проекта «Уроки мужества».

         Игорь Кощеев, Александр Кукушкин и другие ветераны Мотовилихи с старшеклассниками поговорили о самом понятии «Родина», о Днях воинской славы России, крупнейших сражениях в истории нашей страны, в том числе и о Сталинградской битве. Школьники с интересом слушали о своих ровесниках – совсем юных Героях Советского Союза, совершивших свои подвиги в годы Великой Отечественной войны, и о молодых Героях России, получивших награды в наше время, о мужестве и стойкости наших людей в спецоперации и о борьбе с нацизмом, который обрёл в современной истории новый образ.

По словам школьников, «Уроки мужества» им понравились, и такие встречи ребятам нужны.

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости», нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Саляхова Алина — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Арсений Овчинников — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», старпом исторического музейного клуба;
Вика Селянина — военкор;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
наставник (тьютор)  — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».