9 февраля 1904 года - день подвига и гибели крейсера "Варяг". Этот день стал точкой отсчета погружения России в череду революций и войн. Но в этом столетии он стал и первым днем немеркнущей русской боевой славы.

Наш морской клуб отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова  собрался с ветеранами Совета ветеранов Мотовилихи, ВМФ, председателем - капитаном III ранга А.В. Кукушкиным, членами ОО ДПФ по Пермскому краю, председателем капитаном I ранга А.С. Гониченко, капитаном I ранга А.И. Лобановым, нашим куратором учителем СОШ №135 Куляпиным Александром и др., чтобы отметить эту дату и напомнить о подвиге русских моряков.

См. «Школьные Новости»: Подвиг крейсера «Варяг» http://school135.ru/yunarmiya/podvig-krejsera-varyag

Проведение торжественного сбора

Общероссийское движение поддержки флота в честь 119 годовщины героического подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

- приветственное слово Председателя регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота , капитана 1 ранга

- совместный просмотр первой серии документального фильма А.Денисова Крейсер Варяг Русско-японская война (40 мин.) https://yandex.ru/video/preview/17511732468420605636

- выступление «Бой у Чемульпо» (доклад прилагается)

и два фильма:

https://disk.yandex.ru/i/ZrlBYOZVhZKDoQ памяти Руднева

https://disk.yandex.ru/d/L3A9IqhaZIJQxg видео-афиша музея Руднева

Общее исполнение Песни «Варяг»

А.Гонченко:

Бой «Варяга» у Чемульпо

         В 1903 году страны пытались мирно урегулировать споры и разграничить зоны своего влияния. Япония предлагала России взять под контроль территории северо-восточного Китая, но полностью отказаться от претензий на территорию Кореи. Россию это не устраивало. Правительство России было уверено, что Япония не осмелится начать войну. Они недооценили противника.

  Вся эта  сложная и тонкая политическая игра велась главным образом  в Корейской столице Сеуле. Она и явилась причиной того что в небольшом корейскому порту Чемульпо одновременно находились военные корабли Англии, России, Франции, Италии и Америки.      

   Шёл 1904г.   Обстановка на Дальнем Востоке стала резко ухудшаться, Япония стала форсировать события по подготовке к войне и 24 января они прерывают все дипломатические отношения с Россией. В это время крейсер «Варяг», с экипажем в 558 человек (по штатному расписанию экипаж 570), под командованием В.Ф.Руднева и канонерская лодка «Кореец» - 179 человек, под командованием Г.П.Беляева  находились в нейтральном корейском порту Чемульпо для охраны русской миссии в Сеуле.

   26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.

  В это время была полная информационная изоляция. Письма и послания не выходили из Чемульпо и не поступали. В связи с этим было принято решение отправить кан. лодку «Кореец» в Порт-артур с накопившейся информацией.       26 января/8 февраля «Кореец» снялся с якоря и направился к выходу из порта. Пройдя несколько миль русские увидели идущую двумя колонами японскую эскадру. Обнаружив японцев с «Корейца» дали сигнал на «Варяг».

   Видя встречные суда «Кореец» начал прижиматься к правому краю фарватера, как того требовали «Правила…» и даже выставил наверх караул для приветствия флага японского командующего. Японцы в свою очередь на приветствие не ответили и начали небезопасные маневры. Из – за невозможности следовать дальше, лодка начала поворачивать на обратный курс. В это время миноносец произвел выстрел из минного аппарата, мина прошла мимо (из донесений Г.П.Беляева). «Кореец» спешно отходил, расстояние увеличивалось и стрельба прекратилась.

    Войдя на рейд лодка стала за кормой «Варяга».

   Через некоторое время на рейде появились японские миноносцы. Вслед за ними на рейд вошли, выкрашенные в мрачный боевой цвет крейсера. На рейде установилась мрачная предгрозовая обстановка. Японские крейсера молча, без приветствий обошли рейд и вышли в море, а миноносцы стали попарно напротив русских кораблей.

    На русских кораблях начали готовиться к бою.

    Рано утром 27 января японский офицер с «Чиоды» обойдя корабли международной эскадры вручил им от имени командующего официальное сообщение о начале войны между Японией и Россией. В документе было сказано, что ввиду начала военных действий, русским кораблям предложено покинуть рейд до 12-00, если они этого не сделают, то будут атакованы на рейде, в связи с чем иностранным кораблям предлагалось до 16-00 очистить место боя.

    В.Ф.Руднев собирает совет офицеров, чтобы выслушать их мнение по поводу сложившейся ситуации. Со стороны Японии на нас наступает 14 кораблей (6 бронепалубных, 8 миноносцев). Это 3000 армия, на борту у них было 219 орудий и 42 торпедных аппарата. Тогда как если брать в совокупности экипажи наших кораблей, которая составлет приблизительно 850 чел. На «Варяге 34 орудия и 6 торпедных аппарата, на канлодке 14 орудий. Понятно, что силы не равны! Но русские моряки обязаны отстоять и честь мундира, и честь Андреевского флага! Не склонить перед врагом головы, вступить в этот неравный бой. Начиная с младшего, все офицеры высказались единогласно: «Прорываться, а в случае невозможности – взрываться». Лейтенанту Берлингу было поручено все подготовить к взрыву, а провести взрыв Черниловскому-Соколу. На том и разошлись.

   В 11-00 Всеволод Федорович собрал экипаж и объявил, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..."В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все переоделись в чистые одежды (так было принято на флоте), получили благословение от священника и каждый приступил к своим обязанностям.

  Ровно в 11.10. прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься!». «Варяг» двинулся к выходу в Жёлтое море в кильватере за ним шла канонерская лодка «Кореец». Русские медленно шли мимо кораблей международной эскадры. На юте «Варяга» судовой оркестр играл гимны иностранных государств, Командир тем временем выкрикивал здравицы в честь того или иного корабля, а команда его поддерживала троекратным «ура». Иностранные моряки были потрясены зрелищем.

  По международному праву японцы обязаны были выпустить наши корабли  на 6 миль(12км.), только после этого начинать боевые действия. Но они грубо нарушают это право и преграждают путь выхода. (Как писал после боя Того Кититаро: «Увидев выходящие русские корабли, мы испытали радость и облегчение от того, что не придется вести бой на якорной стоянке, где находились корабли иностранных держав. Мужественное решение командира «Варяга» позволило 4-му Боевому отряду не уронить нашу честь и заслуживает только благодарности»)

  В 11-45 прозвучал первый выстрел с японского крейсера «Асама», снаряд разорвался не далеко от «Варяга». К удивлению русских, японские снаряды взрывались даже при ударе о воду, поднимая огромные столбы воды и клубы черного дыма. На «Варяге» пока молчали, дожидаясь сокращения расстояния до точного попадания в цель. Первым же снарядом угодившим в наш крейсер была уничтожена дальномерная станция и убит офицер мичман граф А.Нирод.

   Бой начался. 55 минут длилось это сражение, которое на сегодняшний день является историческим, героическим сражением.

   В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

   Когда «Варяг», получив шесть огромных пробоин ниже ватерлинии, стал крениться на левый борт, труба с рулевым управлением была разбита, и корабль сел на мель став неподвижной мишенью для японцев. Положение «Варяга» оказалось безнадежным и все попытки сойти с места были безуспешны. И здесь произошло чудо: крейсер сам, как бы нехотя, сполз с камней и задним ходом отошел с опасного места. И тут Руднев, не искушая более судьбу, принимает мгновенное решение: «Лечь на обратный курс».

 Ситуация по прежнему оставалась очень тяжелой. В корабль продолжали попадать вражеские снаряды. Израненный «Варяг» двигался к рейду.  В это время «Кореец» вел интенсивный огонь по противнику.  Бой продолжался. «Варяг» и «Кореец» яростно отстреливались, но так как они приближались к якорной стоянке, японцы вынуждены были прекратить огонь, их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. На кораблях были вынуждены сыграть боевую тревогу. В 12-45 прекратили огонь и русские. Бой закончился.  

   Руднев приказал офицерам доложить о состоянии крейсера и о людских потерях. Он рассматривал возможность подремонтировать крейсер снова пойти в бой. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу.

  Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. 

   Опираясь на факт непобеждённости, по международным нормам за нашими моряками оставалось право подачи сигнала» SOS» командирам иностранных кораблей, что они терпят бедствие. И тогда со всех иностранных кораблей ( за исключением американского) подходят шлюпки и весь живой и раненый экипаж базируется уже на иностранных кораблях.

   Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.

   Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами при помощи иностранных кораблей вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командиры кораблей и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины — Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.

   По всему пути следования организовывались торжественные встречи. Встреча в Севастополе 7 апреля 1904 г. где состоялся парад героев моряков –варяжцев как прелюдия к параду в СПБ. Куда «варяжцы» вскоре  направились по железной дороге.

   С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратово командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода". Матросы получили традиционные тульские дары — пряники и 25 гармоний.

   В Москве, в спассских казармах для матросов был устроен торжественный обед. Венцом чествования героев стала встреча 16.04. 1904 г в столице России СПБ.    Шествие героев моряков по Невскому проспекту от Николаевского вокзала  до Зимнего дворца. На дворцовой площади  к героям- варяжцам в парадной форме капитана 1- ранга вышел Государь Император принявший парад моряков. После парада экипажи кораблей были приглашены в Зимний дворец на обед на которым был оглашен указ об учреждении специальной медали «За бой «Варяга и Корейца» 27.01. 1904 г. которой  были награждены все участники боя, медаль носилась на особенной ленте, на ней гладью был вышит  Андреевсктий флаг. На память об императорском приеме в зимнем дворце матросам были оставлены серебряные столовые приборы.

  Весть о подвиге русских моряков облетела весь мир. Даже японцы, будучи на тот момент врагами, в последствии по достоинству оценят подвиг наших моряков и в 1907г. напрямую через японского атташе Руднев получит высшую награду Орден Восходящего Солнца 2 степени. К награде было приложено благодарственное письмо от японского императора, которое заканчивалось такими словами: «Самураю Рудневу за проявленное мужество, бесстрашие и героизм от врагов!» Руднев эту награду принял, но никогда её не надевал. И вот этот героический подвиг наших моряков вошёл яркой страницей в историю Российского Флота.

А. Лобанов: 

«Командир легендарного крейсера»

         Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.

  Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

  Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

  Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

  15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.

  С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат "Петропавловск", и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.

  Командир "Петропавловска" в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

  16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

  6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

   В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

  В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

  С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гангут".

  28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грей", а позже - миноносца "Выборг".

   В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

   В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

   Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

Командир крейсера "Варяг"

   В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.   

Окончание службы и последние годы жизни

  10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".

   В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

   В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

  Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).

  7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

   Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.

30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.

9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.

9 февраля 1984 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.

К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».

23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).

В Москве есть улица Адмирала Руднева.

В Липецке есть переулок Руднева.

В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.

Во Владивостоке есть улица Руднева.

В Хабаровске есть улица Руднева.

В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.

Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая — «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая — самая популярная — «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“». 

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Денис Думлер — историк, зав.музеем истории и культуры торговли на ЦР, наставник исторического клуба «Корни»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;                                                                                                                                                                                                                                                                           
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».