Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова   и морского клуба собрались в музее и провели 11 декабря киноклуб-урок мужества, посвящённый учреждению Андреевского флага.

         В 1699 году император Петр Первый в качестве главного стяга Российского морского флота учредил Андреевский флаг. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями считалось до 1917 года и считается сейчас главным символом чести и мужества отечественных военных моряков.

         Петр I своим указом от 11 декабря 1699 года учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота. Свой выбор император объяснял тем, что именно от апостола Андрея страна приняла святое крещение, и поэтому, таким образом, ему хотелось увековечить имя святого.

         Командиры кораблей Российской империи, обращаясь перед боем к экипажам, непременно произносили фразу: "С нами Бог и Андреевский флаг!".

Происхождение

         Само название флага отсылает к христианским истокам. По преданию на диагональном кресте был распят первый ученик Иисуса Христа Андрей Первозванный, считающийся покровителем России. Петр Первый, лично работавший над рисунками флагов, нарисовал два варианта флотского стяга. На одном были три параллельные полосы с надписью цветов, на втором - Андреевский крест на фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на чистом листе бумаги лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Увидев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага. Сохранилась даже запись царя на эскизе: "Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил". Нынешний окончательный образец Андреевского флага был внедрен после 1710 года, до этого император нарисовал еще восемь вариантов, которые последовательно внедрялись на флоте.

Устрашающее назначение

         Изначально длина Андреевского флага достигала четырех метров. Размер исходил из тактических целей: флаг должен был вызывать страх у врага не только своим видом, но и на слух, звуковым эффектом - большое полотнище "ревело" на ветру. Устрашающий "рев" стягов до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие "военные хитрости". Размеры современного Андреевского должны иметь соотношение ширины к длине - один к полутора, а ширина полос должна соответствовать 1/10 длины полотнища.

Оскорбление флага - война

         Командиры кораблей Российской империи, обращаясь перед боем к экипажам, непременно произносили фразу: "С нами Бог и Андреевский флаг!". Почитание было настолько велико, что оскорбление главного символа могло привести к непредсказуемым последствиям. Так произошло в 1910 году в австро-венгерском порту Фиуме, где русская эскадра под командованием контр-адмирала Николая Маньковского была вынуждена остановиться по пути из Черногории. При заходе военных кораблей в порт или встрече двух эскадр, по флотским традициям, обязателен так называемый салют наций, состоящий из 21 выстрела.

         Русский отряд, как гость, дал залп первым. Крепость не ответила. Это стало тяжелым оскорблением Андреевского флага и России. Спустя несколько часов к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, снова был положен салют, и снова с русского флагмана был дан 21 залп. Корабли Австро-Венгрии не поприветствовали. Маньковский счел это вызовом и отправился к командующему эскадрой за разъяснениями, но тот не принял его. Впоследствии объясниться все же удалось, и представитель нашего адмирала потребовал от австрийской стороны дать салют с крепости и эскадры в 8 утра следующего дня, когда на русских кораблях будут поднимать флаги. При этом офицер пригрозил не выпустить из бухты австрийские корабли при неисполнении традиции.

         По приказу Маньковского российская эскадра перешла в боевую позицию. Хотя адмирал прекрасно понимал, что его три корабля не имеют шансов перед превосходящими почти в 10 раз силами противника. К тому же, этот конфликт мог стать началом войны между Россией и Австро-Венгрией.

         В 8 утра русские моряки выстроились на палубах своих кораблей, и, как только флаги начали подниматься, в крепости Фиуме и на всех австрийских судах загрохотали салютные пушки. Адмирал выиграл этот бой за честь Андреевского флага и государства.

Маленький, но гордый

         Уже после революции, в 1920 году тральщик "Китобой" под командованием лейтенанта Оскара Ферсмана сбежал из-за возможности захвата из Эстонии, подняв Андреевский флаг. Команда судна через Европу направлялась в Крым к Врангелю. 27 февраля корабль пришел на рейд Копенгагена, где находилась мощная английская эскадра, командир которой приказал "Китобою" спустить Андреевский флаг, так как Великобритания его больше не признает. Ферсман отказался последовать требованию и заявил, что будет воевать, несмотря на то, что у тральщика было всего две пушки.

         Конфликт уладила находившаяся в Копенгагене императрица Мария Федоровна. С ее помощью корабль, не спустивший флага, снабдили продовольствием и углем. Судно дошло до Севастополя, откуда вместе с другими кораблями Черноморского флота ушло в Бизерту. К слову, именно в этом порту, принадлежавшем Франции, были в последнюю очередь спущены Андреевские флаги с русских кораблей. Это произошло в 1924 году, когда Франция признала Советский союз.

Помог США

         Андреевский флаг мог стать одной из причин успешного для Северных штатов исхода войны с южными штатами в XIX веке. Великобритания стремилась оказать содействие Югу, что серьезно угрожала сторонникам Севера. В сентябре 1863 года на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско остановились эскадры русских адмиралов Попова и Лесовского. По утверждению некоторых историков, приход русских кораблей остановил Англию от вмешательства в противостояние. Через три года отряд американских кораблей прибыл в Кронштадт, чтобы вручить благодарность за оказанную поддержку.

Позор ради спасения

         Андреевский флаг добровольно спускали дважды. Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов. Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага,  спас сотни жизней. К тому же, тот бой не имел какой-либо стратегической цели - Турция вскоре капитулировала.

         Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград. Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь. Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.

         Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения. Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков. Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.

Возвращение

         После революции 1917 года Андреевский флаг был запрещен советской властью. Вместо него было сначала решено использовать флаг Интернационала - красное полотнище, а затем на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.

В 1992 году российское правительство приняло постановление о возвращении статуса Андреевскому флагу. 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня было совершено освящение возвращенного российскому военному флоту символа.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Чуть не попал под запрет

         В августе 2009 года министерство юстиции России включило в список экстремистских любые флаги с крестом. Таким образом, под запрет попадал и Андреевский флаг. Вместе с ним вне закона оказались символы многих зарубежных стран и нескольких субъектов РФ. Впрочем, ситуация довольно скоро благополучно разрешилась.

Его спускали только дважды... История Андреевского флага

Андреевский флаг – исторический символ российского военно-морского флота. Как известно, он представляет собой белое полотнище с Андреевским крестом - двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест. В далеком 1699 году Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга российского флота. Почему он решил остановить выбор именно на этом символе?

         Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, был по преданию распят именно на косом кресте. Апостол Андрей отправился с проповедью по целому ряду стран, которые выпали ему по жребию. Андрей Первозванный проповедовал в Вифинии, Понте, Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе, Ахайе и Скифии. Он стал первым проповедником христианства на побережье Черного моря, а слушали его моряки и рыбаки.

         Власти встречали его очень недружелюбно, а в Синопе он был подвергнут жестоким пыткам. Считается, что апостол побывал на территории современных Абхазии, Адыгеи и Осетии, а затем вернулся в Византий, где также продолжал свою проповедь, основал Церковь. Затем Андрей Первозванный был схвачен и принял смерть в городе Патры, что на территории Греции. Косой крест, ставший инструментом казни Андрея Первозванного, в память об апостоле прозвали Андреевским. На месте, где был распят Андрей, забил источник. Сейчас в Патрах стоит очень красивый собор святого Андрея Первозванного, посвященный апостолу.

         Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков. В 832 г. скотты и пикты Шотландии сражались с англами. Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный. Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.

         Когда в 1606 г. была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства. Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.

         Повлиял ли этот флаг на Петра I? Скорее всего, ибо Англия к тому времени уже была серьезной морской державой, одной из сильнейших в мире. С другой стороны, Андрей Первозванный считался и покровителем Руси. Существовало предание, что он якобы путешествовал по землям, где впоследствии появилось русское государство, и проповедовал здесь учение Христа. Конечно, это только легенда. Ведь Древнейший свод 1039 года и Начальный свод 1095 года, «Чтение о Борисе и Глебе» заявляют, что на Русь апостолы Иисуса Христа не ходили. Тем не менее, с XI века апостол Андрей Первозванный считался покровителем земли Русской. Поэтому выбор Петра был вполне обоснованным и, более того, очень точным.

         Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота. Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека. Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.

         Известно, что император, уделявший огромное внимание строительству и укреплению флота, лично работал над эскизом нового флага. Он перепробовал как минимум восемь вариантов. Их пробовали использовать в качестве морских флагов, пока в 1710 году государь не остановил выбор на окончательном варианте – том самом белом флаге с синим косым крестом. Тем не менее, только Корабельным уставом 1720 года были определены точные характеристики флага - «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

         Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота. Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией. Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость.

         Обычно Андреевский флаг, поднимаемый над кораблями, представлял собой четырехметровое полотнище. Такой размер не был случайным – большое знамя на ветру издавало шум, пугавший противника и бывший своего рода психологическим оружием. Можно представить себе, как «ревели» Андреевские стяги русских эскадр, в которые входило большое количество кораблей! Действительно, противнику было немудрено испугаться такого устрашающего рева.

         По мере развития русского флота, участия его во все новых и новых войнах, в 1819 году был принят Георгиевский адмиральский флаг, представлявший собой все тот же Андреевский флаг, в центре которого находился красный геральдический щит, а на нем – изображение святого Георгия Победоносца, также считавшегося одним из покровителей воинов Земли Русской. Получить такой флаг корабельному экипажу считалось огромным почетом. Его вручали за особые боевые заслуги, например – за мужество, проявленное при защите Андреевского флага во время морского сражения.

         Кстати, Андреевский флаг как святыню флота полагалось защищать не на жизнь, а на смерть. Моряки погибали, но отказывались спустить священный символ русского флота. Лишь два раза в истории российские корабли добровольно спускали Андреевский флаг. Первый раз дело было 11 мая 1829 года. Во время очередной русско-турецкой войны фрегат «Рафаил», которым командовал капитан 2-го ранга Семен Стройников, столкнулся с турецкой эскадрой из 15 кораблей. Капитан не хотел, чтобы его матросы и офицеры погибли, поэтому принял решение спустить флаг и сдать корабль.

         Император Николай I относился к воинской славе очень ревностно. Поэтому когда стало известно о позорном для флота поступке, фрегат «Рафаил» было предписано, если он вдруг будет захвачен русскими моряками, сжечь. Капитан 2-го ранга Семен Стройников был разжалован в простые матросы, лишен наград и званий. Император запретил Семену Стройникову жениться, чтобы он не дал России «потомство труса». Правда, к тому времени Семен Стройников уже был отцом двоих сыновей. И они, что интересно, не просто поступили на военно-морскую службу, но и оба дослужились до чина контр-адмирала.

         Что касается фрегата «Рафаил», то его действительно постигла судьба, предписанная императором Николаем I. Спустя 24 года после его сдачи туркам, во время Синопского сражения, фрегат был сожжен. Приказ императора исполнил знаменитый адмирал Павел Нахимов. Имя «Рафаил» запретили давать кораблям российского флота на веки вечные.

         Вторая печальная история произошла во время Цусимского сражения. Тогда Вторая тихоокеанская эскадра, столкнувшаяся с превосходящими силами японского флота, была вынуждена капитулировать. Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов, служивший младшим флагманом эскадры и заменивший раненого командира вице-адмирала Рожественского, принял решение о капитуляции. Он также рассчитывал спасти жизнь оставшимся офицерам и матросам. Андреевские флаги были спущены на кораблях, сдавшихся японцам.

         Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов. Все это были живые люди – чьи-то отцы, братья, сыновья. Но такой своеобразный поступок адмирала не оценили штабные командиры в Санкт-Петербурге и власти Российской империи, которые сочли заботу о сохранении жизней своих подчиненных банальной трусостью. Когда после Портсмутского мира контр-адмирал Небогатов был освобожден из плена и вернулся в Россию, его лишили чинов, предали суду и в декабре 1906 года приговорили к смертной казни. Но вышестоящим указом приговор контр-адмиралу был заменен на десятилетнее заключение в крепости, а еще через 25 месяцев он вышел на свободу, получив помилование.

         Но был в истории российского флота и третий случай, когда Андреевские флаги были спущены на русских кораблях. В 1917 году Андреевский флаг перестал быть флагом российского флота, а в 1924 году его добровольно спустили на кораблях русской эскадры в порту Бизерта на африканском побережье Средиземного моря. Это было связано с тем, что Франция, которой тогда принадлежал порт Бизерта, официально признала Советский Союз и, следовательно, русские корабли просто были вынуждены подчиниться распоряжениям французских колониальных властей.

         С революционными событиями и Андреевским флагом связана и одна очень интересная история. В 1920 году тральщик «Китобой», которым командовал эстонский лейтенант Оскар Ферсман, ушел из Эстонии, опасаясь захвата большевиками. Командир тральщика распорядился поднять Андреевский флаг, после чего направился через Европу в сторону Крыма, намереваясь присоединиться к войскам барона Врангеля.

         Однако, когда 27 февраля корабль прибыл в Копенгаген, где находилась британская эскадра, ее командование приказало Ферсману спустить Андреевский флаг. Командир британской эскадры подчеркнул, что Лондон более не признает Андреевский флаг. Но лейтенант Ферсман отказался подчиняться распоряжениям англичан, подчеркивая, что готов вступить в неравный бой, хотя его корабль обладал всего двумя пушками.

         Вполне вероятно, что эта противоречивая ситуация разрешилась бы вооруженным конфликтом и гибелью русских моряков в неравном столкновении с английской эскадрой, но вмешалась императрица Мария Федоровна, которая по счастливой случайности находилась в этот момент в Копенгагене. Она обратилась к британскому руководству и добилась не только дальнейшего пропуска для корабля, но и его снабжения углем и продовольствием. В итоге «Китобой» все же добрался до Севастополя, а затем, с остальной врангелевской эскадрой, отошел в Бизерту. Вот таким была одна из последних битв моряков старого русского флота за святой для них Андреевский флаг.

         В Советском Союзе для ВМФ был принят совершенно другой флаг, построенный на основе традиционной советской символики – серп, молот, красная звезда. В истории же использования Андреевского флага наступило более чем семидесятилетнее промедление, омраченное очень неблаговидными событиями. В годы Великой Отечественной войны Андреевский флаг стала использовать в качестве символики «Русская освободительная армия» генерала Андрея Власова, сражавшаяся против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии. Андреевский флаг был изображен на шевронах военной формы РОА и носившие его на руке предатели совершали преступления против собственного народа, служа фюреру – кровавому палачу Русской земли. Тем не менее, знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.

         В январе 1992 года правительство суверенной России приняло решение о возрождении Андреевского флага как символа Военно-морского флота Российской Федерации. Тем самым, была отдана дань многовековым традициям русского флота. 26 июля 1992 года флаги ВМФ СССР были последний раз подняты на кораблях российского флота, после чего прозвучал гимн Советского Союза, под звуки которого они были спущены и вместо них под гимн Российской Федерации подняты Андреевские флаги. С этого времени Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота Российской Федерации и поднимается на всех кораблях и судах, входящих в его состав. Символика с Андреевским флагом используется в униформе личного состава ВМФ Российской Федерации.

         При всем уважении к флагу ВМФ СССР и героическим подвигам, которые под ним совершали советские моряки в годы Великой Отечественной войны, в боевых походах и операциях послевоенного времени, нельзя не согласиться с тем, что возвращение Андреевского флага как символа российского флота стало настоящим возрождением традиций, и сегодня российские моряки вновь ценят и любят Андреевский флаг, хранят ему верность. Как говорили русские капитаны при вступлении своих кораблей в бой – «С нами Бог и Андреевский флаг!»

         Друг нашего музея Людмила Синкевич — Волегова собрала материал и подарила нашему музею. Мы решили его опубликовать:

         11 декабря знаменательный день у многих моряков, особенно тех, кто принимал присягу в период своей службы в годы СССР.

         Уж так сложилось в их жизни, что начинали службу в одном государстве, а закончили в другом.

         Но главным в их жизни в тот период остался МОРСКОЙ ФЛАГ — Андреевский.…

         Для тех, кто служил, кто оказался в такой сложной ситуации, для тех, кто помнит.…

         Сегодня я публикую не только общую информацию с сайта /tunnel/ об истории Андреевского флага, но постаралась показать тексты, из которых была "взята информация" - мои ссылки указаны. Желающие прочитать, имеют такую возможность.

         Публикация на на моей страничке ВК https://vk.com/permsinkevich:
"Здравия всем!!!!

         Продолжаю публикацию текстов за 11 декабря "События и Дни в истории" ПОСЛЕДНЕГО месяца 2022 года, с признанного мною сайта /tunnel/, на котором обычно больше интересных, подробных фактов и редких фотографий.
         Сегодня будет и дополнительная информации с других сайтов (ссылка в тексте).

«Знаменательные события».

         Учрежден Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота.

         Андреевский флаг - главный кормовой флаг Российского военно-морского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест (на таком кресте, по преданию, принял мученическую смерть апостол Андрей).

         11 декабря 1699 года Петр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота.

Свой выбор император объяснял тем, что именно от апостола Андрея Россия приняла святое крещение, и поэтому, таким образом, ему хотелось увековечить имя святого.

         С этого момента и вплоть до 1917 года Андреевский флаг был главным и единственным флагом российского флота.

         За это время на флоте сложилась особая традиция почитания флага.
Словами "С нами Бог и Андреевский флаг" командиры кораблей напутствовали свои экипажи перед боем. Кроме того, петровский Корабельный устав предписывал защищать флаг до последнего - за всю историю российского флота добровольно его спустили лишь дважды.
Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов.

         Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага, спас сотни жизней.

         К тому же, тот бой не имел какой-либо стратегической цели - Турция вскоре капитулировала. Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград.

Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь.

         Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.

         Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения.

         Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков.

         Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.

         Под белым полотнищем Андреевского флага совершались кругосветные плавания, открывались новые земли.

         Под ним шли в бой многие поколения русских моряков.
18 ноября 1917 года моряки, которые собрались на первый Всероссийский съезд военного флота, приняли решение поднять на всех судах Всероссийского военного флота вместо Андреевского флага красный флаг Интернационала.
         В советское время на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.
После распада СССР в 1991 году в качестве основного Военно-морского флага указом Президента РФ был введен исторический российский Андреевский флаг.

         26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены.

         Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

         4 января 2001 года вступил в силу федеральный закон "О знамени Вооруженных Сил РФ, знамени Военно-Морского флота РФ, знаменах видов Вооруженных Сил РФ и знаменах других войск", в соответствии с которым знамя Военно-Морского Флота состоит из двухстороннего полотнища, древка с навершием, скобой и подтоком. Военно-морской флаг РФ представляет собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом.

         "Андреевский флаг” — кормовой флаг кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота Российской Федерации.
Представляет собой белое прямоугольное полотнище с синим (голубым) косым Андреевским крестом. Назван по имени апостола Андрея Первозванного, распятого, по преданию, на косом кресте
Символика Андреевского креста уходит корнями в историю раннего христианства.

         Апостол Андрей являлся братом апостола Петра, оба брата ловили рыбу в Галилейском море.

         Считается, что Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Иисус Христос, поэтому он и назван Первозванным.

         Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры.

Согласно преданию, апостол Андрей посещал земли будущей Руси, в связи с чем он считается святым покровителем России.

         Также апостол Андрей признан покровителем моряков и рыбаков.

 История русского Андреевского флага

         Есть версия, что впервые флаг с Андреевским крестом поднимался на кораблях Переславской потешной флотилии около 1691 года.
         В 1698 году (или по другим данным, в 1699 году) Петром I учреждён первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного — для награждения за воинские заслуги и государственную службу. Были утверждены следующие знаки ордена: золотой крест, голубая шёлковая муаровая лента, восьмиконечная серебряная звезда и золотая цепь.

Крест ордена — продолговатый, залитый синей финифтью, с изображением на нём распятого апостола Андрея. На концах креста помещались латинские буквы S. A. P. R., означающие сокращённое написание фразы на латыни —
«Sanctus Andreas Patronus Russiae», что в переводе на русский язык звучит как: «Святой Андрей — покровитель России».

         Пётр I уделял много внимания разработке различных проектов флагов. Сохранилось множество рисунков морских флагов, выполненных им лично: среди них 50 рисунков корабельных флагов и вымпелов, 20 галерных флагов, 70 сигнальных. В октябре-ноябре 1699 года[8] на черновике инструкции
Е. И. Украинцеву относительно протокольных вопросов русского посольства в Османскую империю рукой царя был изображён трёхполосный бело-сине-красный флаг, пересечённый по диагонали синим Андреевским крестом.
         В 1700 году в русском флоте ввели флаги адмирала (белого цвета), вице-адмирала (синего цвета) и шаутбенахта или контр-адмирала (красного цвета).
         В крыже (верхнем углу у древка) этих флагов помещался Андреевский крест на трёхполосном бело-сине-красном поле.

         Официально о праве кораблей русского флота на Андреевский флаг было заявлено в 1703 году после занятия острова Котлин.

         С этого времени флагу с Андреевским крестом придавалось символическое значение выхода России к четырём морям — Белому, Балтийскому, Азовскому и Каспийскому.

С 1709 года в крыжах военно-морских флагов помещался Андреевский крест уже на белом поле.

         А в 1712 году был принят окончательный вариант кормового флага для главных сил флота (так называемой кордебаталии) и кораблей в одиночном плавании — Андреевский флаг белого цвета с синим крестом, доходящим до углов полотнища.

         Указанный флаг приведён в приложении к Морскому уставу 1720 года.
         При подготовке Устава Пётр I дал такое описание этого флага:
Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение.

         Также в приложении к Уставу приведены флаги авангарда (синий) и арьергарда (красный), у которых в крыже был Андреевский крест на белом поле.
         Правда, синий и красный флаги не использовались в 1732—1743 годах и в 1764—1797 годах, а корабли, к примеру, Черноморского флота с момента своего создания несли исключительно белый Андреевский флаг.
         Морским уставом 1720 года подтверждён рисунок гюйса (или кейзер-флага), появившегося в начале XVIIІ века.

         Этот флаг предназначался для подъёма на носу корабля. На гюйсе также помещался синий Андреевский крест.

         В 1819 году для использования на кораблях Гвардейского экипажа в качестве стеньгового флага был учреждён Георгиевский адмиральский флаг.
Он представлял собой Андреевский флаг с размещённым на красном щите в центре изображением святого Георгия Победоносца.

         За выдающиеся подвиги почётное право носить Георгиевский флаг в качестве кормового флага получили линейный корабль «Азов» (1827 год) и бриг «Меркурий» (1829 год).

         Позднее Георгиевский кормовой флаг могли нести только корабли, названные в честь героических предшественников — «Память Азова» и «Память Меркурия».

         В 1837 году введены знамённые флаги (использовались в морских частях при их нахождении на берегу, например, при участии флотских экипажей в боевых действиях на суше). В качестве таковых были утверждены флаги дивизий флота. При этом 12-й флотский экипаж получил особый Георгиевский знамённый флаг (в память о подвиге линейного корабля «Азов» в Наваринском сражении).

         В 1856 году Георгиевские знамённые флаги[18] были пожалованы всем флотским экипажам Черноморского флота (за их отличие при обороне Севастополя в 1854—1855 годах).

         С 1863 года вновь сформированным флотским экипажам выдавались знамённые флаги соответствующие флагам 2-й дивизии флота (то есть белые андреевские флаги; при этом были сохранены Георгиевские знамённые флаги).
         В 1865 году отменено деление флота на дивизии, и по сути упразднены флаги авангарда и арьергарда. С этого времени кормовой белый Андреевский флаг стал общим военно-морским флагом боевых кораблей русского флота.
А в 1870 году бывший синий флаг авангарда стал кормовым флагом вспомогательных судов флота.

         После Октябрьской революции постановлением 1-го Всероссийского съезда военного флота от 18 ноября (1 декабря) 1917 года Андреевский флаг был фактически отменён.

         Однако он продолжал использоваться на кораблях Белого движения во время и после Гражданской войны в России.

          Лишь 29 октября 1924 года в городе Бизерта, на севере Африки, Андреевский флаг спустили последние русские корабли (за день до этого, 28 октября, Франция де-юре признала Советское правительство).
         С 1992 года Андреевский флаг — Военно-морской флаг Российской Федерации (wikipedia.org/Википедия/topwar/ Военное обозрение).

         Его спускали только дважды...

История Андреевского флага

         Андреевский флаг – исторический символ российского военно-морского флота. Как известно, он представляет собой белое полотнище с Андреевским крестом - двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест.

В далеком 1699 году Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга российского флота. Почему он решил остановить выбор именно на этом символе?
Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, был по преданию распят именно на косом кресте.

Апостол Андрей отправился с проповедью по целому ряду стран, которые выпали ему по жребию. Андрей Первозванный проповедовал в Вифинии, Понте, Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе, Ахайе и Скифии.

Он стал первым проповедником христианства на побережье Черного моря, а слушали его моряки и рыбаки.

Власти встречали его очень недружелюбно, а в Синопе он был подвергнут жестоким пыткам. Считается, что апостол побывал на территории современных Абхазии, Адыгеи и Осетии, а затем вернулся в Византий, где также продолжал свою проповедь, основал Церковь.

Затем Андрей Первозванный был схвачен и принял смерть в городе Патры, что на территории Греции.

Косой крест, ставший инструментом казни Андрея Первозванного, в память об апостоле прозвали Андреевским.

На месте, где был распят Андрей, забил источник.
Сейчас в Патрах стоит очень красивый собор святого Андрея Первозванного, посвященный апостолу.

Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков.
В 832 г. скотты и пикты Шотландии сражались с англами.

Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии.

И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный.

Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.

Когда в 1606 г. была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства.
Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.

Повлиял ли этот флаг на Петра I?

Скорее всего, ибо Англия к тому времени уже была серьезной морской державой, одной из сильнейших в мире.

С другой стороны, Андрей Первозванный считался и покровителем Руси. Существовало предание, что он якобы путешествовал по землям, где впоследствии появилось русское государство, и проповедовал здесь учение Христа.
Конечно, это только легенда. Ведь Древнейший свод 1039 года и Начальный свод 1095 года, «Чтение о Борисе и Глебе» заявляют, что на Русь апостолы Иисуса Христа не ходили.

Тем не менее, с XI века апостол Андрей Первозванный считался покровителем земли Русской.

Поэтому выбор Петра был вполне обоснованным и, более того, очень точным.

Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота.

Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека.

Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.
Известно, что император, уделявший огромное внимание строительству и укреплению флота, лично работал над эскизом нового флага.
Он перепробовал как минимум восемь вариантов.

Их пробовали использовать в качестве морских флагов, пока в 1710 году государь не остановил выбор на окончательном варианте – том самом белом флаге с синим косым крестом.

Тем не менее, только Корабельным уставом 1720 года были определены точные характеристики флага - «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота.

Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией.
Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость.
Обычно Андреевский флаг, поднимаемый над кораблями, представлял собой четырехметровое полотнище.

Такой размер не был случайным – большое знамя на ветру издавало шум, пугавший противника и бывший своего рода психологическим оружием.
Можно представить себе, как «ревели» Андреевские стяги русских эскадр, в которые входило большое количество кораблей!

Действительно, противнику было немудрено испугаться такого устрашающего рева.

По мере развития русского флота, участия его во все новых и новых войнах, в 1819 году был принят Георгиевский адмиральский флаг, представлявший собой все тот же Андреевский флаг, в центре которого находился красный геральдический щит, а на нем – изображение святого Георгия Победоносца, также считавшегося одним из покровителей воинов Земли Русской.
Получить такой флаг корабельному экипажу считалось огромным почетом.
Его вручали за особые боевые заслуги, например – за мужество, проявленное при защите Андреевского флага во время морского сражения.
Кстати, Андреевский флаг как святыню флота полагалось защищать не на жизнь, а на смерть.

Моряки погибали, но отказывались спустить священный символ русского флота. Лишь два раза в истории российские корабли добровольно спускали Андреевский флаг.

         Первый раз дело было 11 мая 1829 года.
Во время очередной русско-турецкой войны фрегат «Рафаил», которым командовал капитан 2-го ранга Семен Стройников, столкнулся с турецкой эскадрой из 15 кораблей.

         Капитан не хотел, чтобы его матросы и офицеры погибли, поэтому принял решение спустить флаг и сдать корабль.

         Император Николай I относился к воинской славе очень ревностно.
Поэтому когда стало известно о позорном для флота поступке, фрегат «Рафаил» было предписано, если он вдруг будет захвачен русскими моряками, сжечь.

Капитан 2-го ранга Семен Стройников был разжалован в простые матросы, лишен наград и званий.

Император запретил Семену Стройникову жениться, чтобы он не дал России «потомство труса».

         Правда, к тому времени Семен Стройников уже был отцом двоих сыновей.

         И они, что интересно, не просто поступили на военно-морскую службу, но и оба дослужились до чина контр-адмирала.

         Что касается фрегата «Рафаил», то его действительно постигла судьба, предписанная императором Николаем I.

         Спустя 24 года после его сдачи туркам, во время Синопского сражения, фрегат был сожжен.

         Приказ императора исполнил знаменитый адмирал Павел Нахимов.
Имя «Рафаил» запретили давать кораблям российского флота на веки вечные.

         Вторая печальная история произошла во время Цусимского сражения. Тогда Вторая тихоокеанская эскадра, столкнувшаяся с превосходящими силами японского флота, была вынуждена капитулировать.
         Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов, служивший младшим флагманом эскадры и заменивший раненого командира вице-адмирала Рожественского, принял решение о капитуляции.

         Он также рассчитывал спасти жизнь оставшимся офицерам и матросам.          Андреевские флаги были спущены на кораблях, сдавшихся японцам.
         Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов.

         Все это были живые люди – чьи-то отцы, братья, сыновья.
Но такой своеобразный поступок адмирала не оценили штабные командиры в Санкт-Петербурге и власти Российской империи, которые сочли заботу о сохранении жизней своих подчиненных банальной трусостью.
         Когда после Портсмутского мира контр-адмирал Небогатов был освобожден из плена и вернулся в Россию, его лишили чинов, предали суду и в декабре1906 года приговорили к смертной казни.

Но вышестоящим указом приговор контр-адмиралу был заменен на десятилетнее заключение в крепости, а еще через 25 месяцев он вышел на свободу, получив помилование.

Но был в истории российского флота и третий случай, когда Андреевские флаги были спущены на русских кораблях.
         В 1917 году Андреевский флаг перестал быть флагом российского флота, а в 1924 году его добровольно спустили на кораблях русской эскадры в порту Бизерта на африканском побережье Средиземного моря.
Это было связано с тем, что Франция, которой тогда принадлежал порт Бизерта, официально признала Советский Союз и, следовательно, русские корабли просто были вынуждены подчиниться распоряжениям французских колониальных властей.

С революционными событиями и Андреевским флагом связана и одна очень интересная история.

В 1920 году тральщик «Китобой», которым командовал эстонский лейтенант Оскар Ферсман, ушел из Эстонии, опасаясь захвата большевиками.
Командир тральщика распорядился поднять Андреевский флаг, после чего направился через Европу в сторону Крыма, намереваясь присоединиться к войскам барона Врангеля.

Однако, когда 27 февраля корабль прибыл в Копенгаген, где находилась британская эскадра, ее командование приказало Ферсману спустить Андреевский флаг.

Командир британской эскадры подчеркнул, что Лондон более не признает Андреевский флаг.

Но лейтенант Ферсман отказался подчиняться распоряжениям англичан, подчеркивая, что готов вступить в неравный бой, хотя его корабль обладал всего двумя пушками.

Вполне вероятно, что эта противоречивая ситуация разрешилась бы вооруженным конфликтом и гибелью русских моряков в неравном столкновении с английской эскадрой, но вмешалась императрица Мария Федоровна, которая по счастливой случайности находилась в этот момент в Копенгагене.

Она обратилась к британскому руководству и добилась не только дальнейшего пропуска для корабля, но и его снабжения углем и продовольствием.
В итоге «Китобой» все же добрался до Севастополя, а затем, с остальной врангелевской эскадрой, отошел в Бизерту.

Вот таким была одна из последних битв моряков старого русского флота за святой для них Андреевский флаг.

В Советском Союзе для ВМФ был принят совершенно другой флаг, построенный на основе традиционной советской символики – серп, молот, красная звезда.

В истории же использования Андреевского флага наступило более чем семидесятилетнее промедление, омраченное очень неблаговидными событиями.

В годы Великой Отечественной войны Андреевский флаг стала использовать в качестве символики «Русская освободительная армия» генерала Андрея Власова, сражавшаяся против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии.

         Андреевский флаг был изображен на шевронах военной формы РОА и носившие его на руке предатели совершали преступления против собственного народа, служа фюреру – кровавому палачу Русской земли.
         Тем не менее, знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.

         В январе 1992 года правительство суверенной России приняло решение о возрождении Андреевского флага как символа Военно-морского флота Российской Федерации.

Тем самым, была отдана дань многовековым традициям русского флота.
26 июля 1992 года флаги ВМФ СССР были последний раз подняты на кораблях российского флота, после чего прозвучал гимн Советского Союза, под звуки которого они были спущены и вместо них под гимн Российской Федерации подняты Андреевские флаги.

С этого времени Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота Российской Федерации и поднимается на всех кораблях и судах, входящих в его состав.

Символика с Андреевским флагом используется в униформе личного состава ВМФ Российской Федерации.

При всем уважении к флагу ВМФ СССР и героическим подвигам, которые под ним совершали советские моряки в годы Великой Отечественной войны, в боевых походах и операциях послевоенного времени, нельзя не согласиться с тем, что возвращение Андреевского флага как символа российского флота стало настоящим возрождением традиций, и сегодня российские моряки вновь ценят и любят Андреевский флаг, хранят ему верность.
Как говорили русские капитаны при вступлении своих кораблей в бой – «С нами Бог и Андреевский флаг!»

Я поздравляю всех, кто имеет отношение к Военно-Морскому флоту России с праздником! Днём Андреевского флага.

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Якушин Ярослав    - военкор; старпом редактора э/газеты «Школьные Новости»;
Вика Селянина, Вика Тотьмянина, Варя Вдовенко, Вера Чернядьева, Полина Караваева — юнармейцы-военкоры;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».