Потомственный офицер, герой войны в Афганистане, полковник запаса, русский монах, инок Киприан (Бурков) просто и доступно рассказывает о духовной мобилизации, помощи раненным, как совладать со страхом, клинической смерти и главной ошибке людей - безбожии.
Очень рекомендовано для внимательного просмотра мобилизованным и особенно - «500-тым»...

Предвестник ГКО

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

В целях усиления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции постановляю:
1. Образовать Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
2. Утвердить прилагаемые:
а) Положение о Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
б) состав Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль
21 октября 2022 года
№763

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 763

ПОЛОЖЕНИЕ
о Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

1. Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - Координационный совет) образован в целях организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, связанных с обеспечением в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в том числе в части, касающейся поставок и ремонта вооружения, военной и специальной техники, материальных средств, медико-санитарного обслуживания, проведения ремонтно восстановительных, строительно-монтажных и иных работ, обеспечения логистики).
2. Координационный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Председателем Координационного совета является Председатель Правительства Российской Федерации.
4. Состав Координационного совета утверждается Президентом Российской Федерации.
5. Основными задачами Координационного совета являются:
а) принятие решений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
б) решение вопросов, связанных с обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением, военной и специальной техникой, материальными средствами и ресурсами, в том числе с выполнением работ и оказанием услуг в этих целях;
в) определение целевого задания по обеспечению в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, ключевых направлений и сроков выполнения такого задания, а также осуществление контроля за его выполнением. Ключевые направления выполнения целевого задания включают в себя в том числе поставку и ремонт вооружения, военной и специальной техники, материальных средств, медико-санитарное обслуживание, проведение ремонтно-восстановительных, строительно-монтажных и иных работ, обеспечение логистики;
г) формирование плана выполнения целевого задания по обеспечению в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с учетом ключевых направлений его выполнения, в том числе определение сроков и объемов осуществления поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, объемов и источников финансирования;
д) определение объемов и направлений расходования бюджетных средств для осуществления поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
е) решение вопросов, связанных с формированием цен на товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
ж) подготовка предложений по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), субподрядчиков, соисполнителей для осуществления поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
з) оказание содействия в обеспечении создания объектов военной инфраструктуры, в том числе в оборудовании казарм, мест дислокации войск (сил), полигонов, учебно-тренировочных баз и объектов социально-бытового назначения;
и) координация цифровизации, автоматизации и информационно-аналитического обеспечения в области обороны, в том числе создание баз данных мобилизационных ресурсов;
к) организация контроля за осуществлением поставок товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях обеспечения в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
6. Координационный совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:
а) запрашивать в установленном порядке необходимые материалы у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
б) приглашать на заседания Координационного совета должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей других органов и организаций;
в) привлекать к работе Координационного совета специалистов;
г) давать поручения и рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям по вопросам, относящимся к компетенции Координационного совета;
д) создавать рабочие группы по отдельным вопросам, относящимся к компетенции Координационного совета;
е) подготавливать и вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по вопросам, требующим его решения.
7. Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости.
8. Заседание Координационного совета проводит председатель Координационного совета либо по его поручению один из заместителей председателя Координационного совета.
9. Члены Координационного совета участвуют в его заседаниях без права замены. В случае невозможности присутствия члена Координационного совета на его заседании он обязан заблаговременно известить об этом председателя Координационного совета и имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
10. Решения Координационного совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Координационного совета.
11. Решения Координационного совета по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими органами и организациями.
12. Координационный совет определяет из числа членов Правительства Российской Федерации лиц, ответственных за работу по ключевым направлениям выполнения целевого задания по обеспечению в ходе проведения специальной военной операции потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
13. Председатель Координационного совета еженедельно представляет Президенту Российской Федерации доклад о ходе работы Координационного совета.
14. Организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 763

СОСТАВ
Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов:

Мишустин М.В. - Председатель Правительства Российской Федерации (председатель Координационного совета)
Григоренко Д.Ю. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Федерации (заместитель Координационного совета)
Мантуров Д.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр промышленности и торговли Российской Федерации (заместитель председателя Координационного совета)
Бортников А.В. - Директор ФСБ России
Голикова Т.А. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Егоров Д.В. - руководитель ФНС России
Золотов В.В. - Директор Росгвардии - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации
Колокольцев В.А. - Министр внутренних дел Российской Федерации
Куренков А.В. - Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Линец А.Л. - Начальник ГУСПа
Нарышкин СЕ. - Директор СВР России
Новак А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Орешкин М.С. - Помощник Президента Российской Федерации
Решетников М.Г. - Министр экономического развития Российской Федерации
Силуанов А.Г. - Министр финансов Российской Федерации
Собянин С.С. - Мэр Москвы (по согласованию)
Хуснуллин М.Ш. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Чернышенко Д.Н. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Шойгу С.К. - Министр обороны Российской Федерации

Источник: http://www.kremlin.ru/acts/news/69657

Военное положение
На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
▪ усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
▪ введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
▪ эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
▪ введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
▪ приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
▪ привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
▪ изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
▪ запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
▪ запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
▪ запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
▪ ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
▪ запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
▪ запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
▪ введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
▪ интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
▪ запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации.

Уровни реагирования по регионам России:
▪ Максимальный: ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области;
▪ Средний: Крым, Краснодарский край, Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Курская область, Ростовская область и Севастополь;
▪ Повышенной готовности: все оставшиеся регионы Центрального и Южного федеральных округов;
▪ Базовой готовности: для всех остальных регионов России.

Первый воздушный ядерный взрыв в СССР
Бомба РДС-3.

 Ядерные испытания атомной бомбы РДС-3 были назначены на 18 октября. Выполнение полета со сбросом атомной бомбы в первом воздушном испытании было доверено опытному экипажу самолета-носителя Ту-4 в составе:
ᅳ командир экипажа Герой Советского Союза подполковник Уржунцев Константин Исаакович;
ᅳ штурман-навигатор капитан Суворов Владимир Семенович;
ᅳ щтурман-бомбардир капитан Давыдов Борис Дмитриевич;
ᅳ 2-й летчик старший лейтенант Кошкаров Иван Михайлович;
ᅳ штурман-оператор старший лейтенант Кирюшкин Николай Дмитриевич;
ᅳ радист младший лейтенант Яковлев Владимир Владимирович;
ᅳ бортинженер майор АТС Трофимов Василий Николаевич;
ᅳ командир огневых установок рядовой Евгодашин Аркадий Федорович;
ᅳ борттехник старший техник лейтенант Кузнецов Аркадий Фёдорович;
ᅳ инженер-оператор по работе с пультом управления изделием инженер-испытатель от НИЧ старший техник лейтенант Стебельков Альвиан Николаевич.

Для надежности выполнения задания полет осуществлялся парой самолетов: в строю с самолетом-носителем находился самолет-дублер. В экипаж само лета-дублера Ту-4 входили:
ᅳ командир экипажа капитан Усачев Константин Иванович;
ᅳ штурман-навигатор капитан Пастунин Алексей Алексеевич;
ᅳ штурман-бомбардир старший лейтенант Саблин Георгий Алексеевич;
ᅳ 2-й летчик старший лейтенант Куреев Василий Игнатович;
ᅳ штурман-оператор старший лейтенант Свечников Никита Иванович;
ᅳ радист старший сержант Золотарев Владимир Борисович;
ᅳ бортинженер старший техник лейтенант Черепанов Петр Порфирьевич;
ᅳ командир огневых установок старший сержант Борздов Николай Дмитриевич;
ᅳ борттехник старший техник лейтенант Золотухин Филарет Иванович;
ᅳ техник-испытатель старший техник лейтенант Благов Леонид Андреевич.

Началась окончательная подготовка к вылету на задание. Изделие РДС-3, накануне проверенное, снаряженное и окончательно подготовленное к подвеске на самолет на транспортировочной тележке, укрытое брезентовым чехлом, было вывезено из сборочного сооружения (ДАФа) и на малой скорости доставлено тягачом на рядом расположенную бетонную стоянку самолета-носителя. Стоянка самолета-носителя, огражденная высоким забором, имела КПП на охраняемом въезде, совмещенном с рулежной дорожкой.
К этому времени самолет-носитель Ту-4, проверенный и заправленный необходимыми компонентами и горючим, уже был расположен над бетонированным котлованом («ямой»), из которого могла производиться подвеска изделия. (Необходимость котлована диктовалась несоответствием высоты изделия на тележке клиренсу самолета — без этого нельзя было подвезти изделие под самолет.)
К моменту закатывания изделия в котлован створки бомболюка были открыты, на них были смонтированы механические лебедки для подъема изделия. По режимным соображениям бомбоотсек самолета был огражден защитной брезентовой палаткой. После закатывания изделия в котлован, снятия с него чехла и крепежных приспособлений оно с помощью четырех лебедок было медленно поднято и закреплено на бомбардировочной установке самолета.
Следующей была операция сочленения самолетной и объектовой части электрического разъема и фиксирование его цанговым замком. В соответствии с утвержденными режимами бомбометания и высотой взрыва в изделие были введены уставки временного датчика и барометрических датчиков критической высоты с помощью приборов самолетного пульта управления. Фидер антенны РТС от хвостовой части изделия выведен под фюзеляж самолета и закреплен на специальной стойке. Подготовка изделия на самолете закончена. Началась сдача изделия экипажу самолета.
Командир экипажа и штурман осмотрели бомбоотсек, закрепление изделия и стыковку разъемов. Совместно с представителем КБ-41 включили электрозамки изделия, проверили загорание на них сигнальных лампочек. Ключи от электрозамков изделия были переданы командиру экипажа на случай использования их при вынужденной посадке вне аэродрома вылета. После проверки соответствия показаний приборов пульта управления записям в журнале была дана команда на закрытие бомболю-ков, которые затем были опечатаны представителем службы КГБ.
Окончательная передача изделия экипажу была закреплена в журнале подписями командира корабля и штурмана. Командир корабля подполковник Уржунцев К.И., построив экипаж перед самолетом, доложил начальнику полигона генерал-майору Комарову Г.О. и ответственному представителю КБ-11 о приемке изделия и готовности к выполнению задания.
Получив разрешение, члены экипажа заняли свои места, и самолет-носитель Ту-4 18 октября 1951 г. с атомной бомбой вырулил на взлетную полосу. Связавшись по радио с ЦКП и доложив о полной готовности, командир экипажа получил команду на взлет. В 7 ч 00 мин по московскому времени с аэродрома Жана-Семей произведен первый взлет самолета-носителя Ту-4 с атомной бомбой на борту. Взлет выполнен безупречно.
Вслед за ним взлетел самолет-дублер Ту-4 с командиром корабля капитаном Усачевым К.И. Самолет-дублер имел на борту инертную фугасную бомбу ФАБ-1500. В случае отказа на основном носителе прицельных средств дублер в строю должен занять положение ведущего, продолжать выполнять полет в соответствии с заданием вплоть до бомбометания в назначенное время по цели опытного поля с передачей по радио серии тонально-модулированных сигналов. Сигналы и факт отрыва ФАБ-1500 от самолета-дублера в этом случае являлись для носителя командой на сбрасывания изделия. При этом взаимодействие с опытным полем полигона соответствовало заданным условиям проведения испытания.
В полете самолет-носитель с изделием на борту сопровождался и охранялся сменяемыми в полете парами самолетов-истребителей Ла-11. Управление полетом самолета-носителя осуществлялось с ЦКП, на котором находилось руководство испытаниями во главе с И.В. Курчатовым: Харитон Ю.Б., Зельдович Я.Б., Ванников Б.Л., Зернов П.М., Неделин М.И., Болятко В.А., а от ВВС — генерал Комаров Г.О. и инженер-майор Куликов С.М. Непосредственную связь с группой самолета-носителя было поручено вести мне.
Взлет, набор заданной высоты 10000 м, выход на цель осуществлялись по утвержденному плану-графику. Основные этапы полета отображались на планшете-макете. Радиообмен с носителем выполнялся по двум каналам КВ и УКВ с использованием кодированных радиообменных таблиц. Основные команды для надежного приема службой опытного поля дублировались. Погода была благоприятной, материальная часть самолетов работала безупречно, и в назначенное время самолету-носителю был разрешен холостой заход на цель с передачей тонально-модулированных сигналов для окончательной настройки аппарата автоматики поля.
Настало время выполнения боевого захода. С КП опытного поля доложили о готовности. Боевой заход разрешен. По каналам КВ и УКВ связи до сброса передаются предварительные сигналы — за 60 с и 15 с и третий сигнал в момент сброса — в 9 ч 52 мин 38 с.
На планшете, отображающем траекторию падения изделия, стали появляться световые отметки, подтверждающие срабатывание контролируемых цепей автоматики: подачу питания на каналы автоматики, снятие ступеней предохранения, взведение блока подрыва и выдачу барометрическими датчиками исполнительного сигнала на срабатывание.
Это было первой информацией о нормальной работе изделия. Приход сейсмической волны, вызвавшей перемещение грунта под ногами, а затем громовой грохот снаружи помещения ЦКП окончательно подтвердил, что первое воздушное испытание атомной бомбы в СССР состоялось успешно. Бомба взорвалась на высоте 380 м над целью с мощностью 42 кт.
Посадка самолета-носителя прошла благополучно. В докладе о выполнении задания Уржунцев К.И. сообщил об ощущениях, испытанных экипажем, при воздействии взрыва на самолет. Он также доложил, что при выполнении в полете рекомендаций ЦАГИ и генерального конструктора самолета (с переходом на ручное управление самолетом к моменту прихода ударной волны при полете без изменения курса и режима) затруднений в пилотировании самолета не ощущалось. Отказов в работе оборудования самолета от воздействия взрыва не было.
Бомбометание в этом полете было выполнено штурманом-бомбардиром майором Давыдовым Борисом Дмитриевичем. В своих воспоминаниях об этом испытании он отмечает: «Метеорологические условия в этот день позволили мне своевременно увидеть мишень на полигоне, выполнять прицеливание и бомбометание с высокой точностью. Все оборудование, система передачи радиосигналов для включения наземной аппаратуры сработали без замечаний.
После сброса и закрытия бомболюков экипаж приготовился к приходу светового излучения и ударной волны: отключили автопилот и перешли на ручное управление, зашторили кабину в самолете, подтянули привязные ремни, надели темные светозащитные очки, разгерметизировали кабины и перешли на питание чистым кислородом. Контроль за приближением момента взрыва осуществляли по секундомеру.
Вначале ощутили очень яркую вспышку, затем пришла первая сильная ударная волна, немного слабее — вторая и более слабая — третья. Стрелки аэродинамических приборов, высотомеров, указателей скорости стали вращаться. В самолете появилась пыль, хотя перед этим полетом проводилась тщательная уборка в кабинах с применением пылесоса.
Визуально наблюдал за развитием облака — шлейф от взрыва быстро поднялся на высоту полета и стал образовываться и разрастаться «гриб». Цвета облака были самые разнообразные. Трудно передать то состояние, которое овладело мною после сброса. Весь мир, все окружающее вокруг воспринималось по-иному — как будто все это я увидел заново. По-видимому, это было потому, что многие дни все мысли и дела были сосредоточены на выполнении ответственного задания, которое заслонило все вокруг.
После посадки зарулили на спецплощадку. Из самолета вышли с надетыми парашютами и кислородными масками — дышали чистым кислородом от парашютных кислородных баллончиков. Обследовали нас и самолет на радиационное заражение. Здесь же был оборудован обмывочный пункт, где мы обмылись и сменили одежду и после этого поехали в штаб для оформления донесений и отчетов». Его воспоминания ясны без комментариев.
По самолету-носителю было сделано заключение о том, что самолет Ту-4, дооборудованный по бомбардировочной установке и оснащенный системой обогрева бомбового отсека и комплексом добавочного специального оборудования, обеспечивает безопасную и безотказную эксплуатацию изделия РДС-3 и прицельное бомбометание им.
Все члены экипажа самолета-носителя Ту-4 и экипажа самолета-дублера Ту-4 были награждены орденами Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1951 г. подполковник Уржунцев Константин Исаакович был награжден орденом Ленина, а майор Давыдов Борис Дмитриевич и капитан Усачев Константин Иванович, старший техник лейтенант Стебельков Альвиан Николаевич и старший техник лейтенант Блотов Леонид Андреевич — орденом Красного Знамени. Члены летных экипажей самолетов Ту-4, а также группа инженеров-испытателей, технического состава и служб обеспечения также были удостоены правительственных наград, в числе которых и я получил высшую награду — орден Ленина.
Результаты успешно проведенного первого воздушного испытания атомной бомбы при ее сбрасывании с самолета-носителя 18 октября 1951 г. по существу явились основой для принятия решений об оснащении ВВС ядерным оружием — было организовано серийное производство атомных бомб РДС-3 и самолетов-носителей Ту-4. Уже в 1952 г. на 71-м полигоне были проведены наземные и контрольно-летные испытания серийно изготовленного самолета-носителя Ту-4, а также изделия РДС-3 от их первых серийных партий.
Куликов Серафим Михайлович, технический руководитель авиационной группы ядерных испытаний на Семипалатинском и Новоземельском полигонах
Постановлением правительства Советского Союза от 26 октября 1970 года стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой тяжёлого класса 8К67П с разделяющейся головной частью 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО, был принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил СССР. Главный конструктор — М. К. Янгель.
Разработка нового стратегического ракетного комплекса Р-36 была начата в СССР 12 мая 1962. Постановлением Правительства Советского Союза конструкторскому бюро «Южное» было поручено создать стратегический ракетный комплекс Р-36, оснащённый ракетой второго поколения 8К67. Система управления разрабатывалась харьковским НПО «Электроприбор». При проектировании использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и технологии.
Изначально разработка велась в двух вариантах: с комбинированной системой управления с каналом радиокоррекции и с чисто инерциальной системой управления. Но в ходе лётных испытаний от комбинированной СУ отказались, так как инерциальная СУ обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развёртывание комплекса.
Новая ракета второго поколения 8К67 предназначалась для поражения объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с наземным (от которого в дальнейшем отказались) и с шахтным стартами. При проектировании широко использовались отработанные на ракете 8К64 (Р-16) конструктивные решения и технологии.
Разработка 8К67 велась ускоренными темпами и уже в конце мая 1966 года был завершен весь цикл испытаний, а 21 июля 1967 ракетный комплекс Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966 года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа.
Практически сразу после завершения испытаний ракеты 8К67 (в декабре 1967г.) КБ "Южное" приступило к разработке на базе 8К67 ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ).
Первая в стране РГЧ() В середине 60-х гг. в США начались работы по созданию нового класса ракет — с разделяющимися головными частями. Первой ракетой с РГЧ стала американская БРПЛ "Поларис". Она могла оснащаться разделяющейся головной частью, состоящей из трех неуправляемых боевых блоков. Следующим шагом стала разработка межконтинентальной ракеты "Минитмен-3" с прицельным разведением трех боевых блоков. Это существенно повышало эффективность ракетных комплексов, и естественно, что в Советском Союзе обратили на это самое серьезное внимание. Отечественные военно-технические исследования того времени уже показывали перспективность и преимущества РГЧ по сравнению с моноблочными ГЧ при поражении площадных, а при достаточной точности стрельбы — и защищенных малоразмерных целей в условиях преодоления ПРО. КБ "Южное" принимало участие в этих исследованиях.
Проводились собственные проектно-конструкторские разработки по созданию трехблочной ядерной РГЧ применительно к ракете 8К64 и по многоблочной фугасно-зажигательной РГЧ ракеты 8К67 для применения в локальных конфликтах. Поэтому поставленная перед КБ "Южное" приказом министра С. А Афанасьева № 484 от 8 декабря 1967 г. задача срочно разработать, изготовить и испытать разделяющуюся головную часть не стала особой неожиданностью. Было очевидно, что при существовавших технических возможностях второго поколения ракет реализовать в полной мере необходимые тактико-технические требования к РГЧ не удастся. Главными были политические цели: нужно было продемонстрировать наличие РГЧ на вооружении РВСН одновременно с созданием первой американской ракеты с РГЧ — "Минитмен-3".
Опытную РГЧ было решено испытывать на самой мощной ракете — Р-36 (8К67), энергетические возможности которой позволяли использовать в качестве блока РГЧ уже разработанный и проверенный в летных условиях боевой блок 8Ф673 от ракеты 8К69 мощностью 2,3 Мт.
Разработка РГЧ была поручена только что организованному проектно-конструкторскому отделу 111 боевого оснащения ракет во главе с В. А Пащенко. Первоначальные задержки в разработке были связаны с поиском конструктивной идеи отделения боевых блоков от ракеты со строго определенной боковой скоростью, чтобы ББ к моменту приближения к цели разошлись относительно друг друга на требуемые расстояния. Многочисленные варианты, перепробованные проектантами, использовавшими в основном традиционные "ракетные" способы решения задачи, оказались неэффективными. Блестящая идея, пришедшая "со стороны" — от начальника отдела прочности В. А. Серенко — использовать тягу маршевого двигателя ступени для скатывания ББ по наклонным направляющим — была принята к реализации и утверждена на совещании у Главного конструктора.
Для отработки принятого варианта создавалась опытная конструкция РГЧ под индексом ОК-6500, причем для сокращения сроков в обход обычному порядку было принято нестандартное решение — все работы по РГЧ поручить одному подразделению — отделу 111, а в нем — сектору В. Г. Гудима, который, кроме проектной документации, выпустил рабочую КД, согласовав её с заводскими технологическими службами, осуществил авторский надзор за изготовлением её в производстве, организовал необходимую экспериментальную отработку, а также подготовку и проведение летных испытаний.
Немало сложностей было и с аэродинамическим обтекателем. Первоначально предполагалось им защитить всю РГЧ. Но в результате детальных проработок выяснилось, что это чрезвычайно невыгодно в массовом отношении. В конечном счете, учитывая мощную теплозащиту на ББ, рассчитанную на прохождение плотных слоев атмосферы при спуске на пассивном участке полета, было принято решение закрыть лишь центральную часть РГЧ местным "зонтиком", опирающимся на центральную стойку, а также на наконечники ББ через специальные резиновые прокладки.
Проведенные аэродинамические продувки окончательного варианта компоновки РГЧ показали, что срыв потока с выступающих за диаметр ракеты торцов ББ может возбуждать интенсивные вибрации оболочки приборного отсека ракеты, что могло быть опасным для приборов СУ. Аэродинамики нашли способ парирования этого явления путем установки под задними торцами ББ цилиндрических перфорированных экранов.
Конструкция РГЧ состояла из трех боевых блоков, размещенных на силовой платформе, которая крепилась к приборному отсеку ракеты. В наклонных направляющих швеллерах размещались на направляющих каретках установочные кольца для боевых блоков. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ББ наклонялись к продольной оси РГЧ под небольшим углом, закрываясь местным коническим обтекателем.
В полете по достижении заданной скорости подрывались болты крепления установочных колец к платформе, и боевые блоки под действием силы ускорения на каретках скатывались по направляющим, получая необходимую боковую скорость для разведения. После схода блоков с платформы по срабатыванию концевого датчика двигатель второй ступени ракеты выключался и через гибкий кабель-фал подрывались болты крепления ББ к установочным кольцам, которые затем отделялись при помощи пружинных толкателей.
С самого начала конструкция РГЧ разрабатывалась с учетом возможности переоснащения штатных ракет 8К67, находящихся на боевом дежурстве, без извлечения их из шахтных ПУ и с минимумом доработок ШПУ и наземного проверочно-пускового оборудования.
Первый пуск ракеты 8К67 с опытной конструкцией РГЧ (ОК-6500) был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12.
Свидетельствует очевидец: "Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, "звездочка", стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем по-другому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ "Южное", так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения".
После этого последовали ещё три успешных экспериментальных пуска, и 18 декабря 1968 г. было принято постановление правительства о создании по образцу ОК-6500 штатной РГЧ, получившей индекс 8Ф676.
Эскизный проект ракеты 8К67 с РГЧ, получившей индекс 8К67П, был разработан в марте 1969 г. В конструкцию разделяющейся головной части по результатам экспериментальных пусков были внесены некоторые улучшения. В частности, коническая форма головного обтекателя была заменена трехволновым обводом с поверхностями двойной кривизны. Боевой блок 8Ф673 был упрочнен к воздействию механического импульса ядерного взрыва, получив новый индекс 8Ф677. В дополнение к штатной системе "Лист" в состав самой РГЧ были введены элементы комплекса средств преодоления ПРО, а установочные кольца под боевые блоки были превращены в дополнительные ложные цели. Отработка улучшенной конструкции РГЧ проводилась на площадках Павлоградского механического завода (скатывание ББ, отстрел ложных целей, отделение колец и т. д.).
Полетные испытания штатной РГЧ 8Ф676 проводились в 1969-1970 гг. под руководством Государственной комиссии, председателем которой был назначен инженер-полковник Александр Сергеевич Матренин, начальник испытательного управления НИИП-5. Техническим руководителем испытаний был В. А. Пащенко. Летные испытания, включая пуски ракет на предельную дальность в акваторию Тихого океана, прошли успешно.
Постановлением правительства от 26 октября 1970 г. ракета 8К67П с РГЧ 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677 была принята на вооружение РВСН.
Ракета 8К67П с первой в стране РГЧ еще не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков. Прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы противоракетной обороны повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно вдвое.
Развертывание МБР 8К67П началось в 1971 г. К 1977 г. на боевом дежурстве находилось около 100 МБР 8К67П. Последние ракеты этого типа сняты с боевого дежурства в 1979 г. [2]
В 1964 году МБР Р-36 вместе с другой техникой демонстрировалась высшему руководству страны. Ракета Р-36 впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года, но без рулевых двигателей второй ступени и с нестандартной головной частью.
Ракета Р-36 была впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года.
МБР Р-36 - первая отечественная ракета тяжелого класса. Р-36 и 8К84 являются первыми ампулизированными ракетами, оснащенными комплексами средств преодоления ПРО и размещенными в ШПУ ОС.
Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевым двигателсм РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четы¬рех камерным рулевым ЖРД РД-69М. Маршевые двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством В. Глушко. Компоненты топлива -горючее НДМГ и окислитель - азотный тетраоксид.
Автономная инициальная СУ с гиростабилизированиой плат¬формой спроектирована под руководством В.Т. Сергеева. Гироскопические командные приборы созданы в НИИ-944 под руко¬водством В.И. Кузнецова. Комплекс бортового электрооборудования разработан под руководством Н. Лидоренко. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского заво¬да «Арсенал» С.П. Марнякова. Прицеливание осуществлялось с помо¬щью наземных оптических приборов.
Комплекс средств преодоления ПРО разработан в КБ «Южное» и в НИИ-108 под руководством Н. Пономарева. Ракета имела моно¬блочную ядерную отделяемую в полете головную часть (8Ф675 тя¬желая, термоядерная) или легкую со средствами преодоления ПРО.() ШПУ ОС разработана в ЦКБ-34 под руководством EX. Рудяка. Способ старта - газодинамический. Наземный стартовый комплекс создан в КБТМ под руководством В. Петрова и В. Соловьева Стационарный установщик разработан в ЦКБ тяжелого машиностроения под руково¬дством НА. Кривошеина.
Серийное производство ракет и двигателей развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске в декабре 1965 года. Двухступенчатая 8К67 выполнена по схеме «тандем» с последо¬вательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состояла из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. В хвостовом отсеке установлены четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабаты¬вающих при отделении второй ступени.
Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состояла из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имели совмещенное днище и выполнялись по несущей схеме. Двигатели второй ступени имели высокую сте¬пень унификации с двигателями первой ступени. Наддув всех баков в по¬лете осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. Отделение головной части происходило за счет тормозных пороховых ракетных двигателей, установленных на 2-й ступени.
Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.
Однако в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались, поскольку иперциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.
Ракета стартовала с пускового стола, установленного в ШНУ. Старт ракеты из шахтной ПУ - газодинамический с запуском ДУ 1-й ступени непосредственно в пусковой установке. Безударный выход ракеты из ПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим в одной диаметральной плоскости пускового стакана. Скольжение ракеты по направляющим обеспечивались бугелями, закрепленными на 1-й ступени ракеты. После выхода ракеты из ШПУ бугели сбрасывались. Пусковой стол- неповоротный, не имел устройств и механизмов азимутального наведения.
Газовый поток от работающей ДУ 1-й ступени отводился с помощью рассекателя газовых потоков, установленного в нижней части ПУ, в газоотводяшие устройства, размещенные вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.
В состав БРК входило шесть рассредоточенных боевых стартовых позиций, на каждой из которых размешались одиночные шахтные ПУ. Расстояние между соседними ШПУ - 8-10 км.
Вблизи одной из них размешался командный пункт БРК, связанный линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. Уровень защищенности БРК от ударной волны ЯВ составлял: ШПУ - 2 кгс/см2, КП - 10 кгс/см2.
ШПУ состояла из оголовка и вертикального ствола с нижней частью шахты. ПУ перекрывалась специальным защитным устройством (крышей) сдвижного типа, обеспечивающим герметизацию ствола шахты и защиту ракеты от поражающих факторов ЯВ. В оголовке размешались источники электропитания, аппаратура и оборудование технологических и технических систем. Состав оборудования обеспечивал длительное хранение ракеты в заправленном состоянии, а также дистанционное с КН БРК или автономное - с каждой стартовой позиции из оголовка ПУ - проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты.
Боевое оснащение ракеты 8К67:
- моноблочная ГЧ с БЧ «тяжелого» класса с зарядом мощностью 20 Мт;
- моноблочная ГЧ с БЧ «легкого» класса с зарядом мощностью 8 Мт. - система радиотехнической защиты ГЧ (система «Лист»).
Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК. Для строительства ШПУ ОС МБР Р-36 было выбрано шесть новых позиционных районов. По данным РВСН, 5 ноября 1966 года неподалеку от города Ужур Красноярского края первые ракетные комплексы Р-36 поставлены на боевое дежурство. 21 июля 1967 года новый боевой ракетный комплекс был принят на вооружение в ШПУ одиночного старта. По западным данным развертывание ракет Р-36 началось в 1965 году, последние ракеты сняты с боевого дежурства в 1979 году. Максимальное число развернутых ШПУ с МБР Р-36 - около 260, было в 1971 году.
В 1967 году под руководством М.К. Янгеля на основе МБР Р-36 была разработана двухступенчатая космическая ракета-носитель «Циклон-2А» 11К67. С 1967 года по 1969 год было произведено 8 пусков.
«ЦИКЛОН» — двухступенчатая (11К69 «Циклон-2» , «Циклон-2А») или трёхступенчатая (11К68 «Циклон-3») жидкостная ракета-носитель лёгкого класса для вывода космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Её прототипом является боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-36. Первый запуск «Циклона» состоялся в 1969 году, а в 1975 году ракета была принята на вооружение. Конструкция носителя позволяет выводить космические аппараты на энергетически оптимальные круговые и эллиптические траектории.
Спроектирована конструкторским бюро «Южное» (Украина). Изготавливалась Южным машиностроительным заводом им. А. М. Макарова (НПО «Южмаш») в Днепропетровске. Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор».
Модификации:
ЦИКЛОН-2. Последний запуск ракеты-носителя «Циклон-2» состоялся 25 июня 2006 года. За время эксплуатации было осуществлено 106 пусков данного варианта ракеты, все успешные. Единственная ракета-носитель в мире с подобным результатом при более чем ста пусках.
ЦИКЛОН-3. Первый запуск осуществлён в июне 1977 года. Последний, 122-й был выполнен с космодрома «Плесецк» 30 января 2009 года. 7 пусков РН «Циклон-3» были неудачными. Стартовая масса: 187 т. Масса выводимой полезной нагрузки: Нкр = 200 км — 3,6 т.; Нкр = 1000 км — 2,5 т.
ЦИКЛОН-4. РН «Циклон-4» является улучшенным вариантом трёхступенчатой ракеты-носителя Циклон-3. Из-за ряда проблем, в том числе с финансированием проекта, первый старт ракеты неоднократно откладывался. Сначала он намечался на 2010 год, позже перенесён на 2013 год, затем на 2014 год, но в итоге до сих пор не состоялся. В результате президентом Бразилии Дилмой Русефф в январе 2015 года было принято решение о прекращении участия латиноамериканской стороны в проекте.
Ракета-носитель использовалась в рамках испытаний по программе ПРО (истребитель спутников).
Всего в период с 1969 по 1982 год в интересах противодействия космическим объектам ракетами-носителями 11К69 были выведены три КА — мишени и 18 КА — перехватчиков. Перехват объектов обеспечивался на высоте до 1000 км.
Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения а 1978 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Р-36.
ОБЩИЕ:
Максимальная дальность стрельбы, км:
- ГЧ "тяжелого" класса - 10200;
- ГЧ "легкого" класса - 15200.
Точность стрельбы, км - ±5.
Обобщенный показатель надежности - 0.95.
Время пуска из полной боевой готовности, мин - 4.
Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве при регламенте 1 раз в 2 года - 7 лет.
РАКЕТА 8К67:
Стартовый вес ракеты,тс:
- с ГЧ "тяжелого" класса - 183.9;
- с ГЧ "легкого" класса - 182.0
Вес головной части (ГЧ "тяжелого" класса/ ГЧ "легкого" класса),кгс - 5825/3950.
Вес боевого блока (ГЧ "тяжелого" класса/ ГЧ "легкого" класса),кгс - 4560/2852.
Вес средств преодоления ПРО, кгс - 272.
Вес топлива,тс:
- I ступени - 118.9;
- II ступени - 48.5.
Длина с ГЧ "тяжелого" класса, м - 32.2.
Диаметр - 3 м.
Характеристики ДУ I ступени :
- тяга (на земле/в пустоте), тс - 270.3/303.2;
- удельный импульс (на земле/в пустоте), с - 267.8/300.3;
- давление в камере сгорания, кгс/см2 - 85.
Характеристики ДУ II ступени:
- тяга в пустоте, тс - 101.5;
- удельный импульс в пустоте, с - 315.3;
- давление в камере сгорания, кгс/см2 - 91.
Полетная надежность - 0.956.
Коэффициент энерговесового совершенства (с ГЧ "тяжелого" класса) Gпг/Gо, кгс/тс - 31.8.
РАКЕТА 8К67П:
Стартовый вес ракеты,тс - 183.45.
Вес головной части,кгс - 5440.
Вес боевого оснащения,кгс - 3х1425.
Вес средств преодоления ПРО, кгс - 401.
Полетная надежность - 0.954.
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Gо, кгс/тс - 29.5.
ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Отработка БРК и ракеты 8К67 проводилась на 5 НИИП. Первый пуск ракеты был проведен 28 сентября 1963 г., а закончились ЛКИ в мае 1966 г. За этот период проведено 85 пусков, из них -14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Первые три пуска ракеты проводились со стартового стола открытой стартовой позиции, последующие - из ШПУ. Пуск первой летной ракеты не состоялся из-за возгорания ракеты на стартовом столе по причине неправильно спроектированных газоотводящих каналов стартового стола.
Отработка БРК с ракетами 8К67П с РГЧ также проводилась на 5 НИИП. Первый пуск экспериментальной РГЧ - август 1968 г., еще 4 успешных экспериментальных пуска - до конца 1968 г. СЛИ усовершенствованной штатной РГЧ 8Ф676 с ББ 8Ф677 начались в 1969 г. и завершились в 1970 г., включая пуски в район "Акватория".
Информагентство «Оружие России»

Третья мировая война началась со взрыва Крымского моста...

(исп. м-лы СМИ и др. ист.)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; стар-пом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Ново-сти», нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Ад-мирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, ка-валер медали «Потомству пример».