Два урока «Ледяного холода»
Урок №1
Наши экспедиции: https://arcticbears.ru/ 
Урок №2

Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Если вы не едете в Арктику, то Арктика едет к вам! Оказывается бывает и такое.

2 октября военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова отправились в образовательное путешествие.  Невозможное стало возможным! Такое бывает только в России. Нашим юнармейцам — военкорам удалось очутиться в Арктике, в «стране чудес».

См. фотоальбом

Но первым всё-таки был Александр Сергеевич Куляпин, учитель нашей школы, член Российского военно-исторического общества.

Пока мы добирались он много рассказал о своём докладе 11.09.21г. на заседании этого общества, где он выступил с докладом «Воспитание историей». Дело в том, что он побывал в Красноярском крае, причем  на самом севере, там, где могучий Енисей впадает в Карское море, где расположен арктический посёлок Диксон и одноимённый остров. Именно здесь разыгралась одна из трагедий Великой Отечественной войны в 1942 году: оборона побережья от фашистского рейдера «Адмирал Шеер». Именно в проливе Вега.

И вот с Таймыра к нам в Пермь прибыл мультимедийный автобус-музей «Каникулы в Арктике». Ура! - каникулы! Мы срочно отправились на место стоянки автобуса-музея – рядом с Пермским городским дворцом культуры им. М.И. Калинина и «погрузились» на корабль эколого-просветительского марафона.

 Нас встретила милая девушка Юля, которая оказалась полярным корреспондентом, настоящим журналистом. Она предоставила нам выставку об Арктике. К нам сразу были направлены экскурсоводы, которые
рассказали о белых медведях как они живут, а так-же угрозы их существования! Угрозой является сокращение ледового покрова. А так-же «руки» браконьеров! Ведь охота на территории Российской Федерации на белых медведей категорически запрещена! Белый медведь занесён в Красную книгу Российской Федерации.

Чтоб выяснить, как живётся белому медведю, учёные отправляются в  научные экспедиции на всех видах транспорта, но сперва на самолётах. Увидеть белкового медведя конечно с высоты не так просто ведь он сливается со снегом.

Так же учёные помогают белым медведям «медицинской помощью». Белые медведи обитают на всей, покрытой льдом территории.

А теперь немного интересных фактов про белых медведях..

  • У них очень хороший слух! Они могут услышать звук мотора за несколько километров.
  • Зрение у них хорошее, схоже с человеческим.
  • Обоняние хорошее, могут учуять запах туши убитого животного за сотни метров, даже если занесена снегом.

      Александрп Сергеевич тоже «белый медведь». Так прозвали атлетов холодной воды, которые увлекаются марафонским зимним плаванием.

         Мы совершили виртуальную прогулку по Арктике, которая раскинулась на 28 квадратных метрах автобуса; побывали во всех 9-ти арктических регионах; узнали, кто встречается каждый год и с белыми медведями, и с пингвинами; зачем учёные берут анализы у хозяина Арктики, надевают спутниковые передатчики и считают разных животных с самолёта; где находится полюс холода; почему дома в Арктике красят яркими красками и многое другое.

         Кстати, раскрасить северный посёлок участники «эколого  -просветительского» марафона смогли самостоятельно, а также расписать для себя экошопер на мастер-классе, который проходил в самом настоящем жилище коренных народов севера – чуме.

         Чум располагался прямо рядом с автобусом!

         Перед тем как в него попасть — мы зарегистрировались:

         КАНИКУЛЫ В АРКТИКЕ - Главная каникулыварктике.рф

         И в назначенное время попали в Арктику.  

Дорогие наши читатели!

Предлагаем и ВАМ заглянуть на сайт и тоже побывать в этом чудо-автобусе:

официальный сайт: https://каникулыварктике.рф/

А теперь загляните на волшебные страницы и вы  испытаете «погружение»:

А вот и ссылка, по которой вы всегда сможете путешествовать:

фонд: https://cleanseas.ru/?ysclid=l8r2ss4h4p634667027

         Это ещё не всё!

         Следующий этап:

ХОЗЯИН   АРКТИКИ

         Экологический проект по авиаучёту БЕЛОГО МЕДВЕДЯ  в Арктической зоне Российской Федерации:

Наши экспедиции: https://arcticbears.ru/

Напомним, что 25 марта 2020 г. между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в лице руководителя Светланы Геннадьевны Радионовой, Автономной некоммерческой организацией «Центр «Арктические инициативы» в лице генерального директора Андрея Николаевича Патрушева и Международным экологическим фондом «Чистые моря» в лице президента Фонда - космонавта, Героя Советского Союза и Героя России Сергея Константиновича Крикалёва подписано соглашение о проведении тестовых авиаучётов белого медведя и морских млекопитающих, а также оценке экологической ситуации в целом в российской Арктике.

Экспедиция завершилась

https://arcticbears.ru/index.php/destinations

Белые медведи на Новой земле

Финишировала экспедиция «Хозяин Арктики» длиной в два этапа и два месяца!

https://arcticbears.ru/index.php/dnevnik-poljotov-2021

         1 июля 2021г. в морской порт Архангельск вернулась вторая экспедиционная группа экологического проекта по изучению белого медведя «Хозяин Арктики». На борту научно - экспедиционного судна «Михаил Сомов» учёные и наш видеооператор провели 20 дней.
         За это время они успели заглянуть в гости на полярную станцию на мысе Святой Нос, исследовать острова архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа. Найти там медведей, надеть на них спутниковые ошейники и взять биологические пробы, остаться на несколько часов в царстве хозяев Арктики, погрузиться в густой туман на много часов, налюбоваться вдоволь настоящими арктическими красотами, окольцевать несколько пернатых, проверить фотоловушки и даже отметить дни рождения двух членов команды.
         Зачем надевать на медведиц спутниковые ошейники, а у самцов брать биопробы? Как взвесить белого медведя в Арктике и какого размера у него зубы и лапы? Сколько километров способен преодолеть хозяин Арктики в поисках пищи? Почему мы до сих пор не знаем точное число популяции белого медведя и когда станут известны результаты большой экспедиции «Хозяин Арктики» -2021?

         Эти и другие подробности предварительных результатов научной экспедиции вы сможете узнать из первых уст 1 июля 2021г. в 14.30 во время встречи заместителя председателя Правительства Архангельской области Е.В.Автушенко с экспедиционной командой и организаторами проекта «Хозяин Арктики». И даже увидеть первый фотоотчёт.
         Напомним, первый этап проекта «Хозяин Арктики» завершился в начале июня этого года. Экспедиционная группа провела в Тикси, в самом северном посёлке Якутии, 26 дней, исколесив арктическое пространство на воздушном помощнике – летающей лаборатории Л-410! Преодолели более 11 тысяч километров - в среднем по 5-6 часов каждый день в поисках белых медведей и морских млекопитающих. Увидели впервые за последние 40 лет, как выглядит Великая Сибирская полынья и кто там теперь живет. Около 100 тысяч фотографий и столько же изображений с тепловизора. Медведи, нерпы и моржи там точно есть!

P.S.

         Экологический проект «Хозяин Арктики» второй год подряд проводится по инициативе Росприроднадзора, тем самым поддерживая обещание Светланы Радионовой, данное на конференции, посвящённой старту проекта в 2020г.: «Мы готовы быть мостиком между бизнесом и наукой. Давайте создадим им хорошие условия. Мы не только контролёры и страшные выписыватели штрафов. Давайте вместе реализуем новые экологические программы! Сделаем этот проект ежегодным. Я надеюсь, что это только первая ступенька, а дальше мы как на эскалаторе очень быстро поедем вверх, и таких ступенек будет больше, больше, больше…»
Реализуется проект при поддержке АНО «Центр «Арктические инициативы», силами ученых Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН и сотрудников Международного экологического фонда «Чистые моря».

Следите за новостями нашей экспедиции «Хозяин Арктики» на сайте

https://arcticbears.ru

Дневник экспедиции. Второй этап. 26 июня

https://arcticbears.ru/index.php/dnevnik-poljotov-2021

         Стоит немного рассказать о работе еще одного члена нашей команды – кинооператоре научной группы Владимире. Перед ним стоит достаточно насыщенная задача по видеофиксации происходящего не только с земли и воды, но и с воздуха. Для этого у Владимира три наземных камеры, два дрона и система видеосъемки, которая снимает через дверь открытую вертолета.
Самым, пожалуй, опасным и ответственным мероприятием является полет на дроне с борта судна. В связи с сильными магнитными аномалиями в северных широтах, дроны летают здесь крайне нестабильно, вплоть до варианта flyaway – когда дрон теряет управление и улетает в неизвестном направлении. Эмоций для пилота добавляют магнитные наводки от железа самого судна (порой невозможно даже запустить дрон, т.к. он ругается на чем свет стоит на все эти вещи). Ну и дополняет картину постоянный сильнейший ветер вкупе с перемещением корабля – то есть, если по какой-то причине аппарат потеряет сигнал, он вернется автоматически на точку взлета, но там уже будет лишь море.

         Но, невзирая на все эти риски, просто невозможно пропускать удивительные картины, которые нам приходится видеть здесь буквально каждый день. Самым незабываемым местом оказался остров Белла. Очень характерная гора в форме вулкана вместе с туманами, дополняющих суровость и брутальность этих мест, сильно выделяют его от остальных островов. На каменистых склонах высокой скалы гнездится множество птиц, которые с удивлением нарезают круги вокруг неопознанного летающего объекта, прилетевшего из ниоткуда.

         Современные технологии открыли удивительные возможности вести съемку, не сходя с борта корабля. И теперь, пока пилот дрона прячется на носу корабля от ледяных ветров, дрон с камерой может взмыть за облака и запечатлеть удивительные ракурсы, недоступные нам еще несколько лет назад.
         Пока же наша группа летит на поиски белого медведя, в двери вертолета висит другая система, позволяющая выхватывать удивительные виды замороженного царства вечных льдов. Со скоростью 200 км/ч мы успеваем пролететь над льдами и полыньями, заглянуть в мир белух и нарвалов, затем подняться между, наверное, еще не покоренными человеком горами и заглянуть в снежные долины Земли Франца-Иосифа. Ощущение особенного восторга от того, где ты находишься, не покидает каждого из нас. А еще через 15 минут мы уже сидим в кают-кампании и пьем вечерний чай.
Красоту этих мест сложно передать словами, поэтому приводим некоторые стоп-кадры, снятые нами. Безусловно, такой насыщенный красотами архипелаг требует более детальной художественной съемки. Но даже те съемки, которые удалось сделать в рамках этой экспедиции, уже смогут передать зрителю магию севера.

         Сегодня у нас было целых два вылета по медведю. И один кинематографический совместно с группой нарвальщиков. Все полеты были завершены поздно вечером. До полуночи нам нужно сниматься с якоря, т.к. в Белом море скоро начнутся военные учения, из-за которых мы можем серьезно застрять и не попасть в Архангельск вовремя. Поэтому вертолет уже садился прямо по ходу движения корабля.

         Не все научные группы смогли полностью реализовать свои задачи, как хотели, но при этом можно сказать, что экспедиция проведена успешно. Ведь всего за три с небольшим недели огромное количество специалистов провели массу исследований. И, невзирая на периодические туманы и ветра, все же погода нам благоволила для этого. Нашу экспедицию в полной мере можно назвать комплексной научной.

         Суббота на судне – банный день, поэтому после многих часов, проведенных у открытой двери в вертолете или в снегу с белым медведем, было особенно необычно зайти в 100-градусную сауну где-то на 79 параллели в Ледовитом океане.

Дневник экспедиции. Второй этап. 22 июня

После туманного простоя, неожиданно наладилась погода, и сразу три группы начали активно летать по своим задачам в разные части архипелага.
Первые три вылета пришлись на группу студентов,запланировавших экскурсию к «домику Эйры» – уникальному и единственно сохранившемуся продуктовому складу, построенному еще в 1881 году моряками с корабля Эйра, но так и не использованному по назначению. Домик стоит на невысокой каменной косе, обдуваемый ветрами, и при этом, будучи собранным из простых тесаных досок, до сих пор в прекрасном состоянии.
Немногие знают, что в этих широтах не живут бактерии, отчего процессы гниения существенно замедлены.
Арктика – дело нешуточное, и после третьей заброски произошел сбой, заставивший нас поволноваться.
На вертолете забарахлила система, из-за чего командир принял решение приостановить полеты до выяснения причин.
В это время студенты, находившееся на острове, не имели никакой возможности спрятаться от сильного и холодного ветра на протяжении нескольких часов.
Знали бы моряки XIX века, что в их продуктовом домике через полтора столетия будут прятаться студенты? Вряд ли!
Это был день несчастных людей: одни мерзли и считали минуты на острове, а другие пытались починить вертолет, бедный авиатехник простоял на стремянке пять часов кряду!
В конце все удалось, и пилоты быстро организовали эвакуацию группы.
Следующие дни мы работали попеременно с нарвальщиками.
Команда Ильи Мордвинцева отличалась стабильностью. Первые 15-20 минут полета уходили на поиск медведя, затем время на его обездвиживание и еще один час работы на льду. Команде проекта «Хозяин Арктики» удалось взять биопробы у шести медведей, на двоих из которых установили ошейники для спутникового слежения.
Каждое действие было выверено до секунды, и даже оставалось несколько минут, чтобы ощутить близость с этим гигантом Арктики, погладить его, придумать имя, посмотреть, как он просыпается, словно маленький медвежонок.
Не обошлось, конечно, без форс-мажоров. Медведица настолько быстро проснулась от введенного антидота, что мы не успели снять прибор, измеряющий температуру. Она приподнялась на лапах и любопытно стала вращать головой. Мы отошли с оборудованием на безопасное расстояние. И когда медведица встала на все четыре лапы, мы решили прибор забрать. Как? Для этого нужно чуть-чуть сдвинуть животное с места. Самый действенный способ показать медведю, что стоит уходить – это стать выше его. Каждый из нас поднял руки и группой стали медленно приближаться. Это подействовало, и медведица не спеша отвернулась и побрела между торосами прочь.
В другой раз произошла обратная ситуация: мишка настолько крепко заснул, что когда прилетел вертолет, нам никак не удавалось его разбудить. Пришлось отправить вертолет и буквально расталкивать медведя в бока, чтобы тот встал на лапы – это обязательное условие, без которого мы не улетаем после введения антидота.
Так, за бурной работой и культурными вечерами в кают-кампании незаметно прошло несколько дней и оставался финальный, за который нужно было успеть сделать сразу несколько вылетов.

Дневник экспедиции. Второй этап. 20 июня

Началось наше движение вдоль архипелага Земли Франца-Иосифа. Терра инкогнито – первое ощущение, которое складывается, когда стоишь на палубе и смотришь на медленно проплывающие ледники, вековые снежные купола и приплюснутые временем вершины припорошенных гор. Невольно вспоминаются имена первых путешественников героически достигших этих широт. Всего каких-то пару сотен лет отделяет нас от этого времени «первых». С тех пор в этом замороженном мире ничего не изменилось, и мы по-прежнему здесь гости.
Вскоре корабль вошел в зону плотных льдов. Корпус начало потряхивать, а толстые льдины, почти в метр толщиной, с хрустом разламывались об уставший, но все еще прочный металл легендарного судна. Рулевому приходилось буквально лавировать между особенно большими ледяными глыбами, чтобы не превысить наших возможностей. И вот, к позднему вечеру мы уперлись в непроходимый припай между несколькими островами. Мы достигли восьмидесятой широты.
Погода в Арктике меняется с огромной скоростью, и сегодня нам повезло увидеть целый калейдоскоп из необычных северных облаков, подсвеченных ярким круглосуточным солнцем. Сильный ветер создавал из них неповторимые фигуры, одних вращал на месте, другие гнал на восток. К утру с запада пришло тепло, и все вокруг погрузилось в туман.

Дневник экспедиции. Второй этап. 19 июня

         19 июня – судовой день, переход до Земли Франца-Иосифа
К вечеру 18-го июня мы, наконец, увидели ледниковые купола ЗФИ. Суровость и масштаб открывающихся перед нами арктических пейзажей впечатляет. Наше немаленькое судно кажется просто соломинкой на фоне этих ледниковых гигантов и бесконечных просторов. Корабль бросил якорь близ острова Мак-Клинтака.

         На следующий день планировалось много вылетов, и все с нетерпением ждали хорошей погоды. Так и случилось. Полет нашей группы предполагался затяжным, поэтому в вертолет поставили дополнительный бак на случай, если медведя не удастся быстро обнаружить. На этот раз сборы уже были гораздо более оперативными, группа действовала слаженно, а ребята вертолетчики поддерживали этот ритм.

         Взлетев, вертолет направился вдоль кромки воды, пересекая разные заливы между островами, покрытыми вечными темно-синими ледниками. Острова здесь самых разных очертаний. От чисто вулканических до сформированных осадочными породами. В какой-то момент вдалеке появился остров, буквально напоминающий классический индонезийский вулкан!
         Владимир едва успевал выхватывать все это многообразие на свои камеры. Как вдруг вертолет сделал резкий маневр – наблюдатели увидели медведя, бредущего между льдов. Началась “погоня”. Все произошло практически также, как и в прошлый раз: летчики со скольжением левым бортом медленно подлетели к медведю, Евгений произвел меткий выстрел. В этот раз пришлось кружить более 10 минут, пока транквилизатор подействовал – мишка оказался более крепким. Вскоре он лег, и мы опустились неподалеку от животного. В этот раз все произошло на уже достаточно тонком льду в заливе между островами, поэтому пилотам пришлось особенно аккуратно держать вертолет “на весу”, буквально едва касаясь шасси, пока мы покидали салон. Мы выпрыгнули на лед, пригнувшись от сильного набегающего потока и мелкой снежной пыли. Вертолет взмыл, и Евгений первым пошел проверять состояние медведя. Тот уже спал крепким сном, очень мило положив морду на лапы. Вот так столкнувшись с сонным медведем никогда не подумаешь, насколько может опасен этот хищник – настолько он выглядит безобидным.
Далее закипела работа: забор крови, мазок из носа, различные измерения… В этот раз окружающий ландшафт очевидно был более интересным, хотя до островов было далековато, и, по сути, мы находились на воде посреди белой пустыни. Теперь весь процесс занял менее часа, и медведь стал просыпаться. Илья Николаевич вызвал вертолет по рации. Однако ответа не последовало. Тогда запрос повторили, но никакой реакции. Очень странно – ведь пилоты приземлились буквально в шести километрах, и мы хорошо видели их в бинокль. Медведь поднял голову и стал нюхать наш запах. Мы начали звонить по спутниковому телефону, но звонок также не проходил. Связались с кораблем, попросили дозвониться пилотам, но у тех, в свою очередь также ничего не вышло.

         Что же произошло? Иван зарядил сигнальную ракету и выстрелил. Но чтобы ее увидеть, нужно пристально следить за нами, ведь в Арктике сейчас полярный день, и очень яркое, отражающееся от снега солнце.
Медведь стал приподниматься на передних лапах, и тогда мы решили двигаться всей группой в сторону вертолета. Мероприятие оказалось крайне непростым – лед уже изрядно подтаял, и мы, нагруженные оборудованием, то и дело проваливались глубоко в воду. И вдруг, на фоне горы взлетел вертолет, выйдя сразу на связь! Через пару минут он уже был рядом, тогда как медведь неуверенно стоял на всех четырех лапах. Успели.
Остается только гадать, почему случился такой провал в связи, вероятно, здесь в скалах достаточно сильный магнитный фон, из-за чего гора могла просто экранировать сигнал. Маловероятно, что медведь бы перешел в наступление на нас, но такая вероятность все равно присутствовала.
Обратный путь оказался короче, мы направились напрямую к кораблю. Погода резко портилась – над островами быстро опускался туман. Еще один успешный день позади.

         Теперь наша задача найти самку, чтобы установить спутниковый передатчик.

Дневник экспедиции. Второй этап. 16-17 июня

         16 июня – судовой день, переход до северной оконечности архипелага Новая Земля.

         17 июня К утру корабль подошел к самой северной точке архипелага Новая Земля – мысу Желания. Здесь должна начаться активная фаза нашей работы. Еще с вечера с пилотами был утвержден план: в 10 утра производим вылет на поиски медведей и в случае, если не находим, пересекаем остров Северный с востока на запад и далее летим на Оранские острова для высадки.
         В нашей группе чувствовалось рабочее напряжение. Еще с вечера каждый начал приготовления: Евгений несколько часов провел в лаборатории, подготавливая дозы транквилизатора для обездвиживания различных по весу медведей. Илья Николаевич весь вечер просидел за бумагами, оформляя полетное задание. Иван и Никита продумывали варианты маршрута. Владимир готовил многочисленную видео технику и коптеры.
         После быстрого завтрака все молча и оперативно собрались и поднялись на вертолетную площадку. В назначенное время вертолет взмыл с палубы в сторону заснеженных берегов. Не успели мы пролететь и пяти минут, как наши бортнаблюдатели обнаружили первого мишку. Тот прогуливался по береговой линии, и пока вертолет делал круг для захода пониже, тот быстро ретировался в воду.

         Мы полетели дальше. Долго ждать не пришлось – Новая Земля – излюбленное место белого медведя. На этот раз мишка оказался не такой шустрый, и удалось его направить вглубь острова, подальше от моря Теперь все зависело от Евгения – он не только биолог, но и главный стрелок в экспедиции. С первого захода попасть не удалось. Пилоты выполняли пируэты высшего класса, разворачивая многотонную машину, и боком “подкрадывались” к медведю. Со второго раза все удалось – дротик со снотворным попал точно в цель.

         Вертолет сделал круг и встал под работающими винтами на топкую землю – полностью приземляться было опасно. Мы ждали, пока транквилизатор подействует. В этот раз процесс оказался быстрым, и медведь в течение нескольких минут лег на землю. Теперь начиналась буквально спецоперация по десантированию нашей группы, пока животное спит. Пилоты подлетели ближе, насколько это было возможно, и наши специалисты один за другим пошли к медведю с оборудованием для исследования. Невзирая на шум, который создал вертолет, терять бдительность было нельзя – другие медведи запросто могут подойти, ведь многие из них не только не боятся человека и техники, а даже интересуются происходящим. Поэтому Иван был постоянно начеку, держа ружье наготове.
Медведь оказался самцом, размером чуть болеше среднего . Огромный хищник погрузился в вынужденный сон, равномерно и глухо вдыхая морозный арктический воздух. Современные транквилизаторы безопасны для животного, при этом гарантированно погружают его в крепкий сон. За короткое время ученые взяли целый спектр биопроб, анализ которых в дальнейшем даст понимание о состоянии здоровья зверя, его питании, и факторах, влияющих на популяцию белых медведей в данном регионе.
Настал момент пробуждения медведя. Он стал периодически открывать глаза и поднимать голову. Илья Николаевич связался по рации с вертолетом, в то время, как Евгений ввел дозу антидота. Через 10 минут мы эвакуировались, сделав несколько кругов, чтобы удостовериться, что медведь встал на лапы.
Пилоты оперативно перебросили нас на Оранские острова, где находился небольшой балок Национального парка «Русская Арктика» и были установлены фотоловушки в разных местах острова. Пока вертолет обеспечивал доставку на мыс Желания групп Плавучего университета, у нас была задача обойти остров и проверить все фотоловушки.
Прежде всего мы запустили коптер, чтобы удостовериться, что не острове нет медведей. Остров совсем небольшой, но на всю процедуру обхода потребовалось несколько часов. Также Иван успел поймать несколько кайр, чтобы произвести их замеры и установить колечко на лапу.
Прилет вертолета задерживался. Ни на спутниковый телефон, ни на радиостанцию судно не отвечало. Оставалось только ждать, созерцая арктические пейзажи.

         Находясь здесь, больше чем в тысячи километров от Архангельска, на маленьком островке среди бирюзовых вод северной части Баренцева моря, наблюдаешь совершенно иной, отличный от нашего мир необычных животных, суровых северных ветров и вечных льдов. Архипелаги арктических островов, пожалуй, одни из немногих мест, оставшихся на планете, где по сей день можно увидеть нетронутую человеком природу, и еще пока ступить на землю, где не ступала нога человека.
Про нас, конечно, не забыли, и вскоре вертолет прилетел, быстро доставив на борт. Буквально через полчаса мы сидели в кают-кампании за граненым стаканом корабельного теплого чая, жутко уставшие, но довольные первым удачным вылетом.

Дневник экспедиции. Второй этап 14-15 июня

Продолжение..
         Молодые специалисты находятся здесь с задачей обследования точек для бурения скважин, в которых будут устанавливаться специальные термокосы, собирающие информацию об изменениях в вечной мерзлоте в рамках федеральной программы глобальной системы мониторинга.
Пока мы перемещались вглубь острова, опустился сильный туман, и вертолет больше не смог продолжить работы по разгрузке, тем самым оставив нас здесь на неопределенное время. Но мы надеялись на лучшее и продолжали работы, меняя точки замеров. Все это время с нами находился Иван Мизин, инспектор парка Русская Арктика и участник проекта «Хозяин Арктики».
Как сказали на метеостанции, медведи в последнее время не появлялись в окрестностях.
         Однако, даже при этом никогда нельзя расслабляться и следует постоянно оглядываться, особенно при отсутствии видимости в тумане.
Флора и фауна острова Южный разнообразна для арктических островов. Нам повезло оказаться здесь в момент начала гнездования многих птиц. Из тех, что мы обнаружили, можно назвать: морские утки – гага, морянка, малый тундровый лебедь, в каменистых россыпях суетились пуночки, перелетая с места на место и строя гнезда. Распевал над головой рогатый жаворонок, а в тумане пролетали белощекие казарки.

         Ближе к 5 утра появились просветы в тумане, и по рации сообщили, что вертолет готовится к вылету с борта судна. Когда мы подходили к вертолетной площадке, Иван что-то заподозрил на склоне горы, у которой мы работали полчаса назад. И когда мы посмотрели в бинокли, то поняли, что совсем недалеко от нас отдыхал белый медведь! Удивительно, что он никак не проявил активность. Но это был хороший урок о бдительности!
На борт мы вернулись утром.

         Наступил День Рождения руководителя нашей группы Ильи Николаевича Мордвинцева. И после того, как корабль взял курс на север, мы, уставшие, но довольные, принялись за поздравления нашего коллеги.

Дневник экспедиции. Второй этап. 14 июня

https://arcticbears.ru/index.php/dnevnik-poljotov-2021 

Дорогие читатели! Всем — кому стало интересно — дочитайте и досмотрите этот уникальный репортаж пао ссылке , указанной выше!

А НАША РЕДАКЦИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ к РАССКАЗУ куратора-руководителя нашего отряда

Александр Сергеевич Куляпин продолжил свой рассказ:

         В год 40-летия битвы за Диксон - здесь героям был воздвигнут обелиск на Южной горе. В подготовке такого события участвовали все, кто что-то знал, хранил память о героях. В одном из писем М.К. Комраковой, которая плавала на буксире «Молотов», была свидетелем боя, есть такие слова: все наши воспоминания - это «Воспитание историей». Небольшое судёнышко помогало чем могло. Но о нем раньше не вспоминали. Она описала важные детали сражения. Память о национальных героях, сохранение истории - сегодня это очень важно. Потому что память — это не только опорная часть нашего сознания, но и его движущая сила. Русский поэт Егор Исаев заметил, что человек не просто начинается своим отчеством и фамилией. Биография каждого из нас — это лишь веточка в необозримо великой кроне дерева по имени История. Именно здесь, на Диксоне, рейдер получил достойный отпор.

Во второй половине августа 1942 года фашисты решили провести операцию под кодовым названием «Вундерланд» (Страна чудес). Цель операции сделать невозможным проход конвоев союзников Северным морским путём и в разрушении советской портовой инфраструктуры.

Основной военной мощью операции был тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» (нем. Admiral Scheer). Водоизмещение крейсера — 15 180 т, длина 186 м, ширина 21,34 м, Экипаж 1150 человек. Основное вооружение составляли шесть 283-мм орудий SK L/52 C28, размещенные в двух бронированных башнях — одна в носу, одна в корме. Помимо основного вооружения имелись орудия меньшего калибра, зенитные установки, торпедные аппараты и даже запускаемый при помощи катапульты самолёт разведчик Arado Ar 196.

Именно сюда приехали атлеты холодной воды Межрегиональной Ассоциации холодового Плавания России и бросили вызов Арктике: организовали на крайнем севере Таймыра в посёлке боевой Славы Диксон первую Арктическую эстафету через пролив Вега, в рамках национального проекта Демография - Здоровый образ жизни. Мероприятие прошло под девизом «Пылая сердцами», так как событие посвящалось 90 летию Полярной Авиации, 90 летию Празднования Таймыра, 80-летию героической обороне Диксона. Участие приняли спортсмены из Якутска, Благовещенска, Перми, Ульяновска, Красногорска и Красноярска.

https://vk.com/album-100202751_281206033

В нашей школе №135 г.Перми прошёл Всероссийский урок АРКТИКИ.

         Мы поздравили всех с Днём Арктики. Это молодой российский праздник, который отмечают в последний день календарной зимы, 28 или 29 февраля.

         Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова провели Всероссийский урок Арктики посвящённый Дню полярника в России и 100 летию Первой русской арктической экспедиции.

         Сегодня в мире формируется обеспокоенность в отношении среды существования человека. Она спровоцирована загрязнением окружающей среды, утратой биоразнообразия и лидером повестки - изменением климата.

         На заседании клуба "Валдай" президент России Владимир Владимирович Путин отметил: "Мне бы очень не хотелось, чтобы борьба за сохранение природы, за сохранение нужных параметров по климату превратилась в какой-то скрытый инструмент конкурентной борьбы на мировых рынках. Это плохо! Это подорвало бы доверие к тому, что мы делаем во имя будущего человечества".

         Откровенно говоря, мировую экологическую повестку, конечно же, нельзя считать каким-то новоделом - Всемирному фонду дикой природы (WWF) в прошлом году исполнилось 60 лет, а Зеленому миру (Greenpeace) - 50. Но, несмотря на такой срок своей активной жизни, экологическая проблематика так и не стала всеобщим объединяющим мотивом поведения людей во всем мире.

         Почему?

         Самый частый ответ: экология - это про "завтра", а живем мы "здесь и сейчас", поэтому проблемы сегодняшнего дня доминируют над завтрашними. Это, по нашему мнению, неверный посыл. А вот верный ответ менее очевиден: слишком много скрытых смыслов и действий маскируются под экологию.

         В последнее время русская Арктика привлекает всё больше внимания соседей. В арктических недрах есть практически вся таблица Менделеева, воды богаты биоресурсами. Важность региона для России трудно переоценить, ведь это 83% российского природного газа и 17% российской нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов.

         Большое значение имеет и Северный морской путь, который становится более доступным для использования, а это самый короткий путь из Азии в Европу.

         Россия же в настоящее время имеет пять атомных и почти сорок дизель-электрических ледоколов.

         9 июня 2020 года президент США Дональд Трамп подписал меморандум «О защите национальных интересов США в Арктическом и Антарктическом регионах». Главный упор в документе сделан на необходимости создания и полного развёртывания к 2029 году боеспособного ледокольного флота в составе трёх тяжёлых и трёх средних современных ледоколов, а также на создании в прилегающей к Арктике зоне четырёх баз ВМС США (двух зарубежных и двух, расположенных на американской территории).

         Конечно, самостоятельно ледоколы не воюют, однако они могут обеспечить деятельность 6-го и 7-го флотов на входе в СМП в Атлантике между Гренландией, Исландией, Норвегией и на выходе из него в Беринговом проливе между Северным Ледовитым и Тихим океанами.

         В случае военного конфликта ледоколы обеспечат проход в акваторию СМП группировки кораблей этих флотов. А вот это уже серьёзно.

         Для защиты российской Арктики создано межвидовое стратегическое территориальное объединение ВС РФ "Северный флот", с января 2021 года выполняющее задачи военного округа. По состоянию на май 2021 года в составе флота: 46 надводных кораблей и 43 подводные лодки, в том числе девять специального назначения и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который сейчас находится на ремонте. Также в объединение входят ВВС и ПВО, армейский корпус сухопутных войск, есть и современная развитая инфраструктура на архипелагах арктических островов — комплекс “Арктический трилистник” (остров Земля Александры, архипелаг Земля Франца-Иосифа), комплекс “Северный клевер” (остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова), объекты на архипелагах островов Новая Земля и Северная Земля.

                   Дорогие наши читатели!

         Если ВАМ стало интересно! - открывайте наши выпуски Новостей:

Первый Арктический заплыв через пролив Вега в Карском море
Поздравляем учителя А.С. Куляпина с 1-м местом в соревнованиях II Кубка Арктики
«ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ» – СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО или "День Арктики" в СОШ №135
Международный день полярного медведя в СОШ №135
Фестиваль "МОРЕ ЗОВЁТ"
С Днем Военно-Морского Флота!
СОШ №135: в поисках «РУССКОЙ МЕЧТЫ»

(исп м-лы СМИ; Арктической экспедиции)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Миша Зайцев — военкор; нач.  экологического клуба, эколог-доброволец;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».