«Гений связан для меня с перспективой, светом»
Андрей Тарковский "Уроки режиссуры"

16 сентября в пятницу наш отряд «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова с Куляпиным Александром Сергеевичем прибыли на очень красочную и интересную Церемонию открытия 22-ого международного фестиваля документального кино «Флаэртиана 2022» в ДК им. Солдатова. По прибытию нам удалось познакомиться, пообщаться и сфотографироваться с участниками фестиваля и все они, мне показались, очень неординарными и творческими личностями.

Затем мы заняли свои места в зрительском зале, и вскоре началась сама церемония открытия. Вначале пред нами предстали в строгих костюмах ведущие этого мероприятия, сказав приветственную речь, пригласили оригинальный музыкальный коллектив, который играл на разных музыкальных инструментах. После этого эффектного выступления на сцене появился Павел Печенкин, который является президентом МКФ «Флаэртианы», он произнёс торжественно-поздравительную речь, следом были приглашены на сцену жюри этого замечательного события, которые были из разных стран, в их число вошли: Наталья Саврас, Артур Соколов, Евгений Демшин, Дмитрий Давыдов, Татьяна Санникова, Юлия Тавризян, Любовь Аркус, Гульбара Толомушова, Сара Мани, Пакизе Эмель Челеби, Элизабет Маршан.

И вот началось само открытие, вновь был приглашен на сцену Павел Печенкин и ритуалом для того, что бы фильм был удачным, он открыл данный фестиваль. Ритуал заключался в следующем, нужно было подойти к камере на штативе и о них разбить тарелку, кусочек на память Павел забрал себе. Далее был продемонстрирован один из фильмов, который участвует в данном фестивале. Этот великолепный фильм был посвящён Максиму Чайкину - это выдающийся биолог, и об его путешествиях на Север, которые он совершал каждые 10 лет. Меня затронул до глубины души один момент в этом фильме, про маленького моржонка, у которого погибли родители, и ему пришлось в одиночестве справляться с жизненными сложностями. От этого фрагмента фильма стало очень грустно и печально.

По завершению фильма все стали расходиться, мы отрядом, как настоящие ценители и коллекционеры разных мелочей, решили в наш музей взять кусочки разбитой тарелки. А мне даже удалось более крупный кусочек лично разбить о штатив, что доставило кучу положительных эмоций.

Это событие для нашего отряда было важным опытом и обучением, как правильно создавать документальные фильмы. И мы очень благодарны организаторам за то, что нас пригласили на столь яркое и фееричное мероприятие. Для нашего отряда такие фестивали являются колоссальным опытом, и мы очень рады, что есть возможность посещать столь замечательные события, которые проводятся на международном уровне в нашем городе!

«Флаэртиана» существует больше двух десятелетий и за это время из закрытого форума для профессионалов эволюционировала в масштабное кинодвижение, которое сегодня включает смотр документального кино, сотрудничество с крупными зарубежными кинофестивалями, развитие кино- и медиаобразования. Подчас даже оргкомитет фестиваля затрудняется рассказать обо всех проектах, которые проходят под эгидой "Флаэртианы". Режиссер Алексей Романов понаблюдал за жизнью фестиваля со стороны и снял об этом фильм. В нем можно узнать обо всем, что скрывала "Флаэртиана".

См. фотоальбом

PS

В отборе флаэртаинского кино на первый план выходит отношение автора к фильму и к его герою.

У режиссера - документалиста особое чутье.

Ключевыми характеристиками «флаэртианского кино» стали: стремление к передаче реальной жизни, естественное поведение героя в кадре, использование длительного кинонаблюдения в качестве основного метода съемки, построение сюжетных ходов внеразрывной связи с реальными событиями, происходящими в жизни героя, отсутствие или второстепенная роль «автора», минимум монтажа.

За счет того, что во «флаэртианском кино» герой проживает часть своей реальной жизни, оно дает простор для обобщения проблем, для попытки выстраивания собственных системи моделей: от личной истории героя к компаративному анализу ценностей и ценностных систем. Именно поэтому о нем говорят: «кино романного толка».

Иными словами, специфика документального кино «Флаэртианы» в том, что это искусство, развивающееся в русле мирового тренда, и одновременно антропологическое исследование.

Флаэртианское кино романное по определению. Режиссер следит за героем в течение нескольких лет, подробно останавливается на герое, в его задачи входит показать историю максимально полно, поэтому фильм естественным образом требует такого хронометража.

Часто из фильма действительно нельзя «выкинуть» ни один эпизод – всё важно. Как и в фильме Ван Бина. Я не могу сказать, что в нем есть что-то лишнее, что его нужно монтировать и сокращать.

И с другой стороны это естественное влияние технологий, которые позволяют ухватить больше жизни в кадр. Режиссеры документального кино получили цифровую камеру, и могут снимать, ни в чем себя не ограничивая, не режиссируя реальность. Мы знаем, что герои Флаэрти реконструировали свою жизнь по его заказу. От этого его фильмы не стали менее подлинными, но факт остается фактом. Сейчас такой необходимости нет. В итоге возникает многочасовой материал.

Раз уж документалист взялся рассматривать какую-то тему и проблему, то он должен рассмотреть ее всесторонне. Такова этика документалистики в современном мире.

В России нет киноиндустрии в полном смысле этого слова, нет рынка, где можно реализовать документальное кино, на котором искусство документалистики имело бы спрос. Телевидение и кинотеатры его практически не показывают. Соответственно нет запроса от зрителей и нет площадки для реализации.

 Только в Перми есть семинар для режиссеров и продюсеров, где их как раз учат создавать проекты будущих фильмов с целью дальнейшей реализации.

Даже телевидение пошло навстречу документальным фильмам. Видимо, происходит качественное изменение зрительского восприятия самого телевидения. На телеканале «Культура» идет программа «Смотрим – обсуждаем», где иногда показывают экстремально длинное авторское документальное кино

Фестивальное движение в мире достигло таких масштабов, что, фактически, фестивали стали альтернативным прокатом. Даже в Перми помимо "Флаэртианы" проходит фестиваль "Текстура" с кинопоказами, кинонедели "Фронтлайн клуба" и еще ряд акций. То есть зритель больших и средних городов не в изоляции, у него есть возможность посмотреть хорошее кино.

«Флаэртиана» до сих пор единственный международный фестиваль документального кино в России. И получается, что только «Флаэртиана» может сообщить зрителю о состоянии дел в мировом документальном кино.

У «Флаэртианы» нет премьерных амбиций, поэтому только здесь есть возможность продемонстрировать лучшее документальное кино в его естественном масштабе.

В России, по-прежнему, развивается буржуазность. Все хотят стабильности, хорошо испокойно жить. Режиссеры - не исключение. Но документальное кино – это не та площадка, где можно спокойно, психологически комфортно творить и при этом сытно жить.

В одном из интервью Марк Франкетти (корреспондент британской газеты The Sunday Times, который освещает события в России уже больше 14 лет) говорит, что в России долгое время была пустыня, единственной религией в которой были деньги. Здесь не было духовного запроса, соответственно не было и пассионарности, необходимой для документального кино.

Документальное кино, которое создается в России, нуждается в осмысленной, стратегически выверенной поддержке государства. Безграмотная политика привела к тому, что государство поддержало съемки тех фильмов, которые в итоге невозможно показывать людям – и показаны они не были. Настоящее и наиболее успешное документальное кино было снято без какой-либо поддержки, теми самыми энтузиастами – Александром Расторгуевым, Павлом Костомаровым, Аленой Полуниной.

Чтобы появлялось качественное кино, должна существовать профессия документалиста. Это профессиональное занятие должно, например, хоть как-то оплачиваться. Сегодня документальное кино - это голый авторский энтузиазм, если не сказать альтруизм.

Флаэртианское кино подробно и полно описывает героя или драматическую ситуацию, что само по себе отменяет тенденциозность.      Флаэртианскому кино трудно уместиться в жанровые каноны. Тем более, здесь не бывает памфлетов, как, например, у Майкла Мура.

Учиться кино нужно и надо. Поэтому мы вспоминаем сегодня мэтров кино, не только документального.

В этом году Андрею Арсеньевичу Тарковскому (1932 – 1986) исполнилось бы 90 лет, и этой круглой дате посвящена экспозиция "Кино как молитва", проходящая в Выставочных залах РОСИЗО на Китай-Городе. Кроме того, у посетителя есть возможность увидеть документальный фильм, снятый сыном Тарковского об отце, а в определённые дни попасть на просмотры "Зеркала", "Сталкера" и других значимых киноработ.

Тарковский говорил: «В "Сталкере", как и в "Солярисе", меня меньше всего увлекает фантастическая ситуация. Фантастической можно назвать лишь исходную ситуацию. Внутри же самой ткани происходящего никакой фантастики не будет, видимо-реальной будет даже Зона. Все должно происходить сейчас, как будто бы Зона уже существует где-то рядом с нами». Важен человек и его Бог. Беседа о душе. Мало, кто смог так пронзительно явить микрокосм, как Тарковский. Он же полагал, что искусство – религиозно, в принципе. Отсюда – "Андрей Рублёв", снятый в середине 1960-х, с самый разгар антицерковной пропаганды.

Тарковский – русское сокровище, как и Дягилев, и Менделеев, и Гагарин. Слухи об унылой зауми сильно преувеличены – режиссёр умел создавать всю гамму настроений и обращался не столько к разуму, сколько к подсознанию – это надо смотреть, не отрываясь, без попкорна или салатика и – без прерывающей рекламы. Чтобы попасть на волну Тарковского, не обязательно разбираться в стилях. Показательно его утверждение: «Фильм должен быть простым, очень скромным по своей конструкции». Но, вместе с тем: «Я не представляю себе, как можно реализовать замысел, если твоя цель — говорить на языке «доступном». Я не знаю, что такое доступный язык. Мне кажется, что единственный способ — это язык искренний». Тарковский – не доступный, а близкий. Он резкий и точный при всех его грёзах и вывертах.

В "Андрее Рублёве" (1966) Тарковский, как, пожалуй, никто из его коллег, изобразил мучительный переход от Средневековья к Ренессансу. Ошибочно думать, что у нас этих процессов не существовало в виду политической оторванности от Европы. На деле, русская цивилизация переживала всё то же, что и вся христианская система – болезненное искательство Высших Начал и утрату привычно-знаемой почвы под ногами.

В "Зеркале" (1974) Тарковский заявил свою боль напрямую, рассказав о своей матери, о времени и о себе. Повествование лишено прямолинейности – сны, воспоминания, ирреальность, вплетаемая в бытие. На выставке мы видим фото матери Тарковского – работницы типографии Марии Вишняковой, а рядом – кадры с Маргаритой Тереховой в роли мамы главгероя. Дом в фильме и - дом Тарковских. Пересечение «личного» и выдуманного.

Действие "Зеркала" начинается в 1930-х, но эпоха даёт о себе знать лишь портретами Сталина и фоновыми событиями - запуском первых стратонавтов, гражданской войны в Испании, Великой Отечественной, тогда как ощущения рождают вневременность, точно всё спрессовано и при том – длится вечно, подобно тому, как любое зеркало даёт бесконечный коридор отражений.

"Сталкер" (1979) – это вершина; здесь отточены все идеи, что возникали до и – будут использованы после. "Сталкер" - идеальная постапокалиптика и гимн всем таинственным «заброшкам». Потому-то фильм считается культовым у ребят, лазающих по домам, предназначенным к сносу, подвалам недостроенных санаториев и территориям покинутых пионерлагерей, где трава по пояс и адская тишина в павильонах, пахнущих сырым деревом и тленом. Все хотят найти Зону, даже, если не признаются в этом. Мотив братьев Стругацких – забытое место, шоссе, ведущее в Никуда, ржавчина, руины, звуки, страх. Комната, откуда ушли давным-давно или только что, при этом «давно» и «секунду назад» - сливаются. Куда уводят мечты, обещанные тайными смотрителями Зоны (аналог Соляриса)?

В 1980 году режиссёр уехал в Италию – сначала для съёмок "Ностальгии" (1983), а потом – с концами. Последние фильмы, включая претенциозное "Жертвоприношение" (1986) – это застревание в самом себе, но уже без эффектного выхода. У каждого автора есть период, когда он восходит на положенную ему вершину, а затем идёт неизбежный спад или застой. Для Тарковского это совпало с эмиграцией, однако, не в ней всё зло – он как раз хотел вдохнуть новые силы, но увы. Скончался в Париже, видимо, так и не найдя того, что маниакально искал всю свою короткую жизнь – счастья. Талант и счастье – это ещё большая несовместимость, чем гений и злодейство. «Настоящее искусство не заботит, какое впечатление оно произведет на зрителя», - мыслил мэтр. Недоброжелатели по сию пору убеждены, что он любил себя в искусстве, а не искусство в себе, но в случае с Тарковским это не так уж плохо. Он был эгоцентричен, да и выставка вся – строго о нём и вокруг него. Люди, не исключая талантливых актёров, статисты его трагедии. Вещь в себе, что заставила всех любоваться, критиковать, копировать, ненавидеть, пытаться вникнуть.

(исп м-лы СМИ; Г.Иванкиной, К.Бабиковой и др.)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школь-ные Новости»;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».