Проект «Экологическое путешествие длиною в 300 лет»: движемся по календарному плану.

24.07.-25.08.2022г. состоялись  маршруты,  выбранный не случайно - для проведения практических занятий по курсу «Основы экологии». Для этого мы  выехали на практику «инструкторов» на базе экологической тропы («ООПТ Егошихинское кладбище»  + «Тропа к Егошихе» ) на р. Егошиха и р. Стикс. Задача была разработать «станцию» маршрута:

-   проведение школьной экскурсии по экологической тропе у малой реки;

-  проведение экскурсии — образовательного путешествия по заповедной территории для различных групп посетителей;

- организация экологической странички на сайте школы, посвященной реализации проекта.

Станция  «Борщевик на Стиксе»

 Короткая экскурсия с остановкой на «станции» — образовательное путешествие, которое завершилась в  лесном биоценозе нашей планеты. 

В нашем образовательном путешествии мы решили пройтись по экологическим тропам с нашим педагогом Александром Сергеевичем. Вначале мы изучили экологически-познавательные стенды, где наш отряд нашёл много интересной информации. 

Далее нам удалось насладиться неописуемо красивейшими пейзажами нашей уральской природы: огромными кронами деревьев, прекрасными цветами, различными растениями, малыми речушками.

         Но, к сожалению, в нашем путешествии встретились и неприятные моменты. Увидели, как вредный и ядовитый «борщевик» поселился на берегу нашей прозрачной и чистой малой речки Стикс, но мать-и-мачеха в одиночку вступила в отважный бой и всеми силами пытается спасти речку от наступления этого «злодея».

         В итоге мы пришли к выводу, что необходимо помочь мать-и-мачехе в этом тяжёлом бою и обязательно уничтожить ядовитого врага, пока он не заполонил все берега наших красивых малых рек и не только…

         Меня очень впечатлило наше путешествие, и наш отряд получил много полезной и нужной информации, как по истории, так и по экологии. Уставшие, но довольные мы отправились по домам! Особую благодарность хочется выразить нашему педагогу Куляпину Александру Сергеевичу за организацию такого увлекательного и познавательного похода, и, конечно же, Денису Думлеру, который постоянно дарит нам знания о важных исторических событиях нашей Отчизны, которые нельзя забывать!

         Мы определились с месторасположением где можно увидеть  участки «нетронутой дикой» природы и антропогенный ландшафт. Это нужно для проведения сравнительного изучения естественной и преобразованной среды, изучения деятельности человека, попробовать прогнозировать последствия такой деятельности.

         Именно на таких тропах возможна связь воспитания с отдыхом: увидеть красоту, ранимость и  беззащитность природы перед человеком. Природа всегда просит помощи, защиты и любви у городского человека, которая, увы — не приходит сама собой. У нас пробудилось желание сделать что-то доброе.

         Эколого-просветительская сторона дела как раз в том и состоит, чтобы на момент отдыха в природной обстановке формировать эко — кругозор у отдыхающих. Это и есть одновременно формирование экологической культуры. Как сформировать бережное отношение к природе? Наверное обучать учеников в природе. Экотропа — это место, где мы изучаем природу, а природа учит нас, т. е. «учебно-просветительский кабинет в природных условиях». Здесь каждый из нас учится применять на практике знания из разных предметов, вспоминает или узнаёт этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. В итоге мы приучаемся не только думать и анализировать, но и использовать все возможные условия для сочетания мысли, чувства и действия. На тропу идти за мировоззрением, самовоспитанием и воспитанием убеждений личности. Для этого и ставится главная задача — улучшение общего состояния природы в зоне экологической тропы. Это и есть гуманная задача нашего времени.

         Каждый «инструктор» нашего экоклуба выступает в роли исследователя, пропагандиста, труженика.

         Здесь мы изучаем историю объекта, геоморфологию (водораздел), экологическое состояние, видовой состав деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов, лишайников, изучаем и описываем видовой состав животных, орнитофауну. Даём описание «станции» (остановки) — эмоциональное, поэтическое; составляем листовку «правил поведения в природе». Важно отметить рекреационную деятельность, рекреационное лесопользование.

         В осенний поход можно посмотреть — понаблюдать за миграцией животных и птиц, подготовкой обитателей леса к зиме, за изменением окраски и отмиранием листьев, вызреванием плодов и семян, одревеснением побегов; за метеорологическими явлениями (иней, туман, заморозки…); весной за цветением растений-эфемеров, сокодвижением в стволах деревьев, гнездованием птиц, появлением ручьев и пр.

         В этот раз у нас «биологическая станция — БОРЩЕВИК» и  «экологический релакс».

         Мы хорошо размялись, провели «минутку с солнечным лучом», «дыхательную гимнастику» и даже «переходили к водным процедурам».

         Всегда нужен инструктаж по «ТБ» и знакомство с правилами поведения в натурно-полевых условиях; иметь аптечку и пр. Группа — до 15 человек, родители и учителя, волонтёры (2-3 чел.); дисциплина и контроль.

         Инструменты и оборудование: лупа, линейка, пинцет, лопатка, ботаническая папка, песочные часы, рулетка, пл./ёмкости, пр.

ВНИМАНИЕ!  «ИНСТРУКТОРУ» ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО О ТОМ. ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ ВСЕ УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ВРЕМЕНИ.

Действия (10-15 мин.):

- расставить экскурсантов;

- выдать инструменты;

- увлекательная беседа, диалог, игра + изложить теоретическую часть;

- организовать практическую работу;

- обсудить результаты;

- ответить на вопросы;

- привлечь всех участников;

- закрепить материал; - дискуссия;

- ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДИЦИПЛИНЫ, РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ВЗАИМОПОМОЩИ;

- повышать заинтересованность, самооценку и активность учащихся.

См. фотоальбом

Наша справка:

         Ученые из Сколтеха выдали тревожный прогноз: в ближайшие десятилетия мы можем не узнать наши пейзажи. Почти всю европейскую часть страны грозит захватить ядовитый борщевик. Причины две. Его поразительная неприхотливость и живучесть. Оно не боится жары, холода, засухи, тени, растет на любой почве. При ухудшении условий борщевик может годами задерживать цветение, а потом выдать 20 тысяч семян "с куста". Кроме того, он успешно вытесняет другие виды.

         Но самое тревожное, что сейчас для борщевика создаются особо благоприятные условия. На него работает глобальное потепление. Это и показали в своей работе ученые Сколково. Созданная ими система искусственного интеллекта проанализировала шесть сценариев изменения климата, от самого оптимистичного до самого пессимистичного. Оценивалось как каждый вариант скажется на "жизни" борщевика. Вывод? Интеллект выдал неутешительный результат: в любом случае ему будет хорошо. Почти вся Европейская Россия, кроме севера, может оказаться во власти борщевика.

         Словом, ученые бьют тревогу, считают, что борьбу надо было начинать еще вчера. Ведь чтобы изжить борщевик с зараженной территории, ее нужно обрабатывать, перепахивать, вносить химикаты и т.д. - но это трудный и долгий процесс. А если дело с самого начала пустить на самотек, то потом растение уже не остановить. Оно быстро захватывает все новые площади.

         Главная опасность борщевика Сосновского в том, что он может спровоцировать сильнейший ожог на коже. Это происходит из-за наличия в соке борщевика особых веществ: кумаринов и фурокумаринов. Именно они повышают чувствительность организма к восприятию солнечного света. Сок под влиянием ультрафиолета усиливает ее пигментацию, вызывает сильнейшие дерматиты, которые часто называют специфическими ожогами.   

         Борщевик Сосновского — это не какая-нибудь крапива или лебеда. Это инвазионный вид! То есть наносит серьёзный вред дикой природе, вытесяняя местные виды с огромных территорий.Поскольку борщевик Сосновского завезён в среднюю полосу России извне (с Кавказа) и в нашей природе его никто не ест (а он очень неприхотлив и живуч!), то на природные механизмы ограничения его численности пока рассчитывать не приходится.

Разве что чудо: найдут или выведут наши учёные каких-нибудь естественных врагов для него... Пока чуда не случилось, поэтому человеку необходимо безжалостно бороться с борщевиком Соновского, иначе придётся жить в таком окружении, как на следующем фото. Это очень реальная перспектива, а во многих местах – уже сегодняшний день.

         Захватывая территорию, борщевик вытесняет другую растительность, даже самые живучие наши сорняки не могут дать ему отпор. Через 10-15 лет после его вселения на некоторую территорию растения других видов там больше не растут. Когда-нибудь появятся организмы, способные поедать борщевик Сосновского, но зарастают территории несопоставимо быстрее, чем происходят эволюционные процессы.

         Сейчас мы стремительно теряем наше привычное разнообразие видов. На следующем фото участок берега реки, где ныне растёт один только борщевик (на фото он маленький, потому что весна). А когда-то был обычный бережок с обычными травками...

         Обычно экологические катастрофы обычно случаются быстро: разлив нефти, выбука леса, выброс в воздух ядовитых веществ... А в случае с борщевиком нужно несколько лет, чтобы обычный человек (не биолог) заподозрил неладное. Борщевик за это время успевает бросить в землю миллионы своих семян, и с годами биоразнообразие сокращается так сильно, что экологическая катастрофа — это самое подходящее название для такой ситуации. 

         Природа наша сама не справляется, надо помочь ей. Иначе наши дети будут говорить как один юноша, с которым довелось как-то общаться : "Да у нас этот борщевик всю жизнь растёт!" Позже оказалось, что молодому человеку нет и 20-и лет. И он на самом деле не помнит, как было до.       

         Главная проблема в том, что борщевик не просто где-то растёт, а ещё и размножается, стремительно расширяет свой ареал. Где его не было несколько лет назад – он появляется, где было мало – становится много, где было много – становится так много, что обойти его уже просто негде.

         Семена борщевика распространяются различными способами: на колёсах транспорта и техники, плывут по воде рек, переносятся на шерсти и конечностях животных, зимой по снегу и насту (позёмки и перекати-поле), а также безответственными людьми, которые развозят заражённые стройматериалы (песок, щебень) или грунт для благоустройства городских территорий.

         Если вдруг кому-то кажется, что 2 или 3 % семян, уехавших за 5 км от места падения, — это мало, то просто вспомните, что 1 растение борщевика производит от 5 000 до 70 000 семян. Обычный средненький борщевичок — 20 000, то есть 2.5% — это 500 семян. Не так уж и мало!

Конечно, не все семена с придорожных зонтов падают на дорогу, но если хотя бы 10% падает — это получается 50 семян с каждого зонта. А сколько таких зонтов вдоль дорог?! Страшно подумать.

         "Экспансия борщевика Сосновского началась недавно при содействии человека, поэтому он до сих пор не занял всю потенциально экологически пригодную для его распространения территорию, и северные и южные границы его вторичного ареала еще окончательно не установились. В настоящее время этот вид на севере дошел местами до побережья северных морей (Мурманск, Архангельск), на юге продвинулся до границ лесостепной зоны."

Но не надо отчаиваться, от нас с вами многое зависит: 

"Следует учитывать, что антропогенный фактор может как способствовать распространению борщевика Сосновского, так и сдерживать его экспансию в экологически пригодные для произрастания вида зоны. Примером может служить Витебская область Беларуси, в которой проводятся эффективные мероприятия по его уничтожению. Поэтому различия между потенциальной и фактической встречаемостью борщевика Сосновского в этой области Беларуси значительно выше по сравнению с аналогичными по гумидности областями России."

"Проблема инвазий чужеродных видов – одна из наиболее актуальных экологических проблем современности. Инвазии чужеродных организмов (растений и животных) ныне признаны одним из ведущих факторов трансформации природных экосистем, а инвазионные чужеродные виды значатся в ряду важнейших угроз природному биоразнообразию во всем мире. Вселение инвазионных видов приводит к сокращению биологического разнообразия и вытеснению аборигенных видов растений и животных. Кроме того, ряд инвазионных видов представляет прямую опасность здоровью людей – достаточно упомянуть, например, борщевик Сосновского или амброзию полыннолистную.

Борщевик успешно адаптировался к условиям в лесной и лесостепной зоне Предуралья и может спустя совсем небольшое время расселиться по всем северным и центральным районам республики, а также в горной зоне. Примеров его нахождения в степной зоне пока нет, но и там он может найти прибежище в облесенных поймах рек и ручьев. Борщевик отличается высокой устойчивостью ко всем мероприятиям по его уничтожению, производит большое количество семян за счет того, что привлекает местных насекомых обилием нектара, это усложняет задачу по контролю очагов его инвазии. Поэтому этот вид мы относим к 1 категории опасности. Тем не менее, на сегодня поставить заслон распространению этого опасного сорняка на Южном Урале еще можно, но действовать надо срочно, пока точка невозврата не пройдена. Необходимо внести борщевик в список карантинных растений и бросить все силы на искоренение его в тех местах, где он появился."

Что делать? 

         Общая стратегия поведения изложена здесь. Её стоит прочитать и как можно быстрее приступить к активным действиям. И привлекать других людей всеми способами, потому что в одиночку не потянуть столь масштабную задачу. Как привлекать? Ну, например, через местные газеты/радио/ТВ, обращения в администрацию, печать и развешивание информации на видных местах, личные беседы с людьми, репосты в соцсетях... Чтобы объяснять, где растёт борщевик и сколько его там, полезно отмечать заросли на карте.

         Главное – делать прямо сейчас, не ждать. Время работает против нас. Если мы будем игнорировать проблему, то наши дети и внуки будут жить уже на совсем другой земле, гораздо менее прекрасной.

         В Пермском крае более 300 особо охраняемых территорий как регионального, так и местного значения. Постепенно их становится больше, и это не только дикая природа, но и парки в городах и селах Прикамья.

         Нужен мониторинг в ООПТ и принять меры!

PS

         22 июля  на городской набережной в павильоне «Лекторий» прошёл практикум «Поиск новых визуальных образов и смыслов в экопросвещении». В рамках мероприятия запланирован проектный воркшоп для участников по созданию экотропы – от облака идей до концепции.

Екатерина Овчинникова, директор МКУ «ГорЗеленСтрой», выступила с докладом «Моя природная территория, экотропы»:

         – Экологические тропы становятся все более востребованы у пермяков, ежегодно благоустраиваются новые места в городских лесах. Мне хотелось бы вовлечь участников практикума в идеи по созданию и обустройству экотроп в долинах малых рек. К примеру, территория к истоку Егошихи на Липовой горе очень перспективна для создания экомаршрута. Участок легкодоступен и живописен – исток представляет собой небольшой водоём с постоянно бьющим родником. Эта территория может стать новой точкой притяжения горожан.

         Также среди приглашённых спикеров была биолог Елена Плешкова, которая рассказала о разнице природных и природоподобных территорий. Координатор проекта «Сад Соловьёв» у речки Уинки Надежда Баглей рассказала, как можно помочь природе в городе и различных экопрактиках. На практикуме также выступили Юрий Хохлов, председатель Пермского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, Андрей Квиткин, руководитель Пермского регионального отделения «Чистые игры», Наталья Морозова, региональный координатор проекта «Посади лес».

         Напомним, на территории Перми насчитывается 23 экологических тропы в разных районах города. Одна из последних из созданных – «С любовью, Лес». Экотропа находится в Черняевском участковом лесничестве, специалисты Пермского городского лесничества разработали её по мотивам книги «Тайная жизнь деревьев» немецкого натуралиста, автора научно-популярных книг Петера Вольлебена.

Подробнее здесь: https://www.gorodperm.ru/news/3461-rubric/2022/07/20 ..
#ГорЗеленСтрой_пермь #природаперми

         Одной из ключевых тем в экологии является сохранение эталонных экосистем. Существуют специальные охраняемые природные территории, которые имеют особое природоохранное, научное и культурное значение.
         Смыслы, которые заложены в природных территориях, не всегда понятны. Поэтому и существуют методики экопросвещения.
         В открытой Мастерской прошёл практикум «Поиск новых визуальных образов и смыслов в экопросвещении».        
         В рамках мероприятия прошёл проектный воркшоп для участников: Создание концепции экотропы - от облака идей до концепции.
Лучшие участники получили подарки.
На практикуме выступят приглашенные эксперты:

- Екатерина Овчинникова, Директор МКУ "ГорЗеленСтрой" : Моя природная территория, экотропы;

- Елена Плешкова, биолог, член Координационного Совета по экологическому благополучию Общественной Палаты РФ: разница природных и природоподобных территорий;

- Надежда Баглей , координатор проекта Сад Соловьев у речки Уинки: экопрактики: как помочь природе в городе;

- Юрий Хохлов, председатель Пермского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы: экологические соревнования как формат просвещения;

- Андрей Квиткин , методист, руководитель Пермского регионального отделения «Чистые игры»: геймифированная уборка природных территорий. Концептуальный воркшоп;

- Наталья Морозова, региональный координатор проекта «Посади лес» : Дерево жизни.

Случается, что пермяки участвуют в экспериментах по выращиванию саженцев деревьев или целенаправленно выращивают крупные растения из семян. Это отличный опыт для детей и взрослых, но однажды встает вопрос: что с ними делать?

Наибольшее распространение получила практика высаживания выращенных самостоятельно растений небольших размеров в дачных или коттеджных посёлках, на придомовой территории. В этом случае важно соблюдение нехитрых правил: для гармоничного развития растений нужно отступить от зданий не менее 5 метров, от дороги и тротуара не менее 2-х метров. Во избежание недоразумений рекомендуется согласовать посадку с соседями, а то и устроить соседский праздник древонасаждения.

  Вариант «посадить где-нибудь в городе» ограничен требованием: согласно существующим нормам для городского озеленения необходимы экземпляры не менее 3 метров высотой, имеющие мощную и компактную корневую систему. В питомниках растений для достижения этого показателя саженцы пересаживают 2-3 раза из отделения в отделение.

Другой вариант «передать растение на доращивание в питомник» в Перми тоже не работает: доращивать выращенные энтузиастами саженцы в муниципальном питомнике невозможно по фитосанитарным соображениям: они должны пройти карантин, а строительство в муниципальном питомнике растений МКУ «ГорЗеленСтрой» карантинного участка не предусмотрено.
Поэтому, прежде чем взяться за увлекательное занятие по выращиванию крупных растений, определите, куда, когда и кем они будут высажены.

ВЫСТАВКА «БАСЕГИ — СТРАНА СИНИХ ДАЛЕЙ»
В АЭРОПОРТУ Б,САВИНО
         

Специально к 40-летию заповедника Пермское региональное отделение Центра экологической политики и культуры совместно с Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского при поддержке ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и заповедника «Басеги» создали передвижную выставку о заповеднике.

Экспозиция выставки стартовала на прошлой неделе в аэропорту Б.Савино — «ворота Перми», через которые ежедневно проходит более 7000 тысяч человек.

Выставка состоит из красочного пресс-вола и 3-х стендов, представляющих географические, биологические и эколого-туристические особенности.

(Исп м-лы СМИ)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».