Военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова и юнкоры «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 с учителями школы совершили образовательное путешествие к «Сердцу Перми» и в музей «Культуры торговли и быта Центрального рынка», где открылась экспозиция «Пермь историческая».
Идея образовательного путешествия была такая — каждый из нас открывает Пермь по-своему.
Мы отправились на смотровую площадку к планетарию и нам военкор-тьютор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ школы Куляпин Александр Сергеевич напомнил, что Пермь — это город восходящего солнца, потому что в этой точке для Европы начинается очередной день, Пермь — это врата Европы, Пермь — это становой хребет России, Пермь — это опорный край державы, соль земли, Пермь-Пермия-Биармия, столица Западного Урала, порт пяти морей, балетная Мекка…
В Перми особая энергетическая активность «зарядилась» благодаря тектоническим разломам. Но самое главное — Пермь имеет своеобразную духовную ауру города.
Её нашёл, например, Пётр Вяземский: «Город тихий, город скромный, в царство злата бедный вход!.. Пермь с радушием и лаской встретит вас, младых гостей...».
Академик И.Г. Георги: «Егошиха — оживлённый горный городок».
Образ города у каждого свой. Для военкоров будет полезно знать, что фронтовой военкор Вениамин Каверин (автор романа «Два капитана»), будучи в Перми, в госпитале — заметил: «...город просторный, спокойный. Все лучшие улицы стремятся взлететь на высокий берег Камы…
И вот мы, изучив историю рождения Перми, на выставке «285 лет. Мотовилиха. Ритм жизни» у здания цирка, узнали о многих фактах рождения индустриального мегаполиса.
Всех заинтересовал арт-объект «Лёгкие Перми». Легкие есть, а где же сердце? Мы стали искать, спускаясь к Егошихе — «речке в Медвежьем бору» такой она была в годы постройки завода.
Именно здесь военный, инженер, историк… Василий Татищев заложил Ягошихинский медеплавильный завод 4(17) мая 1723г. Здесь он облазил самолично все берега камского притока. В его отсутствие здесь трудился инженер В. де Геннин.
Екатерина Великая в своём Указе напишет: «Уважая выгодность положения Ягошихинского завода и способность места сего для учреждения в нём губернского города… наименовав оный город Пермь».
В. де Геннин отметил: «Удивительно, как Бог определил таковы места, что рек, руд, лесов, где быть заводу...».
Мы все обратили внимание на первое каменное здание Перми вблизи медеплавильного завода — Петропавловский собор. Обозрели Разгуляй, откуда пошли «проистекать» самые старинные улицы. Вот оно — исторической ядро - СЕРДЦЕ ПЕРМИ! Отсюда Пермь расправила плечи до Кунгурского проулка. Надо помнить, что последний период палеозойской эры — стал Пермским (300 млн. лет!- назад). Именно здесь англичанин Мурчинсон в овраге речки Егошихи исследовал отложения древнего моря. А теперь город растянулся на 65 км (800 кв. км) и, как Москва, расположился на семи холмах.
Егошиха была рекой-работягой, в 1722 году она крутила механизмы медеплавильного завода, мельниц... А нынче радует только «Сквер «У Аиста на Разгуляе». Может быть ему суждено принести «младенца» — губернатора, градоначальника, продолжателя традиций Перми, хранителя старины вокруг площади с памятником В.Н. Татищеву и Петропавловского собора, построенного в 1757- 1764 годах. Всё здесь связано с Василием Никитичем Татищевым, который своим инженерным умом всё обустроил. Но Пермь, с выпавшим на её долю руководством, не смогла сохранить исторический облик, заводской посёлок, заводские строения, улицу под названием «Речка Егошиха»... Нет «сердца» Перми, его вырвали современные, малограмотные, малокультурные «толстосумы». Именно здесь у храма стоял Егошихинский медеплавильный завод, заложенный В. Татищевым и В. де Геннином в мае 1723 года.
Дальше нас ждал интересный музей, на Центральном рынке, где радостно встретил Денис Думлер, его заведующий:
«За эти полтора года, что я провожу экскурсии в музее, около половины посетителей это молодежь до 25 — лет.
Ознакомление пермяков с историей и культурой нашего Отечества, родного города и края, формирование позитивного образа Перми, именно как города культуры, а не как "каменных джунглей" состоящих из стеклянных "коробок", должны быть главным приоритетом всех настоящих народно - патриотических сил. И для этого вовсе необязательны музей или выставка. Достаточно знать историю своего города, выступать на публичных лекциях, проводить субботники организовывать бесплатные экскурсии по еще сохранившейся исторической части города. К сожалению, ситуация с памятниками старины в Перми, ухудшается. То и дело приходят печальные вести про очередной разваливающийся или снесенный памятник старины. Причем речь уже идет не только про дореволюционные объекты, но и про советские.
Откуда здесь взяться патриотизму среди молодых людей, если взрослые подают им такой пример?
Еще в феврале незадолго до начала пандемии мне пришла в голову идея создать на основе музея пусть и небольшую, но весьма интересную и актуальную галерею «Пермь историческая». Благо, музей располагает достаточным количеством картин дореволюционной Перми: есть и панорамы города, и фото значимых объектов, многие из которых, увы, не сохранились до наших дней.
Целевая аудитория галереи и музея – молодежь. Она должна нести просветительскую деятельность, знакомить молодых людей с историей города и быта, развивать чувство патриотизма, гордости за свой город, уважение к дореволюционному прошлому и пермским памятникам архитектуры, которых становится все меньше.
Посетители оставляют приятные отзывы.
Даша Никонова:
- Очень познавательный музей. Выставка мне много «рассказала». У меня ещё больше вырос интерес к прошлому. Я изучила уникальные коллекции самоваров, швейных машин разных лет, телефоны, пишущие машинки, экспонаты, посвященные истории торговли. Особенно понравились патефоны, которые сохранили своё предназначение граммофонов. Это механический аппарат (первоначально — с большим рупором), воспроизводящий звуки, записанные на пластинку.
Саша Никонов:
- Мне очень понравились макеты храма и избы русского крестьянина. Важно не дать забыть об истории торговли и передать следующему поколения не только знания, но и сохранившиеся экспонаты. Я попробовал печь хлеб, работать с предметами быта — коромыслом, ухватом, «вафельницей»...
Вова Самовольников:
- Музей мне понравился - в нём собрана очень замечательная коллекция исторических артефактов. Все участники нашей команды смогли не только посмотреть, но и своими руками ощутить старину, поиграть на гармошке, балалайке, позвонить по телефону…
Алёна Булдакова:
- Мне понравилось быть врачом, руками все потрогать, использовать настоящие инструменты…
Полина Коробейникова:
- Мне понравилось наряжаться в старинные шляпки и входить в образы жителей Перми прошлых лет...
Александр Куляпин:
- Наши музеи стали побратимы. Авторы музея, безусловно, делают очень важное доброе дело. Воспитывают у молодёжи правильное отношение к истории, культуре, традициям. Здесь сохраняется наше историко-культурное наследие, которое утрачено в исторических местах города. Таких «музеев и мест под открытым небом» практически не найти. Остаётся сожалеть, что старая Пермь постепенно уходит в забвение, обретает форму «захолустья» или застраивается стеклобетонным «конгломератом», поглощая духовную ауру города.
См. фотоальбом