В СОШ №135 можно познакомиться с инженерными специальностями и попробовать свои силы в науке и технике.

См.:

СОШ №135: ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН 2023

http://www.atp135.ru/activity/dinastiya/sosh-no135-tankovyj-biatlon-2023 

СОШ №135 на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2022». Танковый биатлон

https://school135.ru/news/sosh-135-na-mezhdunarodnom-voenno-tekhnicheskom-forume-armiya-2022-tankovyj-biatlon?highlight

Депутатам ЗС Пермского края была представлена площадка 3D-моделей военной техники. Их изготовили на 3D-принтере учащиеся МАОУ «СОШ №135» г. Перми для участия в соревнованиях «Робототехнический танковый биатлон», посвящённых Дню народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса.

Командой школьного технопарка, руководит Алексей Терёхинн, который ежегодно её вывозит на Международные военные игры "АРМИЯ-2020-21-22-23", инициированные Россией.

Юные артиллеристы изучают современные системы вооружения и инженерные достижения. 

В СВО, например, прошло боевую обкатку самоходное минометное орудие 2С31 "Вена". Артиллеристы остались довольны.

"Вена" - прямая наследница артсистемы "НОНА", принятой на вооружение ВДВ еще в 1981 году. Название той артустановки - не женское имя, как могло бы показаться, а аббревиатурное сокращение от "Новое Орудие Наземной Артиллерии". Тогда это был поистине революционный скачок отечественной артиллерийской науки.

Нашим конструкторам удалось спроектировать и запустить в производство артиллерийскую систему, сочетавшую в себе функции пушки, гаубицы и миномета. В мире такого не делал никто, и на Западе нечто подобное появилось лишь в новом тысячелетии.

Интересная особенность - орудие системы "НОНА" проектировалось так, чтобы оно могло стрелять снарядами и минами калибра 120-мм, имевшимися в арсеналах

армий НАТО. В советское время предусматривалось, что если бы частям ВДВ пришлось воевать на территории стран, входящих в этот блок, то они могли бы использовать трофейные боеприпасы. Сейчас в зоне СВО натовских  и мин в достатке. Будем использовать. "Новое орудие наземной артиллерии" настолько хорошо показало себя во время боевых действий в Афганистане, в которых участвовала Советская армия, что его решили доработать и выпускать в интересах Сухопутных войск. Поскольку

"НОНА" создавалась для ВДВ, то ее базой стала боевая машина десанта БМД-2.

Для сухопутной версии выбрали шасси боевой машины пехоты БМП-3.

В чем сила самоходной артсистемы 2С31? Она очень мобильна и оснащена новым комплексом управления огнем. Для "Вены" были разработаны новые боеприпасы повышенного могущества. По своей мощи 120-мм осколочно-фугасные выстрелы сравнимы со снарядами калибра 152-мм.

Обеспечена высокая кучность стрельбы. Возимый боекомплект - 70 выстрелов, часть которых размещается в механизированных боеукладках, расположенных в башне.

В состав боекомплекта входят различные боеприпасы. В первую очередь, это специальные осколочно-фугасные артиллерийские снаряды с готовыми нарезами на ведущем пояске. Такими снарядами можно стрелять на дальность до 8,7 км, а их невысокая начальная скорость (367 м/с) позволяет вести стрельбу с большой крутизной траектории, что важно при боях в городе.

Важной характеристикой орудия и очень существенной при непосредственной поддержке войск на поле боя является его наименьшая дальность стрельбы. Для снаряда она составляет 1,7 км, а для мины - 400 м. Поэтому в боекомплект самоходки входят 120-мм минометные мины - осколочно-фугасные, осветительные, дымовые и зажигательные. Максимальная прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасной миной - около семи километров.

Кроме классических снарядов и мин, в боекомплекте имеются активно-реактивные снаряды. Они стреляют на дальность до 13 км. "Вена" может стрелять также корректируемыми минами с лазерным наведением типа "Китолов" и новейшей "Гранью".

2С31 "Вена" способна автоматически корректировать свой огонь по результатам засечки разрывов, самостоятельно осуществлять разведку целей днем и ночью, вести прицельный огонь с закрытых позиций и прямой наводкой без предварительной подготовки огневой позиции. То есть в бой она вступает с ходу.

Место командира оборудовано специальной ЭВМ, с помощью которой обрабатываются и вводятся данные для стрельбы по целям, после чего орудийно-вычислительный комплекс определяет необходимые углы наведения орудия и номер заряда. Далее осуществляется наведение орудия с помощью специальных приводов горизонтального наведения башни и вертикального наведения орудия. Бортовая ЭВМ способна хранить информацию одновременно о 30 целях.

Если возникает необходимость обстрела незапланированной цели, то время на подготовку точного выстрела составляет не более 20 секунд с момента получения информации о цели.

Следует ожидать, что боевой опыт эксплуатации и применения "Вены" в условиях спецоперации поможет ей занять достойное место в войсках.

PS

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Р-36 С РГЧ

Постановлением правительства Советского Союза от 26 октября 1970 года стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой тяжёлого класса 8К67П с разделяющейся головной частью 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО, был принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил СССР. Главный конструктор — М. К. Янгель.

Разработка нового стратегического ракетного комплекса Р-36 была начата в СССР 12 мая 1962. Постановлением Правительства Советского Союза конструкторскому бюро «Южное» было поручено создать стратегический ракетный комплекс Р-36, оснащённый ракетой второго поколения 8К67. Система управления разрабатывалась харьковским НПО «Электроприбор». При проектировании использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и технологии.

Изначально разработка велась в двух вариантах: с комбинированной системой управления с каналом радиокоррекции и с чисто инерциальной системой управления. Но в ходе лётных испытаний от комбинированной СУ отказались, так как инерциальная СУ обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развёртывание комплекса.

Новая ракета второго поколения 8К67 предназначалась для поражения объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с наземным (от которого в дальнейшем отказались) и с шахтным стартами. При проектировании широко использовались отработанные на ракете 8К64 (Р-16) конструктивные решения и технологии.

Разработка 8К67 велась ускоренными темпами и уже в конце мая 1966 года был завершен весь цикл испытаний, а 21 июля 1967 ракетный комплекс Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966 года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа.

Практически сразу после завершения испытаний ракеты 8К67 (в декабре 1967г.) КБ "Южное" приступило к разработке на базе 8К67 ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ).

Первая в стране РГЧ() В середине 60-х гг. в США начались работы по созданию нового класса ракет — с разделяющимися головными частями. Первой ракетой с РГЧ стала американская БРПЛ "Поларис". Она могла оснащаться разделяющейся головной частью, состоящей из трех неуправляемых боевых блоков. Следующим шагом стала разработка межконтинентальной ракеты "Минитмен-3" с прицельным разведением трех боевых блоков. Это существенно повышало эффективность ракетных комплексов, и естественно, что в Советском Союзе обратили на это самое серьезное внимание. Отечественные военно-технические исследования того времени уже показывали перспективность и преимущества РГЧ по сравнению с моноблочными ГЧ при поражении площадных, а при достаточной точности стрельбы — и защищенных малоразмерных целей в условиях преодоления ПРО. КБ "Южное" принимало участие в этих исследованиях.

Проводились собственные проектно-конструкторские разработки по созданию трехблочной ядерной РГЧ применительно к ракете 8К64 и по многоблочной фугасно-зажигательной РГЧ ракеты 8К67 для применения в локальных конфликтах. Поэтому поставленная перед КБ "Южное" приказом министра С. А Афанасьева № 484 от 8 декабря 1967 г. задача срочно разработать, изготовить и испытать разделяющуюся головную часть не стала особой неожиданностью. Было очевидно, что при существовавших технических возможностях второго поколения ракет реализовать в полной мере необходимые тактико-технические требования к РГЧ не удастся. Главными были политические цели: нужно было продемонстрировать наличие РГЧ на вооружении РВСН одновременно с созданием первой американской ракеты с РГЧ — "Минитмен-3".

Опытную РГЧ было решено испытывать на самой мощной ракете — Р-36 (8К67), энергетические возможности которой позволяли использовать в качестве блока РГЧ уже разработанный и проверенный в летных условиях боевой блок 8Ф673 от ракеты 8К69 мощностью 2,3 Мт.

Разработка РГЧ была поручена только что организованному проектно-конструкторскому отделу 111 боевого оснащения ракет во главе с В. А Пащенко. Первоначальные задержки в разработке были связаны с поиском конструктивной идеи отделения боевых блоков от ракеты со строго определенной боковой скоростью, чтобы ББ к моменту приближения к цели разошлись относительно друг друга на требуемые расстояния. Многочисленные варианты, перепробованные проектантами, использовавшими в основном традиционные "ракетные" способы решения задачи, оказались неэффективными. Блестящая идея, пришедшая "со стороны" — от начальника отдела прочности В. А. Серенко — использовать тягу маршевого двигателя ступени для скатывания ББ по наклонным направляющим — была принята к реализации и утверждена на совещании у Главного конструктора.

Для отработки принятого варианта создавалась опытная конструкция РГЧ под индексом ОК-6500, причем для сокращения сроков в обход обычному порядку было принято нестандартное решение — все работы по РГЧ поручить одному подразделению — отделу 111, а в нем — сектору В. Г. Гудима, который, кроме проектной документации, выпустил рабочую КД, согласовав её с заводскими технологическими службами, осуществил авторский надзор за изготовлением её в производстве, организовал необходимую экспериментальную отработку, а также подготовку и проведение летных испытаний.

Немало сложностей было и с аэродинамическим обтекателем. Первоначально предполагалось им защитить всю РГЧ. Но в результате детальных проработок выяснилось, что это чрезвычайно невыгодно в массовом отношении. В конечном счете, учитывая мощную теплозащиту на ББ, рассчитанную на прохождение плотных слоев атмосферы при спуске на пассивном участке полета, было принято решение закрыть лишь центральную часть РГЧ местным "зонтиком", опирающимся на центральную стойку, а также на наконечники ББ через специальные резиновые прокладки.

Проведенные аэродинамические продувки окончательного варианта компоновки РГЧ показали, что срыв потока с выступающих за диаметр ракеты торцов ББ может возбуждать интенсивные вибрации оболочки приборного отсека ракеты, что могло быть опасным для приборов СУ. Аэродинамики нашли способ парирования этого явления путем установки под задними торцами ББ цилиндрических перфорированных экранов.

Конструкция РГЧ состояла из трех боевых блоков, размещенных на силовой платформе, которая крепилась к приборному отсеку ракеты. В наклонных направляющих швеллерах размещались на направляющих каретках установочные кольца для боевых блоков. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ББ наклонялись к продольной оси РГЧ под небольшим углом, закрываясь местным коническим обтекателем.

В полете по достижении заданной скорости подрывались болты крепления установочных колец к платформе, и боевые блоки под действием силы ускорения на каретках скатывались по направляющим, получая необходимую боковую скорость для разведения. После схода блоков с платформы по срабатыванию концевого датчика двигатель второй ступени ракеты выключался и через гибкий кабель-фал подрывались болты крепления ББ к установочным кольцам, которые затем отделялись при помощи пружинных толкателей.

С самого начала конструкция РГЧ разрабатывалась с учетом возможности переоснащения штатных ракет 8К67, находящихся на боевом дежурстве, без извлечения их из шахтных ПУ и с минимумом доработок ШПУ и наземного проверочно-пускового оборудования.

Первый пуск ракеты 8К67 с опытной конструкцией РГЧ (ОК-6500) был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12.

Свидетельствует очевидец: "Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, "звездочка", стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем по-другому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ "Южное", так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения".

После этого последовали ещё три успешных экспериментальных пуска, и 18 декабря 1968 г. было принято постановление правительства о создании по образцу ОК-6500 штатной РГЧ, получившей индекс 8Ф676.

Эскизный проект ракеты 8К67 с РГЧ, получившей индекс 8К67П, был разработан в марте 1969 г. В конструкцию разделяющейся головной части по результатам экспериментальных пусков были внесены некоторые улучшения. В частности, коническая форма головного обтекателя была заменена трехволновым обводом с поверхностями двойной кривизны. Боевой блок 8Ф673 был упрочнен к воздействию механического импульса ядерного взрыва, получив новый индекс 8Ф677. В дополнение к штатной системе "Лист" в состав самой РГЧ были введены элементы комплекса средств преодоления ПРО, а установочные кольца под боевые блоки были превращены в дополнительные ложные цели. Отработка улучшенной конструкции РГЧ проводилась на площадках Павлоградского механического завода (скатывание ББ, отстрел ложных целей, отделение колец и т. д.).

Полетные испытания штатной РГЧ 8Ф676 проводились в 1969-1970 гг. под руководством Государственной комиссии, председателем которой был назначен инженер-полковник Александр Сергеевич Матренин, начальник испытательного управления НИИП-5. Техническим руководителем испытаний был В. А. Пащенко. Летные испытания, включая пуски ракет на предельную дальность в акваторию Тихого океана, прошли успешно.

Постановлением правительства от 26 октября 1970 г. ракета 8К67П с РГЧ 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф677 была принята на вооружение РВСН.

Ракета 8К67П с первой в стране РГЧ еще не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков. Прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы противоракетной обороны повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно вдвое.

Развертывание МБР 8К67П началось в 1971 г. К 1977 г. на боевом дежурстве находилось около 100 МБР 8К67П. Последние ракеты этого типа сняты с боевого дежурства в 1979 г. [2]

В 1964 году МБР Р-36 вместе с другой техникой демонстрировалась высшему руководству страны. Ракета Р-36 впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года, но без рулевых двигателей второй ступени и с нестандартной головной частью.

Ракета Р-36 была впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года.

МБР Р-36 - первая отечественная ракета тяжелого класса. Р-36 и 8К84 являются первыми ампулизированными ракетами, оснащенными комплексами средств преодоления ПРО и размещенными в ШПУ ОС.

Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевым двигателсм РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четы¬рех камерным рулевым ЖРД РД-69М. Маршевые двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством В. Глушко. Компоненты топлива -горючее НДМГ и окислитель - азотный тетраоксид.

Автономная инициальная СУ с гиростабилизированиой плат¬формой спроектирована под руководством В.Т. Сергеева. Гироскопические командные приборы созданы в НИИ-944 под руко¬водством В.И. Кузнецова. Комплекс бортового электрооборудования разработан под руководством Н. Лидоренко. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского заво¬да «Арсенал» С.П. Марнякова. Прицеливание осуществлялось с помо¬щью наземных оптических приборов.

Комплекс средств преодоления ПРО разработан в КБ «Южное» и в НИИ-108 под руководством Н. Пономарева. Ракета имела моно¬блочную ядерную отделяемую в полете головную часть (8Ф675 тя¬желая, термоядерная) или легкую со средствами преодоления ПРО.() ШПУ ОС разработана в ЦКБ-34 под руководством EX. Рудяка. Способ старта - газодинамический. Наземный стартовый комплекс создан в КБТМ под руководством В. Петрова и В. Соловьева Стационарный установщик разработан в ЦКБ тяжелого машиностроения под руково¬дством НА. Кривошеина.

Серийное производство ракет и двигателей развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске в декабре 1965 года. Двухступенчатая 8К67 выполнена по схеме «тандем» с последо¬вательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состояла из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. В хвостовом отсеке установлены четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабаты¬вающих при отделении второй ступени.

Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состояла из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имели совмещенное днище и выполнялись по несущей схеме. Двигатели второй ступени имели высокую сте¬пень унификации с двигателями первой ступени. Наддув всех баков в по¬лете осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. Отделение головной части происходило за счет тормозных пороховых ракетных двигателей, установленных на 2-й ступени.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.

Однако в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались, поскольку иперциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.

Ракета стартовала с пускового стола, установленного в ШНУ. Старт ракеты из шахтной ПУ - газодинамический с запуском ДУ 1-й ступени непосредственно в пусковой установке. Безударный выход ракеты из ПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим в одной диаметральной плоскости пускового стакана. Скольжение ракеты по направляющим обеспечивались бугелями, закрепленными на 1-й ступени ракеты. После выхода ракеты из ШПУ бугели сбрасывались. Пусковой стол- неповоротный, не имел устройств и механизмов азимутального наведения.

Газовый поток от работающей ДУ 1-й ступени отводился с помощью рассекателя газовых потоков, установленного в нижней части ПУ, в газоотводяшие устройства, размещенные вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.

В состав БРК входило шесть рассредоточенных боевых стартовых позиций, на каждой из которых размешались одиночные шахтные ПУ. Расстояние между соседними ШПУ - 8-10 км.

Вблизи одной из них размешался командный пункт БРК, связанный линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. Уровень защищенности БРК от ударной волны ЯВ составлял: ШПУ - 2 кгс/см2, КП - 10 кгс/см2.

ШПУ состояла из оголовка и вертикального ствола с нижней частью шахты. ПУ перекрывалась специальным защитным устройством (крышей) сдвижного типа, обеспечивающим герметизацию ствола шахты и защиту ракеты от поражающих факторов ЯВ. В оголовке размешались источники электропитания, аппаратура и оборудование технологических и технических систем. Состав оборудования обеспечивал длительное хранение ракеты в заправленном состоянии, а также дистанционное с КН БРК или автономное - с каждой стартовой позиции из оголовка ПУ - проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты.

Боевое оснащение ракеты 8К67:

- моноблочная ГЧ с БЧ «тяжелого» класса с зарядом мощностью 20 Мт;

- моноблочная ГЧ с БЧ «легкого» класса с зарядом мощностью 8 Мт. - система радиотехнической защиты ГЧ (система «Лист»).

Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК. Для строительства ШПУ ОС МБР Р-36 было выбрано шесть новых позиционных районов. По данным РВСН, 5 ноября 1966 года неподалеку от города Ужур Красноярского края первые ракетные комплексы Р-36 поставлены на боевое дежурство. 21 июля 1967 года новый боевой ракетный комплекс был принят на вооружение в ШПУ одиночного старта. По западным данным развертывание ракет Р-36 началось в 1965 году, последние ракеты сняты с боевого дежурства в 1979 году. Максимальное число развернутых ШПУ с МБР Р-36 - около 260, было в 1971 году.

В 1967 году под руководством М.К. Янгеля на основе МБР Р-36 была разработана двухступенчатая космическая ракета-носитель «Циклон-2А» 11К67. С 1967 года по 1969 год было произведено 8 пусков.

«ЦИКЛОН» — двухступенчатая (11К69 «Циклон-2» , «Циклон-2А») или трёхступенчатая (11К68 «Циклон-3») жидкостная ракета-носитель лёгкого класса для вывода космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Её прототипом является боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-36. Первый запуск «Циклона» состоялся в 1969 году, а в 1975 году ракета была принята на вооружение. Конструкция носителя позволяет выводить космические аппараты на энергетически оптимальные круговые и эллиптические траектории.

Спроектирована конструкторским бюро «Южное» (Украина). Изготавливалась Южным машиностроительным заводом им. А. М. Макарова (НПО «Южмаш») в Днепропетровске. Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор».

Модификации:

ЦИКЛОН-2. Последний запуск ракеты-носителя «Циклон-2» состоялся 25 июня 2006 года. За время эксплуатации было осуществлено 106 пусков данного варианта ракеты, все успешные. Единственная ракета-носитель в мире с подобным результатом при более чем ста пусках.

ЦИКЛОН-3. Первый запуск осуществлён в июне 1977 года. Последний, 122-й был выполнен с космодрома «Плесецк» 30 января 2009 года. 7 пусков РН «Циклон-3» были неудачными. Стартовая масса: 187 т. Масса выводимой полезной нагрузки: Нкр = 200 км — 3,6 т.; Нкр = 1000 км — 2,5 т.

ЦИКЛОН-4. РН «Циклон-4» является улучшенным вариантом трёхступенчатой ракеты-носителя Циклон-3. Из-за ряда проблем, в том числе с финансированием проекта, первый старт ракеты неоднократно откладывался. Сначала он намечался на 2010 год, позже перенесён на 2013 год, затем на 2014 год, но в итоге до сих пор не состоялся. В результате президентом Бразилии Дилмой Русефф в январе 2015 года было принято решение о прекращении участия латиноамериканской стороны в проекте.

Ракета-носитель использовалась в рамках испытаний по программе ПРО (истребитель спутников).

Всего в период с 1969 по 1982 год в интересах противодействия космическим объектам ракетами-носителями 11К69 были выведены три КА — мишени и 18 КА — перехватчиков. Перехват объектов обеспечивался на высоте до 1000 км.

Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения а 1978 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Р-36.

ОБЩИЕ:

Максимальная дальность стрельбы, км:

- ГЧ "тяжелого" класса - 10200;

- ГЧ "легкого" класса - 15200.  

Точность стрельбы, км - ±5.

Обобщенный показатель надежности - 0.95.

Время пуска из полной боевой готовности, мин - 4.

Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве при регламенте 1 раз в 2 года - 7 лет.

РАКЕТА 8К67:

Стартовый вес ракеты,тс:

- с ГЧ "тяжелого" класса - 183.9;

- с ГЧ "легкого" класса - 182.0 

Вес головной части (ГЧ "тяжелого" класса/ ГЧ "легкого" класса),кгс - 5825/3950.

Вес боевого блока (ГЧ "тяжелого" класса/ ГЧ "легкого" класса),кгс - 4560/2852.

Вес средств преодоления ПРО, кгс - 272.

Вес топлива,тс:

- I ступени - 118.9;

- II ступени - 48.5.

Длина с ГЧ "тяжелого" класса, м - 32.2.

Диаметр - 3 м.

Характеристики ДУ I ступени :

- тяга (на земле/в пустоте), тс - 270.3/303.2;

- удельный импульс (на земле/в пустоте), с - 267.8/300.3;

- давление в камере сгорания, кгс/см2 - 85.

Характеристики ДУ II ступени:

- тяга в пустоте, тс - 101.5;

- удельный импульс в пустоте, с - 315.3;

- давление в камере сгорания, кгс/см2 - 91.

Полетная надежность - 0.956.

Коэффициент энерговесового совершенства (с ГЧ "тяжелого" класса) Gпг/Gо, кгс/тс - 31.8.

РАКЕТА 8К67П:

Стартовый вес ракеты,тс          - 183.45.

Вес головной части,кгс - 5440.

Вес боевого оснащения,кгс - 3х1425.

Вес средств преодоления ПРО, кгс - 401.

Полетная надежность - 0.954.

Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Gо, кгс/тс - 29.5.

ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Отработка БРК и ракеты 8К67 проводилась на 5 НИИП. Первый пуск ракеты был проведен 28 сентября 1963 г., а закончились ЛКИ в мае 1966 г. За этот период проведено 85 пусков, из них -14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Первые три пуска ракеты проводились со стартового стола открытой стартовой позиции, последующие - из ШПУ. Пуск первой летной ракеты не состоялся из-за возгорания ракеты на стартовом столе по причине неправильно спроектированных газоотводящих каналов стартового стола.

Отработка БРК с ракетами 8К67П с РГЧ также проводилась на 5 НИИП. Первый пуск экспериментальной РГЧ - август 1968 г., еще 4 успешных экспериментальных пуска - до конца 1968 г. СЛИ усовершенствованной штатной РГЧ 8Ф676 с ББ 8Ф677 начались в 1969 г. и завершились в 1970 г., включая пуски в район "Акватория".

Информагентство «Оружие России»

(исп м-лы СМИ; С.Птичкина; Написано на основе информации из интернет-СМИ:)

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».