Продолжаем наше образовательное путешествие. Следующий важный пункт - Туруханск.

Напомню, что наш рассказ-репортаж о народно-патриотической эстафете «Сибирский Рубикон – «Русская Арктика – 1100 км» по великой реке Енисей. Маршрут проходил от пос. Бор до города Дудинка.

Мероприятие проводилось в честь Дня празднования России, но в задачу входило подчеркнуть 90-летие Северного морского пути, 95-летие образования Туруханского района, а также  130 - летие со дня рождения исследователя Арктики, доктора геолого-минералогических наук Николая Николаевича Урванцева.

Идея заплыва – возрождение и популяризация Енисейской Сибири как реки жизни для людей, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Командир команды, который также является руководителем и организатором эстафеты, Александр Брылин, почетный полярник, председатель «Межрегиональной ассоциации холодового плавания России», президент Амурской региональной общественной организации «Федерация «Аквайс-спорт», двукратный рекордсмен «Книги рекордов России», рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса» и номинант «Книги рекордов Гиннесса» по плаванию в персональной категории «Самая длинная дистанция, преодоленная пловцом в проруби». Александр Куляпин, полярник, зам.председателя «Межрегиональной ассоциации холодового плавания России», пятикратный рекордсмен «Книги рекордов России», рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса» и номинант «Строгановской премии», Ольга Соколова рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса», победитель множества соревнований.

См. фотоальбом

Кочкарева Надежда, начальник отдела экологического просвещения и туризма:

         «Данное мероприятие пройдет по маршруту первопроходцев, осваивавших Сибирь и Таймыр. Патриотический порыв участников эстафеты направлен в поддержку президента России и Российской армии. По всему маршруту пронесут флаги Победы, Красноярского края, финишируют в 12-ти населенных пунктах, где проведут встречи с жителями, демонстрацией фильмов о подвигах воинов полярников и спортсменов зимнего плавания. В культурной программе марафона – показательные заплывы, акция «Подари радость детям», проведение викторин и организация концертов бессменного капитана, Сибирского путешественника Игоря Чапалова.

         В марафонском заплыве примут участие спортсмены из России в составе 12 человек, имеющие опыт плавания в холодной воде и призеры Всероссийских и международных соревнований. Возраст участников составляет от 14 до 76 лет. Заплыв в пос. Бор начала наша землячка, спортсменка из города Красноярска. Жители поселка радушно принимали марафонцев и также тепло провожали их в дальний путь.

Финиш заплыва завершится в г. Дудинка 25 июня, пожелаем им удачи.

Спортсмены достойно пронесут по сибирской реке Енисей знамя Победы, флаги России и Ассоциации полярников под девизом «Мы помним! Мы гордимся! Мы чтим!»

/www.youtube.com/@user-kp4bc9xt2e<strong< a="">>">Телеканал Северный город Норильск </strong<>

https://youtu.be/P3ks--995II

https://centralsib.com/news/Sibirskiy-Rubikon-na-beregakh-Yeniseya/

http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-izuchaem-ekotropy-sibiri-i-urala-sibirskij-rubikon-2023g

http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-proekt-ekoleto-2023-sberezhjom-maluyu-rodinu-vmeste

 Накануне путешествия  мне попалось сочинение  выпускника Московского СВУ 2023 года, Ростислава. Вот оно:

 «Россия - для грустных?»

         «Я часто задумываюсь над тем, почему в России немало людей ходит с пустыми лицами. Кто и для чего внёс выражение: «Россия для грустных»? Почему некая часть населения нашей страны считает, что люди, которые живут в нашей стране, ни чему не радуются? Почему люди разных категорий стремится, как можно быстрее «смыться» за границу? И что поразительно – они все желают в Европу или Америку.

         А что такого в Европе, чтобы туда стремиться переехать жить? Что такого в Америке той же? «Прожиточный минимум больше», как мне аргументируют многие желающие покинуть нашу прекрасную и необъятную страну? Или вы считаете, что люди, живущие во Франции и пьющие кофе с круасанами по утрам, счастливы? Или какие-то американцы, которые не имеют права на владение какой-либо земли, счастливы?

         Может дело не в других странах, а в самих себе? Многие полагают, что за пределами будет лучше, но действительно ли это так? Не является ли эти убеждения ошибочными? А может, вы просто убеждаете себя в том, что в России все настолько печально, но по факту ничего не сделав для ее улучшения, и не замечаете ее красоты, которые каждый день мелькают перед вашим носом. Но, к сожалению, многие люди вместо использования шансов поднять нашу экономику стремятся за границу…

         «Нынешние поколение не видит перспективы, так называемого «светлого будущего» в России». Откуда появляется такое довольно глупое суждение?

         Не менее я весьма удивлен той тенденции, что нынешние мальчики одеваются как девочки, а девочки стараются быть более сильными и независимыми. А я скажу вам! Это все пришло с Европы, поскольку у них это естественное явление, а по сути это всего лишь цели тех стран поработить под себя народ, и они стараются затмить наш разум своими, в кавычках, благами.

         Не отрицаю момент «благ» которые могут присутствовать что в одной стране, что в другой. Но я хочу сказать, что глупо надеяться на то, что большинство так называемого «комфорта» придёт просто так в руки. Везде имеются свои трудности. У нас «плохо» - потому что «там» - «лучше» - этот стереотип культивируется и поддерживается западным «культом потребителей».

         Я в последнее время поражаюсь тому, как мелкие европейские страны, которые даже в двойной своей совокупности не превысят территорию России, имеют право диктовать нам какие-то условия, закидывают нас своими санкциями.

         Мы же не хуже их. Мы русские. И с нами Бог! Мы самый воинственный народ в истории всего человечества. Наши деды, прадеды и далее по убывающей цепочки воевали и не прогинались не под кем для того, чтобы вы сейчас смотрели на те страны, которые дрожали под Россией, и записывались к ним в рабы?

         Расскажите мне, где вы видели красивее березы, нежели чем в России. Где вы видели широчайшие поля, которые каждую осень покрываются золотом? Где вы видели леса, от которых веет таким могуществом, что аж теряешь дух? Где существуют более красивше осиные рощи?

         Как сказал В.В.Путин: «Россия это самая сильная страна у которой не существует границ». Я придерживаюсь этих слов.

         Россия настолько необъятна, что в ней можно путешествовать и поехать на море, побывать в горах и у берегов океана, почувствовать на себе почти все тяготы Антарктиды, заехав всего лишь в русскую Сибирь. И все это в пределах России.

         А теперь ответьте мне, какая еще страна может позволить себе такой огромный спектр различных направлений? И вы также стремитесь покинуть пределы России…

         С ситуацией в Украине на данный момент я вообще поражаюсь. Это страна, которой никогда не существовало. На заметку: Киев - это столица Руси. И этот народ, отбившийся немного от первоначального своего строения, сейчас так сильно рвется в Европу. Их нынешний КЛОУН, стоящий на посту президента, святой праздник «День победы» переименовал в якобы «день Европы».

         День той Европы, которая была захвачена фашистскими оккупантами без всякого сопротивления за считанные дни и освобождена только Советским Союзом, который в основе основ представляет русский народ? Насколько можно переборщить с дозой наркотиков, чтобы осквернить эту святость? Если и хотят переименовывать, то правильней будет назвать «день побежденной Европы».

         Политика этого КЛОУНА хочет полностью изменить первозданность. Для них правильно поддерживать сообщество ЛГБТ и прочие сатанинские направления. Для них Бандера - это человек с большой буквы. Человек, который является основателем нынешней идеологии Украины (украинский национализм). Но лично я разделяю ее население на два типа:

1. Русские «украинцы», которые не поддерживают идеологию своей страны, но молчат, опасаясь преследований.

2. Идейные нацисты, которые сами того не понимая, роют себе могилу под руководством Гейропы.

         И все же вернемся к первоначальной моей мысли. Я призываю одуматься и подумать над многим. В большей степени нашу молодежь, на которую в дальнейшем будет возложена ответственность на продолжение нашей истории.

         Мальчики, ну будьте вы мужчинами. Мужчинами, которые настоящие мужчины, воины и защитники своей Родины. Оглянитесь вокруг и увидьте те самые красоты нашей страны, за которые нужно бороться до последнего, и будьте счастливы, как минимум из-за этого. Как минимум из-за того, что вы живете в России.

         От части существуют такие, кто в один такт твердят, что каждый имеет право выбора. Да. Я согласен. Каждый имеет право выбора. Но если ты мужчина, одевающий себя в юбку, будь добр - покинь мою страну и не позорь ее. Поезжай туда, где это ценят.

         А Россия в том сильна и прекрасна, что в ней нечести поменьше, чем там. Россия страна свободная. Была, есть и будет, но всему существует предел. Если хочешь выделиться - выделяйся. Занимайся спортом или искусством, потому как имеется множество категорий, где можно обособиться гораздо лучше.

         Напоследок, в ответ тем, кто хочет поставить Россию якобы «на колени», хочется добавить пару строчек из стихотворения А.С.Пушкина «клеветникам России»:

Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

         Слава России! Вечная память нашим воинам, которые пролили свою кровь за продолжение нашей страны! Наше дело правое!

         Нет повести красивее на свете, чем повесть о России во всем свете!

         Спасибо всем за внимание! Текст был написан не с целью оскорбления кого-то, и содержит более призывной характер. Живите правильно, красиво и достойно. Прославляйте Россию, где бы вы не были, и гордитесь тем, что вы русские! Всем мира и добра».

         Вот с таким пожеланием я отправился в поход — образовательное путешествие с участием в  эстафете «Сибирский Рубикон – «Русская Арктика – 1100 км». В сегодняшнем выпуске мы с вами, наши читатели, попадём в Туруханск.

         Грустить и печалиться — большой грех, поэтому в нашей команде таких не было. И у нас был свой корабль-катамаран. Мы отличались от туристов, про которых говорят «Турист едет за тысячу миль,  чтобы сфотографироваться на фоне своей машины». Нам ближе такой афоризм «путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть».  Отдых лучше туризма, и редкая возможность подумать о делах.  Мы все ожидали Туруханск. Тем более, что там к нам присоединились ещё два пловца. Мы пересекали Полярный круг и думали про Игарку, Дудинку.

         В Туруханске были уникальные встречи с руководством, молодёжью, жителями и служителями церкви, работниками музеев и т.д..

         Участники такого уникального заплыва знакомились и активно общались с местными жителями, показывали фильмы о закаливани-моржевании, зимнем плавании и подвигах полярников, великих инженерах с целью воспитания у молодого поколения любви, чувства патриотизма и уважительного отношения к малой родине.

         Александр Сергеевич рассказывал на встречах с молодёжью о инженерах горнозаводской и советской цивилизации, которые с нашим народом  совершили беспрецедентный исторический прорыв, результаты которого по сей день составляют фундамент государственного суверенитета России.

         Пермские выставки «Пермь — город трудовой доблести», «Гениальные генеральные», «Оружие Победы», «300 лет на службе Отечеству» -  очень актуальны, позволяют всем заглянуть в нашу историю и понять, что Западная цивилизация, подчиняя мозги российских элит, всегда занималась подменой целей и смыслов Русской цивилизации. Мы все должны понимать, что Западу нужно убить и поглотить Русскую цивилизацию, чтобы сохранить свою гегемонию.

         От "Союза машиностроителей" в каждом населённом пункте участники «Сибирского Рубикона» дарили детям канцелярские принадлежности к учебному году, а лично от себя — фрукты - «вкусняшки». Члены такой экстрим-команды погружались в атмосферу местной жизни, бытия аборигенов, образовательного путешествия, экскурсий.

         Был собран уникальный материал о Архиепископе Луке, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, профессоре, российском и советском религиозном деятеле, хирурге, учёном и духовном писателе -  для доклада на конференции историко - патриотического клуба "Корни" при ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера (14 сентября в ПГМУ состоится конференция посвященная памяти святого Луки Войно - Ясенецкого. "Медицина и духовность").

         Во время нашего путешествия в мемориальном комплексе «Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В. Сталина», называемого в народе «Бункер Сталина», по инициативе Изборского клуба и движения «Русская Мечта» состоялась конференция «Вождь и народ». Для нашего доклада на этой конференции (члены клуба и движения = Лобанов А.И., капитан I ранга, проф. и Куляпин А.С., рекордсмен Книги Гиннесса) также был собран богатый материал о  Верховноом Главнокомандующем Красной Армии И.В. Сталине (см. в следующем выпуске №7).

         Туруханск, ныне село, расположен в месте впадения Нижней Тунгуски в Енисей. Это административный и культурный центр Туруханского района, расположенный почти в 1500 км от Красноярска. Здесь есть речной порт, аэропорт, лесхоз, узел связи, центральная больница, средняя и две начальных школы, детская музыкальная школа, Центр детского творчества, Дом культуры, центральная и детская библиотеки, музеи, редакция и типография газеты "Маяк Севера".

         Именно с аэропортом (его взлетной полосой) местные жители связывают дальнейшее развитие Туруханска. В самом селе нет каких-либо предприятий, рабочих мест немного. В настоящее время вахтовики, прилетающие на нефтяные месторождения, делают пересадку в Игарке, где под взлетной полосой обнаружена вечная мерзлота, из-за чего полоса может просесть. Если это случится, то местом пересадки будет определен Туруханск.
Второе перспективное направление - развитие туризма, благо природные особенности района позволяют.

         Любопытно, что  жители Туруханска держат дачи/огороды, Там растет практически все! Но вот свеклу, например, высаживают рассадой. И на балконах растут огурцы.

         Лето здесь коротко, поэтому надо успеть сделать запасы на долгую зиму. Для этого в каждой семье есть большие лари-холодильники, так как заготавливаются и ягоды (черника, брусника), и рыба, и мясо.

         Туруханск — город, слишком уж значим он для Енисея, слишком глубоко впечатан Туруханск в историю освоения Восточной Сибири. Да что там говорить, с него это самое освоение и началось. Туруханск для меня — город с четырёхвековой историей взлёта и последующей череды драматических утрат и уступок.

         Старый Туруханск, Новая Мангазея, Туруханск и село Монастырское суть одно и то же. Просто люди долго искали самое удобное место, не желая признавать ошибки первичного размещения. Мангазейский вое­вода Наумов, согласно легенде, выбрал крошечное зимовье на речке Турухан для строительства нового города с помощью жребия — игрой в кости, а переигрывать у деловых неприлично.

         Идеальным местом оказалось село Монастырское — даже жаль, что мангазейцы поверили игральным костям, не обратив внимание на выбор монахов: те ошибок при выборе не делали. Пришлось переезжать с берега на берег. Подумаешь, 30 км вверх — по местным меркам это как в гости сходить. В этой точке Туруханск и замер, успокоился, расположившись на высоких правых берегах сразу двух сибирских рек. Почва сухая, кругозоры замечательные, есть площади для огородов, отличные рыболовные угодья, пути в тайгу, удобное место для подхода судов — разве что зимней стоянки нет. Так и появился стольный городок на краю сибирской Ойкумены и всей Империи.

         Строки поэта Юза Алешковского «И вот сижу я в Туруханском крае…» из песни о Сталине знакомы многим, и почти все знают, что да, есть такой край. Или был. Так вот, официально такого края никогда не существовало. В 1785 году был основан Туруханский уезд, который вскоре был преобразован в округ, прозванный, скорее всего, ссыльным народом «Туруханским краем», но уезд с округом долго не прожили. В 1822 году они были упразднены, а с 1827 года вся эта территория вошла в Енисейский округ Енисейской же губернии. Однако самодеятельное название осталось, причём под этой территорией в разговорах подразумевались земли до мыса Челюскина. Вот так и оказалось, что Туруханский край вроде бы был, но как административная единица никогда не существовал, а площадь его при этом была огромна — 82,5% площади Красноярского края.

         Понятно, что столицей всегда был Туруханск, и его статус старались поддерживать. Всё было в жизни Туруханска — роль крупного центра торговли пушниной, пожары и восстание анархистов, драматика революционных событий и символизм места политической ссылки разных эпох и режимов. Туруханск честно дослужился до звания уездного города, а потом статусная карьера пошла вспять... Но память о столичности осталась. Сейчас Туруханск — административный центр Туруханского района, который крупнее большинства стран мира и в котором есть свой город. Но это не Туруханск, а Игарка. Получается, что «село» руководит городом. Парадокс.

         Мало кто в Сибири может с Туруханском сравниться. Должны быть особо почитаемые храмы. В XVII в. Туруханский монастырь стал единственным фактором присутствия России в местах, оторванных на десятки и сотни верст от разбросанных по северным глухоманям станков первопроходцев. Ныне Свято-Троицкий храм с предельной церковью Благовещения и действующим мужским Троицким Мангазейским монастырём Норильской и Туруханской Епархии РПЦ является памятником истории и культуры регионального значения.

         Живут монахи на подворье в обычном большом доме, и их совсем немного.

         Есть в храме и сестричество. Одна женщина живет с монахами в одном доме, готовит им пищу, другая живёт в миру. Говорят, послушники много работают и учатся, штудируют греческий и английский. Туруханские монахи особенные, приполярные, что ли, таёжные, совсем не такие, как на материке. Никакой угрюмости или показной замкнутости, им интересен окружающий мир и люди в нём. Они владеют всеми необходимыми навыками и ремёслами, это охотники и рыбаки, которые в ладах с моторами, лодками и техникой вообще. У монастыря есть свой транспорт.

         Туруханцы любят свой монастырь, посещают храм Троицы Живоначальной. Для них это не просто церковь, а нравственная опора, настоящая хорда. И мы побывали там и встретились с настоятелем, с монахами.

         Город — это всегда культура. И дело тут не столько в масштабе и объёме финансирования, сколько в степени вовлечённости населения, активности культурных учреждений и проникновении его культуры в глубинку. В Туруханске роль культурного центра выполняет Районный Дом культуры, который курирует работу ДК других поселений района. В РДК есть два театра, разнообразные студии, ансамбли, творческие коллективы. Жизнь кипит.

         Музеев - два. Долгое время в Туруханске был лишь «музей Свердлова», он же Музей политической ссылки. Экспозиции разместили в избе, где жил ссыльный Яков Свердлов, тогда ещё просто революционер. Жил он вполне себе комфортно, в нескольких комнатах. У него убирали, ему готовили, с ним жила жена. Сталину, попавшему на линию Полярного круга в Курейку, таких бонусов не досталось. Памятник Свердлову стоит во дворе — маленький, невзрачный, неуместный в обычном огороде.

См. фотоальбом

Архиепископ Лука, в миру Валентин Войно-Ясенецкий

«Все, что от меня зависит, обещаю сделать, остальное — от бога».
В.Ф. Войно-Ясенецкий

         Есть здание бывшей земской больницы, в которой работал ссыльный Архиепископ Лука, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, профессор, российский и советский религиозный деятель, хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии, причисленный к лику святых. Это район старого Туруханска, где бревенчатые дома органичны, и хочется, чтобы их было побольше, чтобы пустыри застроили новыми срубами.

         Туруханский период ссылки В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО начинается в конце августа 1924 года, когда по Енисею, караваном из нескольких барж, прибывает партия репрессированных, в числе которых он и находится. При выходе на берег епископа встречает толпа местных жителей, невесть как прослышавших о его приезде. Многие из них падали на колени, прося благословения. Помещен он был в квартире врача, заболевшего и уехавшего в Красноярск. Вещей у ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО почти не было, только книги. Сама больница была совсем небольшой, оборудование было самое примитивное, медицинские инструменты кипятили в обыкновенном самоваре.

         Помощниками ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО стали местный фельдшер и молодая девушка, недавно окончившая фельдшерские курсы и прибывшая вместе с ним. Она очень волновалась от перспективы работать с профессором. С их помощью Валентин Феликсович проводил много операций, в т.ч. и очень сложные: челюстно–лицевые, полостные, гинекологические и даже глазные. В то время в крае встречалась трахома — инфекционное заболевание глаз, приводившее к полной слепоте. Известны случаи, когда прооперированные профессором люди выздораваливали и начинали полноценно видеть. Страдали этой болезнью в основном коренные северяне, и, конечно же, у них профессор пользовался большим уважением.

         Каждого своего пациента ВОЙНО -ЯСЕНЕЦКИЙ встречал благословением, обязательно молился сам, а в операционной, на столике, стояла икона Спасителя, перед которой горела лампада. Среди пациентов бывало и большое местное начальство, из коммунистов. Многие из них пытались заставить его изменить своему правилу, но всегда получали твердый отпор.

         Сразу же после приезда опального епископа в Туруханск его вызвал к себе председатель крайисполкома Василий БАБКИН, ярый атеист. Для начала он вполне дружелюбно предупредил епископа о том, чтобы он своих религиозных взглядов открыто не выражал, а уж он позаботится о том, чтобы ссылка была досрочно окончена. Но, епископ, конечно же, не внял его совету. Буквально сразу он встречается с местным священником Мартином РИМШЕЙ, который во времена раскола (вскоре после революции 1917 года некоторая часть религиозных деятелей призывала Православную церковь принять политику советского государства, и, согласно ей, ввести нововведения в свою деятельность, чем и был вызван раскол) примкнул к обновленцам. В результате общения отец Мартин вернулся на твердую стезю истинного православия. В дальнейшем церковные службы они проводили вместе. Поскольку на огромный Туруханский край Валентин Феликсович был единственным врачом, работал он в больнице почти непрерывно. Исключение составляло время, когда он служил Литургию в Свято-Троицкой церкви. Запомнился он прихожанам своими пламенными проповедями, многие из которых были обращены и к детям. Дорога к храму была короткой, шла напрямую от больницы к нему, но местные жители взяли за правило приезжать за ним на покрытых ковром санях. Привязанность и почтение людей к епископу не могли не вызвать ненависти властей к нему. Несмотря на широко развернутую коммунистическую пропаганду, простые крестьяне продолжали ходить в церковь, крестить детей, отпевать покойников, отмечать религиозные, а не советские праздники. Антирелигиозные мероприятия же посещали туго и неохотно, что тоже, конечно же, властями не приветствовалось.

         Окончательно участь его определилась после истории, когда жена уже известного БАБКИНА принесла на осмотр ребенка. Имя мальчика было нецерковным, в духе нового времени – Атом, и Валентин Феликсович выразил по этому поводу свое удивление. Впавший в ярость председатель пишет донос в ОГПУ, и по этому доносу профессору предписывается в течение нескольких часов собраться и выехать к новому месту ссылки, на станок Плахино, за полторы тысячи верст (почти 500 км.) к северу от Туруханска. Решение было принято 7 декабря 1924 года.

         По сути это являлось покушением на жизнь епископа. Отправить его в открытых санях, не имеющего теплой зимней одежды, в разгар зимней стужи, значило обречь на верную гибель. Но его конвоир из местных комсомольцев, сопровождавший ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО в этом пути, в ближайшем от Туруханска станке Селиваниха приложил немало трудов и чудом добыл для него теплую меховую одежду, что помогло относительно благополучно добраться до места очередной ссылки епископа. Станок Плахино состоял из нескольких изб, половина одной из которых была отведена Валентину Феликсовичу. Помещение хотя и было просторным, зато очень холодным. Для обогрева имелась только печка – буржуйка. Насчет стирки, питания и дров для печки его сопровождающий договорился с местными крестьянами.

         Но, тем не менее, существование ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО в этих условиях было достаточно трудным. Несмотря на это, он продолжает свое архипастырское служение даже для небольшой горстки плахинских жителей. По его воспоминаниям, однажды ему пришлось крестить детей в небольшой комнатке, где совмещались и комната, и кухня, а у ног вертелся маленький теленок.

         К этому времени жители Туруханска категорически потребовали возвращения профессора. Одним из поводов стала смерть туруханского крестьянина, которому не смогли сделать срочную операцию, и тот умер. Так или иначе, весной 1925 года ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ возвращается в Туруханск, продолжает работать в больнице и служить в церкви. Попреки и разбирательства по поводу открытого выражения им религиозных убеждений хотя и продолжаются, но уже с меньшим пылом. Местная власть даже пытается задержать его в Туруханске, несмотря на то, что срок ссылки заканчивается. Но обращение его в Красноярск с просьбой разобраться в причинах этого, а также болезнь ноги возымели наконец свое действие. И 4 декабря 1925 года, отслужив последнюю Литургию в Туруханской церкви, он вновь отправляется в дальний путь в Красноярск.

         Впереди у него еще долгие годы служения Богу и людям и множество событий, среди которых работа в Красноярском эвакуационном госпитале в годы Великой Отечественной войны, пребывание в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского, награждение Сталинской премией за книгу «Очерки гнойной хирургии» и многие другие.

         В 2000-м году Архиепископ Лука (ВОЙНО -ЯСЕНЕЦКИЙ) был канонизирован Русской Православной церковью в лике Святого Новомученика Российского.

         Память об этой поистине грандиозной личности сохранилась в Туруханске до наших дней. Это память о спасенных его руками врача людях, а также о спасенных душах людей, которые в нелегкие годы церковного и общественного раскола сохранили крепость веры. Решением депутатов Туруханского сельского Совета (Постановление №9 от 27.02. 2003 г.) улица, на которой расположена церковь Туруханского Троицкого мужского монастыря, была переименована из Партизанской в улицу им. В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО (Луки).

         Краеведческий музей Туруханского района также бережно хранит память о Святителе Луке. На выставке «Опальные священники в Туруханском районе» представлены его личные вещи: проектор-лупа и набор диапозитивов на Библейские темы, которые он подарил Николаю Ивановичу ПОТАПОВУ, жителю Туруханска, в 1924 году и которые передала в музей его внучка – Тамара Иосифовна ГОЛУБЕВА.

         В августе 2000 года определением Священного Синода Русской Православной церкви на Архиерейском Соборе святитель Лука был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

«Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным.»

В.Ф. Войно-Ясенецкий в разговоре с писателем Марком Поповским

См.:

1.

Три ссылки святителя Луки Крымского, архиерея и хирурга

miloserdie.ru

Три ссылки святителя Луки Крымского, архиерея и хирурга

https://pravoslavie.ru/134920.html

         Нина Кайшаури. «Три ссылки святителя Луки Крымского, архирея и хирурга».

2.

Светлана Хустик. Святой лекарь. На счету Войно-Ясенецкого сотни спасённых солдат

https://krsk.aif.ru/society/svyatoy_lekar_na_schetu_voyno-yaseneckogo_sotni_spasyonnyh_soldat

«АиФ на Енисее» №2 (1835) 15/01/2016

3.

Ольга Зеленко-Жданова. Святитель и хирург. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

https://topwar.ru/73246-svyatitel-i-hirurg-valentin-feliksovich-voyno-yaseneckiy.html

4.

 10 мест из жизни святителя Луки

https://foma.ru/10-mest-svyazannyih-so-svyatitelem-lukoy-voyno-yasenetskim.html

5.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Хирург, монах, ученый.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Хирург, монах...

http://bogorod.pravorg.ru›2020/02/19/svyatitel-luka/

(С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей ...)

         Климат Туруханска мягче, чем в Дудинке. Линия северного полярного круга в 120 км севернее, поэтому полярная ночь, как и полярный день здесь не возникают. Казало бы, разница сугубо символическая, однако я убеждён, что матушка-природа каким-то образом чувствует этот феномен перехода через невидимую границу Заполярья и даёт всему живому команду — допустимо что-либо или нет. В Туруханске она позволяет вырастить урожай на ухоженных грядках, чем занимаются многие старожилы. Конечно, ассортимент выращенного никогда не будет так богат, как на материке, но и дозволенное радует. А вот в Дудинке многолетние эксперименты выращивания овощей в открытом грунте потерпели неудачу.

         У туруханцев есть своя картошка, лук, так любимый северянами укроп, морковка. «И всё — с особым северным витамином, а  в небольших теплицах успевают вызревать огурцы и помидоры. Во дворах прячутся бани. Бани таёжный люд любит и строит их везде, где только можно. Доходит до того, что небольшая отъезжая избёнка на радиальных тропах-путиках промысловика по сути своей представляет не жилой домик, а приспособленную для кратковременного проживания уставшего охотника баньку.

         Часть жилищного фонда сильно состарилась. Требуются серьёзные инвестиции, но без комплекса факторов и мер это просто мечты. Интересно и приятно посмотреть на поросшие зеленью и мхом крыши старых домов, в Туруханске вообще много зелени. Но бесследно это поглощение флорой деревянной старины не проходит. Нужно строить новое.

         Единственная тема, которая может сработать в  среднесрочной перспективе — туризм, благо и вокруг Туруханска, и на Угрюм-реке есть на что посмотреть и где провести время.

         В туруханцах чувствуется заложенная историей основательность, кажущаяся беспечной уверенность и, вместе с тем, умение, самодостаточная готовность жить с глубокой оторванностью от остального мира. Им не нужно объяснять, как готовиться к возможным ЧП, катаклизмам или войне. Они всё знают и ко всему готовы, здесь даже ребёнок прокормит себя рекой и согреет дом тайгой. Спросите туруханца, что они будут делать в случае полной блокады по каким-либо геополитическим причинам, и увидите удивлённые глаза. «А как мы тут, по-вашему, живём семь зимних месяцев, да при нелётной погоде?». Они уже мобилизованы.

         Ещё одна особенность — привычка не надеяться на власть и даже некоторая настороженность, фронда. Ведь это ссыльный край, здесь столетиями жили отверженные. А вот гораздо южнее начинаются так называемые «заградительные сёла», населённые казачеством и призванные царским правительством ловить на реке всех тех, кто пытается сбежать из мест ссылки. Вот так Енисей и делился, разница в менталитете заметна по сей день…

         Северянин широк душой, потому что вокруг ширь бескрайняя. Махни рукой на восток, и по этой линии не будет никого до самого Охотского моря. Нет повода ругаться с соседом из-за тесных огородов и редких пастбищ... Потому люди и живут здесь не временно, а десятилетиями, чаще всю жизнь. Они не торопятся на материк, где всё мелкое, а часто мелочное, скандальное, что в отношениях, что в характерах. Очень резко воспринимают искусственные, и чаще всего глупые ограничения.

         Вот эта привычка к широте и сделает своё дело. Туруханск веками управляет огромной, территорией, это когда-нибудь оценят.

         И будет Город. Потому что он есть, этот Край. Туруханский край.

Наша справка:

Святой Лука

В небольшом скверике на улице Горького всегда особенная обстановка. Смысловой центр этого умиротворенного места – памятник святителю Луке (в миру – Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому). Священнику, о крестном пути которого напоминает арестантская роба. В этот же сквер выходят двери храма святого Иоанна Предтечи. Среди икон на стенах прихода – образ святителя Луки, человека, который несколько десятков лет жил в нашем городе, лечил души и тела покалеченных войной людей.

Знаменитый хирург, ученый и богослов, в прошлом веке он стал и для нашего края, и для всей страны одним из тех праведников, на которых до сих пор и держится земля. О таких людях сказано в Евангелии: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Именно «соль земли» в прошлом веке в нашей стране истреблялась, убивалась, сажалась в тюрьмы.

В 2000 году архиепископ Лука был причислен к лику святых новомучеников и исповедников. Примерно в это же время Войно-Ясенецкого удалось реабилитировать благодаря значительным усилиям его внука, известного экономиста Владимира Лисичкина.

Идти за Христом

В своей книге «Спешите идти за Христом» святитель Лука писал: «Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя».

Стремление положить душу за других людей у Валентина Войно-Ясенецкого проявляется еще в юные годы. Родился он в семье обедневших дворян 27 апреля 1877 года в Керчи. После гимназии идет в художественное училище. В 1898 году поступает на медицинский факультет Киевского университета.

Юноша собирается быть земским врачом, чтобы помогать самым бедным и несчастным. Но между Россией и Японией начинается война. Молодой врач отправляется помогать раненым воинам. Работает в госпитале в Чите. Едва покинув студенческую скамью, оперирует, причем настолько удачно, что его назначают заведующим хирургическим отделением.

На Дальнем Востоке Войно-Ясенецкий встречает свою суженую. История любви врача и сестры милосердия Анны Ланской так же сильна и необычна, как и оба ее героя. Он – талантливый и незаурядный хирург. Она, чтобы помогать раненым солдатам, приехала в Читу из самого Киева. Анна Ланская дала обет безбрачия, поэтому в госпитале ее называли «святой сестрой». Но молодость и радость жизни заставляют соединиться две незаурядные личности. Обет нарушен. Девушка выходит замуж за Войно-Ясенецкого.

В 1905 году Валентин становится, как и собирался до войны, земским врачом. Анна, подобно женам декабристов, полностью разделяет с ним эту нелегкую участь.

Чтобы представить, каково было земским докторам, можно почитать «Записки юного врача» Булгакова. Приходилось помогать самым обездоленным людям, причем работать буквально «за всех»: и роды принимать, и зубы драть, и сифилис лечить. Быть и хирургом, и педиатром, и все – в одном лице, на скудном оборудовании. Однако практическая медицина далеко не единственное, что занимает в те годы Войно-Ясенецкого. Он начинает работать над капитальным трудом «Очерки гнойной хирургии», который приносит ему мировую славу и выдерживает множество переизданий. Чтобы заниматься наукой, организует лабораторию при больнице. На собственные деньги покупает микроскоп и другую нужную технику.

Его жена посвятила себя заботам о семье и детях (их родилось четверо). Дети Войно-Ясенецких опровергли мнение о том, что на отпрысках выдающихся людей отдыхает природа. Все они стали врачами, основав одну из наиболее знаменитых медицинских династий России.

Начало пути

В 1917 году из-за болезни Анны Васильевны Войно-Ясенецкие переезжают в Среднюю Азию. Валентин Феликсович становится главным хирургом Ташкента. Но вскоре происходит трагедия. Из-за туберкулеза умирает жена и мать семейства, единственная любовь в жизни хирурга.

Личная ли трагедия, или катастрофа, которая происходит в России после революции 1917 года, подталкивает его к решению стать священником, мы не знаем. Но он всегда был человеком чрезвычайно религиозным, активно принимал участие в делах церкви. А в 1923 году Валентин Феликсович принял сан и новое имя – Лука.

Русский ученый Владимир Лисичкин, внук Войно-Ясенецкого, чтобы восстановить правду о деде, изучил множество архивных документов. В своей книге-биографии «Крестный путь святителя» Владимир Лисичкин приводит ужасающий перечень пыток и убийств священнослужителей, которые происходили в то время: «Петербургский митрополит Вениамин обнаженным был выведен на мороз, облит водой, превращен в ледяную статую и утоплен; пермский архиепископ Андроник живым закопан в землю; киевский митрополит Владимир оскоплен, расчленен и брошен на поругание пьяным коммунистам; тобольский епископ Гермоген разрублен на мелкие кусочки лопастями парохода, будучи для потехи партийной и чекистской публики привязан к пароходным колесам; черниговского архиепископа Василия, как Христа, распяли на кресте и сожгли».

Какой же решимостью и силой духа необходимо было обладать, чтобы решиться на служение Христу, когда в стране происходили такие зверства? Тем не менее в 1923 году Войно-Ясенецкий, едва став священником, соглашается возглавить Туркестанскую и Ташкентскую кафедры. Он рукоположен в епископы. И спустя всего лишь десять дней арестован и выслан в Сибирь.

Слепые становились зрячими

После долгого и изнурительного пути Войно-Ясенецкий наконец очутился в Енисейске. Вот как он пишет об этом в своей автобиографии: «Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам и сделал их зрячими». Епископ Лука за те два месяца, что он жил в Енисейске, сделал множество операций, так что к нему установилась длинная очередь из пациентов. Исцелял недужных, делал слепых зрячими.

Вскоре врача сослали в деревню Хаю, что на притоке Ангары. Там ему пришлось сделать операцию в экстраординарных условиях: «У меня был с собой набор глазных инструментов и маленький стерилизатор. В пустой нежилой избе я уложил старика на узкую лавку под окном и в полном одиночестве сделал ему экстракцию катаракты».

После двух месяцев в Хае Войно-Ясенецкого вернули в Енисейск. Его ненадолго заключили в одиночную камеру тюрьмы и после этого отправили в Туруханск. В этом городе его ждало множество людей. Увидев святителя, они опустились на колени, прося благословения.

Войно-Ясенецкому сразу предложили заняться врачебной работой. С двумя помощниками он делал большие и сложные операции. А в закрытом мужском монастыре Туруханска участвовал  в богослужениях, после которых проповедовал.

Сын Атом

Можно представить, насколько этот образованный и духовный человек не соответствовал всему, что происходило в те годы в стране. Насколько он раздражал чекистов даже одним видом своей рясы. Но путь святителя – из тех, что принадлежат вечности. Прямой, без зигзагов и сделок с совестью. Что думал, как жил, во что верил – о том и говорил. Судите сами хотя бы по этому доносу председателя Туруханского исполкома В. Я. Бабкина от 4 ноября 1924 года: «23 октября с. г. моя жена понесла больного ребенка, моего сына Атома, для освидетельствования местным врачом больницы… Он, Ясенецкий-Войно, страшно возмутился таким именем моего сына Атома и сказал: «Что это за имя и кто его выдумал?» Жена ответила: «Имя современное, выдумали сами». Тогда Ясенецкий-Войно сказал: «Почему не назвали поленом или окном?» Такую выходку со стороны административно-ссыльного рассматриваю как прямой выпад к пропаганде своих идей божества и противопоставления и прямого выражения ненависти нашего учения материалистической науки…» (цитируется по книге «Крестный путь святителя Луки (подлинные документы из архивов КГБ)»).

В результате этого доноса, а также из-за своей популярности у местных верующих епископ Лука отправился еще в одну ссылку – на этот раз на Ледовитый океан, в заброшенный станок. Сам Войно-Ясенецкий вспоминал об этом так: «Путь по замерзшему Енисею в сильные морозы был очень тяжел для меня. Однако именно в это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

 За полярным кругом

Станок Плахино оказался поселением из трех изб и жилищ, которые поначалу епископ принял за груду навоза и соломы. Несчастные, которые жили там, вызвались помочь Войно-Ясенецкому обустроить его быт. Впрочем, условия все равно были нечеловеческие. Вместо стекол в избе епископа были плоские льдины, а на полу лежала куча снега. Холодно было так, что приходилось круглые сутки топить железную печку. И вот в этом-то станке, который находился в двух сотнях верст от полярного круга, епископ Лука окрестил двух маленьких детей: «У меня не было ничего: ни облачения, ни требника, и за неимением последнего я сам сочинил молитвы, а из полотенца сделал подобие епитрахили. Убогое человеческое жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а все время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели».

Весной за святителем приехал нарочный из Туруханска и весьма учтиво попросил туда вернуться. Оказалось, что в отсутствие знаменитого хирурга в больнице умер человек – некому было сделать сложную операцию. Местные крестьяне подняли из-за этого настоящий бунт.

Второе пребывание в Туруханске длилось восемь месяцев, и затем Войно-Ясенецкого отправили в Красноярск. Там, в ГПУ, ему объявили, что ссыльный может ехать куда ему угодно. Епископ принимает решение вернуться в Ташкент. Там под опекой Софии Сергеевны Велецкой находились во время ссылки его дети.

 Молился каждый день

Уже через год, в 1937-м, начинаются страшные репрессии, в том числе и против церкви. Войно-Ясенецкого вновь арестовывают. Его заставляют признаться в шпионаже. Святителя пытают знаменитым «конвейером», когда допросы идут день и ночь, не давая арестанту спать. Многие в те времена не выдерживали, ломались и оговаривали сами себя. Войно-Ясенецкий был тверд, в шпионаже не признавался и в знак протеста устроил голодовку. Но хотя следствие не принесло признаний или каких-то внятных результатов, его все равно отправили в ссылку – через Красноярск в Большую Мурту. Вскоре ученому разрешили съездить в Томск, чтобы поработать там в библиотеке медицинского факультета. Благодаря этому удалось закончить знаменитую книгу «Очерки гнойной хирургии». Научную деятельность Войно-Ясенецкий, как и в любом месте, где оказывался, совмещал с врачебной и священнической. Не отказывал в помощи сирым и убогим, возился с больными и грязными деревенскими детьми. За свою практику не брал платы. Вот как вспоминает одна из исцеленных святителем, жительница Большой Мурты Валентина Игоревна Монина: «На крыльцо, бывало, выйдет, все сотрудники сядем рядом, как на собрании, я уж много не помню, но хорошо помню, он говорил главное: «Куда меня ни сошлют, всюду Бог» – так он каждый день молился на пеньке в аллее рядом с больницей» (приводится по книге «Целитель души и тела» (воспоминания жителей Большой Мурты о В. Ф. Войно-Ясенецком)).

Работа в госпитале

Едва начинается война, епископ Лука посылает телеграмму руководству страны с просьбой прервать его ссылку. Он объясняет: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». Получив разрешение работать, приезжает в Красноярск. Там его назначают главным хирургом эвакогоспиталя № 1515 (сейчас в нем находится школа № 10).

Во время войны Красноярск был одним из самых дальних от линии фронта городов и, по воспоминаниям очевидцев, превратился в сплошной лазарет. За то время, пока бойцов везли, у многих успевали нагноиться раны, что вызывало осложнения. Войно-Ясенецкий почти все свое время проводил в госпитале. Сделал множество операций и, кроме того, читал курс лекций по военно-полевой хирургии студентам и преподавателям медицинского института, а также врачам города.

«В Красноярске я совмещал лечение раненых с архиерейским служением в Красноярской епархии и во все воскресные и праздничные дни ходил далеко за город в маленькую кладбищенскую церковь, так как другой церкви в Красноярске не было. Ходить я должен был по такой грязи, что однажды на полдороге завяз, упал в грязь и должен был вернуться домой», – пишет в автобиографии святитель.

Раненые воины любили его. И при обходе в знак почтения салютовали ему поднятыми вверх прямыми, закованными в гипс ногами. В 1943 году красноярская ссылка закончилась, епископ Лука вернулся в Москву, а оттуда переехал в Тамбов, где совмещал служение церкви и излечение раненых в госпиталях.

В конце войны труды по излечению раненых были приравнены к архиерейскому служению. Священный Синод возвел Войно-Ясенецкого в сан архиепископа. В 1946 году за научные работы ему дали Сталинскую премию. Парадоксальность этого события можно оценить, поставив рядом эту самую высокую награду СССР и фигуру опального богослова.

В 1946 году владыка Лука становится архиепископом Крымским и Симферопольским. В Симферополе прошли последние 15 лет его жизни. Талантливый проповедник, он в 1954 году за 11 томов своих проповедей был избран почетным членом Московской духовной академии. Умер архиепископ 11 июня 1961 года. Похоронен в Симферополе.

Святителю Луке довелось жить во время, о котором сам он писал так: «Никогда еще не осквернялась земля кровью так, как в только что пережитое нами время. Никогда в таком безмерном количестве не проливалась кровь христиан, никогда не истребляли христиане так, как истребляли ныне» (цитируется по книге архиепископа Луки «Сила моя в немощи совершается»). Но, наверное, именно в такие кровавые времена и появляются самые светлые и твердые духом праведники.

Список использованной литературы

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…» Автобиография.
I Войно-Ясенецкие чтения: к 135-летию со дня рождения святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого): сборник научных трудов / под общ. ред. проф. С.И. Малявской. – Архангельск, 2012.
Воспоминания о В. Ф. Войно-Ясенецком (святителе Луке). Приход Михаило-Архангельский. Поселок Большая Мурта.
Глянцев С. П. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Северном крае. – Архангельск, 2012.
Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Материалы международных научно-практических конференций 2011, 2012, 2013 и 2014 гг.
Кириченко В. Книга святителя Луки, профессора хирургии // Сибирский форум
Кожевников С. В. Красноярский период (1941-1944) жизни и деятельности святителя Луки (хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого). – Красноярск, 2020.
Кожевников С. В. Архипастырское служение святителя Луки Войно-Ясенецкого в Красноярске (1941-1944).
Кожевников С. В. Профессор-хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) в 1941–1944 гг. в воспоминаниях коллеги-врача.
Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ. – М., 2001.
Малоизвестные факты из туруханской ссылки святителя Луки Войно-Ясенецкого // Енисейская правда. 2019.
Петров С. Г. Пребывание архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Новосибирске (свидетельство очевидца) // Вестник ПСТГУ. II. История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40).
Письма архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) А. М. Фокину 1934−1937 гг. и воспоминания А. М. Фокина об архиепископе Луке (В. Ф. Войно-Ясенецком) 1968 г. // Археографический ежегодник за 2009−2010 годы. − Москва, 2013. − С. 471−487.
Письма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) к священнику Мартину Римше // Вестник ПСТГУ, II История, История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3(52).
Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого — архиепископа и хирурга.
Пузин Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки. (По неопубликованным письмам и воспоминаниям) // Вестник русского христианского движения. Париж, 1994. № 170.
Сизых Т. П. Воспоминания начмеда госпиталя 15/15 г. Красноярска Н. А. Бранчевской о Войно-Ясенецком (1941 год).
Сизых Т. П. Соединивший в своих руках крест и скальпель (о св. Луке, д.м.н., профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком).
Сизых Т. П. Кельюшка – жилая комната В. Ф. Войно-Ясенецкого в большемуртинский период ссылки.
Сизых Т. П. Начало третьей ссылки профессора, владыки Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в селе Большая Мурта.
Старинова Ю. Крутой маршрут святителя Луки.
Энциклопедия Красноярского края

(исп м-лы СМИ;В.Денисова; Н. Машеговой)

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».