Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта (15 марта – по н.ст.) 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Мы знаем из описания обретения иконы, как крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся».

         После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону Божией Матери. В этой подробности, может быть, еще одно напоминание, что великая катастрофа 1917 года была попущена Богом в первую очередь за невнимание и небрежение к святыне многих православных людей. Но Господь и Божия Матерь никогда не оставляют нас в наших бедах и предваряют нас Своей милостью. Когда икону отмыли, то увидели изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.

Весть об обретении иконы быстро распространилась среди православных. Смысл этого духовного события был очевиден. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея.

Не для того Божия Матерь совершила чудо, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Господь принимает все наши беззакония. А для того, чтобы Ее заступничеством мы принесли истинное покаяние.

Божия Матерь может предстательствовать за нас, потому что Ее любовь к Богу делает Ее смиренной, внимательной к другим, желающей увидеть их возрастание в истинной жизни. И оттого что Она находит в этом полноту Своего Богоматеринства, мы можем исполняться доверия к Ней. Она такова в каждый момент Ее жизни, и особенно у Креста, как Матерь Господня и наша Матерь. В Кане Галилейской Она просто представляет Христу то, что Она увидела, не прося ни о чем, не ожидая ответа, не связывая его ни со Своим желанием, ни с нуждами присутствующих на браке. Она не требует ответа Бога, Она предает Ему все. Она принимает нужды других и вверяет их Господу.

И еще одна сторона поражает в этом заступничестве — очень важная для нас, когда мы молимся. Эта вторая часть Ее слов: «Что скажет Он вам, то сделайте». Мы часто забываем об этой стороне заступничества, ограничиваясь только просьбами. Обретя способность видеть, различать подлинные нужды — свои и других, — мы приносим их Богу и думаем, что мы исполнили все, что нужно. Мы говорим: «Господи, если Тебе угодно». И Божия Матерь заступается за нас, если мы приносим Ей свои нужды.

Божия Матерь не ограничивается просьбой и молитвой к Своему Сыну, представляя Ему наши нужды. Она поворачивает нас к Нему. Она обращает нас к Его воле. Иначе говоря, не существует молитвы без покаяния, без истинного обращения к Богу, или это будут только слова. Так, например, в молитве «Отче наш», когда мы просим прощения у Бога, мы одновременно говорим: «как и мы прощаем должникам нашим». Мы просим прощения у Бога, но мы получим прощение у Бога, только если у нас есть покаяние. Существует нерасторжимая связь между тем, что мы просим у Бога, и нашим покаянием. Бог не услышит того, кто имеет ненависть к своему брату. Пусть Бог простит меня, что я ненавижу своего брата? Пусть Бог услышит меня, пусть Он любит меня, в то время как я ненавижу своего брата? Все Евангелие говорит о противоположном: «Что скажет Он вам, то сделайте». Не потому ли было явлено чудо Державной иконы, что молился в тот день за своих врагов святой царь Николай?

Или такой пример. Молиться сегодня за нашу молодежь, за детей, чтобы Бог сохранил их от нравственной гибели, просить Божию Матерь ходатайствовать об утверждении правды и справедливости на нашей земле — неужели вы думаете, что это ничего не стоит? Когда мы начинаем произносить слова молитвы, Божия Матерь немедленно поворачивает нас к Своему Божественному Сыну и говорит нам: «Вначале сделайте, что Он скажет вам». Сделайте это, приведите себя в согласие с Его волей в том, о чем вы молитесь. Как вы ведете себя по отношению к другим, прося о справедливости и защите других? Вы молитесь, чтобы не было разделения в нашей Церкви, и создаете разделение там, где вы находитесь, своим равнодушием, грубостью, презрительным, самодовольным отношением к кому-то, своим злоречием, своим расчетом — тысячью вещей. Мы должны молиться, чтобы благовестие Христово распространялось в мире, чтобы Церковь умножалась и крепла, чтобы власть, построенная на христианских началах, вернулась в нашу страну, — но что это значит? «Что скажет Он вам, то сделайте». Сделайте то, что Он вам сказал.

Эта сторона ходатайства за других — самая важная в наших молитвенных прошениях. Если мы молимся, чтобы мир примирился с Церковью, с Богом, самое лучшее, что мы можем сделать, — примириться самим с Богом. Вместо того чтобы без конца говорить, что Россия — Дом Пресвятой Богородицы, что за православие Бог помилует Россию, и Россия непременно возродится — это всегда возможно, и об этом мы должны просить, — попросим Бога и Божию Матерь, чтобы христиане были всегда подлинно христианами. Так чтобы не оставалось ни у кого никаких причин находиться во вражде с Церковью, кроме тех, кто сознательно избирает путь вражды.

Божия Матерь молится с нами, заступается за нас, вводя нас в истинные отношения с Богом и друг с другом, чтобы мы были услышаны. С одной стороны, Она передает Своему Сыну наши нужды — потому законно, что мы передаем их Ей. А с другой, Она хочет ввести нас в такие отношения со Своим Сыном, что, может быть, дано нам будет однажды быть услышанными, благодаря Ее смирению, вниманию, внутренней нищете. Но не будем никогда забывать этой тайны: мы должны также понуждать себя войти в волю Господню. «Что скажет Он вам, то сделайте».

Державная икона Божией Матери есть в некотором роде продолжение чуда в Кане Галилейской, являющем образ брака Сына Божия с человечеством. Здесь начинается общественное служение Господа со всеми чудесами, которые непрестанно свидетельствуют о Его Божестве и Его призыве всех к вере.

Как не изумиться перед силой предстательства Божией Матери, Которая, даже не прося об этом явно, несомненно приближает для нас «этот час». И дает, как самая первая Ученица Своего Божественного Сына, великий пример доверия и веры, надежды и пламенеющей любви. Этот таинственный час достигает Крестных Страданий Господа и нашего искупления. Святой царь Николай и все наши новомученики и исповедники, пережившие русскую Голгофу, сподобились стоять у Креста Господня вместе с Божией Матерью и апостолом любви Иоанном Богословом. Мы должны всегда помнить об этом часе второго рождения Божией Матери, когда Господь на Кресте даровал Ее каждому из нас как нашу Мать. Она окружает нас материнской царственной заботой, не имеющей конца и границ. И потому с такой надеждой и смелостью мы сугубо обращаемся к Ней, прославляя святых царственных страстотерпцев.

ИСТОРИЯ 

         Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Как и при каких обстоятельствах это произошло и почему этот образ стал столь почитаем в материале «Фомы».

-1-

Икона была найдена в подвале Вознесенского храма в усадьбе Коломенское в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Жительница слободы Перерва крестьянка Евдокии Андриановой во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В следующий раз ей приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Настоятель священник Николай Лихачев с вниманием выслушал ее рассказ и через некоторое время икона была найдена заброшенной в подвале храма. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

-2-

Вскоре после явления иконы, в Коломенское толпами начали стекаться богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить не только по окрестным храмам, но также по заводам и фабрикам. В Вознесенской церкви икона пребывала только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала в Марфо-Мариинской обители милосердия в Замоскворечье, где ее торжественно встречала игуменья монастыря — великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами обители.

-3-

Служба и акафист «Державной» иконе составлены с участием святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон призывал православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Он особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице. Любовь и почитание выразились в акафисте явлению иконы Божией Матери Державной.

-4-

Икона в многочисленных списках вошла в православные храмы России. Повсюду читали акафист и канон, верующие в храмах, домах и монашеских кельях читали перед ней молитву Патриарха Тихона о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений.

-5-

Священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит... что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».

-6-

После начала гонений советской власти на Церковь икона была изъята и находилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году образ был передан домовому храму Издательского отдела Патриархии, где хранился год. 27 июля 1990, в канун памяти равноапостольного князя Владимира, «Державная» обрела «дом» в Казанской церкви в Коломенском.

-7-

Восстановление Храма Христа Спасителя в 1995 году начиналось с установки закладного камня с высеченной «Державной» икона. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы. Именно эта икона была установлена в Храме Христа Спасителя в момент подписания Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Позже этот образ специально провезли по Русскому Зарубежью как явный символ духовного единства.

-8-

У иконы есть множество списков. Самые почитаемые из них находятся в храме Вознесения Господня (г. Москва, улица Радио, дом 2) и в храме Илии Пророка (г. Москва, 2-й Обыденский переулок). Последний был написан в 1920-хх годах православным художником Николаем Чернышевым.

 См.:

Чтим Державный образ святыни Твоея

https://pravoslavie.ru/152488.html?ysclid=ltscfvw57g456322922 

 (исп м-лы СМИ; Александр Шаргунов)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».