Кто владеет умами детей — владеет будущим.
В.Бахревский
Экокалендарь — 2024
выпуск №4

Во всем мире 2 февраля отмечается Всемирный день водноболотных угодий, который призван привлечь внимание к важности сохранения и устойчивого использования этих уникальных экосистем. Этот праздник, учрежденный с целью осознания важности водных угодий для жизни на планете, стал символом международных усилий по их сохранению.

История и идеи Всемирного дня водноболотных угодий

1 идея: Всемирный день водноболотных угодий был учрежден в 1996 году на инициативу Международной конвенции о водных угодиях (Ramsar Convention on Wetlands), с целью привлечения внимания общественности к значению и уязвимости этих экосистем. Этот день стал напоминанием о необходимости сохранения водных биоразнообразий и поддержки устойчивого использования водных ресурсов.

2 идея: Празднование Всемирного дня водноболотных угодий имеет свои корни в стремлении обратить внимание мирового сообщества на уникальность и значимость водных болотных экосистем для биоразнообразия и здоровья планеты. Этот день был учрежден в 1997 году в рамках Конвенции о водных болотах (Ramsar), подписанной в 1971 году в городе Рамсар, Иран.

Цели и значения праздника

Всемирный день водноболотных угодий направлен на повышение осведомленности общественности о важности и уязвимости водных угодий, а также на привлечение внимания к проблемам, с которыми они сталкиваются. Основные цели этого праздника включают в себя:

Повышение осведомленности об экологической значимости водных угодий.

Пропаганда устойчивого использования водных ресурсов.

Поддержка и содействие в сохранении и восстановлении водных экосистем.

Традиции празднования Всемирного дня водноболотных угодий

В этот день проводятся различные мероприятия, направленные на просвещение общественности о важности водных угодий и охране их природных ресурсов. Это могут быть экскурсии, лекции, конференции, выставки, акции по благоустройству и очистке водоемов, а также другие мероприятия, ориентированные на поддержку и сохранение этих уникальных экосистем.

Подводя итог, можно сказать, что Всемирный день водноболотных угодий играет важную роль в осведомлении общественности о важности сохранения и устойчивого использования водных ресурсов для поддержания биоразнообразия и здоровья планеты. Этот праздник стимулирует усилия по охране и восстановлению водных экосистем и напоминает о нашей ответственности за будущее нашей планеты.

«Всемирный день водно-болотных угодий»

Цель:   Воспитание у детей нравственных позиций по отношению к водно – болотным угодьям.

Задачи: 1. Привлечь внимание общественности к проблемам   охраны водно – болотных угодий;

2. Повышение уровня экологической культуры школьников;

3. Формирование и распространение идеологии о ценности водно – болотных угодий среди населения района.

Форма занятия: познавательная викторина

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

«Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». Что это? (Болото.) Вопрос? А что же это такое — болото? (Ответы детей.) Болотами называют участки суши, где почвы постоянно или большую часть года переувлажнены.

А знаете ли вы, что 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий? Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве обитания водоплавающих птиц, была подписана 2.02.71г. в г. Рамсаре (Иран) и с тех пор носит название Рамсарской конвенции, а день её подписания объявлен Всемирным днём водно-болотных угодий. Ее основная задача — охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами.

Вопрос? Как вы относитесь к болотам? (Ответы детей.)
 Большинство людей отвечает: «Плохо!» Болото— это комары, грязь, можно утонуть, там страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству. С похвалой о болотах отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам частично и от далеких предков. Болото как место труднодоступное и непригодное для человеческого жилья редко посещалось людьми. И где, как не в этом глухом месте, следовало селиться «силам неведомым и нечистым», созданным богатым народным воображением? Суеверия, как известно, живут долго.

В наши дни отношение к болотам меняется.

Вопрос? В чем же заключается польза болот? (Ответы детей.)

Учитель. Поразительна способность болот очищать воду. Болота даже используются для того, чтобы очищать стоки свиноводческих ферм! Эти стоки не только плохо пахнут, но и ядовиты. Если ими полить почву, то урожай снизится. Микроорганизмы, населяющие торф, прекрасно справляются с этими «ароматами». В вытекающей из болота воде нет и намека на то, что было слито в него со свинофермы! А торф такого «свиного болота» становится прекрасным удобрением.

Главная ценность болот — способность накапливать воду и улучшать ее качество. Болота — охранители всех других водных экосистем, обеспечивающих биосферу пресной и чистой водой.

Учитель. А вы знаете, какие растения растут на болоте? (Ответы детей.)
 Молодцы! Действительно, растений на болоте не так много, но они очень своеобразны. Эти растения не способны произрастать на других территориях, так как не выдерживают конкуренцию с другими видами. Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В таких условиях могут жить немногие растения, ведь им приходится постоянно бороться против погребения живых частей под слоем нарастающего торфа.

(Ведущая рассказывает и демонстрирует слайды.) Пожалуй, наиболее ярким и известным приспособлением является плотоядность некоторых болотных растений (растения-хищники!). Они способны «ловить» и переваривать насекомых! У нас на болотах есть такое растение, только очень маленькое — росянка круглолистная. Попробуйте провести с росянкой опыт: «угостите» ее кусочком мяса или вареного яйца. Вы увидите, что росянка съест это угощение без остатка! Так и хочется назвать это растение хищницей! А ведь росянка — растение полезное, из нее изготавливают лекарство от кашля.

Вопрос? Какое растение на болоте приятно пахнет, но если побыть возле него более получаса, начинает болеть голова? Это багульник, верно. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло. (показ слайда)
А это растение — тоже болотный кустарник. Он, как и багульник, оставляет на зиму зеленые листочки и с ними прячется от мороза под снегом. Лиловые мелкие цветки его сладко пахнут нектаром, шмели готовят из него особый мед. Знаете, как называется это растение? (Демонстрация подбела.) Подбел. Родственники у подбела вам всем хорошо известны. Это клюква, брусника, голубика. Чем они похожи? (Ответы детей.) Эти растения относятся к семейству вересковых. Их объединяет то, что все они кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми листьями. Они могут быть вечнозелеными (как брусника) или листопадными (как голубика). Их цветки напоминают по форме бокальчик. Растут вересковые в самых неблагоприятных условиях: на песках, болотах, т.е. там, где не могут жить другие растения.

Задание - вопрос? А знаете ли вы, как выглядит рогоз? Нарисуйте его. Подсказка: В народе его часто неправильно называют камышом или тростником.

Учитель: У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое — семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят из множества семян, снабженных, как у одуванчика, летательными волосками. Второе приспособление — толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на зиму откладываются питательные вещества. Они понадобятся рогозу весной, когда наступит пора пробуждения.

Такие же корневища есть и у других растений, например у кувшинок.( показ слайдов)

Учитель. Отгадайте-ка еще одну загадку. «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох)

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелено-бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. И самый распространенный среди них — сфагновый. (Ведущая показывает образец сфагнума.) Этот мох обладает замечательным свойством — он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». (Демонстрируется впитываемость сфагнума: положить сухой сфагнум в прозрачную емкость с водой, через некоторое время показать.)

Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии) действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен (его закладывают между бревен). А где еще можно применить этот мох? (Ответы детей.)

Учитель. Продолжаем наше знакомство с болотными тайнами и загадками.
Остатки мхов, трав, стебельков и листочков отмирают и ложатся слоями друг на друга. Проходят десятки или даже сотни лет, и на болоте возникает……? (ответы детей) - торфяная залежь. С виду торф — черная или темно-коричневая масса, но если рассмотреть его в увеличительное стекло, то видны волоконца, крохотные листики, стебельки мха. Образуется торф только на болотах.

Вопрос? А каково значение торфа. (Ответы детей.)

1. Торф — хорошее топливо. Им издавна топят печи.
2. Торф является еще и отличным удобрением. Если его добавить в почву, то обязательно получим хороший урожай.

3. А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки. (Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшочком.

4. В медицине – торфолечение.

Учитель. А какие еще животные живут на болоте? (Ответы детей.)

 Болота— места обитания многих животных. Здесь они находят пищу и укрытия. Один из главных элементов болот — водоплавающие птицы. Они обеспечивают мировое (!) единство системы водно-болотных угодий, мигрируя из одной части света в другую. Многие водоплавающие птицы связаны непосредственно с болотом. Вот почему сохранение болот в первую очередь сохраняет разнообразие птиц, живущих возле воды. Каких болотных птиц вы еще можете назвать? (Ответы детей.) Различные кулики, гуси, утки, журавли, цапли. На болотах кормятся и хищные птицы: лунь болотный, беркут, сова болотная, канюки, осоеды; обитают глухари, белые куропатки.

Из пресмыкающихся болота населяют гадюка обыкновенная и живородящие ящерицы. (Демонстрация слайдов.)

На сфагновые болота приходят кормиться и млекопитающие: лиса, волк, росомаха, медведи, северные олени. А без комаров, мошек, стрекоз вообще трудно представить болото.

Вопрос? Могут ли животные обойтись без болота? Почему они там живут? (Ответы детей.) Верно, они там питаются. А кто чем (или кем) питается? Давайте подумаем и поиграем в игру «Пищевая цепочка на болоте».

Учитель. А знаете ли вы, какие уникальные болотные системы расположены у нас в округе? (Ответы детей)

Государственный природный комплексный заказник "Ашит" Территория заказника расположена в центральной части Атнинского района. Основную часть заказника "Ашит" (его площадь 2700 гектаров) составляют ценные водно-болотные угодья, которые особенно типичны для его центральной части. Весной во время половодья все вокруг покрывается водой, словно море образуется. И это недели на две-три. Вот где раздолье для птиц, которых здесь собирается видимо-невидимо. Настоящий птичий базар - с гомоном, гоготом, хлопаньем крыльев, кудахтаньем и прочим птичьим разговором. Одни прилетают, другие улетают, третьи устраивают разборки, четвертые, словно на собрании, что-то обсуждают... Ну совсем как люди!

Отмечено 112 видов птиц, 12 из которых занесены в Красную книгу РТ: лебедь-шипун, выпь большая, лунь луговой, сова болотная, кулик-сорока, веретенник большой, улит большой, травник и другие. Примечательно, что пойма Ашита пришлась по душе и такой редкой птице-краснокнижнице, как кроншнеп большой, - здесь отмечено его компактное гнездование.

А в период весенней миграции в пойме Ашита отдыхают в течение двух недель до 5 тысяч одних только гусей. И практически все виды утиных, которые летят с юга в тундру выводить птенцов, тоже здесь останавливаются. Это и кряква, и свиязь, и чирок-свистунок, и чирок-трескунок. Можно сказать, что пойма Ашита для птиц - перевалочный пункт.

Богат и разнообразен животный мир. Здесь встречаются: лось, кабан, лисица, барсук, заяц-русак, заяц-беляк, норка американская, хорь, ондатра. Отсутствие на берегах каких-либо производств, а значит, и сбросов, способствует хорошему качеству воды - речка очень чистая. И соответственно - рыбная. Водятся здесь лини, налимы, голавли, щуки.

Вот какие замечательные и нужные болота есть у нас. И мы их должны обязательно сохранить!
А теперь попробуем подвести итог сегодняшней встречи и ответить на вопрос: для чего нужны болота в природе? 

Вывод: (Ответы детей.)

Если исчезнут болота, то
1) суше станет климат
2) исчезнут болотная фауна и флора
3) обеднеют реки
4) не будет клюквенных ягодников, грибных мест.
5) Болота выполняют важнейшую водорегулирующую роль в поверхностом стоке.

(Ответы детей.) Итак:
1. Болота накапливают и хранят воду.
2. Очищают воду.
3. Поддерживают биологическое разнообразие (растения, животные).
4. Служат необходимым условием жизни коренных народов.


Что вам сегодня особенно запомнилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей.) 

Наши выпуски «ШН»:

СОШ№135: РБО — 120 лет Н.М.Верзилину

https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-rbo-120-let-n-m-verzilinu

СОШ№135: 130 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки

https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-130-let-so-dnya-rozhdeniya-vitaliya-valentinovicha-bianki?highlight=

исп м-лы СМИ;

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра,  , «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Софья Смирнова   — военкор; зам. нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Ярослав Якушин — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».