03.10.23г., в замечательный осенний день, классный руководитель Елена Рябова,  учитель Александр Куляпин  и практикантка Пермского краевого колледжа искусств и культуры  Арина Базанова, - провели с учениками 5-8 классов образовательное путешествие в м/к  Государственного архива Пермского края, в сквере на улице Крупской, где в июле была открыта уличная выставка «Люди горнозаводской цивилизации». Выставка создана музеем «Ретро-Гараж» совместно с Государственным архивом Пермского края при поддержке Фонда президентских грантов и является частью проекта музея «Ретро-Гараж» о наследии в Перми и Ижевске Дмитрия Федоровича Устинова – министра вооружения и министра обороны СССР, организатора оборонного производства.

         Поход - экскурсию начали с памятного фото у  памятника Н.Славянову.

         Выставка посвящена руководителям, инженерам и конструкторам пермских заводов XIX – XX вв., которые творили индустриальную историю Перми. На выставке рассказано, в том числе, о таких инженерах и руководителях Мотовилихинских заводов, как Николай Воронцов, Людвиг Грасгоф, Николай Славянов, Сергей Строльман и Виктор Лебедев, об организаторе химического и транспортного производства Иване Любимове.

         Авторы концепции выставки – директор Государственного архива Пермского края Юлия Кашаева и директор музея «Ретро-Гараж» Александр Черепанов, дизайн выставки выполнен представителем проектного бюро «Гудзон» Александрой Шараповой, выявление документальных материалов проведено главным археографом научно-исследовательского отдела архива Денисом Катаевым.

         В открытии выставки приняли участие Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Игорь Сапко, глава администрации Мотовилихинского района города Перми Игорь Сальников, директор пермского краевого колледжа «ОНИКС» Павел Миков, наш учитель школы №135 Александр Куляпин и др.

         Именно при Устинове были разработаны те виды вооружений, благодаря которым страна сохранила обороноспособность в «лихих 90-х» и начале 2000-х годов. Дмитрий Федорович, спасая страну уже после смерти, делал это не в первых раз. Его вклад в победу в Великой Отечественной войне трудно переоценить.

Дмитрий Фёдорович Устинов

 

         Дмитрий Устинов родился 30 октября 1908 года в Самаре, в семье рабочего. Детство его пришлось на революцию и Гражданскую войну, поэтому в условиях разрухи, чтобы заработать на кусок хлеба, работать мальчик начал в 10 лет. А в 15 лет доброволец 12-го Туркестанского полка Дмитрий Устинов уже не на жизнь, а насмерть дрался с басмачами. Потом была демобилизация, профтехшкола в Костромской области, которую Устинов закончил в ноябре 1927 года. После школы он два года работал слесарем, а затем поступил на инженерно-механический факультет Иваново-Вознесенского политехнического института. На талантливого парня, мечтающего о профессии инженера, обратили внимание. В числе лучших студентов он транзитом через Москву, прибыл в Ленинград, где перспективной молодежью со всей страны доукомплектовывали вновь созданный Военно-механический институт. Спустя десятилетия этот вуз будет носить имя Дмитрия Устинова.

А в 1934 году, после получения диплома, Устинов стал начальником бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. В период «Большого террора» многие директора и инженеры оборонных предприятий исчезали в тюрьмах, а их место занимали совсем «зеленые» специалисты, почти мальчишки. В 1937 году 29-летний Дмитрий Устинов стал заместителем главного конструктора и директором Ленинградского завода «Большевик». Не справиться было нельзя. Тех, кто не справился, ждали обвинения во вредительстве и, в лучшем случае, срок. Про худший случай и говорить не стоит. Но Устинов справился, был удостоен ордена Ленина, и оказался в поле зрения самого Иосифа Сталина.

В неполные 33 года на его плечи выпала непростая задача — выиграть дуэль с немецкой военной промышленностью. Решать задачу приходилось в условиях, когда на Третий Рейх трудилась вся Европа, а возможности СССР в условиях отступления Красной Армии стремительно сокращались. В это время Устинов трудился по 20 часов в сутки. За три первых месяца войны из районов СССР, попавших под оккупацию, были эвакуированы больше 1360 крупных предприятий наркомата обороны. Переброшенные на Восток заводы начинали поставлять армии автоматы, танки и самолеты порой еще до того, как у цехов появлялись стены. В осажденной Москве и блокадном Ленинграде продолжалось военное производство, несмотря на тяжелейшие условия.

Требования, выдвигаемые к Устинову, казались невыполнимыми — наркому предписывалось переходить на новые виды выпускаемой военной техники, не снижая объемов производства даже временно.

Сегодня трудно даже представить, какой ценой Устинов и его команда добивались нужного результата. Но к 1943 году Дмитрий Устинов положил на обе лопатки главу немецкой «оборонки» Альберта Шпеера. Гитлеровского министра на Западе до сих пор считают гением, но русскому парню из Самары он проиграл вчистую.

После войны Устинов стал сначала министром вооружения СССР, а затем министром оборонной промышленности СССР. Называя вещи своими именами, Дмитрий Федорович стал настоящим отцом военно-промышленного комплекса СССР, доведя его до высшей точки могущества.

Не обо всех направлениях деятельности в советские годы говорилось громко. Например, о том, что Устинов курировал ракетную программу СССР, а также создание первых ракетных комплексов ПВО. Знаменитые советские комплексы ПВО, включая знаменитый теперь С-300, начинали выпускаться благословения Устинова. Ракетные силы ВМФ СССР, в том числе стратегические подводные ракетоносцы — еще одно детище Устинова. Свою первую звезду Героя Социалистического Труда Дмитрий Федорович получил в 1942 году за успешное руководство оборонным комплексом в условиях войны, а вторую — закрытым указом за подготовку полета Юрия Гагарина.

Как и многие деятели советской «оборонки», Устинов, не будучи кадровым военным, имел генеральское звание. Это, однако, лишь усиливало разногласия между армейскими маршалами и Устиновым, который, начиная с 1960-х годов курировал военно-промышленный комплекс в качестве секретаря ЦК КПСС. Когда в 1976 году, после смерти министра обороны Андрея Гречко, его преемником был назначен Устинов, высший советский генералитет был настроен к новому шефу весьма скептически.

Впрочем, скепсис довольно быстро рассеялся. Обижать военных Устинов не собирался. Советская Армия и флот, согласно его планам, должны были перейти на новейшие виды вооружений, в том числе высокоточное оружие. При Устинове начальником Генерального штаба стал Николай Огарков, чьи идеи в области применения автоматизированных систем управления войсками высокоточного оружия были поистине революционными. Сегодня на Западе признают, что доктрина Огаркова, элементы которой были частично опробованы на масштабных учениях «Запад-81», сулила СССР качественный перевес над НАТО. Увы, амбициозные планы так и не были полностью реализованы.

Устинов обладал потрясающей работоспособностью. Ему было уже за 70, но он спал не более 4-5 часов, проводя на рабочем месте время с утра до поздней ночи. Министр не любил шумных застолий, и во время обеда во время командировки запросто мог отправиться в цеха местного предприятия или в казарму, чтобы поговорить с рабочими у станка или обычными рядовыми, узнать, чем они дышат.

Идеализировать Устинова, конечно, не стоит. Чем влиятельнее он становился, тем тяжелее было с ним спорить. Про непомерное разрастание доли ВПК в государственном бюджете мы говорили. Но на совести Устинова также и ввод войск в Афганистан, за который он рьяно выступал в 1979 году. Надежды на то, что конфликт не будет продолжительным, не оправдались, и проблема Афганистана продолжала висеть над нашей страной вплоть до конца 1980-х.

Непротиворечивых фигур в политике, наверное, не бывает. Но если оценить путь, пройденный Дмитрием Устиновым, то окажется, что пользы нашей стране он принес во много раз больше.

         Имея огромное влияние в ВПК, Устинов хоть и устранил ряд явных перекосов в развитии советской военной машины, но не смог изменить общую тенденцию. В результате интересы ВПК чаще всего стояли выше интересов ВС, оборонный заказ формировался исходя из интересов промышленности. Среди самых известных примеров такого перекоса: принятие на вооружение в 1960-1970-х годах трех близких по боевым возможностям, но серьёзно различающихся по конструкции танков (Т-64, Т-72, Т-80); разнотипность ракетных комплексов ВМФ с тенденцией строить новые корабли под каждый новый комплекс, вместо модернизации предшествующих. Кроме того, Устинов был одним из главных противников строительства авианосцев классического типа, что привело к появлению тяжелых авианесущих крейсеров.

         Став министром обороны СССР, Устинов коренным образом изменил военную доктрину. До него вооруженные силы СССР готовились к неядерному конфликту высокой интенсивности в Европе и на Дальнем Востоке, где главною роль должны были сыграть мощные бронетанковые силы. Дмитрий Фёдорович основной упор сделал на резком наращивании и модернизации оперативно-тактического ядерного потенциала советских войск на европейском направлении. Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20) и оперативно-тактические комплексы ОТР-22 и ОТР-23 «Ока» должны были проложить дорогу танковым дивизиям СССР в Европе. Устинов завершил создание системы стратегического управления Вооруженными Силами и их группировками с внедрением новейших систем и средств автоматизированного управления. Также его заслугой является создание в странах Организации Варшавского Договора собственной военной промышленности и оснащение союзных армий новейшей военной техникой и вооружением.

         Многие современники отмечали способность Маршала Советского Союза Устинова выбирать из имеющихся проектов лучшие и отличающиеся самой высокой эффективностью. Так, целый пласт жизни великого государственного деятеля был связан с организацией ПВО СССР. Ещё в 1948 году Иосиф Сталин поставил задачу организовать надежную оборону Москвы. В 1950 году было создано Третье главное управление СМ СССР (ТГУ). В кратчайшие сроки — за четыре с половиной года, создали систему ПВО Москвы, где на дежурстве стояли системы С-25. Для своего времени это был технический шедевр — первый многоканальный зенитный ракетный комплекс. При поддержке Устинова в 1961 году приняли на вооружение зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия С-125. Устинов также был активным сторонником принятия на вооружение зенитно-ракетного комплекса дальнего радиуса действия С-200. Под его контролем были созданы ЗРК С-300. В совершенстве зная все предшествующие комплексы, Дмитрий Фёдорович вникал в мельчайшие детали и предъявлял самые жесткие требования к новой зенитно-ракетной системе.

         Необходимо сказать, что фактически под руководством Устинова, который стал единственным отечественным руководителем такого ранга, который занимал ключевые посты в оборонном комплексе СССР при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Андропове и Черненко, была создана настолько эффективная и прочная система обороны страны, что она позволяла России долгое время находиться в безопасности и после развала СССР. Под руководством Устинова были разработаны и запущены в производство практически все виды основного оружия, которое сейчас стоит на вооружении Вооруженных сил РФ. Это танки Т-72 и Т-80, боевые машины пехоты БМП-2, истребители Су-27 и МиГ-29, стратегический бомбардировщик Ту-160, ЗРК С-300 и многие другие виды оружия и техники, которые до сих пор сохранили боевую эффективность и заставляющие окружающий мир сдерживать свою агрессию по отношению к русской цивилизации. Эти виды оружия и их модификации ещё долго будут защищать Россию. И в этом заслуга «сталинского наркома» Дмитрия Фёдоровича Устинова. Благодаря таким людям-титанам Советский Союз был сверхдержавой, сохранявшей мир на всей планете. Когда ушли последние титаны вроде Устинова, тогда смогли разрушить и Советский Союз.

         Устинов возглавлял Минобороны вплоть до своей смерти 20 декабря 1984 г. Он умер на боевом посту. Д. Ф. Устинов — Герой Советского Союза и дважды Герой Социалистического Труда, награжден 11 орденами Ленина, орденом Суворова 1-й ст., орденом Кутузова 1-й ст., медалями СССР, орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР.

Сюжеты об открытии выставки вышли в выпуске программы «Вести-Пермь» на телеканале «Россия-1 – Пермь» и в «Вечернем Вестнике» на телеканале «Ветта».

https://vk.com/wall-112139211_7434 - С 9:30 репортаж Ветты про выставку

https://vesti-perm.ru/archive/6c42e41b7975421a80cc92774dd617e9 Вести про выставку

http://pfo.gov.ru/press/theregionslife/108368/

http://www.archive.perm.ru/about/news/otkryta-ulichnaya-vystavka-litsa-gornozavodskoy-tsivilizatsii/

(наша справка)

         Дмитрий Фёдорович Устинов (17 (30 октября) 1908 года — 20 декабря 1984 года) — советский военачальник и государственный деятель. Маршал Советского Союза (1976). Герой Советского Союза (1978). Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961). Кавалер одиннадцати орденов Ленина.

Народный комиссар и министр вооружения СССР (1941–53 гг.), министр оборонной промышленности СССР (1953–57 гг.), министр обороны СССР (1976–84 гг.). Член ЦК КПСС (1952–84 гг.), секретарь ЦК КПСС (1965–76 гг.), член Политбюро ЦК КПСС (1976–84 гг.).

  • Родился: 30 октября 1908 г., Самара, Самарская губерния, Российская империя
  • Умер: 20 декабря 1984 г. (76 лет), Москва, РСФСР, СССР
  • Партия: КПСС (1927-1984 гг.)
  • В браке с: Таисия Алексеевна Брыкалова-Устинова
  • Родители: Ефросинья Мартыновна Устинова, Федор Сысоевич Устинов
  • Звание: Маршал Советского Союза

         Объект культурного наследия регионального значения: «Памятник электротехнику Н.Г. Славянову» (г. Пермь, пл. Дружбы).
Николай Гаврилович Славянов (1854-1897 гг.) - ученый, изобретатель электрической сварки.

         Памятник Н.Г. Славянову создан по заказу и на средства машиностроительного завода им. В.И. Ленина. Памятник открыт 14.09.1988 г. в присутствии потомков Славянова Н.Г., делегатов всесоюзной юбилейной научно-практической конференции по сварке.

         Памятник расположен в сквере на пл. Дружбы, изображает Славянова Н.Г. в полный рост рядом с его изобретением. Фигура бронзовая, находится на высоком постаменте из красного мрамора в виде славяновского «стакана» - многогранника, сваренного из различных металлов. На постаменте объемная бронзовая факсимильная надпись «Н. Славянов».

Автор скульптуры – скульптор А.А. Уральский

         В образовательном путешествии приняла участие практикантка Арина Базанова. Она рассказала, что инженеры — это очень высококультурные люди. Руководители заводов на выставке также присутствуют. Например стенд о Лебедеве Викторе Николаевиче.

         Дворец культуры им. В. И. Ленина был построен 19 октября 1963 года по инициативе тогдашнего директора «Мотовилихинских заводов» — Лебедева Виктора Николаевича. Строительство здания дворца было запланировано к 100-летию создания сталепушечного завода.

         К созданию проекта будущего Дворца культуры были привлечены московские архитекторы — Я. А. Корнфельд и Т. Г. Заикин.
         С момента постройки дворец стал одним из крупнейших культурных объектов города того времени, и на протяжении более чем сорока лет являлся центром культуры, творчества и просвещения для жителей района.
Совокупная площадь внутренних помещений Дворца культуры им. В. И. Ленина составляет примерно 5 тыс. кв.м, а в самом дворце имеется актовый зал на 900 мест.

         С 1963 года во Дворце культуры располагалась заводская публичная библиотека, учреждённая ещё в 1896 году по инициативе уездного комитета Попечительства о народной трезвости.

         В 1990-х годов бывший Дворец культуры им. В. И. Ленина стал именоваться Дворец культуры «Мотовилихинских заводов», а с 2006 года переименован в культурно-деловой центр «Мотовилиха».
         26 апреля 2005 года владельцы контрольного пакета акций ОАО «Мотовилихинские заводы» — группа компаний ФД «Русь» продали Дворец культуры им. В. И. Ленина Пермскому епархиальному управлению христиан веры евангельской («Новый Завет») при условии, что они обязались не перепрофилировать дворец и сохранить, занимающиеся в нём кружки и секции.

         Дворец Ленина в архитектурном отношении — истинный дворец в стиле сталинского ампира. Насколько же выгодно он отличается он от современных безликих культурных сооружений, именуемых дворцами, не исключая проект нового оперного театра. Вместе с Дворцом им. Солдатова,  (в прошлом, ДК им. Свердлова) и существующим оперным театром — это архитектурное украшение Перми, которое надо бережно сохранять и которым надо гордиться. Замечательно и то, что он входит в комплекс культурно-спортивных сооружений, расположенных на улице имени В.Н.Лебедева, легендарного директора завода им. В.И. Ленина в пору его расцвета, а в то время именовавшейся улицей Культуры, к числу которых относятся стадион «Молот».

 Лебедев Виктор Николаевич

         (родился в 1910 г. в Санкт-Петербурге, умер 22 марта 1976 г. в Перми) – инженер-металлург, руководитель. Директор Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина (ПАО «Мотовилихинские заводы») с 1952 по 1976 гг. Член бюро Пермского городского комитета партии. Депутат Верховного Совета РСФСР трёх созывов. Награждён орденами «Знак Почёта» (1941), Красной Звезды (1944), Трудового Красного Знамени (1945), Ленина (1958, 1961, 1974), Октябрьской Революции (1971). Герой Социалистического Труда (1961). Почётный гражданин Перми (1973).

         В 1952 г. Виктор Николаевич Лебедев возглавил завод и руководил им четверть века. Именно при нём, в 1971 г., предприятие было награждено орденом Октябрьской Революции. Эта награда стала пятой в истории завода.

Виктор Николаевич Лебедев полностью соответствовал представлениям о настоящих директорах - промышленных генералах того времени. Его рабочий день начинался вместе с первой сменой, а с завода он уезжал уже затемно. С рабочими в цехах он общался больше, чем с родными и близкими. Народ видел и ценил это. Рабочие не стеснялись говорить о проблемах, критиковать цеховое и заводское начальство, и все же многие выбирали работу на заводе лишь потому, что его директором был Лебедев!

         Для молодых рабочих и инженеров Виктор Николаевич начал реализовывать масштабную программу по повышению квалификации и переобучению. Каждый год сотни специалистов выпускал организованный на базе завода механический техникум. В Доме техники учились инженеры, мастера, руководители цехов. Заочное, вечернее обучение в институтах, в школах рабочей молодежи стало нормой жизни коллектива. В заводоуправлении благодаря Лебедеву появилась прекрасная библиотека специальной и научной литературы, которая быстро стала весьма популярной среди инженеров предприятия. Не случайно, что именно в эти годы на Мотовилихе сформировалась уникальная конструкторская школа. Многие стали лауреатами государственных премий, были награждены орденами и медалями.

         Сегодня о Викторе Николаевиче Лебедеве сказали бы: он был настоящим харизматиком, умеющим мотивировать персонал для достижения целей организации.

         Вместе с заводом рос и развивался Мотовилихинский район: был возведён дворец культуры, крытый каток, физкультурные залы, жильё для работников предприятия... В итоге и сейчас эта часть Перми во многом развивается по тому пути, который был задан еще в шестидесятые годы командой Лебедева. Именно благодаря инициативе Виктора Николаевича была создана хоккейная команда «Молот». Завод поддерживал кружки детского технического творчества, музыкальные студии, помогал подшефным школам и ПТУ.

Арина:

Здравствуйте, ребята!

         В современном мире выбор профессии становится все более сложным и ответственным. Для многих людей это один из самых важных этапов жизни, ведь правильно выбранная профессия не только определяет карьерный рост и доход, но и влияет на личностное развитие и удовлетворенность жизнью. В этом контексте профессиональная ориентация является ключевой задачей, которую необходимо решить на пути к выбору подходящей профессии. В данной беседе мы познакомимся с ГБПОУ "Пермский краевой колледж искусств и культуры", рассмотрим возможности образования, доступные в данном колледже, и возможно поможем вам определить свой выбор в процессе этой профориентации.

         ГБПОУ "Пермский краевой колледж искусств и культуры" предлагает широкий спектр специальностей и направлений обучения, связанных с искусством и культурой.

Мировая художественная культура - это специальность, которая связана с изучением мирового искусства, истории и культуры. Студенты изучают различные художественные направления и стили, а также учатся анализировать и интерпретировать произведения искусства. Выпускники данной специальности могут работать в музеях, арт-галереях, на культурных площадках, где представляется искусство разных стран и эпох, преподавателями на кафедрах искусствоведения в высших учебных заведениях, а также кураторами музейных экспозиций и выставок, экскурсоводами.

Хореографическое творчество – это специальность, которая связана с созданием и исполнением хореографических номеров и постановок. Студенты изучают различные танцевальные направления, технику танца, музыкальность, а также учатся создавать свои собственные хореографии. Выпускники данной специальности могут работать исполнителями-хореографами в театрах, танцевальных коллективах, студиях, режиссерами или хореографами при организации театральных постановок и отдельных танцевальных номеров.

Театральное творчество - специальность, которая направлена на подготовку актеров, режиссеров, сценаристов и других профессионалов, связанных с театром. Обучение включает изучение методик актерского мастерства, теории драматургии, техники режиссуры, основ работы со светом и звуком на сцене, постановку спектаклей.

Социально-культурная деятельность - это специальность, которая связана с организацией и проведением культурных мероприятий и программ для различных социальных групп. Студенты изучают теорию и практику организации культурных мероприятий, маркетинг и финансовый менеджмент в культурной сфере. Выпускники могут работать главными специалистами по культуре в муниципальных, региональных и государственных учреждениях, организаторами культурных мероприятий в музеях, кинотеатрах, театрах, арт-галереях, центрах развития творчества и других организациях.

Сольное и хоровое народное пение - это специальность, которая связана с изучением и исполнением народных песен в сольном и хоровом исполнении. Студенты изучают технику вокала, музыкальную теорию, аранжировку и руководство хором. Выпускники могут работать исполнителями народных песен в театрах, концертных залах, вокальных ансамблях и хорах, преподавателями музыкальных школ и других образовательных учреждений.

Библиотековедение - это специальность, которая связана с организацией и управлением библиотеками. Студенты изучают теорию и практику библиотечной науки, каталогизацию и классификацию книг, работу с читателями и информационными ресурсами. Выпускники могут работать в библиотеках разных уровней, а именно: муниципальных, университетских, государственных, научных и других.

         Профориентация - это важный этап в жизни каждого человека, который помогает определиться с выбором будущей профессии.

Важно помнить, что выбор профессии должен быть осознанным и обоснованным. Для этого необходимо учитывать свои интересы, таланты, возможности.

 (исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ.)

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».